Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гимазова Юлия Владимировна

В статье аргументирована необходимость развития вопросов методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, таких как: неоднозначное понимание научным и экспертным сообществом важности и сущности оценки социальных проектов, ее места и роли в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; эклектичности действующих методологических подходов в российской практике оценки социальных проектов; неразвитость технологий оценки проектов социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) самими организациями, грантодателями и региональными органами государственной власти. Оценка определяется как обоснованное суждение о достоинствах и недостатках социального проекта с выводом о степени полезности данного проекта на основании соответствующих критериев, показателей и индикаторов и различается по нескольким видам: по субъектам оценивания, по объектам оценивания, по срокам оценивания. Подчеркивается, что в рамках данной статьи автора интересует следующие направления оценивания: оценка заявок НКО, подготовленных на различные конкурсы; оценка деятельности НКО по реализации проекта; оценка результатов и последствий реализации социального проекта. Отмечается, что стандарты оценки деятельности СО НКО разрабатываются региональными органами государственной власти, формирующими также реестры СО НКО. Подчеркивается, что эта деятельность - пополнение реестров и разработка профильных стандартов, осуществляется в регионах крайне неравномерно и фрагментарно, что в реестры попало не более 5 % от общего числа зарегистрированных НКО. В то же время выделяется деятельность продвинутых регионов (Пермский край, Свердловская область), которые смогли творчески адаптировать соответствующие рекомендации органов федеральной государственной власти и создать нормальный механизм распределения субсидий между НКО - грантополучателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гимазова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR EVALUATING PROJECTS OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS

The article substantiates the need to develop issues of methodology for assessing projects of socially oriented non-profit organizations, such as: ambiguous understanding by the scientific and expert community of the importance and essence of assessing social projects, its place and role in the activities of socially oriented non-profit organizations; eclecticism of the existing methodological approaches in the Russian practice of assessing social projects; underdevelopment of technologies for evaluating projects of socially oriented non-profit organizations (SO NPOs) by the organizations themselves, donors and regional government bodies. Evaluation is defined as a well-grounded judgment about the merits and demerits of a social project with a conclusion about the degree of usefulness of this project based on the relevant criteria, indicators and indicators and differs in several types: by subjects of assessment, by objects of assessment, by terms of assessment. It is emphasized that within the framework of this article the author is interested in the following areas of assessment: evaluation of applications of NPOs prepared for various competitions; assessment of the activities of NPOs for the implementation of the project; assessment of the results and consequences of the implementation of the social project. It is noted that the standards for assessing the activities of SO NPOs are developed by regional government bodies, which also form registers of SO NPOs. It is emphasized that this activity - the replenishment of registers and the development of specialized standards - is carried out in the regions extremely unevenly and fragmentarily, that no more than 5 % of the total number of registered NPOs got into the registers. At the same time, the activity of advanced regions (Perm Territory, Sverdlovsk Region) is highlighted, which were able to creatively adapt the corresponding recommendations of federal state authorities and create a normal mechanism for distributing subsidies between NPOs - grantees.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 324

Ю. В. Гимазова https://orcid.org/0000-0001-5581-5758

Развитие методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций

Для цитирования: Гимазова Ю. В. Развитие методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций // Социально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 24-36. Б01 10.20323/2658-428Х-2021-3-12-24-36

В статье аргументирована необходимость развития вопросов методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, таких как: неоднозначное понимание научным и экспертным сообществом важности и сущности оценки социальных проектов, ее места и роли в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; эклектичности действующих методологических подходов в российской практике оценки социальных проектов; неразвитость технологий оценки проектов социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) самими организациями, грантодателями и региональными органами государственной власти.

