УДК 37
С. Я. Троянская
Удмуртский государственный университет, Ижевск РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Ставится проблема формирования культуры и стиля медиапотребления студентов в процессе образования. Экспериментальное исследование и анализ индивидуального стиля медиапотребления студентов показали, что личностный и профессиональный рост предполагает реализацию комплекса образовательно-воспитательных задач, а именно: формирование информационных компетенций, развитие рефлексивных способностей и критичности восприятия, мо-тивационной и волевой сфер личности.
Ключевые слова: медиапотребление, индивидуальный стиль медиапотребления студентов, компетенции, процесс образования.
К настоящему времени общественное осознание важности развития культуры медиапотребления не соразмерно степени реальных угроз и рисков, связанных с хаотичным развитием информационных сетей и технологий. Приходится признать, что современное медиапространство создаёт не только широкие возможности для оперативного доступа к базам данных, но и риск интоксикации сознания студентов слабо структурированной, бесполезной и порой откровенно вредной информацией. Обретенная в процессе медиаобразования медиакомпетентность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает лучше понять язык медиакультуры [3; 6]. Н. Б. Кириллова, исследуя феномен медиакультуры, приходит к выводу о серьезных изменениях в обществе под воздействием медиатизации основных полей общественной жизни [2]. Особенностью современного периода развития культуры является медиатизация всех сфер человеческой жизни, включая традиционно закрытую интимную сферу частной жизни и специфические сферы, недоступные широким массам (например, научное знание). Медиатизация - интеграция медиа как средств передачи, распространения информации с социальными практиками любой сферы деятельности. Медиатизация при этом может выступать как нежелательное и запрещаемое явление [1].
Если обратиться к сути феномена информации, то в современной философии утвердился взгляд на информацию как на один из трех, наряду с веществом и энергией, компонентов бытия [4]. Если в кибернетике информация представлена как банк данных, то антропологическое истолкование позволяет представить информацию как поток сведений, подвергаемых интерпретации со стороны живых (биологических) и культуральных (человеческих, социальных) систем соответственно степени развития их способности осуществлять эту интерпретацию. Набор вариантов интерпретации информации ничем не ограничен за исключением одного - уровня развития культуры, которая задает человеку, включенному в нее, масштаб его универсальности, но и степень избирательности через проявление им субъектности.
Информация - это интегрированноепонятие, которое можно рассматривать в системах «объект познающий - объект познаваемый», «объект управляющий - объект управляемый», «объект обучающий - объект обучаемый» то в значении «смысл», если речь идет о смысле познания, управления, обучения, то в значении «данные», если речь идет о средствах передачи этого смысла. Информация - это определённый вид энергии, поэтому не следует полагаться на стихийные процессы, допуская преобладание и скопление в локальном культурном пространстве негативной, искажённой информации. Социальные медиа сегодня широко вошли в жизнь масс, закрепив победу симулякров и создав особый тип социально-медийной реальности.
В настоящее время никто специально не обучает молодого человека «противостоять» беспорядочно нарастающим информационным потокам, то есть критически относиться к несущим взаимоисключающие смыслы и ценности текстам, фактам, сообщениям. Говоря языком Федеральных образовательных стандартов, формировать медиакомпетентность.
В рамках образовательных учреждений необходимо осуществлять систематический мониторинг и целенаправленное развитие у студентов культуры производства и потребления информации. Посредством внедрения специальных образовательных программ можно постараться достичь гармоничного баланса между нарастающей технологической мощью масс-медиа и коллективными ценностями, определяющими жизнедеятельность локальных культурных сообществ.
Медиаобразование (media education) - это деятельностный процесс развития и саморазвития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа). Под медиаобра-зованием мы понимаем процесс становления личности на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиа-техники. Применительно к развитию медиаобразования в высшей школе особую значимость и перспективность имеет утверждение и регистрация новой специализации «медиаобразование» учебно-методическим управлением по специальностям педагогических направлений подготовки Министерства образования Российской Федерации в 2002 году.
