Научная статья на тему 'Развитие методов педагогических измерений в условиях цифровизации образования'

Развитие методов педагогических измерений в условиях цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценивающая деятельность / методики оценивания / онлайн-обучение / школьники / учебные достижения / assessment activity / assessment methods / online learning / schoolchildren / academic achievements.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Елена Игоревна

В статье рассматривается важная роль оценивания в школе. Автором подчеркивается, что оценки обеспечивают обратную связь для учеников, мотивируют их к достижению лучших результатов, помогают оценить успеваемость и сравнивать уровни знаний. Во второй половине XIX века возник вопрос о том, как оценивать знания учащихся, что стало особенно важным в условиях отсутствия единой системы оценки учебных достижений в России. Несмотря на усилия государства введения общей системы балльной оценки, ученые и педагоги активно обсуждали и искали наиболее эффективные методы оценивания. В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки специальных подходов к оцениванию учебных достижений школьников в онлайн-обучении. Особое внимание уделяется таким современным подходам как суммативное оценивание, формирующее оценивание, дифференцированное оценивание, компетентностный подход к оцениванию и портфолио. Делается вывод о возможности адаптации уже имеющихся методик оценивания к онлайн-формату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL MEASUREMENT METHODS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The article discusses the important role of assessment in school. The author emphasizes that grades provide feedback for students, motivate them to achieve better results, help to assess academic performance and compare knowledge levels. In the second half of the 19th century, the question arose of how to evaluate students’ knowledge, which became especially important in the absence of a unified system for evaluating academic achievements in Russia. Despite the efforts of the state to introduce a common scoring system, scientists and educators actively discussed and searched for the most effective assessment methods. The article discusses the need to develop special approaches to assessing the educational achievements of schoolchildren in online learning. Special attention is paid to such modern approaches as summative assessment, formative assessment, differentiated assessment, competence-based approach to assessment and portfolio. The conclusion is made about the possibility of adapting existing assessment methods to the online format.

Текст научной работы на тему «Развитие методов педагогических измерений в условиях цифровизации образования»

Развитие методов педагогических измерений в условиях цифровизации образования

Зверева Елена Игоревна,

магистрант Педагогического института, Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н.Г. Столетовых E-mail: zvereva.xelen@yandex.ru

В статье рассматривается важная роль оценивания в школе. Автором подчеркивается, что оценки обеспечивают обратную связь для учеников, мотивируют их к достижению лучших результатов, помогают оценить успеваемость и сравнивать уровни знаний. Во второй половине XIX века возник вопрос о том, как оценивать знания учащихся, что стало особенно важным в условиях отсутствия единой системы оценки учебных достижений в России. Несмотря на усилия государства введения общей системы балльной оценки, ученые и педагоги активно обсуждали и искали наиболее эффективные методы оценивания. В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки специальных подходов к оцениванию учебных достижений школьников в онлайн-обучении. Особое внимание уделяется таким современным подходам как суммативное оценивание, формирующее оценивание, дифференцированное оценивание, компетентностный подход к оцениванию и портфолио. Делается вывод о возможности адаптации уже имеющихся методик оценивания к онлайн-формату.

Ключевые слова: оценивающая деятельность, методики оценивания, онлайн-обучение, школьники, учебные достижения.

о с

CJ

см о см

Оценивание результатов учебной деятельности играет важную роль в образовательном процессе и является одним из дискуссионных вопросов на протяжении многих лет [1]. Оценивание помогает понять, насколько успешно усваивается материал, отражает индивидуальные потребности и возможности каждого школьника, а педагогам позволяет отследить эффективность методик обучения, применяемых к конкретным классам или учащимся. Кроме того, оценивание результатов учебной деятельности способствует развитию саморефлексии. Благодаря проведению анализа ошибок и успехов, учащиеся способны научиться лучше понимать свои сильные и слабые стороны, что способствует их личностному росту. Однако, основная сложность оценивания заключается в необходимости точно отражать знания учащегося, при этом не нарушая психологического благополучия школьников.

Развитие информационных технологий позволяет расширить вариации предоставления образовательных услуг. Сегодня родители могут выбирать между традиционными школами и онлайн-образованием для своих детей по освоению основных и дополнительных программ. Но, важно понимать, что эффективность онлайн-образования во многом зависит от правильного оценивания результатов учебной деятельности. Эффективно организованная система оценивания помогает как педагогам, так и учащимся понять уровень усвоения предметного материала, выявить слабые места и пробелы в знаниях, а также определить необходимость корректировки процесса обучения.

