Людмила САНЖИЕВА
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В XIX в.
В статье рассматриваются основные факторы становления международного информационного обмена в условиях развития капитализма, раскрывается влияние геополитических тенденций на эти процессы, определяются каналы поступления иностранных новостей к международной аудитории.
The main factors of forming international information exchange in conditions of developing capitalism are considered in the article. The influence of geopolitical tendencies on these processes is revealed; channels of deiivery of foreign news to the international audience are exposed.
Ключевые слова:
капитализм, колониализм, информационный обмен, телеграф, периодическая печать; capitalism, colonialism, information exchange, telegraph, printed media.
Главным фактором и необходимым условием формирования обмена информацией и превращения его в международный обмен явилось бурное развитие капитализма в XIX в. Оно обусловило возрастание роли отдаленных регионов земного шара как источников сырья и рынков сбыта и их последующее втяги -вание в мирохозяйственные связи. Капиталистическая транс -формация обусловила создание мировой транспортной инфра структуры, строительство портов, шоссейных и железных дорог, каналов (прежде всего, Суэцкого). Преодоление географических барьеров уничтожило национальную замкнутость неевропейского мира, что имело большое значение для развития межконтинен тальных информационных связей и их преобразования в интен сивный информационный обмен. При осуществлении важнейших проектов капиталистической модернизации, расширении коло ниальной экспансии возросли общественные потребности в опе -ративном ознакомлении с торговыми, финансовыми и коммер ческими новостями, внешнеполитическими и военными событи ями, развитием внутриполитической ситуации в разных странах и отдаленных регионах.
Оживление экономической и политической жизни в XIX в., начавшаяся демократизация всех социальных процессов уси ливали влияние периодической печати на общественность. Эти факторы определили растущие потребности общества в ознаком лении с текущими новостями. В совокупности с использованием научно технических достижений в области средств связи, вне дрением печатных машин они стимулировали развитие прессы и явились одним из определяющих условий формирования регуляр ного обмена информацией. Конкуренция среди издателей газет обусловила возросшие объемы публикаций иностранных сообще -ний, привлекающих внимание широкого круга читателей, появ -ление новых периодических изданий и их дифференциацию. Так, уже в 1826 г., по данным французского географа А. Бальби, в мире насчитывалось 3 168 газет и журналов1.
Формирование и развитие международного информационного обмена подчинялось геополитическим и экономическим зако -номерностям и отражало реальное соотношение сил на мировой арене. Различия в экономическом, политическом, социальном и
1 Колмаков П.К. Мировая статистика периодики // Книга. Исследования и материалы, сб. 24. - М., 1972, с. 88.
САНЖИЕВА Людмила Буянтуевна — к.и.н., научный сотрудник отдела истории, этнографии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
sаnjievа 1Ь @ mail.ru
культурном развитии усиливали приори -тет отдельных государств в реализации обмена информацией и углубляли международное разделение труда в коммуника тивной сфере. Эти факторы обусловили лидирующие позиции Европы в осущест -влении обмена информацией и зависимое положение периферии в этих процессах. В то время как в Европе уже была создана разветвленная сеть периодической печати, в Австралии (1803 г.), Бразилии (1808 г.), Южной Африке (1824 г.) и других отда -ленных регионах еще только начинался выпуск первых газет1. Включение отдален -ных регионов в информационный обмен зависело от степени их вовлеченности в мирохозяйственные связи. Так, Северная Америка, будучи еще английской коло -нией, была вовлечена в информационный обмен как потребитель новостей из метро полии. После завоевания независимости США превратились в одного из веду -щих акторов в сфере информационного обмена.
Среди европейских государств лидирую -щие позиции в обмене информацией зани мала Англия. Финансовая мощь Англии, ее активное участие в развитии политиче ских событий в Европе и других регионах мира придавали особую важность публи -кациям британской прессы, обусловили ее востребованность за пределами страны. К. Маркс в середине XIX в. писал, что лондонская газета «Таймс» «была пред -ставителем английского общественного мнения перед лицом других народов»2. Повышение социально - политической значимости английской прессы за рубе жом оказывало большое влияние на про цессы становления и развития обмена информацией.
