Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИДЕРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДЫ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сукнева Елена Александровна, Чернецкая Надежда Игоревна, Кедярова Елена Александровна, Монжиевская Вера Владимировна, Уварова Маргарита Юрьевна

Введение. Современная стратегия системы образования, декларативно нацеленная на подготовку специалистов с развитыми лидерскими способностями, фактически таких специалистов выпускает критически мало, что особенно негативно проявляется в психологическом образовании. Лидерские способности, содержательно составляющие основу для многих профессионально важных качеств психолога, у многих студентов развиты минимально, и традиционная вузовская подготовка психологов не предусматривает их целенаправленного развития. Было предпринято эмпирическое исследование, в котором мы впервые доказали, что проведение группового психологического консультирования за относительно короткий срок позволяет добиться повышения уровня лидерских способностей студентов-психологов и что эта работа может быть интегрирована в учебный процесс. Методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 50 студентов, обучающихся на разных курсах очной формы бакалавриата факультета психологии Иркутского государственного университета. В исследовании были использованы следующие методы: тестовый метод многошкальных личностных опросников; развивающие, моделирующие, обучающие и аналитические методы психологического консультирования; методы непараметрической статистики (угловое преобразование Фишера). Результаты. В результате проведенной консультационной работы со студентами-психологами нам удалось повысить не только собственно показатель лидерских способностей, но и показатели сопряженных с ним коммуникативных и организаторских способностей, а также показатели личностных лидерских качеств (например, экстраверсии, лабильности, спонтанности). Обсуждение результатов. Психологическое консультирование способствует повышению уровня лидерских способностей будущих психологов: лидерские способности улучшаются как в части лидерских личностных качеств, так и в части сопряженных с лидерством коммуникативных способностей. Заключение. Развитие лидерских способностей будущих психологов методами психологического консультирования может и должно стать частью их профессиональной подготовки. Групповые консультационные сессии по развитию лидерских способностей могут быть реализованы как в рамках специализированных факультативов, так и в контексте дисциплин, содержание которых предусматривает развитие личности и лидерства (социальная психология, психологическое консультирование и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сукнева Елена Александровна, Чернецкая Надежда Игоревна, Кедярова Елена Александровна, Монжиевская Вера Владимировна, Уварова Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PSYCHOLOGY STUDENTS' LEADERSHIP ABILITIES THROUGH PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Introduction. The today's strategy of the education system declaratively aims to train specialists with well-developed leadership abilities. In fact, universities graduate very few such specialist, which is especially relevant for psychological education. Leadership abilities, which form the basis for many professionally important qualities of a psychologist, are minimally developed in many students; traditional university-based training of psychologists does not provide their purposeful development. This empirical study is the first to prove that group psychological counseling may increase the level of leadership abilities of psychology students within a relatively short time. Psychological counseling can be integrated into the educational process. Methods. The empirical study involved 50 full-time bachelor-level students studying at the Faculty of Psychology, Irkutsk State University. The research used the following methods: (a) the test method of multi-scale personality inventories; (b) developing, modeling, teaching, and analytical methods of psychological counseling; and (c) methods of nonparametric statistics (Fisher's angular transformation). Results. Psychological counseling of psychology students resulted in a substantial increase in the level of leadership abilities, in the levels of communicative and organizational skills associated with leadership, and in the levels of leadership qualities (for example, extraversion, lability, and spontaneity). Discussion. Psychological counseling contributes to an increase in the level of future psychologists' leadership skills. Leadership skills are improved both in terms of leadership qualities and communication skills associated with leadership. Conclusion. The development of leadership abilities of future psychologists by methods of psychological counseling can and should become a part of their professional training. Group counseling sessions aiming at the development of leadership skills may be implemented within specialized elective courses and disciplines that provide the development of personality and leadership (social psychology, psychological counseling, etc.).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья

УДК 159.923.33

https://doi.Org/10.21702/rpj.2021.3.9

Развитие лидерских способностей студентов-психологов средствами психологического консультирования

Елена А. Сукнева1 , Надежда И. Чернецкая2 , Елена А. Кедярова3 , Вера В. Монжиевская4 , Маргарита Ю. Уварова5©

12 3' 4 5 Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация * cherna@yandex.ru

