это результат добровольного переживания, экзис-тенционального поиска или дефицит социальных связей.
2. Для преодоления одиночества необходимо использование как мер прямого воздействия, так и косвенного влияния, сочетания методов коррекции, научения, реабилитации, минимизации негативных факторов и актуализации жизненного опыта ребенка.
3. Для предупреждения одиночества целесообразно создание благоприятного микроклимата, проектирование насыщенной событиями эмоционально-окрашенного характера повседневной жизнедеятельности детей, расширение опыта совладания с одиночеством, жизненными трудностями, создание ситуации успеха.
Библиографический список
1. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. - 52 с.
2. Герт В.А. Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте // Социальное образование. -2011. - № 1. - С. 26-32.
3. Захарова Д.А. Опыт профилактики одиночества у детей-сирот в условиях детского дома (на примере Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области) // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2013. - № 4. - С. 169-172.
УДК 159.923
Пронина Анжелика Николаевна
доктор педагогических наук
Маркова Светлана Витальевна
кандидат психологических наук Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина [email protected], [email protected]
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В статье авторы представили основные предпосылки разработки и процессуальные характеристики психолого-педагогической технологии развития личностной зрелости педагога детского дома как условия обеспечения целостности социализации-индивидуализации детей-сирот.
Ключевые слова: личностная зрелость, целостность социализации-индивидуализации, эмпатийность, креативность, самореализация.
Проблема сиротства для России была и остаётся значимой социальной и научной . проблемой. Правительство РФ принимает все необходимые меры по снижению количества детских домов и сокращению численности детей-сирот. Вместе с тем, в детских домах РФ остаётся около 50000 детей, оставшихся без попечения родителей.
В современной психолого-педагогической науке обосновано положение о том, что развитие ребёнка старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации, теоретически обоснованы и апробированы программа и педагогическая технология социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома [2]. Вместе с тем практика показывает не-сформированность профессиональных знаний и умений у воспитателей детского дома для реализации соответствующей программы и технологии обеспечения целостности социализации детей-сирот.
Статистические данные показывают, что для 45,8% детей интернатных учреждений значимым в их жизни является педагог. В настоящее время в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. изучается проблема субъектных факторов, определяющих эффективность педагогической деятельности. Одним из основных компонентов в структуре субъектных факторов педагогической деятельности является личностный компонент (Н.В. Кузьмина). А.К. Маркова, изучая профессиональную компетентность учителя, вводит понятие «зрелость личности учителя». Основным педагогическим умением личностно зрелого учителя А.К. Маркова считает умение осознавать направленность собственной деятельности на развитие личности ученика.
Эмпирическое исследование, проведённое А.Н. Прониной и С.В. Марковой, установило наличие взаимосвязи уровня личностной зрелости педагога и проблем социализации и индивидуализации детей детского дома. Так во взаимодействии с личностно незрелыми педагогам выявлено у 23,5% воспитанников детского дома поведение
186
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Пронина А.Н., Маркова С.В., 2014
«социальных провокаций», являющееся одним из типов поведения депривированной личности ребенка детского дома, также отмечалось преобладание нарушений социализации и индивидуализации у воспитанников в процессе взаимодействия с педагогами с умеренной и слабовыраженной эмпа-тийностью.
Проведённый поисковый эксперимент показал недостаточную степень осознания личностно незрелым педагогом значимости целостного процесса социализации-индивидуализации воспитанников, затруднения в проведении диагностики этого процесса, неумение продуцировать принципиально новые методы и приёмы компенсирующего воздействия на устранение дисбаланса между социализацией и индивидуализацией у детей детского дома.
На сегодняшний момент в психолого-педагогической науке ограниченное количество исследований по проблеме подготовки педагогов к работе с детьми-сиротами. Большинство исследований раскрывают развитие отдельных психологических качеств педагогов интернатных учреждений (А.Х. Пашина, Р.Ж. Мухамедрахимов, В.О. Аникина и др.).
В психологической карте зрелости личности учителя, предложенной А.К. Марковой, представлены умения развивать человековедческие компоненты способностей, индивидуальный стиль педагогической деятельности; осознанно определять перспективы своего профессионального роста. Вместе с тем практическое применение психологической карты зрелости личности учителя ограничено в отношении педагогов детского дома, так как в ней не учитываются специфика их профессиональной деятельности, необходимость преодоления нарушений в компонентах социализации и индивидуализации детей и обеспечение целостности социализации и индивидуализации.
