Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего предпринимательства в России: правовые аспекты, финансовые условия'

Развитие малого и среднего предпринимательства в России: правовые аспекты, финансовые условия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
981
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / STATE CONTROL AND SUPERVISION / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / GOVERNMENT PROCUREMENTS / СУБСИДИИ / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филонич В. В.

В статье исследованы правовые и финансовые условия развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России. Определено, что в 2014 г. большое количество законодательных инициатив способствовало оптимизации финансовых условий функционирования МСП. Особое внимание было сосредоточено на государственном контроле и надзоре, налоговой нагрузке и обеспечении доступа к закупкам госкомпаний. Регулирование данных параметров позволит МСП выйти на новый уровень развития, обеспечит их финансовую устойчивость и количественный рост в будущем. Между тем существование нерешенных проблем, прежде всего с финансовым обеспечением МСП, вызывает необходимость формирования эффективной системы субсидирования и открытия доступа для МСП к внешним источникам финансирования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article legal and financial conditions of development of small and average business (MSP) in Russia are investigated. It is defined that in 2014 a large number of legislative initiatives promoted optimization of financial operating conditions of MSP. The special attention was concentrated on the state control and supervision, tax burden and ensuring access to purchases of state companies. Regulation of these parameters will allow MSP to come to a new level of development, will provide their financial stability and proliferation in the future. Meanwhile existence of unresolved problems, first of all, with financial security of MSP, causes the necessity of formation of effective system of subsidizing and opening of access for MSP to external sources of financing.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего предпринимательства в России: правовые аспекты, финансовые условия»

В. В. Филонич

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ, ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация

В статье исследованы правовые и финансовые условия развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России. Определено, что в 2014 г. большое количество законодательных инициатив способствовало оптимизации финансовых условий функционирования МСП. Особое внимание было сосредоточено на государственном контроле и надзоре, налоговой нагрузке и обеспечении доступа к закупкам госкомпаний. Регулирование данных параметров позволит МСП выйти на новый уровень развития, обеспечит их финансовую устойчивость и количественный рост в будущем. Между тем существование нерешенных проблем, прежде всего с финансовым обеспечением МСП, вызывает необходимость формирования эффективной системы субсидирования и открытия доступа для МСП к внешним источникам финансирования.

Ключевые слова

Малое и среднее предпринимательство, государственный контроль и надзор, налоговая нагрузка, государственные закупки, субсидии.

V. V. Filonich

DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN RUSSIA: LEGAL ASPECTS, FINANCIAL CONDITIONS

Annotation

In article legal and financial conditions of development of small and average business (MSP) in Russia are investigated. It is defined that in 2014 a large number of legislative initiatives promoted optimization of financial operating conditions of MSP. The special attention was concentrated on the state control and supervision, tax burden and ensuring access to purchases of state companies. Regulation of these parameters will allow MSP to come to a new level of development, will provide their financial stability and proliferation in the future. Meanwhile existence of unresolved problems, first of all, with financial security of MSP, causes the necessity of formation of effective system of subsidizing and opening of access for MSP to external sources of financing.

Keywords

Small and average business, state control and supervision, tax burden, government procurements, subsidies.

При наступлении финансового кризиса первым его неблагоприятные последствия на себе ощущает малый бизнес, так как именно он является одной их тех сфер бизнеса, которая наименее защищена от внешнего экономического воздействия. В 2014 г. си-

туация на валютном рынке повлекла за собой серьезные последствия для крупных предприятий. При этом государство стремится применять все возможные мероприятия для развития и поддержания малого и среднего предпринимательства, ведь за счет этого последствия

кризиса могут быть максимально нивелированы, и экономика восстановится быстрее.

Экономическая ситуация в России в 2014 г. предопределила необходимость формирования и реализации достаточно большого количества законодательных инициатив и актов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Большинство из них уже реализуются, другие будут реализованы в долгосрочной перспективе. Но наряду с этим реализуются мероприятия, вступающие в противоречие с заявленным курсом. В этом ключе необходимо дать оценку складывающейся ситуации и выявить наиболее значимые позитивные и негативные изменения, которые затрагивают малый и средний бизнес и лежат в области осуществления государственного контроля деятельности таких предприятий, а также налоговой нагрузки на бизнес и участия в государственных закупках и тендерах.

