влияние на ускорение и повышение качества реализации инфраструктурных объектов (совершенствование качества транспортной системы, дорожное строительство, строительство недвижимости и т.д.). Однако нельзя считать нормальным сложившийся рынок в части лизинга оборудования в отрасли реального сектора экономики. Причем в этом случае велика не только доля таких лизинговых сделок, но и их содержание, в частности, расширение числа сделок, при котором объектом лизинга становится система машин и механизмов, позволяющих реализовать современные технологии, способствующие развитию новых бизнес-процессов. В настоящее время лизинговые сделки часто ограничиваются поставками отдельных элементов техники и имеют неоправданно мелкие масштабы.
5. Для повышения результативности деятельности лизинговых компаний большое значение имеет расширение круга лизинго-пользователей, в частности за счет малого и среднего бизнеса. Это направление деятельности, во-первых, позволит лизинговым компаниям увеличить долю краткосрочных, но достаточно эффективных проектов, во-вторых, потребность малого бизнеса в большой мере можно удовлетворять за счет национальных производителей оборудования. В-третьих, лизинговая компания может получить определенную поддержку в рамках программ развития малого бизнеса. В-четвертых, именно в рамках малого бизнеса может получить реальное развитие оперативный лизинг, в том числе в рамках создаваемых бизнес-инкубаторов и технопарков. Косвенный эффект от такого подхода к развитию лизинга связан с ускоренным формиро-
ванием малых предприятий, в первую очередь в сфере производства, повышения качества их продукции (работ, услуг), создания новых рабочих мест и развития предпринимательства.
6. Весьма эффективным может стать расширение функций лизинговых компаний, которые из обычных посредников могут превратиться в организаторов продвижения передовых технологий и методов организации производства, предлагая соответствующие комплекты техники организациям определенного профиля и масштаба. Для реализации этой работы важно в рамках лизинговой компании создавать соответствующие информационно-консультационные центры, что, хотя и потребует дополнительных затрат, но будет способствовать установлению устойчивых хозяйственных связей с производителями техники и лизингополучателями, повышению эффективности отдельных лизинговых сделок и общей эффективности деятельности всех участников лизинговых отношений.
Отмеченные направления развития лизинга превращают его в важный инновационный инструмент управления инвестиционной политикой субъектов хозяйствования, регионов и страны в целом.
Литература:
1. Эксперт РА. Лизинг в России: итоги 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/ leasing2012_itogi/part1/
РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ
Снитко Н., аспирант Института мировой экономики и информатизации
В статье представлены результаты исследования научных публикаций, в которых сформированы ключевые концепции управления рисками инновационных проектов. Предлагается авторская версия классификации методов и аналитических инструментов. По итогам исследования получен вывод о том, что расширенная версия аналитической концепции должна строиться индивидуально для каждого проекта.
Ключевые слова: инновации, риски, аналитические инструменты, инновационные проекты.
A DEVELOPMENT OF METHODS OF INNOVATION PROJECTS RISK
MANAGEMENT
Snitko N., the post-graduate student of the Institute world economy and Informatization
The paper presents the results of a survey on scientific publications on the key concepts of innovation projects risk management. A version of methods and analytical instruments is offered. The paper concludes that an extended version of an analytical concept should be built individually for a certain project.
Keywords: innovations, risks, analytical instruments, innovational projects.
Становление методов инновационного развития в экономической политике многих стран, также как и на уровне отдельных отраслей и предприятий обусловливает актуальность задач совершенствования методов управления инновациями. Обеспечение эффективности управления инновациями требует, в свою очередь, идентификации рисков инновационной деятельности. Согласно мнению европейских экспертов, типология рисков выглядит так, как представлено в табл. 1.
Российская версия на первое место выводит «Риск финансовой неадекватности», а затем следуют юридические риски [2]. На наш взгляд, европейская версия выглядит более взвешенной с точки зрения методики принятия решений. В европейской версии отдельно рассматривают риски управления инновационными проектами, которые включают невыполнение технических требований, столкновение научных интересов, технические или коммерческие трудности, нарушения временного графика, перерасходы бюджета, проблемы коммуникации.
