Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ГРАНИЦ В МУЗЕЕ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ МАУ «МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ»)'

РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ГРАНИЦ В МУЗЕЕ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ МАУ «МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
муниципальный музей / город / памятники / улицы / городской ландшафт / городская среда / сайт. / municipal museum / city / monuments / streets / urban landscape / urban environment / site.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Изыкенова И. Т., Мишакова О. Э.

В статье рассматривается процесс формирования и расширения познавательных границ для посетителей музея. Историко-сравнительный анализ развития города Улан-Удэ позволил определить в организации новых страниц сайта музея особенности ландшафтной архитектуры в городской среде. При организации новых цифровых проектов, музей выполняет одну из задач, которая направлена на позитивное освещение истории и культуры города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Изыкенова И. Т., Мишакова О. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MENTAL COGNITIVE BORDERS IN THE MUSEUM BY MEANS OF DIGITAL TECHNOLOGIES (BY THE EXAMPLE OF «MUSEUM OF HISTORY OF THE CITY OF ULAN-UDE»)

The article discusses the process of formation and expansion of cognitive boundaries for museum visitors. A historical and comparative analysis of the development of the city of Ulan-Ude made it possible to determine the features of landscape architecture in the urban environment in the organization of new pages of the museum's website. When organizing new digital projects, the museum performs one of the tasks, which is aimed at positive coverage of the history and culture of the city.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ГРАНИЦ В МУЗЕЕ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ МАУ «МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ»)»

CULTUROLOGy

РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ГРАНИЦ В МУЗЕЕ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ МАУ «МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ»)

Изыкенова И. Т.

директор МАУ «Музей истории города Улан-Удэ»

Мишакова О.Э. заведующий кафедрой музеологии и наследия ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры»,

кандидат исторических наук, доцент

DEVELOPMENT OF MENTAL COGNITIVE BORDERS IN THE MUSEUM BY MEANS OF DIGITAL TECHNOLOGIES (BY THE EXAMPLE OF «MUSEUM OF HISTORY OF THE CITY OF

ULAN-UDE»)

Izykenova I.

director of «Museum of the history of the city of Ulan-Ude»

Mishakova O.

head of the Department of Museology and Heritage «East Siberian State Institute of Culture», candidate of Historical Sciences, associate Professor

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования и расширения познавательных границ для посетителей музея. Историко -сравнительный анализ развития города Улан-Удэ позволил определить в организации новых страниц сайта музея особенности ландшафтной архитектуры в городской среде. При организации новых цифровых проектов, музей выполняет одну из задач, которая направлена на позитивное освещение истории и культуры города.

Abstract

The article discusses the process of formation and expansion of cognitive boundaries for museum visitors. A historical and comparative analysis of the development of the city of Ulan-Ude made it possible to determine the features of landscape architecture in the urban environment in the organization of new pages of the museum's website. When organizing new digital projects, the museum performs one of the tasks, which is aimed at positive coverage of the history and culture of the city.

Ключевые слова: муниципальный музей, город, памятники, улицы, городской ландшафт, городская среда, сайт.

Keywords: municipal museum, city, monuments, streets, urban landscape, urban environment, site.

Исследование современных процессов в музейном деле, анализ их деятельности с теоретико-методологических позиций - одна из задач современного музееведения. Следует продолжать научное осмысление параметров развития городского музея (место средоточия локальной истории), а так же место музея в музейной среде региона в целом, в истории города в частности при помощи развития цифровой среды музея.

Музей истории города Улан-Удэ один из муниципальных музеев Бурятии, расположенный в бывшем купеческом деревянном доме, в здании, имеющим статус памятника истории и культуры регионального значения. Миссия музея направлена на позитивное освещение истории и культуры города, формирование и развитие ментальных познавательных границ (т.е. образного мышления), средствами музейных технологий.

В период введения дополнительных ограничительных мер из-за всеобщей пандемии и необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических

правил, музей принял кардинальные меры по дальнейшему обеспечению доступности населения к историко-культурным ценностям музея.