Для объективности анализа приведем некоторые статистические данные. В России, по информации Росстата, на 1 января 2014 г., зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. На них работают 25 % от общей численности занятых в экономике и приходится около 25 % от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. 62,8 % субъектов малого и среднего предпринимательства — индивидуальные предприниматели, 37,2 % — юридические лица (из них 32,7 % — микропредприятия, 4,2 % — малые предприятия и 0,3 % — средние предприятия) [2].

В 2013 г. общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,5 % (индивидуальных предпринимателей — на 12,7 %, малых предприятий — юридических лиц — на 3,5 %). Количество микро- и средних предприятий — юридических лиц в 2013 г., напротив, выросло на 3,9 и 15,4 %

соответственно. Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6 %) и предоставление услуг (35,4 %) [2].

Государственный контроль и надзор. Учитывая сложившиеся тенденции и характерные особенности ведения малого и среднего бизнеса, когда в условиях жесткой конкуренции, постоянных проверок со стороны множества контролирующих их деятельность органов «выживают» немногие, самым перспективным и правильным решением представляется освобождение на три года от плановых налоговых проверок. Несмотря на то что представители малого бизнеса надеялись на такие льготы уже начиная с 2015 г., согласно поручению Президента, изменения в законодательстве, скорее всего, вступят в силу лишь с 2016 г. Если малое предприятие на протяжении трех лет не имело нарушений налогового законодательства, то оно освобождается от проверки.

Также с 2016 г. должна начать работу новая система государственного и муниципального контроля, в основе деятельности которой лежит система оценки рисков. Фактически, чем более потенциально опасным будет являться вид деятельности, осуществляемой предприятием, тем чаще будут проводиться проверки, и наоборот. Соответствующий законопроект уже разрабатывается в Минэкономразвития России, он должен стать полноценной заменой действующему сейчас Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008.

В этот же период времени должен постепенно вводиться в практику деятельности Единый реестр проверок, который будет размещен на специальном интернет-сайте и должен предотвратить возможность проведения необоснованных контрольных мероприятий в сфере малого бизнеса, а также обеспечить более четкий надзор за их количеством и качеством со стороны Генеральной прокуратуры РФ[3].

Каждая проверка будет иметь свой индивидуальный учетный номер, также в реестре будет храниться информация о предприятиях, подлежащих проверке, предмете проверке и основаниях для ее проведения, сроках проведения и ее результатах, принятых по ее итогам мерах, обжаловании решений или действий (бездействий) определенных органов власти и должностных лиц [1].

Налоговая нагрузка. Что касается налогообложения малого предпринимательства, то государство предусматривает некоторые налоговые послабления. В 2015-2020 гг. на уровне субъектов РФ может быть принято соответствующее законодательство о предоставлении индивидуальным предпринимателям налоговых каникул. Главным условием их предоставления будет переход на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения в течение двух лет. В рамках налоговых каникул может быть предоставлена нулевая процентная ставка по налогам сроком на два налоговых периода с даты регистрации предпринимателя [4]. Однако есть опасения, что при принятии решений регионами о введении налоговых каникул немногие регионы решат предоставлять эти льготы, так как это чревато для региональных и муниципальных бюджетов потерей доходов. Правительством РФ сформированы специальные программы, способствующие предоставлению субъектам МСБ льгот со стороны региональных властей.

Применение режима налоговых каникул ограничено отраслевой принадлежностью индивидуального предпринимателя — льгота предоставляется только тем, кто занимается производственной деятельностью, работает в научной или социальной сфере, при этом юридические лица даже в случае их принадлежности к указанным видам деятельности воспользоваться налоговыми каникулами не могут.

Законодатели теперь также предусматривают более длительные сроки уплаты налогов за использование патента. Владение патентом менее 6 месяцев означает, что налог должен быть полностью оплачен в период действия патента, если же речь идет о периоде от 6 месяцев до года — то в течение трех месяцев после получения патента необходимо уплатить одну треть положенной суммы налога.

Кроме того, Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству обеспечить в период с 2015 по 2018 гг. неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, установленные до 1 января 2015 г. [5]. Эксперты отмечают, что данная мера проблему полностью не решит, так как региональные власти согласно действующему законодательству имеют возможность существенно влиять на налоговую нагрузку предприятий.

