Научная статья на тему 'Развитие логистических и информационных технологий планирования доставки грузов в припортовой транспортно-технологической системе Юга России'

Развитие логистических и информационных технологий планирования доставки грузов в припортовой транспортно-технологической системе Юга России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / МОРСКОЙ ПОРТ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЛОГИСТИКА / ANALYSIS / DELIVERY TIME / RELIABILITY OF DELIVERY / RAILWAY TRANSPORT / SEAPORT / FINANCIAL RISK / TRANSPORT SERVICES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солоп И.А., Чеботарева Е.А.

Выполнен анализ существующей системы управления экспортными перевозками в припортовой транспортно-технологической системе региона. Рассмотрены вопросы нарушений сроков доставки грузов на сети железных дорог и в региональном разрезе. Изучена статистика отставленных от движения поездов на полигоне железных дорог. На примере Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), обслуживающей порты Азово-Черноморского бассейна и грузополучателей Южного региона, рассмотрены вопросы согласованной доставки грузов. Дано систематизированное изложение вопросов применения и развития современных логистических и информационных технологий для решения задач управления, планирования и оптимизации экспортных перевозок в железнодорожно-морском сообщении. Проведен анализ выполнения основных задач, решаемых с помощью Дорожной информационно логистической системы (ДИЛС) диспетчерским аппаратом Дорожного логистического центра (ДЛЦ) СКЖД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солоп И.А., Чеботарева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of logistics and information technologies of cargo delivery planning in the port transport and technological system of the South of Russia

The analysis of the existing system of export traffic management in the port transport and technological system of the region. The issues of violations of the terms of delivery of goods on the railway network and in the regional context are considered. The statistics of the trains left behind from the movement on the range of the railroads is studied. On the example of the North Caucasian railway (SKZHD) serving the ports of the Azov-black sea basin and consignees of the southern region, the issues of coordinated delivery of goods are considered. A systematic presentation of the issues of application and development of modern logistics and information technologies to solve the problems of management, planning and optimization of export traffic in rail and sea traffic is given. The analysis of the implementation of the main tasks solved with the help of Traffic information and logistic system (DILS) control unit Road logistics center (DLC) SKZHD.

Текст научной работы на тему «Развитие логистических и информационных технологий планирования доставки грузов в припортовой транспортно-технологической системе Юга России»

Развитие логистических и информационных технологий планирования доставки грузов в припортовой транспортно-технологической системе

Юга России

Е.А. Чеботарева, И.А. Солоп Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону

Аннотация: Выполнен анализ существующей системы управления экспортными перевозками в припортовой транспортно-технологической системе региона. Рассмотрены вопросы нарушений сроков доставки грузов на сети железных дорог и в региональном разрезе. Изучена статистика отставленных от движения поездов на полигоне железных дорог. На примере Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), обслуживающей порты Азово-Черноморского бассейна и грузополучателей Южного региона, рассмотрены вопросы согласованной доставки грузов. Дано систематизированное изложение вопросов применения и развития современных логистических и информационных технологий для решения задач управления, планирования и оптимизации экспортных перевозок в железнодорожно-морском сообщении. Проведен анализ выполнения основных задач, решаемых с помощью Дорожной информационно-логистической системы (ДИЛС) диспетчерским аппаратом Дорожного логистического центра (ДЛЦ) СКЖД. Ключевые слова: управление, информационная технология, транспортно-технологическая система, железнодорожный транспорт, морской порт, транспортное обслуживание, логистика.

За последние годы объемы перевозок в порты в железнодорожном сообщении постоянно возрастают. Если рассматривать морские порты России, то основной портовой потенциал сосредоточен в 44 морских портах из 62-х российских портов. Наибольшие объемы доставки грузов приходятся на железнодорожно-морское сообщение. На Юге России припортовую транспортно-технологическую систему формируют Северо-Кавказская железная дорога (СКЖД), обслуживающая порты Азово-Черноморского бассейна, морские и речные порты, автомобильные, водные и другие пути сообщения.

Проведенный анализ показывает, что за последнее десятилетие изменились структура и направления следования основных грузопотоков. В настоящее время прослеживается тенденция увеличения экспортных перевозок грузов с их перевалкой в морских портах, сохранение стабильного

1

роста их объемов с учетом сезонной и суточной неравномерности, значительным уровнем пассажирских перевозок в летний период года.

Грузовая база железнодорожного транспорта в 2019 году находилась в устойчивом росте, но запрос на перевозку есть в основном по трем направлениям - Дальний Восток, Азово-Черноморский бассейн и Северо-Запад. Так, отмечен постоянный рост грузооборота для припортовых станций СКЖД в последнее десятилетие в период с 2008 по 2018 год (млн. тонн) (рис. 1.).

