Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАРКЕТПЛЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В ЭКОНОМИКЕ'

РАЗВИТИЕ МАРКЕТПЛЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1992
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРА / СТРУКТУРНЫЙ СДВИГ / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / МАРКЕТПЛЕЙС / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / DIGITAL TRANSFORMATION / ECONOMY / STRUCTURE / STRUCTURAL SHIFT / DIGITAL ECOSYSTEM / E-COMMERCE / MARKETPLACE / FINANCIAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Е. С., Юсубова З. А., Гасанов М. А.

Глобализация и увеличение волатильности мировых рынков, а также рост конкуренции приводят к потребности бизнес-сообщества создавать новые устойчивые бизнес-модели, которые менее подвержены негативным эффектам от глобализации. Устойчивость бизнес-моделей определяется эффективным использованием ресурсов: природных, материальных, финансовых и интеллектуальных. Результатом трансформации является переход к сетевому взаимодействию и образованию экосистем поставщиков, партнеров, потребителей и конкурентов вокруг бизнес-сферы. Основные выводы представленной работы сводятся к необходимости достижения комплексного развития цифровой экономики, учета взаимосвязей экономических процессов и структурных преобразований. В связи с этим особую актуальность приобретает анализ связи и принципов структурных сдвигов экономических процессов на фоне цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MARKETPLACES IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION AS A RESULT OF STRUCTURAL SHIFTS IN THE ECONOMY

Globalization and increased volatility of global markets, as well as increased competition, lead to the need for the business community to create new sustainable business models that are less susceptible to the negative effects of globalization. The sustainability of business models is determined by the effective use of resources: natural, material, financial and intellectual. The result of the transformation is the transition to network interaction and the formation of ecosystems of suppliers, partners, consumers and competitors around the business sphere. The main conclusions of the research paper are reduced to the need to achieve a comprehensive development of the digital economy, taking into account the interrelationships of economic processes and structural transformations. In this regard, the analysis of the relationship and principles of structural shifts in economic processes against the background of digital transformation becomes particularly relevant.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАРКЕТПЛЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В ЭКОНОМИКЕ»

УДК 330.34 JEL G20, G28, O16

Воробьева Екатерина Сергеевна

аспирант, ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шо-лом-Алейхема», г Биробиджан, Российская Федерация

e-mail: ekaterina-vorob2015@yandex. ru

Юсубова Зулия Алиевна

аспирант, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г Томск, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Гасанов Маггерам Алиевич

д-р экон. наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Ekaterina S. Vorobeva

Postgraduate student, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Borobidzhan, Russia e-mail: ekaterina-vorob2015@yandex. ru

Zuliya A. Yusubova

Postgraduate student, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia

e-mail: [email protected]

Maggeram A. Gasanov

Dr. Sci. (Econ.), National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2021-2-95-100

РАЗВИТИЕ МАРКЕТПЛЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. Глобализация и увеличение волатильности мировых рынков, а также рост конкуренции приводят к потребности бизнес-сообщества создавать новые устойчивые бизнес-модели, которые менее подвержены негативным эффектам от глобализации. Устойчивость бизнес-моделей определяется эффективным использованием ресурсов: природных, материальных, финансовых и интеллектуальных. Результатом трансформации является переход к сетевому взаимодействию и образованию экосистем поставщиков, партнеров, потребителей и конкурентов вокруг бизнес-сферы. Основные выводы представленной работы сводятся к необходимости достижения комплексного развития цифровой экономики, учета взаимосвязей экономических процессов и структурных преобразований. В связи с этим особую актуальность приобретает анализ связи и принципов структурных сдвигов экономических процессов на фоне цифровой трансформации. Ключевые слова: цифровая трансформация, экономика, структура, структурный сдвиг, цифровая экосистема, электронная коммерция, маркетплейс, финансовый рынок

Для цитирования: Воробьева Е.С., Юсубова З.А., Гасанов М.А. Развитие маркетплейсов в условиях цифровой трансформации как результат структурных сдвигов в экономике//Вестник университета. 2021. № 2. С. 95-100.