Ключевой вопрос состоит в том, сколько из возможных рисков, ловушек на пути реализации инновационного проекта можно предсказать до его начала, и как ход реализации проекта можно изменить при заблаговременном обнаружении затруднений и возможных провалов.
Каждая фирма, и особенно новые растущие предприятия сталкиваются с большими рисками. Когда оценка риска включена
в бизнес-план, потенциальные инвесторы видят, что бизнес-план рассматривают полностью, и что планы не основаны на слишком оптимистической основе.
Таким образом важно признать и оценить риски. Типичные коммерческие риски происходят или из-за собственных действий фирм или от изменений в деловой среде. Примеры рисков в пределах предприятия - трудности в обнаружении ключевых ресурсов, увольнение ведущих сотрудников или неудачный опытный образец инновационного продукта. Внешние риски могут включать неожиданные изменения цен, потерю запаса в результате пожара, выход на рынок конкурентного продукта, превосходящего по качеству собственный, невозможность получения патента, или расторжение соглашения дистрибьютором. Оценка риска обычно вовлекает предвидение, потому что оценка может всегда быть основана на определенных предположениях. Самые важные риски могут быть идентифицированы посредством анализа чувствительности, и фирма может тогда сконцентрироваться на устранении рисков.
Традиционное определение говорит, что инновация - это получение чего-либо за счет изменения в чем-то устоявшемся, привычном, новинка [20]. Согласно Ф.Котлеру, инновация, новшество относится к любой пользе, услуге или идее, которая воспринимается кем-либо как новая [4]. Таким образом, новый продукт или процесс могут быть новшеством для одного человека, и в то же время не быть новшеством для другого.
Таблица 1. Типы и характеристики рисков инновационной деятельности
Тип риска Характеристики
Коммерческий Принимается в целях создания конкурентного преимущества в пределах отрасли; товарный рынок; технологические новшества; дизайн продукта; марке! инг; предотвращение ущерба от IV! а кроэ ко ном и чес ки х ни кмов
1 1екоммерч ескн й стратегические риски, например, фундаментальные изменения в экономике или политической окружающей среде
Финансовые возможные потери на финансовых рынках, например, из-за неблагоприятного движения рыночных цен; кредитные риски; риски ликвидности
Эксплуатационные Возможные отказы внутренних систем или оппортунистическое поведение людей, управляющих ими
Юридические Возможности нарушения условий контрактов, угрозы здоровью, экологические риски.
П.Друкер определяет «инновацию» как экономический или социальный, а не технический термин [1; 12, p. 30]. Он сосредотачивается на исследовании спроса, более чем на стороне предложения, то есть, на изменениях ценности и удовлетворения потребностей, получаемое потребителем за счет доступных из ресурсов. Друкер также рассматривает инновацию как определенный инструмент предпринимательства, посредством чего, предприниматель наделяет ресурсы новой способностью создавать богатство [12, p. 30]. Инновация не должна быть технической, это не должна быть вещь вообще. Социальные инновации, например, газета, страховка и покупка акций преобразовали целые экономические системы.
Инновации характеризуются также как радикальные или постепенные. В этом случае различают четыре аспекта радикальности: технологическая неопределенность, техническая неопытность, деловая неопытность, и технологические затраты.
Когда речь идет о проектах, то следует иметь в виду, что на стадии концепции проекты, как правило, должным образом не определяются, их область не стабилизирована, и заинтересованные стороны еще не пришли к согласию. Методы исполнения
Таблица 2. Характеристики инно1 авторов
еще не отобраны, и для части проекта, возможно, понадобится дальнейшее дополнительное исследование. С учетом требования коммерциализации, отметим, что инновация в экономическом смысле считается совершенной только, когда будет выполнена первая коммерческая сделка с новым продуктом или технологией. Проект, предпринимаемый в целях достижения такого результата, можно назвать инновационным проектом. Некоторое обобщение характеристик инноваций, представленных в научной литературе, дано в табл. 2.
