Научная статья на тему 'Развитие маркетинга вуза: создание имидж-системы университета (часть 1)'

Развитие маркетинга вуза: создание имидж-системы университета (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ИМИДЖ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / МОНИТОРИНГ / MARKETING / IMAGE / SYSTEM / STRUCTURE / MANAGEMENT / MANAGEMENT MECHANISM / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сербиновский Борис Юрьевич, Звездочкин Юрий Юрьевич

Приведены результаты исследования, разработки и формирования имидж-системы университета, описаны место и роль имиджевой службы в структуре маркетинга и управления вузом и механизм управления имиджем университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MARKETING OF SUPERIOR EDUCATIONAL INSTITUTION, BUILDING OF IMAGE SYSTEM OF UNIVERSITY (PART 1)

There given the results of researching, treatments and forming of image system of university; there described role and place of image service in marketing structure and management of superior educational institution and mechanism of image management of university

Текст научной работы на тему «Развитие маркетинга вуза: создание имидж-системы университета (часть 1)»

УДК 339.138

UDC 339.138

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА ВУЗА: СОЗДАНИЕ ИМИДЖ-СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА (ЧАСТЬ 1)

Сербиновский Борис Юрьевич д. э. н., к. т. н., профессор

Звездочкин Юрий Юрьевич аспирант

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Приведены результаты исследования, разработки и формирования имидж-системы университета, описаны место и роль имиджевой службы в структуре маркетинга и управления вузом и механизм управления имиджем университета

Ключевые слова: МАРКЕТИНГ, ИМИДЖ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ, МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ, МОНИТОРИНГ

DEVELOPMENT OF MARKETING OF SUPERIOR EDUCATIONAL INSTITUTION, BUILDING OF IMAGE SYSTEM OF UNIVERSITY (PART 1).

Serbinovskiy Boris Yurievich,

Dr.Sc.(Econ.), Cand. Tech. Sci., professor

Zvezdochkin Yuriy Yurievich post-graduate student

South Federal University,

Rostov-on-Don, Russia

There given the results of researching, treatments and forming of image system of university; there described role and place of image service in marketing structure and management of superior educational institution and mechanism of image management of university

Keywords: MARKETING, IMAGE, SYSTEM, STRUCTURE, MANAGEMENT, MANAGEMENT MECHANISM, MONITORING

Выбор средств формирования имиджа, вуза и управления им непосредственно связан с практической реализацией имидж-системы, включающей мониторинг имиджа. Формирование имиджа может рассматриваться как функция и процесс маркетинга и менеджмента вуза. Выполнение этой специальной функции определяет необходимость создания специального дополнения организационной структуры вуза, разработки процессов, выбора средств формирования и поддержания имиджа, коррекции организационной культуры и других действий, направленных на проблемно-целевое совершенствование системы оказания вузом образовательных и других услуг, а также системы его управления. Следовательно, необходимо разделить: 1) формирование имиджа как функцию и совокупность процессов, которые связаны с моделированием, конструированием, построением имиджа из отдельных элементов и определение путей его сохранения, в том числе выделение и использование факторов влияния; 2) управление имиджем, или имидж-менеджмент как функцию и совокупность процессов, которые предусматривают управление процессами и людьми

при первичном формировании имиджа и последующем его сохранении или коррекции.

При практической реализации обобщенная функция формирования имиджа может быть дифференцирована на следующие отдельные функции:

- конструирования имиджа, вследствие чего возникают функции моделирования и конструирования имиджа и соответствующие процессы;

- построения имиджа, его непосредственного формирования, что приводит к необходимости разрабатывать соответствующие процессы формирования имиджа;

- формирования имиджа по отдельным направлениям, видам деятельности и объектам, включая дифференциацию по продуктовому и процессному признакам;

- сохранения, мониторинга, защиты и коррекции имиджа (с разработкой соответствующих процессов);

- управления имиджем как совокупность функций, реализуемых при создании и поддержании имиджа вуза, включая планирование и организацию работ и мероприятий, их учет, контроль и анализ, согласование и координацию, управление проектами и т.д.

Таким образом, построение имидж-системы и управление имиджем связано с выполнением персоналом вуза достаточно широкого набора функций и процессов.

