г.
2. Бочарова В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию целостного процесса социализации воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.; Тула, 1993. -Т .1. - 460 с.
3. Винокуров Л.Н. Школьная дизадаптация и её предупреждение у учащихся. - Кострома ,2000. - 130 с.
4. Высотина Л.А. Формирование моральных качеств подростка. - Л., 1970. - 37 с.
5. Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.,1994. - 18 с.
6. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. - М., 1981. - 176 с.
7. Мусаелян Г.А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общения: Автореф. дис... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 32 с.
8. Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся: Сб. науч.-тр./ под. ред. Ю.В. Гербеева. - М., 1991.
9. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних: Научно-методическое пособие. Под.ред. Г.М. Иващенко. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. - 208 с.
10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1989. - 286 с.
11. Холостова Е.И. Социальная работа с де-задаптивными детьми. - М., 2007. - 278 с.
12. Ширнина Е.В. Методика работы по ресо-циализации подростков с девиантным поведением. Методическое пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2005. - 70 с.
13. Ширнина Е.В. Педагогическая деятельность социально-реабилитационного центра с подростками с девиантным поведением: Методическое пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГА-КИ,2005. - 100 с.
14. Ширнина Е.В. Профилактика отклоняющегося поведения//Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. - Челябинск, 2004 -Вып. 12 (№1).
15. Ширнина Е.В. Особенности процесса реабилитации девиантных подростков в социально-реабилитационном центре // Теория и практика формирования культуры детей и подростков: Вестник института культуры детства / ЧГАКИ. - Челябинск, 2004 - Вып. 3.
16. Ширнина Е.В. Социально - педагогическая реабилитация детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации // В.А.Сухом-линский и современная школа Урала, Сибири. Материалы региональной научно - практической конференции. Оренбург, 12 -14 марта 2003 г.. часть 3. - Оренбург: Издательство 0ГПУ2003.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. - 264 с.
18. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1996. - 56 с.
19. Ресоциализация несовершеннолетних : проектный опыт // Под ред. Г.И. Симоновой, 2005 г. - 140 с.
О.В. САНТАШОВА
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье представлены результаты экспериментального исследования мелкой моторики у младших школьников с нарушениями функций слухового анализатора в сравнении с нормально слышащими сверстниками.
Ключевые слова: мелкая моторика, точность, скорость движения рук, дифференциация движений кистей рук, зрительно-двигательная координация.
© О.В. Санташова, 2009
219
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идет тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее...» [3]. Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи.
Нарушение функций слухового анализатора приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития ребенка[2], но и оказывает существенно влияние на развитие его психомоторной сферы [1].
У детей с нарушениями слуха отмечаются выраженная в разной степени общая моторная (двигательная) недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений кистей и пальцев рук.
Отставание в развитии тонкой моторики рук у детей с нарушением слуха препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие основных видов деятельности (затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков).
Несмотря на актуальность изучения формирования мелкой моторики у младших школьников с нарушениями слуха, подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не находят должного изучения.
В связи с этим исследование различных аспектов возрастного развития и формирования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, приобретает особую актуальность.
Знание особенностей развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями слуха в период обучения в начальной школе смогут расширить представления о взаимоотношениях слуховой и двигательных системах в случаях слуховой патологии. Кроме того, выявленные своеобразия в развитии мелкой моторик рук у младших школьников с нарушениями слуха, позволят учителям
начальных классов, психологам, учителям-дефек-тологам целенаправленно отбирать содержание и определять характер коррекционно-педагоги-ческой работы с данной категорией учащихся. Будет способствовать компенсированию недостающих или слаборазвитых функций, индивидуализации учебно-воспитательного процесса и созданию наиболее благоприятных условий для преодоления последствий слуховой депривации.
Целью нашего исследования является выявление индивидуально-психологических различий в формировании мелкой моторики кистей и пальцев рук у младших школьников с нарушениями слуха в сравнении с нормально слышащими сверстниками.
В исследовании приняли участие 52 младших школьника без нарушения слуха 53 слабослышащих и 48 глухих младших школьников в возрасте 6-10 лет.
Для диагностики особенностей развития мелкой моторики рук использовались двигательные тесты, предложенные М.О. Гуревечем и Н.И. О-зерецким в методике «Метрическая шкала».
При обработке данных использовались методы математической статистики.
В процессе проведенного исследования было выявлено наличие качественных своеобразий в развитии мелкой моторики у младших школьников с нарушениями слуха, в сравнении с нормально слышащими сверстниками (таблица 1).