Переходя к анализу методов управления рисками, назовем вклад И. Ансоффа, который в своей «общей теории решений» назвал четыре этапа решения задач в бизнесе: 1) восприятие потребности решения или возможности, 2) формулировка альтернативных планов действий, 3) оценка альтернатив для соответствующих вариантов, 4) выбор одной или наиболее эффективных альтернатив для выполнения [1, 10].
Некоторые необходимые качества, упомянутые этим и другими авторами, представлены в табл. 3. Содержание таблицы поддержано ссылкой на теорию Ансоффа, особенно соображениями в анализе степени риска и в наборе аналитических критериев. й в ключевых работах различных
Автор Характеристнкн инновани н
11. Illy мне гер |7| Вводит в рассмотрение фигуру предпринимателя, деятельность которою соотносится с прибылью; пн новации требует экономического лидерства, силы волн, и энергичных действии; решение экономических проблем находится посредством новых комбинаций; инновация генерирует новые возможности (через предпринимательство); инновация подразумевает резкое изменение, созидательное разрушение; обеспечивает временную монополию, которая производит прибыль (для предпринимателя)
К.Фрнмен |15| инициация в экономическом смысле производится после завершения первой коммерческой сделки
Д.Роман и Дж.Пуегг |20| инновация = обнаружение и удовлетворение неудовлетворенных потребностей и желаний и оте 11 и и а л Ы1 ы х кл центов
Р.Купер и Е. К л я й нш м ндт 112 ] модель фаз процесса и модель потоков информации
П.Друкер |2| социальный или экономичный термин, изменение ценности; специальный инструмент п ред п р ннн м ате л ьств а
К. Лнсофф [11 часть стратегии, представляет агрессию
Ж.Тироль |4| может быть классифицировано как прорывные и постепенные (определяется транса кционнымн затратами)
Ф. Кот л ер |5{ может быть соотнесено с любым благом, товаром, услугой, или идеен, которые воспринимаются как новые
Г.Минцберг |19| Человеческий творческий потенциал - ключевой источник инноваций
Источник: составлено автором.
Таблица З. Методы управления рисками
Элементы метода Содержание
Схема проектного анализа 116, р75| - идеишфикания риска - валидация риска - количественная оценка риска - принятие решения составление и выполнение плана риск-менеджмента
Ключевые предположения для анализа рисков 111. р. 67] рассмотрение перспектив с точки зрения интересов клиента - планирование проекта - всесторонний план риск-менеджмента
Соображения для анализа степени риска |11, р. 80| Кому необходим анализ степени риска? Кто предпринимает анализ степей и риска ? Зачем проводится анализ степени риска ? Когда необходимо сделать анализ степени риска? В какой форме необходимо сделать анализ степени риска? Каким образом выполнить анализ степени риска? Какие ресурсы доступны для анализа степенн риска?
Требования для риск-менеджмента |9 р. 37] гибкий, обишй набор графических и математических моделей - семья связанных моделей - экспертиза и навыки специалиста - интеграция моделей, методов и программного обеспечения
Ключевые предположения для д и j а и и а а и а л иг и чес ко го процесса 111, р. 37-381 - диагностируйте изменения, предусматриваемые в планах - докажите значения изменений - обеспечьте наглядность и поощряйте «игру вдохновения» - не жалейте время на соображения, если в начале появилась эффективная мысль - пропустите очевидные ответы - пропустите очевидно незначимую проблему, которая не может быть решена
Сделать |11,р. 95-96| идентифицируйте возможности, которые не связаны с риском - исследуйте более глубокие уровни рисков в особенно важных вопросах
Ключевые игроки |М, р. 831 - старшие менеджеры - менеджеры других уровней - технические зкеперты - аналитическая команда
Источник: составлено автором.
Мы предполагаем, что существенная цель управления рисками состоит в том, чтобы улучшить проектную работу посредством систематических идентификаций, оценок и соответствующих управляющих действий.
