Научная статья на тему 'Развитие механизмов системы государственных закупок инновационной строительной продукции'

Развитие механизмов системы государственных закупок инновационной строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное государственное регулирование / эффективное управление / планы государственного строительного заказа / территориальное планирование / state regulation / effective management plans for state construction order / territorial planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинчук Татьяна Олеговна

Представлены механизмы государственного регулирования системы государственных закупок, проанализирован процесс регионального планирования, выявлены принципы регионального планирования, рассмотрена эффективность расходования бюджетных средств, актуализированы проблемы регионального государственного строительного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пинчук Татьяна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MECHANISMS FOR PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

Mechanisms of state regulation of the public procurement system, analyzed the regional planning process revealed the principles of regional planning, the efficiency of spending of budgetary funds, accentuated the problems of the regional state of the construction order.

Текст научной работы на тему «Развитие механизмов системы государственных закупок инновационной строительной продукции»

УДК 33:69 Пинчук Татьяна Олеговна,

аспирант кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» Иркутский государственный технический университет, тел.: 89641268110, e-mail: pinchuk78@mail.ru

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЗАКУПОК ИННОВАЦИОННОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

T.O. Pinchuk

DEVELOPMENT OF MECHANISMS FOR PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

Аннотация. Представлены механизмы государственного регулирования системы государственных закупок, проанализирован процесс регионального планирования, выявлены принципы регионального планирования, рассмотрена эффективность расходования бюджетных средств, актуализированы проблемы регионального государственного строительного заказа.

Ключевые слова: инновационное государственное регулирование, эффективное управление, планы государственного строительного заказа, территориальное планирование.

Abstract. Mechanisms of state regulation of the public procurement system, analyzed the regional planning process revealed the principles of regional planning, the efficiency of spending of budgetary funds, accentuated the problems of the regional state of the construction order.

Keywords: state regulation, effective management plans for state construction order, territorial planning.

Проблема повышения экономической эффективности мер государственного регулирования носит всеобщий характер и одинаково актуальна для развитых и развивающихся стран, отраслей, регионов и сфер национальных экономик. В то же время на различных фазах жизненного цикла развития масштаб государственного регулирования не идентичен, как по целям и структуре мер, так и по их капиталоемкости. В условиях кризиса государственное регулирование принимает на себя весь спектр задач в диапазоне от поддержки отечественных производителей до выявления и развития новых лидеров роста. В этой связи обеспечение экономически эффективного режима государственного регулирования является центральной задачей оптимизации бюджетной политики [2].

Бюджет должен быть лишь финансовым инструментом, обеспечивающим достижение целей

региональной социально-экономической политики. Эффективное управление региональной экономикой требует прежде всего соответствия между объемами финансирования отраслей регионального хозяйства и поставленными перед ними задачами. В связи с этим важно увязать систему целей региональной политики с реальными технико-экономическими параметрами работы отраслей регионального хозяйства.

Бюджет не может в полном объеме выполнять подобную функцию из-за его односторонней ориентации на достижение финансовых результатов [1]. Следовательно, есть все основания считать, что в условиях переходной экономики бюджетный процесс требует специальных адаптационных механизмов, в том числе с учетом требований долгосрочных целевых программ (далее также

- ДЦП) Иркутской области, а также областных государственных целевых программ (далее также

- ОГЦП) Иркутской области, перечень которых приведен в табл. 1.

На наш взгляд, необходимо разрабатывать планы отраслей, финансируемых из регионального бюджета и внебюджетных фондов. Если регион вкладывает свои ресурсы. То имеет право устанавливать соответствующие плановые задания и оценивать их выполнение.

К основным целям таких планов следует отнести:

- обеспечение сбалансированного функционирования различных сфер жизнедеятельности региона;

- повышение обоснованности маневрирования ограниченными финансовыми и иными ресурсами региона в процессе выполнения или корректировки регионального бюджета;

- усиление действенности контроля за достижением установленных показателей работы отраслей регионального хозяйства, финансируемых из регионального бюджета и внебюджетных фондов.

