Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА'

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕР / ТРЕНИНГ / ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Остапчук С.В., Стрижонок Е.А.

Рассматриваются понятие «гендерная идентичность» и ее проявления. Показана необходимость развития гендерной идентичности у девушек. Описана разработанная авторами тренинговая программа по развитию инициативности, лидерства, силы воли, мотивации достижения успеха и уверенности в себе; проанализирована ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERSONAL MANIFESTATIONS OF GENDER IDENTITY THROUGH TRAINING

The article points out the need for the development of gender identity in young women, examines the concept of gender identity and its manifestations. A training program for the development of personal manifestations of gender identity was developed. The effectiveness of the program on the development of initiative was studied, for this purpose a psychological experiment was conducted on Female students of Polotsk State University took part in the training program training program.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА»

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА

С.В. ОСТАПЧУК, ЕА. СТРИЖОНОК (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкий)

Рассматриваются понятие «гендерная идентичность» и ее проявления. Показана необходимость развития гендерной идентичности у девушек. Описана разработанная авторами тренинговая программа по развитию инициативности, лидерства, силы воли, мотивации достижения успеха и уверенности в себе; проанализирована ее эффективность.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендер, тренинг, тренинговая программа, психологический эксперимент.

Введение. Гендерная идентичность является частью социальной идентичности индивида, она формируется в результате интериоризации феминных и маскулинных черт в процессе взаимодействия «Я» и других во время социализации личности [2]. Гендерная идентичность предполагает сложное взаимодействие биологических, социальных и психологических факторов [6].

Кирилиной А.В. были выделены следующие уровни гендерной идентичности: базовая идентичность, которая предполагает соотнесение личности с альтернативными представлениями о маскулинности/фемининно-сти; ролевая идентичность - соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре полоролевыми стереотипами; персональная идентичность, интегрирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения [4].

Процесс формирования гендерной идентичности непрерывен. Первичная половая идентификация ребенка происходит в первый год жизни за счет подражания взрослому, но и во взрослом возрасте гендерная идентичность активно трансформируется, что позволяет личности преобразовывать представления о себе на протяжении жизни [5, с. 78].

В сегодняшних реалиях все чаще можно заметить изменение традиционных представлений о мужественности и женственности. Общество начинает предъявлять юношам и девушкам противоречивые требования относительно поведения и социальных ролей, что не может не вызывать трудности в гендерной социализации молодежи. Данные изменения вызывают необходимость в оказании помощи молодежи в построении представлений о себе, гендерной идентичности на основе их индивидуальных особенностей и интересов, а не на полоролевых стереотипах.

Основная часть. Сегодня особенно заметны изменения в представлениях о себе у девушек. Современная девушка все чаще проявляет стереотипно мужские качества личности: инициативность, лидерство, уверенность в себе.

Целью исследования стало развитие отдельных личностных черт гендерной идентичности у девушек посредством тренинга. Для проверки эффективности тренинговой программы был проведен психологический эксперимент. В исследовании приняли участие 22 студентки Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой 17-19 лет, разделенные на две группы, не имеющие значимых различий в выраженности данных проявлений.

Нами была выдвинута гипотеза об эффективности использования тренингов, направленных на развитие личностных проявлений гендерной идентичности у девушек, таких как инициативность, лидерство, сила воли, мотивация достижения успеха и уверенность в себе, на основе нашего предыдущего исследования [8]. Предположительно, развитие данных составляющих поможет студенткам полнее раскрыть свою гендерную идентичность.

Результаты анализа различий в выраженности инициативности в экспериментальной группе после участия в тренингах представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Различия в степени развития инициативности в экспериментальной группе

Переменная Среднее значение (до) Среднее значение (после) Значение i-Стьюдента Уровень значимости р Стандартное отклонение (до) Стандартное отклонение (после)

Степень развития инициативности 36,66 43,75 -3,95 0,00 7,17 9,32

Примечание. «До» - значение экспериментальной группы по степени развития инициативности до проведения тренинга, «после» - значение экспериментальной группы по степени развития инициативности после проведения тренинга.

2022

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

Согласно таблице 1, при использовании критерия г-Стьюдента для зависимых выборок уровень значимости р равен 0,00 (р < 0,05), что свидетельствует о значимых различиях в уровне развития инициативности до и после проведения тренинга. Таким образом, можно говорить об эффективности тренинга, направленного на развитие инициативности.

Далее были проанализированы различия в степени развития лидерских способностей в экспериментальной группе. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Различия в степени развития лидерских способностей в экспериментальной группе

Переменная Среднее значение (до) Среднее значение (после) Значение г-Стьюдента Уровень значимости р Стандартное отклонение (до) Стандартное отклонение (после)

Степень развития лидерских способностей 26,83 28,08 -0,96 0,35 4,70 6,38

Из данных, представленных в таблице 2, очевидно, что уровень значимости р при использовании критерия г-Стьюдента для зависимых выборок больше 0,05 (р = 0,35). Это показывает отсутствие значимых различий в степени развития лидерских способностей до и после проведения тренинга. Отсутствие значимых различий, вероятно, объясняется тем, что лидерские способности формируются на протяжении длительного времени. Но среднее значение выраженности лидерских способностей возросло, и, по нашему мнению, для значимых различий необходимо больше тренингов.

Затем были проанализированы различия в степени выраженности мотивации достижения успеха (таблица 3).