Схема критериев оценки может быть определена как структурированный контрольный список, в котором каждому фактору определяется ценность (вес) в соответствующем масштабе. Факторы могут быть разделены на различные группы, например, связанные с рынком, технические и т.д. Можно предложить: возможности для появления идеи инновации, потребности в идее, условия для использования идеи, возможность получения выгоды для клиента или пользователя, возможность получения выгоды для организации, риски для пользователя, риски для собственной организации.
В числе известных реализаций данных методов и методических рекомендаций можно назвать: «KlusTest», «RDM», «Iderisk». Программа KlusTest была разработана Дж. Клусом из университета Висконсин в рамках гранта министерства промышленности. Это компьютерный инструмент, предоставляющий поддержку процессу принятия решений для группы экспертов, в том числе диагностическую информацию для оценки нового продукта.
Программа KlusTest рекомендуется на стадии формирования концепции, но может также использоваться на других стадиях цикла развития. Определенные преимущества теста состоят в том, что мнения рассматриваются в пределах стандартной структуры и процедуры, а знания и опыт компании сохраняются в базе данных и после того, как команда экспертов покидает организацию. KlusTest также действует и как инструмент обучения, помогая новому персоналу быстрее набрать опыт.
Часто используется метод диагностики риска и управленческий метод (Risk Diagnosis and Management - RDM). Этот метод состоит из четырех частей: проектная идентификация, валидация проектных рисков, принятие решения по выявленным рискам и выполнение плана риск-менеджмента. Цель диагноза риска со-
50 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
стоит в том, чтобы обнаружить те факторы, которые могут подвергнуть опасности успешную реализацию проектных целей. В проектах продуктовой инновации эти риски могут быть дифференцированы с точки зрения их технологических, организационных и коммерческих факторов. Особое внимание уделяется обнаружение расхождений между доступными и требуемыми технологическими, организационными и коммерческими знаниями, навыками и событиями.
Предположение метода заключается в том, что воздействие риска зависит не только от вероятности его возникновения, но также и от способности или неспособности влиять на ситуацию. Это выявляется в ходе экспертных интервью. RDM также диагностирует желательные изменения в планах, демонстрирует значения таких изменений в планах и демонстрирует и поощряет игровое моделирование ситуаций.
Iderisk - программа, предназначенная для минимизации рисков в инновационных проектах. Алгоритм основан на анализе склонности к отклонениям от технологических процессов, то есть, на принципах анализа потенциальных задач. Программа ведет команду внешних экспертов, чтобы, во-первых, систематически рассчитывать, какое изменение могло бы произойти в связи с появлением новой идеи, во-вторых как можно было бы избежать нежелательных изменений и, в-третьих как подготовиться и спасти ситуацию в случае нежелательных отклонений.
Вероятность и эффекты каждого отклонения программа оценивает в числовом масштабе и предлагает способы решения возникающих проблем. Компьютерная программа автоматически представляет финальный аналитический документ и позволяет продолжать сессию после перерыва или после того, как проект продолжился, и возникают новые ситуации.
Степень использования проектных методов оценки зависит от влияния второстепенных переменных. Переменные включают параметры окружающей среды бизнеса, структуры компании, уровень исследовательской деятельности.
Таблица 4. Аналитические инструменты анализа
инновационного проекта
Группы критериев Инструменты подгрупп
Описание проекта Анализ рынка Использование абсолютных величин Возможность протестировать несколько ал ьгер 11 атн иных стратеги й Пред вар из ел ыюе и роектн ро ва н и е Разработка продукта Управление инновационными процессами П ронз вод ст вен 11 ое f 1 л а н н р ова ни е
Информационные материалы Вербальное описание Гра фи ч еское прел ста вл ен и е Отчет Использование относительных величин
Ресурсы на входе Подготовленные для использования метода мозгового штурма Включает некван гифнцнруемые фаьггоры Руководство хода обсуждения Рейтинговая оценка Унификация требований к вводимым данным
Промежуточные звенья анализа Объекты анализа: этапы проекта, окружающая среда и граничные условия Целостная концепция Детализация концепции Компоненты концепции Знание: научное и технологическое Общее явное описание ресурсов Компоненты ресурсов Возможности доступа к ресурсам Оптимальная аллокация ресурсов с учетом их ограниченности Явное рассмотрение фактора времени: составление графика реализации проекта Анализ слабых мест
Параметры реал н за ни и Требования к пользователю Стоимость введения новою продукта Стоимость использования нового продукта Взаимодействием в команде Сопровождение Составление базы данных
Источник: составлено автором.