DEVELOPMENT OF MARKETPLACES IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION AS A RESULT OF STRUCTURAL SHIFTS IN THE ECONOMY

Abstract. Globalization and increased volatility of global markets, as well as increased competition, lead to the need for the business community to create new sustainable business models that are less susceptible to the negative effects of globalization. The sustainability of business models is determined by the effective use of resources: natural, material, financial and intellectual. The result of the transformation is the transition to network interaction and the formation of ecosystems of suppliers, partners, consumers and competitors around the business sphere. The main conclusions of the research paper are reduced to the need to achieve a comprehensive development of the digital economy, taking into account the interrelationships of economic processes and structural transformations. In this regard, the analysis of the relationship and principles of structural shifts in economic processes against the background of digital transformation becomes particularly relevant.

Keywords: digital transformation, economy, structure, structural shift, digital ecosystem, e-commerce, marketplace, financial market

For citation: Vorobeva E.S., Yusubova Z.A., Gasanov M.A. (2021) Development of marketplaces in the context of digital transformation as a result of structural shifts in the economy. Vestnik universiteta, no. 2, pp. 95-100. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-2-95-100

Введение

Цифровая трансформация рассматривается как внедрение цифровых технологий во все сферы бизнеса с целью формирования более устойчивых отношений между субъектами рыночной системы. Она влияет не только на отраслевые структуры и стратегическое позиционирование, но и на все уровни организации бизнеса. Ожидания от цифровой трансформации связаны с радикальными изменениями

© Воробьева Е.С., Юсубова З.А., Гасанов М.А., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Vorobeva E.S., Yusubova Z.A., Gasanov M.A., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

в бизнес-процессах и моделях компаний. Эти изменения способствуют ускорению процессов, снижению затрат и повышению качества продукции [1].

Экономический кризис в мировой экономике также оказывает влияние на ускорение перехода к применению цифровых технологий. Цифровая трансформация экономики направлена на совершенствование технологических и управленческих процессов, внедрение современных цифровых технологий.

Трансформация конкурентно-рыночной структуры должна всячески способствовать позитивным структурным сдвигам в технологической и секторально-отраслевой структурах путем содействия развитию научно-инновационной сферы в национальной экономике, коммерциализации и массовому распространению инноваций, межотраслевому перетоку капитала, стимулированию вовлечения трудовых, интеллектуальных, финансовых, производственных ресурсов в становление и развитие высокотехнологичных отраслей, а также созданию долгосрочных основ роста социального благополучия [4].

Таким образом, цифровая экономика и ее достижения в перспективе становятся ключевым источником обеспечения благосостояния субъектов мирового хозяйства [8].

Теоретические положения

Современные реалии подталкивают бизнес-сообщество и правительство страны к осознанию необходимости ускорения цифровой трансформации экономических процессов в формирующемся цифровом пространстве новой мировой экономики.

Один из значимых факторов цифровизации экономических процессов - развитие цифровых технологий, создающих новые возможности для бизнес-сообщества в экономике, а также предлагающих эффективные методы использования этих возможностей. В частности, этому способствует возможность перепрограмми-руемости электронных устройств в эпоху развития цифровых технологий.

В настоящий момент цифровая трансформация представляет собой фазу обновления и рождения сетевых и деиерархических типов структуры генезиса, и реализация проектов расширения доли информационно-коммуникационных технологий в структуре экономической системы способствует насыщению интенсивности диффузии и реального их освоения в отраслях воспроизводства человеческого капитала, образования, инфраструктурных и институциональных отраслях. В результате сетевого взаимодействия цифрового пространства будет запущен механизм синергетического эффекта, роста технологического мультипликатора, расширения границ производственных возможностей потенциального макроэкономического роста российской экономики. Это позволит наконец-то переломить ситуацию структурного вакуума и плавного перехода сырьевой платформы отечественной экономики к новой модели экономического роста, благодаря формируемым структурно-технологическим источникам в рамках цифровой среды.

Цифровизация технологической платформы производственного процесса - единственный способ сохранения конкурентоспособности и в то же время условие для генерации технологических и структурных элементов форсированного обновления крупного индустриального комплекса и находящихся в тесной интеграции с ним структур экономики.

