Научная статья на тему 'Развитие методологии регионального стратегического планирования: повышение согласованности и результативности'

Развитие методологии регионального стратегического планирования: повышение согласованности и результативности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ВЕРТИКАЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / РЕГИОН / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / АКТУАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ / REGIONAL ECONOMY / STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / VERTICAL OF STRATEGIC PLANNING / STRATEGIES UPDATE / REGION / TARGETED-PROGRAM PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурнина Надежда Матвеевна, Шишкина Елена Александровна

Рассматриваются перспективы формирования и развития системы регионального стратегического планирования. Выявлены проблемы, препятствующие развитию стратегического планирования в Свердловской области. Сформулированы предложения по повышению качества стратегического планирования в регионе. Определены направления актуализации стратегических документов муниципальных образований региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the Methodology for Regional Strategic Planning: Increasing Coherence and Effectiveness

In the article the prospects of formation and development of regional strategic planning are considered. The problems that prevent the development of strategic planning in Sverdlovsk oblast are identified. The proposals to improve the quality of strategic planning in the region are formulated. The authors define the directions of updating the strategic documents of municipalities of the region.

Текст научной работы на тему «Развитие методологии регионального стратегического планирования: повышение согласованности и результативности»

УПРАВЛЕНЕЦ № 1/41/ 2013

Развитие методологии регионального стратегического планирования: повышение согласованности и результативности

^ сУРНиНА Надежда Матвеевна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой статистики, эконометрики и информатики

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 тел.: (343) 221-17-00

^ шишкина Елена Александровна

Аспирант, ассистент кафедры статистики, эконометрики и информатики

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-00

Ключевые слова

региональная экономика стратегическое планирование стратегия

вертикаль стратегического планирования

актуализация стратегий

регион

программно-целевое планирование

Аннотация

Рассматриваются перспективы формирования и развития системы регионального стратегического планирования. Выявлены проблемы, препятствующие развитию стратегического планирования в Свердловской области. Сформулированы предложения по повышению качества стратегического планирования в регионе. Определены направления актуализации стратегических документов муниципальных образований региона.

Необходимость системного стратегического управления социально-экономическими процессами, происходящими на территориях различного уровня, обеспечения устойчивого социально-экономического развития обусловливает особую значимость процессов стратегического планирования. Развитие и совершенствование системы долгосрочного планирования и управления требует использования новых современных подходов к рассмотрению региона как субъекта планирования и процесса регионального развития. Широкий круг вопросов стратегического планирования развития территорий рассмотрен такими зарубежными учеными, как И. Ансофф, Б. Денниг, П. Ло-рандж, Г. Минтцберг, М. Портер и др. Существенный вклад в разработку методологии стратегического планирования внесли отечественные ученые Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова, А.Г. Гранберг, Б.С. Жихаревич, В.Г. Марача, Н.М. Сурни-на. Разработкой отдельных направлений пространственного анализа социальноэкономического развития территорий занимаются российские ученые И.И. Елисеева, Ю.Н. Иванов, Ю.А. Перелыгин, зарубежные исследователи Х. Венбан-Смит, А. Монтиеро, Р. Морено, Г. Овер-ман, А. Поуз и др.

Стратегическое планирование социально-экономического развития предполагает прежде всего обеспечение устойчивости и способности к саморазвитию региональной системы. Документы стратегического планирования социально-экономического развития региона и муниципальных образований территории призваны сформировать предсказуемую транспарентную среду для планирования и реализации инвестиционных программ и проектов бизнеса. Попытка обобщить двадцатилетний опыт и формализовать процесс стратегического планирования предпринята в проекте Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» [1]. Согласно данному проекту к документам государственного стратегического пла-

нирования, разрабатываемым в субъектах Российской Федерации, относятся:

• стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

• государственные программы субъекта Российской Федерации;

• схема территориального планирования субъекта Российской Федерации;

• прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

• программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

• иные документы, соответствующие требованиям, установленным нормативными правовыми актами, указанными в ст. 2 проекта Федерального закона, решение о разработке которых принято высшим должностным лицом субъекта РФ либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Документы стратегического планирования региона призваны увязать между собой во времени и территориально мероприятия, которые осуществляют федеральный центр, регионы, муниципальные образования в соответствии с отраслевыми стратегиями развития и стратегиями социально-экономического развития (СЭР) субъектов РФ и муниципальных образований.

