Развитие мировой торговли:
содействие продвижению экспорта. Мировой опыт
о см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
Нарышкин Андрей Александрович,
кандидат политических наук, директор по развитию зарубежной сети, АО «Российский экспортный центр», [email protected]
Оганезов Давид Сергеевич,
вице-президент, АО «Российский экспортный центр», [email protected]
В статье рассмотрены основные исторические примеры и практика формирования политики по продвижению отечественной торговли на внешних рынках, примеры создания и функционирования организаций по продвижению международной торговли. Продвижение отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки обеспечивает экономическую стабильность. При наличии похожих предприятий, параллельно функционирующих в регионе и имеющих диверсифицированные рынки сбыта внутри страны им за рубежом, даже кризис в отрасли может быть компенсирован диверсификацией рисков и возможностью поставок за рубеж. В статье подробно анализируются исторические примеры работы на данном направлении, а также современная практика работы в Китае, Корее, Швейцарии. Также рассмотрен российский опыт и перспективы развития модели поддержки экспорта в нашей стране, а также варианты взаимодействия между организациями по продвижению торговли.
Ключевые слова: организации по продвижению международной торговли, торговые дома, экономическое развитие.
Развитие мировой торговли и работа по продвижении отечественной продукции на внешние рынки крайне важны для экономики страны. Ускорение экономического роста, мировой торговли и тем более экспортной деятельности должно обеспечивать не только рост экономики страны, но и благосостояние всех граждан, в т.ч. через механизмы перераспределения средств.
Можно выделить несколько базовых причин, которые обуславливают зависимость от экономики благосостояния граждан и даже социальной политики.
Первое. В современном мире создание надлежащих условий для обеспечения реализации права на достойный труд и обеспечение роста доходов бюджета, впоследствии перераспределяемых на социальные нужды, невозможно в условиях господства в экономике нескольких крупных компаний. А формирование рынка сбыта как для крупных, так и мелко-средних компаний требует расширения возможностей для торгово-экспортной деятельности.
Глобальные экономические кризисы проверяют на прочность экономическую политику государств. В случаях, когда из-за кризисных явлений и неправильных управленческих решений страдает крупная компания, последствия для большого количества граждан неминуемы. Такие последствия затронут не только работников данной организации, но и членов их семей, сопутствующие сферы (поставщиков компонентов и покупателей, подрядные организации) и даже сферу услуг. В случаях опоры в экономике на средние и малые компании неправильные решения, принятые менеджментом, не станут причиной дисбаланса в экономике региона или даже целого государства. Более того, при наличии предприятий, параллельно функционирующих в регионе и имеющих диверсифицированные рынки сбыта внутри страны им за рубежом, даже кризис в отрасли может быть компенсирован перераспределением акцентов на иные регионы и страны.
Второе. Даже наличие богатых природных ресурсов и значимых результатов в работе одной из отраслей промышленности не гарантирует конкурентоспособность страны в долгосрочной перспективе. Только модернизация тех предприятий и отраслей, где уже есть успешные наработки, позволит в перспективе обеспечить структурные сдвиги в экономике страны. Более того, даже при отсутствии значимых природных ресурсов заблаговременное планирование и развитие торговли позволяют обеспечить экономическое благосостояние и построить общество, развитие которого контролируется и направляется.
Третье. Расширение рынков сбыта обеспечивает внедрение результатов новейших исследований в производственные процессы и повседневную жизнь сами по себе (вне контекста прямой привязки к экономике) обеспечивают высокий уровень жизни населения, а
также способствуют увеличению продолжительности жизни.
Развитие торговли и экспортной деятельности является неотъемлемой составляющей экономического роста. Для проведения точечной работы на данном направлении в различных странах мира были созданы организации по продвижению международной торговли (trade promotion organisations - TPOs).
TPOs представляют собой совокупность инструментов развития международной торговли за счет предоставления мер поддержки производителям и экспортерам с целью расширения экспортных поставок и освоения новых рыночных пространств. Деятельность TPOs играет важную роль и с точки зрения улучшения авторитета и имиджа страны на международной торговой арене, поскольку осуществляет информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предпринимателей и позволяет осветить их экспортный потенциал.
