Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СЛУШАТЕЛИ КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Фатима Нурудиновна, Юзбекова Зарема Юзбековна

Современная государственная образовательная политика все больше ориентирует образовательные организации на путь рыночных отношений. И те трансформационные процессы, которые наблюдаются сегодня в экономике и в образовании, обуславливают необходимость применения маркетингового инструментария для эффективного продвижения образовательных услуг и в системе дополнительного профессионального образования. В настоящей статье рассматриваются особенности и специфика маркетинга образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования, анализируются результаты опроса учителей общеобразовательных предметов Республики Дагестан с целью выявления их профессиональных потребностей и запросов. На основании анализа, представлены выводы и рекомендации, которые позволят организациям ДПО максимально гибко подстраиваться под индивидуальные потребности слушателей курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмаилова Фатима Нурудиновна, Юзбекова Зарема Юзбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Modern state educational policy is increasingly orienting educational organizations towards the path of market relations. And those transformational processes that are observed today in the economy and in education necessitate the use of marketing tools for the effective promotion of educational services in the system of additional professional education. This article discusses the features and specifics of the marketing of educational services in the system of additional professional education, analyzes the results of a survey of teachers of general education subjects in the Republic of Dagestan, in order to identify their professional needs and requests. Based on the analysis, conclusions and recommendations are given that will allow CVE organizations to adapt as flexibly as possible to the individual needs of course participants.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК: 37.014.54 ББК 65.291.3

DOI 10.24412/2412-2025-2021-4-26-34

МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Исмаилова Фатима Нурудиновна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и коммерции, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; заместитель руководителя ЦНППМ, Дагестанский институт развития образования Юзбекова Зарема Юзбековна - кандидат экономических наук, методист ЦНППМ, Дагестанский институт развития образования

Ismailova Fatima Nurudinovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Marketing and Commerce, Dagestan State University of National Economy; Deputy Head of the TsNPM, Dagestan Institute for the Development of Education

Yuzbekova Zarema Yuzbekovna - PhD in Economics, methodologist of the Central Scientific and Practical Problems of Education, Dagestan Institute for the Development of Education

Современная государственная образовательная политика все больше ориентирует образовательные организации на путь рыночных отношений. И те трансформационные процессы, которые наблюдаются сегодня в экономике и в образовании, обуславливают необходимость применения маркетингового инструментария для эффективного продвижения образовательных услуг и в системе дополнительного профессионального образования.

В настоящей статье рассматриваются особенности и специфика маркетинга образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования, анализируются результаты опроса учителей общеобразовательных предметов Республики Дагестан с целью выявления их профессиональных потребностей и запросов. На основании анализа, представлены выводы и рекомендации, которые позволят организациям ДПО максимально гибко подстраиваться под индивидуальные потребности слушателей курсов.

Ключевые слова: маркетинг, образовательные услуги, система дополнительного профессионального образования, качество образовательных услуг, слушатели курсов.

Modern state educational policy is increasingly orienting educational organizations towards the path of market relations. And those transformational processes that are observed today in the economy and in education necessitate the use of marketing tools for the effective promotion of educational services in the system of additional professional education. This article discusses the features and specifics of the marketing of educational services in the system of

additional professional education, analyzes the results of a survey of teachers of general education subjects in the Republic of Dagestan, in order to identify their professional needs and requests. Based on the analysis, conclusions and recommendations are given that will allow CVE organizations to adapt as flexibly as possible to the individual needs of course participants.

Key words: marketing, educational services, system of additional professional education, quality of educational services, course participants.

Маркетинг образовательных услуг, являясь социально ориентированным процессом, содержащим в себе изучение образовательных потребностей и качественного их удовлетворения, оказывает положительное влияние на укрепление конкурентоспособности учебного учреждения [1]. Это взаимоотношения, которые обеспечивают максимальное удовлетворение потребностей: отдельного человека - в образовании; учреждения дополнительного образования - в развитии и в благополучии его сотрудников; организаций-заказчиков (школ, детских садов, учебных заведений высшего и среднего образования) - в росте кадрового потенциала; общества - в развитии совокупного личностного и интеллектуального потенциала страны. Эффективное удовлетворение этих потребностей и является ориентиром использования маркетинга в образовании [2].