Медиакомпетентность понимается как способность использовать медиа в личных целях и без посторонней помощи, понимать и критически оценивать содержание и различные аспекты медиа, передавать независимо от контекста, создавать и распространять медиатексты. (European Parliament Resolution of 16 December 2008 on Media Literacy in a Digital World [7]. Под медиаком-петентностью личности мы понимаем совокупность ее мотивов, знаний, умений, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, передаче и созданию медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме. Выделяются следующие ее показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный. У каждого из семи показателей медиакомпетентности мы выделили высокий, средний и низкий уровни развития.
В ходе исследования нами рассмотрены такие понятия, как медиаобразование, медиакомпетентность, её показатели и классификация уровней развития, их характеристики. Была выявлена положительная динамика уровня развития медиакомпетентности студентов в течение обучения в университете. Методическое обеспечение исследования составляли анализ творческих работ студентов и применение при анкетировании модифицированного опросника определения уровня медиакомпетентности и медийных предпочтений студентов на базе методики A.B. Фёдорова [5].
В исследовании принимали участие 60 студентов первого, третьего и пятого курсов института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета. На первом этапе исследования было проведено анкетирование респондентов с целью изучения их уровня комплексного показателя развития медиакомпетентности. Методическое обеспечение этой части исследования включало применение при анкетировании модифицированного опросника определения уровня медиакомпетентности и медийных предпочтений студентов на базе методики А. В. Фёдорова [5].
В целом данные доказывают, что от курса к курсу отмечается положительная динамика развития медиакомпетентности студентов по всем показателям. Данные представлены на рисунке 1.
В процессе обучения от 1 к 5 курсу повышаются в разной мере показатели уровня медиакомпетентности, т. е. повышается медиакомпетентность студентов. Использованная нами класси-
1 яда 1кик Ьктдас
Рис. 1. Уровни комплексного показателя развития медиакомпетентности у студентов 1,3,5
курсов
фикация показателей развития медиакомпетентиости студентов оказалась вполне эффективным инструментом для сравнительного анализа уровней развития медиакомпетентиости студентов в процессе образования. Нами было выявлено, что в меньшей мере в процессе учебной деятельности развиваются такие показатели медиакомпетентиости как перцептивный, практико-опера-ционный и креативный.
При развитии медиакомпетентиости студентов целесообразно использовать аксиологический подход, благодаря которому достигается ценностное самоопределение личности студента, представляющее собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования. Студентам третьего курса предлагалось проанализировать фильмы «Общество мертвых поэтов» (США, 1989 г.) и «Доживем до понедельника» (СССР, 1968 г.). Минисочинения студентов, как правило, в эмоционально-повествовательной форме отражали содержание фильмов, а не анализ, редко (10 % респондентов) определяли главные идеи и способы их реализации авторами фильмов. Студенты выделяли такие ценности как любовь, честность, смелость, любовь к профессии и такие, по их мнению, как «крутизна», «отсталость». Многие (71 %) дали критический анализ лишь в терминах «понравился фильм или нет», однако были и такие (23 %), кто сопоставлял проблемы героев фильмов и проблемы собственной жизни.
В связи с полученными нами данными были разработаны практические рекомендации для педагогов по развитию медиакомпетентиости студентов:
1. Повышать квалификацию по теории и методике медиаобразования;
2. Развивать у студентов способности к оценке медиатекстов, их адекватному пониманию, активизации воображения, зрительной памяти, различных видов мышления, в том числе - критического, логического, творческого, образного, интуитивного;
3. Практиковать написание эссе и минисочинений, развивать критическое мышление и рефлексивные способности;
4. Развивать способности к интерпретации, анализировать цели автора, устно и письменно обсуждать характеры персонажей и особенности развития сюжета, связывать его со своим опытом и опытом других (ставить себя на место персонажа, оценивать факты и мнения, выявлять причины и следствия, мотивы и результаты поступков, реальность действия и т. д.).