Т а б л и ц а 1

Перечень основных ДЦП и ОГЦП Иркутской области, которые должны учитываться в процедуре согласования планов государственного строительного заказа Иркутской области с перспективными _планами развития Иркутской области_

№ п/п Наименование ДЦП и ОГЦП Иркутской области

1. ОГЦП по оказанию содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы

2. ДЦП Иркутской области «Доступная среда для инвалидов» на 2011-2015 годы

3. ОГЦП «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2019 года»

4. ОГСП «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2019 годы

5. ДЦП Иркутской области «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 20112015 годы»

6. ОГЦП поддержки и развития учреждений дошкольного образования в Иркутской области на 20092014 годы

7. ДЦП Иркутской области «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в Иркутской области на 2010-2014 годы»

8. ДЦП Иркутской области «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области, на 2011 - 2014 годы»

9. ДЦП Иркутской области «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Иркутской области на 2011 - 2014 годы»

10. ДЦП Иркутской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2011-2015 годы и на период до 2020 года»

11. ДЦП Иркутской области «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов) на территории Иркутской области, на 2011-2015 годы»

12. ДЦП Иркутской области модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011-2012 годы

13. Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Повышение эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011-2013 годы»

14. ДЦП Иркутской области «Развитие административного центра Иркутской области на 2012-2014 годы»

15. ДЦП Иркутской области «Строительство объектов инфраструктуры для обустройства туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории муниципального образования Слюдян-ский район Иркутской области на 2012 - 2015 годы»

Как известно, территориальное планирование включает процессы разработки, утверждения, исполнения, корректировки планов и их использования в управлении развитием экономики региона (в т. ч. ее территориальных и отраслевых подсистем). При этом, процесс регионального планирования должен основываться на определенных принципах, основные из которых приведены в табл. 2.

Сводный план региона должен разрабатываться по отраслям и сферам регионального хозяйства, финансируемым из регионального бюджета и внебюджетных фондов [3].

По каждому разделу сводного плана указываются:

- орган исполнительной власти, ответственный за разработку и реализацию сводного плана;

- объекты финансирования;

- главные распорядители средств регионального бюджета.

По каждому главному распорядителю средств приводится состав целевых статей бюджетных расходов. При этом по конкретной целевой статье указываются стандарты и укрупненные плановые показатели объекта финансирования для обеспечения текущего функционирования, капитальных вложений и капитального ремонта.

В методическом аспекте прежде всего важно обеспечить взаимосвязь бюджета и плана. Это до-

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

Т а б л и ц а 2

Основные принципы разработки плана

№ п/п Принципы Содержание

1 Приоритетность Отражение в плане целей социально-экономического развития и требуемых структурных изменений.

2 Вариантность Анализ различных вариантов плана и выбор наиболее эффективного из них.

3 Сбалансированность Согласование финансовых, экономических, социальных, технико-экономических показателей развития региона и его отраслей.

4 Адресность Обеспечение жесткой связи между планируемыми показателями и объемами бюджетного финансирования.

стигается совпадением объектов планирования и бюджетного финансирования. Между тем плановые показатели по каждому объекту финансирования соответствуют целевым статьям регионального бюджета по линии «сводный план региона - региональный бюджет» [3].

Для того, чтобы согласовать сводный план и бюджет региона с отраслевыми планами и бюджетами, необходимо выделить базовые элементы бюджетного финансирования. Например, для строительства таким элементом является объект недвижимости, для среднего образования - школа, для здравоохранения - больница или поликлиника и т. д.

Отраслевые органы исполнительной власти должны определять качественные характеристики и количество базовых элементов исходя из объемов финансирования по целевой статье и сводного плана региона.

Каждому базовому элементу соответствуют частные целевые статьи, не отражаемые в региональном бюджете, но составляющие бюджет отрасли. При таком подходе все плановые показатели распределяются по основным направлениям расходования бюджетных средств. Тем самым создаются условия, чтобы объемы расходования бюджетных средств отвечали достижению установленных показателей деятельности их получателей.

В этом случае каждое ведомство - получатель бюджетных средств, твердо будет знать, что от степени достижения плановых заданий зависит объем бюджетного финансирования. В результате значительно улучшается организация исполнения бюджетных расходов.

С другой стороны, эффективность расходования средств в значительной степени зависит от реакции на поступающие сведения об эффективности осуществляемых бюджетных расходов. При отсутствии же плана затруднительно отслеживать эти процессы и оперативно реагировать на случаи неэффективного расходования ведомствами бюджетных средств.

Первоначальный вариант годового регионального плана должен составляться параллельно с разработкой проекта бюджета или даже опережать его. Годовой план должен утверждаться одновременно с подписанием закона о региональном бюджете. В течение бюджетного года региональный план должен корректироваться с учетом изменений обязательств, уточнения прогноза доходов и изменений приоритетов [2].