В онлайн-образовании существует возможность использования множества уникальных и интересных методик оценивания. Однако, педагоги сталкиваются с необходимостью разработки специального подхода к оцениванию. Это связанно с особенностями формата онлайн-обучения, разницей технической подготовки, возможностью уловок со стороны учащихся, необходимостью использования инновационных методик для объективного и справедливого оценивания, разработки стратегии персонализированной обратной связи. Соответственно, возникает потребность адаптации уже имеющихся сегодня теорий и практик оценивания для их дальнейшей апробации в онлайн-пространстве.

Вопрос разработки результативной оценки знаний учащихся стал особенно актуальным во второй половине XIX века, когда в России отсутствовало общее понимание процесса оценивания учебных достижений. Несмотря на попытки государства установить единую систему балльной

оценки, ученые и педагоги-практики активно обсуждали и искали рациональные подходы к оцениванию.

Анализ их систем и точек зрения можно представить тремя группами работ [3]:

• Биографические исследования, подробно представляющие профессиональную деятельность педагога, его мнения и рекомендации к тематике оценивания. Среди ученых в этом периоде стоит отметить И.И. Бецкого, В.Г. Белинского, И.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и т.д.

• Анализ опыта конкретных учебных заведений, внедряющих те или иные методики оценивания (А.И. Страннолюбский, П.Г. Редькин, И.Ф. Ра-шевский и т.д.).

• Масштабные исследования, посвященные эволюции системы оценивания и отношения учёного сообщества к ним. В этом периоде наиболее популярными авторами считаются Ш.А. Амо-нашвили, М.В. Богуславский, Э.Д. Днепрова, В.В. Григорьева и т.д.

Распространенно мнение, что российская система оценивания разработана на основе 12-баль-ной шкалы немецкого педагогога И. Базедового. В рамках этой системы каждая оценка соответствует определенному уровню знаний и навыков. Оценка «2» в данной системе означает недостаточные знания, «3» - базовый уровень знаний, «4» - удовлетворительные знания, «5» - хорошие знания, «6-12» - отличные знания. Также существуют дополнительные оценки, такие как «+», «-», которые помогают указать на более точную оценку успеваемости учащегося. Но несмотря на точный и детальный подход, эта система оценивания претерпела изменения с приходом советской власти [13].

После революции 1917 года было принято решение перейти на использование словесной системы оценивания. Учащимся ставили такие оценки как «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо» и «отлично» [10]. Эта система была более гибкой и менее строгой, чем предыдущая, но использовалась сравнительно недолго, и уже в сентябре 1935 года в школах была введена 3-балльная система оценивания, где ученик мог получить только одну из трех оценок: «неудовлетворительно», «удовлетворительно» или «отлично». Простота данной системы стала её большим минусом, так как не всегда отражала полную картину успеваемости ученика.

После Второй мировой войны словесная система была заменена на цифровую 5-балльную систему, которая до сих пор используется в российских школах. Ученикам выставляются оценки от «2» до «5», где «2» - «неудовлетворительно», а «5» - «отлично» [13].

В современной педагогике и образовании продолжается интенсивный процесс разработки способов оценивания достижений обучающихся. Разнообразие видов оценивания позволяет ученым и практикам активно заниматься поиском наиболее продуктивной системы оценивания. Суще-

ствует несколько активно развивающихся систем оценки, которые стремятся учитывать индивидуальные особенности учащихся и обеспечивать более объективное измерение их успехов в обучении.

Например, суммативное оценивание. Сумма-тивное оценивание - вынесение заключительного суждения о том, каких результатов смог достичь учащийся в ходе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном) [12]. Этот вид оценивания направлен на измерение знаний, накопленных учащимися за определенный период времени, как правило, в конце учебного года или после завершения определенного этапа обучения. Традиционными формами суммативного оценивания являются контрольные и самостоятельные работы, тестирования, экзамены, проекты, презентации и т.д. В данной системе происходит накопление баллов, которые впоследствии переводятся в четвертную или годовую оценку. Для этого используется следующая шкала (табл. 1).