Страны мира на разных этапах развития прибегали к различных методам и практикам в данной области, остановимся на особенностях организации системы поддержки развитию торговли и экспорта в различных странах мира.
Пожалуй, первым историческим примером значительного подъема экономики страны за счет интенсификации торговых операций и оказания содействия отечественным производителям в осуществлении экспортной деятельности можно назвать Японию периода Реставрации Мейдзи (комплекс политических, военных и социально-экономических реформ в Японии 1868— 1889 годов'. Именно в этот период была заложена основа реставрации экономики Японии, превратившая отсталую аграрную страну в одно из ведущих и наиболее развитых государств мира. Генеральные торговые дома (sogo shosha) стали для Японии важнейшей составляющей экономики, так как именно они стали первыми японскими компаниями, выходившими на зарубежные рынки, а также акцентировавшими свое внимание на трансферте технологий.
Основные функции японских торговых домов на первых этапах, да и в настоящее время, заключаются в роли посредников в сфере торговли и проведении трансграничных финансовых операций, а также в качестве первопроходцев, на собственном опыте знакомящимися с новыми рынками и помогающими освоиться на них другим, аффилированным с ними, японским компаниям. Что касается отраслевой специфики, большинство японских торговых домов начинали свою деятельность, специализируясь на одной группе товаров, однако, на сегодняшний день спектр у каждого генерального торгового дома значительно расширился. Стоит учитывать, что несмотря на то, что торговые дома в Японии являются коммерческими организациями, они имеют тесные связи с государственными структурами и получают значимую поддержку.[1]
Основные функции японских торговых домов включают проведение аналитических исследований зарубежных рынков, маркетинговые исследования и оценку потенциальных ниш для японского экспорта, посредничество и коммерческое сопровождение при проведении сделок японских экспортеров и зарубежных инвесторов, а также оказание кредитно-финансовой и страховой поддержки, содействие в организации логистики и сертификации.
В наиболее перспективных странах, где уже имеется высокий уровень взаимодействия, а также большие
перспективы наращивания экспорта японские торговые дома открывают собственные представительства для проведения работы на местах. Что касается наличия и структуры сети представительств за зарубежом: если ранее офисы за зарубежом были напрямую подотчетны головной компании в Токио, то в конце 1980-х годов торговые дома стали переходить на новую модель управления, когда помимо основного руководящего офиса в Токио были созданы региональные координирующие центры. Подобная структура управления в разных вариациях используется сегодня не только торговыми домами, но и другими японскими компаниями. [2]
Рассмотрим еще один интереснейший опыт TPOs в рамках южнокорейского экономического развития, ключевую роль в котором, аналогично с Японией, сыграли крупные промышленные конгломераты, получавшие обширную поддержку от государства в виде дешевых кредитных средств и больших государственных заказов. В Республике Корея такие компании получили название «чеболь».
На различных этапах развития, внешнеторговая деятельность концентрировалась в Генеральных торговых компаниях (General Trading Companies), аффилированных с такими «чеболями». Государство наделяло компании, соответствующие определенным критериям, статусом Генерального торгового дома, в результате чего компании получали доступ к государственной поддержке, в том числе в форме субсидий. Первыми такой статус приобрели компании Samsung, SsangYoung и Daewoo (1975 г.).
При этом в отличие от опыта Японии, государство не стимулировало диверсификацию функций Генеральных торговых домов с точки зрения предоставления финансирования, страхования и услуг по содействию в сфере логистики. [3]
На следующем этапе развития системы поддержки мировой торговли и продвижения экспорта отдельных стран наиболее развитыми государствами стали создаваться некоммерческие организации, оказывающие, в первую очередь, консультационное содействие экспортной и торговой деятельности. К таким организациям можно отнести торговые, внешнеторговые и торгово-промышленные палаты, представляющие собой объединения, в которые компания может вступить для получения соответствующей помощи при выходе на те или иные зарубежные рынки, другие организации по продвижению международной торговли (TPOs), непосредственно относящиеся к государственной системе продвижения торговли или тесно работающие в связке с государственными органами и представительствами в стране пребывания. В ряде стран (как, например, в СССР) эту функцию несли государственные структуры (Министерство внешней торговли Советского Союза) и подотчетные ему внешнеторговые объединения.
