Научная статья на тему 'Развитие механизмов финансирования инноваций в Калининградской области'

Развитие механизмов финансирования инноваций в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
грант / инновация / финансирование инноваций / поддержка инноваций. / grant / innovation / innovation financing / innovation support.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Дмитрий Леонидович

в статье на основе анализа объемов и структуры грантового финансирования инновационных процессов в Калининградской области формируются подходы к совершенствованию региональных механизмов финансирования инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MECHANISMS FINANCING OF INNOVATIONS IN THE KALININGRAD REGION

Based on the analysis of the volume and structure of grant funding for innovation processes in the Kaliningrad region, the article forms approaches to improving regional mechanisms for financing innovation

Текст научной работы на тему «Развитие механизмов финансирования инноваций в Калининградской области»

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

DEVELOPMENT OF MECHANISMS FINANCING OF INNOVATIONS IN THE KALININGRAD REGION

УДК 33

Сергеев Дмитрий Леонидович, к.э.н., доцент инженерно-технического института БФУ им. И. Канта, Калининград., spin-код автора 7699-8450, sergeevd@mail.ru

Sergeev Dmitry, candidate of economic sciences, associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University Russia, Kaliningrad

Аннотация: в статье на основе анализа объемов и структуры грантового финансирования инновационных процессов в Калининградской области формируются подходы к совершенствованию региональных механизмов финансирования инноваций.

Abstract: Based on the analysis of the volume and structure of grant funding for innovation processes in the Kaliningrad region, the article forms approaches to improving regional mechanisms for financing innovation.

Ключевые слова: грант, инновация, финансирование инноваций, поддержка инноваций.

Keywords: grant, innovation, innovation financing, innovation support.

Эксклавное положение Калининградской области кроме влияния на социально-экономические процессы накладывает ряд существенных особенностей в развитии научной и инновационной сферы региона. Среди них можно выделить:

• исторически сложившееся с периода СССР наличие ограниченного количества научно-технических направлений в отраслях судостроения, судоремонта, добычи и переработки рыбного сырья;

• появление в регионе в рамках современных миграционных процессов научных коллективов и новых тематических направлений;

• формирования в изменившихся экономических условиях эксклавного региона РФ последних двадцати лет перспективных для

региональной экономики научно-инновационных направлений в исследованиях.

В каждом из этих направлений сформировались стабильно функционирующие научный коллективы, существует современная лабораторно-исследовательская база. Все это позволяет как успешно формировать объекты интеллектуальной собственности, так и успешно их коммерциализировать в практическом аспекте.

В качестве источников внешнего финансирования в направлении научных и инновационных исследований в регионе преобладает грантовое финансирование специализированных Федеральных фондов. Среди них основное финансирование осуществляется Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям или ФСИ). ФСИ осуществляет свою деятельность с 1994 года и его грантовые программы носят прикладной характер в реализации инновационных проектов

Следует более детально рассмотреть особенности финансирования в регионе инновационных процессов в форме грантовой поддержки, проведя анализ направлений и структуры заявленных и получивших финансирование инновационных проектов на протяжении последних 3-х лет в ФСИ. За этот период в ФСИ была подана 501 заявка и получено финансирование на сумму более 150 млн. рублей. За 14-летний период активной работы ФСИ в регион было привлечено более 400 млн. руб.

Программы ФСИ различаются условиями по направлению расходов и требуемыми к достижению целями: "Умник" (до 500 тыс. руб.), Старт (до 10 млн. руб.),"Интернационализация" (до 15 млн. руб.), "Развитие" (до 20 млн. руб.), "Коммерциализация" (до 20 млн. руб.) и " Кооперация" (до 25 млн. руб.).

Принципиальным отличием ФСИ от других грантовых механизмов финансирования научных исследований является поддержка только проектов, имеющих инновационную составляющую, т.е обладающих потенциальными признаками успешности регистрации результатов исследования в форме объектов интеллектуальной собственности в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте РФ).

Основными заявителями (72%) на грантовую поддержку в регионе являются коллективы, представленные крупнейшими вузами региона: ФГАОУ ВО Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) и ФГБОУ ВО Калининградский государственный технический университет (КГТУ). Оставшаяся доля заявителей представлена

хозяйствующими субъектами, представляющими корпоративный сегмент региональной экономики. По условиям грантовой поддержки ФСИ финансирование возможно только для предприятий с организационно правовой формой: или общество с ограниченной ответственностью или малое инновационное предприятие.

Особо отметим, что среди грантовых программ ФСИ следует выделить программы с софинансированием со стороны грантополучателя и без софинансирования. Софинансирование составляет от 30% до 50% от суммы гранта в зависимости от программы для программ более 5 млн.руб. Среди заявителей только 8 % подаются на программы с софинансированием.

ФСИ осуществляет финансирование по следующим направлениям: цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, новые материалы и химические технологии, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии, биотехнологии и ресурсосберегающая энергетика.

По количеству заявителей преобладающим является направление "Цифровые технологии" как наиболее динамично развивающееся в целом в инновационных процессах. Доля данного направления составляет 71%. Даже в случае заявки к финансированию проекта технологичного характера это направление выбирается в аспекте разработки систем управления технологическими процессами или систем интеграции данных технологических процессов с сетевыми сервисами.

