УДК 74.9 ББК 24
Санташова Олеся Владимировна
преподаватель кафедра специальная психология и логопедия Мурманский Г осударственный гуманитарный университет
г. Мурманска Santashova Olesya Vladimirovna Lecturer
Chair of Special Psychology and Speech Therapy Murmansk State Humanitarian University Murmansk
Особенности развития выразительности движений у младших школьников с нарушениями слуха Peculiarities of the Expressive Motions Development of Junior Schoolchildren
with Hearing Disorder
В статье рассматривается проблема выразительной моторики у детей младшего школьного возраста, имеющие нарушения слуха. Представлен качественный анализ нарушений структурных компонентов выразительной моторики (мимики, жестов, пантомимики), рассмотрена возрастная динамика изменений показателей выразительной моторики у учащихся в процессе обучения.
The article deals with the problems of expressive motions development of junior schoolchildren with hearing disorder. Qualitative analysis of the structural components disorder of expressive motions (mimicry, gestures, pantomimics) is presented; age time history of the schoolchildrens expressive motions is considered in the process of training.
Ключевые слова: выразительные движения, мимика, жесты,
пантомимика, младшие школьники с нарушениями слуха
Key words: expressive motion, mimicry, gestures, pantomimics, junior schoolchildren with hearing disorder.
Выразительность движений является одним из показателей гармоничного развития ребенка, которая обеспечивается балансом всех функций, его физическим и психическим развитием, а также социальным благополучием, так как предполагает согласованность двигательных действий, познавательных, регуляторных и коммуникативных способностей (A. A. Бодалев, 1983;
Е. В. Горшкова, 2003; A. B. Запорожец, 1986; С. Л. Рубинштейн 1989 и др.). Перечисленные компоненты являются составляющими выразительности движений, включающие в себя двигательную организацию движения, т.е. внешние движения, и ее пластическую выразительность - переживания,
внутренние состояния, которые относятся к психической сфере (М. В. Антропова 1983; A. A. Бодалев, 1983; В. А. Лабунская, 1986, 2000 и др.).
Многочисленные исследования и практика показали, что нарушение функции слухового анализатора, приводит к целому ряду вторичных отклонений проявляющиеся в задержке речевого развития, сказывается на развитии всех познавательных процессов, влияет на овладение всеми видами двигательных навыков, в том числе, отражается и на выразительности движений (Р.М. Боскис, 1975; Л.С. Выготский, 1983; А. П. Гозова, 1968; А.И. Дьячкова, 1957; Т.В. Розанова, 1962-1982; И.М. Соловьев, 1962-1971; Т.Н. Шиф, 1962-1968 и др.).
У детей с нарушениями слуха в связи с отсутствием звуковой информации зачастую неправильно формируется представление о двигательных действиях. Скованность, неловкость или неадекватность мимикожестовой речи детей с нарушениями слуха чаще всего приводит к затруднению межличностного общения и взаимодействия с окружающими, т.к. большинство слабослышащих и глухих детей не умеют с помощью выразительных движений правильно выразить свои чувства и эмоции. Нередко не успешность их социальной адаптации, а в дальнейшем невозможность занять достойное место в трудовом коллективе, образовать дружеские связи связана как недостаточностью развития коммуникативных навыков, так и с неумением адекватно использовать выразительную моторику, которая служит не только подтверждением речевой, но и несет в себе дополнительную смысловую нагрузку.
Таким образом, исследование особенностей развития выразительной моторики у младших школьников с нарушениями слуха, представляет собой особый интерес в связи с тем, что выявление и знание закономерностей развития выразительности движений у данной категории детей смогут расширить представления о взаимоотношениях слуховой и двигательной функциональных системах в случаях слуховой патологии и в дальнейшем могут быть использованы для компенсации недостающих или слаборазвитых компонентов выразительной моторики, индивидуализации учебно-
воспитательного процесса и имеют большое значение для успешности данной категории детей в дальнейшем обучении, их адаптации и реализации в обществе.
Целью проведенного исследования было выявление индивидуальнопсихологических различий в развитии выразительной моторики, у младших школьников с нарушениями слуха в сравнении с нормально слышащими сверстниками.
В исследования приняли участие 52 младших школьников без нарушения слуха, 53 слабослышащих и 48 глухих младших школьников, в возрасте от 6-10 лет.
