Научная статья на тему 'Развитие массовой самокоммуникации в рамках web-технологического подхода'

Развитие массовой самокоммуникации в рамках web-технологического подхода Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
36
6
Поделиться
Ключевые слова
М. КАСТЕЛЬС / M. CASTELLS / МАССОВАЯ САМОКОММУНИКАЦИЯ / MASS SELF-COMMUNICATION / WEB-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / WEB-TECHNOLOGY APPROACH / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / NETWORK SOCIETY / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Рязанова Лилия Вячеславовна

Актуальность изучения процессов массовой самокоммуникации обусловливается ее возрастающим значением, так как она оказывает влияние на все сферы жизни общества. М. Кастельс предложил концепцию «массовой коммуникации», согласно которой каждый может создавать и транслировать информацию широкой аудитории. Толчком к развитию массовой самокоммуникации послужили Интернет, мобильный телефон, технологии Web 2.0 и Web 3.0. Доля пользователей Интернета в России в I квартале 2018 г. составила 80%, для 52% телефон является самым популярным средством общения, большая роль в современном сетевом обществе принадлежит социальным сетям, особенно для групп в возрасте 18-24 года, 25-34 лет. В статье рассматривается процесс развития массовой самокоммуникации в контексте Web-технологического подхода. Автор рассматривает Web не только как совокупность технических характеристик, а как подходы в сфере организации коммуникации людей. В работе проводится анализ принципов Web 2.0 и Web 3.0: их особенностей и отличий. Раскрывается роль данных принципов в развитии массовой самокоммуникации. Автор приходит к выводу, что технологии оказывают непосредственное влияние на процессы самокоммуникации, механизмы зарождения и развития интернет-сообществ.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Рязанова Лилия Вячеславовна,

DEVELOPMENT OF MASS SELF-COMMUNICATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE WEB-TECHNOLOGICAL APPROACH

The relevance of studying the processes of mass self-communication can be explained by its growing importance, as it influences all spheres of the society’s life. The Spanish sociologist Manuel Castells developed the concept of “mass communication”, according to which everyone can create and broadcast information for the broad public. The development of mass self-communication was stimulated by the Internet, mobile phone, Web 2.0 and Web 3.0 technologies. In the first quarter of 2018, the percentage of the Internet users in Russia was 80%. For 52% of people, a mobile phone is the most popular device for communication. At the same time, computer social networks are extremely significant for users aged 18-24 and 25-34. The article deals with the process of mass self-communication development in the context of the Web-technology approach. The author views the Web not only as the aggregate of technical characteristics but as technical possibilities in the field of people communication and their self-presentation. The paper analyzes the principles of Web 2.0 and Web 3.0: their features and differences. Further, the author disclosed the role of these principles in the development of mass self-communication. The author comes to the conclusion that these technologies have directly impacted the processes of self-communication and on the mechanisms of emergence and development of Internet communities.

Текст научной работы на тему «Развитие массовой самокоммуникации в рамках web-технологического подхода»

DOI: 10. 26794/2226-7867-2018-8-4-116-120 УДК 32.019.52(045)

РАЗВИТИЕ мАССОВОЙ

самокоммуникации в рамках web-технологического

ПОДХОДА

Рязанова Лилия Вячеславовна,

магистр политологии, менеджер Департамента политологии, Финансовый университет, Москва, Россия LiLiya_ryazanova@maiL.ru

Аннотация. Актуальность изучения процессов массовой самокоммуникации обусловливается ее возрастающим значением, так как она оказывает влияние на все сферы жизни общества. М. Кастельс предложил концепцию «массовой коммуникации», согласно которой каждый может создавать и транслировать информацию широкой аудитории. Толчком к развитию массовой самокоммуникации послужили Интернет, мобильный телефон, технологии Web 2.0 и Web 3.0. Доля пользователей Интернета в России в I квартале 2018 г. составила 80%, для 52% телефон является самым популярным средством общения, большая роль в современном сетевом обществе принадлежит социальным сетям, особенно для групп в возрасте 18-24 года, 25-34 лет. В статье рассматривается процесс развития массовой самокоммуникации в контексте Web-технологического подхода. Автор рассматривает Web не только как совокупность технических характеристик, а как подходы в сфере организации коммуникации людей. В работе проводится анализ принципов Web 2.0 и Web 3.0: их особенностей и отличий. Раскрывается роль данных принципов в развитии массовой самокоммуникации. Автор приходит к выводу, что технологии оказывают непосредственное влияние на процессы самокоммуникации, механизмы зарождения и развития интернет-сообществ.