Оценка определяется как обоснованное суждение о достоинствах и недостатках социального проекта с выводом о степени полезности данного проекта на основании соответствующих критериев, показателей и индикаторов и различается по нескольким видам: по субъектам оценивания, по объектам оценивания, по срокам оценивания. Подчеркивается, что в рамках данной статьи автора интересует следующие направления оценивания: оценка заявок НКО, подготовленных на различные конкурсы; оценка деятельности НКО по реализации проекта; оценка результатов и последствий реализации социального проекта. Отмечается, что стандарты оценки деятельности СО НКО разрабатываются региональными органами государственной власти, формирующими также реестры СО НКО. Подчеркивается, что эта деятельность - пополнение реестров и разработка профильных стандартов, осуществляется в регионах крайне неравномерно и фрагментарно, что в реестры попало не более 5 % от общего числа зарегистрированных НКО. В то же время выделяется деятельность продвинутых регионов (Пермский край, Свердловская область), которые смогли творчески адаптировать соответствующие рекомендации органов федеральной государственной власти и создать нормальный механизм распределения субсидий между НКО - грантополучателями.

Ключевые слова: оценка социальных проектов, негосударственные некоммерческие организации, социальное проектирование.

24

© Гимазова Ю. В., 2021

Ю. В. Гимазова

Yu. V. Gimazova

Development of a methodology for evaluating projects of socially oriented

non-profit organizations

The article substantiates the need to develop issues of methodology for assessing projects of socially oriented non-profit organizations, such as: ambiguous understanding by the scientific and expert community of the importance and essence of assessing social projects, its place and role in the activities of socially oriented non-profit organizations; eclecticism of the existing methodological approaches in the Russian practice of assessing social projects; underdevelopment of technologies for evaluating projects of socially oriented non-profit organizations (SO NPOs) by the organizations themselves, donors and regional government bodies.

Evaluation is defined as a well-grounded judgment about the merits and demerits of a social project with a conclusion about the degree of usefulness of this project based on the relevant criteria, indicators and indicators and differs in several types: by subjects of assessment, by objects of assessment, by terms of assessment. It is emphasized that within the framework of this article the author is interested in the following areas of assessment: evaluation of applications of NPOs prepared for various competitions; assessment of the activities of NPOs for the implementation of the project; assessment of the results and consequences of the implementation of the social project. It is noted that the standards for assessing the activities of SO NPOs are developed by regional government bodies, which also form registers of SO NPOs. It is emphasized that this activity - the replenishment of registers and the development of specialized standards - is carried out in the regions extremely unevenly and fragmentarily, that no more than 5 % of the total number of registered NPOs got into the registers. At the same time, the activity of advanced regions (Perm Territory, Sverdlovsk Region) is highlighted, which were able to creatively adapt the corresponding recommendations of federal state authorities and create a normal mechanism for distributing subsidies between NPOs - grantees.

Key words: assessment of social projects, non-governmental non-profit organizations, social design.

Введение

Оценка сопутствует современному человеку на всех этапах и во всех сферах его жизнедеятельности, вот почему понятие «оценка» трактуется весьма многообразно. В самом общем виде, под оценкой понимают измерение степени достоинства / ценности / полезности объекта (человека, вещи, процесса, услуги, продукта) в каких-либо характеристиках / единицах [Автоно-

мов, 2017; Холостова, 2017]. Вместе с тем, развитие методологии оценки результатов человеческой деятельности, особенно нематериальной, существенно запаздывает по сравнению с практикой.

В последнее время в специальной литературе можно даже встретить мнение о том, что оценка некоторых неэкономических проектов и результатов деятельности человека практически невозможна по причинам крайнего затруднения в вопро-

Развитие методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций

25

сах четкого выявления и дифференциации результатов, особенно если речь идет о долгосрочных комплексных программах и проектах воспитательного, просветительского характера [Кулькова, 2016].

Соглашаясь с данным мнением, в то же время нельзя не отметить, что оценка результатов и проектов неэкономического характера очень важна для всех лиц и групп, имеющих отношение к этой деятельности. Так, заказчик социального проекта должен понимать, как цели проекта корреспондируют с ожидаемыми результатами. Исполнителю проекта необходимо соотнести свои усилия (ресурсы) с целями и результатами деятельности, а также привлечь дополнительные ресурсы на реализацию проекта. Грантода-тель должен понимать, под какие результаты он дает материальные ресурсы. Государству следует стимулировать социальную ответственность предпринимательства [Интервью с ..., 2015; Макаренко, 1997; О предоставлении поддержки ..., 2011; Отсутствует единый ..., 2021].