Обратим также внимание на то, что все вышеназванные меры решено было реализовывать после того, как финансовая нагрузка на субъекты малого и среднего бизнеса уже была увеличена. В связи с этим на данный момент предпринимателями указывается на два негативных изменения в законодательной базе.

Во-первых, была введена обязанность организаций, применяющих УСН или ЕНВД, уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, облагаемой налогом исходя из кадастровой стоимости. Прежде они были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Изменения были внесены в ст. 346.11 НК РФ, для плательщиков УСН вступили с 1 января 2015 г., ЕНВД — еще в третьем квартале 2014 г. [6]. Речь идет о таком имуществе организаций, как торговые центры и помещения в них, нежилые помещения, используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслужи-

вания (ст. 378.2 НК РФ). Как и прежде, субъекты РФ могут сами определять ставки налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.

Во-вторых, в городах федерального значения для организаций и индивидуальных предпринимателей был введен торговый сбор [7]. Он касается торговли через объекты стационарной торговой сети как не имеющие торговых залов (кроме автозаправок), так и имеющие торговые залы. Установление ставок сбора производится региональными властями и зависит от площади объекта торговли и стоимости патента на осуществление данной деятельности (он должен быть выдан на три месяца). При этом стоимость патента также устанавливается региональными властями — она равна примерно 600 тыс. рублей, поэтому нельзя говорить о том, что данные меры действительно будут способствовать существенному снижению нагрузку.

Расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний. В 2015 г. малые и средние предприятия также получат полноценный доступ к закупкам субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и организаций с государственным участием, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом № 223-Ф3 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [8]. Раньше осуществление подобных процедур законодательством не регулировалось, сейчас же механизм проведения закупок прописан в Постановлении Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц«), вступившего в силу в середине 2015 г. Согласно Постановлению у субъектов малого и среднего предпри-

нимательства должно закупаться продукции не менее чем 18 % годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками, и не менее 10 % в результате закупок, участниками которых являются исключительно субъекты МСБ. Если Правительство РФ будет придерживаться своей же собственной «дорожной карты» по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, то к 2018 г. доля таких закупок будет увеличена с 18 до 25 %.

Согласно новым правилам для представителей МСБ возросли штрафы за нарушение санитарных правил и несоблюдение закона о защите прав потребителей. Хотя, с другой стороны, такая мера необходима в современных условиях, когда социальная ответственность предпринимателей не всегда имеет место. Так, увеличение штрафов установлено в частности для учреждений общественного питания. Три четверти организаций, занимающихся предоставлением услуг общественного питания, являются малыми или микропредприятиями.

Штрафы составляют для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей (ранее было от 2 до 3 тыс. и от 20 до 30 тыс. соответственно). По-прежнему может применяться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток [9]. Повышение ответственности не сопровождается снижением требований, напротив, применяется все больше санкций в области осуществления государственного контроля. Это, безусловно, не способствует развитию малых форм предпринимательства и является для них еще одной актуальной проблемой функционирования, хотя позволяет надеяться на повышение качества при оказании услуг общественного питания.

В современных экономических условиях функционирование малых и средних предприятий зачастую происходит на территории арендуемых помещений. До 1 июля 2015 г. малые и средние предприятия могли приобрести такие помещения без конкурсов или аукционов, если они арендовали их по состоянию на 1 июля 2013 г. более двух лет, не имели задолженности по арендной плате, и если сами помещения не предназначены исключительно для передачи в аренду. Малые и средние предприятия с 1 июля 2015 г. были лишены возможности преимущественного права выкупа арендуемых ими у субъектов РФ или муниципальных образований помещений (Федеральный закон № 159-ФЗ от 22.07.2008 утратил силу.).

Проанализированные нами проблемы позволяют сделать вывод о том, что государственная политика поддержки малого бизнеса зачастую не носит системного характера: принимаемые в рамках одной и той же программы решения нередко противоречат друг другу, что отрицательно сказывается на секторе МСБ. Но даже если запланированные меры поддержки не были осуществлены и использованы в полном объеме, все же последнее время намечается тенденция усиления государственной поддержки большого числа инициатив, связанных с развитием малого и среднего бизнеса — введение налоговых и надзорных каникул, экономическая амнистия и т. д.

