Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / МАРКЕТИНГОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонюк Людмила Андреевна, Олешкевич Дмитрий Владимирович

Исследуются основные черты процесса развития маркетинговой компетентности у руководителей общеобразовательных организаций в условиях дополнительного профессионального образования (ДПО). Непосредственно перед началом их рассмотрения демонстрируются некоторые особенности развития современного общества. На основе их анализа доказывается, во-первых, необходимость постоянного совершенствования системы компетенций директоров современных школ, во-вторых - формирования у них маркетинговой компетентности. Далее даются сущностная и структурная характеристики этой, последней. Приводятся возможности, предоставляемые для её развития современными организациями системы ДПО. Также говорится о проблемах, связанных с их широкомасштабной реализацией. Изучаются оптимальные, на взгляд авторов, пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонюк Людмила Андреевна, Олешкевич Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MARKETING COMPETENCE OF THE HEAD OF A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The main features of the marketing competence among the general education organizations heads in the additional professional education conditions development process is investigated. Immediately before the beginning of their consideration, some modern society features are demonstrated. Based on their analysis, it is proved, firstly, the need for continuous improvement of the competence system of modern schools’ directors, and secondly, their marketing competence formation. Next, it’s essential and structural characteristics are given. The possibilities provided for its development by modern additional professional education organizations system are given. It also talks about the problems associated with their large-scale implementation. Optimal, in the opinion of the authors, ways to solve them are studied.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Таблица 6

Итоги сопоставления экспериментального и контрольного взвода по составляющим характеристикам

соревновательной практики

Характеристики соревновательной практики Статистика До исследования После исследования Достоверность расхождений (р)

ЭВ КВ ЭВ КВ ЭВ КВ

Инициативность (за 1 минуту) ХСР 2,1 1,9 2,75 2,2 р < 0,05 р > 0,05

+m 0,56 0,63 0,71 0,92

Результативность атаки (%) ХСР 46,4 39,8 57,8 45,3 р < 0,001 р < 0,001

+m 1,1 0,9 1,3 1,1

Литература:

1. Бычков, В.М. Методика обучения курсантов образовательных организаций МВД России приемам обезоруживания: дис. ... канд. пед. наук / В.М. Бычков. - Москва, 2018. - 153 с.

2. Калашников, К.П. Формирование тактических умений применения ударов и бросков у курсантов образовательных организаций МВД России: дис. ... канд. пед. наук / К.П. Калашников. - Москва, 2018. - 176 с.

3. Козлятников, О.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов учебных заведений МВД России на основе моделирования условий и ситуаций задержания правонарушителей: дис. ... канд. пед. наук / О.А. Козлятников. -Волгоград, 2006. - 125 с.

4. Плешивцев, А.Ю. Методика обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на основе типологии противодействия правонарушителей сотрудникам полиции: дис. . канд. пед. наук / А.Ю. Плешивцев. - Москва, 2015. - 135 с.

5. Светличный, Е.Г. Формирование у сотрудников правоохранительных органов навыков применения огнестрельного оружия, носимого скрыто / Е.Г. Светличный, Л.Н. Никитина // Материалы XIX международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» 5-6 февраля 2021 г. -Барнаул. - 2021. - С. 212-214

6. Усков, С.В. Научно-педагогическое обоснование навыков и качеств специальной рукопашной подготовки в ВУЗах МВД России / С.В. Усков // Физическое воспитание и спорт: Актуальные вопросы теории и практики: сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции / РЮИ МВД России. - Ростов на Дону, 05.02.2016. - Ч. 1. -С. 143-144

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); аспирант Олешкевич Дмитрий Владимирович

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Исследуются основные черты процесса развития маркетинговой компетентности у руководителей общеобразовательных организаций в условиях дополнительного профессионального образования (ДПО). Непосредственно перед началом их рассмотрения демонстрируются некоторые особенности развития современного общества. На основе их анализа доказывается, во-первых, необходимость постоянного совершенствования системы компетенций директоров современных школ, во-вторых - формирования у них маркетинговой компетентности. Далее даются сущностная и структурная характеристики этой, последней. Приводятся возможности, предоставляемые для её развития современными организациями системы ДПО. Также говорится о проблемах, связанных с их широкомасштабной реализацией. Изучаются оптимальные, на взгляд авторов, пути их решения.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, руководитель образовательной организации, маркетинговая компетентность, совершенствование системы школьного образования, рынок образовательных услуг.

Annotation. The main features of the marketing competence among the general education organizations heads in the additional professional education conditions development process is investigated. Immediately before the beginning of their consideration, some modern society features are demonstrated. Based on their analysis, it is proved, firstly, the need for continuous improvement of the competence system of modern schools' directors, and secondly, their marketing competence formation. Next, it's essential and structural characteristics are given. The possibilities provided for its development by modern additional professional education organizations system are given. It also talks about the problems associated with their large-scale implementation. Optimal, in the opinion of the authors, ways to solve them are studied.