Направление "Медицина и технологии здоровьесбережения" занимает 5% от общего объема заявок. Так как большинство исследовательских работ в данном направлении в регионе сосредоточено на базе медицинского института БФУ им. И. Канта, то и вся эта доля представлена данной организацией. При этом демонстрируется высокий уровень научных исследований проектов, в основе которых задействована как высокая квалификация сотрудников института, так и современная лабораторная база.

С позиции формирования заявок со стороны предприятий, представляющих сегмент малого и среднего бизнеса (входящих в реестр МСП ФНС РФ), следует объединить три базовых технологических направления: "Новые материалы и химические технологии", "Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии", "Ресурсосберегающая энергетика", суммарно составляющие 19%. Здесь, в основном, представлены предприятия, не имеющие явно выраженных кооперационных связей с

базовыми региональными вузами. Особенностью таких проектов является сугубо практическая направленность на текущие потребности производства и сферы услуг.

Направление "Биотехнологии", занимающее долю в 3%, в основном представлено исследовательскими работами в сфере пищевых биотехнологий КГТУ, где исторически заложена мощная научно-исследовательская база данного направления.

За рассматриваемый период доля принятых к финансированию (одобренных) проектов составляет 18% и изменяется как от направлений, так и от программ.

При принятии решения в ФСИ о финансировании проектов требуется соблюдение требование двух базовых критериев: высокого уровня научно -технической проработки проекта именно в аспекте инновационной составляющей и перспектив коммерциализации результатов исследования. Оба критерия имеют количественную оценку для всех программ ФСИ.

В случае оценки уровня научно-технической проработки проекта рассматривается степень проработки объекта и предмета исследований, предыдущие исследования коллективом в данном направлении и компетенция команды. Особое значение придается наличию потенциальных признаков успешности регистрации результатов исследования в форме объектов интеллектуальной собственности в системе Роспатента РФ. Для двух программ "Коммерциализации" и "Кооперация" данное условие не является обязательным, т.к. условием заявления проекта в них является наличие уже зарегистрированного объекта интеллектуальной собственности.

Наличие перспектив коммерциализации результатов исследований -неотъемлемый критерий положительного решения при получении финансирования от ФСИ. Для программ с финансированием более 3 млн. руб. обязательным условием является формирование бизнес-плана, из которого определяется уровень финансовой стабильности предприятия-заявителя и степень проработки аспектов реализации продуктов, полученных в результате научно-инновационной деятельности, представленной в форме маркетинговой стратегии.

Особо следует отметить, что заявки на грантовые программы, подразумевающие софинансирование от 30% до 50%, получают одобрение ФСИ более чем в 60% случаев. Такие проекты, в основном, предполагают отвлечение части оборотных средств хозяйствующих субъектов как на создание и регистрацию в системе Роспатента РФ инновационных объектов интеллектуальной собственности, так и на развитие механизмов

коммерциализации таких объектов. В частности, к таким механизмам относятся: создание собственного производства наукоемкой продукции, увеличение объема реализации инновационной продукции, увеличение количества дополнительно созданных и (или) модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест при реализации проекта.

При оценке причин отказа в получении финансирования прослеживаются нижеперечисленные закономерности.

Десять процентов заявок не допускаются на конкурсный отбор по формальным признакам, связанным с нарушениями при заполнении заявки в электронной системе ФСИ. Сорок процентов проектов не проходят вторую фазу отбора обезличенными экспертами ФСИ. Здесь при наличии четкой системы баллов более чем по пятнадцати критериям основополагающей причиной отказов является отсутствие перспектив у предлагаемого в проекте решения быть зарегистрированным в качестве объекта интеллектуальной собственности, т.е. отсутствует главный признак инновационного характера проекта. Оставшиеся проекты допускаются до фазы очной защиты проекта как в форме личного присутствия заявителя, так и в форме видеоконференции.

На основе проведенного анализа в качестве перспективных механизмов совершенствования грантовой поддержки в регионе можно выделить следующие подходы:

1. Формирование региональных механизмов финансовой поддержки как в рамках задач повышения заявительской активности на гранты, так и повышения качественного уровня исследовательских работ в процессе выполнения задач, поставленных в рамках грантовых договоров.

Так за 25-летный период функционирования ФСИ во многих регионах РФ сформированы нормативные механизмы повышения объемов привлечения грантового финансирования. В основном они базируются на обеспечении дополнительного финансирования перспективных инновационных проектов, т.к. в практической плоскости именно недостаток финансовых ресурсов служит основным препятствиям повышения активности заявителей, особенно на этапе формирования идеи проекта, этапе "Стартапа".