Развитие малого предпринимательства позволяет решать большое количество общественных задач. В ответ на государственную поддержку многие руководители таких организаций помогают городам, в которых работают: озеленяют территорию, на которой находится предприятие, проводят ремонт фасадов своих помещений, что благоприятно сказывается на внешнем виде как конкретного здания, так и всего города, что позволяет высвобождать

бюджетные средства и направлять их на развитие других социально и экономически значимых программ.

Поддержка субъектов малого предпринимательства производится с привлечением центров занятости населения, так как занятость населения на таких предприятиях решает проблему безработицы и обеспечивает людям более высокое качество жизни. Требования к новому бизнесу довольно строгие, так как цель поддержки малого бизнеса призвана решить и другие, прежде всего социальные задачи. Поэтому предприятия, рассчитывающие на государственную поддержку, не могут заключать вместо трудовых договоров со своими специалистами договоры подряда: это является своеобразной мерой экономии на социальных отчислениях, а значит подобное предприятие не будет рассматриваться государством как приносящее пользу обществу.

Кризис заставил крупный бизнес значительно пересмотреть свои рыночные планы, значительно урезать свои расходы на инфраструктурные проекты, сократить штат, в то время как малый бизнес оставался более гибким, адаптивным и меньше подверженным неблагоприятному воздействию. Поэтому реальная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства обеспечит мультипликативный эффект в экономике страны.

Государственная поддержка предпринимательства. Для получения государственной поддержки необходимо предоставить соответствующие документы и подготовить бизнес-план. Несмотря на кажущуюся легкость процедуры, статистика говорит об обратном: отечественных предпринимателей, решивших открыть свой бизнес, у нас в разы меньше, чем, например, в США (в 13 раз) и в Англии и Германии (в 6-8 раз).

Основные трудности, с которыми приходится столкнуться новому предприятию, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Проблемы организации нового бизнеса в России

С помощью создания специальных программ для бизнеса государство стремится решить данные проблемы.

Поддержка является многоуровневой и предоставляется по нескольким направлениям, отраженным на рисунке 2.

Рисунок 2 — Направления поддержки малого бизнеса

Сейчас в России функционирует более 1300 центров, основная функция которых заключается в консультировании начинающих предпринимателей. Подобные центры существуют практически в каждом регионе, даже в небольших районных поселениях, но большее количество консультационных пунктов сосредоточено в крупных городах, многие из них включают в себя бизнес-школы. В подобных центрах можно получить аутсорсинговые услуги бухгалтера, воспользоваться юридической помощью, также нередко они осуществляют образовательные услуги при

поддержке ведущих вузов региона. Проблемой существования таких центров является их неравномерная дифференциация на территории страны — их много в европейской части и достаточно мало в Сибири и на Дальнем Востоке.

В рамках имущественного обеспечения бизнесменам предоставляются выгодные условия аренды необходимых им площадей, в которых есть телефонная связь, Интернет и другие коммуникации. Помощь с точки зрения финансов наиболее сложна и важна. В таблице 1 приведены данные о финансировании мероприятий в 2015 г.

Таблица 1 — Финансирование мероприятий в 2015 г., млрд руб.*

Субсидии на Софинансирование

поддержку МСП объектов капитального строительства

Федеральный закон 19,17 1,8

о бюджете

Объём доведённого 17,26 1,62

лимита (в размере

до 90%)

Предусмотрено на 0,35 нет

проведение

сплошного обследования

Росстатом

ИТОГО к распределению 16,9 1,62

* Составлена автором по данным Росстата.

Поддержка малого бизнеса при помощи материальных средств бывает нескольких видов:

■ гранты на открытие и развитие;

■ субсидирование уже работающих предприятий, которые занимаются инновациями или работают в приоритетных для государства областях (сейчас это по большей части сельское хозяйство);

■ помощь в выплате кредитов и средств по договору лизинга;

■ льготы на аренду мест в профильных выставках, ярмарках;

■ субсидирование [10].

При использовании государственной финансовой поддержки необходимо осознавать тот факт, что создать бизнес исключительно на государственный заемный капитал невозможно — личные средства все равно необходимы, так как все равно на первоначальном этапе

предпринимателю придется понести затраты на написание бизнес-плана и юридическую регистрацию предприятия. На рисунке 3 представлены обязательные для получения субсидии условия.