5. Создавать собственные медиатексты: видео/фотосъемка, макетирование стенной газеты, создание презентаций ит.д.
Практические рекомендации и методика оценивания уровня развития медиакомпетентиости, в том числе по её показателям, могут быть использованы в учебной деятельности.
Список литературы
1. Загидуллина, М. В. Возрастание роли PR-компетенций в условиях медиатизации социума [Текст] / М. В. Загидуллина // Вестн. Челяб. Гос. ун-та. Сер. Филологические науки. - 2016. - № 13 (395). - Вып. 104. - С. 76-80.
2. Кириллова, Н. Б. «Homo medium» как объект и субъект информационной эпохи [Текст] / Н. Б. Кириллова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Культурология. - 2014. - № 17 (346). - Вып. 33. - С. 17-23.
3. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н. Б. Кириллова. - М., 2005.
4. Кашперский, В. И. Информация [Текст] / В. И. Кашперский // Современный философский словарь. - Лондон, Франкфурт на Майне, Париж, Москва, Минск, 1998. - С. 359.
5. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] /
A. В. Федоров. - Ростов н/Д., 2001,- 708 с.
6. Хлипун, В. В. Становление интернета как социального института [Текст] /
B. В. Хлипун // Изв. Волгоград, гос. техн. ун-та. Сер. 04. Социология. - 2011. - № 9. -Т. 7. - С. 38-42.
7. European Parliament [Электронный ресурс]. - URL: http://europarl.europa.eu/sides/.
DEVELOPMENT OF MEDIA COMPETENCE OF STUDENTS
TroyanskayaS. L., UdmurtState University, Izhevsk, [email protected]
The problem of the development of media competence of students in the information society in the educational process. This article examines concept such as media education, media competence of students and their characteristics. Our methodology included interviews, classroom observations, surveys ofstudents. In analyzing the results ofdetermining the level of media competence ofstudentsfor study at university we hadfound it a positive trend. Experimental research has shown that personal and professional growth involves the implementation of a range of educational and educational tasks, namely, the formation of information competencies, the development of reflective abilities and critical perception of motivational and 'volitional spheres of personality, focus on common cultural 'values. There were practical recommendationsfor teachers on the development ofmedia competence ofstudents.
Keywords: media consumption, media competence, general cultural competence, the educational process.
References
1. Zagidullina, M. V. (2016) Vozrastanie roli PR-kompetentsiy v usloviyah mediatizatsii sotsiuma [=Increasing role of PR-competences in the mediatizated society], in: Vestn. Chelyab. Gos. un-ta [=Bulletin of Chelyabinsk State University], no. 13 (395), Philology Sciences, Issue 104, pp. 76-80. (In Russ.).
2. Kirillova, N. B. (2014) «Homo medium» как ob'ekt i sub'ekt informatsionnoy epohi [=«Homo medium» as an object and subject of the information era], in: Vestn. Chelyab. Gos. un-ta [Bulletin of Chelyabinsk State University], no. 17 (346), pp. 17-23. (In Russ.).
3. Kirillova, N. B. (2005)Mediakultura: ot moderna кpostmodernu [=Media Culture: from modern to postmodern], Moscow. (In Russ.).
4. Kashpersky, V. I. (1998) Informatsiya [=Info], in: Sovremennyiyfilosofskiy slovar [=Contemporary philosophical dictionary], London, Frankfurt, Paris, Moscow, Minsk, p.359.(In Russ.).
5. Fedorov, A. V. (2001) Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika [=Media Education: History, Theory and Methods], Rostov-on-Don, p. 708. (In Russ.).
6. Khlipun, V. V. (2011) Stanovlenie interneta как sotsialnogo instituta [=The Emergence of the Internet as a social institution], in: Izv. Volgograd. Gos. tehn. Univ. [=News of Volgograd State Technical University], no. 9, vol. 7, pp. 38-42. (In Russ.).
7. European Parliament, available at: http://europarl.europa.eu/sides/, accessed 21.12.2016.
Троянская Светлана Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, Удмуртский государственный университет, Ижевск.