В первую очередь, существенно обновился сайт музея, который позволил увеличить численность посетителей музея в онлайн формате. За последние два года наблюдаем активизацию работы с использованием цифровых технологий, присущих для всех культурно-зрелищных учреждений, что позволяет формировать и расширять познавательные границ посетителей и зрителей.

На сайте музея показаны дома, улицы, проспекты г. Верхнеудинска (название города до 1934 г.) и современного Улан-Удэ, а также панорамные фотоснимки [4]. Фотопроект «Сквозь призму прошлого» один из интерактивных проектов, раскрывающих особенности городского ландшафта, развитие города, улиц, домов, памятников архитектуры с информационными данными по истории и культуре города Улан-Удэ. Данному проекту в рамках заявленной темы мы уделим внимание.

В 2020 г. МАУ «Музей истории города Улан-Удэ» стал победителем в конкурсе на соискание грантов Администрации г. Улан-Удэ в сфере культуры и искусства с проектом «Сквозь призму прошлого». В реализации гранта принял участие известный фотограф Бурятии С. М. Конечных. Также для реализации проекта в музейное пользование представил открытки и архивные фотоматериалы известный краевед М. А. Харитонов. Профессиональную оцифровку стеклянных негативов Н. Н. Бурлакова (известного горожанина г. Верхне-удинск сер. XIX - нач. ХХ вв.) занимался А. В. Гос-падарев, Авторами проекта от музея была определена структура подачи материалов и подготовлено информационное сопровождение.

По замыслу авторов грантовой заявки методологическую основу проекта составил подход, при котором городское пространство отображается в виде фотосюжетов на сайте музея. Данный подход позволил раскрыть различные временные рамки эпох, получившие отражение в фотографиях, отснятых, в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Кроме того, был применен ланд-шафтно-образный метод, который определил сюжеты, отражающие ландшафтные особенности города. Также общую тактику и стратегию замысла проекта отобразил историко-сравнительный метод, который позволил выявить особенности каждой из трех эпох в формировании современного ландшафта г. Улан-Удэ.

Таким образом, проект «Сквозь призму прошлого» на сайте городского музея, представлен тематическим разделом: «Исторический центр города середины XIX - начала XX вв.». Здесь представлены памятники деревянного и каменного зодчества, старые купеческие дома, общественные здания [5], что позволяет посетителю проследить изменения, происходящие в городской застройке в разные временные этапы развития города, в ландшафтной составляющей города, раскинутого по берегам р. Селенга и в целом, раскрывают историю Верхнеудинска - Улан-Удэ.

Первая линия сайта - это памятники истории и культуры дореволюционного городского пространства. Исследователи, изучающие особенности ландшафтной архитектуры в городской среде отмечают, что «используя принцип структуризации, в городской среде выделяется несколько инфраструктур: производственная, социальная, рекреационная, транспортная, ландшафтная и историко-культурная» [9, с. 104].

Для расположения на сайте авторами проекта были избраны сюжеты, показывающие в основном историко-культурную часть современного вида улиц, застроек, где частично, прослеживается и ландшафтная, и транспортная составляющая. Природный ландшафт города достаточно интересен: город основан на месте слияния рек Селенга и Уда на отрогах гор Улан-Бургасы. Удачны панорамные снимки, раскрывающие всю красоту окружающего пейзажа. Особый интерес представляют деревянные дома, части усадеб, как памятники деревянного зодчества, бытовавшие в дореволюционное время.

Современный житель города, познакомившись с сюжетами исторических фотографий, увидев знакомые места, улицы, переулки, дома, сможет соотнести себя и почувствовать сопричастным к той

или иной городской застройке, более того, может оказаться наследником купеческих, мещанских сословий - городских жителей конца XIX - начала XX вв. г. Верхнеудинска.