Наконец, целевые группы, на улучшение положения которых ориентирован проект, должны четко представлять себе выгоды, которые они получат в результате участия в проекте, а также ресурсы (чаще всего временные), которые они должны будут затратить для участия в проекте.

Таким образом, вряд ли можно оспорить тот факт, что оценка явля-

ется неотъемлемой составляющей любого нематериального проекта.

Результаты исследования

Изложенное в полной мере относится к проблематике развития методологии оценки проектной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СО НКО), большинство из которых планируют и реализуют свою деятельность в форме социальных проектов - комплексов мероприятий, увязанных по целям, задачам, ресурсам, срокам, исполнителям и результатам, и направленных на удовлетворение нематериальных потребностей и интересов социальных групп и индивидов [Сафонова, 2015; Якимова, 2013].

Применительно к социальному проектированию, следует уточнить и конкретизировать категорию «оценка».

Оценка социального проекта -это обоснованное суждение о его достоинствах и недостатках, в результате чего делается вывод о степени пригодности (полезности) этого проекта (либо его составляющих) для благополучателей.

Оценка - пожалуй, наиболее сложный и ответственный аспект социального проектирования. С одной стороны, оценивание присутствует на всех этапах деятельности СО НКО (при планировании проекта, составлении заявки, оценке исполнения проекта, а также его результатов и последствий). С другой - в процессе оценки обнаруживаются как сильные, так и слабые

26

Ю. В. Гимазова

стороны, просчеты проектировщика и / или исполнителей, выявляются факторы, сдерживающие деятельность организации по реализации проекта, либо благоприятствующие ей.

Процесс оценки, включая подготовку к ней, разработку организационного плана, инструментария, непосредственно оценочную деятельность, подведение итогов, составление отчета называют оцениванием.

Основными компонентами процесса оценивания являются:

Критерий - мера, с которой исследователь подходит к оценке проекта, явления, процесса. Критериями оценки социального проекта являются, например, удовлетворенность благополучателей, объем затраченных ресурсов, степень достижения целей проектирования. Критерии социального проекта могут быть комплексными и простыми. Чем более комплексным, обобщенным является критерий, тем труднее его «разбить» на более частные критерии без ущерба для общей оценки, потери какого-либо ее аспекта. Так, критерий «успешность социального проекта» недостаточно определять исключитель-

но с позиций его эффективности и результативности.

Показатель - это единица, посредством которой измеряется успешность социального проекта по определенному критерию. Так, показателем успешности социального проекта по критерию «эффективность» является рубль, затраченный на мероприятия проекта. Показателем успешности проекта по критерию «удовлетворенность благополучателей» служит балл, который указывает благополуча-тель, оценивая полезность проекта по бальной шкале.

Индикатор - целевое значение, достижение которого свидетельствует о переходе проекта в новое качество. Например, в соответствии с утвержденной шкалой оценивания, эффективным будет считаться тот социальный проект, который наберет более 20 баллов из 30 по шкале эффективности. Результативным будет тот проект, который большинство благополучателей оценили на 25 баллов из 35 по соответствующей шкале.

Взаимосвязь между критериями, показателями и индикаторами (на примере проекта по развитию образовательной среды для студентов -политологов) представлена на рис. 1.

Развитие методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций

27

Социальным проект по развитикюбраювательнои среды для студентов - политологов

КРИТЕРИЙ 1: качество преподаеания дисциплин

ПОКАЗАТЕЛЬ 1: Балл по шкале удовл етв ор ен н ости студента качеством преподавания

ИНДИКАТОР 1: 5 балли-шссжнн уровес удовл етвирен н ссти качеством преподавания

КРИТЕРИЙ 2: волиожн ость стажи ровок дп я студентов

ПОКАЗАТЕЛЬ 2: стажировка студента

ИНДИКАТОР 2: В стажировки студента—

средний уроеень реализуемости проекта

КРИТЕРИИ 3: обеспеченность студента н еобмоди мы ми 6и бл и оте ч н ы м,и _р е сур са м.и_

ПОКАЗАТЕЛЬ 2: Книгоо&еспеченностъ, ед.