К основным типам оценки инновационной деятельности можно отнести: относительные сравнения, индексные методы, программирование, портфельный метод, матричный метод, системный, контрольный список, деревья событий, таблицы, муль-тикритерии, согласие, графические и интегральные методы.
Планирование может быть обеспечено одним из матричных методов, и в сочетании с контрольными списками и методами достижения согласия обеспечить оценку необходимого качества.
Целеориентированный способ группировки критериев аналитического процесса предполагает на первом этапе определение основных групп и затем, в их пределах - подгруппы. Пять главных групп: 1) заявка - описание; 2) информационные материалы; 3) ресурсы на входе; 4) промежуточные звенья анализа (понятие и ресурсы); 5) параметры реализации.
Заявление касается типа проектной деятельности, который должен быть проанализирован, информационные материалы описывают формы представления результатов, ресурсы на входе представляют типы данных, которые должны быть проанализированы, и способ, которым они вводятся в анализ. Промежуточные звенья анализа включают отдельные пункты проекта, который будут подвергнуты экспертизе в ходе анализа.
В научных публикациях были определены в общей сложности более 30 аналитических критериев, которые перечислены в табл. 4 в составе групп и подгрупп аналитических критериев.
Таким образом, обзор научных публикаций по тематике управления рисками инновационных проектов показал, что в каждой конкретной ситуации практически невозможно определить единственным метод, который обеспечил бы комплексный анализ всех признаков концепции продуктовой инновации и ее компонентов, знания и ресурсов.
Однако в каждом конкретном случае существует возможность расширений и развития основной модели. Чтобы сформировать расширенную модель как инструмент технического анализа, следует учитывать текущие изменения внешней среды и внутренних условий инновационного процесса в соответствующей сфере.
В качестве примеров рассмотрим дополнительную возможность привлекать внешние ресурсы для внутрифирменной инновационной деятельности. Недавнее исследование Дж.Мата и М.Вертера показало, что внешние исследования и разработки (ИР) оказываются производительными в том смысле, что фирмы, используя внешние источники для их ИР демонстрируют лучшие результаты инновационных стратегий, в особенности если они также предпринимают внутренние ИР [18].
Дополнительные риски возникают сегодня и в связи с изменениями в международной политике регулирования экологической безопасности и безопасности продуктов питания. Причем, как отмечают эксперты, тренды европейской и американской остаются заметно расходящимися, ввиду, в частности, расхождения определенных регулирующих приоритетов [22].
С развитием статистических и эконометрических методов, с ростом мощностей вычислительных систем, появляются новые возможности учета ранее скрытых факторов. Так, А. Алтай и Г. Kayakutlu используют в своем анализе факторов риска инновационной деятельности 48 параметров [8]. В своем исследовании они определяют приоритеты факторов применительно к крупным компаниям в сравнении с выборкой средних и малых предприятий. Замечено, что, как средние, так и крупные компании в ходе инновационных процессов испытывают значимое влияние таких факторов, как финансовые особенности, инновационная политика и организационная культура, тогда как влияние отдельных правительственных постановлений и изменений каналов поставок оказываются наименее важными.
Как можно заметить, развитие методов управления рисками инновационных проектов проходит сегодня этап активизации, что дает новые стимулы для исследователей.
Литература:
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: 1989. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket. ru/laboratory/basis/4155.
2. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. - М.: «Манн, Иванов и Фербер». 2012.
3. Инновационные риски, характерные для отечественного бизнеса. Сибирская академия финансов и банковского дела // http:// www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/mat/t_in_risk.html.
4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть. Теория организации промышленности. Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2006.
6. Минцберг Г., Куинн Дж., Гошал С. Менеджмент. Стратегический процесс: Концепции, проблемы, решения. М.: Издательский Дом "Равновесие". 2005.
7. Шумпетер Й. Деловые циклы. 1939.
8. Altay A., Kayakutl G. Fuzzy cognitive mapping in factor elimination: A case study for innovative power and risks//Procedia Computer Science. 2011. № 3. РР. 1111-1119.
9. Ansell J., Wharton F. Risk: Analysis, Assessment and Management. John Wiley and Sons Ltd, Chichester, England. 1992.
10. Ansoff I. The Corporate Strategy. Penguin Books, London, 1987.
11. Chapman C., Ward S. Project Risk Management Processes, Techniques and Insights. John Wiley and Sons Ltd, Chichester, England. 1997.
12. Cooper R. G., Kleinschmidt E. J. What makes new product a winner: Success factors at the project level// R&D Management. 1987. 17, 3, p 175-189.
13. Drucker P. Innovation аМ entrepreneurship, Practice and Principles, Heinemann, London. 1986.
14. Epstein М. Risk management of innovative R&D project/ Helsinki school of economics, Acta universitatis oeconomicae helsingiensis. A-209. 2002.
15. Freman C. The Economics of Industrial Innovation, Penguin, Hamondsworth, 1974.
16. Halman J.I.M., Keizer J. A. Diagnosing risks in product-innovation projects//International Journal of Project Management. 1994. № 12 (2). РР. 75-80.
17. Kotler P. Marketing Management: Analysis, Planning, Implementation, and Control, Prentice-Hall, Inc, Englewood Cliffs, NJ, USA, 1988.
18. Mata J., Woerter M. Risky innovation: The impact of internal and external R&D strategies upon the distribution of returns//Research Policy. 2013. №42. PP. 495-501.
19. Mintzberg H., Lampel J. Reflecting on the Strategy Process// Sloan Management Review. Spring 1999, № 40 (3). PP. 21-30.
20. Roman D., Puett J. International Business and Technological
Innovation, New York, North-Holland. 1983.
21. The New International Webster Comprehensive Dictionary of the English Language, Trident International, 1999, Naples, Florida.
22. Vogel D. The new politics of risk regulation in Europe. London School of Economics and Political Science. 2001/ http://haas.berkeley. edu/index net.
ТИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНЦЕПЦИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Анастасов М.С., к.э.н., доцент Института мировой экономики и информатизации Есипенко М., соискатель Института мировой экономики и информатизации
В статье представлена концепция неоднородного предпринимательства, в структуре которого выделены предпринимательство в целом и предпринимательство с высоким экономическим мультипликатором. Исследование сопоставимых показателей предпринимательства, полученных из международных баз данных, показывает, что политические меры, направленные на создание благоприятной институциональной среды, способствуют темпу роста предпринимательской деятельности в большинстве стран намного больше, чем любой другой фактор. Для предпринимательства с высоким мультипликатором решающе значение имеют возможности, создаваемые избытками знаний и свободный доступ к источникам капитала.
Ключевые слова: неоднородное предпринимательство, мультипликатор предпринимательства, измерения предпринимательства.
ENTREPRENEURSHIP TYPES IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT CONCEPTS
Anastasov M., Ph.d., Associate Professor, Institute of world economy and Informatization Esipenko M., the competitor of the Institute of world economy and informatization
The paper presents a concept of Heterogeneous Entrepreneurship which structure contains types of common entrepreneurial activity as well as Entrepreneurship with high economic multiplicator. The research of international comparable data shows that political measures aimed at favorable institutional environment creation support an entrepreneurial activity growth in most countries more than any other factor. The Entrepreneurship with high economic multiplicator is stimulated by the most by the possibilities created by knowledge spillovers and by a free access to capital resources.