Опираясь на результаты исследования можно предложить подход к управлению имиджем образовательного учреждения, который заключается в активном его формировании и регулярной коррекции системы управления на основе данных мониторинга и предусматривает использование следующего набора управленческих функций:

- постановка и декомпозиция цели формирования имиджа;

- выработка основополагающей идеи и концепции имиджа;

- построение модели имиджа и системы показателей, норм поведения и целевых критериев мониторинга и управления имиджем;

- определение управляемых, косвенно управляемых и неуправляемых факторов влияния на имидж;

- анализ тенденций, прогнозирование и планирование показателей, установление значений целевых критериев и границ изменения контролируемых показателей и ресурсных ограничений;

- построение модели системы оценок имиджа;

- разработка и апробация методик контроля (наблюдения), анализа и коррекции имиджа;

- организация мониторинга и управления имиджем;

- распределение функций управления;

- организация и управление процессами;

- проектирование и реализация акций и мероприятий для каждой стадии процесса;

- контроль эффективности акций и мероприятий;

- другие дополнительные специальные функции, связанные в большей степени с РЯ.

Реализация имидж-системы потребует частично изменить организационную структуру. Как показало исследование, дополнения организационной структуры могут быть разделены на две части - реальную и виртуальную. Управление имиджем должно гармонично дополнить маркетинг вуза. Целесообразно в вузе создать службу маркетинга как специализированную подсистему в составе системы управления университетом. Основные функции управления имиджем следует поручить имиджмейкеру. В крупных университетах возможно создание Call-центра и имиджевого центра с группой мониторинга (например, имиджевого центра ЮФУ), вокруг которого может быть развернута виртуальная структура имидж-системы, в том числе ее сетевая часть.

Имиджевый центр должен выполнять основной объем работ. Как отмечалось выше, система имиджа является подсистемой маркетинга вуза, который должен органично войти в систему управления. Вместе с тем она как относительно самостоятельная и искусственная система должна управляться, т.е. иметь собственные цели, методы, средства и формы реализации и управления. Поэтому именно имиджевый центр должен выполнять планирование работ, в том числе проектное и программно-целевое управление; организацию работ и процессов; получать финансирование и осуществлять бюджетирование с выделением бюджетов отдельных проектов и бюджетов текущих работ общего характера; осуществлять контроль, учет, мониторинг и анализ эффективности имидж-системы, отдельных действий, процессов, руководителей, специалистов и исполнителей.

Представляя имиджевый центр как систему, ее целесообразно разделить на основные подсистемы: стратегии и моделирования имиджа; его проектирования; реализации проектов и формирования имиджа; мониторинга; коррекции, тактического и оперативного управления имиджем.

Важная роль РЯ в формировании имиджа определяет целесообразность создания пресс-службы и PR-агентства в составе маркетинговой службы или в составе отдела по связи с общественностью, а также введение в штат вуза должности пресс-секретаря. В крупных университетах возможно создание специализированного Управления коммуникаций и общественных связей. Возможно выделение специализированных направлений работы с общественностью, включая «государственный РЯ», «внутрикорпоративный РЯ» и «социально-политический РЯ».

PR и пресс-служба могут играть важнейшую роль в формировании и поддержании имиджа, прежде всего путем поддержания интереса к вузу, регулярного специально организованного информирования широких кругов общественности о событиях, происходящих в вузе и вокруг него. По-

этому целесообразно остановиться на этом элементе оргструктуры, его роли, функциях и технологиях работы более подробно.

В ЮФУ РЯ-служба создана как функциональное подразделение -Центр общественных связей ЮФУ во главе с директором.

Пресс-служба - отдельная структура в администрации ректора, которая, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ информации ректору и его команде, с другой - является связующим звеном со СМИ (СМК

- средства массой коммуникации - термин, которым в настоящее время некоторые авторы заменяют термин и аббревиатура СМИ), с третьей -поддерживает имидж руководителя, его команды, университета, его подразделений и сотрудников. Имидж руководителя и его команды должны занимать одно из важных мест в работе пресс-службы, но руководитель не должен отождествляться с университетом и его успехами, а его имидж не должен «заслонять» имидж университета. Пресс-служба должна прежде всего формировать имидж университета и его подразделений, но не забывать и об имидже руководителя, его команды и других сотрудников, каждодневно контактирующих с объектами формирования имиджа университета. Поэтому задачи пресс-службы достаточно широки: поддержка коммуникативной активности; ежедневное формирование информационных потоков; управление информационными потоками с учетом выбора наиболее эффективных каналов передачи информации; формирование имиджа при сообщении клиентам исчерпывающей информации об университете и его услугах. Кроме того, пресс-служба должна помочь руководителю правильно выбрать мероприятия и формы участия в них.