По мнению архитекторов, проектировщиков, строителей - «ландшафтная архитектура может быть отнесена к виду социокультурной идентичности, к самоотождествлению социума, практически освоившего данное пространство с определенными образами, свойственными только данному региону и месту пространствами, видами, панорамами, перспективами» [3].

Посетители сайта, не имея специального архитектурного и строительного образования, могут «вычленить» многие застройки как образец градостроительства в советский и постсоветский периоды.

Второй линией сайта является образ города в советскую и постсоветскую эпоху, т.е. современные фотосюжеты, которые дают пространственную характеристику г. Улан-Удэ. Столицу Бурятии можно рассматривать как «феномен социалистического города», который все еще дает почву для анализа «советской морфологии города, позволивший зафиксировать в городе те зоны, которые маркируют его в качестве социалистического пространства» [2, с. 3-4]. Это особенно важно, так как современный г. Улан-Удэ во многом остается продуктом социалистического планирования и проектирования.

Постсоветское городское пространство также узнаваемо, отличается массовым появлением торговых центров, банков, современных офисов компаний из стекла и бетона, как свидетельство коммерциализации жизни.

Вместе с тем индустриальный ландшафт города на данном сайте не получил полноценного освещения, была предпринята разработка другой страницы сайта музея «Страницы памяти», где размещены фотографии, информационные данные о заводах и фабриках, внесших значительный вклад в дело Победы советского народа в годы Великой Отечественной войны. Для реализации проекта использованы материалы, собранные силами сотрудников МАУ «Музей истории города Улан-Удэ», освещающие вклад предприятий и организаций г. Улан-Удэ в приближение Победы в Великой Отечественной войне, а также материалы книги «Слава победителям!» составителя С. А. Нестеровой (под редакцией Е. В. Драгун) и информация, предоставленная музеями предприятий.

Например, были систематизированы и оцифрованы краеведческие материалы по истории боевого пути таких предприятий, как: ООО «Улан-Удэнский Авиационный завод», Улан-Удэнский паровозо-вагонный завод (Улан-Удэнский локомо-тивовагоноремонтный завод), ОАО «Улан-Удэн-ский стекольный завод», ООО «Механлит», Улан-Удэнский мясо-консервный комбинат (ООО «Бу-рятмясопром»), в составе которых трудились жители г. Улан-Удэ. В основе цифрового образовательного продукта - карта города Улан-Удэ с указанием месторасположения предприятий и организаций, вид объектов, перепрофилированных на военные рельсы, информация о продукции, объемах товаров, производимых для фронта [6, с 1-55].

В 2020 г., объявленном в России «Годом памяти и Славы» в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне [8], музей расширил материалы сайта «Страницы памяти», открыв зал, с панорамными окнами, сенсорным киоском с электронным ресурсом, вмещающим информацию о заводах-тыловиках и эвакогоспиталях г. Улан-Удэ. Центральное место было отведено видео-презентации «Герои Великой Отечественной войны» и витринам с военными экспонатами и личными вещами красноармейцев. Видеоролики «Предмет как память о войне» можно просмотреть на YouTube канале учреждения [7].

Следующим наиболее интересным фотосюжетом характеризующим уже религиозное пространство города являются виды православных церквей и соборов: Свято-Одигитриевский собор, Свято-Троицкая церковь, Храм Вознесения Господня и др. Действительно, согласимся с мнением, что «другая характерная особенность постсоветского города -это восстановление и возрождение старых сохранившихся культовых сооружений (соборов, церквей, часовен, монастырей, мечетей), воссоздание утраченных храмов в виде новоделов по историческим мотивам прошлого» [1, а 10].

В силу объективных причин, не все религиозные объекты восстановлены, например, здание синагоги, бытовавшее в г. Верхнеудинске, адаптировано под учебные корпуса технологического университета, вновь выстроена Железнодорожная церковь, здание которой по своему объему превышает исторический храм на привокзальной площади начала ХХ века, на месте взорванной в 1936 г. Спасской церкви сооружен памятный крест.