Основными документами, регламентирующими процесс стратегического планирования в Свердловской области, являются:

• постановление Правительства Свердловской области от 1 октября 2008 г. № 1043-ПП «О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» [2];

• постановление Правительства Свердловской области от 27 августа 2008 г.

Developing the Methodology for Regional Strategic Planning: Increasing Coherence and Effectiveness

The necessity for systemic strategic governance of social-economic processes that take place in territories of different levels and the need for ensuring sustainable social-economic development prove special importance of strategic planning. Development and improvement of the long-term planning and governance system involves the use of novel modern approaches to examining the process of regional development and studying a region as a subject of planning. A wide range of issues of territories development strategic planning was discussed by foreign scientists - I. Ansoff, B. Denning, P. Lorange, H. Mintzberg, M. Porter and others. A meaningful contribution to the development of strategic planning methodology was made by the following Russian scientists: Ye.G. Animitsa, N.Yu. Vlasova, A.G. Gran-berg, B.S. Zhikharevich, V.G. Maracha, N.M. Surnina. Individual areas of spatial analysis of social-economic territorial development are studied by Russian scientists I.I. Yeliseeva, Yu.N. Ivanov, Yu.A. Perelygin, and foreign researchers

H. Wenban-Smith, A. Montiero, R. Moreno, H. Overman, A. Pouse and others.

Strategic planning of social-economic development suggests ensuring sustainability and ability for self-development of the regional system. Documents prepared in the process of strategic planning of social-economic development of a region and its municipalities are designed to create a predictable transparent environment for planning and realization of investment programs and business projects. An attempt to generalize a 20-year experience and formalize the process of strategic planning was made in the draft federal law "On state strategic planning" [1]. According to this draft, documents of government strategic planning developed in the subjects of the Russian Federation include:

• Strategy for social-economic development of the subject of the Russian Federation in the long-term;

• State-run programs in the subject of the Russian Federation;

• Scheme for territorial planning of the subject of the Russian Federation;

• Forecast of social-economic development of the subject of the Russian Federation in the medium term;

• Program of social-economic development of the subject of the Russian Federation in the medium term;

• Other documents that meet the requirements stated by regulatory acts referred to in Article 2 of the draft federal law (the decision on the development of these regulatory acts was made by the supreme official body of the subject of the Russian Federation or the executive branch of the government of the Russian Federation).

The documents of territories development strategic planning are designed to link the measures (in terms of time and territory) that are implemented by the federal centre, regions, municipalities in accordance with industry development strategies and strategies of social-economic development (SED) of the Russian constituent territories and municipalities.

The fundamental documents regulating the process of strategic planning in Sverdlovsk oblast are:

• Resolution of the Government of Sverdlovsk oblast of October 1, 2008 No. 1043-PP "On the tasks of the executive authorities of Sverdlovsk oblast and local authorities of municipalities located in the territory of Sverdlovsk oblast on implementing the key provisions of the Strategy for social-economic development of Sverdlovsk oblast for the period until 2020" [2];

• Resolution of the Government of Sverdlovsk oblast of August 27, 2008 No. 873-PP "On the Strategy for social-economic development of Sverdlovsk oblast for the period until 2020" [3].

Strategic planning in Sverdlovsk oblast encompasses building the strategy for social-economic development and expected economic structure of this

^ Nadezhda M. SURNiNA

Dr. Sc. (Ec.), Prof., Head of Statistics, Econometrics and Informatics Dprt.

