Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ'

РАЗВИТИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ГРАНТОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Халмуратов С.Э.

В данной статье описывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Европейский союз является одним из крупнейших торговых партнеров Узбекистана. Отмечается, что в отношениях между Узбекистаном и Европейским союзом особое внимание уделяется сотрудничеству в сфере образования, сельского хозяйства и других сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Халмуратов С.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MULTIPURPOSE RELATIONS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN WITH THE EUROPEAN UNION

This article describes the political, legal, economic, investment, financial, scientific and technical cooperation between Uzbekistan and the European Union. The European Union is one of the largest trade partners of Uzbekistan. It is noted that in relations between Uzbekistan and the European Union, special attention is paid to cooperation in the field of education, agriculture and other areas.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ»

Халмуратов С.Э., к.э. н.

доцент

Ташкентский государственный экономический университет

РАЗВИТИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Аннотация: В данной статье описывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Европейский союз является одним из крупнейших торговых партнеров Узбекистана. Отмечается, что в отношениях между Узбекистаном и Европейским союзом особое внимание уделяется сотрудничеству в сфере образования, сельского хозяйства и других сферах.

Ключевые слова: Узбекистан, Европейский союз, Всемирная торговая организация, образование, сотрудничество, инвестиции, грантовые соглашения, импорт, экспорт.

Khalmuratov S.E., candidate of economics

associate professor Tashkent State University of Economics

DEVELOPMENT OF MULTIPURPOSE RELATIONS OF THE

REPUBLIC OF UZBEKISTAN WITH THE EUROPEAN UNION

Annotation: This article describes the political, legal, economic, investment, financial, scientific and technical cooperation between Uzbekistan and the European Union. The European Union is one of the largest trade partners of Uzbekistan. It is noted that in relations between Uzbekistan and the European Union, special attention is paid to cooperation in the field of education, agriculture and other areas.

Key words: Uzbekistan, European Union, World Trade Organization, education, cooperation, investments, grant agreements, import, export.

Обретение Узбекистаном своей государственной независимости открыло перед ним широкие возможности самостоятельно проводить свою внешнюю политику, вырабатывать собственные пути вхождения в мировое сообщество, определять направления и приоритеты межгосударственных отношений.

Актуальность данной статьи обуславливается тем, что оптимальное включение в мировое экономическое пространство - одна из важнейших задач стран с переходной экономикой. Вместе с тем углубление

международного хозяйственного сотрудничества позволяет использовать в нашей стране мировой опыт осуществления региональных преобразований. Целью исследования является комплексный анализ развития международных экономических отношений нашей страны.

Усилия президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева по реформированию экономики поддерживаются международными финансовыми институтами и помогут привлечь в страну большие инвестиции, технологии и создать новые рабочие места[1]. Развитие интеграции Узбекистана в мировое хозяйство тесно связано с углублением экономических реформ и структурных преобразований в экономике страны.

В настоящее время в Узбекистане осуществляется широкий комплекс мероприятий, направленный на формирования институциональных основ интеграции национальной экономики в мировую экономику. Исходя из этого, также актуальной задачей является анализ внешнеторговых и внешнеполитических отношений Республики Узбекистан и Европейского Союза.

1. Сотрудничество между Республикой Узбекистан и Европейским

Союзом в политической сфере. Отношения между Европейским Союзом и Республикой Узбекистан стабильно развиваются с момента обретения Узбекистаном независимости в 1991 году. Отношения ЕС с Узбекистаном включены в регулярно пересматриваемую Стратегию нового партнерства ЕС с Центральной Азией, в которой изложены общие цели сотрудничества, ответные меры в области политики, а также приоритетные направления деятельности ЕС в Центральной Азии. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Республикой Узбекистан, действующее с 1999 года, заложило основы для более широких двусторонних отношений: -политический диалог; -торговля товарами;

-предпринимательская и инвестиционная деятельность; -защита интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности;

-сотрудничество в законодательной сфере;

-экономическое сотрудничество; взаимодействие по вопросам, касающимся демократии и прав человека;

-сотрудничество по предотвращению незаконной деятельности; сотрудничество в области культуры и финансовое сотрудничество в области технического содействия - все эти вопросы охватываются в рамках СПС [2].

В интеграции Узбекистана в мировое сообщество особое место занимает дальнейшее углубление взаимовыгодных связей со странами Европейского Союза. Соглашение «О партнерстве и сотрудничестве»

между Узбекистаном и Европейским Союзом, подписанное 21 июня 1996 г. во Флоренции и вступившее в силу 1 июля 1999 г., создало правовую базу взаимоотношений нашей страны со странами Европейского Союза

[3].