Ключевые слова: М. Кастельс; массовая самокоммуникация; Web-технологический подход; сетевое общество; социальные сети

DEVELOPMENT OF MAss

self-communication within

THE FRAMEWORK OF THE WEB-TECHNOLOGICAL APPROACH

Liliya V. Ryazanova,

M.S. in Political Science, manager at the Department of Political Science, Financial University, Moscow, Russia LiLiya_ryazanova@maiL.ru

Abstract. The relevance of studying the processes of mass self-communication can be explained by its growing importance, as it influences all spheres of the society's life. The Spanish sociologist Manuel Castells developed the concept of "mass communication", according to which everyone can create and broadcast information for the broad public. The development of mass self-communication was stimulated by the Internet, mobile phone,

Web 2.0 and Web 3.0 technologies. In the first quarter of 2018, the percentage of the Internet users in Russia was 80%. For 52% of people, a mobile phone is the most popular device for communication. At the same time, computer social networks are extremely significant for users aged 18-24 and 25-34. The article deals with the process of mass self-communication development in the context of the Web-technology approach. The author views the Web not only as the aggregate of technical characteristics but as technical possibilities in the field of people communication and their self-presentation. The paper analyzes the principles of Web 2.0 and Web 3.0: their features and differences. Further, the author disclosed the role of these principles in the development of mass self-communication. The author comes to the conclusion that these technologies have directly impacted the processes of self-communication and on the mechanisms of emergence and development of Internet communities.

Keywords: M. Castells; mass self-communication; web-technology approach; network society; social networks

Массовая коммуникация, как и массовая самокоммуникация появились благодаря технологиям, которые открыли новые механизмы передачи информации. Согласно Маршаллу Маклюэну массовая коммуникация зародилась с появлением печатного станка Гутенберга, с его помощью появилась возможность одновременно доносить информацию до большого количества людей [1]. Массовая самокоммуникация также развивается с технологическими изменениями, толчком к развитию послужили Интернет, технологии Web 2.0 и социальные сети.

В статье рассматривается процесс развития массовой самокоммуникации в контексте Web-технологического подхода.

Массовая самокоммуникация согласно Мануэлю Кастельсу — это новое качество общения в современном обществе. Массовая самокоммуникация может потенциально охватить широкую аудиторию, например, с помощью видео на YouTube, блога, социальных сетей [2]. Производство сообщений самогенерируется, определение потенциального приемника или приемников информации и поиск конкретных сообщений во Всемирной паутине происходит самостоятельно. Три формы общения — межличностное, массовая коммуникация и массовая самокоммуникация — не заменяют, а взаимодействуют и дополняют друг друга. Мануэль Кастельс теоретизирует массовую самокоммуникацию, основываясь на семиотической модели Умберто Эко, появлении концепции «творческой аудитории», которая занимается «производством смысла» и основывается на появлении фигуры «отправитель/ получатель».

Говоря о поколениях Web, мы должны отметить, что это относительно новые явления, которые не имеют единого устоявшегося определения. При анализе Web автором учитываются не только технические характеристики, также рассматриваются принципы взаимодействия аудитории в рамках данного феномена. Web был создан для самовыражения и объединения людей, демократизация интернет-мира. Благодаря техническим особенностям стало возможно создавать группы по интересам, блоги с возможностью комментирования, оценки, обмена мнениями, а также сайты с функцией коллективного создания контента (User-generated content (UGC).

Массовые коммуникации дополнились массовыми самокоммуникациями благодаря технологиям Web 2.0 и Web 3.0. Изначально сайты создавались на платформе технологий Web, в которых процесс создания и редактирования сайтов осуществляется силами модераторов. В развитии сайтов Web 2.0 активное участие стали принимать сами участники, генерация сайтов по-прежнему осуществлялась модераторами. В Web 3.0. сообщения создаются и генерируется силами пользователей.

Одну из ведущих ролей в создании процесса массовой коммуникации послужили Интернет, мобильный телефон и социальные сети [3]. Для современного человека Интернет стал средой обитания: в нем есть место и для работы, и для досуга, открытость его архитектуры является достоинством [4]. Доля пользователей Интернета в России в I квартале 2018 г. составила 80%. Прирост числа ежедневных интернет-серферов увеличился с 28% в 2011 г. до 62% в 2018 г. (среди молодежи от 18 до 24 лет эта доля превышает 95%). Для 47% пользователей

Интернета гипотетическая ситуация полного исчезновения связи станет серьезным испытанием — с 2017 г. (32%) эта доля заметно выросла1.

Беспроводные технологии стали основой процесса коммуникации. Наиболее популярным средством доступа к Интернету является мобильный телефон — его назвали в качестве наиболее часто используемого устройства 52% пользователей Интернета.

Большая роль в современном сетевом обществе принадлежит социальным сетям. Максимальный уровень вовлеченности — среди молодежи — в группе 18-24 года почти ежедневно пользуются социальными сетями 91%, среди опрошенных 25-34 лет таких 69% (в группе старше 60 лет — только 15%)2.