Рис. 1. - Динамика грузооборота припортовых станций СКЖД за 12 месяцев в период с 2008 по 2018 год (млн. тонн)

При этом железнодорожная сеть загружена неравномерно и на определенных направлениях имеется дефицит пропускной способности. Эта ситуация обсуждается с 2000-х годов в связи с переориентацией поставок грузов на экспорт, но в последние годы рост экспортных перевозок по отдельным номенклатурам грузов, в основном угля, обострил проблему [1-3].

В связи с возросшей потребностью в перевозках грузов на направлении портов Азово-Черноморского бассейна, с 2007 года в компании ОАО «РЖД» осуществлялась реализация двух комплексных проектов развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Юга России: строительство вторых сплошных путей от станции имени М. Горького до станции Разъезд 9 км и далее до станции Вышестеблиевская, а также

строительство двухпутного обхода Краснодарского узла. За последние 11 лет на СКЖД в рамках реализации двух инвестиционных проектов построено и введено в эксплуатацию около 356 км вторых сплошных электрифицированных путей на 23 перегонах, построена одна из крупнейших станций Юга России - Разъезд 9 км. Для гарантированного пропуска в направлении портов Азово-Черноморского бассейна в прогнозируемом объеме от 125 млн тонн по консервативному сценарию до 152,1 млн тонн на 2025 год необходимо продолжить программу развития железнодорожной сети (рис. 2).

Рис. 2. - Мероприятия по развитию ж. д. инфраструктуры в рамках Долгосрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» до 2025 г. в увязке с развитием морских портов (целевой сценарий) [4]

В условиях ограниченных пропускных способностей несогласованные действия участников транспортного процесса ведут к снижению качества транспортных услуг, несоблюдению сроков доставки, увеличению транспортных затрат [5-8]. Проведенный анализ, показал, что за 4 месяца

2019 года к ОАО «РЖД» предъявлено претензий за нарушение сроков доставки грузов и порожних грузовых вагонов на сумму 1,6 млрд. руб. (увеличение к аналогичному периоду 2018 года на 807 млн руб. или 100 %). Выплаты за 4 месяца 2019 года составили 527 млн руб. (увеличение к аналогичному периоду 2018 года на 68 млн руб. или 15 %). При этом финансовые риски от просрочки доставки за 4 месяца 2019 года составили 8,4 млрд. руб., что больше на 33%, чем в аналогичном периоде 2018 года.

Анализ работы СКЖД также выявил наличие фактов отставления от движения поездов (рис. 3.), что обусловлено рядом причин: невыполнением норм выгрузки получателями, неблагоприятными погодными условиями (штормовые предупреждения по станциям Новороссийск, Грушевая, Кавказ), оказанием в пути следования услуг по временному размещению подвижного состава на путях общего пользования и др. Это не экономический показатель, а эксплуатационный, который определяет качество принятия решений в области логистики. Такие поезда - это незавершенное производство для железнодорожного транспорта. И внутрипроизводственная логистика должна быть направлена на сокращение «незавершенного производства».

Рис. 3. - Отставленные от движения поезда в разрезе дорог за 2017 - 2018 г.г.

Основную сложность в транспортно-технологических процессах при взаимодействии нескольких видов транспорта представляет задача согласования планов работы большого числа участников цепи. А в экспортных перевозках железнодорожному транспорту отводится роль «обеспечивающего» вида транспорта. Многообразие участников перевозочного процесса, типологии транспортных потоков усложняют задачи эффективной организации процессов в транспортной логистике. Значительная длина логистической цепи процесса транспортировки от подачи заявки на перевозку до ее выполнения, изменения условий на любом уровне (этапе) этой сквозной цепи (припортовая станция, порт, судно и другие) приводит к тому, что железнодорожная сеть выступает в качестве «буфера» для сглаживания неравномерности транспортного потока. На рисунке 4 представлены факторы, влияющие на неравномерность перевозочной работы.

Рис. 4. - Стохастичность в перевозочном процессе в железнодорожно-

морском сообщении: факторы

Стохастичность перевозочного процесса, рост объемов перевозок в припортовых транспортно-технологических системах требуют разработки новых методов в решении задачи оптимизации взаимодействия нескольких видов транспорта. Управление взаимодействием агентов в организации перевозок в смешанном сообщении должно носить ситуационный характер.