Работа над этим соглашением началась еще в 1994 г. после глубокого изучения вопроса Европейской комиссией и Советом, а также Европарламентом. ЕС в конце 1995 г. принял решение о начале переговоров. В середине 1996 г. начались официальные переговоры между сторонами. Переговоры между Республикой Узбекистан, Европейской комиссией и членами Европейского Союза велись в Брюсселе (1 раунд) и Ташкенте (2 раунд) [4].

Благодаря подписанию этого договора, Узбекистан вступил в сотрудничество с 15 европейскими государствами на официальной правовой основе. Договор предусматривает сотрудничество в политической, правовой, экономической, инвестиционной, финансовой, научно-технической и многих других сферах.

Стороны договорились о создании благоприятных условий для взаимной торговли и о свободном транзите товаров на территории своих стран. Договор «О партнерстве и сотрудничестве» Узбекистана с Европейским Союзом представляет собой соглашение, основанное на равноправии сторон. Его практическая ценность состоит в том, что он позволил Узбекистану более активно включиться в общемировую политику и экономику.

2. Сотрудничество между Республикой Узбекистан и Европейским

Союзом в экономической сфере.

В начале 2019 года ЕС выделил грант в размере 40 млн. евро на поддержку расходов государственного бюджета. По сообщению Госкомитета по инвестициям, в Узбекистане при содействии ЕС реализуется 25 проектов на общую сумму более 100 млн. евро. Одновременно новые торговые соглашения связывают Узбекистан с зарубежными странами. В настоящее время, Европейский союз является четвертым крупнейшим торговым партнером Узбекистана. На территории Узбекистана действует 939 предприятий с участием инвестиций из ЕС, включая 667 совместных предприятий и 272 компании со 100 % европейским капиталом в различных отраслях экономики, включая автомобилестроение, фармацевтику, нефтегазовую, химическую, текстильную и другие сферы [5].

В последние годы, успешно реализованы крупные совместные инвестиционные проекты с такими всемирно известными европейскими компаниями, как «МАН», «Даймлер», «Клаас», «Лемкен», «Ритер», «Нестле», «Эйрбас», «Тальго», «Максам» и др [6]. Руководитель подразделения Европейской службы внешних действий отметил, что ЕС готов оказать содействие Узбекистану в увеличении экспорта

сельскохозяйственной продукции в ЕС «путем развития системы сертификации продовольственной продукции согласно требованиям законодательства Евросоюза по безопасности пищевой продукции». По оценкам Евросоюза, создание в Узбекистане системы контроля качества и безопасности пищевых продуктов, которая будет признана в ЕС, откроет широкие возможности для экспорта узбекского продовольствия на европейский рынок.

Анализ динамики товарооборота Узбекистан со странами ЕС в 2018 году, показывает, что ее объём составил 3,73 млрд. долларов (в 2017 году - 3,1 млрд. долларов). При этом импорт составил 3,4 млрд. долларов, почти в десять раз превысив экспорт - 0,33 млрд. долларов, а отрицательное сальдо в торговле составило минус 3,01 млрд. долларов. Из стран ЕС в пятерку лидеров по товарообороту с Узбекистаном вошли Германия, Литва, Латвия, Италия, а также Франция, которая оказалась единственной страной ЕС, куда Узбекистан продал больше, чем купил. Данная тенденция в торговом обороте Узбекистана со странами ЕС сохранилась и с января по июнь 2019 года.

Необходимо подчеркнуть, что Европейский Союз является, одним из крупнейших торговых партнёров Узбекистана и ожидается дальнейшее увеличение ее роли во внешней торговле и внешней политике. По итогам 2020 года, во взаимной торговле между Узбекистаном и ЕС, во взаимной торговле, особое место занимают Германия, Чехия, Латвия, Литва, Италия и Франция (таблица-1). Доля остальных стран Европейского Союза невелика, что предполагает наличие резервов во взаимной торговле между Узбекистаном и ЕС.

Таблица-1

Страны ЕС имеющие наибольший вес в товарообороте Республики

Узбекистан [7]

№ Страна 2018 2019 2020

1 Германия 778,7 989,8 829,0

2 Чехия 70,1 182,6 532,6

3 Литва 291,3 470,2 507,8

4 Латвия 438,7 380,9 367,7

5 Италия 305,5 408,8 348,2

6 Франция 312,8 355,2 221,4

По итогам 2020 года, можно наблюдать резкое увеличение взаимной торговли с Чешской Республикой, если в 2018 году объём взаимной торговли между Республикой Узбекистан и Чешской Республикой составлял 70,1 млн. долларов, то в 2020 году этот показатель вырос в 7,6 раз и составил 532,6 млн. долларов.

