Научная статья на тему 'Развитие массовых открытых онлайн-курсов в высших учебных заведениях Китая'

Развитие массовых открытых онлайн-курсов в высших учебных заведениях Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1189
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕДОСТАТКИ / ВУЗЫ КИТАЯ / РАЗВИТИЕ МООС / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / POTENTIAL / ADVANTAGES / DISADVANTAGES / UNIVERSITIES IN CHINA / M00С DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрисанова Елена Геннадьевна, Ма Ися

В статье рассматривается проблема модернизации высшего образования в китайских вузах с точки зрения требований цифровизации. В качестве фактора обновления образовательного процесса предлагается применение массовых открытых онлайн-курсов или MOOC (от англ. massive open online course). Анализируется педагогический потенциал таких курсов, основанных на использовании информационных технологий, как формы современного образования и как одного из факторов международной интеграции. Показано, что форма обучения в системе массовых открытых онлайн-курсов в высших учебных заведениях является одной из самых обсуждаемых и противоречивых проблем. В то время как студенты и исследователи стремятся учиться и лично присутствовать на этих курсах, руководство высших учебных заведений пытается определить их влияние на образование, иногда заявляя не иначе как о революции в образовании. В статье анализируются преимущества (доступность, массовость, адаптивность) и недостатки МООС (отсутствие личностного взаимодействия между преподавателями и студентами, ограниченность объема и разнообразия учебных ресурсов, сложности в адаптации курсов к требованиям образовательных стандартов и учебным планам, трудности в соблюдении требования объективности оценки качества знаний студентов). Делается вывод о необходимости поощрения развития массовых открытых онлайн-курсов, обучения студентов современным навыкам учебной деятельности, работы с компьютером и сетью Интернет, специальной подготовки преподавателей вузов к решению проблем онлайн-обучения. Обосновывается актуальность применения МООС в вузах Китая с его большой численностью населения и потребностью в надежной системе образования и управления образовательными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрисанова Елена Геннадьевна, Ма Ися

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of mass open online courses in higher education institutions of China

The article deals with the problem of modernization of higher education in Chinese universities in terms of the requirements of digitalization. As a factor in updating the educational process, the use of mass open online courses or MOOC (from English “Massive Open Online Course”) is shown. The pedagogical potential of such courses based on the use of information technologies as forms of modern education and as one of the factors of international integration is analyzed. It is shown that the form of education in the system of mass open online courses in higher education is one of the most discussed and controversial problems. While students and researchers strive to learn and attend these courses in person, the leadership of higher education institutions tries to determine their impact on education, sometimes claiming nothing less than a revolution in education. The article analyzes the advantages (accessibility, mass character, adaptability) and disadvantages of the MOOC (lack of personal interaction between teachers and students, limited volume and diversity of educational resources, difficulties in adapting courses to the requirements of educational standards and curricula, difficulties in meeting the requirements of objectivity in assessing the quality of students' knowledge). It is concluded that it is necessary to encourage the development of mass open online courses, teaching students modern skills of learning activities, working with a computer and the Internet, special training of University teachers to solve the problems of online learning. The article substantiates the relevance of the MOOC in universities in China with its large population and the need for a reliable system of education and management of educational processes.

Текст научной работы на тему «Развитие массовых открытых онлайн-курсов в высших учебных заведениях Китая»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Хрисанова Е.Г., Ма Ися Развитие массовых открытых онлайн-курсов в высших учебных заведениях Китая // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Khrisanova E.G., Ma Yixia (2019). Development of mass open online courses in higher education institutions of China. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN419.pdf (in Russian)

УДК 378.018.4:004.9(510) ГРНТИ 14.15.01

Хрисанова Елена Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары, Россия

Доктор педагогических наук Профессор кафедры «Педагогики, психологии и философии»

E-mail: elenka0304@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5045-5148

Ма Ися

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары, Россия

Аспирант кафедры «Педагогики, психологии и философии» Гуйчжоуский педагогический университет, Гуйян, Китайская Народная Республика

Старший преподаватель E-mail: 762495289@qq.com ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4204-6237