К комплексным задачам можно отнести:

- работу с общественностью, в том числе с общественными движениями и партиями;

- полное и объективное информирование руководителя о происходящем внутри и вне университета;

- полное и объективное информирование общественности через телевидение, газеты, радио, Интернет об университете, о значимых событиях;

- подготовку руководителя и лиц из его команды к встречам с общественностью;

- изучение общественного мнения об университете, отдельных аспектах его деятельности и событиях, первых лицах;

- изучение, формирование и поддержание имиджа университета и его первых лиц, подразделений;

- адаптацию информации, приспосабливание ее к аудитории, с которой первые лица университета будут встречаться;

- обеспечение информационной прозрачности, готовности к диалогу с общественностью, сотрудничеству с клиентами и масс-медиа;

- подготовку выступлений лиц, представляющих университет, с расстановкой акцентов, пауз, интонаций и выработкой стиля выступления: написание текстов для СМИ, подготовка ответов на возможные вопросы и критику, создание условий для обратной связи с аудиторией, специальный тренинг с целью научить спикеров понимать, чувствовать, как аудитория воспринимает выступление, влиять на восприятие в желаемом направлении;

- обучение манерам общения и коррекцию внешнего вида руководителя, который должен соответствовать ситуации официальной и неофициальной встречи;

- создание фона, на котором выступает спикер: фон должен нести позитивную информацию и способствовать позитивному восприятию руководителя;

- создание образа умного, информированного, обаятельного, приятного в общении, коммуникабельного, внимательного к чужому мнению руководителя или члена его команды;

- регулярные контакты с журналистским пулом (журналистами лояльными университету). Для медиапула (как виртуальной внешней части оргструктуры имидж-системы вуза) важны качество информации и скорость получения комментариев. Но создание пула не должно препятствовать открытости и доступности для общения с любыми СМИ (любой журналист не должен чувствовать себя обделенным вниманием и информацией), структурной политике в отношении центральных, региональных, местных, вузовских и межвузовских СМИ, созданию и использованию группы лояльных СМИ. Как известно, многие университеты издают собственные газеты, в том числе ЮФУ, ЮРГТУ (НПИ) и др. В г. Ростове-на-Дону издается межвузовская газета «Академия» (еженедельник науки и образования Юга России). Как показало исследование, у руководителей, как правило, возникает стереотип переоценки значимости собственных изданий и недостаточного использования центральных, региональных, местных СМИ, в том числе в связи с их меньшей доступностью для пресс-службы вуза. Именно поэтому предлагается в обязательном порядке выработать структурную политику в отношении центральных, региональных, местных, вузовских и межвузовских СМИ и дополнительно позаботиться о формировании группы лояльных СМИ, с которыми может быть налажена совместная, взаимовыгодная деятельность руководителя и представителей университета, базирующаяся на профессиональных интересах и человеческих отношениях. Желателен пул друзей университета;

- экономию рекламного бюджета за счет замены рекламы другими формами и методами воздействия на объекты формирования имиджа;

- информационно-аналитическое и организационное обеспечение работы руководителя и его команды по установлению связей с общественностью, населением, органами государственной власти и другими объектами формирования имиджа;

- участие в формировании и реализации информационной политики университета в отношении его имиджа;

- участие в анализе и структурировании информационного пространства вокруг и внутри университета;

- разработку стратегии и тактики публичной деятельности руководства при формировании и поддержании имиджа университета.

Университет всегда стеснен в средствах, но следует понимать, что бесплатность отношений со СМИ может порождать рост количества публикаций и упоминаний, содержащих необходимую и значимую для вуза информацию, но в ущерб ее качеству, за которое (качество), возможно, придется платить. Поэтому не следует разбрасываться деньгами на продвижение имиджа, но нельзя на этом существенно экономить. Необходим мониторинг эффективности проектов и мероприятий, который помогает найти размер эффективного бюджета. Это сложно, но нужно и возможно, делать.