В структуре технологической корзины предлагаемые типы сервисных продуктов подверглись существенной корреляции в новых условиях, продиктованных интервенцией и сжатием коронавирусного воздействия на потребительском рынке. Появились адаптированные новшества, связывающие человеческие ресурсы и производственные процессы, разные сферы экономики, образования, медицины и социальных секторов. Рост потребительского спроса на дистанционные сервисы в 2020 г., обусловленный пандемией СОУГО-19, простимулировал развитие новых финансовых платформ и новых форм интеграции экономического потенциала индустриального сектора и финансового рынка. Следовательно, происходит цифровой структурный сдвиг в фундаменте экономики. Создается новая пропорция отраслевого баланса, в тренде оказываются отрасли, максимально продвигающие цифровые стандарты. Конвергентные технологии в цифровой среде создают мощный экономический базис, который способен преодолеть внезапные шоки и экономические циклы, а также различного рода турбулентные волатильности в экономике.

Цифровая экономика представляет собой деятельность, основанную на новых институтах и соответствующих им экономических отношениях, связанную с развитием цифровых технологий, и состоящую из сервисов, предоставляющих онлайн-услуги и электронные платежи, обеспечивающих электронную коммерцию [2].

В структурном развитии одним из трендов цифровой трансформации экономических процессов является расширяющаяся электронная коммерция (англ. e-commerce). В ее структуре наиболее продуктивной бизнес-моделью является маркетплейс, как наиболее социализированный структурный компонент. Маркетплейс представляет собой платформу e-commerce, онлайн-магазин, который предоставляет информацию о продуктах или услугах третьих лиц.

Структура формирования цифровых трендов основывается на платформах цифровой экономики, в которых сосредоточен программно-аппаратный комплекс, функционирующий для ресурсного обеспечения потребностей потребителей и производителей. На цифровых платформах участники находят друг друга, заключают договоры и проводят взаиморасчеты и формируют социализированные сетевые логистические связи и отношения, являющиеся основой для нового структура генезиса в экономической динамике. Осуществление действий на цифровых платформах ускоряет процессы производства и обмена, а также удешевляет их, исключает лишние посреднические звенья, а также повышает производительность труда и эффективность рынков [2].

Свое развитие электронная коммерция получила в начале 60-х гг. прошлого века с внедрения системы бронирования авиабилетов [5]. Ее дальнейшей трансформации способствовало появление компьютерных сетей, платежных карт, а также развитие сети Интернет.

Электронная коммерция, как экономико-технологическое маркетинговое явление, представляет собой сферу экономики, включающую финансовые и торговые транзакции, осуществляемые с использованием компьютерных сетей, и бизнес-процессы, непосредственно связанные с осуществлением таких транзакций. Маркетинговая среда электронной коммерции формируется в условиях снижения транзакционных издержек на мировом рынке.

Основные результаты

Развитие интернета в целом, увеличение доступности мобильных технологий, а также рост интенсивности использования мобильного интернета способствовали расширению возможностей взаимодействия в режиме «онлайн» между производителями и потребителями различных товаров и услуг за счет скорости, простоты и удобства обслуживания. Развитие цифровых технологий позволяет осуществлять взаимодействие в дистанционном формате, что приводит к созданию цифровых платформ - маркетплейсов [7].

Основная классификация маркетплейсов строится на разделении их по типам взаимоотношений с покупателями.

Тип B2B (от англ. business-to-business) подходит оптовым поставщикам: бизнес покупает у бизнеса. Такая разновидность сотрудничества реализуется на маркетплейсах Alibaba.com, Indiamart, Capterra.

На маркетплейсах типа C2C (от англ. customer-to-customer) сделки проводятся между физическими лицами, когда продавец и покупатель оговаривают условия сделки, которая в результате принесет выгоду обоим: например, Авито, Юла, Bla Bla Car, Couchsurfing.

Самой распространенной моделью применения маркетплейсов является B2C (от англ. business-to-customer), когда юридическое лицо (продавец) предоставляет услуги или продает товар физическому лицу. Примерами такого типа маркетплейсов являются Wildberries, Ozon, Joom, Lamoda, Беру и др.