Анализ проблемы развития личностной зрелости педагога детского дома, как условия обеспечения целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, в теории и практике обнаружил ряд противоречий:
- между существующими положениями науки и практики о развитии личностной зрелости педагога детского дома в профессиональной деятельности, специфики ее компенсаторного воздействия на депривационные нарушения у детей и недостаточной разработанностью основных показателей (критериев, аспектов) развития личностной зрелости педагога детского дома как условия обеспечения целостности социализации-индивидуализации детей-сирот;
- между потребностью практики в педагогах, способных обеспечить целостность социализации-индивидуализации воспитанников детского дома и отсутствием адекватной психолого-педагогичес-
кой технологии развития личностной зрелости педагога детского дома как условия обеспечения целостности социализации-индивидуализации детей.
В качестве основных показателей (критериев, аспектов) развития личностной зрелости педагога детского дома как условия обеспечения целостности социализации-индивидуализации детей-сирот выступили [1]:
- эмпатийность - способность педагога к постижению и пониманию эмоционального состояния воспитанников детского дома в процессе социализации и индивидуализации (терпимость как особое отношение к проявлениям нарушений и дисбалансов социализации и индивидуализации у детей детского дома; толерантность - повышение терпения, снисходительности к разным негативным проявлениям социализации и индивидуализации детей детского дома);
- потребность в самоактуализации (ответственность - способность педагога отвечать не только за себя, но и за судьбы детей детского дома; рефлексивность - способность педагога занимать аналитическую позицию по отношению к себе, социальным и индивидуальным проявлениям воспитанников, а также в профессиональной деятельности по обеспечению взаимосвязей между социализацией и индивидуализацией воспитанников детского дома);
- креативность как способность продуцировать принципиально новые идеи решения различных проблем социализации-индивидуализации у детей детского дома в различных ситуациях взаимодействия (умение педагога обнаруживать и осмысливать проблемы социально-индивидуального развития детей детского дома; гибкость и оригинальность в порождении и выборе разнообразных способов компенсирующего воздействия педагога на личность ребёнка).
Таким образом, возникает необходимость создания психолого-педагогической технологии развития личностной зрелости педагога детского дома, обеспечивающей целостность социализации-индивидуализации детей.
Психолого-педагогическая технология развития личностной зрелости педагога детского дома как условия обеспечения целостности социализации-индивидуализации детей-сирот представляет собой совокупность форм, методов, направленных на формирование у педагогов детского дома теоретических знаний, практических умений и навыков организации, диагностики и коррекции целостного процесса социализации-индивидуализации детей-сирот.
Основой разработки психолого-педагогической технологии развития личностной зрелости педагога детского дома как условия целостности социализации-индивидуализации детей-сирот выступили следующие положения:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
187
- обеспечение содержания личностно-ориенти-рованного взаимодействия педагога и воспитанников детского дома, выраженное в установлении субъект-субъектных связей, стимулирующее развитие депривационной личности ребенка как активного субъекта социализации-индивидуализации;
- усиление позиции ненасилия у педагога детского дома, связанной с терпимым отношением к проявлениям нарушений и дисбаланса в компонентах социализации и индивидуализации детей, обусловливающим актуализацию способности педагога к личностному росту, рефлексию в области самосознания, образа действия, профессиональной деятельности, креативность в выборе решений в конкретной ситуации во взаимодействии с детьми;
- доминирование родительского отношения во взаимодействии с воспитанниками детского дома (чувствительность к проблемам социализации и индивидуализации детей, эмоциональная близость, способность отвечать за характер своих взаимоотношений с детьми), определяющее реализацию важнейших качеств личностной зрелости педагога и способствующее коррекции нарушений социализации-индивидуализации воспитанников и обеспечения взаимосвязей между различными компонентами социализации и индивидуализации;
Методами реализации психолого-педагогической технологии развития личностной зрелости педагога детского дома как условия целостности социализации-индивидуализации детей-сирот явились диагностический практикум, научно-практический семинар, психологический тренинг.
Диагностический практикум, направленный на развитие личностной зрелости педагога детского дома как условия целостности социализации и индивидуализации детей-сирот, выполняет несколько функций:
1. Информационную, обеспечивающую получение знаний педагогом детского дома об уровне развития личностных качеств в структуре личностной зрелости и ознакомлению с методами проведения диагностики, организации и коррекции процесса социализации-индивидуализации личности детей без семьи;
2. Структурирующую, детерминирующую потребность педагога детского дома в рамках самодиагностики изучить недостатки личностного развития, определить степень их влияния на проявление нарушений социализации и индивидуализации и обеспечения взаимосвязей между компонентами этих процессов у детей-сирот;
3. Моделирующую, способствующую осознанному включению педагога в коррекционную работу по развитию личностных качеств, входящих в структуру личностной зрелости педагога детского дома, и коррекции нарушений как в компонентах социализации и индивидуализации, так и взаимосвязей между ними у детей-сирот.
Таким образом, целью диагностического практикума является не только изучение педагогом собственных личностных качеств, но и определение перспективы их развития с целью обеспечения целостность социализации-индивидуализации у детей.