в р асч ете н а одн ого _сгуде нта_

ИНДИКАТОР 3: бол ее 350 кн и г н а одного студента— высокая кн необеспеченность

Рис. 1. Взаимосвязь между критериями, показателями и индикаторами

Различают несколько видов оценки социальных проектов:

1) По субъектам оценивания: внутренняя (реализует организация - проектировщик); внешняя (проводит грантодатель, иные контрольно-ревизионные органы, бла-гополучатели по собственной инициативе);

2) По объектам оценивания, в качестве которых могут выступать: ресурсы, организация, преимущества и риски проекта, компетентность исполнителей, удовлетворенность благополучателей качеством и номенклатурой услуг и т. д.;

3) По срокам оценивания: предварительная (проводится до момента реализации проекта); текущая (проводится в процессе осуществления проекта); ревизионная (проводится после реализации проекта).

В рамках данной статьи, нас будут интересовать следующие направления оценивания:

1) оценка заявок НКО, подготовленных на различные конкурсы с целью получения ресурсов на реализацию социального проекта;

2) оценка деятельности НКО по реализации проекта;

3) оценка результатов и последствий реализации социального проекта.

Специалисты-практики, которые занимаются подготовкой и оценкой проектов СО НКО, все чаще поднимают вопрос о необходимости совершенствования методологии, методик и технологий такой оценки.

Вопросы оценивания социальных проектов и программ получили новый импульс в международной практике с 2015 г. Согласно Резо-

28

Ю. В. Гимазова

люции Генеральной Ассамблеи ООН, 2015 год был объявлен международным годом оценки. Цель данной инициативы - обратить внимание на значимость оценки как способа повышения эффективности работы и усовершенствовать практику оценивания в организациях.

Для донорских СО НКО оценка - это непрерывный процесс получения новых знаний о реализуемых проектах и программах и возможность улучшить благотворительную деятельность. К тому же, оценка способна укрепить доверие к институтам филантропии, помогая различным заинтересованным сторонам, узнавать о целях, ценностях и достигнутых результатах друг друга.

Вместе с тем, необходимо помнить, что «полезность оценки не ограничивается исключительно ответом на вопрос, насколько экономически эффективна та или иная поддержанная донором программа. Она может помочь наилучшим образом понять и удовлетворить потребности тех, на кого направлена деятельность фонда, повысить качество оказываемых услуг, усилить производимый социальный эффект» [Официальный сайт ... ].

В аспекте оценивания социальных программ и проектов, фокус исследований экспертного сообщества смещается в сторону важности получения надежных данных, фактов, доказательств, конкретных результатов социально ориентированных организаций [Некрасова, 2021;

Кутьева, 2014; Прудникова, 2018; Репникова, 2016; Тарханова, 2012].

Среди актуальных направлений международных исследований в области оценки выделяют:

— социальные программы и практики, основанные на доказательствах их эффективности (evidence-based programs and practices);

— принятие решений на основе доказательств эффективности (evidence based decision-making);

— организации, принимающие решения на основе достоверных данных (data-driven organizations);

— проведение социальной политики, ориентированной на достижение социальных результатов (outcome-based policy);

— доказательное нормотворчество (evidence-based policy making);

— отчетность по достигнутым социальным результатам (results-based accountability) [Оценка: обзор ...].

Тематике оценки СО НКО в настоящее время посвящается много российских научно-практических мероприятий. Одно из наиболее значимых - конференция «Искусство оценки в благотворительности: культура и практика» - проходит ежегодно начиная с 2015 г. при поддержке Форума Доноров - партнерства крупнейших благотворительных организаций России.

Действуют различные сообщества специалистов, экспертов в области оценки социальных программ и проектов. Самое известное из таких сообществ - Всероссийская

Развитие методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций

29

ассоциация специалистов по оценке социальных программ и проектов, объединяющая более 6 тысяч экспертов всех регионов России, проводящая ежегодные тематические форумы и профильные аналитические исследования.