Таблица 1. Шкала суммативного оценивания

Оценка Процентное содержание баллов Показатель оценивания

«1» 0 не аттестован

«2» 1%-20% неудовлетворительно

«3» 21%-50% удовлетворительно

«4» 51%-80% хорошо

«5» 81%-100% отлично

Суммативное оценивание опирается на определенные принципы. Первый принцип - объективность. Оценка должна быть объективной и основанной на четких критериях, которые заранее определены учителем и известны учащимся. Так же процесс оценивания обязан быть прозрачным. Школьники должны знать критерии выставления оценки или какие ожидания предъявляются к их работам. Еще одним важным принципом является регулярность и систематичность проводимого оценивания. Это необходимо для отслеживания прогресса каждого учащегося на протяжении всего учебного года. Впоследствии педагог должен предоставить школьникам обратную связь или составить рекомендацию, в которой указывает успехи и возможные точки роста конкретного ученика. Это помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, обозначить темы, на которые стоит обратить внимание [7].

На практике суммативное оценивание может модифицироваться педагогом в зависимости от предмета, уровня образования и конкретных целей обучения. Однако важно не забывать, что целью суммативного оценивания является не только выставление оценок, но и поддержка учащихся в их учебном процессе, мотивация к саморазвитию и достижению новых результатов.

Формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда ана-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

лизируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения [8]. Формирующее оценивание направленно на непрерывную поддержку, носит системный характер и ориентированно на формирование личностных и метапредметных умений. Этот подход способствует более глубокому пониманию материала и повышению мотивации учащихся на дальнейшее обучение.

Формирующее оценивание отличается от традиционного тем, что оно уделяет внимание не только конечному результату знаний учащихся, но и самому процессу их учения. Этот подход позволяет акцентировать внимание педагога на том, как школьники применяют навыки не только на итоговых контрольных или экзаменах, но и в процессе самого обучения. Тем самым, формирующее оценивание способствует более глубокому пониманию материала, развитию критического мышления, самооценке и саморегуляции учебной деятельности.

Оценка в процессе обучения представляет собой средство обратной связи, помогающее оценить уровень знаний ученика и наметить перспективы ближайшего роста, сориентировать педагога в постановке планов на дальнейшую работу. Для проведения формирующего оценивания не имеет значения какие именно методы или формы используются. Основным критерием формирующей оценки является ее цель, а не представление конкретных заданий.

Формирующее оценивание способно улучшить успеваемость школьников, развить понимание способности решить конкретную задачу, выбрать и скорректировать стратегию для её преодоления. Данный подход к оцениванию поддерживает пер-сонализацию обучения, благоприятен для создания здоровой атмосферы развития каждого ученика.

Дифференцированное оценивание предполагает выставление оценок с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого учащегося, его интересов и стиля обучения. При этом могут использоваться индивидуальные задания, проекты, презентации или портфолио работ. Педагог может применять различные критерии для оценки успеваемости, то есть учитывать уникальные черты конкретного школьника. Данный подход способствует более глубокому пониманию материала, поддержанию высокого уровня мотивации, развитию самостоятельности и ответственности ученика за свое обучение [14].

Основными преимуществами дифференцированного оценивания являются следующие аспекты:

• Ученикам с пробелами в предмете уделяется

больше внимания и контроля.

• Создание ситуаций успеха.

с= • Учет индивидуальных особенностей ученика ~ при планировании занятий. ^ • Работа в малых группах. ~ • Гарантия права на повышение оценки. ав • Гуманизация процесса контроля.

Дифференцированное оценивание является одним из наиболее подходящих методов оценивания для детей с ОВЗ. Благодаря ему берутся во внимание индивидуальные особенности каждого ученика, учитывается специфика развития, потребности и возможности. В случае работы со школьниками с ОВЗ оценивание может включать в себя использование различных методов и форм оценивания, адаптированных к конкретным потребностям учащихся с ОВЗ. Важным аспектом дифференцированного оценивания является также учет усилий, которые ученик вложил в выполнение задания, самостоятельность, его активность на уроке, сотрудничество с одноклассниками и т.д.

Другим современным методом оценки является компетентностный подход, который учитывает не только уровень знаний учеников, но его умения и навыки. Основная цель компетентностного подхода к оцениванию - связь образования с будущей профессиональной деятельностью школьников. Этот метод учит их применять полученные знания на практике, а учителям отражает насколько успешно ученики смогут применять свой познавательный опыт в реальной жизни. При этом ком-петентностный подход дополняет традиционное образование, учитывая потребности рыночной экономики. Он направлен на развитие ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации выпускников к жизни и на работе [2].

