УДК 330
Косинский Г.М. студент 4 курса направление подготовки «География»
Вирко Г.П. студент 3 курса направление подготовки «Журналистика» Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова Российская Федерация, Севастополь РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ МАРКСИСТСКИХ
ТЕЧЕНИЙ
Аннотация: В данной статье рассмотрено развитие марксизма от его начала,деятельность Карла Маркса, формирование марксистских течений и влияние на современное общество.
Ключевые слова: марксизм, неомарксизм, капитализм, формирование марксизма, марксистский дискурс.
Kosinskiy G.M. student 4 year «Geography» Virko G.P. student 3 year «Journalism» Lomonosov Moscow State University Russia, Sevastopol THE DEVELOPMENT OF MARXISM AND THE FORMATION OF THE
MARXIST CURRENTS
Abstract: this article discusses the development of Marxism from its beginning,the activities of Karl Marx, the formation of Marxist trends and the impact on modern society.
Key words: Marxism, neo-Marxism, capitalism, formation of Marxism, Marxist discourse.
Марксизм является неотъемлемой частью социально-политических наук, и его упущение из методологического обихода приводит к аберрации (погрешности) и ущербности социального познания. При всей широте познания социальности эти подходы во многом сформированы под воздействием либеральных ценностных ориентаций аналитиков западной интеллектуальной традиции.
Традиционно считается, что определяющее значение в марксизме имеет материалистическое понимание истории, учение о прибавочной стоимости и учение о пролетарской революции. Однако, творческое наследие К. Маркса и Ф. Энгельса настолько огромно и разнообразно, что более чем столетие оказывает влияние на развитие социального знания. Споры о роли марксизма как научной теории и/или идеологии, его
методологическом значении продолжаются, поэтому и оценка марксизма носит неоднозначный характер. Она градируется от полного принятия его основных положений до серьезной полемики вокруг марксистской методологии и концептуальных положений, выводов и прогнозов социально-политического развития. Отсюда происходят различные интерпретации учения К. Маркса, связанные с творчеством различных исследователей и научных школ.
Влияние идей К. Маркса на человечество сегодня настолько велико, что оно определяет мысли и действия даже открытых противников марксизма, вынужденных считаться с революционным учением пролетариата, признавать, что «ни один мыслитель XIX века не воздействовал так мощно на человечество, как К.Маркс».
Марксизм как философское, экономическое и политическое учение формируется в XIX в. в период становления и утверждения на Западе индустриального общества.
Марксистский дискурс не прекращался с момента издания Манифеста коммунистической партии (1848 г.) и был связан не только с реальной практикой рабочего движения. В начале XX в. Марксизм повлиял и на различные направления академических исследований.
Это влияние оказалось таким существенным, что само учение было воспринято не только как идеология революционной борьбы пролетариата, но и как метод познания социальности. Все многообразие неомарксистских исследовательских концепций, индивидуальных и коллективных проектов и интеллектуальных практик имело точкой отсчета 1923 г. Речь идет о формировании немецким и венгерским философами К. Коршем и Д. Лукачем неомарксистской парадигмы социального познания как аналитического обращения к гегельянским основам марксизма. Работы К. Корша («Марксизм и философия») и Д. Лукача («История и классовое сознание. Исследование по марксистской диалектике») о конституирующем значении субъективного фактора в марксистской онтологии общественного бытия стали интеллектуальным толчком для углубленного внимания к теоретическому наследию К. Маркса. На протяжении XX и начала ХXI в. различные авторы обращались к марксизму, интерпретировали, синтезировали его положения или отталкивались от марксистских положений в собственных концептуальных построениях: в рамках истории (М. Рюбель, Э. П. Томпсон, Э. Хобсбаум и др.), культурологии (Ф. Джеймисон, М. Лифшиц, Р. Уильямс и др.), педагогики (П.
Фрейре), политэкономии (В. Белло, А. Горц, Ф. Поллок и др.), политологии (Р. Милибэнд, К. Оффе, Г. Терборн и др.) и экономики (Дж.
Арриги, П. Баран, Э. Мандель и др.). По нашим подсчетам, не претендующим на абсолютную точность и окончательный итог, можно выделить более 120 основных теоретиков неомарксизма.
Если марксизм в наши дни уже не является учением всего «революционного рабочего класса», вдохновителем борьбы за коммунизм,
то буржуазные идеологи до сих пор не оставляют попыток его похоронить, умалить научную и нравственную ценность учения К. Маркса. Хотя современные мыслители Ю. Хабермас, Ж. Бодрийяр, П. Рикёр, Ж. Деррида, Ф. Джеймисон видят его актуальность и в XXI в.
Неомарксизм отличается от «догматического» или «ортодоксального», свойственного большевизму и идеологии социалистического блока, и в своих модификациях в наши дни представляет разнородные теории, рефлексирующие проблемы позднего капитализма. Более чем полуторавековая история этого учения включает теорию, практику, систему мировоззренческих установок с разными идеологиями и мифологемами.
Среди версий марксизма выделяют классический марксизм основоположников К. Маркса и Ф. Энгельса, теории их соратников, ленинскую интерпретацию марксизма, сталинский тоталитаризм, социал-демократические версии марксизма, концепции Франкфуртской школы, югославского «Праксиса», евромарксизм, троцкизм,маоизм, национальный марксизм азиатского и африканского толка, кубинский марксизм, фрейдомарксизм, аналитический, структуралистский, деконструктивистский и постмодернистский марксизм.