Вместе с тем, самими представителями российского экспертного сообщества отмечается отсутствие каких-то фундаментальных концептов методологии оценки социальных проектов, что не может не отразиться на практике оценивания.

Проблематика важности оценки социальных программ и проектов озвучена сегодня на государственно-политическом уровне в России. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года одной из задач в области развития НКО определяет создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки НКО, оказывающих социальные услуги населению. Данная задача должна быть реализована в практике государственного управления путем:

— создания четких, объективных критериев конкурсного отбора социальных проектов НКО для предоставления субсидий;

— совершенствования существующей методики для определения объемов выделения финансовых средств из федерального и региональных бюджетов на поддержку СО НКО;

— формирования балльно-рейтинговой системы оценки кон-

курсных социальных проектов НКО.

В соответствии с нормами Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [Федеральный закон «Об оценочной ...], оценочная деятельность - это вид профессиональной деятельности, которая связана с установлением в отношении ее объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной стоимости.

Основными объектами оценки качества социальных услуг, по закону, являются организации, учреждения, предприятия, относящиеся к государственному сектору экономики.

Помимо ведомственных органов, по отдельным направлениям оказания услуг оценивать их качество могут граждане и их организации [Федеральный закон «О внесении ...]. Такая оценка называется независимой. Организаторами оценивания являются общественные советы при федеральных, региональных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления. К их функциям относится: определение перечня организаций, в отношении которых производится оценка; формирование технического задания для оператора -организации, которые проводят мониторинг деятельности объектов оценивания; осуществление независимой оценки качества услуг; предоставление в уполномоченные государственные органы федерального,

30

Ю. В. Гимазова

регионального и местного уровней отчетов о независимой оценке. По состоянию на 01.03.2018 г., создание механизма независимой оценки качества услуг инициировано на федеральном уровне в отношении организаций культуры, здравоохранения, социального обслуживания и образования.

Оценка качества деятельности социально ориентированных организаций государственного сектора должна реализовываться с использованием федеральных стандартов (например, образовательный стандарт).

Оценка по государственному стандарту может производиться и в отношении деятельности СО НКО, если она оказывает платные услуги.

Если НКО начинает оказывать платные услуги, на нее распространяются все требования, которые предъявляются к коммерческим организациям. Исключение составляют те организации, которые включены в региональные реестры СО НКО -поставщиков социальных услуг. Такие организации работают по правилам социального обслуживания, предусмотренным для государственных учреждений, и получают субсидии из региональных бюджетов [Федеральный закон «Об основах ...]. Региональные органы государственной власти, формирующие реестры СО НКО - поставщиков социальных услуг - разрабатывают стандарты, по которым оценивается деятельность этих организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По состоянию на 01.01.2021 г., пополнение реестров НКО - по-

ставщиков социальных услуг, а также разработка профильных стандартов, осуществляется в российских регионах крайне фрагментарно и неравномерно. В большинстве субъектов РФ формирование таких реестров началось 2-3 года назад, и в них попали не более 5 % от общего числа зарегистрированных НКО. Пандемия 2020 г. привнесла дополнительные трудности в аспектах получения СО НКО выписок из «социально ориентированных» реестров.

В отношении большинства СО НКО, оказывающих услуги на безвозмездной для благополучате-лей основе, обязательная оценка применяется на этапе экспертизы заявок на конкурсы социально значимых проектов, а также на этапе анализа результатов исполнения этой заявки.

Подробнее разберем эти направления оценивания.

Основными грантодателями от государства, следовательно, и субъектами оценивания заявок СО НКО с целью предоставления им средств на реализацию социальных программ и проектов, на сегодняшний день выступают: Фонд Президентских грантов; федеральные и региональные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления и подотчетные им организации.