Следовательно, подход, основанный на развитии компетенций, наилучшим образом отражает суть процессов модернизации в системе образования. Педагог должен выстроить учебный процесс так, чтобы школьники могли усваивать необходимые знания для применения компетентност-ного подхода, и в дальнейшем достигать значительных результатов в своей профессиональной деятельности. Владение основными компетенциями позволит человеку успешно действовать в различных сферах рабочей и социальной жизни, достигать поставленных целей и обладать развитым критическим мышлением.

Ключевыми принципами, на которые опирается компетентностный подход являются [11]:

• Непрерывное образование. Этот принцип подразумевает обучение на протяжении всей жизни. Школьники должны быть готовыми к постоянным изменениям рынка труда, уметь адаптироваться к новым условиям и быть мобильными в своей последующей профессиональной деятельности.

• Междисциплинарность. Учащийся осваивает знания и умения из разных областей, что помогает ему сформировать более глубокое и целостное представление о мире, развить системное и критическое мышление.

• Развитие индивидуального творческого потенциала. Компетентностный подход способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию мыслить нестандартно, придумывать новые идеи и подходы к решению задач.

• Обучение с акцентом на практическое применение. Освоение школьниками практических аспектов компетенций в соответствии с запросами реальных работодателей и социологических исследований. При этом содержание образования должно гибко реагировать на изменения рынка труда и запросы потребителей.

• Индивидуализация. Этот принцип предполагает учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося, его интересов и способностей, которые лягут в разработку индивидуального образовательного маршрута.

• Формирование универсальных компетенций. Данный принцип говорит о направленности компетентностного подхода на развитие универсальных навыков. Среди них: критическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в команде, самоорганизация, креативное мышление и т.д.

В школах уже активно начали внедрять ком-петентностный подход. С ним связано появление профильных классов (информационно-технологических, химико-биологических,

психолого-педагогических и т.д.), что представляет собой индивидуализацию обучения старшеклассников и их раннюю профориентацию.

Изучение литературы по вопросу оценивания школьников показывает, что одним из инновационных и перспективных способов оценки учебной деятельности является использование порт-фолио [6]. Портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку.

Использование портфолио, как метода оценивания возможно помочь решить проблему объективной оценки достижений школьника. Оно является документом, отражающим индивидуальные заслуги, способным дать возможность учащимся организовать процесс самопрезентации учебной деятельности. В портфолио также можно представить домашние работы и проектную деятельность. При этом педагогу необходимо помогать и консультировать подопечных в выборе и оформлении портфолио, рецензировать собранные материалы [15].

От традиционных форм оценки и контроля портфолио отличает то, что оно представляет собой накопление работ, проектов и рефлексий, что позволяет более точно оценить прогресс и развитие школьника на протяжении определенного промежутка времени. Традиционные же формы оценивания, напротив, чаще рассматривают конечный результат, не расставляя акценты на сам процесс и шаги его получения. Также портфолио способствует развитию навыков самостоятельной работы, рефлексии и оценки собственной работы.

Возвращаясь к вопросу оценивания знаний и навыков учащихся в онлайн-пространстве, мы

должны осознавать, что современные методы оценивания должны быть универсальными и легко адаптируемыми к потребностям учащихся. Однако прямой перенос традиционных методик оценивания в электронное обучение часто оказывается невозможным. Онлайн-обучение открывает для педагогов возможности по использованию совершенно новых методов оценивания, но вместе с тем им необходимо научиться применять эти инструменты, а также провести адаптацию традиционных методов оценивания (например, тесты, контрольные работы, экзамены, эссе и др.) к онлайн-формату. Важно понимать, что не все методики могут быть просто перенесены в виртуальное пространство без потери качества и объективности результатов. Поэтому необходимо разработать новые подходы к созданию и проведению оценочных мероприятий в онлайн среде, модифицировать привычные программы, предотвращать мошенничество, развернуть процесс выполнения заданий так, чтобы ученикам удавалось улучшать качество оценок.