Пресс-служба должна быть активной в размещении информации в СМИ, поскольку университет и СМИ руководствуются разными интересами. Во-первых, любой орган СМИ заинтересован в читателе, а точнее, в доходах и прибыли от читателя. Во-вторых, привычки, штампы, лень, личные обстоятельства и т.п. могут воспрепятствовать «бескорыстной» и самостоятельной поддержке имиджа университета органом СМИ. Поэтому пресс-службе следует найти формы взаимодействия с медиапулом и другими органами СМИ на платной и бесплатной основе. В частности, подготовка качественной информации для корреспондентов помогает последним без особого труда готовить статьи и зарабатывать свои деньги.

Связь с массовыми СМИ, прежде всего с группой лояльных ВУЗу СМИ, помогает разрушать глубокие отрицательные стереотипы и строить репутацию и имидж в необходимом направлении. Массовые СМИ апеллируют к большой аудитории, и для университета это хорошо, поскольку его

услуги - это не просто продукт, это образование и наука для общества в целом. В этом их отличие от любого другого товара и услуги, которые ориентированы на сегмент рынка и специализированную аудиторию. Образование и состояние системы образования интересует практически всех. С этих позиций и в этом смысле целевая аудитория в управлении имиджем университета - это широкая общественность, большая часть взрослого населения страны. Через массовые СМИ можно достичь общего доверия, чтобы повысить лояльность отдельного сегмента и небольшой целевой аудитории. Здесь создается цепочка особых ценностей: университет вкладывает средства в имидж - повышает доверие широкой общественности и отдельных целевых групп и аудиторий - формируется своеобразный «репутационный кредит» и позитивный имидж, которые необходимо оправдать и поддерживать, в том числе с использованием узкоспециализированных, местных, региональных и отраслевых СМИ, которые далеко не все читают и слушают, более того, не все им доверяют. Поэтому важно наладить связь с общенациональными рейтинговыми СМИ, которые завоевали доверие читателя и слушателя, но надо быть готовыми, что такие органы СМИ будут тщательно проверять информацию.

Использование узкоспециализированных изданий и немассовых СМИ целесообразно в двух направлениях: 1) для публикации объемных, основательных и интересных статей, которые будут интересны определенной целевой аудитории, но не всем; 2) для размещения небольших по объему комментариев, подготовленных специалистами, заслужившими доверие целевой аудитории. Поэтому для газеты «Коммерсантъ» или «Ведомости» следует готовить статьи, ориентированные на широкую публику и ей интересные, а для отраслевых газет и журналов - соответствующую специализированную и проблемную информацию. Кроме того, нужно сотрудничество и добровольное предоставление информации и результатов ис-

следований газетам и журналам, рассчитывающим рейтинги по собственным методикам и периодически их публикующим.

Состав пресс-службы может быть сформирован из штатных и внештатных сотрудников, включая пресс-секретаря, аналитика, спичрайтеров, корректора, спикеров, журналистов, психологов, социологов, маркетологов, имиджмейкера, стилиста, визажиста и других привлеченных работников.

В структуру разрабатываемой имидж-системы может быть включен сall-центр (служба обзвона и информирования клиентов). Он необходим для консультаций, диалога, информирования и обратной связи с потребителями услуг. Важен он и для создания имиджа именно потому, что помогает формировать образ университета, внимательного к нуждам и проблемам потребителей, способного решать возникающие проблемы в диалоге с потребителем. Особую роль са11-центр приобретает в период подготовки нового набора студентов.

Виртуальный call-центр в структуре имидж-системы может быть

создан:

- в форме специального диалогового сайта с использованием возможностей Ьов1@Еоипё. Такие сайты строятся как диалоговые и консультационные. Это еще одна возможность объяснить, обосновать политику руководства университета, его конкретные шаги, информировать людей о тех правилах и планах, по которым живет университет, ответить на насущные вопросы, а также выявить проблемы, которые волнуют людей. Эта форма сайта позволяет по количеству обращений выстроить рейтинг проблем, передать и получить массу информации, которая непосредственно относится к управлению имиджем университета. Такие сайты позволяют анализировать сегменты рынка образовательных, научных, консалтинговые и других услуг, «увидеть» реального потребителя с его нуждами, потребностями, взглядами, предпочтениями, положительными и отрицатель-