Аннотация

Введение. Современная стратегия системы образования, декларативно нацеленная на подготовку специалистов с развитыми лидерскими способностями, фактически таких специалистов выпускает критически мало, что особенно негативно проявляется в психологическом образовании. Лидерские способности, содержательно составляющие основу для многих профессионально важных качеств психолога, у многих студентов развиты минимально, и традиционная вузовская подготовка психологов не предусматривает их целенаправленного развития. Было предпринято эмпирическое исследование, в котором мы впервые доказали, что проведение группового психологического консультирования за относительно короткий срок позволяет добиться повышения уровня лидерских способностей студентов-психологов и что эта работа может быть интегрирована в учебный процесс. Методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 50 студентов, обучающихся на разных курсах очной формы бакалавриата факультета психологии Иркутского государственного университета. В исследовании были использованы следующие методы: тестовый метод многошкальных личностных опросников; развивающие, моделирующие, обучающие и аналитические методы психологического консультирования; методы непараметрической статистики (угловое преобразование Фишера). Результаты. В результате проведенной консультационной работы со студентами-психологами нам удалось повысить не только собственно показатель лидерских способностей, но и показатели сопряженных с ним коммуникативных и организаторских способностей, а также показатели личностных лидерских качеств (например, экстраверсии, лабильности, спонтанности). Обсуждение результатов. Психологическое консультирование способствует повышению уровня лидерских способностей будущих психологов: лидерские способности улучшаются как в части лидерских личностных качеств, так и в части сопряженных с лидерством коммуникативных способностей. Заключение. Развитие лидерских способностей будущих психологов методами психологического консультирования может и должно стать частью их профессиональной подготовки. Групповые консультационные сессии по развитию лидерских способностей могут быть реализованы как в рамках специализированных факультативов, так и в контексте дисциплин, содержание которых предусматривает развитие личности и лидерства (социальная психология, психологическое консультирование и др.).

130 О Сукнева Е. А, Чернецкая Н. И., Кедярова Е. А, Монжиевская В. В., Уварова М. Ю, 2021 СС ВУ 4.0

Ключевые слова

лидерство, лидерские способности, лидерская компетентность, коммуникативные способности, организаторские способности, психологическое консультирование, групповое консультирование, развивающие методы, студенты-психологи, профессионально важные качества

Основные положения

> лидерские способности являются комплексным психологическим явлением, включающим в себя разнородные компоненты: лидерские качества и сопряженные с лидерством коммуникативные способности;

> среди студентов-психологов, независимо от этапа обучения, велика доля лиц с низким уровнем лидерских способностей;

> студенты нуждаются в организованном психологическом консультировании, которое выступает средством развития как лидерских качеств личности, так и сопряженных с лидерством коммуникативных способностей;

> групповое психологическое консультирование студентов-психологов с применением разнонаправленных методов способствует успешному развитию лидерских и коммуникативных способностей, а также изменению некоторых личностных особенностей.

Для цитирования

Сукнева, Е. А., Чернецкая, Н. И., Кедярова, Е. А., Монжиевская, В. В. и Уварова, М. Ю. (2021). Развитие лидерских способностей студентов-психологов средствами психологического консультирования. Российский психологический журнал, 18(3), 130-144. https://doi.Org/10.21702/rpj.2021.3.9

Введение

Проблема развития лидерских способностей будущих психологов находится в поле зрения многих ученых и приобретает особое звучание в контексте тенденций современного образования. Современная стратегия системы образования, декларативно нацеленная на подготовку специалистов с развитыми лидерскими способностями, которые готовы проявлять инициативу, принимать решения и брать на себя ответственность, фактически таких специалистов выпускает критически мало, и это актуально для всех областей практики, где хоть сколько-нибудь требуются лидерство и социальная смелость.

Кроме того, особенно важные в сфере помогающих профессий лидерские способности именно там зачастую отсутствуют у специалистов, и даже на уровне социальных стереотипов помогающий человек - добрый, уступчивый, конформный, а ведь именно при оказании помощи от субъекта труда требуется проявлять настойчивость, вести нуждающегося за собой, порой даже показывать душевную силу личным примером. Поэтому развитие лидерских способностей в любой помогающей профессии является жизненно необходимым.

Наконец, у будущих психологов как современных специалистов, отвечающих на запросы общества, и как относящихся к разряду помогающих, лидерские способности не просто в высшей степени желательны, но крайне необходимы - они входят в перечень их профессионально важных качеств, создавая в нём своего рода фундамент: без лидерских способностей психолог не сможет управлять процессом психологической помощи, управлять конфликтами, не сможет отстаивать позицию ребенка или взрослого перед администрацией, органами власти. В итоге

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

лидерские способности, составляя суть едва ли не ключевой профессиональной психологической компетенции, практически не учитываются в процессе вузовской подготовки психологов.