Для диагностики особенностей мимики, жестов и пантомимики использовались методики Минаева В. М. [2] и Л. М. Зальцман [1].
Качественный анализ развития выразительности движений у младших школьников, осуществлялся в результате наблюдения в ситуации не регламентируемой (свободной деятельности) и регламентируемой деятельности в процессе тестирования. Для объективного анализа уровня развития выразительности движений использовались критерии оценки, разработанные С. Н. Мухиной [3]. За выполнение каждого из предлагаемых заданий ребенок получал от 1 до 5 баллов, в зависимости от уровня и качества выполнения заданий. Критерием распределения оценки стало количество баллов, присвоенных испытуемому за выполнение серии заданий, что позволило дифференцировать степень выраженности нарушения изучаемого компонента и выделить уровни их сформированное™: 1- крайне низкий, 2-низкий, 3 -средний, 4 - выше среднего 5-высокий.
В процессе проведенного исследования было выявлено наличие качественных своеобразий в развитии выразительной моторики у младших школьников с нарушениями слуха, в сравнении с нормально слышащими сверстниками.
Таблица 1
Показатели развития выразительности движений у слабослышащих, глухих и нормально слышащих младших школьников (средний бал при ср. max =5)
Показатели без нарушения слуха (n=52) слабослыш. (n=53) t-критерий Стьюдента глухие (n=48) t-критерий Стьюдента
произвольная мимическая моторика 3,7б±0,14 2,88±0,15 4 79*** 1,97±0,1б 10,б***
жестикуляция 3,49±0,12 2,б1±0,1б 4 б1*** 1,52±0,17 10,32***
пантомимика 3,б3±0,1б 2,7б±0,15 4 28*** 1,7б±1,44 11 б9***
общий уровень развития 3,б2±0,13 2,75±0,15 5 44*** 1,75±1,44 11,13***
Здесь и далее в таблицах □ знаком (*) отмечены достоверные различия: * р < или = 0.05; ** - р < или = 0.01; *** - р < или = 0.001
Нарушения выразительной моторики у младших школьников с нарушениями слуха в сравнении с нормально слышащими сверстниками, в первую очередь, проявляются в низком уровне сформированности мимических движений (табл. 1).
Как видно из результатов, представленных в таблице 1, в процессе исследования у младших школьников без нарушения слуха были выявлены достаточно высокие показатели уровня развития выразительности мимических движений (3,76 балла). Учащиеся не испытывали затруднения при выражении с помощью мимики пяти основных эмоциональных состояний (радость, печаль, страх, гнев, удивление).
Большинство слышащих детей, достаточно широко при демонстрации эмоциональных состояний с помощью мимических движений использовали устную речь (т.е. вокальную моторику). Также стоит отметить, что 71% детей не только правильно передавали с помощью мимических выражений базовые эмоциональные состояния человека, но и адекватно называли ситуации из своего жизненного опыта, в которых дифференцировали испытываемое то или иное эмоциональное состояние.
У младших школьников с нарушениями слуха уровень развития понимания и способности передавать основные эмоции с помощью мимических движений, по сравнению со слышащими сверстниками находятся на более низком уровне (средний балл в группе слабослышащих составил 2,88 балла, у глухих 1,97 балла).
Адекватное выполнение всех заданий продемонстрировали лишь 43% слабослышащих младших школьников, что в четыре раза больше, чем у глухих (10 %), но все же они значительно отставали по показателям от слышащих сверстников (71 %).
В общей сложности маловыразительное или неадекватное выполнение всего задания или значительной его части отмечалось у большинства глухих детей (67%) , у 40 % слабослышащих и 28% слышащих детей.
Амимичность лица была выявлена у 17% слабослышащих и у 23% глухих. У слышащих сверстников данный вариант выполнения задания не зафиксирован.
Наиболее адекватно с помощью мимических движений младшие школьники с нарушениями слуха передавали положительное эмоциональное состояние радости и негативные состояния злости и печали. Скорее всего, эти эмоции более часто переживаются как самими детьми, так и наблюдаются ими в эмоциональных проявлениях окружающих. Также стоит отметить, что в эмоциональной сфере у младших школьников с нарушениями слуха наблюдается тенденция преобладания негативных эмоций над позитивными, либо практически равномерное распределение положительных и отрицательных эмоций.