Эти теории, как правило, представляют национально -региональные версии строительства или трансформируемого, или посткапиталистического общества. После 1990-х гг. предубеждения против марксизма усилились, а посткоммунистические теории идейно разошлись с классическим марксизмом.
Неомарксизм представляет собой совокупность обновленческих социально-философских и экономических концепций и философских течений Х1Х-ХХ веков в русле идейной традиции, восходящей к Карлу Марксу, которые противопоставили себя прежнему т.н. ортодоксальному марксизму. Можно сказать, что неомарксизм представляет собой феномен, находящийся между традиционализмом и либерализмом. Неомарксизм формировался как радикальная альтернатива всему либеральному социальному познанию и нес в себе глубоко гуманистическое содержание. Включая в себя множество предметных исследовательских областей, неомарксизм ориентирован на серьезные поиски теоретического осмысления современного мира. Неомарксистские исследования обладают научной значимостью в познании сущности социальности и политики, роли идеологии в воспроизводстве капитализма, «диагнозе», который ставится современной демократии и государству, в области анализа международных отношений.
Актуализация марксистской мысли в рамках неомарксистского теоретико-методологического потенциала является на постсоветском пространстве необходимым и неизбежным процессом. Во-первых, накоплен огромный «багаж» знаний о марксизме, что дает благодатную интеллектуальную среду для академического восприятия неомарксизма. Во -вторых, неомарксизм практически эффективен в исследованиях стратегий
«мягкой силы», текущего мониторинга глобального порядка и его угроз для еще независимых государств. Тем самым, по отношению к неомарксизму на постсоветском пространстве речь может идти об интеллектуальной преемственности и прагматической необходимости. Можно выделить три этапа развития неомарксизма:
• первый этап охватывает период между Первой мировой войной и Второй мировой войной, характеризуется возникновением неомарксистского дискурса и интеллектуальных разработок неомарксистских теоретиков в рамках коммунистических партий и Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне;
• второй этап (1941-1968) отмечается интеллектуальным расцветом франкфуртской школы и «околопартийной» аналитической деятельностью теоретиков неомарксизма;
• третий этап (после 1968 г.) связан с тем, что доминирующим становится университетское (кафедральное) развитие неомарксизма, к учению повышается интерес, исследования появляются в Северной и Южной Америке, Центральной и Юго-Восточной Европе.
На теориях марксизма лежит отпечаток определенной социально -культурной эпохи, что говорит о необходимости их пересмотра. К. Маркс разработал теории формационного и цивилизационного анализа общества, показал тенденции общественного характера труда, превращение науки в производительную силу общества. На наш взгляд, уместно говорить о трех этапах неомарксизма. Первый - это собственно марксистский этап, этап формирования и развития марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX в. На первом этапе выделяется период раннего и позднего К. Маркса.
Второй этап - это этап марксизма после Маркса, а точнее после смерти Ф. Энгельса (1895 г.). Что касается второго этапа, то в него включается вся совокупность социально-философских, экономических и политических концепций, индивидуальных и коллективных интеллектуальных проектов и практик ХХ-ХХ1 вв. в русле идейной традиции, восходящей к Марксу. На третьем этапе (после 1968 г.) доминирующим становится университетское (кафедральное) развитие неомарксизма. Классический и современный марксизм, видящие мир как всемирно исторический процесс нелинейного «заката» отношений социального отчуждения и генезиса пространства -времени свободы, может и должен служить методологическим и теоретическим ключом к решению основного вопроса современности и будущего: какая методология может служить ключом к исследованию позднего капитализма и глобальных социально-экономических трансформаций современности?
Использованные источники: 1. Бессонов Б.Н. Антимарксизм под флагом «неомарксизма». М.: Мысль, 1978.
2. История философии ХХ века. Современная зарубежная философия: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А.С. Колесникова. М.: Юрайт, 2016.
3. Михайловский В.С. Неомарксизм вчера, сегодня, завтра. Социология. 2015. № 4. С. 37-43.
4. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
5. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
6. Fan Chang. The Scientificalization and Vulgarization of Marxism in the 20th Century A Critical Analysis on K. Popper s Critique of Marxism // Open Journal of Philosophy. 2013. Vol. 3. № 4. P. 475-478.
УДК 338.2
Косинский Г.М. студент 4 курса направление подготовки «География»
Вирко Г.П. студент 3 курса направление подготовки «Журналистика» Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова Российская Федерация, Севастополь УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Аннотация: В данной статье рассмотрены способы развития отечественной и сравнение с иностраной системами предоставления медицинских услуг и способы управления организациями сферы здравоохранения.
Ключевые слова: фармакология, медицина,медицинская помощь, квалификация, инновационные преобразования.
Kosinskiy G.M. student 4 year «Geography» Virko G.P. student 3 year «Journalism» Lomonosov Moscow State University Russia, Sevastopol MANAGEMENT TO HEALTHCARE ORGANIZATIONS, INCREASE THEIR EFFECTIVENESS THROUGH DEVELOPMENT OF SYSTEM OF PROVIDING MEDICAL SERVICES