В контексте проблемы развития лидерских способностей будущих психологов разбора требует и содержание понятия «лидерские способности», ведь, несмотря на большое количество исследований лидерства, его критерии, составляющие, а также его конкретные проявления (лидерские способности, лидерские качества, лидерская компетентность) рассматриваются очень по-разному. Так, например, Шпак (2017) в контексте проблем лидерства опирается именно на лидерские качества и именно их считает необходимым развивать, подчеркивая интраприроду лидерства. В наших ранних исследованиях также есть тенденция рассматривать лидерские качества с личностных позиций, в связи с ценностно-смысловыми ориентациями (Уварова и Кедярова, 2014; Чернецкая, 2016). При этом Базунова (2017) и Морозова (2017) рассматривают лидерство и лидерские способности через понятие «социальное лидерство», доказывая, что именно социальное лидерство необходимо современным специалистам системы «человек - человек» и что именно его нужно развивать на самых ранних этапах получения образования, в том числе через проектную деятельность. Moya, Chamorro, Reparaz, & Mora (2020) рассматривают лидерство через лидерскую компетентность, показывая ее развитие на примере будущих инженеров добывающей отрасли. То же делает Hayitov (2020), выделяя уровни коммуникативной компетентности. Исследователи из Китая Mao, Chiang, Chen, Wu, & Wang (2019) также изучили именно лидерскую компетентность и обнаружили, что ее индикатором являются лидерское «самосохраняющее» поведение и действия в команде. Авторы рассматривают лидерскую компетентность как фактор психологической безопасности человека. Обобщающий подход, в котором изучаются не разные стороны лидерства, а лидер в целом, также довольно популярен: Шингаев, Симагина и Нырова (2020) указывают на роль эмоционального интеллекта в личности лидера, Thoroughgood & Sawyer (2018) эмпирически выявляют харизматический, идеологический и прагматический стили лидера, Lin, Scott, & Matta (2019) пишут о «темной» стороне личности лидера, а Mahasneh, Alwan, & Al-Rawwad (2019) рассматривают феномен лидерства в студенческой среде с учетом фактора перфекционизма.

В результате теоретического анализа мы опирались на следующее содержание понятия «лидер»: авторитетная личность, обладающая познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным потенциалами, реализующая в процессе деятельности свое мотивационное стремление быть лидером и действовать как лидер (Кайгородов и Демин, 2018). Однако в контексте нашего исследования мы считаем более целесообразным конкретизировать лидерство именно до лидерских способностей: именно их Аспанова (2017), Карпова (2012), Рябышева (2014), Сердюк и Кривцова (2014), Соловьева (2008) считают ядром лидерства, главным эмпирическим его проявлением, сочетающим как личностный компонент (экстраверсию, адекватную тревожность, коммуникативную лабильность и др.), так и проявления в коммуникации в виде способности эффективно общаться, эффективно управлять общением и организовывать его.

Конкретизируя же лидерские способности как часть профессионально важных качеств, мы опираемся на труды Быковой (2015), Давлетовой (2007), Денисовой, Костаковой и Кузьмичева (2017), Мусаевой (2016), которые в том или ином контексте указывают на центральное место лидерских способностей в структуре личности помогающих специалистов в целом и психологов в частности. Рекешева (2008) отдельно указывает на то, что коммуникативные и лидерские способности выступают фактором формирования профессиональной готовности психолога. Об этом же пишут Фомина (2009), Хапачева (2015), которые раскрывают среди прочего как динамику развития коммуникативных и лидерских способностей в процессе

профессионального обучения психологов, так и условия этого развития у психологов и у педагогов-психологов. В работе Наумовой, Баранова и Тараканова (2015) можно найти аналогичные данные для дефектологов и специальных психологов.

В литературе убедительно показано, что молодые психологи очень часто испытывают трудности в своей профессиональной деятельности, связанные с недостаточным уровнем лидерских способностей: боятся выступать на публике, проявлять инициативу в общении, браться за новые коммуникативные и организаторские задачи, брать на себя ответственность в коммуникации, реализовывать управляющее общение. Давлетова (2007) отмечает, что оптимальным для развития лидерских способностей является именно студенческий возраст, т. к. в данный период строятся профессиональные и жизненные планы, складывается мировоззрение и определяются основные идеалы.

Разработок же касательно непосредственно методов, технологий, средств развития лидерских способностей у будущих психологов крайне мало. Тетенькин (2012) пишет о том, что консультирование по вопросам управления общением и лидерским способностям является важной задачей среди всех задач психологической службы вуза. Phillips et al. (2017) представили уникальную работу именно по психологическому консультированию психологов по проблемам лидерства, в котором они показали методы и успешные итоги своей работы по развитию лидерской компетентности и сопряженных с ней коммуникативных способностей средствами психологического консультирования. В частности, авторы показали, что психологическое консультирование повышает социальную справедливость и культурную отзывчивость лидеров (Phillips et al., 2017). В остальном методы развития лидерских способностей выглядят в литературе разрозненно, поэтому мы посчитали целесообразным в нашей работе применить методы именно психологического консультирования, полагая, что оно хорошо вписывается в образовательную практику подготовки психологов, соответствует самому содержанию лидерских способностей, даст возможность будущим психологам не только раскрыть их лидерский потенциал, но и приобрести сопряженные с лидерством коммуникативные способности, продвинуться в своих лидерских качествах в сторону большей профессиональной психологической готовности.