Urals State University of Economics 620144, RF, Ekaterinburg, ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45 Phone: (343) 221-17-00

^ Yelena A. SHiSHKiNA

Postgraduate, Jr. lecturer of Statistics, Econometrics and Informatics Dprt.

Urals State University of Economics 620144, RF, Ekaterinburg, ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45 Phone: (343) 221-17-00

Key words

regional economy strategic planning strategy

vertical of strategic planning strategies update region

targeted-program planning

Аннотация

In the article the prospects of formation and development of regional strategic planning are considered. The problems that prevent the development of strategic planning in Sverdlovsk oblast are identified. The proposals to improve the quality of strategic planning in the region are formulated. The authors define the directions of updating the strategic documents of municipalities of the region.

UPRAVLENETS № 1/41/ 2013

УПРАВЛЕНЕЦ № 1/41/ 2013

Порядок разработки и реализации областных целевых программ

Концепции развития области (промышленной политики, научной политики и т.д.)

Областные целевые программы Свердловской области

Стратегический контроль и аудит

Доклад о ходе реализации областных целевых программ за 2011 г.

Отчет об оценке качества стратегических документов муниципальных образований. Доклад о реализации программы ОР

Рис. 1. Система стратегического планирования социально-экономического развития Свердловской области

№ 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» [3].

Процесс стратегического планирования в Свердловской области включает в себя разработку стратегии социальноэкономического развития и прогнозной структуры экономики области. Стратегия разрабатывается в форме базового документа, включающего качественные и количественные характеристики социально-экономического развития исходя из сложившихся тенденций и достигнутого уровня, содержит описание целей, путей и средств их достижения, динамику основных параметров макроэкономических показателей, прогнозную структуру экономики области, варианты социально-экономического развития. Стратегия рассматривается Правительством Свердловской области.

С целью координации работы по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (далее - Стратегия-2020), ее мониторинга и в случае необходимости уточнения и корректировки, в том числе отраслевой и территориальной составляющей, создана соответствующая Комиссия, являющаяся постоянно действующим органом [4].

К числу документов стратегического планирования региона можно также отнести Концепцию развития, разрабатываемую на долгосрочный период. Концепция является основой для долгосрочного планирования, разработки и

реализации областной программы, а также других программ, планов действий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, организаций.

Оперативное планирование включает в себя разработку Программы социально-экономического развития Свердловской области, областных целевых программ, Прогноза социально-экономического развития Свердловской области [4; 5]. Таким образом, система стратегического планирования предполагает три блока: стратегическое планирование, программно-целевое планирование и стратегический контроль (рис. 1).

В результате проведенного анализа приоритетов долгосрочного социальноэкономического развития Свердловской области и муниципальных образований Свердловской области выявлены следующие проблемы формирования и развития системы стратегического планирования:

• во-первых, отсутствие соподчи-ненности документов государственного стратегического планирования между собой и между различными уровнями. Было выявлено несоответствие методологии стратегического планирования субъектов различного иерархического уровня, что обусловлено разработкой и принятием стратегий в разное время. В результате сценарии развития субъектов различного иерархического уровня не увязаны между собой или увязаны слабо по основным ориентирам;

• во-вторых, отсутствует единая система показателей, применяемых в региональном стратегическом планировании, основанная на международных и российских стандартов национального счетоводства. Используемые в сценарных условиях индикаторы развития различны по экономическому содержанию для одних и тех же категорий. Используемые статистические показатели, как правило, имеют слабую территориальную привязку либо вообще не отражают пространственный аспект развития. Анализ показателя ВРП, представленного в Стратегии развития региона, Прогнозе социально-экономического развития и Программе, позволяет выявить методологические неточности расчета данного параметра. Так, в Стратегии и Прогнозе ВРП представлен в сопоставимых ценах базисного периода, а в Программе в текущих основных ценах, что затрудняет сопоставление и анализ.

