Научная статья на тему 'Развитие лидерских качеств личности в поликультурной профессионально-ориентированной среде'

Развитие лидерских качеств личности в поликультурной профессионально-ориентированной среде Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие лидерских качеств личности в поликультурной профессионально-ориентированной среде»

работы в таких местах остаются без внимания. Часто пожары возникают на рынке, в торговых центрах и в жилых секторах, в многоэтажных зданиях, высотных зданиях, промышленных площадках, производственных помещениях, офисах и на других ключевых объектах. Экстремальные погодные условия (длительная засуха) способствуют увеличению риска возникновение пожара или взрыва.

Информированность население остается на низком уровне. Руководители департаментов учреждений, организаций, подразделений проводят работу на низком уровне. Кроме того, интеграция международной экономической деятельности выявила много недостатков в деятельности противопожарной аварийно-спасательной службы Вьетнама, т.к. политическая ситуация и общественная дисциплина являются сложными, то поставленные перед Вьетнамской противопожарной службой задачи являются глобальными.

Список использованной литературы

1. Министерство общественной безопасности (2012), Обобщенный доклад за 10 лет реализации Закона противопожарной безопасности.

2. Главное управление противопожарной охраны и аварийных спасательных работ (2012), Схема системы планирования полицейских сил, противопожарной и аварийно-спасательной службы до 2020г с видением 2030г.

3. Главное управление противопожарной охраны и аварийных спасательных работ, Обобщенный доклад года.

4. Обобщенный отчет за 10 лет реализации Закона противопожарной безопасности и противопожарной деятельности (2005-2014 гг.) Правительства Социалистической Республики Вьетнам.

5. Статистика социально-экономического положения Вьетнама за 20062010 гг. - Ханой. ГСО СРВ, 2010.

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЕ

К.С. Переходченко, преподаватель,

А.В. Воротягин, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Лидерство и командообразование - важнейший компонент эффективного руководства. Они встречаются везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

На этапе социального единства сплачивает категорическое требование командира-единоначальника, основанное на соблюдении положений уставов,

норм морали и права. Командир как воспитатель начинает формирование воинского коллектива в неорганизованной группе военнослужащих, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Среди них есть и дружеские компании, и враждующие «группировки», и обособленные интересы.

Постепенно слабо сплоченная группа начинает интегрироваться вокруг командира. Показателями этого процесса становятся появление мажорного тона и стиля работы, повышение качественного уровня во всех видах воинской деятельности, выделение реально действующего актива. Успех и продолжительность первого этапа зависят от личной примерности и правильного понимания командиром всех степеней своих основных задач, от обладания им необходимыми педагогическими умениями для реализации этих задач [1].

Для оперативного решения задач воинского коллектива избирается актив, который служит организующим и сплачивающим центром. Через него осуществляется преемственность поколений в коллективе, поддерживается мажорный тон, передаются традиции. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением военнослужащие. Члены актива равномерно распределяются между первичными воинскими коллективами, а при необходимости их число в отстающих подразделениях может и увеличиваться. Требования к членам актива должны предъявляться более серьезные, чем к остальным членам воинского коллектива. Они выступают для остальных членов коллектива ориентирами, образцами в боевой учебе и повседневной жизни. Немаловажное значение для ускорения формирования актива играет привлечение в его ряды и активное участие в его работе неформальных лидеров, что создает условия сближения официальной и неофициальной структур взаимоотношений военнослужащих. Они реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть «малыми группами» и «неофициальными лидерами». Важно найти правильное применение стремлениям военнослужащих к лидерству в общественной жизни подразделения. Именно поэтому многие педагоги специально подчеркивают, чтобы в актив воинского коллектива входили авторитетные и уважаемые военнослужащие.

Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения командиров (начальников) учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. При этом реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе с военнослужащими способствуют повышению уровня боевой готовности, качества боевой и общественно-государственной подготовки, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки [2].

Соответственно, успех в решении любого рода учебно-боевых задач во многом зависит от того, сумеет ли командир при выборе средств воздействия на подчиненного найти ключ к его уму и сердцу, другими словами - учесть присущие этому человеку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, общеобразовательную и военную подготовку, помочь раскрыть и реализовать свои возможности в интересах общего дела. Для этого необходимо умело владеть методикой индивидуальной работы.