В качестве примера мирового опыта TPOs, предоставляющих нефинансовую поддержку отечественному бизнесу на зарубежных рынках, можно привести Japan Trade External Trade Organization (JETRO), основанная в 1958 году, Korea Trade Investment Promotion Organization (KOTRA), основанная в 1962 году и Switzerland Global Enterprise (S-GE), берущая свое начало в 1927 году. Отличительной чертой этих организаций, функционирующих и по сей день, можно назвать ориентированность на зарубежных контрагентов - предоставление услуг, связанных с привлечением
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О M
о
о
CN О
сч
РО
о ш m
X
<
m о х
X
предпринимателей зарубежных стран к работе с партнерами страны базирования, в частности с точки зрения сокращения разрыва в деловом общении, в недостатке знаний о возможностях, о различных юридических процедурах и т.д. В то же время фокусом остаются продвижение экспорта отечественной продукции и привлечение инвестиций в страну.
Как правило, TPOs специализируются на проведении исследований рынка, маркетинговых исследований, исследований в области торговли и инвестиций. Особое внимание уделяется распространению информации внутри страны о возможностях выхода на зарубежные рынки. Характерной особенностью функционирования TPOs является организация конференций, форумов, выставочно-ярмарочных мероприятий, которые зарекомендовали себя как эффективный механизм поиска партнеров и выявления перспективных проектов.
Рассмотрим, основные функции TPOs на примере швейцарской S-GE. Основной фокус работы компании - продвижение малых и средних предприятий Швейцарии на зарубежных рынках.
Штаб-квартира S-GE базируется в г. Цюрих, имеет региональные представительства в наиболее экономически развитых кантонах Швейцарии, обеспечивая доступность своих услуг по интернационализации во всех кантонах Швейцарии, а также обладает разветвленной глобальной сетью офисов за рубежом (Swiss Business Hubs). К глобальной сети S-GE относятся 22 полноценных Хаба, первый из которых был основан в 2001 году в Италии. Штат зарубежного Хаба которых составляет до 7 сотрудников и 5 торговых представительств, в которых работает по одному представителю. Все Центры располагаются «под зонтиком» Посольств и Консульств Швейцарии.
S-GE имеет Хабы в следующих странах и регионах: Бразилия, Китай, Германия, Франция, Великобритания и Ирландия, Гонконг, Индия, Япония, Канада, Корея, Мексика, Австрия, Польша, Россия, Испания, Южная Африка, Турция, США, Австралия, Казахстан, Нигерия, Чили, а также в странах АСЕАН и в Персидском заливе.
Ключевые продукты S-GE: аналитика рынка; организация участия в выставках и бизнес-миссиях; поиск дистрибьюторов и партнеров; оказание консультаций. Следует отметить, что Агентство не оказывает услуги по финансовой и страховой поддержке.
Услуга по аналитике рынка является одной из самых востребованных и осуществляется посредством найма специализированных сотрудников в Хабы. В каждой из точек присутствия швейцарские компании могут воспользоваться следующими видами маркетинговых исследований: анализ отрасли или продукта, тенденция развития рынка в том или ином сегменте, специализированные исследования рынка, тест на совместимость рынков. Также Хабы оказывают Услугу по организации участия экспортоориентированных компаний в бизнес-миссиях и выставках.
S-GE помогает швейцарским компаниям найти партнеров на международном рынке и осуществляет поиск партнера следующим образом:
- получение заявки на поиск партнера от компании;
- звонок в компанию и уточнение всей необходимой информации (продукция, портрет потенциального покупателя, и др.);
- звонки зарубежным потенциальным компаниям импортерам;
- перевод презентации компании;
- консультация экспертного сообщества;
- составление списка профильных «холодных» контактов;
- обзвон списка профильных «холодных» контактов и рассылка презентаций и коммерческих предложений компаний;
- формирование итогового списка контактов;
- обзвон данных контактов службой по контролю качества с целью проверки их соответствия запросу клиента и контроль со стороны руководителя Представительства контактов на соответствие всем требованиям и профилю клиента;
- организация не менее 3-х целевых встреч с иностранными компаниями.