В свою очередь, в последнее время банковский, страховой, инвестиционный рынки создают собственные маркетплейсы, предоставляющие возможность выбора продукта или услуги согласно заданным параметрам среди общего объема участников рынка (Сбер, Тинькофф банк, Россельхозбанк, Альфа-банк, ВТБ и др.) [7]. Появляется совершенно иная модель связей, отношений и взаимодействий, закладывающая формирование цифровой модели структурного новообразования в системе структурных сдвигов экономики. В этом процессе структурной конвергенции и сетизации все более заметную роль играет обратная связь с потребителями. Материализация потенциала еще не выявленных сегментов потребительского предпочтения, социализированный краудсорсинг - новые особенности структурных сдвигов и будущее альянса: регенерация и диффузия технологий - структурный сдвиг - рынок.

Развитию маркетплейсов способствует использование открытых интерфейсов (Open API), которые являются ключевым элементом для эффективной интеграции финансового рынка в условиях структурных сдвигов в экономике и позволяют обеспечивать передачу и получение информации между различными информационными системами, используя протоколы обмена данными.

Open API обеспечивает удобство и оптимизацию издержек, обусловленных применением цифровых технологий, в процессе обмена информацией между участниками, способствует ускорению выхода продуктов на рынок. Эта технология объединяет несколько счетов клиента в разных кредитных организациях в одно приложение, осуществляет анализ транзакций и предлагает персональные продукты [6].

В финансовой сфере Open API позволяет, например, продвигать банковские продукты на маркетплейсах с возможностью их дистанционного приобретения, а также внедрять персональных финансовых советников, анализирующих привычки клиентов и предлагающих им оптимальные стратегии финансового поведения.

Развитие цифрового инструмента Open API способствует развитию маркетплейсов, позволяющих оптимизировать издержки на жизненный цикл современного инновационного товара, а это, в свою очередь, влияет на производственную базу, происходит интенсивное влияние сферы потребления и производственного процесса, то есть происходит процесс структурных сдвигов, в основе которых лежит развитие информационных технологий и формирование цифровой экосистемы как основы нового роста структуры экономики и коренного изменения экономической жизни общества.

В условиях цифровизации экономических процессов, развития электронной коммерции и активного цифрового взаимодействия между физическими лицами оптимальным решением является создание мгновенных безналичных расчетов [11].

В последние годы, как в развитых, так и в развивающих странах по всему миру отмечается активное развитие национальных систем быстрых платежей. В России Система быстрых платежей запущена в промышленную эксплуатацию в 2019 г., и ее реализация основана на применении цифрового инструмента Open API.

Система быстрых платежей - цифровой сервис платежной системы Банка России, позволяющий лицам мгновенно (в режиме 24/7) переводить деньги по номеру мобильного телефона себе или другим лицам, вне зависимости от того, в каком банке открыты счета отправителя или получателя средств. Для этого необходимо, чтобы эти банки были подключены к Системе быстрых платежей [10].

Новым этапом в развитии маркетплейсов и e-commerce в целом может стать COVID-19. Пандемия, ограничения, вводимые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, закрытие границ, - все это продемонстрировало важность, актуальность и перспективность цифровой экономики.

Новым трендом структурно-технологического обновления в условиях цифровой трансформации экономики является рождение новых рынков как важнейшего элемента жизненного цикла, процесса, структуры формирования и функционирования финансовой экосистемы.

Цифровая финансовая экосистема представляет собой многогранную цифровую платформу, все сервисы которой взаимодействуют друг с другом, и которая соответствует критериям информационно-технологической инфраструктуры.

Суть цифровой экосистемы заключается в обеспечении взаимосвязи между ее элементами на основе обмена данными, которая является выгодной для всех участников.

Создание комплексной финансово-цифровой экосистемы, объединяющей различные маркетплейсы, предлагающие одновременно все финансовые и нефинансовые продукты, позволило бы реализовать полный цикл покупки от сравнения и выбора вариантов продукта до оплаты и получения услуги, - это направление дальнейшего развития цифровизации финансового рынка [3].