В настоящее время для эффективного функционирования учреждений дополнительного образования использование инструментов маркетинга является необходимым условием в динамично меняющихся условиях осуществления экономических реформ и модернизации образования. Изучение запросов потребителей является одной из главных задач, от которой зависит успех работы учреждения дополнительного профессионального образования, так как это определяет спрос на его услуги и образовательный продукт, соответствие его потребностям потенциальных клиентов. Предъявляемые запросы определяют программу и направления тех или иных образовательных услуг, тем самым определяя стратегию и тактику учреждения.

Для системы образования нет острой необходимости стимулировать спрос на свои услуги, как, например, при реализации продуктов питания или бытовой техники. И, несмотря на то, что деятельность учреждений дополнительного профессионального образования не связана с получением дохода, использование инструментов маркетинга здесь не малозначимо, так как осуществляется эта деятельность в условиях конкурентной рыночной среды, имеет спрос и требует разумного предложения услуг. В этой связи, под рынком образовательных услуг мы имеем в виду систему образовательных организаций, которые занимаются удовлетворением специфической потребности человека - потребности в знаниях, подчинённую законам спроса, предложения и стоимости, имеющую для этого необходимую инфраструктуру и методическое обеспечение.

От доверия потребителей к образовательным услугам, предлагаемых определенным учреждением, и зависит их потребление. Потребителями образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования являются слушатели курсов. Задачей маркетинга образовательных услуг в системе дополнительного профессионального

образования (ДПО) является постоянное влияние на положительное отношение и доверие слушателей к конкретной образовательной организации, ведь именно слушатели курсов участвуют в создании продукта образовательных услуг. От личной активности слушателей зависит будет ли достигнут намеченный социальный эффект учреждением ДПО. Если в коммерческих отраслях поведение потребителей - это процесс поиска, выбора, принятия решения о приобретении продукта или услуги, то поведение потребителей образовательных услуг - это личное принятие, освоение получаемых при взаимодействии с образовательной средой образовательного учреждения знаний. Социальным эффектом такой деятельности должны быть личностные изменения потребителей (слушателей): сформировавшиеся у них знания, развитые способности и умения, совершенствование их профессионализма.

В этом случае ресурс «знание» сравнивается с покупкой товара или услуги, поскольку, получая профессиональные компетенции и навыки, внедряя их в свою профессиональную деятельность, педагог начинает получать прибыль. Наличие данного эффекта обуславливает и возможности экономических результатов деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, на учреждения дополнительного профессионального образования маркетинг оказывает значительное влияние, и начинается он с определения запросов и потребностей потенциальных слушателей. Внедрение модели непрерывного профессионального образования является одной из стратегических задач Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Это обеспечит «каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста». [3]

Специалистами Центра непрерывного повышения профессионального мастерства ГБУ ДПО РД «Дагестанский институт развития образования» (ДИРО) была разработана анкета и проведен опрос среди учителей общеобразовательных предметов Республики Дагестан с целью выявления их профессиональных потребностей, в рамках реализации федерального проекта «Современная школа». Число респондентов (учителей), принявших участие в опросе, - 1143 чел. с разных городов и районов республики (см. рис. 1), которые позволили выявить их интересы и запросы.

На вопрос «Что является для Вас в настоящее время стимулом в работе?» учителя могли выбрать несколько вариантов ответов. Здесь мы видим, что большинство выбрали «Заинтересованность в процессе и результатах своей работы», «Возможность познания и освоение нового» и «Возможность творчества и самореализации» (см. рис. 2). Из этого мы можем сделать выводы, что учителя заинтересованы в получении новых знаний, что на образовательные услуги есть спрос.

На вопрос «Что является для Вас в настоящее время главным препятствием в работе?» большинство учителей (525 чел.) ответили, что препятствием является низкая материально-техническая и методическая база, а также «Погоня за цифрами (уровень обученности, воспитанности и др.), «завышенный образовательный стандарт», «материальная необеспеченность», «выгорание и усталость» (см. рис. 3).

Рис. 1. «С какого Вы района / города»

Также с помощью данного опроса нами была получена возможность понять, что мотивирует учителя (см. рис. 2) и что для них является основным препятствием в работе (см. рис. 3).