Научно-практический семинар «Личностная зрелость педагога как условие целостности социализации-индивидуализации: диагностика и развитие» является технологической моделью изменения личностных качеств и поведения педагога детского дома в соответствии с задачами обеспечения целостного процесса социализации-индивидуализации воспитанников и включает несколько стадий.
На первой стадии - подготовительной - осуществлялась подготовка педагога детского дома к личностному изменению, осознанию необходимости самосовершенствования, в соответствии со спецификой социализации-индивидуализации детей. Данный этап способствовал формированию теоретических знаний педагогов о различных видах взаимосвязей и их нарушений в процессе социализации-индивидуализации личности в условиях деп-ривации.
Вторая стадия - когнитивная, на которой в процессе наблюдения, противопоставления результатов диагностического обследования детей, интерпретации различных воззрений исследователей по проблеме личностной зрелости педагога детского дома педагог начинает осознанно выявлять недостатки личностного развития и отбирать содержание практической работы адекватное результатам предшествующей диагностики, разрабатывают систему и содержание коррекционных упражнений и игр, бесед, педагогических ситуаций и др.; выбирают возможный вектор развития для каждого ребенка (с помощью психолога, педагога) с учётом нарушений и дисбаланса социализации-индивидуализации и т.д.
На третьей стадии - аффективно-оценочной -педагог осознает влияние стереотипов собственного поведения на наличие и выраженность нарушений и дисбаланса социализации-индивидуализации у детей детского дома, сопоставляя результаты диагностического обследования педагога и детей. На этой стадии происходит переоценка собственных личностных качеств, появляется потребность педагога в самосовершенствовании.
Четвертая стадия - действенная - заключается в апробации и закреплении новых способов поведения педагога во взаимодействии с воспитанниками, предполагает организацию психолого-педагогической работы по реализации задач формирования и развития личности в различных сферах целостного процесса социализации-индивидуализации: деятельности, общении и самосознании.
Одним из методов психолого-педагогической технологии развития личностной зрелости педагогов детского дома является психологический тре-
188
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
нинг, который повышает понимание, чувствительность к проблемам и нарушениям социализации и индивидуализации воспитанников, что обеспечивает развитие способности педагога удерживать устойчивую личностно-гуманную позицию по отношению к ним, актуализирует потребностей педагогов в личностном и профессиональном саморазвитии и т.д.
Методами психологического тренинга в разработанной технологии выступили:
1) психодраматическая техника способствовала переносу личных переживаний педагогов вовне, снятию напряжения, преодолению неэффективных стереотипов поведения во взаимодействии с детьми детского дома, актуализации своего творческого потенциала; расширению интерперсонального опыта;
2) ролевые игры с элементами драматизации выступали имитационными моделями проблемных, конфликтных ситуаций во взаимодействии с детьми детского дома и способствовали оптимизации психологических предпосылок своих будущих действий, проявлению активного воображения в конструировании нового варианта своей личности, активизации педагогических действий по решению проблем социализации и индивидуализации детей детского дома;
3) ситуации групповой дискуссии стимулировали и актуализировали глубинные ассоциации, повышали мотивацию и эгововлеченность участников в решение обсуждаемых проблем;
4) групповые исследования сложных ситуаций во взаимодействии с воспитанниками способствовали углублению взаимопонимания в процессе взаимодействия между участниками группы, анализу реальности, выработке алгоритма принятия решения в определенных ситуациях;
5) психогимнастические упражнения способствовали пониманию состояния других людей, тренировке навыков и умений слушать, развитию отдельных сторон креативности.
Апробация технологии развития личностной зрелости педагогов детского дома как условия обеспечения целостности социализации-индивидуализации выявила, что у педагогов экспериментальной группы отмечены оригинальность в выборе способов воздействия на воспитанников с целью обеспечения целостности социализации-индивидуализации детей, стремление к их внедрению в образовательный процесс и в сферу взаимодействии с воспитанниками. Проявлением ненасильственной позиции педагогов детского дома было терпимое отношение к проявлениям нарушений и дисбаланса социализации и индивидуализации детей, обеспечивающее снижение уровня напряженности, тревожности и страхов у воспитанников. Диагностика по результатам реализации педагогами высокого и среднего уровня личностной зрелости программы и технологии социализации-индивидуализации детей показала позитивную динамику социализации и индивидуализации и достижение некоторого баланса уровней социализации и индивидуализации у воспитанников детского дома.
Библиографический список
1. Герасимова Е.Н., Маркова С.В. Структура личностной зрелости педагога детского дома // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - № 13. - С. 5-12.
2. Пронина А.Н. Научные подходы к проблеме обеспечения целостности социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей // Вестник МГОУ: серия «Педагогика». - 2012. - № 1. - С. 158-167.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
189