Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса - важнейшее условие решения социально-экономических задач'

Развитие малого и среднего бизнеса - важнейшее условие решения социально-экономических задач Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
813
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / БЕЗРАБОТИЦА / КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. / СRISIS / CLUSTER. / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / UNEMPLOYEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадеев М. Г., Багаутдинов Р. Г.

В условиях обострения противоречий глобальной экономики, мировых финансовых кризисов возникает необходимость создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. В статье рассмотрены актуальные вопросы состояния деятельности малого и среднего бизнеса, составляющего основу развития кластера в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and Medium-sized Business as Means of Successful Development of Cluster

In the context of intensification of antagonism in the sphere of global economics and world financial crisis creating of favourable conditions for small and medium-sized business becomes vitally important. The article refers to the actual aspects of small and medium-sized business activities as the basis for cluster development. The authors present the priorities of financial policy until 2012.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса - важнейшее условие решения социально-экономических задач»

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Экономика

УДК 334.7

Развитие малого и среднего бизнеса - важнейшее условие решения социально-экономических задач

Ахмадеев М.Г.

Доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой менеджмента Казанского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета

Багаутдинов Р.Г.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Казанского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета

В условиях обострения противоречий глобальной экономики, мировых финансовых кризисов возникает необходимость создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. В статье рассмотрены актуальные вопросы состояния деятельности малого и среднего бизнеса, составляющего основу развития кластера в условиях кризиса.

Ключевые слова: кризис, малый и средний бизнес, безработица, кластер, конкурентоспособность предприятия.

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации).

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 14

1988 году, в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.

Мировая практика свидетельствует, что малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. Еще в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 мая 1995 года говорилось, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Экономика

Этим положением установлено экономическая и социальная роль малого предпринимательства. Сегодня нормативное регулирование малого и среднего предпринимательства осуществляется ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г., который предельно конкретизировал цели и принципы государственной политики в этом направлении.

Особое место среди направлений вывода экономики из финансового кризиса должно быть отведено развитию малого и среднего бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую оборачиваемость ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктизации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Объектом деятельности малого и среднего бизнеса является, во-первых, инновационная (исследование, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торговопосредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности.

В целом, положение малого и среднего бизнеса в условиях финансового кризиса можно оценить как неудовлетворительное, это можно подтвердить следующими положениями:

1. Отсутствие широкой информации о порядке и условиях доступа к ним.

2. Состояние финансового рынка, характеризующегося отсутствием стабильности, а также ограниченностью выделения банков малым предприятиям кредитов и требованием высоких процентов.

3. Низкая мобильность трудовых ресурсов и дефицит подготовленных специалистов в области маркетинга, финансов, инновационной деятельности, работающих на малый бизнес.

Отрицательно влияют на развитие малого и среднего бизнеса несовершенство налогового законодательства, ограниченность налоговых льгот.

Успешное развитие малого бизнеса невозможно без целенаправленной государственной

поддержки, связанной с формированием благоприятной предпринимательской среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг.

Развиваясь под воздействием макроэкономической политики, малые предприятия объективно требуют специальных мер государственной поддержки и стимулирования. Ведь именно малый и средний бизнес является мощным рычагом для решения комплекса политических, финансово-экономических и социальных проблем: формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест.

Малому и среднему бизнесу реального сектора экономики приходится сталкиваться с проблемами, связанными с недостатком производственных площадей, сложностью доступа к сырью, низким уровнем материально-технического обеспечения, отсутствием необходимой лабораторно-исследовательской базы. В условиях кризиса положение осложняется еще и снижением платежеспособности потребителей продукции.

Правительство РФ в условиях кризиса создает благоприятные условия для малого бизнеса, с этой целью малому предпринимательству посвящен целый раздел Программы антикризисных мер Правительства РФ, основное направление которого связано со снижением административной нагрузки на малый бизнес.

В мировой практике инструментом развития промышленного предпринимательства и малого бизнеса выступают промышленные кластеры, которые представляют собой эффективное объединение независимых производственных и сервисных фирм, включая поставщиков, создателей технологий и научно-исследовательские институты, и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.