Развитие массовых открытых онлайн-курсов в высших учебных заведениях Китая

Аннотация. В статье рассматривается проблема модернизации высшего образования в китайских вузах с точки зрения требований цифровизации. В качестве фактора обновления образовательного процесса предлагается применение массовых открытых онлайн-курсов или MOOC (от англ. massive open online course). Анализируется педагогический потенциал таких курсов, основанных на использовании информационных технологий, как формы современного образования и как одного из факторов международной интеграции. Показано, что форма обучения в системе массовых открытых онлайн-курсов в высших учебных заведениях является одной из самых обсуждаемых и противоречивых проблем. В то время как студенты и исследователи стремятся учиться и лично присутствовать на этих курсах, руководство высших учебных заведений пытается определить их влияние на образование, иногда заявляя не иначе как о революции в образовании. В статье анализируются преимущества (доступность, массовость, адаптивность) и недостатки МООС (отсутствие личностного взаимодействия между преподавателями и студентами, ограниченность объема и разнообразия учебных ресурсов, сложности в адаптации курсов к требованиям образовательных стандартов и учебным планам, трудности в соблюдении требования объективности оценки качества знаний студентов). Делается вывод о необходимости поощрения развития массовых открытых онлайн-курсов, обучения студентов современным навыкам учебной деятельности, работы с компьютером и сетью Интернет, специальной подготовки преподавателей вузов к решению

проблем онлайн-обучения. Обосновывается актуальность применения МООС в вузах Китая с его большой численностью населения и потребностью в надежной системе образования и управления образовательными процессами.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы; потенциал; преимущества; недостатки; вузы Китая; развитие МООС

Сущность массовых открытых онлайн-курсов и их значение для системы образования Китая

Массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses (далее - MOOC) стали в последнее десятилетие популярной технологией дистанционного образования, повысившей эффективность и расширившей его возможности. MOOC - это электронные курсы (учебно-методические комплексы), содержание образования в которых представлено видеолекциями с субтитрами, текстовыми конспектами лекций, сопровождаемые домашними заданиями, тестами и заданиями для итоговых экзаменов. Обучение на таких курсах предполагает активное взаимодействие обучающихся с преподавателями и друг с другом. Одной из важных характеристик MOOC является создание для каждого обучающегося персональной учебной среды [1].

Несмотря на все увеличившуюся популярность, сущность самого понятия «Массовые открытые онлайн-курсы» остается нераскрытой, что актуализирует проблему дальнейшего изучения данного феномена и путей его эффективного применения в образовательных системах разных стран. По признанию ученых и практиков одной из образовательных систем, в которых наиболее активно внедряются МООС, является система образования КНР. Соответственно, целью статьи является изучение процесса развития массовых открытых онлайн-курсов в высших учебных заведениях Китая.

Массовые открытые онлайн-курсы привлекают большое внимание китайского педагогического сообщества в последнее десятилетие. С 9 по 10 апреля 2019 года в Пекине была проведена китайская конференция [2], в ходе которой был подведен итог, что в настоящее время на курсах представлено 500 специализаций MOOC, их изучают более 200 миллионов учащихся различных учебных заведений, и 65 миллионов из них получили диплом MOOC о дистанционном образовании.

В Китае общее количество курсов MOOC, количество участвующих образовательных учреждений и число учеников занимают лидирующие позиции в мире. Китай стал передовой страной в разработке и использовании курсов MOOC. В дополнение к проекту запустить 3000 качественных онлайн-курсов MOOC к 2020 году на национальном уровне, китайское правительство планирует со временем разработать еще 7000 таких курсов. Вместе с этим планируется запустить 10000 качественных онлайн-курсов MOOC на локальном уровне провинций. Согласно заявлению министерства образования Китая, на данный момент в стране насчитывается около 3200 онлайн-курсов. Ву Ян, высокий чиновник министерства образования, отметил, что Китай «лидирует по строительству MOOC в мире», имея в виду самое большое число онлайн-курсов [3].

Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов

Как подчеркивает Ван Хуан, основное преимущество массовых открытых онлайн-курсов - это именно то, что они «открытые», т. е. доступные для учеников, живущих как в крупных городах, так и в небольших селениях внутренних провинций. Расширение сети Интернет стирает барьеры времени и пространства, что делает образование доступным для

учащихся независимо от наполненности классов и финансовых возможностей студентов [4]. Иногда MOOC сравниваются по значимости с первыми печатными учебниками, способствовавшими широкому распространению знаний и заложившими основы для развития науки и техники.

Другим важным преимуществом MOOC, по убеждению Ван Хуан, является «массовость». Источником онлайн-курсов на веб-сайтах MOOC является не один, не два человека или отдельное образовательное учреждение, а множество людей и организаций, которые готовы бескорыстно делиться знаниями и учебными программами, и среди которых -крупнейшие университеты всего мира. Богатство и масштаб ресурсов MOOC внесли большой вклад в образование многих стран, что в свою очередь способствовало популярности самих MOOC.

