Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства в системе жилищно-коммунального хозяйства Самарской области'

Развитие малого предпринимательства в системе жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодова Е. П.

В статье рассматривается необходимость привлечения малых предприятий в сектор жилищно-коммунального хозяйства. Определены основные факторы, сдерживающие рост числа предприятий малого бизнеса в данный сектор экономики, и предложены мероприятия по устранению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of small enterprise in the system of housing and communal services of the Samara Region

In the article the necessity of attraction of small enterprises in the sector of housing and communal services is viewed. The factors that restrain the growth of the number of enterprises of small business in the given sector of economy are defined and actions for the elimination of the discovered problems are suggested.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства в системе жилищно-коммунального хозяйства Самарской области»

УДК 332.12: 332.8

Е.П. Солодова*

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается необходимость привлечения малых предприятий в сектор жилищно-коммунального хозяйства. Определены основные факторы, сдерживающие рост числа предприятий малого бизнеса в данный сектор экономики, и предложены мероприятия по устранению выявленных проблем.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, регион, система жилищно-коммунального хозяйства.

Социально-экономические реформы, проводимые в России за последние десять лет, привели к радикальным переменам в жизни общества. Развитие и модернизация отрасли жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики как государства, так и регионов.

Однако ЖКХ по-прежнему выполняет в первую очередь социальную функцию с завышенными и необеспеченными социальными обязательствами государства, с отсутствием реальных экономических отношений и современных методов управления и характеризуется низким качеством предоставляемых услуг.

Жилье является одним из показателей благосостояния человека, при этом тесно увязанного с качеством жизни. Это также один из стабилизирующих факторов обстановки как в стране в целом, так и в отдельных субъектах РФ.

Жилищный фонд Самарской области по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 70,5 млн кв. метров, в том числе 56,4 млн кв. метров (80 %) — в городской местности и 14,1 млн кв. метров (20 %) — в сельской местности. По сравнению с 2009 г. жилищный фонд увеличился на 1,8 %. В сельской местности темпы прироста жилищного фонда выше (16,3 % по отношению к 2000 г.), чем в городской местности (13,4 %).

За последние три года несколько вырос и уровень благоустройства жилищного фонда. В Самарской области он выше, чем в среднем по регионам Приволжского федерального округа (см. табл. 1).

Состояние жилищного фонда постоянно ухудшается в результате недостаточного объема работ по его содержанию, реконструкции и модернизации (см. рис. 1).

* © Солодова Е.П., 2012

Солодова Елена Петровна (se-11.83@mail.ru), кафедра экономики Самарского филиала Московского городского педагогического университета, 443081, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76.

Таблица 1

Уровень благоустройства жилищного фонда Самарской области за 2006-2009 гг. (%)

Календарный год Удельный вес площади, оборудованной

водопроводом канализацией отоплением ваннами (душем) газом горячим водоснабжением напольными электроплитами

Городской жилищный фонд

2006 93 92 97 87 72 88 26

2007 93 92 97 88 72 88 26

2008 94 93 97 88 72 89 27

2009 94 93 97 88 72 89 27

Сельский жилищный фонд

2006 57 46 87 28 92 28 0,0

2007 57 47 88 29 92 30 0,0

2008 58 48 88 29 92 31 0,0

2009 58 48 88 30 92 32 0,0

Ш 0-30% □31-65% 066-70% ■ свыше 70%

@ 0-30% □ 31-65% Е 66-70% ■ свыше 70%

Рис. 1. Распределение жилищного фонда Самарской области по проценту износа в 2006 и 2009 гг. (в процентах от общей площади жилищного фонда)

В настоящее время в сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:

— велик износ основных фондов — до 70 %;

— около 5 % жилыга домов и зданий инфраструктуры подлежит сносу;

— финансовое состояние предприятий и организаций ЖКХ не соответствует требованиям рышочной экономики;

— у организаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;

— велика доля бюджетного финансирования при недостаточности доли населения — реального потребителя коммунальных услуг.

Несмотря на указанные недостатки, следует отметить, что услуги, оказываемые населению, всегда востребованы.

Таким образом, данное направление выгодно не только крупному, но и малому бизнесу, т. к. уровень доходности в данном сегменте не очень высок, но стабилен.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [1] к субъектам малого предпринимательства (МП) относятся «коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, физические лица — индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства».