Отсутствие структурированной и оперативной информации по реализации стратегически важных проектов затрудняет их мониторинг и своевременную корректировку в зависимости от изменяющихся условий внешней и внутренней среды [6] и не позволяет проанализировать пространственное развитие территорий;

• в-третьих, стратегические документы территорий различного уровня принимаются на разный прогнозный период. Прогнозные периоды (горизонт планирования), предусмотренные стратегическими документами различного уровня, составляют от 3 до 7 лет для разных стратегий, что частично обусловлено разработкой стратегий в разное время;

• в-четвертых, «размытие» политики в сфере стратегического управления социально-экономическим развитием при переходе от стратегических планов к оперативным задачам и индикаторам их выполнения. Анализ соответствия областных целевых программ Стратегии социально-экономического развития Свердловской области показал, что 70% программ направлено на решение стратегических задач. В среднем только 31,8% мероприятий могут быть оценены количественно. Более половины мероприятий (68,2%), предусмотренных Планом мероприятий по реализации Программы СЭР, не связаны с конкретными показателями Программы или эта связь может быть описана исключительно качественными характеристиками;

• в-пятых, основные направления регионального развития не являются

Strategic planning

SED Forecast

SED Concept until 2020

SED Program

Procedure of development and implementation of oblast target programs

Concepts of regional development (industry policy, science policy, etc)

Oblast target programs of Sverdlovsk oblast

Strategic control and audit

Report on the implementation of regional target programs in 2011. Report on quality evaluation of municipal strategic documents. Report on SED Program implementation

Fig. 1. Strategic planning system of social-economic development of Sverdlovsk oblast

territory. The strategy represents the core document which includes qualitative and quantitative characteristics of social-economic development on the basis of current trends and level achieved; it describes the objectives, ways and means to reach them, contains dynamics of the key microeconomic indicators, forecasted structure of the oblast's economy, and options for social-economic development. The strategy is worked out by the Government of Sverdlovsk oblast.

In order to coordinate the implementation of the Strategy for social-economic development for the period until 2020, its monitoring and, if necessary, refinement and adjustment (including industry-specific and territorial aspects), a special Committee was established, which represented a continuing body [4].

The Development Concept is among the documents of territories development strategic planning that is formed for long-term period. The Concept provides the basis for advance planning, development and realization of the oblast's program, as well as other programs, plans of action for executive bodies of public authorities in Sverdlovsk oblast, local authorities, and organizations.

Operational planning combines the development of the Social-economic development program of Sverdlovsk oblast, regional special-purpose programs, and the Forecast of social-economic development of Sverdlovsk oblast [4; 5]. Thus, the system of strategic planning consists

of 3 parts: strategic planning, targeted-program method, and strategic control (Fig. 1).

The following problems of formation and development of the strategic planning system were indicated when analyzing the priorities of long-term social-economic development of Sverdlovsk oblast and municipalities:

• First, there is no hierarchy (coordination) in the government strategic planning documents among themselves and among different levels. There was found a discrepancy in strategic planning methodology of subjects in different hierarchical positions which was due to the fact that they were worked out and adopted not simultaneously. As a result, scenarios of subjects development at different hierarchical levels do not correlate with each other and are barely linked to the main objectives;

• Second, there is no common system of indicators used in regional strategic planning that is based on international and Russian standards of national bookkeeping. The development indicators applied in scenarios differ in their economic content for the same categories. The statistical indicators normally hardly relate to territorial aspect or do not reflect spatial feature of development at all. The analysis of Gross Regional Product (GRP) presented in the Region's development strategy, the Forecast of social-economic development and the Program allow us to identify methodological inaccuracies

when calculating this parameter. Thus, in the Strategy and the Forecast GRP is presented in constant prices of the base period, whereas in the Program - in the current basic prices, that hinders comparison and analysis.