Таким образом, разработка специальных подходов к оцениванию в электронном обучении является актуальным направлением для исследований. Это позволит создать эффективные инструменты оценки знаний и навыков учащихся, обеспечит объективность, надежность и удобство для всех участников образовательного процесса в набирающим актуальность и востребованность онлайн-обучении.

Литература

1. Исследование российского рынка онлайн-образования - информационный ресурс Не-тология. URL: https://netology.ru/edtech_re-search_2022 (дата обращения: 15.04.2024).

2. Амелькина М.С. Компетентностный подход: новый виток развития отечественного образования // Управление образованием: теория и практика. 2019. № 2 (34). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-novyy-vitok-razvitiya-otechestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.05.2024).

3. Артамонова Е.В. Процесс отечественного оценивания образовательных результатов: с чего все начиналось // БГЖ. 2016. № 2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-otechestvennogo-otsenivaniya-obrazovatelnyh-rezultatov-s-chego-vse-nachinalos (дата обращения: 10.05.2024).

4. Ахметзянова Т.В. Современные подходы к оценке качества в ВУЗЕ: зарубежный опыт // Новые технологии оценки качества образования. Сборник материалов XI Форума экспертов в сфере профессионального образования под общей редакцией Г.Н. Мотовой. - М.: Ассоциация «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования», 2016. - с. 23-26.

5. Ветошкина Ю.В. Инструменты ИКТ как средство внедрения формирующего оценивания

сэ о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см о см

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

в образовательную деятельность [Электронный ресурс] // Дистанционное и смешанное обучение в общем и профессиональном образовании: Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция. 7 мая-23 мая 2018 го-да.г. Екатеринбург; ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования». URL: http://webconf.irro.ru/index.php/ arhiv-conf/ikto-ekaterinburg-2016/sovremen-nye-sredstva-ikt-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ item/ 1776-vetoshkina-yu-v-instrumenty-ikt-kak-sredstvo-vnedreniya-formiruyushchegootse nivaniya-v-obrazovatelnuyu-deyatelnost (дата обращения: 11.05.2024).

Голуб Г.Б., Чуракова. О.В. Технология портфо-лио в системе педагогической диагностики. -Самара, 2004. - 5 с.

Жидкова Р.А. Современные методы оценивания результатов обучения // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского, 2012. - № 28. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-otsenivaniya-rezultatov-obucheniya (дата обращения: 07.05.2024).

Крылова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе [Текст]: учебно-методическое пособие (ФГОС ООО) / О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 122 с.

Крылова О. Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова. - Спб.: КАРО, 2015. - 128 с. Логвинова И.М. Оценка достижений обучающихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nnovschool174.edu-site.ru/ DswMedia/sistemaocenki.ppt (дата обращения: 08.05.2024).

Матушанский Г.У., Кудаков О.Р Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании // КПЖ. 2009. № 11-12. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/metodologicheskie-printsipy-kompetentnostnogo-podhoda-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 09.05.2024). Минекаева И.И. Современные методы оценивания в школе // Вестник науки и образования, 2019. - № 22-1 (76). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-metody-otsenivaniya-v-shkole (дата обращения: 10.05.2024). Пещеро Д.В. Научно-педагогические подходы к оцениванию учебных достижений в трудах отечественных педагогов конца XIX - начала XX ВВ. // Проблемы современного образования, 2021. - № 5. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/nauchno-pedagogicheskie-podhody-k-otsenivaniyu-uchebnyh-dostizheniy-v-trudah-otechestvennyh-pedagogov-kontsa-xix-nachala-xx-vv (дата обращения: 10.05.2024). Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. -188,[3] с.

15. Ямашкина О.К. Портфолио как метод оценивания образовательных достижений учащихся // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2008 - № 1. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/portfolio-kak-metod-otsenivaniya-obrazovatelnyh-dostizheniy-uchaschihsya (дата обращения: 14.05.2024).

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL MEASUREMENT METHODS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zvereva E.I.

Vladimir State University named after A. G. and N.G. Stoletov

The article discusses the important role of assessment in school. The author emphasizes that grades provide feedback for students, motivate them to achieve better results, help to assess academic performance and compare knowledge levels. In the second half of the 19th century, the question arose of how to evaluate students' knowledge, which became especially important in the absence of a unified system for evaluating academic achievements in Russia. Despite the efforts of the state to introduce a common scoring system, scientists and educators actively discussed and searched for the most effective assessment methods. The article discusses the need to develop special approaches to assessing the educational achievements of schoolchildren in online learning. Special attention is paid to such modern approaches as summative assessment, formative assessment, differentiated assessment, competence-based approach to assessment and portfolio. The conclusion is made about the possibility of adapting existing assessment methods to the online format.