Key words: additional professional education, head of an educational organization, marketing competence, improvement of the school education system, educational services market.

Введение. Современный социум с его непредсказуемой динамикой предъявляет к компетентности руководителя общеобразовательной организации ряд требований, не характерных для предыдущих стадий развития человеческого общества (Л.О. Володина, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, О.М. Нечаева, В.А. Тишков) [2, С. 23]. Немаловажное место среди

черт профессионального портрета директора современной школы, необходимых для успешного осуществления управленческой деятельности, занимает маркетинговая компетентность (В.А. Брезгина, А.А. Вербицкий, А.Е. Марон, В.А. Семенова) [11, С. 119-120].

Ещё одно важное требование к руководителю ОО - непрерывное совершенствование собственных профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей жизни (В.Л. Бозаджиев, Е.Р. Дахина, О.М. Краснорядцева, Л.Б. Шнейдер) [7, С. 214]. Их развитие, в свою очередь, представляется возможным в т.ч. путём использования средств, предоставляемых учреждениями системы дополнительного профессионального образования [8, С. 34].

Некоторым особенностям процесса формирования маркетинговой компетентности руководителя современной общеобразовательной организации в условиях дополнительного профессионального образования посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. Применительно к деятельности современной школы маркетинг представляет собой комплексный подход к управлению всеми аспектами её функционирования [1, С. 263]. Он основан на учете конкретных требований, предъявляемых обществом к выпускникам учреждений основного общего и среднего общего образования, активном воздействии на расширение реализации образовательных услуг [6, С. 9-10]. Соответственно, от руководителя общеобразовательной организации требуется осуществление целенаправленной деятельности по регулированию её позиции на рынке образовательных услуг путём осуществления следующих действий: планирование; контроль исполнения каждой фазы соответствующей деятельности сотрудниками вверенной ему ОО с учетом влияния закономерностей развития рынка образовательных услуг; мониторинг состояния конкурентной среды в целях повышения эффективности деятельности организации [4, С. 12].

Успешная маркетинговая деятельность руководителя образовательного учреждения предусматривает реализацию восьми принципов (Табл. 1).

Таблица 1

Принципы маркетинговой деятельности руководителя ОО

№ п/п Наименование

1 Формирование маркетинговой компетенции у педагогов школы.

2 Максимальная реализация конкурентных преимуществ.

3 Знание основных закономерностей функционирования рынка образовательных услуг и его текущего состояния.

4 Направленное воздействие на учеников, их родителей, административные органы и общественность в целях формирования потребности в предлагаемых образовательных продуктах [1, С. 262].

5 Активная имиджевая деятельность.

6 Рыночная направленность деятельности ОО.

7 Нацеленность всех аспектов работы школы на конкретный результат.

8 Организация деятельности команды единомышленников, действующих в рамках единого маркетингового подхода.

Как видим, сегодня уровень маркетинговой компетентности руководителя общеобразовательной организации представляет собой один из основных факторов, обеспечивающих её эффективность.

Анализ затрагивающих соответствующую проблематику исследований (О.С. Виханский, Ф. Котлер, А.И. Наумов, А.П. Панкрухин, В.П. Щетинин), а равно и опыта формирования маркетинговой компетентности директоров школ силами учреждений дополнительного профессионального образования (Е.А. Варакина, И.И. Жуклинец, Р.Р. Рахметов), позволяют с определённой долей уверенности говорить о ряде проблем в этой области. Последние могут быть разделены на три группы (Табл. 2).

Таблица 2

Группы проблем, решение которых представляется необходимым с точки зрения оптимизации процесса формирования маркетинговой компетенции руководителя ОО средствами дополнительного образования

Наименование Характеристика

Организационно-педагогические проблемы Обуславливают необходимость генерации педагогических условий, способствующих формированию у руководителя ОО осознанной потребности в развитии системы знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной маркетинговой деятельности. К этой группе также относятся проблемы подбора максимально эффективных форм взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ходе осуществления курсовых мероприятий в организациях дополнительного профессионального образования. Решение таких проблем связано с необходимостью выбора современных технологий обучения, позволяющих добиваться положительных результатов процесса развития соответствующей компетентности директоров современных российских школ [2, С. 25].

Проблемы методологического характера Связаны с обоснованием методологических подходов и определением принципов проектирования процесса развития маркетинговой компетентности руководителей образовательных учреждений, разработкой основных его этапов и критериев оценки результатов [10, С. 118-119].

Проблемы содержательного характера Связаны с трудностью определения понятия «маркетинговая компетентность» и ключевых особенностей каждого этапа её развития. Это, в свою очередь ставит ряд вопросов, требующих решения в ходе разработки содержания теоретической и практической составляющей, через которые она будет формироваться у руководителей школ [5, С. 15].