Таблица 2

Распределение числа малых предприятий Самарской области по видам экономической деятельности1

№ Вид экономической На 01.01.2010 г. На 01.10.2011 г.

п/п деятельности Кол-во, Удельный Кол-во, Удельный

чел. вес, % чел. вес, %

1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8441 6,44 10 714 8,04

2 Рыболовство, рыбоводство 220 0,17 247 0,19

3 Добыча полезных ископаемых 308 0,27 524 0,4

4 Обрабатывающие производства 23 467 17,9 21 765 16,34

5 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 946 0,72 743 0,56

6 Строительство 14 154 10,8 15 090 11,33

7 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 34 237 26,16 38 935 29,22

8 Гостиницы и рестораны 6478 4,96 6952 5,22

9 Транспорт и связь 7793 5,95 8063 6,05

10 Финансовая деятельность 639 0,49 894 0,67

11 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 28 439 21,73 23 303 17,49

12 Образование 34 0,03 16 0,01

13 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2065 1,58 2476 1,86

14 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3674 2,8 3508 2,62

15 Всего 130 895 100 133 230 100

1 Таблица подготовлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. URL: http://www.samarastat.ru/.

Каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства Правительством РФ установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

В настоящее время участие субъектов малого предпринимательства в работе жилищно-коммунального хозяйства Самарской области является весьма ограниченным (см. табл. 2).

Таким образом, на 1 января 2011 года в данной сфере городского хозяйства занято не более 3% субъектов малого предпринимательства, более того, анализ состояния ЖКХ Самарской области свидетельствует о высокой степени монополизации отрасли.

Увеличение числа малых предприятий в ЖКХ будет способствовать притоку рабочей силы1. На 1 января 2011 г. доля постоянно занятых в данной сфере Самарской области составила примерно 3,5 % от общего числа занятых на малыж предприятиях (см. табл. 3).

Таблица 3

Распределение численности занятых на малых предприятиях Самарской области

№ Вид экономической На 01.01.2010 г. На 01.10.2011 г.

п/п деятельности Кол-во, Удельный Кол-во, Удельный

чел. вес, % чел. вес, %

1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8441 6,44 10 714 8,04

2 Рыболовство, рыбоводство 220 0,17 247 0,19

3 Добыча полезных ископаемых 308 0,27 524 0,4

4 Обрабатывающие производства 23467 17,9 21 765 16,34

5 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 946 0,72 743 0,56

6 Строительство 14 154 10,8 15 090 11,33

7 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 34 237 26,16 38 935 29,22

8 Гостиницы и рестораны 6478 4,96 6952 5,22

9 Транспорт и связь 7793 5,95 8063 6,05

10 Финансовая деятельность 639 0,49 894 0,67

11 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 28 439 21,73 23303 17,49

12 Образование 34 0,03 16 0,01

13 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2065 1,58 2476 1,86

14 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3674 2,8 3508 2,62

15 Всего 130 895 100 133 230 100

К основным факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в данном секторе экономики, относятся:

— высокая «затратность» производства;

— сложность доступа к кредитным ресурсам;

— долгий срок окупаемости инвестиционных проектов;

— нестабильность тарифной политики;

— недостаточная прозрачность финансовых потоков;

— отсутствие налоговых льгот;

— отсутствие подготовленных кадров для работы на малых предприятиях, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

— несовершенство договорных отношений и т. д.

Отдельно стоит выделить проблему вступления в некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО) всех предприятий, занятых в строительстве, для получения свидетельства о допуске к определенным видам работ. Само вхождение в СРО предполагает оплату вступительного и далее ежегодных взносов — их размер устанавливается саморегулируемой организацией. Кроме того, необходимо оплатить взнос в компенсационный фонд, размер которого составляет от 300 тыс. до 1 млн руб. И, конечно же, малое предприятие должно представить полный комплект документов, необходимых для вступления в СРО. Причем строители обязательно должны застраховаться, в противном случае вступительный взнос будет еще большим.

Вступление в СРО с финансовой точки зрения обходится примерно одинаково и мелкой фирме, и огромному строительному холдингу. Большие трудности у малых предприятий вызывает и недостаток профессиональных работников в штате строительной организации — Законом [2] предусмотрено минимальное количество работников с высшим профессиональным образованием в каждой строительной организации при вступлении в СРО. Таким образом, саморегулирование способствует монополизации рынка. Именно такая ситуация не позволяет широко вовлекать в этот бизнес новых представителей.