В целом про финансовые экосистемы можно сказать, что в дальнейшем они могут стать ключевыми каналами коммуникаций с клиентами и продаж. Переход к модели «экосистемы» может осуществляться компаниями различных типов: кредитными организациями, операторами связи, технологическими компаниями. Однако современные реалии подтверждают, что функционирование экосистем - это прерогатива наиболее крупных и мощных игроков рынка. Шанс выйти в цифровое пространство малому и среднему бизнесу может предоставить дальнейшее развитие маркетплейсов.

В 2017 г. Банком России был инициирован проект «Маркетплейс». Целью запуска нового проекта являлось создание законодательной и нормативной базы для дистанционной розничной продажи финансовых продуктов (услуг) по всей стране, без географических ограничений, с регистрацией таких финансовых сделок в специальном реестре - регистраторе финансовых транзакций.

На старте запуска площадки «Финуслуги» первым продуктом, которым могли воспользоваться потребители, стали банковские депозиты. После прохождения регистрации и идентификации пользователь может

в удаленном доступе открывать и пополнять вклады в различных банках, являющихся участниками проекта, распределять полученные проценты и управлять счетами [9].

Платформа предоставляет возможность сравнивать предложения разных коммерческих и финансовых организаций и выбирать наиболее выгодные варианты, не совершая визита в офис банка. Возможность сравнивать и выбирать вклады на цифровой платформе «Финуслуги» предоставляет партнер проекта финансовый сервис «Сравни.ру». Согласно прогнозу «Сравни.ру», запуск маркетплейса и пандемия СОУГО-19 будут стимулировать переход процесса открытия депозитов из офлайн-формата в онлайн, и к 2025 г. около 20 % депозитов будут открываться в режиме онлайн. К преимуществу финансовой платформы для потребителей можно отнести тот факт, что маркетплейс предоставляет возможность воспользоваться услугами банка, финансовой или страховой организации, офиса которой нет в регионе проживания потребителя.

В 2020 г. услуги маркетплейса доступны только в 28 регионах России. В дальнейшем ожидается, что представители сервиса будут работать в большинстве регионов страны.

Вторым продуктом, доступным к использованию на цифровой площадке «Финуслуги», является услуга приобретения полиса ОСАГО [9].

Преимуществами использования маркетплейса для потребителей являются: доступ к широкому ассортименту финансовых услуг различных финансовых и страховых организаций в режиме 24/7, обеспечение безопасности проводимых сделок и аккумуляция сведений обо всех сделках в одном реестре. Для поставщиков финансовых услуг к преимуществам использования маркетплейса можно отнести возможность привлечения новых клиентов, снижение стоимости привлечения и обслуживания клиентов, а также аутсорсинг сервисов. Цифровым платформам / сайтам-агрегаторам использование маркетплейса предоставляет возможность пополнения клиентской базы и технологического развития.

Выводы

Таким образом, трансформация экономической системы, тенденции развития финансового рынка, вызовы современности дают толчок совершенствованию отечественных информационных технологий, цифровой инфраструктуры, и в то же время создают перспективы для осуществления конкурентоспособной и эффективной деятельности. Динамическое развитие цифровых финансовых сервисов обеспечит повышение конкуренции, а также защиту прав и интересов всех участников финансового рынка, включая потребителей, финансовые организации и финтех-компании. Экономический эффект от использования цифровых технологий на финансовом рынке имеет положительный рост, и несомненно, данная сфера деятельности уже стала неотъемлемой частью жизни современного общества.

Библиографический список

1. Аренков, И. А., Румянцева, В. С. Трансформация бизнеса в условиях цифровой экономики // Третья международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике»: сборник тезисов выступлений, Санкт-Петербург, 19-20 марта 2020 г. / под общ. ред. И.А. Аренкова, М.К. Ценжарик. - СПб.: ИПЦ СПбГУПТД, 2020. - С. 48-51.

2. Василенок, В. Л., Круглова, А. И., Алексашкина, Е. И., Негреева, В. В., Пластунова, С. А. Основные тренды цифровой логистики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - № 1. - С. 69-78.