The lack of structured and updated information on the implementation of strategically important projects impedes monitoring and well-timed adjustment to changing external and internal conditions [6] and does not make it possible to examine spatial evolution of territories;

• Third, strategic documents prepared in territories of different levels are approved for various time periods. The anticipated time frames (planning horizon) that are stipulated in strategic documents of different levels range from 3 to 7 years, what is partially conditioned by development of strategies in different time periods;

• Fourth, the "blurring" policy in the field of strategic governance of social-economic development during the transition from strategic planning to operational objectives and their performance indicators. The analysis of the extent, to which the oblast target-oriented programs correspond to the Strategy for social-economic development of Sverdlovsk oblast, demonstrated that 70% of them were aimed at resolving strategic goals. On average, solely 31.8% of the measures introduced can be quantified. More than half of the events (68.2%) under the Plan of action for implementation of SED Program, are not linked to specific indicators of the Program or this link can be described only in qualitative characteristics;

• Fifth, the main directions of regional development are not primary ones for promising development of municipalities of the region. Analysis results of strategic development of the region and municipalities showed that only 26.1% of municipal strategies (of the total number of municipalities) entirely matched the chief directions of regional strategy development, i.e. all the primary objectives of regional development are elaborated in municipal strategies. 46.4% of municipal strategies partially correlate to the main directions of regional development strategy, i.e. more than half of the priorities of regional development are the same and reflected in municipal strategies, but some objectives are not presented as outdated and impossible to be implemented in a concrete municipality. 27.5% of municipal strategies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UPRAVLENETS № 1/41/ 2013

УПРАВЛЕНЕЦ № 1/41/ 2013

І

0

І

ведущими для перспективного развития муниципальных образований региона. Результаты анализа стратегических направлений развития региона и муниципальных образований показали, что только 26,1% стратегий муниципальных образований (от общего количества МО) полностью соответствуют основным направлениям развития региональной стратегии, т.е. все ведущие направления регионального развития детализированы в муниципальных стратегиях. 46,4% стратегий муниципальных образований частично соответствуют основным направлениям развития региональной стратегии, т.е. более половины приоритетов регионального развития совпадают и отражены в муниципальных стратегиях, а часть направлений не представлена ввиду неактуальности или невозможности реализации в конкретном муниципальном образовании. А 27,5% стратегий муниципальных образований вообще не соответствуют по основным направлениям развития региональной стратегии.

Таким образом, в настоящее время важнейшими направлениями развития

системы стратегического планирования Свердловской области являются:

• интеграция стратегических документов в системе стратегического планирования по вертикали (федеральный округ - регион - муниципальное образование) и горизонту планирования;

• актуализация основных направлений стратегического развития муниципальных образований региона;

• формирование нормативно-правовой базы стратегического территориального планирования;

• разработка системы управления реализацией планов, механизмов финансового обеспечения.

Для повышения качества стратегического планирования в Свердловской области необходимо следующее.

1. Приведение системы стратегического планирования муниципальных образований в соответствие с системой Свердловской области и Уральского федерального округа.

В целях приведения в соответствие горизонта планирования документов стратегического планирования Свердловской области и МО региона с горизон-

Таблица 1 - Изменения, вносимые в действующую систему документов стратегического планирования социально-экономического развития Свердловской области

Документ Содержание документа Содержание изменений

Постановление Правительства Определяет основные принципы организации стратегического планирования в свердловской области Изменение организации системы государственного стратегического планирования: формирование принципов программноцелевого планирования; изменение перечня документов стратегического планирования; корректировка горизонта планирования; изменение порядка отчетности; утверждение методики оценки качества стратегических документов; утверждение методики анализа системы стратегического планирования

Стратегии развития муниципальных образований стратегии развития включают в себя формулировку главной цели СЭР территории, систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики МО, важнейшие направления и средства реализации указанных целей, прогноз основных параметров СЭР МО, а также целевые ориентиры по показателям качества жизни населения в МО Изменение стратегических целей и приоритетов, в том числе: формулирование новой главной цели и целей второго уровня; изменение горизонта планирования; изменение долгосрочного целевого прогноза

Закон Свердловской области от 15 июня 2011 г. № 36-03 «0 программе социальноэкономического развития свердловской области на 2011-2015 годы» Детализирует СЭР на четырехлетний период Приведение в соответствие с перечнем показателей Концепций СЭР РФ 2020, УФО 2020; корректировка среднесрочного прогноза исходя из КСЭР

том планирования РФ и УФО необходимо внести изменения в редакцию Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года. Необходимо согласовать систему основных показателей социально-экономического развития Свердловской области и МО с системой показателей, используемой на федеральном уровне и УФО.