Как отмечают Ло Ливен и Ван Цзюнь, еще одной важной характеристикой MOOC является адаптивность. Ресурсы на веб-сайтах MOOC представляют собой полную систему учебных программ, выстраивающую перед учащимися упорядоченный и структурированный маршрут обучения. MOOC предъявляют определенные требования к записи ресурсов, касающиеся их продолжительности и эффективности, так что знания студентов оказываются систематичными и последовательными. Благодаря небольшим видеороликам, сопровождающимся подробным комментарием, ученики могут легко использовать фрагментированное время обучения. Курсы сопровождаются соответствующими тестовыми вопросами, что удобно для учащихся при обучении и оценке знаний. Такой подход повышает качество и эффективность активного обучения учеников [5].

Тем не менее, развитие MOOC в Китае встречает на своем пути и некоторые сложности. Прежде всего, это проблема отсутствия личностного взаимодействия между преподавателями и студентами. Поскольку связь между ними осуществляется через сетевую платформу, считают Ву Бин и Син Вэй, это лишает преподавателей возможности непосредственно наблюдать за прогрессом студентов [6]. Такая ситуация может спровоцировать студентов на фальсификацию учебных результатов, например с помощью более знающего товарища, который будет отвечать на онлайн-вопросы или выполнять тесты и домашние задания вместо студента. Таким образом, преподаватель не может гарантировать, что весь учебный курс завершен самим учеником. Чтобы предотвратить возникновение этих явлений, обучение на курсах MOOC должно создать соответствующую систему контроля [7].

Еще одна сложность повсеместного внедрения MOOC заключается в ограниченности объема и разнообразия учебных ресурсов. Когда началось распространение массовых открытых онлайн-курсов, большинство людей проявило любопытство и решило использовать MOOC для изучения самых разных дисциплин, однако все больше и больше людей останавливалось на использовании MOOC лишь в качестве ресурса для изучения английского языка. Такое изучение английского действительно помогает студентам расширить содержание обучения и является хорошим дополнением к вузовским курсам и учебникам. Например, если на каком-либо онлайн-курсе есть иностранные студенты, уровень английского может быть повышен за счет регулярной коммуникации с этими студентами [8].

Третья проблема является общей как для MOOC, так и для вузовских курсов и применительно к изучению английского заключается в том, что учебный план не является идеальным. Изучение английского в современном Китае во многом остается консервативным и сосредотачивается в основном на аудировании, разговорной речи, чтении, письме и комплексном английском, что не может удовлетворить потребности всех учащихся. В последние годы, с увеличением спроса на английский язык в обществе, требуемые стандарты становились все выше и выше, однако существующие учебные программы по английскому языку в колледжах и основанные на них программы на курсах MOOC не были скорректированы

https:// mir-nauki. com

в соответствии с требованиями современных предприятий и организаций. Это привело к тому, что нигде не уделяется должного внимания практической стороне обучения, и при последующем трудоустройстве выпускники как вузов, так и курсов MOOC не могут удовлетворить требованиям организаций и предприятий.

И наконец, еще одной сложностью в системе MOOC является справедливость системы оценки. В традиционной системе преподавания оценка знания английского языка студентами, как правило, складывается из определенного процента текущих и итоговых оценок, тогда как при изучении MOOC важно только прохождение тестов. При таких обстоятельствах некоторые учащиеся будут игнорировать повседневное изучение английского и пытаться ускоренно изучить материал непосредственно перед тестом. Этот метод обучения не позволяет усвоить знания достаточно глубоко, и способствует забыванию материала сразу после теста. Оценочная модель, основанная на результатах тестов, не является объективным отражением знания английского языка студентом. Поэтому необходимо принять новую систему оценки, как и новый учебный план, что могло бы объективно отражать истинный уровень знаний студентов. Допускается вариант засчитывать баллы MOOC как часть вузовских баллов по английскому языку, однако процент баллов MOOC в итоговом балле - это вопрос, который нуждается в дальнейшем обсуждении [9].

Роль MOOC в университетском обучении Китая: проблемы и перспективы

Реальность заключается в том, что MOOC приобретают все более и более широкую популярность среди общественности, и необходимо рассматривать это явление объективно, справедливо и с научной точки зрения. Объективное и всестороннее рассмотрение традиционного преподавания на фоне MOOC выявляет незаменимые качества первого: возможность развития инновационного мышления и творческих способностей студентов, их критического мышления, командного духа и гуманистических качеств. Преподавание в аудитории выполняет не только функцию передачи знаний, но также и функции обучения научному исследованию, служению обществу, обучения социальному лидерству, культурному развитию и т. д. [10]. Эти функции не характерны для системы MOOC.