ными сторонами. Использование диалоговых сайтов - это своеобразный метод антикризисного управления. Он помогает выявлять проблемы университета на ранних стадиях для того, чтобы заранее предпринимать антикризисные меры и возвращать университету внутренние и внешние пропорции эффективного функционирования;

- как система интерактива (телефонные роботы), предназначенная для автоматической работы с коммуникативными каналами мобильной связи и способная одновременно поддерживать несколько информационных каналов: SMS, MMS, обычный телефон с оператором, автоматические голосовые сервисы на основе IVR (Interactive Voice Response). Такие системы могут успешно заменить обычный Call-центр с живыми консультан-тами-операторами, поскольку нет необходимости постоянно решать задачу: как меньше заплатить операторам, но добиться качественного консалтинга? Сложность использования системы интерактива - разработка специальных сервисов, но роботы, судя по публикациям, оказываются гипер-популярными у людей (даже ради праздного любопытства). Использованию автоматов предшествует разработка типовых сценариев, которая дополняется работой по выявлению нетипичных ситуаций, чтобы дополнить сценарии. Поскольку исходящие звонки фактически запрещены, то используется технология доступа к бесплатным телефонным линиям 8-800... . Это привлекает потребителей, но за каждый верный ответ клиент платит 15 руб. со своего телефонного счета. С роботами готовы общаться разные возрастные группы, в том числе дети от 5 до 10 лет. Если приглашение принять участие в акции привлекательно и понятно сформулировано, то на него откликаются до 22 %, а на пике интереса - до 24% людей от общего числа получивших предложения [1].

Университет может воспользоваться технологиями функционального аутсорсинга. Фирмы, предоставляющие такие услуги, появились и г. Ростове-на-Дону. В ассортименте их услуг телемаркетинг и «виртуальный

секретарь». Этот вид аутсорсинга в регионах только начинает развиваться. Доля объема услуг аутсорсинговых са11-центров в 2007 г. составила: в Москве - 81; в Санкт-Петербурге - 11 в регионах России - 8 % [2].

Определенную роль в формировании имиджа университета может сыграть университетское издательство, если оно будет издавать учебную литературу для широкой продажи в сети книжных магазинов. На книгах и в их библиографическом описании отражаются узнаваемые визуальные образы университетов, которые запоминаются читателями, поднимают репутацию вуза. Таких университетских издательств мало. К их числу можно отнести издательство Российской экономической академии имени Г. Плеханова, издательство МГУ, издательство Воронежского университета.

Разумеется, специализированная служба не может выполнить все работы и мероприятия, создать и реализовать все проекты, связанные с конструированием, формированием и поддержанием имиджа. Необходимо вовлечь в эту работу большую часть подразделений и персонала вуза, а также студентов, магистров, аспирантов и людей, не принадлежащих к вузу, но готовых своими действиями формировать его позитивный имидж. Таким образом, реальная часть оргструктуры, включающая подразделения и штатных специалистов, для которых формирование имиджа является основной производственной задачей и управленческой функцией, будет дополнена виртуальной частью, которая включает проектную структуру, объединяющую проектные творческие группы и сетевую структуру.

Каждая из указанных виртуальных структур может формироваться как внутренняя, внешняя или смешанная.

Следует отметить, что управление имиджем структурно и функционально может быть выделено за рамки оргструктуры университета, если руководством будет принято решение о передаче этой функции на аутсорсинг.

Многие университеты имеют хорошие возможности для развертывания реальной и виртуальной оргструктуры, поскольку имеют факультеты, кафедры и сотрудников (прежде всего, профессорско-преподавательский состав), которые профессионально занимаются маркетингом и менеджментом, РЯ, журналистикой, филологией, социологией и психологией. Например, ЮФУ имеет факультет филологии и журналистики ЮФУ, кафедру РЯ ПИ ЮФУ, кафедру экономики и менеджмента ПИ ЮФУ и др.

Использованные источники

1. Исковских Л. Умные телефонные роботы: исповедь создателей // Рекламодатель: теория и практика. 2008. № 3. С. 57 - 60.

2. Жабская Т. Ростовские компании внедряют услуги са11-центров в свой бизнес // Деловой квартал. 2008. № 20. С. 26 - 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.