Методика планирования отраслей регионального хозяйства должна включать несколько этапов.

На первом этапе комитетом экономического развития промышленной политики и развития на основании государственных целей региона устанавливаются предварительные плановые задания для отраслевых комитетов.

На втором этапе по каждой отрасли регионального хозяйства осуществляется согласование статьи регионального бюджета и частных целевых статей.

В качестве примера возьмем статью бюджета «строительство». Она, в свою очередь, включает в себя целевые статьи, выделяемые для компенсации затрат:

- по инженерному оборудованию территории строительства (строительство внеплощадоч-ных сетей и дорог);

- по разработке проектно-сметной документации;

- по приобретению материалов и оборудования поставки заказчика.

По каждой целевой статье рассчитываются плановые объемы бюджетных расходов по всем элементам финансирования. При этом расчеты объема финансирования частных целевых статей осуществляются по формуле:

Зст = К X О X ЗБ X О X Д,

где 3СТ - затраты по частной целевой статье;

К - количество одинаковых базовых элементов финансирования;

3Б -стоимость одного базового элемента;

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Д - доля участия бюджета в расходах на базовый элемент.

При этом затраты по частной целевой статье или стоимость одного базового элемента могут быть:

- рыночными (т. е. определяться на основе конкурсного метода);

- сметно-нормативными (т. е. с регулируемыми тарифами естественных монополий или сметными нормативами для государственных учреждений и предприятий).

На третьем этапе разработки плана проводится согласование финансово-бюджетных и натуральных показателей по каждой целевой статье. При этом по каждому базовому элементу финансирования указываются характеристики и показатели, укрупненные показатели, стандарты.

На четвертом этапе разработки плана - составляется план по объекту финансирования. Стандарты и укрупненные плановые показатели приводятся в плане отдельно по текущему финансированию, по капитальным вложениям и по капитальному ремонту.

По итогам планово-расчетной работы отраслевые органы представляют в Комитет финансов:

- распределение расходов по целевым и экономическим статьям;

- перечень мероприятий (программ), предлагаемых для включения в бюджет города;

- доходные источники главного распорядителя бюджетных средств;

- ресурсы главного распорядителя бюджетных средств (численность, площадь используемых помещений, стоимость основных фондов).

На основе представленных материалов Комитет финансов приступает к формированию бюджета субъекта федерации, разрабатывая лимиты финансирования.

Причем, важное значение имеет согласование лимитов финансирования, с одной стороны, и отраслевых планов - с другой. Здесь существенно усиливается значение эффективного взаимодействия экономических и финансовых органов администрации с отраслевыми комитетами при согласовании натуральных и финансовых показателей.

На следующем этапе, исходя из объемов бюджетного финансирования и установленных плановых результатов деятельности, по каждой отрасли определяется потребность в товарах, работах и услугах. На этой основе рассчитывается предполагаемый объем государственных закупок.

На мой взгляд, дополнение бюджетного процесса механизмом планирования отраслей регионального хозяйства позволяет повысить степень полноты и своевременности финансирования государственных закупок. Именно на основе сбалансированного плана можно гораздо точнее и полнее обосновать расходы на закупку и поставку продукции для нужд региона.

Это обеспечивает согласованное и комплексное решение отраслевых и региональных задач, а также улучшает предконтрактную проработку размещения государственных заказов на предстоящий год. Тем самым уменьшаются недостатки механизма государственных закупок, связанные с дефицитностью и нестабильностью бюджетного финансирования [3].

В этом случае решаются такие проблемы регионального государственного заказа, как:

- объективное и обоснованное определение целей расходования бюджетных средств;

- достоверное планирование расходов на закупку требуемой продукции;

- возможность расширения принципов регионального государственного заказа за рамки финансовых ресурсов регионального бюджета;

- планирование потребления продукции в составе подрядных работ.

Такой подход даст возможность сосредоточиться на проблемах регионального государственного заказа и выбрать эффективные механизмы системы государственных закупок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Матвеева М.В. К вопросу целевой фокусировки инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях развития национальной экономики // Известия ВУЗов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1. С. 46-55.

2. Пешков В.В. Методологические основы управления экономическим потенциалом развития инвестиционно-строительной сферы : дис. ... докт. экон. наук : 08.00.05 / В.В. Пешков ; Б.м., 2006. 315 с.

3. Пешков В.В. Модернизация национальной экономики развитие инвестиционно-строительной сферы // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Иркутск. 2011. № 1. С.20-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.