2. Формирование механизмов исполнения стратегических планов.

В рамках существующей системы стратегического планирования СЭР Свердловской области отсутствует механизм реализации стратегических планов. Необходимо доработать План действий правительства на среднесрочный период и перечень государственных программ.

3. Повышение управляемости и прозрачности системы стратегического планирования.

Показатели и мероприятия документов стратегического планирования должны быть взаимоувязаны. Наряду с внесением изменений в существующие документы (табл. 1) это требует разработки новых документов стратегического планирования региона (табл. 2). Также необходимо разработать вспомогательные документы (методические рекомендации) по формированию действий правительства на четырехлетний период, положения о формировании государственных программ и иных документов.

В процессе выработки рекомендаций по актуализации стратегических документов важно учесть не только формальные критерии (сроки, горизонт планирования и т.п.), но и содержание. При актуализации стратегических документов особое значение имеет приведение в соответствие перспектив регионального и муниципального развития, что может быть обеспечено:

• во-первых, выработкой новых мероприятий в реализуемых направлениях стратегического развития, а также разработкой и реализацией мероприятий согласно приоритетам развития региона для территорий;

• во-вторых, проведением экспертизы программ и проектов, реализуемых муниципальными органами власти самостоятельно, а также совместно с региональными властями.

Процесс актуализации стратегий МО может быть представлен следующим образом:

1) анализ и оценка стратегий МО (исполнитель - региональные органы власти, стейкхолдеры);

do not meet the main directions of regional strategy development.

Consequently, today's most important objectives of the strategic planning system of Sverdlovsk oblast are:

• Embedding the strategic documents to the system of strategic planning vertically (federal district - region -municipality) and in accordance with the planning horizon;

• Keeping the primary objectives of municipalities strategic development up-to-date;

• Formulating rules and regulations for the strategic territorial planning;

• Establishing the system to manage implementation of plans and mechanisms of financial support.

To increase the quality of strategic planning in Sverdlovsk oblast the following are required:

1. Bringing the system of strategic planning of municipalities into line with the system of Sverdlovsk oblast and the Ural Federal District (UrFD).

The Strategy for social-economic development in Sverdlovsk oblast for the period until 2020 has to be revised

to align the planning horizon of strategic planning documents of Sverdlovsk oblast and the region's municipalities with the planning horizon of the Russian Federation and the UrFD.

2. Providing mechanisms to perform strategic plans.

Within the current system of strategic planning of SED of Sverdlovsk oblast there is no mechanism to implement strategic plans. It is necessary to finalize the government action plan for the medium term and a list of government programs.

3. Improving manageability and transparency of the system of strategic planning.

Indicators and measures stipulated in the strategic planning documents have to be linked. Aside from amending the current documents (Table 1), it also requires drawing up new documents of regional strategic planning (Table 2). It is necessary to work out supporting documents (guidelines) on forming government actions for four-year period, the provisions on developing government programs and other papers.

Table 1 - Amendments, introduced into the current system of strategic planning documents

of social-economic development of Sverdlovsk oblast

Document Content Amendments

Government Resolution Defines fundamental principles of strategic planning organization in Sverdlovsk oblast Changes in organization of the system of government strategic planning: providing the principles of targeted-program planning; revising the list of strategic planning documents; adjusting the planning horizon; changing the order of accountability; approving methods for quality evaluation of strategic documents; approving methods for system analysis of strategic planning