Keywords: assessment activity, assessment methods, online learning, schoolchildren, academic achievements.

References

1. Research of the Russian online education market - Netolo-gy information resource. URL: https://netology.ru/edtech_re-search_2022 (date of reference: 04/15/2024).

2. Amelkina M.S. Competence-based approach: a new round of development of domestic education // Education management: theory and practice. 2019. No.2 (34). URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-novyy-vitok-razvitiya-otechestvennogo-obrazovaniya (date of application: 05/11/2024).

3. Artamonova E.V. The process of domestic assessment of educational results: how it all began // BGZH. 2016. No.2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-otechestvennogo-otsenivaniya-obrazovatelnyh-rezultatov-s-chego-vse-nachinalos (date of application: 05/10/2024).

4. Akhmetzyanova T.V. Modern approaches to quality assessment in higher education: foreign experience // New technologies for assessing the quality of education. Collection of materials of the XI Forum of experts in the field of vocational education under the general editorship of G.N. Motova. - M.: Association "Guild of experts in the field of vocational education", 2016. -pp. 23-26.

5. Vetoshkina Yu. V. ICT tools as a means of introducing formative assessment into educational activities [Electronic resource] // Distance and mixed learning in general and vocational education: All-Russian Scientific and Practical Internet Conference. May 7-May 23, 2018. Yekaterinburg; GAOU DPO of the Sverdlovsk region "Institute of Education Development". URL: http:// webconf.irro.ru/index.php / arhiv-conf/ikto-yekaterinburg-2016/ sovremen-NYE-sredstva-ikt-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ item/ 1776-vetoshkina-yu-v-instrumenty-ikt-kak-sredstvo-vnedreniya-formiruyushchegootse nivaniya-v-obrazovatelnuyu-deyatelnost (date of application: 05/11/2024).

6. Golub G.B., Churakova O.V. Portfolio technology in the system of pedagogical diagnostics. - Samara, 2004. - 5 p.

7. Zhidkova R.A. Modern methods of evaluating learning outcomes // Izvestia of V.G. Belinsky PSU, 2012. - No.28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-

otsenivaniya-rezultatov-obucheniya (date of reference: 05/07/2024).

8. Krylova E.G. Technology of formative assessment in a modern school [Text]: educational and methodological manual (FGOS LLC) / O.N. Krylova, E.G. Boytsova. St. Petersburg: KARO, 2015. - 122 p.

9. Krylova O. N., Boytsova E.G. Technology of formative assessment in a modern school: an educational and methodological guide / O.N. Krylova, E.G. Boytsova. - St. Petersburg: KARO, 2015. - 128 p.

10. Logvinova I.M. Assessment of students' achievements [Electronic resource]. - Access mode: http://www.nnovschool174. edu-site.ru/DswMedia/sistemaocenki.ppt (date of application: 05/08/2024).

11. Matushansky G. U., Chudakov O R Methodological principles of the competence approach in vocational education // CSW. 2009. № 11-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskie-printsipy-kompetentnostnogo-podhoda-v-professionalnom-obrazovanii (date accessed: 09.05.2024).

12. Minekawa I.I. Modern methods of evaluation in the school // Bulletin of science and education, 2019. - № 22-1 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/sovremennye-metody-otsenivaniya-v-shkole (date accessed: 10.05.2024).

13. Cave D.V. Scientific and pedagogical approaches to the assessment of educational achievements in the works of Russian teachers of the late XIX - early XX centuries. // Problems of modern education, 2021. - No.5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nauchno-pedagogicheskie-podhody-k-otsenivaniyu-uchebnyh-dostizheniy-v-trudah-otechestvennyh-pedagogov-kontsa-xix-nachala-xx-vv (date of reference: 05/10/2024).

14. Unt I.E. Individualization and differentiation of education. - M.: Pedagogy, 1990. - 188,[3] p.

15. Yamashkina O.K. Portfolio as a method of assessing students' educational achievements // Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application, 2008 - No.1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-kak-metod-otsenivaniya-obrazovatelnyh-dostizheniy-uchaschihsya (date of application: 05/14/2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.