Российскими регионами накоплен богатый и самобытный опыт оценивания социально значимых проектов НКО: по данным экспер-

Развитие методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций

31

тов, к 2021 г. более 200 конкурсных механизмов такой оценки разработано на уровне субъектов РФ. Этот опыт некоторые регионы (например, Пермский край, Свердловская область) наработали еще в период «первой волны» благоприятной государственной политики в отношении некоммерческого сектора (конец 1990-х гг.) Существенным стимулом для региональных органов исполнительной власти к совершенствованию методологии и методик оценивания СО НКО и их проектов послужила Федеральная программа государственной поддержки

СО НКО, масштабно профинансированная из госбюджета в 2011-2015 гг. (и затем, к сожалению, приостановленная). Регионы, «продвинутые» в области организации конкурсов проектов НКО, смогли творчески адаптировать крайне лаконичные методические рекомендации Министерства экономического развития по распределению субсидий между НКО - грантополучате-лями [Громова, 2015].

В отдельных субъектах РФ при распределении бюджетных субсидий НКО рассматривались допол-

нительные критерии оценки их проектов, такие как: насколько необходимы данные проекты населению региона, каков репутацион-ный капитал СО НКО - получателя поддержки, каков опыт работы НКО в данной сфере деятельности. В большинстве субъектов РФ критерии оценки качества проектов НКО не были конкретизированы, что оставляло обширное поле для усмотрительной (дискреционной) практики региональной и местной публичной власти, ведущей реестры СО НКО, распределяющей среди третьего сектора финансовую и иную помощь.

Заключение

Изложенное актуализирует вопросы развития методологии оценки проектов СО НКО в аспектах: концептуализации и выделения основных теоретических подходов к оцениванию социальных проектов, выявления основных проблем оценки социального проектирования, формализации и масштабирования успешных практик оценки социальных проектов.

Библиографический список

1. Автономов А. С. Мониторинг в оценке социальных проектов. Учебное пособие / А. С. Автономов, Н. Л. Хананашвили ; под общ. ред. А. С. Автономова. Москва : Национальная Ассоциация благотворительных организаций, 2017. 226 с.

2. Официальный сайт Форума доноров. URL: forum-donorov.ru/events/. (Дата обращения: 20.08.2021).

3. Оценка: обзор ключевых международных трендов 2016 года. Материал подготовлен Некоммерческой организацией «Эволюшн энд Филантропия» (Великобритания), филиал в РФ, Москва, апрель, 2017. URL: http://ep.org.ru/wp-content/uploads/2017/05/0zenka_trends_2016-1 .pdf. (Дата обращения: 26.08.2021).

32

Ю. В. Гимазова

4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» от 21.07.2014 N 256-ФЗ.

5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 г.).

6. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-Ф3 (в ред. от 29.07.2017 N 274-ФЗ).

7. Холостова Е. И. Социально ориентированные некоммерческие организации : учебное пособие. Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 181 с.

8. Громова М. Н. О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций: презентация // Министерство экономического развития РФ. Департамент инновационного развития. URL: https ://grans. hse.ru/data/2014/07/06/1312203332/Громова.р^. (Дата обращения: 26.08.2021).

9. Интервью с Артемом Шадриным в рамках темы «Государство и соц. ответственность» // Информационно-аналитический журнал «Социальная карта бизнеса». URL: http://ivsezaodnogo.rbc.ru/navigator/articles/54. (Дата обращения: 25.08.2021).

10. Сафонова О. Д. Социально ориентированные некоммерческие организации как ресурс общественного сектора // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 4. С. 181-197.

11. Макаренко О. В. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества / О. В. Макаренко, Б. Л. Рудник, С. В. Шишкин, Л. И. Якобсон. Москва : «СИГНАЛЪ», 1997. 176 с.

12. Некрасова Д. В. Проблема измерения устойчивости, эффективности и результативности социально ориентированных некоммерческих организаций / Д. В. Некрасова, Д. Г. Красильников // Ars Administrandi (Искусство управления). 2021. Т.13, №2. С. 175-190.

13. Кулькова В. Ю. Трансформация устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации. Казань : ПечатьСер-вис-XXI век, 2016. 82 с.

14. Кутьева Д. А. Показатели оценки эффективности деятельности некоммерческой организации / Д. А. Кутьева, В. А. Макарова // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. науч. журн. URL: https://7universum.com/pdf/economy/7-8(8)/Kuteva.pdf. (Дата обращения: 10.08.2021).