Методы

В течение трех лет (2017-2020 гг.) на базе факультета психологии Иркутского государственного университета проводился систематический мониторинг лидерских способностей студентов разных курсов. По обобщенным данным можно утверждать, что в среднем на каждом потоке очной формы обучения около 30-40 % студентов показывают низкий или ниже среднего уровень развития лидерских способностей, причем эта усредненная доля к старшим курсам статистически достоверно не меняется (отчасти поэтому первоначально планируемое лонгитюдное исследование развития лидерских способностей будущих психологов на разных этапах обучения, результаты которого были неутешительны, перешло в экспериментальное исследование по развитию лидерских способностей у студентов-психологов смешанных курсов). В исследовании по развитию лидерских способностей средствами психологического консультирования приняли участие 50 студентов-психологов, обучавшихся на разных курсах очной формы бакалавриата. Средний возраст испытуемых - 19 лет.

Группа для проведения психологического консультирования была сформирована из числа испытуемых, обнаруживших средний (с тенденцией к низкому) и низкий уровни развития лидерских способностей на момент обследования (для удобства в дальнейшем мы будем ее называть

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

группой студентов-психологов с низким уровнем развития лидерских способностей). Со студентами, показавшими высокий и средний уровни развития лидерских способностей, развивающая работа не проводилась (хотя это возможно и даже целесообразно, но ее содержание будет совсем иным).

Был использован тестовый метод личностных опросников, реализованный посредством следующих методик: 1) опросник «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого (Фетискин, Козлов и Мануйлов, 2002); 2) опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского, В. А. Федоришина (Фетискин и др., 2002); 3) «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) Л. Н. Собчик (Собчик, 2003). Отметим здесь, что сами Е. Жариков и Е. Крушельницкий отмечали сопряженность лидерских способностей с коммуникативными и организаторскими склонностями, что позволяет нам считать совместное использование этих методик не только уместным, но и желательным. Методики были предложены испытуемым студентам-психологам на «входном» этапе - до какой-либо психологической работы по развитию лидерских способностей, и на «выходе» - после окончания психологического консультирования.

Для оценки эффективности психологического консультирования нами был использован метод углового преобразования Фишера (ф*), который подходит для оценки достоверности сдвигов процентных долей.

В нашей работе мы применили групповое психологическое консультирование, поскольку развитие лидерских способностей наиболее эффективно в групповом формате, ведь будущие психологи в групповом консультировании тренируют весь комплекс профессионально важных коммуникативных качеств (эмпатию, рефлексию, доверие). В группе студенты учатся взаимодействовать друг с другом, в атмосфере безопасности исследуют свои коммуникативные пределы и ограничения. Другая уникальная ценность группового консультирования для будущих психологов заключается в том, что оно предлагает им шанс стать участником процесса роста другого человека. Поскольку в группе представлены все возможности для взаимодействия, участники могут выражать себя и быть услышанными, могут помогать друг другу на пути обретения самопонимания и самопринятия. Групповые консультации проводились двумя преподавателями факультета психологии Иркутского государственного университета, имеющими как общее профессиональное психологическое образование, так и специализированную подготовку по психологическому консультированию, по развитию личной эффективности и по консультационной супервизии.

Методологической и методической базой консультирования по развитию лидерских способностей для нас послужили труды Абрамовой (2018), Гранько (2015), Наумовой и др. (2015), Мусаевой (2016), Соловьевой (2008), на основе которых были сформулированы следующие принципы психологического консультирования по вопросам лидерских способностей: 1) лидерские способности необходимо развивать в ситуации успешно реализуемого лидерского поведения; 2) в личности, которая на протяжении продолжительного времени исполняет роль лидера, могут формироваться и закрепляться требуемые для этого черты (то, что было социальной ролью, становится частью Я); 3) лидерские способности - социальное явление, поэтому освоение лидерских моделей поведения быстрее происходит в процессе группового консультирования; 4) комплексное развитие лидерских способностей должно осуществляться в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности, связанных с выполнением лидерских функций в нестандартных ситуациях.

В ходе реализации психологического консультирования были применены такие методы консультирования, как развивающие (беседа с технологиями активного и пассивного слушания, открытых и закрытых вопросов, психодрама), моделирующие (ролевые игры, дискуссии,

дебаты), обучающие (упражнения социально-психологического тренинга), аналитические (анализ и интерпретация проявлений в поведении участников консультирования).

В консультационной работе мы продвигались от структурирования проблемы лидерских способностей и обозначения трудностей в их реализации к определению желаемого результата, выработке альтернативных решений, их обобщению и закреплению лидерских способностей в профессиональной деятельности.

Задачи предпринятой консультационной работы были следующими: 1) формирование представлений о лидерстве как групповом процессе на основе собственного эмпирического опыта взаимодействия и работы в команде; 2) самоанализ лидерского потенциала и лидерских способностей; 3) расширение представлений о значимости лидерских способностей как важнейшем ресурсе будущего психолога, повышение мотивации к лидерству; 4) формирование умения творчески действовать в нестандартных ситуациях; 5) приобретение навыков лидерского межличностного общения, организаторских способностей, умения отстаивать свою точку зрения. Для обогащения содержания кейсовой части психологического консультирования использовались разработки Анопченко и др. (2019).