Но воспитание не только удел его субъектов. Четко продуманная и спланированная жизнь воинских подразделений, приведение всех ее сторон в соответствие с требованиями воинских уставов во многом способствует превращению ее в воспитательную среду. Это обусловлено тем, что организация жизни, согласно требованиям воинских уставов и этических норм и правил, обеспечивает накопление опыта правильного поведения курсантов, что дает возможность активного его превращения в потребности и привычки культурного поведения [3].

В содержательном плане процесс воспитания культуры взаимоотношений предполагает правовое обучение и воспитание коллектива курсантов, развитие у военнослужащих чувства гражданственности и патриотизма, убежденности в необходимости защиты Отечества и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, своей воинской профессии, воспитание межнациональной культуры, дисциплинированности и культуры поведения.

Каждый военнослужащий как носитель культуры повседневно проявляет ее в общении, конкретных делах, поступках, речи, внешнем облике. Если нравственные нормы и принципы предписывают, что и как должен делать человек, то культура поведения показывает, как они в действительности им усвоены и осуществляются в жизни. Но никакой моральный свод законов не освобождает человека от индивидуального творческого выбора поступка и личной ответственности за возможные последствия.

Следовательно, культура личности военнослужащего - это совокупность его знаний, чувств и стремлений, действий по их реализации, подчиненных требованиям воинской культуры. Военнослужащих можно считать воспитанными и культурными, если их действия осознанно подчинены требованиям воинской этики и права, если внутреннее содержание находится в гармонии с их поведением.

Вопросами построения взаимоотношений в воинских подразделениях на основе нравственности и культуры начали заниматься с момента образования регулярной армии. Еще на заре ее появления царь-реформатор Петр I придавал большое значение этим вопросам. По его мнению, отношения высших и низших чинов должны строиться на отеческих началах: «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равного образа отечески содержать» [4].

В дальнейшем лучшие представители русской армии, государственные деятели не только заботились о достойном воспитании офицерского корпуса, но и настойчиво добивались гуманного отношения к солдату. Так, фельдмаршал П.А. Румянцев требовал от начальника любого ранга и звания, «чтоб он ежечасно того нового солдата обучал не только порядочному поведению, но как обуться, одеться и дать себе добрый вид».

Значение общей культуры для личности чрезвычайно велико, в том числе и для ее профессиональной деятельности.

С давних лет традицией русской армии было воспитание людей, не только беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, но и хорошо образованных, думающих, творческих, обладающих высокой культурой.

Только офицер, обогащенный знанием и пониманием общечеловеческих

ценностей, глубоко усвоивший отечественные культурные традиции, может стать подлинным воспитателем, авторитетным, заботливым наставником своих подчиненных и добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, нельзя воспитать и обучить будущего, по-настоящему высокопрофессионального офицера, если не воспитать в нем культурного человека.

Список использованной литературы

1. Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998.

2. Золотарев О.В. Армия и культура. М.: Знание, 1991.

3. Культура взаимоотношений военнослужащих. Учеб.-метод. пособ. / Под ред. Н.Ф. Карасева. М.: Воениздат, 1990.

4. О долге и чести воинской в российской армии. М.: Воениздат, 1991.

О ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЧС

Н.В. Пешкова, адъюнкт, Воронежский институт МВД России, г.Воронеж

Настоящая работа посвящена моделям локальных ЧС природного характера влияющих на функционирование социально значимого объекта.

До наступления ЧС человек чувствует себя царем природы и склонен пренебрегать возможными проявлениями стихии. Не смотря на то, что ЧС трактуется как «совокупность обстоятельств...», большинство работ на эту тему предполагает саму ЧС «объектом» взаимодействия (см. напр. [1]). С математической точки зрения это задается тем, что ЧС определяется состояниями, которые могут изменяться. Это в свою очередь, может привести к выводу о том, что самой ЧС можно управлять, меняя ее состояния (поскольку любая математическая формула, описывающая взаимодействие двух объектов является симметричной). Другими словами если объект А влияет на объект В, то он сам подвергается влиянию со стороны объекта В. Отсюда можно сделать вывод что например влияние урагана на человека имеет обратную зависимость: влияние человека на ураган.

Альтернативной точкой является желание вообще отказаться от описания свойств ЧС и перейти сразу к описанию изменения состояния охраняемой системы. Другими словами, под воздействием ЧС система с некоторой вероятностью меняет свое состояние. В данном случае изменение состояния описывается Марковской матрицей перехода, а вся система принимает вид конечного вероятностного автомата. Такой подход был впервые описан в работе [2].

В настоящей работе мы предлагаем отказаться от концепции ЧС как объекта взаимодействия, а рассматривать его как источник сигналов, управляющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.