Стоит особо отметить, что между Узбекистаном и ЕС создана прочная институциональная база в форме совместных двусторонних и

многосторонних органов взаимодействия, в том числе Совет сотрудничества и другие структуры [8].

3. Перспективы торгово-экономических отношений между Республикой Узбекистан и Европейским Союзом

Основными направлениями взаимного сотрудничества Республики Узбекистан и Европейского Союза, являются сотрудничество в политической, правовой экономической, инвестиционной, финансовой и научно-технической сферах. Европейский союз является четверым крупнейшим торговым партнером Узбекистана.

В ноябре 2021 года Европейская комиссия в досрочном порядке приняла положительное решение по заявке Узбекистана на получение статуса бенефициара Всеобщей системы преференций плюс "GSP+". После утверждения принятого решения узбекские производители и экспортеры смогут начать пользоваться односторонними тарифными преференциями при экспорте своих товаров на европейский рынок. При этом количество товарных позиций, которые узбекские производители смогут экспортировать в страны ЕС, вырастет до 6200. По оценкам экспертов, при режиме преференциальной торговли "GSP+" ожидаемый объем экспорта текстильной продукции на первоначальном этапе будет составлять 300 млн. долларов с последующим его увеличением до 1,2 млрд. долларов к 2025 году [9].

В настоящее время Узбекистаном экспортируется текстильной продукции более чем на 2,1 млрд. долларов. Большая часть приходится на рынок стран СНГ, Турции, КНР и всего лишь 60 млн. долларов на страны ЕС. Так, экспорт в Евросоюз по итогам 2019 года составил 56,7 млн. долларов, за январь-октябрь - 62,5 млн. долларов[10].

Республика Узбекистан и Европейский Союз в лице Европейской комиссии, обсуждают актуальные вопросы двустороннего партнерства в торгово-экономической, финансово-технической и культурно-гуманитарной сферах, а также ход взаимодействия в рамках согласованного проекта Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), вступления Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию (ВТО). За последние 3 года взаимный товарооборот вырос более чем на 50-процентов, разрабатываются программы по выработке эффективных механизмов и реализации инициатив по увеличению показателей взаимной торговли с доведением её объема до 10 миллиардов долларов в ближайшей перспективе [11].

Заключение

Усилия Республики Узбекистан по реформированию экономики поддерживаются Европейским Союзом и другими международными организациями, финансовыми институтами и помогут привлечь в страну большие инвестиции, технологии и создать новые рабочие места. В условиях интеграции Республики Узбекистан в мировое хозяйство и

укрепления сотрудничества с Европейским Союзом, следует решить следующие задачи:

1) активизировать инвестиционные процессы, направленные на укрепление экономики страны, формирование её инновационной структуры и выхода на рынки ЕС;

2) содействовать целевому использованию средств внешнего финансирования с приоритетом, на развитие «зеленой» экономики;

3) интенсифицировать сотрудничество в сфере образования, культурного обмена;

4) активизировать развитие отношений в сфере сельского хозяйства, систем ирригации и мелиорации, с учётом увеличения дефицита водных ресурсов в регионе.

Использованные источники:

1. www. uz. sputniknews. ru/20190531/Shavkat-Mirziev-vstretilsya-s-glavoy-Evropeyskogo-Soveta-11661831. html

2. www. eeas. europa. eu/headquarters/headquarters-homepage_ru

3. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006. c. 302

4. Акрамов Ш. Политическая наука. Т., 2012. c. 199.

5. Юсупалиева, Д. К. Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза / Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 186-188. — URL: https://moluch. ru/archive/330/73885/ (дата обращения:20. 02. 2022).

6. История международных отношений Республики Узбекистан. Отв. ред. Р. Фармонов. Т., 2017. С. 78

7. www. uzte. uz/uploads/uztrade/tashqi_savdo_dec_2020_ru1. pdf.

8. Народное слово. 25 января 2020 г. Политическое развитие и международное положение посткаримовского Узбекистана. — Текст: электронный // International Science Complex Astana: [сайт]. — URL: http://isca. kz/ru/analytics-ru/3029 (дата обращения: 01. 10. 2020).

9. www. kabar. kg/news

10. www. spot. uz/ru

11. www. kun. uz/ru/news/2020/11/14/uzbekistan-i-yes-rasschityvayut-dovesti-tovarooborot-do- 10-mlrd-dollarov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.