В этих условиях ресурсом повышения эффективности организации перевозок в международном сообщении остается информационные (цифровые, интеллектуальные) технологии операционного менеджмента потоковых процессов. С учетом того, что человеческие возможности ограничены, логичным поступательным направлением дальнейшего развития информационной логистики, по нашему мнению, является автоматизация всего процесса планирования подвода грузов в порты. Это позволит обеспечить равномерную загрузку терминалов, а значит и увеличить погрузку в адрес портов.

В настоящее время на полигоне СКЖД производится работа по внедрению Дорожной информационно-логистической системы (ДИЛС), которая явялется типичным объектом Цифровой железной дороги (ЦЖД).

Предпосылками создания ДИЛС стали следующие факторы:

1. Увеличение динамики погрузки в адрес портов.

2. Сгущенный подвод и скопление груза на полигоне СКЖД.

3. Перепростой вагонов в ожидании подвода.

4. Большое количество операций по переработке поездов в пути следования.

5. Высокий процент отклонения фактической работы от плана подвода.

6. Сложность планирования подвода поездов в адрес портов в ручном режиме, когда необходимо учитывать возможность портов по выгрузке подведенных грузов, текущую ситуацию по наличию груза на складских

площадках в портах, план грузовой работы портов, марки грузов по ассортименту грузоотправителя и т.д.

ДИЛС реализуется и функционирует с 2013 года в соответствии с утвержденной программой информатизации ОАО «РЖД». После внедрения системы было произведено значительное количество доработок от создания новых отчетных форм до автоматизации действий пользователей в процессе

планирования подвода в порты (таблица 1).

Таблица №1

Этапы развития ДИЛС

Год Задача

20132014 Создан единый интерфейс планирования подвода поездов к припортовой станции

Внедрены и автоматизированы единые критерии оценки качества планирования

Внедрение в 2013 г. на Северо-Кавказской, Дальневосточной железных дорогах, в 2014 г. - на Октябрьской

2015 Разработаны и внедрены специальные отчётные формы для контроля перевозки и перевалки различных видов грузов

2016 Реализовано взаимодействие с другими корпоративными информационными системами ОАО «РЖД» для получения и передачи необходимых данных по условиям перевозки (ЭТРАН, ГИД-УРАЛ, АСУВОП, АСПБ)

2017 Реализован алгоритм автоматизированного расчета плана подвода на основе многокритериальной оценки востребованности груза, рассчитанной с учетом данных полученных от порта. Реализован обмен данными с ПАО «Новороссийский морской торговый порт» и станции Новороссийск. Автоматизирован комплекс задач по работе с судовыми партиями

2018 Выполняется подконтрольная эксплуатация реализованных функций

Расширение и повышение качества информации, получаемой от ПАО «Новороссийский морской торговый порт»

Подключение новых портовых операторов по Новороссийску и другим станциям

В исследовании авторами произведен анализ существующего информационного инструментария в области логистики перевозок в железнодорожно-морском сообщении и дана оценка перспектив дальнейшего развития дорожной информационно-логистической системы (ДИЛС) в целях повышения эффективности грузовых перевозок.

Выявлено, что в настоящее время ДИЛС включает более 50 специализированных форм, предназначенных для планирования и контроля

задач продвижения грузов к портам Азово-Черноморского бассейна. Однако в ходе эксплуатации программы выявлен ряд проблем, решение которых позволит повысить согласованность доставки грузов, тем самым уменьшить число отставленных от движения поездов и случаи нарушения сроков доставки грузов. В этой связи предлагается четче прописать и эффективнее использовать в разработке ДИЛС основные компоненты ЦЖД. Это киберфизические системы, интеллектуализация процедур принятия решений, платформенный принцип организации труда участников проекта, блокчейн. Представленные в исследовании [9] модели, инструменты и методы активно дорабатываются и используются на полигоне железных дорог. Параллельно разработке имитационных моделей в системе «Железная дорога-порт» осуществляется:

- интеграция грузоотправителей в единое поле РЖД-порт;

- формирование автоматических заданий по управлению погрузкой и продвижению грузопотоков с учетом потребности грузов в разрезе ассортимента на планируемый период (рис. 5);

- внедрение в систему элементов самообучения и искусственного интеллекта.

Рис. 5. - Задачи программного комплекса ДИЛС

Основной эффект от внедрения данного комплекса задач - это создание единого информационного пространства между ОАО «РЖД» и операторами морских терминалов, а также повышение качества планирования; улучшение диспетчеризации вагонопотока, снижение простоя вагонов и уменьшение количества отставленных от движения поездов; минимизация потерь станции и порта, в т.ч. от простоя флота и перевалочной техники и др. [10].