Как было сказано, говоря о Web, мы большее внимание заостряем не на технических характеристиках, а на принципах работы сайтов на базе Web 2.0. Общими принципами Web 2.0 являются следующие: Web канал как платформа, социализация, открытость, дружественность интерфейса, легкость в использовании.

принципы web 2.0

В первом поколении Web не предусматривалось активное взаимодействие между пользователями, во втором поколении этот признак становится одним из главных. Отношение к пользователям становится как к соразра-ботчикам. Чем больше пользователей, тем, соответственно, сервис становится лучше. Пример — Torrent, чем больше людей участвуют в процессе передачи файлов, тем быстрее он завершается.

Так, с целью эффективного взаимодействия аудитории компания Flickr создала концепцию "folksonomy", уделив большое внимание разработке модели совместной категоризации сайтов, использующих свободно выбранные ключевые слова, часто называемые тегами.

Легкость в использовании достигается благодаря дружественности интерфейса, он должен быть максимально удобным для коллективной работы над сайтом. Наблюдается

1 Жизнь в интернете и без него. ВЦИОМ. 04.04.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9024 (дата обращения: 20.05.2018).

2 Каждому возрасту - свои сети. ВЦИОМ 12.02.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8936 (дата обращения: 19.05.2018).

тенденция к упрощению модели разработки пользовательских интерфейсов, софт работает поверх устройств.

Минусами Web 2.0 являются проблемы с конфиденциальностью данных, а также анонимность пользователей и возможность манипулирования сообществом посредством сборов данных. Следующий отрицательный момент — приравнивание всех пользователей к единому стандарту, отсутствие экспертов с особым статусом.

сайты на платформе web 2.0

Один из классических примеров сайтов на платформе Web 2.0. является онлайн-энци-клопедия Wikipedia. Главный принцип сайта: запись может быть добавлена любым пользователем сети и отредактирована любым другим пользователем. Wikipedia представляет собой радикальный эксперимент в доверительном управлении. Происходит изменение динамики создания контента, блоги создаются благодаря коллективному интеллекту. Данный процесс американский писатель, журналист Джеймс Шуровьески называет «мудростью толпы» [5].

Еще один пример сайта Web 2.0. — Ushahidi. Изначально сайт был создан после политического кризиса в Кении в 2007-2008 гг., на нем распространялись сообщения о насилии. В настоящее время Ushahidi используется для мониторинга выборов по всему миру, в Нигерии, Индии, Мексике, Афганистане, Мозамбике, США и других странах. Ushahidi служит цели мониторинга выборов в форме краудсорсин-га сообщений о неудачах, злоупотреблениях и положительных моментах.

Одной из самых высокооцененных особенностей эпохи Web 2.0 является рост количества блогов.

Одна из технологий, которая сделала возможным переход к интерактивным блогам,— это технология под названием RSS. Данная технология позволяет кому-то ссылаться не только на страницу, но и подписываться на нее с уведомлением каждый раз, когда эта страница изменяется, другое название «живая сеть».

Благодаря Web 2.0 у органов государственной власти, общественных деятелей, политиков депутатов появилась возможность рассказывать о своей деятельности на различных интернет-площадках.

Страницы в социальных сетях есть у Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Верховного Суда РФ. Социальные сети есть у многих известных политических деятелей — Дмитрия Медведева, Рамзана Кадырова, Владимира Жириновского, Марии Захаровой. Многие региональные чиновники также являются пользователями социальных сетей: Никита Белых, губернатор Кировской области, Наталья Виртуозова, вице-губернатор Московской области, Владимир Печеный, губернатор Магаданской области, Андрей Ильницкий, советник министра обороны России, Владимир Миклушевский, губернатор Приморского края, Александр Жилкин, губернатор Астраханской области, Алексей Валов, глава администрации Щелковского района Московской области3 и другие.

Мир Web 2.0 Дэн Гиллмор4 называет «Мы — медиа», миром, в котором «бывшая аудитория», а не редактор, решает, что важно. У пользователей появилась возможность устанавливать повестку дня, реализовать себя в качестве гражданских журналистов.

В настоящее время каждый может стать социально-политическим комментаторам, так Игорь Востриков стал известен после трагедии в Кемерово, широкую известность телеведущий Юрий Дудь приобрел благодаря своему YouTube каналу, по состоянию на 19 мая 2018 г. около 3 132 645 подписчиков. Трое из восьми кандидатов в президенты России 2018 дали интервью на его YouTube канале: Павел Грудинин, Ксения Собчак, Владимир Жириновский5.