Keywords: Heterogeneous Entrepreneurship, Entrepreneurship multiplicator, Entrepreneurship dimensions.
В современной экономике предпринимательство признано ведущим фактором экономического развития. В то же время, влияние самого данного факторы эконометрически выделить достаточно сложно. Когда желают подчеркнуть роль предпринимательства, чаще говорят о доле малых предприятий в совокупном продукте (в развитых странах этот показатель доходит до 70%, в России в три и более раз ниже), о количестве «самозанятых» работников, о «старт - апах» [1, 2]. Специализированные организации рассчитывают комплексные индексы предпринимательства, которые в большинстве своем оказываются относительными величинами.
Наиболее популярный подход использует в качестве индикатора предпринимательской деятельности число работающих не по найму людей или запуски новых предприятий, вкупе с числом предприятий малого бизнеса [Evans]. Ряд организаций периодически проводит опросы предпринимателей, выделяя основные проблемы и перспективы.
Обзор исследований предпринимательства Мирового банка (Business Report from the World Bank Group - WBGES) обеспечивает более комплексную альтернативу методу анкетирования беспорядочно отобранных людей. WBGES измеряет предпринимательскую деятельность, по данным официальных деловых регистров, и таким образом обеспечивает информацию по числу недавно зарегистрированных фирм в национальных экономиках. Точно так же Организация исследований бизнеса и политики EIM (Business and Policy Research organization) обеспечивает данные по собственности предпринимателей в странах-членах ОЭСР. Организация COMPENDIA предлагает сопоставимые данные о предпринимательстве для международного анализа (Comparable Entrepreneurship Data for International Analysis - COMPENDIA). COMPENDIA использует показатели числа работающих не по найму владельцев бизнеса как долю полной рабочей силы, в качестве индикатора предпринимательской деятельности. «Евроба-рометр» рассчитывает годовые показатели предпринимательской деятельности среди 25 стран Европейского союза (ЕС), наряду с Норвегией, Исландией, и Соединенными Штатами. Статистический Офис Европейского экономического сообщества учитывает запуски новых предприятий, входные и выходные показатели для стран-членов Европейского Союза по базе данных «Eurostat».
Следует назвать также Глобальный индекс конкурентоспособности [11], отчет «Глобальное предпринимательство и индекс развития» Global Entrepreneurship and Development Index [4]. Анализ корреляции индикаторов предпринимательства в различных версиях (см. выше) показывает, что только индексы OECD и COMPENDIA коррелируют статистически значимо (Коэфф. Пирсона = 0,89 ; р < 0,001).
Разрабатываются несколько других международных индикаторов предпринимательства, которые, пока используются в тестовом режима. Так, ОЭСР использует один из первых глобальных индикаторов, включающий несколько различных измерений предпринимательства. Глобальный индекс предпринимательства также является многомерным индикатором. Эти две меры выдвигают на первый план эффект недавних усилий по экономическому развитию, которые многомерны и неоднозначны в своих подходах и результатах.
Для целей исследования были выбраны следующие базы данных:
Глобальный индекс конкурентоспособности (Global Competitiveness Index - GCI);
Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom - IEF);
Обзор исследований предпринимательства Мирового банка (World Bank Group Entrepreneurship Survey - WBGES);
Международный индекс предпринимательства и развития (Global Entrepreneurship and Development Index - GEDI);
Индекс легкости начала бизнеса Мирового Банка (World Bank's Ease of Doing Business Index - EBDI);
Глобальны монитор предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor - GEM).
Проведя сопоставление показателей различных методик и организаций, ряд экспертов обнаружил не только наложения, но и расхождения в результатах оценки [12]. Исследователи предположили, что различия могут быть обусловлены типом (воспроизводимое предпринимательство и предпринимательство с высоким мультипликатором: replicative replicative and high-impact entrepreneurship) и побуждением к предпринимательской деятельности (соотношение потребности и возможности).