S-GE также оказывает консультации швейцарским компаниям по особенностям рынка, маркировке продукции, необходимым документам и требованиям к экспорту товаров, сертификации, таможенному администрированию и др.
Специалистами агентства активно разрабатывается следующая концепция сервиса по онлайн бизнес-мэтчингу, включающая:
- получение запроса от клиента на поиск партнера;
- формирование предварительного отчета о компании (запрос необходимой информации, включая коммерческое предложение, презентации и др.);
- формирование финального отчета компании;
- регистрация и внесение данного отчета в системе;
- выход на клиентов, ранее проявлявших интерес.
В 2015 году в России на основе международного опыта был создан собственный институт поддержки экспорта - Российский экспортный центр - РЭЦ Сегодня данным молодым ТРО пройден определенный путь, навёрстывающий историческую дистанцию, разделяющую начало активной работы большинства мировых ТРО.
Для усиления позиции и максимально эффективному оказанию всесторонней помощи отечественным компаниям, РЭЦ осуществляется тесное взаимодействие со Всеми государственными институтами поддержки внутри страны и за ее пределами.
Первое. ТРОб специализируются на проведении исследований рынка, маркетинговых исследований, исследований в области торговли и инвестиций. Однако довольно часто их результаты не соответствуют действительности. Международное сотрудничество в данной сфере позволило бы сформировать массив достоверной и актуальной информации о нуждающихся в инвестициях перспективных проектах, а главное, о профиле рынков, включая информацию о деловой культуре, уровне доходов населения, доступных каналах сбыта продукции, таможенных требованиях, правилах ввоза продукции, наличии межгосударственных торговых соглашений, полезных контактах по защите прав и интересов экспортеров на целевых рынках и т.д. Более того, проведение аналитических исследований и обмен аналитической информацией могли бы способствовать формированию понимания потребностей экспортеров и импортеров, динамизма экспортно-импортной активности, а также того, какие российские товары будут действительно востребованы на зарубежном рынке и какой существует спрос на иностранную продукцию среди российских предпринимателей для развития производств товаров и услуг, которые впоследствии можно было бы вывести на экспорт.
Второе. Особое внимание TPOs уделяют распространению информации о возможностях выхода на зарубежные рынки. Статус информационных партнеров предоставил бы возможность обеспечения аккредитации на деловые мероприятия с ограниченной численностью участников, включения информации о партнерской организации в раздаточные материалы, публикации пресс- и пост-релизов, распространение информации о деятельности организаций по информационной партнерской сети и т.д.
Третье. Как правило, TPOs отдают важное значение обучению предпринимателей своих стран. Совместные образовательные программы и коучинговые проекты для экспортеров, а также практика образовательных обменов могли бы способствовать развитию внешнеэкономических связей и повышению уровня знаний экспортеров.
Представляется, что налаживание сотрудничества с иностранными TPOs может сыграть особую роль для сокращения исторической дистанции по выведению российского TPO на необходимый уровень отдачи и выведения на принципиально новый уровень системы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации и позволит достичь поставленных Президентов амбициозных целей по значительному увеличению несырьевого неэнергетического экспорта.
Литература
1. Самойлова М.Н. Деятельность японских генеральных торговых домов в Европе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. №3. 2010. Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
2. Research of SOGO SHOSHA: Origins, Establishment, and Development, Oct 2012, Japan Foreign Trade Council, Inc. https://www.jftc.or.jp/shosha/publish/2012_03_en.pdf
3. Cho, Dong Sung, 1984. "The anatomy of the Korean general trading company," Journal of Business Research, Elsevier, vol. 12(2), pages 241-255, June.
4. Левин Ю.А., Павлов А.О. Закономерности и базовые методологические принципы развития национальной инновационной системы // Право и управление. XXI век. 2014. № 4 (33). С. 65-70.
5. Левин Ю.А., Павлов А.О. Инновационная политика. Москва, 2016.
6. Кукушкина В.В. Использование инструментов стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2006. № 4 (16). С. 144-151.
7. Янковская В.В. Влияние инновационной модели управления на развитие регионов РФ: монография / Германия, 2015.