15. Прудникова Л. В. Эффективность и результативность в методиках комплексной оценки эффективности деятельности организации / Л. В. Прудникова, А. М. Орлова // Материалы докл. 51-й междунар. науч.-техн. конф. преподавателей и студентов в 2-х т. Т. 1. Витебск : Витеб. гос. технол. ун-т, 2018. С. 222-224.

16. Репникова В. М. Методика оценки эффективности функционирования некоммерческих организаций сферы услуг / В. М. Репникова, М. Ю. Джамалудино-ва // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 11. С. 51-53.

Развитие методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций

33

17. Тарханова Е. Г. Эффективность деятельности некоммерческих организаций: особенности и концепции оценки // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 2. С. 108-110.

18. Якимова Т. Б. Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 112-119.

19. О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям: Постановление Правительства РФ от 23.08.2011 г. № 713: по состоянию на 25.05.2016 г. // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12189161/. (Дата обращения: 26.08.2021).

20. Отсутствует единый подход к организации государственной поддержки социально ориентированных НКО // официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/23260?sphrase_id=2171298. (Дата обращения: 26.08.2021).

Reference list

1. Avtonomov A. S. Monitoring v ocenke social'nyh proektov = Monitoring in the evaluation of social projects : uchebnoe posobie / A. S. Avtonomov, N. L. Hananash-vili ; pod obshh. red. A. S. Avtonomova. Moskva : Nacional'naja Associacija blagot-voritel'nyh organizacij, 2017. 226 s.

2. Oficial'nyj sajt Foruma donorov = Official website of the donors forum. URL: forum-donorov.ru/events/. (Data obrashhenija: 20.08.2021).

3. Ocenka: obzor kljuchevyh mezhdunarodnyh trendov 2016 goda = Assessment: an overview of key international trends in 2016. Material podgotovlen Nekommercheskoj organizaciej «Jevoljushn jend Filantropija» (Velikobritanija), filial v RF, Moskva, aprel', 2017. URL: http://ep.org.ru/wp-content/uploads/2017/05/0zenka_trends_2016-1.pdf. (Data obrashhenija: 26.08.2021).

4. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Ros-sijskoj Federacii po voprosam provedenija nezavisimoj ocenki kachestva okazanija uslug organizacijami v sfere kul'tury, social'nogo obsluzhivanija, ohrany zdorov'ja i obrazovanija» ot 21.07.2014 N 256-FZ = Federal law "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the issues of an independent assessment of the quality of services rendered by organizations in the sphere of culture, social services, health and education" dated 21.07.2014 N 256-FZ.

5. Federal'nyj zakon «Ob osnovah social'nogo obsluzhivanija grazhdan v Rossijskoj Federacii» ot 28.12.2013 N 442-FZ (v red. ot 07.03.2018 g.) = Federal law "On the basics of social services for citizens in the Russian Federation" dated 28.12.2013 N 442-FZ (as amended on 07.03.2018).

6. Federal'nyj zakon «Ob ocenochnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii» ot 29.07.1998 N 135-FZ (v red. ot 29.07.2017 N 274-FZ) = Federal law "On appraisal activities in the Russian Federation" of July 29, 1998 N 135-FZ (as amended on July 29, 2017 N 274-FZ).

7. Holostova E. I. Social'no orientirovannye nekommercheskie organizacii = Socially oriented non-profit organizations : uchebnoe posobie. Moskva : Izdatel'sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K°», 2017. 181 s.

34

Ю. В. Гимазова

8. Gromova M. N. O gosudarstvennoj podderzhke social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij: prezentacija = State support for socially oriented nonprofit organizations: presentation // Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija RF. De-partament innovacionnogo razvitija. URL: https://grans.hse.ru/data/2014/07/06/1312203332/Gromova.pdf. (Data obrashhenija: 26.08.2021).

9. Interv'ju s Artemom Shadrinym v ramkah temy «Gosudarstvo i soc. otvetstven-nost'» = Interview with Artem Shadrin within the framework of the topic "State and social responsibility" // Informacionno-analiticheskij zhurnal «Social'naja karta bizne-sa». URL: http://ivsezaodnogo.rbc.ru/navigator/articles/54. (Data obrashhenija: 25.08.2021).