Одним из факторов, повлиявших на интенсивное развитие обмена инфор мацией, явилось изобретение и внедре ние электрического телеграфа (1834 г). Издатели газет получили возможность более оперативного сбора, передачи и распространения сообщений. Со второй половины XIX в. телеграфное сообщение велось по наземным проводам и подво дным кабелям. Соединяя разные страны и регионы, телеграф отвечал на потребность
1 Колмаков П.К. Указ. соч., с. 84.
2 Маркс К. Лондонская газета «Таймс» и лорд
Пальмерстон // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е. изд. — М. : Госполитиздат, 1959, т. 15, с. 327.
международной аудитории в оператив -ном получении иностранной информа -ции, содействовал превращению инфор -мационного обмена непосредственно в важнейший элемент общественной жизни. Внедрение телеграфа в повседнев -ную жизнь обусловило трансформацию обмена информацией в непосредственно международный обмен. Ознакомление с новостями, поступающими по каналам МИО, становится повседневной необхо -димостью для широких читательских масс в разных странах.
Развитие капитализма требовало рас -ширения колониальной экспансии. Своевременное информирование стано -вится залогом осуществления колони альной политики, успешного проведения внешнеторговых операций, что соответ -ствовало интересам растущей промыш -ленной буржуазии. Вторжение капитали стической Европы в другие районы мира способствовало изменениям во всех сфе -рах общественной жизни. Развитие капи -талистических отношений на периферии во второй половине XIX в., появление новой прослойки — национальной бур -жуазии, усиление национального движе -ния, культурный подъем сопровождались интенсивным ростом периодической печати. Так, по данным С. Чарновского (1886 г.) в 1877 г. в Азии, Африке, Австралии, Южной Америке выходило в свет соответственно 387, 50, 100, 500 газет и журналов, а в 1880 г. — уже 775, 182, 661 и 699 периодических изданий3.
Приведенная статистика свидетель -ствует о том, что на периферии было поло жено начало формированию новой ком -муникативной среды, происходило посте пенное внедрение европейских приемов информирования. Следует указать, что большое влияние на различия в адапта ции к ним местного населения оказывали особенности социально экономической, политической и культурной ситуации в конкретных странах и регионах. Так, Япония, единственная из азиатских стран, превратившаяся из колонии в колони альную державу и сформировавшая раз -ветвленную сеть периодических изданий по европейскому образцу, уверенно вступала в международный информационный обмен.
Развитие национальной печати повли -
3 Колмаков П.К. Указ. соч., с. 86.
яло на дальнейшее формирование обмена информацией. Обмен зарубежной инфор мацией перестал быть «уделом избран -ных», он охватывал все более широкие слои общественности в разных странах. В то же время следует отметить, что основ ная масса населения Азии — сотни милли -онов людей — еще не знали никаких газет в европейском смысле.
Непосредственное развитие информа -ционного обмена было тесно связано с организацией и деятельностью телеграф ных агентств или, как их еще называли, агентств печати. Они предназначались для сбора и передачи информации по линиям электрического телеграфа и ее распространения в европейской прессе. В 1835 г. парижский купец Ш.Л. Гавас осно -вал телеграфное агентство, поставляв -шее французской прессе статьи из ино странных источников. В 1849 г. немецкий публицист Б. Вольф учредил в Берлине «Вольфше Телеграфенбюро» (бюро Вольфа) при газете «Националь цей -тунг». В 1849 г. П.Ю. Рейтер организовал в Аахене агентство, которое в 1851 г. было переведено в Лондон. Оно специализиро валось на распространении иностранной информации. В 1868 и 1872 гг. были осно -ваны два других британских агентства — «Пресс Ассошиэйшн» и «Эксчейндж Телеграф», распространяющие англий ские внутриполитические, экономиче -ские, культурные, спортивные новости. Их создание также усиливало информа ционный приоритет Великобритании. В период войны США с Мексикой 6 нью йоркских газет сделали попытку объединения усилий для совместного получения информации с театра военных действий. В 1848 г. они объединились в агентство «Ассошиэйтед Пресс» (АП). В самом начале сообщения из США шли в Европу по каналам агентства «Рейтер». В дальнейшем АП вступило в соглаше ние с телеграфной компанией «Вестерн Юнион» по поводу аренды кабеля для передачи информации в Европу1.