8. Кукушкина В.В. Тенденции развития стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2007. № 1 (17). С. 109-117.
9. Безпалов В.В., Сорокина Н.Ю., Лочан С.А., Федюнин Д.В.. Развитие системы управления предприятий регионального промышленного комплекса в условиях импортозамещения. Москва, 2016.
10. Безпалов В.В., Петросян А.Д. Развитие методологии управления внешнеторговой деятельностью в региональных промышленных комплексах в условиях либерализации внешнеэкономических отношений. Москва, 2010.
11. Матюнин Л.В., Александров Д.Г., Белотелова Н.П. Роль государства в регулировании инновационной деятельности в России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 2 (29). С. 91-94.
12. Александров Д.Г. Влияние обменного курса доллара США и импортозависимости российской экономики на реальный уровень инфляции в России // Дайджест-финансы. 2016. № 4 (240). С. 2-10.
13. Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства / Телегина Е.А., Халова Г.О., Сорокин В.П., Морозов В.В., Студеникина Л.А., Иллерицкий Н.И. Москва, 2016. Том 1. Экономическая и энергетическая интеграция: опыт Европейского Союза
World Trade Development: Export Promotion. World
experience Naryshkin A.A., Oganezov D.S.
Russian Export Center
This article reviews the main historical examples and trade promotion practices on external markets, trade promotion organizations creation and operation examples. A stable economy is provided by the promotion of local goods and services. Having similar enterprises functioning in the region and diversified market sales could compensate for the crises in different sectors or industries. The article sets historical and current work examples in China, Korea and Switzerland. It also reviewed Russia's experience and practices of export promotion and certain versions of cooperation between trade promotion organizations touched on. Key words: trade promotion organizations, trading houses,
economic development. References
1. Samoilova M.N. Activities of Japanese general trading houses
in Europe. Bulletin of St. Petersburg University. Economy. Number 3. 2010. Publisher: St. Petersburg State University (St. Petersburg)
2. Research of SOGO SHOSHA: Origins, Establishment, and Development, Oct 2012, Japan Foreign Trade Council, Inc. https://www.jftc.or.jp/shosha/publish/2012_03_en.pdf
3. Cho, Dong Sung, 1984. "The anatomy of the Korean general
trading company," Journal of Business Research, Elsevier, vol. 12 (2), pages 241-255, June.
4. Levin Yu.A., Pavlov A.O. Patterns and basic methodological
principles of the development of the national innovation system // Law and Management. XXI Century. 2014. No. 4 (33). S. 65-70.
5. Levin Yu.A., Pavlov A.O. Innovation Policy. Moscow, 2016.
6. Kukushkina V.V. The use of strategic management tools in
Russia // Bulletin of the Russian State University of Trade and Economics (RSTEU). 2006. No. 4 (16). S. 144-151.
7. Yankovskaya V.V. The influence of the innovative management
model on the development of the regions of the Russian Federation: monograph / Germany, 2015.
8. Kukushkina V.V. Trends in the development of strategic management in Russia // Bulletin of the Russian State University of Trade and Economics (RSTEU). 2007. No. 1 (17). S. 109-117.
9. Bezpalov VV, Sorokina N.Yu., Lochan SA, Fedyunin DV. Development of a management system for enterprises of a regional industrial complex under conditions of import substitution. Moscow, 2016.
10. Bezpalov V.V., Petrosyan A.D. Development of a methodology for managing foreign trade in regional industrial complexes in the context of liberalization of foreign economic relations. Moscow, 2010.
11. Matyunin L.V., Aleksandrov D.G., Belotelova N.P. The role of the state in the regulation of innovation in Russia // Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2013. No. 2 (29). S. 91-94.
12. Alexandrov D.G. The influence of the US dollar exchange rate and import dependence of the Russian economy on the real inflation rate in Russia // Digest Finance. 2016. No. 4 (240). S. 2-10.
13. Modern economic integration and the formation of a single energy space / Telegin E.A., Halova G.O., Sorokin V.P., Morozov V.V., Studenikina L.A., Illeritsky N.I. Moscow, 2016. Volume 1. Economic and energy integration: the experience of the European Union
X X О го А С.
X
го m
о
2 О M
о