сайты на платформе web 3.0

Джейсон Калаканис интернет-предприниматель, основатель тематической базы знаний Mahalo.com сформулировал следующее определение Web 3.0 — создание высококачественного контента и услуг одаренными людьми с ис-

3 Анастасия Евтушенко 06.02.2016, 13:34 Регионы в соцсе-тях. Ведомости. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2016/02/ 06/8051561/social_media_regions.shtml (дата обращения: 12.05.2018).

4 Основатель лаборатории новостей "NEWS Co/Lab", которая призвана помочь общественности найти новые способы понимания и взаимодействия с новостями и информацией.

5 По состоянию на 4 мая 2018 г. видео с кандидатами в пре-

зиденты получили от 6 до 8 млн просмотров.

пользованием технологии Web 2.0 в качестве платформы поддержки6.

Услуги Web 2.0 теперь являются платформой, а не конечным продуктом. На первый план выходит концепция менеджеров знания. Джейсон Клаканис говорит о том, что современные блоги переходят на новый уровень, теперь недостаточно просто захотеть что-то сказать, необходимо быть экспертом в данной области.

Следует отметить, что Web 3.0 оставляет позади:

• Web 3.0 препятствует «мудрости толпы», происходит поиск баланса между свободой пользователей платформы и высокой роли экспертов;

• Web 3.0 оставляет за спиной анонимность;

• Web 3.0 — это возвращение к положительному опыту средств массовой информации и технологий, предшествующих технологиям Web 2.0: признание талантов и опыта.

Wikipedia, считающаяся сервисом Web 2.0, переживает начало движения Web 3.0, блокируя страницы по мере их завершения (в немецкой версии), требуя, чтобы изменения проходили через проверенных экспертов. Такие сервисы Web 2.0, как Digg, новостной социальный сайт, содержание которого создается и оценивается пользователям (российский аналог News2), начинают работать по принципам Web 3.0.

Примером сайтов Web 3.0 может служить сайт Mahalo.com, на котором контент создается силами гражданских журналистов, а модери-руются профессионалами. Другой пример — Global Voices, наполнение сайта создается силами волонтеров: гражданских журналистов, ученых, переводчиков. Тексты собираются со всего мира и переводятся на другие языки. Работу платформы координируют менеджеры и профессиональные редакторы, благодаря другим специалистам осуществляется связь с читателями.

В заключение отметим, принципы различных поколений Web не заменяют, а сосуществуют в единой среде Интернет, как и массовая коммуникация не вытесняется массовой сам-мокоммуникацией.

6 Web 3.0, the "official" definition. Calacanis.com. 03.10.2007. URL: http://calacams.com/2007/10/03/web-3-0-the-official-definition/ (дата обращения: 21.05.2018).

Массовая самокоммуникация в рамках Web 2.0, Web 3.0 строит новую реальность с новыми правилами общественного взаимодействия, основанного на демократизации процессов в социальной сети: возможности свободного общения между пользователями, самопрезентации, коллективного создания контента в интернет-сообществах.

Благодаря принципам Web 2.0 произошла социализация пользователей Интернета: появилась возможность интерактивно обмениваться мнениями, однако осталась проблема анонимности пользовательской информации, сложности с проверки ее достоверности.

Третье поколение соединило ценности Web и Web 2.0 — экспертный подход к созданию текста и технологические, коммуникативные особенности, благодаря которым стало возможным коллективное создание контента, большая роль отведена «менеджерам знаний».

Тезис, сформулированный автором в начале работы в очередной раз подтверждает свою истинность: технологии непосредственно влияют на процессы коммуникации. Кроме того, новые технологии не только преобразовывают коммуникационную среду, но и оказывают влияние на процессы самокоммуникации, зарождение и развитие интернет-сообществ.

список источников

1. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр; 2004. 432 с.

2. Кастельс М. Власть коммуникаций. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2016. 564 с.

3. Егоров М. В. Роль коммуникации в современном сетевом обществе. ВестникГУУ. 2015;(7):212-215.

4. Кастельс М. Галактика интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория; 2004. 328 с.

5. Шуровьески Дж. Мудрость толпы: почему многие умнее немногих и как коллективная мудрость формирует бизнес, экономику, общество и нации. М.: Вильямс; 2007. 304 с.

references

1. McLuhan M. The Galaxy of Gutenberg: the making of typographic man. Kiev: Nika-Center; 2004. 432 p. (In Russ.).

2. Castells M. Communication power. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics; 2016. 564 p. (In Russ.).

3. Egorov M. V. The role of communication in a modern networked society. Vestnik GUU. 2015;(7):212-215. (In Russ.).

4. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society. Ekaterinburg: U-Faktoriya; 2004. 328 p. (In Russ.).

5. Surowiecki J. The Wisdom of Crowds: Why the Many Are Smarter Than the Few and How Collective Wisdom Shapes Business, Economies, Societies and Nations. Moscow: "Publishing House Williams"; 2007. 304 p. (In Russ.).