Кризисные явления, проявившиеся вначале как проблемы финансовой сферы, сегодня переросли в системный экономический кризис

15

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Экономика

с явными признаками депрессии. Спад промышленного производства в последние месяцы 2008 года и в начале 2009 года достиг 30-50 %. Прогнозы Минэкономразвития РФ свидетельствуют о регрессии промышленного производства и объема ВВП на 2009 год в целом. Отличие нынешней ситуации от кризисных явлений 1998 года заключается, в первую очередь, в том, что кризис, по сути, является мировым и охватывает все отрасли экономики.

Основными последствиями кризисных явлений для предприятий реального сектора экономики, как свидетельствует мировая практика, являются:

- критические изменения в схемах кредитования;

- значительное увеличение ставок по кредитам;

- отсутствие спроса на производимую продукцию;

- рост запасов готовой продукции;

- снижение уровня занятости персонала;

- падение уровня заработной платы при наличии инфляционных тенденций;

- свертывание инвестиционной деятельности.

«... Кризис всегда сопровождается уменьшением количества рабочих мест, закрытием ряда производств и нарастанием безработицы. К сожалению, это происходит и в нашей стране», заявил президент РФ Д.А. Медведев. Самое главное - это подготовить нормальные меры. Какие это меры?

Во-первых, это возможность выплачивать пособие по безработице в увеличенном объеме.

Во-вторых, специальная программа поддержки новых рабочих мест, важной составляющей которой является переподготовка, потому что кризис так устроен, что в ряде случаев человеку приходится менять работу.

Задача государства в условиях кризиса - поддержать людей, которые оказались в тяжелой ситуации. Для этого повысили почти до 5 тыс. рублей пособия по безработице, выделены дополнительные деньги на региональные антикризисные проблемы, так как функции борьбы с безработицей переданы регионам. В кризисных условиях действия государства организованы по важнейшим направлениям:

16

- выплаты пособий по безработице;

- общественные работы;

- переподготовка кадров;

- переселение безработных в районы, где возможно их трудоустройство;

- развитие малого бизнеса.

Одной из главных причин быстрого ухудшения социального положения большей части населения страны стало многократное снижение реальных доходов: заработной платы, пенсий, социальных пособий.

За свой труд среднестатистический работник РФ получает в два-три раза меньше, чем его коллеги из развитых и ряда развивающихся стран, хотя внутренние цены на большинство товаров и услуг уже достигли у нас мирового уровня, а то и обогнали его.

Низкая доля оплаты труда, с макроэкономической точки зрения, в структуре национального дохода не только порождает неравенство, но и ограничивает платежеспособный спрос, тормозит развитие среднего класса, препятствует расширению внутреннего рынка.

В современном мире малому и среднему бизнесу отводится важная социальная роль. Опыт ведущих стран мира показывает: поддерживая этот сектор экономки, власти получают возможность способствовать укреплению среднего класса, росту уровня жизни и ликвидации неравенства в обществе.

Малый и средний бизнес в РФ - один из наименее развитых секторов экономики, тогда как за рубежом небольшие компании активно участвуют в наполнении внутреннего рынка труда конкурентоспособными товарами и услугами, формируют потребительский и инвестиционный спрос, способствуют росту занятости населения и укреплению среднего класса. В развитых экономиках мира на малый и средний бизнес на сегодняшний день приходится до 6070 % ВВП, тогда как в России этот показатель, как минимум, в полтора раза ниже.

В условиях мирового экономического кризиса развитие малого и среднего бизнеса является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, связанных с вовлечением в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения. Малый бизнес обеспечивает необхо-

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Экономика

димую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию, кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнить ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создать атмосферу конкуренции. Как показывает мировая практика, именно малые предприятия в кратчайшие сроки позволяют осуществить структурную перестройку экономики, её поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ.

Малый и средний бизнес заполняет те ниши рынка, в которых крупный бизнес оказывается неэффективным. Эти предприятия получили широкое распространение и играют чрезвычайно важную роль в хозяйственной жизни регионов. Ведь важной функцией малого и среднего бизнеса является создание новых рабочих мест, что в условиях экономического кризиса неоценимо.

За годы реформ этот сектор значительно увеличился. По данным Федеральной службы государственной статистики, состояние малого предпринимательства можно характеризовать следующими данными (таблица 1).

Приведенные данные свидетельствуют о положительной тенденции в развитии предприятий малого бизнеса. В конце 2007 года в РФ их количество увеличилось на 28,9 %. Занятость населения за этот период имела прирост на 27,3 %, произошли изменения и в росте заработной платы, что имеет существенное значение.