По мере расширения своей деятельно сти агентства приобретали собственные телеграфные, телефонные линии, под -водные кабели. Это ускоряло получение новостей из разных районов мира, что было недоступно периодическим изда
1 Живейнов Н.И. Капиталистическая пресса США. - М.: Госполитиздат, 1956, с. 46.
ниям и превратило телеграфные агентства в важнейший общественно - политический институт и крупные капиталистические предприятия. К примеру, бюро Вольфа получало телеграфные депеши из Парижа, Лондона, Амстердама и Франкфурта- на -Майне. К 1895 г. оно имело телефонную связь с 40 городами в Германии, что было большим достижением для того времени. Агентства имели своих корреспондентов в крупных центрах, при биржах и парла -ментах, обзавелись большим числом або нентов.
В 1870 г. «Гавас», бюро Вольфа, «Рейтер» и АП впервые заключили договор по обмену информацией, который положил начало практике договорных отношений между крупнейшими агентствами печати разных государств. Это соглашение имело важные последствия для развития информационного обмена. Оно закре -пило монополию указанных агентств в распространении телеграфной инфор мации, поделило мир на зоны инфор мационного влияния, а также свиде тельствовало о том, что международный информационный обмен превратился в самостоятельную отрасль информацион ной индустрии. Лидером в этой области являлось агентство «Рейтер». Оно обе спечивало иностранной информацией страны Британской империи, Среднего Востока и Азии. Французское агентство «Гавас» осуществляло поставку инфор мации во Францию, Италию, Испанию, Португалию и Латинскую Америку. Бюро Вольфа курировало Германию, Скандинавские страны и Восточную Европу. При этом в силу вышеуказанных причин национальные агентства других стран, возникшие позднее, специализи ровались на освещении региональных и локальных событий, а в получении международной информации зависели от агентств «Рейтер», «Гавас» и бюро Вольфа.
Таким образом, уже в последней трети XIX в. Великобритания, Франция и Германия на основе внедрения передо вых систем коммуникаций монополи зировали процессы распространения международных новостей. Они охватили своим экономическим, политическим и информационным влиянием другие регионы земного шара и поделили мир на сферы влияния, оставив большей части периферии лишь роль объекта инфор-
мационного обмена. Сложившаяся при формировании МИО система взаимоот -ношений между центрами информации и периферией, основанная на договор ных отношениях, распространялась на все новые страны и регионы. Традиции и обычаи монопольных соглашений просу ществовали вплоть до окончания Второй мировой войны. Одной из особенностей этого этапа в развитии международного информационного обмена было отсут -ствие Соединенных Штатов Америки в числе ведущих информационных акто ров, несмотря на высокий технический потенциал.
В конце XIX — начале XX вв. изменения в геополитической ситуации и мировом балансе сил оказывали непосредственное влияние на развитие информационного обмена. Он превратился в важнейший инструмент международной политики. Борьба держав за территориальный пере дел мира отражалась на процессах между народного информирования, усиливала роль обмена информацией как важней
шего внешнеполитического инструмента. Передовые позиции в информацион ном обмене занимали Великобритания, Франция и Германия. Роль России в евро -пейской и азиатской политике, геополи -тическое положение, превращающее ее в информационное звено, которое соеди няло Европу и Азию, и огромная террито -рия обусловили определенный приоритет Российского государства в информацион -ном обмене.
Таким образом, узловым фактором становления международного инфор мационного обмена как современной формы взаимодействия разных стран и народов явилось развитие капитализма. Капиталистическая модернизация стала важнейшим импульсом для формирова ния обмена информацией между разными государствами. Она создала условия для его дальнейшего развития и придала ему интернациональный характер. Усиление социальных факторов в развитии обмена информацией подкреплялось научнотехническими предпосылками.