Что является для Вас в настоящее время стимулом в

работе?

Рис. 2. «Что является для Вас в настоящее время стимулом в работе?»

На вопрос «Что необходимо Вам, в первую очередь, для качественного и результативного выполнения профессиональных обязанностей?» 50% учителей выбрали «Развитие профессиональных умений; совершенствование мастерства (овладение новыми методами и приемами работы)» (см. рис. 4).

На вопрос «Какие условия для успешной работы Вам необходимы» (см. рис. 5) на первом месте ответ «методическое обеспечение», затем - «возможность обмена опытом и встречи с другими «мастерами» и «возможность для самообразования». Спокойно работать и самостоятельно планировать деятельность выбрали 434 учителя.

Затруднения при конструировании урока согласно ФГОС встречаются у 44% учителей, а это 501 учитель (см. рис. 6), проблемы в организации самостоятельной работы учащихся имеются у 24 % (см. рис. 7).

Что является для Вас в настоящее время главным препятствием в работе?

Рис. 3. «Что является для Вас в настоящее время главным препятствием в

работе?»

Мы считаем, что полученные результаты помогут правильно выстроить индивидуальный образовательный маршрут учителя.

Здесь важно понимать, что отношения должны носить характер взаимопомощи. Мы предлагаем использовать Правила партнерства:

1. Установление обратных связей;

2. Создание доверительных отношений;

3. Поиск путей удовлетворения высшей потребности пирамиды Маслоу (самовыражение).

Определение качества образовательных услуг в настоящее время носит намного более обширный характер. Мы предлагаем соблюдать важные правила для того, чтобы заслужить положительную репутацию учреждения. К ним можно отнести:

Что необходимо Вам, в первую очередь, для качественного и результативного выполнения профессиональных обязанностей?

Развитие умений восприятия, поиска, отбора и переработки информации

14%

Развитие коммуникативны х способностей,

умения отстаивать свою точку зрения, воспринимать отличную от своей

17%

Научное (методическое) руководство в: 1. оформлении и публикации научно-методических и др. материалов; 2. подготовке и защите творческих работ; 3. обучении наблюдению за детьми

Рис. 4. «Что необходимо Вам, в первую очередь, для качественного и результативного выполнения профессиональных обязанностей?»

1. Совершенно новые определения качества с учетом новых требований времени.

2. Учет и анализ скрытых запросов, обеспечивая возможность пофантазировать или непринужденно порассуждать людям.

3. Принимать во внимание посторонние факторы и прикладывать максимум усилий для выстраивания хороших отношений путем поиска и контроля проблем, связанных с качеством предоставляемых образовательных услуг.

4. Постоянное взаимодействие с потребителем (налаживание обратной связи со слушателями).

В контексте индивидуального подхода изучению интересов и потребностей (педагогов, учеников, студентов) должно уделяться основное внимание. В связи с этим, услуги, предоставляемые учреждениями дополнительного профессионального образования, по сравнению с другими областями образования, должны быть максимально гибкими и обладать приспособляемостью к индивидуальным потребностям слушателей курсов. Все это делает использование инструментов и методов маркетинга необходимым при предоставлении образовательных услуг.

Какие условия для успешной работы Вам необходимы?

Рис. 5. «Какие условия для успешной работы Вам необходимы?»

Рис. 6. «Встречаете ли Вы затруднения при конструировании урока согласно ФГОС?»

Рис.7. Имеются ли у Вас проблемы в организации самостоятельной работы учащихся?

Список литературы:

1.Бахчиева, О.А. Образовательный маркетинг в инновационной системе дополнительного образования: от теории к практике//Московский государственный психолого-педагогический университет. Статья в сборнике трудов конференции. Москва, 2018. - С.480-485.

2.Майстер, В. А., Катасонов, С. В., Майстер, В. В. // Маркетинг образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования // НиКа.- 2009. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/marketmg-obrazovatelnyh-uslug-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya.

3.Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года https://kpfu.ru/do/struktura-i-funkcii/otdel-nepreryvnogo-brazovaniya/proektkoncepcii-razvitiya-nepreryvnogo-184853.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.