64% слабослышащих детей смогли адекватно выразить эмоцию радости и 76% данной категории детей смогли изобразить эмоции грусти, злость 51%, что свидетельствует о преобладании более позитивных эмоциональных состояний и переживаний у данной категории детей.
У глухих младших школьников наоборот наиболее доступные являются негативные эмоциональные состояния. 80% глухие младшие школьники более адекватно выражали эмоции грусти, злости и 66% данной категории детей изображали эмоцию радости.
Для многих слабослышащих и глухих младших школьников, как показали результаты обследования, характерным оказалось схожие мимические выражения таких эмоциональных состояний как страха и удивление. При демонстрации данных эмоциональных состояний с помощью мимических движений как слабослышащие, так и глухие младшие школьники испытывали некоторые затруднения, часто их путали, выделяли в них схожие характеристики, такие как раскрытый рот, приподнятые брови, и результаты адекватности демонстрации мимических движений данных эмоций в среднем по заданиям составляют 43% (удивление) и 33% (страх).
Эмоция страха стоит на последнем месте в умении адекватно выражать детьми с нарушениями слуха с помощью мимики эмоциональных состояний. Мимические проявления страха являются достаточно сложными для многих слабослышащих и глухих детей данного возраста. Большой разброс в распознавании эмоции страха, в отличие от других эмоциональных состояний, скорее всего свидетельствуют о том, что дети, испытывая данную эмоцию в своем опыте, гораздо реже, по сравнению с другими эмоциональными состояниями, и реже наблюдают ее у своих близких.
Также одной из особенностей глухих и слабослышащих младших школьников с нарушениями слуха выявленных при диагностики способности передавать основные эмоции с помощью мимических движений, является и то, что лишь некоторые дети с нарушениями слуха (21 % - слабослышащих и 10% глухих) обозначали свои эмоциональные проявления с помощью слов (например: веселый - улыбается, рад; грустный - плачет, и т.п.). В основном это были слабослышащие дети со 11-111 степенью тугоухости и глухие дети неслышащих родителей, не имеющие дополнительных нарушений, начавшие обучение в специальном дошкольном учреждении в возрасте двух-трех лет.
В целом результаты исследования направленного на выявление особенностей развития выразительности мимических движений свидетельствуют о том, что у младших школьников с нарушениями слуха по сравнению со слышащими сверстниками отмечается недоразвитие экспрессивно-мимических средств общения. У глухих и слабослышащих
младших школьников по сравнению с нормально слышащими сверстниками, отмечается маловыразительная мимика, ее бедность, вялость, смазанность, иногда наблюдается амимичность лица (отсутствие ощущений выразительных движений). Глухим и слабослышащим детям трудно мимическими средствами передавать базовые эмоциональные состояния. Выявленные особенности в первую очередь связаны с тем, что дети с нарушениями слуха имеют более ограниченный и обедненный чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний, чем их нормально слышащие сверстники. Большой процент неадекватности мимики у глухих и слабослышащих свидетельствует о том, что они не могут в процессе общения усваивать ее элементы на основе подражания и требует своевременной коррекционно-развивающей работы.
Диагностика уровня развития жестовых движений, так же позволило выявить наличие качественных своеобразий в развитии данного компонента у глухих и слабослышащих детей по сравнению со слышащими сверстниками.
Сравнения результатов, представленные в табл. 1, показало резкое снижение качества воспроизведения жестами некоторых общеупотребляемых понятий и действий как у детей нормально слышащих, так и детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте в сравнении с развитие их мимики. Средний балл в группе слышащих детей составил - 3,49 балла; у слабослышащих □ 2,61 балла; у глухих □ 1,52 балла.
Это вполне объяснимо, так как многие мимические структуры формируются на безусловно □ рефлекторной основе. В то время как жестовые движения являются результатом длительного социального научения и требуют активного зрительного контроля и обучения со стороны взрослого.
Выразительное выполнение заданий направленных на демонстрацию жестами общеупотребляемых понятий и действий было выявлено у 34% слабослышащих младших школьников, что в три раза больше, чем у глухих 9%. Но все же дети с нарушениями слуха по данному диагностируемому параметру все равно значительно отстают по показателям от слышащих сверстников (68%).
Мало выразительное выполнение всех заданий продемонстрировали 33% слышащих, 46% слабослышащих и 35% глухих учащихся.