Development strategies of municipalities Development strategies include the main purpose of social-economic development of the territory, the system of strategic objectives and priorities of social-economic policy of the municipality, the key directions and means to implement the above-mentioned objectives, the forecast of the main parameters of SED of the municipality, and target level of life quality of the municipality's population changes in strategic goals and priorities, including: formulation of the new key objective and second-level goals; change in the planning horizon; change in the long term target forecast

Law of Sverdlovsk oblast of June 15, 2011 No. 36-OZ “On the Program of social-economic development of Sverdlovsk oblast for the period 2011-2015” Elaborates SED for the four-year period Adapting to the list of indicators of Social-economic development concepts of the Russian Federation 2020, UrFD 2020; correcting the medium term forecast based on the Concept of social-economic development

References

1. On government strategic planning: project of Federal law. URL: http://www.econ-omy.gov.ru/minec/

2. On the tasks of the executive authorities of Sverdlovsk oblast and the local authorities of municipalities located in Sverdlovsk oblast on implementation of the key measures of the Strategy for social-economic development of Sverdlovsk oblast for the period until 2020: resolution of the Government of Sverdlovsk oblast of October 1, 2008 No. 1043-PP (edited by the resolution of the Government of Sverdlovsk oblast on August 14, 2009 No. 926-PP).

3. On the Strategy for social-economic development of Sverdlovsk oblast for the period until 2020: resolution of the Government of Sverdlovsk oblast of August 27, 2008 No. 873-PP (edited by the resolution of the Government of Sverdlovsk oblast on August 14, 2009 No. 926-PP).

4. The Forecast of social-economic development of Sverdlovsk oblast for the period 2012-2014. URL: http://econom.midural.ru/ monitoring/prognoz/591/

5. On the Program of social-economic development of Sverdlovsk oblast for the period

2011-2015: law of Sverdlovsk oblast of June 15, 2011 No. 36-OZ.

6. Burtseva T.A., Dmitriev V.V. Statistical analysis of regional investment attractiveness (the case of Kaluga oblast) // Voprosy statis-tiki. 2011. No. 6.

UPRAVLENETS № 1/41/ 2013

УПРАВЛЕНЕЦ № 1/41/ 2013

Источники

1. О государственном стратегическом планировании: проект Федерального закона. http://www.economy.gov.ru/minec/

2. О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года: постановление Правительства Свердловской области от 1 октября 2008 г. № 1043-ПП (в ред. постановления Правительства Свердловской области от 14 августа 2009 г. № 926-ПП).

3. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года: постановление Правительства Свердловской области от 27 августа 2008 г. № 873-ПП (в ред. постановления Правительства Свердловской области от 14 августа 2009 г. № 926-ПП).

4. Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на

2012-2014 годы. http://econom.midural.ru/ топ^оппд/ргодпо1/591/

5. О программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы: закон Свердловской области от 15 июня 2011 г. № 36-О3.

6. Бурцева Т.А., Дмитриев В.В. Статистический анализ региональной инвестиционной привлекательности (на примере Калужской области) // Вопросы статистики. 2011. № 6.

Таблица 2 - Перечень необходимых документов для совершенствования системы стратегического планирования Свердловской области

Документ Содержание документа

Основные направления деятельности Правительства Свердловской области Отраслевые политики, задачи включают: приоритетные направления деятельности; перечень целей и задач; целевые индикаторы выполнения (стандартов проживания); мероприятия

Областные целевые программы отраслевые Индикаторы выполнения (стандартов проживания); необходимое финансирование; требуемые ресурсы

Методические указания по оценке качества стратегических документов Определяют порядок оценки, периодичность, критерии оценки

Методические указания по актуализации документов стратегического планирования муниципального уровня Определяют порядок формирования, исполнения и отчетности по актуализации стратегических документов

1 Аналитический (выявление проблем и перспектив в СЭР МО)

2 Целевой анализ (сопоставление среднесрочных и долгосрочных приоритетов СЭР МО

с долгосрочными стратегическими ориентирами развития региона, федерального округа, РФ)

3 Формирование перечня ключевых инвестиционных проектов, обеспечивающих устойчивое развитие МО в среднесрочной и долгосрочной перспективе

4 Корректировка стратегии развития МО к 2020 г. с учетом динамики основных показателй СЭР

Рис. 2. Основные этапы актуализации стратегии развития МО Свердловской области

2) выработка рекомендаций по актуализации стратегических документов МО (исполнитель - региональные органы власти, стейкхолдеры);

3) актуализация стратегических документов (исполнитель - органы власти МО);

4) оценка качества актуализированных документов (внутренняя - органы власти МО, внешняя - региональные органы власти, стейкхолдеры).