Таблица 3. - Различия в степени выраженности мотивации достижения успеха в экспериментальной группе

Переменная Среднее значение (до) Среднее значение (после) Значение г-Стьюдента Уровень значимости р Стандартное отклонение (до) Стандартное отклонение (после)

Степень выраженности мотивации достижения успеха 113,25 115,08 -0,76 0,45 5,37 7,76

На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что уровень значимости р при использовании критерия г-Стьюдента для зависимых выборок равен 0,45 (р > 0,05). Следовательно, значимых различий в степени выраженности мотивации достижения успеха до и после проведения тренинга не выявлено. Природа мотивации достижения достаточно противоречива. Так, например, в одном из гендерных исследований оказалось, что девушки более мотивированы на достижение, чем юноши. Однако в течение года мотивация достижения юношей осталась на прежнем уровне, а у девушек достоверно снизилась (р < 0,05) [1]. В другом исследовании уровень мотивации достижения достаточно высок на первом и пятом курсе, со второго курса идет снижение мотивации [7]. Возможно, необходимы большее часов тренинговой работы и эффективные упражнения, чтобы мотивация достижения не снижалась у студенток в процессе обучения.

Далее были проанализированы различия в степени выраженности уверенности в себе как составной части гендерной идентичности. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. - Различия в степени выраженности уверенности в себе в экспериментальной группе

Переменная Среднее значение (до) Среднее значение (после) Значение г-Стьюдента Уровень значимости р Стандартное отклонение (до) Стандартное отклонение (после)

Степень выраженности уверенности в себе 60,83 68,5 -1,41 0,18 14,75 11,57

Данные таблицы 4 показывают, что уровень значимости р при использовании критерия г-Стьюдента для зависимых выборок равен 0,18 (р > 0,05), следовательно, значимые различия в степени развития уверенности в себе до и после проведения тренига отсутствуют. Это может объясняться тем, что степень развития уверенности в себе в экспериментальной группе была изначально высока и, несмотря на повышение среднего значения уверенности респондентов в себе, после проведения тренингового занятия различия оказались незначимыми.

Результаты анализа различий в степени развития силы воли в экспериментальной группе представлены в таблице 5.

Таблица 5. - Различия в степени развития силы воли в экспериментальной группе

Переменная Среднее значение (до) Среднее значение (после) Значение t-Стьюдента Уровень значимости р Стандартное отклонение (до) Стандартное отклонение (после)

Степень выраженности силы воли 21,50 22,25 -0,68 0,50 3,03 3,75

Уровень значимости р (см. таблицу 5) при использовании критерия t-Стьюдента для зависимых выборок равен 0,50 (р > 0,05). Можно говорить об отсутствии значимых различий в степени развития силы воли до и после проведения тренинговой программы. Возможно, степень развития силы воли в экспериментальной группе была изначально высока. Можно говорить о повышении среднего значения выраженности силы воли в экспериментальной группе после проведения тренинга.

Заключение. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Тренинг, направленный на развитие инициативности у студенток, оказался эффективным (выявлены значимые различия в уровне развития инициативности до и после проведения тренинга. При использовании критерия t-Стьюдента для зависимых выборок уровень значимости р < 0,05.

Настоящее время характеризуется бурными изменениями во многих областях нашей жизни. Представления о женственности и мужественности, гендерных ролях не стали исключением. Советский и российский психолог И.С. Кон писал, что главным субъектом социальных и гендерных изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяется значительно быстрее, чем мужские [4, с. 256]. Мы уверены, что в современных девушках необходимо воспитывать стремление активно и самостоятельно осмысливать собственную гендерную идентичность, помогать им найти свой образ «Я» среди других, а не полагаться на традиционные гендерные стереотипы о женщине и ее социальной роли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виндекер, О.С. Особенности мотивации достижения современных студентов: гендерный аспект / О.С. Виндекер // Психология образования : Психол. обеспечение «Новой школы». - 2010. - С. 299-300.

2. Волчкова, Н.И. Особенности гендерной идентичности у современных подростков [Электронный ресурс] / Н.И. Волч-кова // Гуманитар. науч. исслед. - 2012. - № 6. - Режим доступа: https://human.snauka.ru/2012/06/1427. - Дата доступа: 25.05.2022.

3. Кон, И.С. Мужчина в меняющем мире / И.С. Кон. - М. : Время, 2009. - 496 с.

4. Кирилина, А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации / А.В. Кирилина. - М. : Рос. полит. энцикл., 2004. - 254 с.

5. Матвеева, К.С. Гендерная идентичность как объект социологического исследования / К.С. Матвеева // Вестн. ТГУ. Сер. Гуманитар. науки. Педагогика и психология. - 2007. - № 6. - С. 78-80.

6. Ожигова, Л.Н. Проблема достижения гендерной идентичности личности на разных возрастных этапах / Л.Н. Ожигова // Человек. Сообщество. Управление. - 2006. - Спецвып. - № 2. - С. 109-112.

7. Семенова, Л.Г. Развитие мотивации достижения в профессиональном становлении студентов вуза / Л.Г. Семенова // Вестн. ТГУ. Сер. Гуманитар. науки. Педагогика и психология. - 2008. - Вып. 2 (58). - С. 354-359.

8. Стрижонок, Е.А. Гендерная идентичность современных белорусских женщин / Е.А. Стрижонок, С.В. Остапчук // Актуальные проблемы современной психологии : ХХ Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистров и аспирантов, Гродно, 8 апр. 2021 г. / Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы. - С. 181-186.

Поступила 27.09.2022

DEVELOPMENT OF PERSONAL MANIFESTATIONS OF GENDER IDENTITY

THROUGH TRAINING

S. АSTAPCHUK, E. STRIZHONOK (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article points out the need for the development of gender identity in young women, examines the concept of gender identity and its manifestations. A training program for the development of personal manifestations of gender identity was developed. The effectiveness of the program on the development of initiative was studied, for this purpose a psychological experiment was conducted on Female students of Polotsk State University took part in the training program training program.

Keywords: gender identity, gender, training, training program, psychological experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.