Выводы. В условиях роста экспортных перевозок через порты Юга России повышение эффективности функционирования припортовых транспортно-технологических систем имеет приоритетное значение. Использование логистических и информационных технологий при организации перевозок грузов является на сегодняшний день перспективным направлением оптимизации работы транспортной системы. Железные дороги и морские порты на протяжении многих лет ведут совместный поиск путей оптимизации перевозочного процесса. Безусловно, чем выше грузонапряженность железной дороги, тем больше цена ошибки при ручном формировании планов погрузки и подвода поездов в порты. Существующая «связка» «АСУ порт» - «АСУ «РЖД»» не всегда справляется с задачей полного обеспечения «запроса» экономики в перевозках, которое связано с недостаточной резервированностью портовых и станционных мощностей для приема, хранения и перевалки грузов. Но принцип спроса на транспортные услуги - «здесь и сейчас» требует развития инновационных, ресурсосберегающих технологий для совершенствования взаимодействия участников перевозочного процесса. К их числу относится развитие систем на базе концепции ситуационного управления. ДИЛС должна послужить платформой для развития цифровой логистики на железнодорожном транспорте с учетом предложенных направлений развития методологической базы системы, расширения географии использования, интеллектуализации процесса принятия решений.

Литература

1. Фролова Е.Г. Проблемные аспекты и пути развития российских портов Черноморско-Азовского бассейна // Инженерный вестник Дона, 2012, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/977/.

2. Кучинский, Д.Г., Климов М.Н. и др. Развитие инфраструктуры и внедрение новых технологических решений на Северо-Кавказской железной дороге в условиях роста объемов перевозок грузов // Вестник РГУПС. 2018. №2. С. 109-117.

3. Pittman R., Russian railways reform and the problem of nondiscriminatory access to infrastructure // Annals of Public and Cooperative Economics. 2004. №75. pp. 167-192.

4. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года / Электронный ресурс [doc.rzd.ru/doc/public/ru? STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=7017]. М. - Расп. Прав. РФ от 19.03.2019. № 466. - 135 с.

5. Мусиенко Н.Н. Анализ обеспечения выполнения договорных обязательств по срокам доставки грузов и мероприятия по их сокращению // Труды РГУПС. 2014. №2. С. 84-88.

6. Герасименко П.В., Титов Г.Б. Прогнозирование сроков доставки грузов железнодорожным транспортом // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2014. №3 (40). С. 162-169.

7. Югрина О.П., Казанцева Л.С. Доставка грузов в срок // Железнодорожный транспорт. 2013. №9. С. 60-63.

8. Зубков В.Н., Камышова Ю.И. Причинно-следственный анализ факторов невыполнения участковой скорости и меры по ее повышению // Инженерный вестник Дона, 2015, №2, ч.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2879/.

9. Chislov, О., Zadorozhniy V., Lomash D. Methodological bases of modeling and optimization of transport processes in the interaction of railways and maritime transport // Materials of conference «Transport systems (TSTP2019)», Katowice. - 2019. - p.40.

10. Белозерова И.Г. Экономический эффект, возникающий при совершенствовании системы планирования перевозок грузов // Инженерный вестник Дона, 2013, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1762/.

References

1. Frolova E.G. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/977/.

2. Kuchinskij, D.G., Klimov M.N. i dr. Vestnik RGUPS. 2018. №2. pp. 109-117.

3. Pittman R. Annals of Public and Cooperative Economics. 2004. №75. pp. 167-192.

4. Dolgosrochnaja programma razvitija otkrytogo akcionernogo obshhestva «Rossijskie zheleznye dorogi» do 2025 goda. [Long-term development program of the Russian Railways open joint-stock company until 2025]. Jelektronnyj resurs. [doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=7017]. M. Rasp. Prav. RF ot 19.03.2019. № 466. 135 p.

5. Musienko N.N. Trudy RGUPS. 2014. №2. pp. 84-88.

6. Gerasimenko P.V., Titov G.B. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putej soobshcheniya. 2014. №3 (40). pp. 162-169.

7. YUgrina O.P., Kazanceva L.S. ZHeleznodorozhnyj transport. 2013. №9. pp. 60-63.

8. Zubkov V.N., Kamyshova YU.I. Inzhenernyj vestnik Dona, 2015, №2, Part 2. URL: ivdon.ru/en/magazine/archive/n2p2y2015/2879/.

9. Chislov, О., Zadorozhniy V., Lomash D. Lomash Materials of conference «Transport systems (TSTP2019)», Katowice. 2019. p.40.

1

10. Belozerova Ю. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, №3. иКЬ: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1762/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.