На рис. 2 представлены основные этапы актуализации стратегий развития муниципальных образований Свердловской области.

Таким образом, создание системы территориального стратегического планирования - сложная комплексная задача, требующая длительного времени, ре-

сурсов и проведения организационных мероприятий. В настоящее время необходимо повышать качество территориального стратегического планирования, формировать систему стратегического планирования территории: страна - федеральный округ - регион - муниципалитет. Реализация предложенных направлений позволит вывести стратегическое планирование в регионе на новый качественный уровень, сформировать систему стратегического планирования экономики региона, улучшить процесс согласования стратегических и тактических целей социально-экономического развития региона, что повысит инвестиционную привлекательность региона, создаст лучшие условия для развития бизнеса.

Table 2 - List of documents necessary for improving the system of strategic planning of Sverdlovsk oblast

Document Content

Key directions of activities of Sverdlovsk oblast government Sector policies, tasks embrace: priority directions of activities; list of objectives and tasks; target indicators of performance (living standards); measures (activities)

Oblast target-oriented programs (in terms of sector) Indicators of performance (living standards); Necessary funding; Required resources

Guidelines to evaluate the quality of strategic documents Establish the evaluation procedure, frequency, evaluation criteria

Guidelines to update the strategic planning documents at municipal level Determine the procedure of formation, execution and reporting on updating strategic documents

1 Analytical (revealing problems and prospects in SED of the municipality)

2 Target analysis (comparing the medium and long term priorities of social-economic development of municipality with the long term strategic goals of development of a region, a federal district, the RF)

3 Compilation of a list of the key investment projects, which ensure sustainable development of a municipality in the medium and long-term

4 Revision of the strategy for development of the municipality for the period until 2020 based on the dynamics of the key indicators of SED

Fig. 2. The major stages of updating the development strategy of Sverdlovsk oblast municipality

While formulating the recommendations for updating strategic documents, it is of great importance to take into account not only formal criteria (time frames, planning horizon, etc.), but the content as well. In the process of revising strategic documents, coordination of regional and municipal development prospects plays a special part, which can be provided by:

• Firstly, approving alternative measures in the ongoing directions of strategic development as well as designing and implementing measures in accordance with the priorities of regional development;

• Secondly, holding examination of programs and projects that are applied by municipal authorities on their own and together with the regional authorities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The process of updating municipal policies can be presented as follows:

1) analysis and evaluation of municipal strategies (executive bodies - regional authorities, stakeholders);

2) development of recommendations to update strategic documents of a municipality (executive bodies - regional authorities, stakeholders);

3) revision of strategic documents (executive bodies - municipal authorities);

4) quality evaluation of updated documents (internal evaluation - municipal authorities; external evaluation - regional authorities, stakeholders).

The Figure 2 demonstrates the major stages of updating development strategies in municipalities of Sverdlovsk oblast.

Hence, establishing the system of territorial strategic planning is a complex integrated task that requires considerable time, vast resources and implementation of organizational procedures. At the present time it is essential to increase the quality of territorial strategic planning, set up the system of strategic planning of areas: country - federal district - region - municipality. Implementation of the proposed directions will allow strategic planning to be brought to the new qualitative level, make it possible to form the system of strategic planning of regional economy, improve the coordination of strategic and tactical goals of social-economic development of a region that will increase its investment opportunities and create better conditions to develop business.

UPRAVLENETS № 1/41/ 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.