Продолжительность групповых консультаций составляла 11 занятий-консультаций, 2 раза в неделю (каждое занятие по 2,5 часа).

Подробнее методы и этапы консультационной работы со студентами-психологами представлены в (табл. 1).

Таблица 1

Структура группового психологического консультирования по развитию лидерских способностей студентов-психологов

Название этапа Цель этапа Психологические методы и технологии 1. Тестирование. 2. Беседа с применением техник: Количество консультаций

Структурирование и выделение проблемы Выявление проявлений низкого уровня развития лидерских способностей - установление контакта (подстройка на невербальном и вербальном уровнях); - активное слушание; - дискуссии; - резюмирование Групповая консультация - 1

гг Гу ! п 135

Российский психологический журнал, 2021, Т. 18, № 3, 130-144. 10.21702/гр].2021.3.9

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1 Структура группового психологического консультирования по развитию лидерских способностей студентов-психологов

Название этапа Цель этапа Психологические методы Количество

и технологии консультаций

1. Дебаты.

Информиро-

вание участников 2. Тематическая беседа

о лидерских с использованием техник:

способностях,

- эмпатия;

Определение обсуждение путей Групповая

желаемого развития лидерских - открытые и закрытые вопросы;

способностей. консультация - 1

результата - психодраматические методы;

Обсуждение

представлений - невербальное воздействие;

о желаемых - рефлексивное слушание;

результатах

- информирование

Выработка 1. Упражнения социально-

альтернативных психологического тренинга.

решений Развитие лидерских Групповые

в развитии способностей 2. Техники психодрамы. консультации - 5

лидерских

способностей 3. Ролевые игры

Деятельностный Закрепление

(деятельность

полученных знаний,

студентов- умений и навыков для Участники в повседневной

психологов вне

развития лидерских жизни реализуют опыт,

консультативного способностей полученный в процессе 3 недели

процесса в профессиональной группового психологического

по закреп-

лению приобре- и повседневной консультирования

жизни будущих

тенных навыков

психологов

лидерства)

Таблица 1

Структура группового психологического консультирования по развитию лидерских

способностей студентов-психологов

Название этапа Цель этапа Психологические методы Количество и технологии консультаций 1. Беседа с использованием техник: - эмпатия; - открытые и закрытые вопросы;

Оценить уровень достижения цели - отражение чувств;

психологического - невербальное воздействие;

Обобщение консультирования и обобщить достигнутые результаты, - самораскрытие; Групповая - резюме; консультация - 1

формирование - свободная ассоциация;

лидерского самосознания - дискуссия; - обсуждение. 2. Тестирование. 3. Анализ полученных результатов

Таким образом, была организована и реализована работа по психологическому консультированию будущих психологов с низким уровнем лидерских способностей, нацеленная на развитие этих способностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты

Сдвиги в процентных долях по результатам психологического консультирования отражены на рисунках 1-3. По результатам контрольного среза видно, что слабо выраженные лидерские способности уменьшились в группе в 4 раза (с 48 % до 12 %), средне выраженные лидерские способности увеличились с 52 % до 62 %, сильно выраженные лидерские способности появились у 6 испытуемых, хотя на начальном этапе в этой специально созданной группе таковых вообще не было.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рисунок !. Сдвиг в уровнях лидерских способностей по методике Е. Жарикова и Е. Крушельницкого Примечание: здесь и далее на рисунках первые столбцы - результаты первичной диагностики, вторые - вторичной.

Рисунок 2. Сдвиг в уровнях коммуникативных умений как индикатора лидерских способностей

Рисунок 3. Сдвиг в уровнях организационных умений как индикатора лидерских способностей

Как видим, лидерские способности оказались довольно пластичными с точки зрения развития в психологическом консультировании: студенты-психологи повысили способность управлять группой, теперь они могут ставить более четкие цели и задачи в проблемной коммуникации, проявлять лидерскую инициативу. Они в целом стали более инициативны и активны в общении, приобрели мотивацию к лидерству, оно стало для них привлекательным. Податливость лидерских способностей изменениям в нашем исследовании можно объяснить как их включенностью в решение психологических задач, стоящих перед студентами (консультационных, тренинговых и др.), так и множественными связями с другими коммуникативными и эмоциональными качествами студентов, так что практически любое воздействие на эмпатию, рефлексию, эмоциональный интеллект развивает и лидерские способности.

Среди уровней коммуникативных способностей в одинаковой степени изменились показатели низкого и среднего уровня: низкий уменьшился с 52 % до 28 %, средний увеличился с 48 % до 72 %. После консультирования у 5 студентов-психологов был обнаружен высокий уровень коммуникативных способностей, которого не было в группе до консультационной работы.