Особый интерес для субъектов МП представляют такие виды коммунального хозяйства, как:

— обслуживание жилищного фонда;

— благоустройство;

— вывоз бытовых отходов;

— наружное освещение;

— эксплуатация служебных зданий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— добровольная пожарная охрана;

— сбор, сортировка и переработка вторичного сырья.

Сложившаяся ситуация как в Российской Федерации, так и в Самарской области нуждается в государственной поддержке. При разработке мероприятий важно учитывать специфику функционирования малого бизнеса в жилищно-коммунальном комплексе.

Таким образом, для эффективного функционирования малых предприятий в ЖКХ должны быть приняты следующие меры:

— создание благоприятных условий для притока малых предприятий (особое внимание следует уделить созданию реальных рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом);

— увеличение финансовой поддержки (это может быть достигнуто за счет развития кредитно-финансовых механизмов и внедрения новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в данном секторе экономики);

— совершенствование нормативно-правовой базы (снижение налогового бремени малыж и средних предприятий за счет предоставления различных льгот, сокращение административных барьеров);

— информирование субъектов малого и среднего предпринимательства (информирование о существующих формах кредитной и инвестиционной поддержки, предоставление консультационных услуг и проведение информационных семинаров и других мероприятий).

Для притока малых предприятий в систему ЖКХ следует осуществить финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса. Это может быть достигнуто путем реструктуризации и ликвидации кредиторской и дебиторской задолженности предприятий данного сектора экономики, ликвидации дота-ционности жилищно-коммунального комплекса и обеспечения стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению услуг, совершенствования экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере и формирования благопри-ятныж условий для привлечения в нее инвестиций.

Также внимания требует финансовая поддержка МП в данном секторе экономики, которая состоит в предоставлении субсидий и гарантий по кредитам и лизинговыш сделкам в целях возмещения их затрат на приобретение специального оборудования.

Необходимо отметить, что одним из сдерживающих факторов роста малых предприятий в сфере ЖКХ становятся высокие налоги. В соответствии с Федеральном законом № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховыж взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» [3] с 2011 г. для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, общий тариф страховыж взносов составляет 34 %, что является существенным бременем на малыш бизнес. В связи с чем нужно предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере. В любом случае снижение налоговой нагрузки будет способствовать финансовому оздоровлению предприятий.

Особое внимание следует также обратить на вступление в СРО малыж предприятий в сфере ЖКХ. Данный процесс немыслим без совершенствования нормативно-правовой базы с момента выщачи разрешения на строительство до полной готовности объекта, в том числе без принятия мер, исключающих возможность осуществления строительства без наличия разрешения на него.

Очевидно, что предлагаемые меры требуют дополнительных исследований и проработок.

Изложенные выше предложения в случае их реализации способны ускорить реформу, придать ей позитивный характер. Жилищно-коммунальная сфера должна превратиться в сферу динамичного развития и социальной стабильности.

Внедрение совокупности предложенных мероприятий позволит создать благоприятные условия для притока в сферу ЖКХ малых предпринимателей, установить между ними взаимоотношения, основанные на здоровой конкуренции, улучшить качество предоставления жилищно-коммунальныж услуг, способствовать развитию договорных отношений в системе ЖКХ, оказать методическую помощь субъектам малого предпринимательства, желающим открыть свое дело в отрасли ЖКХ.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 02.08.09) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 4427. 31 июля.

2. Федеральный закон № 315-Ф3 от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» // Российская газета. 2007. № 4536. 6 декабря.

3. Федеральный закон № 213-Ф3 от 24.07.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» // Российская газета. 2009. № 4962. 29 июля.

E.P. Solodova*

THE DEVELOPMENT OF SMALL ENTERPRISE IN THE SYSTEM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE SAMARA REGION

In the article the necessity of attraction of small enterprises in the sector of housing and communal services is viewed. The factors that restrain the growth of the number of enterprises of small business in the given sector of economy are defined and actions for the elimination of the discovered problems are suggested.

Key words: subjects of small business, region, system of housing and communal services.

* Solodova Elena Petrovna (se-83@mail.ru), the Dept. of Economy, Samara Branch of the Moscow City Teacher's Training University, Samara, 443081, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.