Эффективное решение вышеперечисленных проблем делает, на взгляд авторов, необходимой реализацию преимуществ модульного обучения. Внедрение его элементов в процесс дополнительного профессионального образования руководителей школ с высокой вероятностью расширит возможности для максимального вооружения слушателей соответствующих курсов знаниями, умениями и навыками, коррелирующими с реальными условиями руководства маркетинговой деятельностью современного образовательного учреждения (Н.Б. Исматова, Ф.М. Худайбердиева) [9, С. 99]. Реализация концепции модульного обучения в ходе развития маркетинговой компетентности руководящих работников ОО средствами дополнительного профессионального образования предполагает:

- отбор практико-ориентированных заданий;

- разработку содержания кейсов и контрольных материалов, формирующих способность и готовность к управлению маркетинговой деятельностью вверенной школы [4, С. 138].

Большинство современных авторов выделяют следующие характеристики модульного обучения:

- широкие возможности для обеспечения эффективного функционирования субъект-субъектной модели образовательного процесса;

- индивидуализация работы с каждым слушателем;

- смещение акцента на активную деятельность слушателей, проходящих обучение в организациях дополнительного профессионального образования;

- развитие познавательной мотивации учения и самостоятельности (Е.И. Ананьева, А.А. Дорофеев, Н.В. Кайгородцева, Л.С. Макарова, А.Е. Марон).

Реализация модульного обучения в процессе развития маркетинговой компетентности руководителей организаций основного общего и среднего общего образования средствами, предоставляемыми системой дополнительного профессионального образования, позволяет повысить эффективность организации соответствующего процесса [7, С. 215-216]. Его целью и планируемым результатом является формирование такого рода компетенций посредством модульно спроектированной образовательной программы [2, С. 24].

На страницах этой, последней, должны быть отражены основные характеристики образования. К таковым относятся:

- его содержание;

- результаты совместной деятельности субъектов образовательных отношений [12, С. 15].

Структурными элементами такой программы выступают спроектированные совместно со слушателями модули. Процесс её составления реализуется с опорой на системный анализ профессиональной деятельности руководителей школ, в т.ч. присутствующих в ней элементов маркетинга. Учёт ключевых особенностей последней необходим, так как позволяет вычленить определённые структурные единицы, впоследствии могущие служить основой для построения соответствующих модулей [3, С. 31-32].

Таким образом, реализация принципов модульного обучения в ходе формирования маркетинговой компетентности у руководителей школ с большой вероятностью будет способствовать расширению возможностей для эффективного взаимодействия между организациями ДПО с одной стороны и современной системой школьного образования - с другой. Это достигается путём совместного со слушателями конструирования образовательных программ. Можно выделить некоторые ведущие принципы реализации таких программ (Табл. 3).

Таблица 3

Основные принципы реализации программ модульного обучения

Принцип Роль в реализации программ

Открытость и гибкость образовательного процесса Позволяют слушателям самостоятельно формировать образовательный маршрут [3, С. 32].

Избирательность и выбор Обеспечивают индивидуальный образовательный запрос руководителя ОО и индивидуальную программу его удовлетворения.

Интеграция социального (нормативного) и индивидуального Позволяет системе ДПО эффективно выполнять функцию социального института, а слушателям - проектировать индивидуальное профессионально-личностное продвижение [12, С. 16].

Обучение по программам модульного обучения снижает риск «ухода преподавателя», возникающий при разработке образовательных программ, содержание которых зачастую формируется «под преподавателя». Так как соответствующая модель предполагает проектирование модулей, направленных на достижение конкретных образовательных результатов, содержательная сторона образовательного процесса проектируется по принципу возможности их получения [5, С. 16].

Выводы. Завершая наше исследование, в первую очередь отметим, что современным обществом предъявляется ряд специфических требований к компетентности руководителя общеобразовательной организации. В их числе фигурирует маркетинговая компетентность.

Современная система дополнительного профессионального образования предоставляет достаточно возможностей для её развития. Однако реализация последних сопряжена с рядом проблем.

К таким проблемам относятся, прежде всего, организационно-педагогические проблемы. Эти, последние, обуславливают необходимость генерации педагогических условий, способствующих формированию у руководителя ОО осознанной потребности в развитии системы знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной маркетинговой деятельности. Их решение связано с необходимостью выбора современных технологий обучения, позволяющих добиваться положительных результатов процесса развития соответствующей компетентности директоров современных российских школ.

Проблемы методологического характера связаны с обоснованием методологических подходов и определением принципов проектирования процесса развития маркетинговой компетентности руководителей образовательных учреждений, разработкой основных его этапов и критериев оценки результатов.