Поэтому необходимо правильно оценивать как достоинства, так и недостатки MOOC, использовать сильные стороны MOOC и традиционного обучения, не игнорировать важную роль MOOC, но в то же время не преувеличивать влияние и значение этих курсов. Кроме того, хотя материалы массовых открытых онлайн-курсов могут стать незаменимым вкладом в преподавание общеобразовательных дисциплин в университетах, они представляют малую ценность для некоторых узкоспециализированных или сугубо практических курсов. Например, некоторые практические курсы требуют от учащихся участия в лабораторных экспериментах и опытах, а не только понимания онлайн-видео, и студенты могут столкнуться со множеством различных проблем при применении полученных теоретических знаний в реальной практике. Своевременное и непосредственное руководство преподавателей может быть эффективным решением проблемы. В то же время процесс обучения таких преподавателей решению проблем онлайн-обучения - это отдельный вопрос, ответ на который мог бы вывести образовательный процесс на качественно новый уровень углубленного изучения и понимания студентами учебного материала [11]. Все это могло бы эффективно улучшить учебные результаты и достижения учащихся.

MOOC является веянием времени, и имеет смысл рассмотреть эти курсы не только как форму современного образования, но и как один из феноменов международной интеграции. Китайские колледжи и университеты должны укреплять взаимодействие и сотрудничество с европейскими вузами и с современным международным сообществом. MOOC уже вошли в

Китай, и их столкновение и сближение с традиционными формами китайского образования неизбежно. Поэтому необходимо принять существующую ситуацию, правильно расставить приоритеты и определить актуальные цели образовательного процесса, которые соответствовали бы реальной ситуации в Китае.

Некоторые крупные университеты в Китае уже начали изучать модели сотрудничества с учреждениями, имеющими большой опыт работы с MOOC. Например, Пекинский университет и Университет Цинхуа стали первыми в Азии университетами, присоединившимися к онлайн-платформе, созданной MIT и Гарвардским университетом. Цель данного университетского сотрудничества - усвоить ценный опыт западных учебных заведений для дальнейшего самосовершенствования и на этой основе адаптировать соответствующие курсы для развития на почве китайской культуры [12].

Рекомендации по развитию MOOC в Китае на современном этапе

MOOC предоставляет уникальные возможности для развития современного образования, направленные на то, чтобы как можно больше людей смогло получить знания, необходимые им для научно-исследовательской, педагогической или производственной деятельности. В настоящее время, хотя MOOC все еще находятся на стадии разработки, их существование знаменует наступление эры совместного использования лучших достижения образования, традиционного и современного, восточного и западного. MOOC предоставляет возможности для реформирования методов преподавания в аудитории и моделей управления в колледжах и университетах. Это является особенно актуальным для Китая с его большой численностью населения и потребностью в надежной системе образования и управления образовательными процессами. Благодаря упорядоченным и систематизированным ресурсам MOOC каждый человек, желающий учиться, может удовлетворить такую потребность и реализовать свою собственную стратегию развития.

Дистанцированность учащихся и преподавателя тоже может быть рассмотрена как некоторое преимущество, а именно как стимул к развитию самостоятельности, самодисциплины и субъективной инициативы. Самостоятельность в обучении является предпосылкой регулярного изучения MOOC, а самодисциплина является гарантией хороших результатов такого изучения. Поэтому колледжам и университетам необходимо поощрять развитие массовых открытых онлайн-курсов и обучать студентов современным навыкам учебной деятельности, улучшать их навыки работы с компьютером и сетью Интернет и регулярно давать им возможность участвовать в изучении MOOC [13; 12].

Разработка иностранных MOOC в основном является некоммерческим проектом, основанном на сотрудничестве ряда университетов и их филиалов, в свою очередь и строительство китайских MOOC так же неотделимо от государственной поддержки. На ранней стадии строительства MOOC не должно быть допущено никакого отклонения, и этот процесс должен протекать под контролем правительства и с разработкой соответствующей системы правил.

Такое изначальное строительство прочного фундамента будет способствовать тому, чтобы MOOC развивались в правильном направлении. В то же время правила и положения, сформулированные правительством, должны быть гибкими и не препятствовать, а способствовать достижению целей MOOC [14].