Подводя итог, необходимо отметить, что само по себе количество мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса в России в будущем возрастет: в основном эти решения касаются снижения налоговой нагрузки, формирования механизмов страхования бизнеса, облегчения его доступа к кредитным ресурсам. Малое и среднее предпринимательство во всех странах является приоритетной сферой экономики, поэтому государство активно участвует в функционировании данных организаций и инициирует изменения законодательства и другие меры, которые направлены на укрепление данного сектора.

Наличие утвержденной государственной программы субъекта РФ

Наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение государственной программы субъекта РФ_

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА РФ

Размещение информации об условиях, порядке и распределении субсидий в сети Интернет_

Обеспечение проведения ежегодной проверки органом государственного (муниципального) финансового контроля_

Исполнение законодательства об осуществлении закупок товаров, работ и услуг

для обеспечения государственных или муниципальных нужд у субъектов

малого предпринимательства_

Обеспечение соответствия значений показателей в государственной программе субъекта Российской Федерации и значениям показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями_

Разработка и утверждение плана мероприятий («дорожной карты») в сфере развития МС1 и публикация его на официальных сайтах_

Размещение отчетов о достижении значений целевых показателей результативности, предусмотренных «дорожной картой» на официальных сайтах_

Рисунок 3 — Обязательные условия предоставления субсидии субъектам МСП*

* Составлен автором.

Библиографический список

1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : [Федеральный закон № 223-Ф3 от 18.07.2011] // СПС «Консультант Плюс».

2. О внесении изменений в части в первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : [Федеральный закон Российской

Федерации № 52-ФЗ от 02.04.2014] // Российская газета. — 2014. — № 6349.

3. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации : [Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ] // СПС «Консультант Плюс».

4. О внесении изменения в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : [Федеральный закон № 436-ФЗ от 22.12.2014] // СПС «Консультант Плюс».

5. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : [Федеральный закон № 477-ФЗ от 29.12.2014] // СПС «Консультант Плюс».

6. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» : [Федеральный закон № 511 -ФЗ от 31.12.2014] // СПС «Консультант Плюс».

7. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятий) за 2013 и 2014 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/inst-preob/tab-mal_pr_m.htm.

8. Государственная поддержка малого бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://finbazis.ru/pod derzhka-malogo-biznesa.

9. Единый реестр проверок разместится в Интернете [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://econo my.gov.ru/minec/press/news.

10. Тарифы страховых взносов в соцфонды РФ заморожены до 2017 г. // Expert Online [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://expert.ru/2014/ 12/2/tarifyi-strahovyih-vznosov-v-sotsfondyi-rf-zamorozhenyi-do-2017-goda/?n=87778.

Bibliographic list

1. About purchases of goods, works, services by separate types of legal entities : [Federal law № 223-FZ of 18.07.2011] // LRS «Consultant Plus».

2. About modification of parts of the first and second of the Tax code of Russian Federation and separate acts of Russian Federation : [Federal law of Russian Fed-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

eration № 52-FZ of 02.04.2014] // Ros-siyskaya Gazeta. — 2014. — № 6349.

3. About introduction of changes in part the first and second Tax code of Russian Federation : [Federal law № 382-FZ of 29.11.2014] // LRS «Consultant Plus».

4. About modification of article 6.6 of Code of Russian Federation about administrative offenses : [Federal law № 436-FZ of 22.12.2014] // LRS «Consultant Plus».

5. About modification of part the second Tax code of Russian Federation : [Federal law № 477-FZ of 29.12.2014] // LRS «Consultant Plus».

6. About modification of the Federal law «About protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs at implementation of the state control (supervision) and municipal control» : [Federal law № 511-FZ of 31.12.2014] // LRS «Consultant Plus».

7. The main indicators of activity of small enterprises (including the microen-terprises) for 2013 and 2014 [Electronic resource]. — URL : http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr_m.htm.

8. State support of small business [Electronic resource]. — URL : http://finbazis.ru/podderzhka-malogo-biznesa.

9. The unified register of checks will be posted online [Electronic resource]. — URL : http://economy.gov.ru/minec/press/ news.

10. Tariffs of insurance premiums in sotsfonda of Russian Federation are frozen till 2017 // Expert Online [Electronic resource]. — URL : http://expert.ru/2014/ 12/2/tarifyi-strahovyih-vznosov-v-sotsfondyi-rf-zamorozhenyi-do-2017-goda/? n=87778.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.