Представляют интерес общественные здания начала ХХ в., которые сохранились до настоящего времени: почтовая контора, в простонародье названный как «утюг», пожарная часть уездного города, правда, отсутствует каланча. Посетитель сайта, понимает, что утраченные дома, улицы, переулки, образцы архитектурных деталей, тоже часть истории.

Особо интересны на странице сайта панорамные снимки центральной площади Советов с административными и культурными объектами. Здесь уместно обратится к работе А. А. Качемцевой, где автор пишет, что «зачастую говоря об узнаваемости города, мы подразумеваем отдельные здания или комплексы объемной архитектуры: Эйфелева и Пизанские башни, небоскребы Крайслер и Эмпайр-стейт-билдинг, Московский Кремль и Адмиралтейство. Эти объекты становятся знаками города, символами его социокультурной идентичности. Не случайно для архитекторов на протяжении всей истории понятие «своеобразие» было больше, чем термин, обозначающий «особенность» или «уникальность». Это слово выражает наличие собственного персонального «образа» - важнейшей художественной и архитектурной категории» [3]. В данном контексте, приведем один из узнаваемых объектов в г. Улан-Удэ советской эпохи - памятник В. И. Ленину, работы скульпторов Г. В. и Ю. Г. Нерода (является самой большой скульптурой головы Ленина в мире, высотой: 7,7 м, дата постройки - 1970 г.). По мнению горожан, памятник является своеобразным

брендом города, символическим образом советской эпохи.

Таким образом, формирование и развитие ментальных познавательных границ в музее средствами цифровых технологий достаточно сложная задача. Вместе с тем, когда в «портфеле» муниципальных музеев отражена ландшафтная архитектура городской среды, которая позволяет раскрыть историко-культурную значимость исторического прошлого, красоту и своеобразие городского пространства, это помогает формировать позитивный настрой и менталитет жителя города, реализовать одно из направлений деятельности музея на современном этапе.

Список литературы

1. Алисов Д. А. Культурные ландшафты постсоветского города: несколько этюдов о трансформации города в условиях современной модернизации. Культурные ландшафты постсоветского города: особенности формирования и трансформации: сборник научныхтрудов / под ред. Д. А. Алисова, И. А. Селезневой. - М.; Омск: Институт Наследия, 2021. - 170 с.

2. Бреславский А. С. Культурное пространство постсоветского Улан-Удэ 1991-2000 гг.: автореферат дисс. на соиск уч. ст. канд. ист. наук. Улан-Удэ. 2011. - С. 3-4.

3. Качемцева А. А. Сохранение региональной идентичности в ландшафтной архитектуре. Ландшафтная архитектура и формирование комфортной городской среды. Материалы XVI региональной научно-практической конференции [Текст]: сборник трудов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. унт; О.П. Лаврова (отв. ред.) - Н. Новгород: ННГАСУ, 2020. - 209 с.

4. Официальный сайт МАУ «Музей истории города Улан-Удэ» [Электронный ресурс] URL: https:// uumuseum.ru.

5. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия [Текст] / Респ. служба гос. охраны объектов культурного наследия; [редкол.: В. К. Гурьянов и др.]. - Улан-Удэ: Респ. тип., Т. 1: Памятники архитектуры и истории. - 2010. - 326 с., с ил.

6. Слава победителям! [Участники Великой Отечественной войны и ветераны тыла Улан-Удэ. ЛВРЗ ОАУ «Желдорреммаш» / Составитель С. А. Нестерова. - Улан-Удэ: Нова Принт, 2015. - 55 с.

7. Текущий архив. Отчет о деятельности МАУ «Музей истории города Улан-Удэ» за 2020 год.

8. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2019 № 327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http ://publication.pravo.gov. ru/Document/View/00012 01907080031

9. Ярмош Т. С., Бабаева М. А. Роль ландшафтной архитектуры в формообразовании общественных пространств современного города // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова 2020, №12 - 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.