В настоящее время наиболее привлекательными для малого и среднего бизнеса являются отрасли, не требующие значительных капитальных вложений, - торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения,

мелкий ремонт техники и другие. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях.

О значительном потенциале отечественного малого предпринимательства говорит и тот факт, что эти предприятия, имея в своем распоряжении всего 3 % основных фондов, дают пятую часть всей прибыли, формируя устойчивую базу для сбора налогов. Вклад малых предприятий в ВВП России, как указывалось выше, еще не так велик, и мировой опыт свидетельствует, что малое предпринимательство может бурно развиваться при самой незначительной поддержке, не сравнимой с затратами сил и средств, необходимых для возрождения крупного производства.

Экономический кризис обострил положение малых предприятий, дальнейшее развитие, которых тормозится многочисленными проблемами, среди которых финансирование и кредитование. В этих условиях им особенно необходима поддержка государства.

Для решения этих проблем в Республике Татарстан создается развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства реального сектора экономики (создание технопарков, бизнес-инкубаторов), разрабатываются программы поддержки бизнеса. В настоящее время малые предприятия являются объектом постоянного внимания Президента и Правительства РТ

Республика Татарстан, на сегодняшний день являющаяся экспортно-ориентированной и интегрированной в мировую экономику, пострадала от мирового финансового и экономического кризиса. Многие наши ведущие компании испытали сокращение объемов производства и прибыли от падения спроса на свою продукцию.

Таблица 1

Развитие малых предприятий по России за 2002-2007 гг.

Мш/ п Показатели Ед. изм. 2002 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2002 г.

1. Количество малых предприятий в РФ тыс. ед 882,3 1137,4 128,3

2. Выручка от продажи по РФ млн. руб. 3495102 1546911 442,6

3. Количество работников по РФ тыс. чел. 7976 10157 127,3

4. Фонд заработной платы по РФ млн. руб. 211400 1096819 5,2

5. Инвестиции в основной капитал по РФ млн. руб. 49730 259074 5,2

17

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Экономика

В первом полугодии 2009 г. темпы сокращения промышленного производства несколько замедлились. Некоторое оживление наблюдается в химическом производстве, строительстве и производстве нефтепродуктов. В целом, по полугодию объем ВРП составил около 365 млрд. рублей.

Индекс потребительских цен в РТ - один из самых низких среди регионов Приволжского федерального округа, и за 6 месяцев составил 106,3 %, а средняя зарплата составила 14600 рублей. В целях борьбы с безработицей в республике создано около 30 тысяч общественных рабочих мест, на что из бюджета были выделены значительные средства.

Выступая на заседании Госсовета РТ (июль 2009 г.) с докладом «О бюджетной и финансовой политике РТ на 2010-2012 годы» Президент РТ М.Ш. Шаймиев подробно остановился на приоритетах финансовой политики, которой предстоит придерживаться в ближайшие три года. Перед республикой стоят задачи по сохранению экономического потенциала, а также по созданию условий для обеспечения конкурентоспособности экономики после выхода из кризиса. В связи с этим выделено пять приоритетов предстоящей политики:

- во-первых, это социальная сфера;

- во-вторых, активизация работы по формированию базы по налогу на землю, имущество физических лиц - основных источников пополнения местных бюджетов;

- в-третьих, поддержка местных товаропроизводителей;

- в-четвертых, повышение эффективности системы государственного управления;

- в-пятых, переход на организацию закупок и продаж на республиканской электронной торговой площадке.

В кризисный период, учитывая необходимость тотального сокращения всех видов издержек, вышеназванные приоритеты становятся решающими составляющими антикризисных мер.

Литература:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г. № 209.

3. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.

4. Региональная программа РТ (январь 2009 года) по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в РТ.

5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995 г. (отменен).

6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: Инфра-М, 2005. Шмелев Н. Макроэкономика малого бизнеса.

7. // Экономический вестник. - 2008. - № 2.

Small and Medium-sized Business as Means of Successful Development of Cluster

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M. Akhmadeev, R. Bagautdinov

The Kazan institute (branch) of the Russian state university of trade and economics

In the context of intensification of antagonism in the sphere of global economics and worldfinancial crisis creating offavourable conditions for small and medium-sized business becomes vitally important. The article refers to the actual aspects of small and medium-sized business activities as the basis for cluster development. The authors present the priorities of financial policy until 2012.

Key words: crisis, small and medium-sized business, unemployement, cluster.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.