В рамках бюджетного Кодекса РФ такие механизмы невозможны в виде прямой субсидии. Поэтому в региональных практиках они формируются как в виде возвратных долговых обязательств, так и в виде налоговых и иных преференций в рамках бюджетных полномочий субъекта Федерации. В частности, например, в Калужской области в рамках специализированного ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" финансовая поддержка осуществляется в форме

беспроцентного инвестиционного займа на срок до 1 года и величиной до 1 млн. рублей в случае наличия действующего контракта с ФСИ. Эти средства направляются на снятие начальных технологических и рыночных рисков при создании макета, прототипа, опытного образца и т.д. - устранением разрывов между текущим состоянием проекта и условиями предоставления инвестиций в проект со стороны потенциальных инвесторов.

В рамках повышения качественного уровня исследовательских работ в процессе выполнения грантовых исследований и в процессе их коммерциализации на региональном уровне возможно использовать такие финансово-кредитные механизмы как микрокредитование (до 5 млн. руб. под 7% в год) и кредитная поддержка фонда развития промышленности (до 100 млн. руб. под 1% в год). В случае внешнего кредитования в процессе выполнения научно-технического проекта существенное снижение рисков возможно при получении поддержки со стороны Фонда "Гарантийный фонд Калининградской области". В рассматриваемый трехлетний период семь проектов, получивших финансирование ФСИ, успешно использовали все описанные выше региональные кредитные механизмы, т.к. они предоставляют более выгодные условия по сравнению с рыночными.

2. Включение в государственную программу РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области» и программу Калининградской области "Развитие промышленности и предпринимательства" механизмов и мероприятий, повышающих активность заявителей к привлечению грантового финансирования.

В частности, такие механизмы следует формировать именно в приоритетных направлениях развития экономики региона. К таковым направлениям следует отнести:

• развитие информационных технологий во всех секторах экономики;

• сфера судостроения и судоремонта;

• добыча и переработка янтарного сырья;

• биотехнологии преимущественно в переработке пищевого сырья;

• исследования в области медицины прикладного характера.

3. Формирование региональных механизмов "выращивания" инновационных проектов от стадии "стартапов" до стадии успешной коммерциализации созданных объектов интеллектуальной собственности либо до стадии увеличения объема реализации инновационной продукции, созданной в результате выполнения проекта.

В Калининградской области анализ грантового финансирования периода 2014-2020 г. по линии ФСИ показывает отсутствие системных признаков в движении инновационного проекта от формирования идеи до ее эффективной коммерциализации. Среди 450 заявленных проектов и 70 проектов, получивших грантовую поддержку, можно выделить лишь 4 проекта, в которых частично прослеживается вышеназванная идеология. Исходя из этого, создание такого механизма "выращивания" в регионе обоснованно. Наиболее эффективно будет осуществить его формирование в рамках национального проекта "Мой бизнес" на базе Фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (МКК)", т.к. функционал данного регионального учреждения обладает всеми описанными выше финансово-кредитными механизмами.

4. Расширение региональных механизмов привлечения молодого поколения новаторов в процессы продвижения инновационной идеи от "стартапа" до успешной её реализации в аспекте приоритетных направлений региональной экономики. К таковым можно отнести:

• расширение спектра региональных образовательных мероприятий по популяризации грантовой поддержки;

• наделение подразделений Правительства Калининградской области задачами по сбору аналитической информации по потенциально возможным к реализации и "выращиванию" инновационным проектам в рамках приоритетных региональных задач;

• системный анализ действующим региональным научно-техническим экспертным советом инновационных проектов, заявляемых в рамках Федеральных механизмов грантовой поддержки для выделения приоритетных для региона проектов.

Список литературы:

1. Конюшкина Ю.А. Финансирование научной деятельности как гарантия реализации конституционного права на свободу научного творчества // Юридическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 9-11

2. Черных С.И. Государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности: состояние, проблемы, перспективы / С. И. Черных, И. С. Букина // Инновации. - 2013. - №10. -С. 25-31

3. Яковлева Л. Развитие интеллектуальных ресурсов университета через грантоискательство как одну из стратегий фандрайзинга / Л. Яковлева, А. Федотова, М. Бичарова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2013. - №5(8). - С. 27-29

4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 311 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (с изменениями и дополнениями)

5. Приказ Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области от 27 февраля 2018 года N 17 "Об утверждении Стратегии инновационного развития промышленности Калининградской области."

Bibliography:

1. Konyushkina Yu.A. Financing of scientific activity as a guarantee of the implementation of the constitutional right to freedom of scientific creativity // Legal education and science. - 2014. - No. 3. - S. 9-11

2. Chernykh S.I. State funds to support scientific, scientific, technical and innovative activities: state, problems, prospects / S.I. Chernykh, I.S. Bukina // Innovations. - 2013. - No. 10. - S. 25-31

3. Yakovleva L. Development of the University's intellectual resources through grant-seeking as one of the fundraising strategies / L. Yakovleva, A. Fedotova, M. Bicharova // Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia. - 2013. - No. 5 (8). - S. 27-29

4. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 311 "On approval of the state program of the Russian Federation" Socio-economic development of the Kaliningrad region "(as amended)

5. Order of the Ministry of Industrial Policy, Enterprise Development and Trade of the Kaliningrad Region dated February 27, 2018 N 17 "On approval of the Strategy for the innovative development of industry of the Kaliningrad region."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.