В заключение, можно сделать вывод, что как продукт быстрого развития современных информационных технологий, MOOC является не только учебным ресурсом, но и мощной движущей силой для продвижения реформ в развитии образования. На фоне быстрого развития MOOC приобретают новую актуальность вопросы о сущности высшего образования, методике

преподавания, ключевой роли учащихся в образовательном процессе, целях преподавания, учебных программах и целях профессиональной подготовки учащихся [15].

Также становятся актуальными проблемы развития MOOC на почве китайской культуры, достоинств и недостатков MOOC, проблем их практического применения, основанного на честности студентов в процессе обучения на курсах MOOC. К первоочередным задачам на пути решения этих проблем могут быть отнесены: (1) подробное изучение достоинств и недостатков MOOC, (2) расширение международного сотрудничества в области применения MOOC; (3) привлечение большего числа учеников для участия в программе и обучения их навыкам работы в информационной среде MOOC; (4) осуществление процессов государственной стандартизации и оказания поддержки со стороны правительства. Это имеет позитивное значение не только для интеграции сообщества MOOC и вузов по всему миру, но и для содействия реформам и развитию высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лесин С.М., Махотин Д.А. МООС как современная технология организации смешанного обучения: понятие, классификация, структура // Интерактивное образование. - 2018. - № 1-2. - С. 25-33.

2. https://www.mooc.cn/news/14394.html.

3. http://gorodpiter.com/ru/obrazovanie-kitay-ru/2067-kak-onlajn-obuchenie-ne-mozhet-vospolnit-probel-v-tekhnicheskikh-navykakh-kitaya.

4. [J].

Ш^ЩШ (^WJ), 2019 (07): 84-85.

5. ШЩ. Ш^ШЖЖ^^ТОШЖ [J]. т%ГШ, 2019 (08): 103104.

6. тЖ,Ш№. ЖТ MOOC [J]. 2019 (19): 188.

7. ^тт. жтшшжа^^зд^ [J]. rn^rrn, 2019 (07): 117-118.

8. шт. "Ш" эда^^^здад^ [J]. шт^п, 2017 (19):

66-69+72.

9. [J]. шштш^т., 2015 (08):

240-241.

10. -вш" ttr тт^шшш^щ [J]. 2019 (07):

116+123.

11. «, тшш^-г№тмпш*%т% [J]. 2019

(19): 155-157.

12. Вш^ШТЖ^ШМт^М^ [J]. ШШЖ 2019, 19 (13): 95-97.

13. ж, фщ. [J]. ш^жющ^, 2019, 10 (13): 68-69.

14. зшл ^те, фж*. вш^жтйшш^шя [J]. Mrnrnw (шт), 2019

(07): 76-79.

15. мш, шт, ш, м, шш, ш^т. вшмшш^тешж

[J]. 2019, 37 (04): 605-608+631.

https:// mir-nauki. com

Khrisanova Elena Gennadievna

I. Yakovlev Chuvash state pedagogical university, Cheboksary, Russia

E-mail: elenka0304@gmail.com

Ma Yixia

I. Yakovlev Chuvash state pedagogical university, Cheboksary, Russia Guizhou pedagogical university, Guiyang, People's Republic of China

E-mail: 762495289@qq.com

Development of mass open online courses in higher education institutions of China

Abstract. The article deals with the problem of modernization of higher education in Chinese universities in terms of the requirements of digitalization. As a factor in updating the educational process, the use of mass open online courses or MOOC (from English "Massive Open Online Course") is shown. The pedagogical potential of such courses based on the use of information technologies as forms of modern education and as one of the factors of international integration is analyzed. It is shown that the form of education in the system of mass open online courses in higher education is one of the most discussed and controversial problems. While students and researchers strive to learn and attend these courses in person, the leadership of higher education institutions tries to determine their impact on education, sometimes claiming nothing less than a revolution in education. The article analyzes the advantages (accessibility, mass character, adaptability) and disadvantages of the MOOC (lack of personal interaction between teachers and students, limited volume and diversity of educational resources, difficulties in adapting courses to the requirements of educational standards and curricula, difficulties in meeting the requirements of objectivity in assessing the quality of students' knowledge). It is concluded that it is necessary to encourage the development of mass open online courses, teaching students modern skills of learning activities, working with a computer and the Internet, special training of University teachers to solve the problems of online learning. The article substantiates the relevance of the MOOC in universities in China with its large population and the need for a reliable system of education and management of educational processes.

Keywords: massive open online courses; potential; advantages; disadvantages; universities in China; MOOC development

63PDMN419

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.