Неадекватное, хаотичное выполнение значительной части задания или всего задания, отмечалось у большинства, глухих детей (55 %) и у 21% слабослышащих. У слышащих сверстников данный вариант выполнения задания не был зафиксирован.
Как видно из результатов, представленных в табл 1, в целом у младших школьников без нарушения слуха по сравнению со слабослышащими и глухими детьми были выявлены достаточно высокие показатели развития выразительности жестовых движений. Учащиеся без особых затруднений выполнили все предъявляемые задания. Большинство детей 79% наиболее успешно справились с демонстрацией жестов отрицания и согласия («Да», «нет»), указательных жестов (65%), которые нередко используются детьми в повседневной жизни ( иди сюда», и т.д.). Дети не испытывали значительных трудностей при демонстрации аффективных жестов (служащие для выражения чувств и эмоций □ отлично, здорово, великолепно) и жестов регуляторов (69%) (использующиеся для контроля и координации общения □ «до свидания»). В процессе демонстрации жестов, как и при выполнении мимических движений, младшие школьники, активно использовали устную речь и рассказывали ситуации из своего жизненного опыта.
Представления у младших школьников с нарушениями слуха о жестах, по сравнению с нормально слышащими сверстниками, находиться на более низком уровне. Жестикуляция детей с нарушениями слуха по сравнению со слышащими сверстниками более бедная, маловыразительная, вялая, неадекватная и порывистая.
Детям с нарушениями слуха, как и слышащим, легче всего удавался жест согласия и отрицания («да», «нет») и «до свидания□ Менее выразительно младшие школьники демонстрировали жесты «йди сюда», нельзя это делать»] «тихо»! Наиболее не сформованными у младших школьников с нарушениями слуха являются жесты одобрения «здорово, отлично», «Это, я», и жест «йоклонП Данную группу жестов глухие и слабослышащие школьники в 50% показывали хаотично или вообще не знали, как изобразить данные движения.
Таким образом, в процессе исследования и наблюдения было выявлено, что младшие школьники с нарушением слуха чаще всего пользуются жестами в случаях указания направления действия или привлечения к себе внимания, то есть в качестве вспомогательного средства. Дети пользуются, как правило, либо одиночными жестами, либо неправильно используют ряд жестов. Данное обстоятельство, скорее всего, связано с недостаточностью соответствующей коррекционно-развивающей работы. Т. к. спонтанно, на основе подражания жесты без словесных обозначений усваиваются и используются детьми очень медленно и некачественно, что указывает на возможность и необходимость обучения детей жестам. Так как не правильное выполнение того или иного жеста может закрепиться и в дальнейшем затруднить, или исказить понимание окружающими смысла.
На последнем этапе исследования, младших школьников просили продемонстрировать движения без предметов с помощью пантомимики. Средний балл в группе слышащих детей составил - 3,63 балла; у слабослышащих □ 2,76 балла; у глухих □ 1,76 балла.
Большинство младших школьников без нарушения слуха 71% в процессе пантомимических этюдов гармонично использовали и мимику и жесты. Все предлагаемые сюжеты были детям знакомы, и они быстро ориентировались в ситуации и включались в процесс выполнения задний.
В группе глухих и слабослышащих детей в сравнении с нормально слышащими сверстниками были выявлены качественные своеобразия в развитии пантомимических движений. Наиболее выразительно с помощью пантомимики дети с нарушениями слуха демонстрировали движения, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни (подмести пол, поднять конфету, стул, книгу, игровые действия - подбросить и поймать мяч, и т.д.). Но стоит отметить, что даже при выполнении данных видов движений у лиц с нарушением слуха в большинстве случаев наблюдалось вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций, зачастую сочетающееся с навязчивыми движениями (частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, ритмичные покачивания туловищем или головой и др.),
В целом у младших школьников с нарушениями слуха был выявлен слабый контроль координации и крупной моторике тела. Как слабослышащие, так и глухие дети в 55% испытывали сложности при принятии соответствующих ситуациям поз. Дети с нарушениями функций слухового анализатора, в целом плохо ориентировались в элементах выразительных движений тела и не умели использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний и т.д.