3. Клейне^ Г. Б., Рыбачук, М. А., Карпинская, В. А. Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. -2020. - Т. 11, № 4. - С. 2-15.

4. Коновалова, М. Е. К вопросу структурной трансформации экономики в условиях макроэкономической нестабильности // Экономика и управление инновациями. - 2020. - № 1. - С. 4-19.

5. Кубкина, Ю. С. Электронная коммерция: роль, понятие, направление развития // Тегга Есоттюш. - 2012. - Т. 10, № 2. - С. 53-55.

6. Марченков, А. А. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Научные стремления. - 2019. - № 26. - С. 65-67.

7. Самиев, П. А., Закирова, В. Р., Швандар, Д. В. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг // Финансовый журнал. - 2020. - Т. 12, № 5. - С. 86-98.

8. Смирнов, Е. Н. Цифровая трансформация мировой экономики: торговля, производство, рынки: монография. - М.: Мир науки, 2019. - 506 с.

9. Мазина, М. Мосбиржа запустила «Финуслуги» - это маркетплейс банковских вкладов // РБК [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/5f88019d9a794706586e9627 (дата обращения: 24.12.2020).

10. Обзор мирового опыта использования систем быстрых платежей и предложения по внедрению в России // Банк России. - Декабрь, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/36010/rev_pay.pdf (дата обращения: 24.12.2020).

11. Развитие открытых интерфейсов (Open API) на финансовом рынке: доклад для общественных консультаций // Банк России. - Декабрь, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/50679/Consultation_ Paper_171229.pdf (дата обращения: 24.12.2020).

References

1. Arenkov I. A., Rumyantseva V. S. Business transformation in the digital economy, Third International Conference "Business Management in the Digital Economy": collection of abstracts of speeches, St. Petersburg, March 19-20, 2020, Edited by I. A. Arenkov, M. K. Tsenzharik, St. Petersburg, PPC Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, 2020, pp. 48-51. (In Russian).

2. Vasilenok V L., Kruglova A. I., Aleksashkina E. I., Negreeva V V., Plastunova S. A. Key trends in digital logistics, Scientific Journal NRUITMO. Series "Economics and Environmental Management", 2020, no. 1, pp. 69-78. (In Russian).

3. Kleiner G. B., Rybachuk M. A., Karpinskaya V A. Ecosystem development in the Russian financial sector, The Manager, 2020, vol. 11, no. 4, pp. 2-15. (In Russian).

4. Konovalova M. E. On the issue of structural transformation of the economy in the context of macroeconomic instability, Economics and Innovation Management, 2020, no. 1, pp. 4-19. (In Russian).

5. K, ubkina Yu.S. E-Commerce: the role of the concept of the direction of development, Terra Economicus, 2012, vol. 10, no. 2, pp. 53-55. (In Russian).

6. Marchenkov A. A. Marketplaces as the main trend of e-commerce, Scientific Aspirations, 2019, no. 26, pp. 65-67. (In Russian).

7. Samiev P. A., Zakirova V. R., Shvandar D. V. Ecosystems and the marketplace: an overview of the financial services market, Financial Journal, 2020, vol. 12, no. 5, pp. 86-98. (In Russian).

8. Smirnov E. N. Digital transformation of the world economy: trade, production, markets: monograph, Moscow, Mir nauki, 2019, 506 p. (In Russian).

9. Mazina M. Moscow exchange launched the "Phenology" - is a marketplace of Bank deposits, RBC. Available at: https://quote. rbc.ru/news/article/5f88019d9a794706586e9627 (accessed 24.12.2020). (In Russian).

10. Overview of the world experience in using fast payment systems and proposals for implementation in Russia, Bank of Russia, December 2017. Available at: https://cbr.ru/Content/Document/File/36010/rev_pay.pdf (accesed 24.12.2020). (In Russian).

11. Development of open interfaces (Open API) in the financial market. Report for public consultation, Bank of Russia, December 2017. Available at: https://cbr.ru/Content/Document/File/50679/Consultation_Paper_171229.pdf (accessed 24.12.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.