Анализируя изменения по организационным способностям, можно отметить, что количество студентов с низким уровнем этих способностей уменьшилось в 2 раза (с 64 % до 32 %), количество студентов со средним уровнем увеличилось с 36 % до 52 %. Высокий уровень организационных способностей не наблюдался ни у кого во время первичной диагностики, после контрольного среза он обнаружен у 4 человек, что составляет 16 % от выборки.

Таким образом, в результате психологического консультирования, посвященного развитию лидерских способностей студентов-психологов, мы обнаружили значимые улучшения в коммуникативных и организаторских способностях, так что, вероятно, их правомерно считать компонентами лидерства или использовать как его индикаторы. Студенты-психологи развили способности не только управлять общением, но и решать коммуникативно-организаторские профессиональные задачи, уверенно работать с группой, проявлять инициативу в проблемном профессиональном общении.

Разумеется, проблема структуры лидерских способностей может быть изучена отдельно с применением факторного и кластерного анализа, однако в нашем случае мы направили фокус исследования именно на проверку принципиальной «развиваемости» лидерских способностей будущих психологов средствами психологического консультирования и называем коммуникативные и организаторские способности, а также лидерские качества личности компонентами лидерских способностей и их индикаторами до некоторой степени условно, отдавая себе отчет в том, что уточнение этого тезиса требует специального исследования.

Достоверность сдвигов подтверждена при помощи углового преобразования Фишера (табл. 2). Из таблицы видно, что все различия до и после проведения психологического консультирования статистически значимы, при этом коммуникативные способности в структуре лидерских способностей показали сдвиг даже на однопроцентном уровне значимости ошибки, что может быть связано как с их большей пластичностью, податливостью развивающим воздействиям, так и с тем, что групповые методы консультационной работы, включавшие в себя элементы социально-психологического тренинга, адресно направлены именно на коммуникацию и уже затем на лидерство как один из ее продуктов. Далее представлены сдвиги по процентным долям испытуемых, показавших значимые изменения отдельных личностных качеств по ИТО в результате консультирования (табл. 3).

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 2

Показатели статистически значимых и незначимых результатов развития лидерских

способностей

Показатели лидерских способностей Статистически значимые Статистически незначимые

Лидерские качества Ф*эмп = 2,29; р < 0,05 т эмп 1

Коммуникативные способности Ф*эмп = 2,53; р < 0,01 эмп

Организаторские Ф*эмп = 1,89; р < 0,05 эмп

способности

Таблица 3

Статистическая оценка сдвигов по личностным коррелятам лидерских способностей студентов-психологов в результате психологического консультирования (по методике ИТО)

Доля испытуемых с высокой экстраверсией (увеличилась) Ф*эмп = 1,68; р < 0,05 эмп

Доля испытуемых с высокой тревожностью (уменьшилась) Ф*эмп = 1,72; р < 0,05 эмп

Доля испытуемых с высокой лабильностью (увеличилась) Ф* 1,89; р < 0,05 эмп

Доля испытуемых с высокой спонтанностью (увеличилась) Ф*эмп 1,83; р < 0,05 эмп

Снижение уровня тревожности, повышение по шкалам лабильности, экстраверсии и спонтанности после проведения психологического консультирования свидетельствует о том, что нам удалось не только простимулировать собственно лидерские способности, но и создать толчок для развития соответствующих им личностных лидерских качеств. Разумеется, многие личностные качества не могли быть изменены кардинальным образом в одной серии психологических консультаций по целому ряду очевидных причин, и поэтому самые глубокие интроверты так и остались интровертами, сверхсензитивные личности также остались таковыми. Однако нам удалось добиться значимых сдвигов по некоторым уровням этих личностных качеств лидера: увеличить долю лиц с экстраверсией, уменьшить долю лиц с высокой тревожностью, увеличить долю лиц с высокой спонтанностью. Если использовать ИТО как метод контроля эффективности развивающей работы с лидерскими способностями, то именно названные шкалы будут наиболее индикаторными.

Обсуждение результатов

В результате проведенной консультационной работы со студентами-психологами нам удалось повысить не только собственно показатель лидерских способностей, как он существует в традиционном виде по методике Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, но и показатели сопряженных с ним коммуникативных и организаторских способностей, а также показатели четырех индикаторных личностных лидерских качеств. Это косвенно указывает на интегральную природу лидерских способностей по отношению к некоторым отдельным коммуникативным способностям и лидерским качествам личности.