Так же дети с нарушениями слуха старались в процессе демонстрации движения и позы отразить лишь практические действия, направленные на выполнении какой-либо деятельности, но не старались выполнить данные движения эстетически красиво и выразительно. Это связано с тем, что большинство детей с нарушениями слуха видят в движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнении какой-либо деятельности.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что мимические, жестовые и пантомимические движения младших школьников с нарушениями слуха имеет ряд специфических особенностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками:
- младшие школьники с нарушениями слуха используют и понимают более «йростые □ средства выразительной моторики (движения, жесты, мимику), характерные для более раннего возраста. Средства выразительной моторики, соответствующие возрасту их нормально развивающихся сверстников, они зачастую не понимают и не используют;
- глухие и слабослышащие младшие школьники не умеют в полной мере использовать выразительные средства невербальной коммуникации, что в свою очередь затрудняет речевое общение и взаимодействие с окружающими.
Анализ полученных данных уровня развития мимических, жестовых и пантомимических движений позволил определить общий уровень сформированности выразительной моторики у слабослышащих, глухих и младших школьников без нарушения слуха.
Полученные данные, свидетельствуют о том, что дети с нарушением слуха, значительно уступают по уровню развития выразительной моторики Вестник ЧГПУ82011 112
слышащим сверстникам. Методами математической статистики подтверждено (при р<0,01-0,001), что чем существеннее степень выраженности проблем в развитии слухового анализатора у младших школьников, тем ниже ступень развития выразительной моторики у ребенка. Глухие младшие школьники значительно и достоверно (при р<0,01-0,001) уступают по уровню развития диагностируемых параметров слабослышащим и младшим школьникам без нарушения слуха.
Проведенный анализ межвозрастной динамики показателей выразительной моторики слабослышащих, глухих и школьников без нарушения слуха свидетельствует, о достоверных положительных изменениях в развитии компонентов выразительной моторики во всех группах испытуемых в период обучения в начальной школе (при р<0,01-0,001). Характер межвозрастной динамики уровня развития выразительной моторики слабослышащих, глухих и нормально слышащих детей имеет сходную направленность, т.е. совершенствуется к 10 годам. Но, не смотря на наличие положительной динамики в развитии показателей у глухих и слабослышащих детей, суммарные различия между младшими школьниками имеющие нарушения слуха и слышащими сверстниками в возрасте 9-10 лет остаются существенными: между глухими и младшими школьниками без нарушения слуха составляют 195,9 %; между слабослышащими и младшими школьниками без нарушения слуха 125,9%; между глухими и слабослышащими младшими школьник 155,5 % %.
Полученные результаты свидетельствуют о неравномерности и наличии различных темпов прироста в показателях выразительной моторики, запаздывании в сроках ее формирования у глухих и слабослышащих младших школьников. А также указывают на необходимость проведения целенаправленной, дифференцированой поэтапной коррекционно-развивающей работы направленной на развитие и совершенствование мимических, жестовых и пантомимических движений у младших школьников с нарушением слуха.
Работа по развитию выразительной моторики должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия,
ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие младшего школьника имеющего нарушение слуха.
Коррекционно-развивающие занятия необходимо проводить, не только при явных нарушениях в моторной сфере, но и в случаях незначительных, малозаметных особенностей в развитии ребенка. А также в профилактических целях для предупреждения отклонений в развитии выразительной моторики у данной категории детей, что в свою очередь будет оказывать стимулирующее влияние на общее развитие, и способствовать преодолению и профилактики нарушений в развитии ребенка с нарушениями функций слухового анализатора.
Библиографический список
1. Зальцман, Л. М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения //Дефектология. 2002. - № 4. - С. 62-71.
2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. □ С. 3-5
3. Мухина С. Н.. Деференцированный подход к формированию выразительности движений с учетом уровня развития психомоторики // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск. 2008. - №3 (10). - С. 83-87.
Bibliography
1. Minaeva, V.M. Preschool Childrens Emotions Development. Lessons. Games. Manual for Practical Workers of Preschool Educational Institutions / V.N. Minaeva. - M.: ARKTI, 2001. -P. 3-5.
2. Mukhina, S. N. Differentiated Approach to Expressive Motions Forming Taking Into Account the Level of Psychomotor System Development // World of the Science, Culture, Education / S.N. Mukhina. - Gorno-Altaisk. 2008. - №3 (10). - P. 83-87.
3. Zalzman, L.M. Blind Childrens Communicative Competence Forming By Non-Verbal Means / L.M. Zalzman // Defectology. - 2002. - №4. - P. 62-71.