Нарушения мелкой моторики у младших школьников с нарушениями слуха в сравнении с нормально слышащими сверстниками в первую очередь проявляются в низком уровне сформи-рованности точности движений рук.
У нормально слышащих школьников по данному диагностируемому параметру был выявлен средний уровень развития (3,57 балла). У слабослышащих и особенно у глухих младших школьников наблюдается низкий уровень точных, произвольно направленных движений (у слабослышащих детей - 2,51 балла, у глухих - 1,6 балла).
Школьники с нарушениями слуха не всегда успешно могли выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Наиболее ярко нарушения точности движений проявлялись при выполнении таких действий как вырезание кругов из бумаги, рисование вертикальных линий и прохождение лабиринтов.
Таблица1
Показатели развития мелкой моторики слабослышащих, глухих и слышащих младших школьников (средний бал при ср.max = 5).
младшие
школьники без нарушения слуха (п=52) слабослышащие (п=53) глухие (п=4 8)
точность 3,57 2 54*** 1 92***
скорость движений 3,51 2 34*** 1 81***
объем полноты движений 3,55 2 49*** 1 71***
средний балл по группе 3,54 2,46*** 1 81***
испытуемых
степень значимости: * — р < 0,5; **
Часто при вырезании фигуры круга из бумаги, дети существенно отклонялись от очерчивающей линии. Вырезанные фигуры были непохожи, на фигуру круга, а напоминали многоугольник с острыми краями. Для многих детей в возрасте 6-8 лет данное задание для выполнения левой руки было невыполнимо.
В процессе выполнения теста «Лабиринт» и начертания вертикальных линий у глухих и слабослышащих младших школьников проводимая линия выходила за указанные пределы. При использовании карандаша, была отмечена тенденции сильного нажима на карандаш (на бумаге с внутренней стороны оставался яркий след или бумага при выполнении заданий рвалась). Реже была выявлена тенденция слишком слабого нажима (следы на бумаге были практически не видны). У детей часто было выявлено неумение провести ровную линию (рисование «дрожащих» линий).
Количество начерченных линий, и переложенных предметов, не соответствовало необходимому количеству движений за определенный временной период, что свидетельствует, о наличии замедленного темпа выполнения движений.
У детей с нарушением слуха, по сравнению со слышащими сверстниками были выявлены низкие скоростные показатели при перекладывании мелких предметов (спичек, монет, пуговиц) (средний балл у глухих - 1,5 балла, у слабослышащих - 2,29 балла; у детей, не имеющих нарушения слуха - 3,51 балла).
р < 0,01; *** — р < 0,001.
Разница в показателях, характеризующих скоростное качество между слабослышащими, глухими и слышащими младшими школьниками, объясняется тем, что у детей с нарушениями слуха, особенно в возрасте 6-7 лет отмечается низкий темп движений по сравнению со слышащими сверстниками и нерациональное распределение усилий. Детям часто под конец выполнения задания не хватало терпения складывать по одной вещи в коробку, и в конце задания они старались схватить за раз как можно больше предметов, чтобы быстрее его закончить. Нередко дети прекращали выполнять действия из-за столкновением с неудачей. За время выполнения задания, большинство детей более двух раз изменяли темп деятельности.
Данные особенности связаны с замедленностью временной структуры управления двигательной деятельностью, которая возникают из-за поражения слухового анализатора (Н.Г. Байкина, Б.В. Сергеев, 1991). Также данные особенности обусловлены низким уровнем сформированос-ти тонких движений рук, малой дифференциации движений кистей рук, трудностью сложных серей движений.
Школьникам с нарушением функций слухового анализатора по сравнению со слышащими сверстниками требовалось больше времени для вырезания круга, перелистывания страниц книги, раскладывания спичек и игральных карт на кучки. При листании страниц, захвате и перекладывании предметов у данной категории детей
обнаруживалась моторная неловкость. Предметы часто выскальзывали из рук испытуемых, падали. Многим детям нахватало отведенного времени для успешного завершения предложенных заданий.
Выявленные затруднения, связаны с наличием ограниченного объема выполнения движений у детей, имеющих нарушения слуха.
У многих младших школьников с нарушениями слуха отмечено неправильное положение пальцев на карандаше при рисовании линий. Наблюдалось удержание карандаша или других мелких предметов «щепотью» (тремя пальцами). В некоторых случаях, у глухих детей в возрасте 6-7 лет при перекладывании предметов был зафиксирован «ладонный захват» (ребенок хватал предметы и опускал их, действуя всей кистью). Захват «пинцетом» (зажимая предмет между большим и указательным пальцем) наблюдался не у всех детей.