Проблемы же содержательного характера связаны с трудностью определения понятия «маркетинговая компетентность» и ключевых особенностей каждого этапа её развития. Это, в свою очередь ставит ряд вопросов, требующих решения в ходе разработки содержания теоретической и практической составляющей, через которые она будет формироваться у руководителей школ.

Эффективное решение вышеперечисленных проблем делает необходимой реализацию преимуществ модульного обучения.

Воплощение указанной концепции в ходе развития маркетинговой компетентности руководящих работников ОО средствами дополнительного профессионального образования предполагает: отбор практико-ориентированных заданий; разработку содержания кейсов и контрольных материалов, формирующих способность и готовность к управлению маркетинговой деятельностью вверенной школы.

Реализация принципов модульного обучения в ходе формирования маркетинговой компетентности у руководителей школ с большой вероятностью будет способствовать расширению возможностей для эффективного взаимодействия между организациями ДПО с одной стороны и современной системой школьного образования - с другой. Это достигается путём совместного со слушателями конструирования образовательных программ.

Так как соответствующая модель образовательного процесса предполагает проектирование модулей, направленных на достижение конкретных образовательных результатов, его содержательная сторона проектируется по принципу возможности их получения.

Литература:

1. Борисова, И.В. Инфлюенс-маркетинг в интернет-дискурсе: прагмалингвистический аспект / И.В. Борисова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 262-265

2. Володина, Л.О. Непрерывное педагогическое образование в классическом университете: к постановке проблемы / Л.О. Володина, О.И. Лихачева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 22-26

3. Гараев, В.М. Принципы модульного обучения / В.М. Гараев, С.И. Куликов, Е.М. Дурко // Вестник высшей школы.

- 2008. - № 8. - С. 30-33

4. Данько, Т.П. Управление маркетингом / Т.П. Данько. - Москва: Инфра-М, 2001. - 334 с.

5. Донина, И.А. Модель формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг / И.А. Донина, А.Н. Гопкина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. -2018. - № 6(22). - С. 14-17

6. Жаданов, С.Н. Финансовая грамотность руководителя образовательной организации / С.Н. Жаданов, Ю.К. Кудашкина // Педагогический имидж. - Иркутск: Изд-во Института развития образования Иркутской области, 2017. -С. 6-11

7. Караулов, М.А. Модель формирования готовности к трудоустройству будущих педагогов / М.А. Караулов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 214-216

8. Кузнецова Е.В. Педагогический процесс формирования компетенции «финансовая грамотность» у руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования / Е.В. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 33-35

9. Мусаева, Н.Н. Сущность модульного обучения / Н.Н. Мусаева // Вестник науки и образования. - 2022. - № 1(121).

- С. 99-101

10. Сайгушкина, С.В. Оценка результативности реализации программы профессиональной переподготовки / С.В. Сайгушкина, Е.С. Шакирова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2021. - № 1(12). -С. 116-122

11. Трубенкова, С.Н. Формирование маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях модульного обучения / С.Н. Трубенкова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. -№5(223). - С. 118-124

12. Элибаева, Л.С. Особенности дидактической системы модульного обучения / Л.С. Элибаева, У.Г. Собиров // Вестник магистратуры. - 2019. - № 4-4(91). - С. 15-16

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Ярихович Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Шокурова Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРОВОЗЗРЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПУБЛИЦИСТИКЕ XIX ВЕКА

Аннотация. Представления о профессиональном мировоззрении учителя формировались на протяжении всего историко-педагогического процесса. Их эволюция характеризовалась стабильно репрезентативными национальными ценностями, так как именно учитель в российской традиции является носителем национального образа и идеала, воплощающего национальную идею и ценности. XIX век - период, насыщенный историческими событиями, оказавшими влияние на становление представлений о профессиональном мировоззрении учителя. Однако учитель и в данный период рассматривался как носитель национального образа. Вместе с тем, институциональные формы развития профессионального мировоззрения учителя не были стабильны, что было свойственно периоду турбулентности развития системы педагогического образования. Одним из жанров, отражающих представления о профессиональном мировоззрении, является педагогическая публицистика. Авторы определяют педагогическую публицистку как родовидовую художественно-смысловую научно-творческую единицу литературного публицистического жанра. Предметом педагогической публицистики являются социально значимые педагогические проблемы, ситуации, феномены социально-педагогической образовательной действительности. Основная функция педагогической публицистики - воспроизведение, воссоздание онтологии педагогической действительности и картины мира педагогической профессии. Педагогическая публицистика оказывает амбивалентное воздействие на формирование профессионального педагогического мировоззрения, с одной стороны, и на представления о нем в структуре общественного сознания, с другой.

Ключевые слова: педагогическая публицистика, профессиональное мировоззрение учителя, история педагогики, журналистика, качества учителя, эволюция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.