10. Safonova O. D. Social'no orientirovannye nekommercheskie organizacii kak resurs obshhestvennogo sektora = Socially oriented non-profit organizations as a resource of the public sector // Politicheskaja jekspertiza: POLITJeKS. 2015. T. 11, № 4. S. 181-197.

11. Makarenko O. V. Gosudarstvo i negosudarstvennye nekommercheskie organizacii: formy podderzhki i sotrudnichestva = State and non-governmental non-profit organizations: forms of support and cooperation / O. V. Makarenko, B. L. Rudnik, S. V. Shishkin, L. I. Jakobson. Moskva : «SIGNAL##», 1997. 176 s.

12. Nekrasova D. V. Problema izmerenija ustojchivosti, jeffektivnosti i rezul'ta-tivnosti social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij = The problem of measuring the sustainability, efficiency and effectiveness of socially oriented non-profit organizations / D. V. Nekrasova, D. G. Krasil'nikov // Ars Administrandi (Iskusstvo upravlenija). 2021. T.13, №2. S. 175-190.

13. Kul'kova V. Ju. Transformacija ustojchivosti social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij v Rossijskoj Federacii = Transforming the sustainability of socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation. Kazan' : Pechat'Servis-XXI vek, 2016. 82 s.

14. Kut'eva D. A. Pokazateli ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti nekommercheskoj organizacii = Indicators for assessing the effectiveness of a non-profit organization / D. A. Kut'eva, V. A. Makarova // Universum: jekonomika i jurisprudencija : jelektron. nauch. zhurn. URL: https://7universum.com/pdf/economy/7-8(8)/Kuteva.pdf. (Data obrashhenija: 10.08.2021).

15. Prudnikova L. V. Jeffektivnost' i rezul'tativnost' v metodikah kompleksnoj ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti organizacii = Efficiency and effectiveness in the methods of comprehensive assessment of the organization's performance / L. V. Prudni-kova, A. M. Orlova // Materialy dokl. 51-j mezhdunar. nauch.-tehn. konf. prepodavate-lej i studentov v 2-h t. T. 1. Vitebsk : Viteb. gos. tehnol. un-t, 2018. S. 222-224.

16. Repnikova V. M. Metodika ocenki jeffektivnosti funkcionirovanija nekommercheskih organizacij sfery uslug = Methodology for assessing the effectiveness of the functioning of non-profit organizations in the service sector / V. M. Repnikova, M. Ju. Dzhamaludinova // Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo. 2016. № 11. S. 51-53.

17. Tarhanova E. G. Jeffektivnost' dejatel'nosti nekommercheskih organizacij: oso-bennosti i koncepcii ocenki = The effectiveness of the activities of non-profit organiza-

Развитие методологии оценки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций

35

tions: features and concepts of assessment // Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii. 2012. № 2. S. 108-110.

18. Jakimova T. B. Nekommercheskie organizacii kak osnovnoj institut gra-zhdanskogo obshhestva v Rossii = Non-profit organizations as the main institution of civil society in Russia // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. 2013. № 12. S. 112-119.

19. O predostavlenii podderzhki social'no orientirovannym nekommercheskim or-ganizacijam: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.08.2011 g. № 713: po sostojaniju na 25.05.2016 g. = On the provision of support to socially oriented non-profit organizations: Resolution of the Government of the Russian Federation of 23.08.2011 No. 713: as of 25.05.2016 // Informacionno-pravovoj portal «Garant». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12189161/. (Data obrashhenija: 26.08.2021).

20. Otsutstvuet edinyj podhod k organizacii gosudarstvennoj podderzhki social'no orientirovannyh NKO // oficial'nyj sajt Schetnoj palaty RF = There is no uniform approach to the organization of state support for socially oriented NPOs // official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/23260?sphrase_id=2171298. (Data obrashhenija: 26.08.2021).

36

Ю. В. Гимазова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.