У некоторых детей имеющие нарушения функций слухового анализатора были выявлены трудности вращения и поворачивания отдельными пальцами и запястьем, поэтому наблюдалась замена движений, движениями всей руки от плеча. Наиболее ярко данные особенности были выявлены при вырезании фигуры круга, трудности вызывали и задания при описании круга указательными пальцами обеих рук. Дети движения
5
производили всей рукой.
Был выявлен низкий уровень развития подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую. Что наиболее ярко наблюдалось при поочередном прикосновении концом большого пальца к кончикам других пальцев этой же руки. Большинству детей редко удавались изолированные движения пальцев. Пальцы были напряженные, сгибались и разгибались только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дающие изолированных движений.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что основными недостатками моторики рук у младших школьников с нарушениями слуха являются: низкий уровень сфор-мированности точности, скорости движений рук, малой дифференциации движений кистей рук, низкий уровень зрительно-двигательной координации, трудностью сложных серий движений, замедленный темп деятельности, низкие временные показатели при перекладывании мелких предметов, а также низкий уровень умений одновременно выполнять движения.
Общий анализ полученных данных уровня развития мелкой моторики рук позволил определить ступени сформированности мелкой моторики у слабослышащих, глухих и младших школьников без нарушения слуха в разные возрастные периоды (рис. 1).
6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет
4
3 2 1 0
Рис. 1. Степень сформированности уровня развития мелкой моторик рук у слабослышащих, глухих и слышащих младших школьников в разные возрастные периоды (6-10 лет).
Представленные на рис. 1 данные, свидетельствуют о том, что дети с нарушением слуха, значительно уступают по уровню развития психомоторики слышащим сверстникам.
Методами математической статистики подтверждено (при р<0,01-0,001), что чем существеннее степень выраженности проблем в развитии слухового анализатора у младших школьников, тем ниже ступень развития мелкой моторики рук у ребенка. Глухие младшие школьники значительно и достоверно (при р<0,01-0,001) уступают по уровню развития мелкой моторики слабослышащим и младшим школьникам без нарушения слуха.
Проведенный анализ межвозрастной динамики показателей психомоторики слабослышащих, глухих и школьников без нарушения слуха свидетельствует, о достоверных положительных изменениях в развитии мелкой моторики во всех группах испытуемых в период обучения в начальной школе (при р<0,01-0,001). Характер межвозрастной динамики уровня развития мелкой моторики слабослышащих, глухих и нормально слышащих детей имеет сходную направленность, т.е. совершенствуется к 10 годам. Но, не смотря на наличие положительной динамики в развитии показателей психомоторики глухих и слабослышащих детей, суммарные различия показателей между младшими школьниками имеющие нарушения слуха и слышащими сверстниками в возрасте 6-10 лет остаются существенными:
- между глухими и младшими школьниками без нарушения слуха (267,6%; 245,2%; 230,8%; 195,9%; 164,3%);
- между слабослышащими и младшими школьниками без нарушения слуха (145,3%; 135,7%; 134,5%; 125,9%; 124,1);
- между глухими и слабослышащими младшими школьник (184,2%; 180,6%; 171,6%; 155,5%; 132,3%).
Слабослышащие дети в возрасте 9-10 лет приближаются к уровню развития нормально слышащих сверстников (происходит существенное сокращение в разнице показателей мелкой моторики между данными группами испытуемых).
Динамика развития моторики глухих младших школьников намного медленнее, чем у слабослышащих детей. Поэтому по показателям развития мелкой моторики у глухих детей происходит лишь сглаживание различий по сравнению со слышащими сверстниками.
Полученные результаты свидетельствуют о неравномерности и наличии различных темпов прироста в показателях мелкой моторики кистей и пальцев рук, запаздывание в сроках ее формирования у глухих и слабослышащих младших школьников. А также указывают на необходимость проведения дифференцированной коррек-ционно-развивающей работы с данной группой детей направленной на развитие моторики кистей и пальцев рук, ручной ловкости.
Коррекционно-развивающие занятия необходимо проводить, не только при явных нарушениях в моторной сфере, но и в случаях незначительных, малозаметных особенностей в развитии ребенка. А также в профилактических целях для предупреждения отклонений в развитии мелкой моторики у данной категории детей, что в свою очередь будет оказывать стимулирующее влияние на общее развитие, и способствовать преодолению и профилактики нарушений в развитии ребенка с нарушениями функций слухового анализатора
Таким образом, работа по развитию мелкой моторики рук должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие младшего школьника имеющего нарушение слуха.
Библиографический список
1. Матвеев В. Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М., 1987.
2. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшко-вой. - М., 1971.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -Киев,1969. - С. 20.