После проведения психологического консультирования студенты-психологи обладают большей коммуникативной инициативностью, самокритичностью и коммуникативной выносливостью, они легче управляют общением в личных и профессиональных ситуациях, могут брать на себя роль лидера в коммуникативной ситуации. Будущие психологи научились отстаивать свою точку зрения, явным образом обозначать свою позицию. Лидерство для них стало привлекательнее, они поняли, какие профессиональные задачи можно с его помощью решать (в частности, привлекательным стало выглядеть лидерство в психологической помощи детям и взрослым: оно стало пониматься как инструмент оказания воздействия, как средство управления профессиональным общением при решении профессиональных задач). Выражен и творческий эффект работы по развитию лидерских способностей средствами психологического консультирования: студенты-психологи стали более свободно смотреть на профессиональные проблемные ситуации, видеть роль лидерства в установлении профессионального контакта, принимать на себя роль лидера в психодиагностической, психопрофилактической, психокоррекционной работе, а также в психологическом обучении как направлении работы практического психолога. По оценкам самих участников, психологическое консультирование способствовало снижению тревожности по вопросам лидерства в группе, помогло осознать текущие потребности и перспективы, повысить уверенность в себе за счет того, что в рамках психологического консультирования была создана возможность передачи опыта лидерства. Всё это в совокупности, по субъективным оценкам участников и по данным психодиагностических замеров, способствовало снятию напряженности, помогло в формировании осознанного подхода к лидерству.

Заключение

Исследование показало, что психологическое консультирование с применением моделирующих, развивающих, обучающих и аналитических методов способствует повышению уровня лидерских способностей будущих психологов, что выражается в комплексном улучшении как собственно лидерских способностей, так и сопряженных с лидерством других коммуникативных и организаторских способностей, а также лидерских личностных качеств. Полученные результаты могут быть использованы при организации сопровождения образовательного процесса будущих психологов: с их помощью могут быть созданы учебные курсы по развитию профессионально важных личностных качеств, специализированные факультативы по развитию психологического самоменеджмента и лидерства в психологической профессии; данные могут быть использованы в практикуме по психологическому консультированию и социальной психологии. Кроме того, результаты исследования могут лечь в основу факультативных психологических тренингов для будущих специалистов других помогающих профессий (социальных работников, врачей и др.).

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Литература

Абрамова, Г. С. (2018). Практическая психология. Москва: Прометей.

Анопченко, Т. Ю., Григан, А. М., Лысоченко, А. А., Чернышев, М. А., Темирканова, А. В., Новосельцева, Л. А., ... Прядко, М. А. (2019). Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры: Практикум (4-е изд., стер.). Москва: Дашков и К.

Аспанова, Г. Р. (2017). Сущность понятия «лидерские способности». В С. С. Чернов (ред.), Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года (с. 126-130). Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества.

Базунова, А. Г. (2017). Международный опыт эффективного развития социального лидерства в образовательной сфере. В Т. Н. Гущина (ред.), Социальное лидерство в образовательной среде (с. 17-22). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Быкова, Е. А. (2015). Особенности профессионально важных качеств психолога. Вестник Шадринского государственного педагогического института, 3, 108-115.

Гранько, А. С. (2015). Психологическое консультирование как вид психологической помощи. Диалог наук в XXI веке, 7(2), 14-16.

Давлетова, А. И. (2007). Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза (кандидатская диссертация). Московский психолого-социальный институт, Москва.

Денисова, Е. А., Костакова, И. В. и Кузьмичев, С. А. (2017). Психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов. Российский психологический журнал, 74(2), 135-150. ИНрБ://Сокогд/10.21702/гр].2017.2.8

Кайгородов, Б. В. и Демин, Н. С. (2018). Исследование лидерских способностей у студентов. В И. А. Еремицкая, О. А. Халифаева (сост.), Весенние психолого-педагогические чтения (с. 77-79). Астрахань: Астраханский государственный университет.

Карпова, Л. Г. (2012). Сущность лидерских способностей. В А. Э. Еремеев (ред.), Наука и общество: проблемы современных исследований (с. 351-355). Омск: НОУ ВПО «ОмГА».

Морозова, Е. Н. (2017). Проектная деятельность как средство развития социального лидерства студентов педагогического колледжа в рамках междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы театрализованной деятельности детей». В Т. Н. Гущина (ред.), Социальное лидерство в образовательной среде (с. 149-153). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Мусаева, Т. (2016). Развитие лидерских качеств у студентов в процессе вузовского образования. В Современные научно-практические решения и подходы (с. 55-60). Уфа: Инфинити.

Наумова, Т. А., Баранов, А. А. и Тараканов, Я. Л. (2015). Развитие лидерских качеств личности у студентов вуза. Интернет-журнал Науковедение, 7(4), 127.

Рекешева, Ф. М. (2008). Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности. Вестник Новгородского государственного университета, 45, 13-16.

Рябышева, Ю. Ю. (2014). Сущностно-содержательная характеристика понятия «лидерские способности». В Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности (с. 154-160). Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».

Сердюк, И. И. и Кривцова, М. Ф. (2014). Проблемы формирования лидерских способностей. Научно-методический электронный журнал Концепт, Б30, 41-45.

Собчик, Л. Н. (2003). Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.

Санкт-Петербург: Речь. Соловьева, O. В. (2008). Психология лидерства: учебное пособие. Ставрополь: СГУ. Тетенькин, Б. С. (2012). Консультирование как важнейшая функция психологической службы

вуза. Вятский медицинский вестник, 2, 66-69. Уварова, М. Ю. и Кедярова, Е. А. (2014). Исследование личностной тревожности и мотивации достижения у студентов-первокурсников. Известия ИГУ. Серия Психология, 8, 74-86.

Фетискин, Н. П., Козлов, В. В. и Мануйлов, Г. М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Изд-во Института Психотерапии. Фомина, Л. Ю. (2009). Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения. Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика, 2, 48-52. Хапачева, С. М. (2015). Условия развития лидерских качеств в процессе профессиональной подготовки будущих психологов и педагогов-психологов. В The Seventh international conference on Eurasian scientific development: Proceedings of the conference (pp. 113-117). Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Чернецкая, Н. И. (2016). Особенности ценностно-смысловой сферы личности у представителей профессий системы «человек - человек». Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 16, 57-66. Шингаев, С. М., Симагина, И. К. и Нырова, И. В. (2020). Эмоциональный интеллект как важное качества лидера в образовании. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 3, 640-647. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-25 Шпак, Т. К. (2017). Условия эффективности развития лидерских качеств обучающихся. В Т. Н. Гущина (ред.), Социальное лидерство в образовательной среде (с. 178-184). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Hayitov, O. E. (2020). Levels of leader psychological competence. European Journal of Research

and Reflection in Educational Sciences, 8(10), 99-103. Lin, S.-H., Scott, B. A., & Matta, F. K. (2019). The dark side of transformational leader behaviors for leaders themselves: A conservation of resources perspective. Academy of Management Journal, 62(5). https://doi.org/10.5465/amj.2016.1255 Mahasneh, A. M., Alwan, A. F., & Al-Rawwad, Th. M. (2019). The level of multidimensional perfectionism and motivational orientation among undergraduate students. Psychology in Russia: State of the Art, 12(2), 94-114. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0208 Mao, J.-Y., Chiang, J. T.-J., Chen, L., Wu, Y., & Wang, J. (2019). Feeling safe? A conservation of resources perspective examining the interactive effect of leader competence and leader self-serving behavior on team performance. Occupational and Organizational Psychology, 92(1), 52-73. https://doi.org/10.1111/joop.12233 Moya, B. L., Chamorro, R. M., Reparaz, C., & Mora, P. (2020). Assessing the leadership competence of Master of Science in mining engineering students. Engineering Studies, 12(3), 218-226. https://doi.org/10.1080/19378629.2020.1821696 Phillips, J. C., Hargons, C., Chung, Y. B., Forrest, L., Oh, K. H., & Westefeld, J. (2017). Society of counseling psychology leadership academy: Cultivating leadership competence and community. The Counseling Psychologist, 45(7), 965-991. https://doi.org/10.1177/0011000017736141

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Thoroughgood, C. N., & Sawyer, K. B. (2018). Who wants to follow the leader? Using personality and work value profiles to predict preferences for charismatic, ideological, and pragmatic styles of leading. Journal of Business and Psychology, 33(2), 181-202. https://doi.org/10.1007/ s10869-016-9486-1

Дата получения рукописи: 30.03.2021 Дата окончания рецензирования: 30.09.2021 Дата принятия к публикации: 05.10.2021

Информация об авторах Елена Александровна Сукнева - аспирант факультета психологии, ассистент кафедры педагогической и возрастной психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Российская Федерация; SPIN-код: 2087-2921; e-mail: Lena Sukneva@mail.ru Надежда Игоревна Чернецкая - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Российская Федерация; ResearcherlD: 0-7041-2018, SPIN-код: 7003-6678; e-mail: cherna@yandex.ru

Елена Александровна Кедярова - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Российская Федерация; ResearcherlD: ABB-6964-2021, SPIN-код: 7434-3863; e-mail: kedu 72@mail.ru

Вера Владимировна Монжиевская - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Российская Федерация; SPIN-код: 9971-3647; e-mail: vvm.kpgt@mail.ru

Маргарита Юрьевна Уварова - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Российская Федерация; SPIN-код: 8195-8165; e-mail: uv-marg@mail.ru

Заявленный вклад авторов Елена Александровна Сукнева - разработка гипотезы исследования, проведение эмпирического исследования, обработка и интерпретация результатов, подготовка текста статьи (40 %). Надежда Игоревна Чернецкая - разработка концепции исследования, методологическое руководство (25 %).

Елена Александровна Кедярова - теоретический анализ литературы по проблеме исследования (15 %).

Вера Владимировна Монжиевская - организация исследования, работа с текстом статьи по отдельным методикам (10 %).

Маргарита Юрьевна Уварова - теоретическая и методическая работа по понятийному аппарату исследования, работа по списку литературы (10 %).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.