УДК 371:17.023
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА УЧЕНИКА КАК ИДЕЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPMENT OF A STUDENT'S PERSONAL EXPERIENCE AS THE IDEA OF PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION
© 2016
АН. Цепкова Высшая школа приватизации и предпринимательства (Россия, Самара)
A.N. Tsepkova Higher School of Privatization and Entrepreneurship (Russia, Samara)
В статье обосновывается мировоззренческий статус личностно ориентированного образования. Указываются причины того, что личностно ориентированное образование остается на уровне декларации: незыблемость классических устоев традиционной образовательной парадигмы, превращение образования в сферу услуг, уровень понимания педагогами сути личностно ориентированного образования. Доказывается, что способом устранения указанных причин является ориентация будущих учителей на идеи личностно ориентированного образования. Развитие личностного опыта ученика рассматривается как идея личностно ориентированного образования, раскрываемая через специфику личностного опыта как компонента содержания образования. Сопоставляются понятия «личностный опыт» и «субъектный опыт». Доказывается, что первое понятие является более широким по сравнению со вторым, так как личностный опыт является компонентом личностно ориентированного образования, а субъектный опыт включается в личностно ориентированный образовательный процесс, но не образует его содержания, а согласовывается с социокультурными образцами, представленными в содержании образования. Раскрывается сущность идеи развития личностного опыта ученика, заключающейся в ориентации учителя на создание условий для полноценного проявления и развития у школьника опыта избирательности, рефлексивности, смыслопоиска, ответственности, саморегуляции, креативности, свободы.
The article explains the ideological status of the personality-oriented education. It gives the reasons why personality-oriented education remains at the level of declaration: the inviolability of the classical foundations of the traditional educational paradigm, transforming education into the sphere of services, teachers' understanding the essence of personality-oriented education. It is proved that the way to eliminate the reasons of declarative character of personality-oriented education is encouraging future teachers to employ ideas of learner-centered education. We consider the student's personal development as the idea of personality-oriented education that is revealed through the specifics of personal experience as a component of educational content. We compare the concept of «personal experience» and «subjective experience». It is proved that the concept of «personal exp eri-ence» is broader than the one of «subjective experience» because personal experience is a component of learner-centered education, and subjective experience is included in the personality-oriented educational process, but does not form its content, though it corresponds to the social and cultural parrerns presented in the content of education. The essence of the student's personal development is displayed. It is the result of the teacher's activity guided to create proper environment for the student to gain experience in choosing, reflecting, searching for meaning, responsibility, self-control, creativity, freedom.
Ключевые слова: ученик; личностно ориентированное образование; идея; личностный опыт; субъектный опыт; развитие.
Keywords: student; personality-oriented education; idea; personal experience; subjective experience; development.
Гуманизация образования, отмечает В.П. Бездухов, - это личностно ориентированная педагогическая практика, суть которой проявляется в том, что гуманизм и свобода учителя, за реализацию которых он несет ответственность, приобре-
тают для него смысл через развитие у ребенка способности присваивать гуманистические ценности, через становление у него свободы как творческой силы в созидании ценностей. Взаимопонимание, взаимопостижение основываются на ответ-
ственной свободе, а не на иррациональном авторитете принуждения. Гуманизация образования личностна, но направляема социально.
Учитель гуманизирует действительность посредством личностно ориентированной деятельности как определенного типа отношение к миру, к ученикам, к самому себе. В процессе гуманизации педагогическая наука разрабатывает способы реализации личностно ориентированной деятельности как педагога, так и ученика [1, с. 64].
Можно утверждать, что личностно ориентированное образование наряду с гуманизацией образования является реалией современного российского образовательного пространства. Мы полагаем, что личностно ориентированное образование при этом имеет мировоззренческий статус, так как позволяет найти ответы на вопросы «Во имя чего?» и «Каков путь?». «Во имя чего?» - во имя человека, его развития и становления как личности, индивида и субъекта деятельности. «Каков путь?» - путь созидания жизни, достойной человека, способного жить в свободе и для свободы.
Однако анализ образовательной практики показывает, что личностно ориентированное образование во многом остается на уровне декларации. На наш взгляд, этому есть три причины.
Первая заключается в том, что в обновленном в результате реформ российском образовании незыблемыми остаются классические устои традиционной образовательной парадигмы. В этом мы солидарны с А.А. Вербицким и О.Г. Ларионовой, перечисляющими эти устои. Назовем те из них, которые, по нашему мнению, препятствуют реализации именно лич-ностно ориентированного образования. Это:
- традиционные цели общего и профессионального образования;
- отрыв обучения от воспитания;
- научное знание как главный и единственный источник содержания обучения;
- задачный подход к проектированию содержания обучения;
- канонизированные формы организации учебной деятельности (классно-урочная система);
- доминирование сообщающих, вербальных, монологических методов передачи информации учителем ученику;
- классические критерии оценки контроля качества образования, сводящиеся к измерению уровня усвоения школьниками знаний, умений, навыков, закрепленные законодательно введением ЕГЭ в общеобразовательной школе;
- традиционный консерватизм педагогического сознания учителей, учащихся, родителей, общества в целом, не убежденных в разумности и необходимости навязываемых «сверху» новаций и потому сознательно или неосознанно сопротивляющихся их реализации [2, с. 47-48].
Вторая причина - превращение образования в сферу услуг. О.К. Позднякова пишет: «Образование, превращающееся в сферу услуг, направляет свои ресурсы не на развитие нравственности человека, а на формирование успешного человека, ориентированного в первую очередь на пользу, а не на благо» [3, с. 33].
Третья причина заключается в том, как педагоги понимают суть личностно ориентированного образования. В.В. Сериков выделяет наиболее типичные проблемы, связанные с таким пониманием: иллюзия «уже известного», иллюзия «понимания», «этический фетешизм», упрощение теории личностно ориентированного образования [4, с. 170-171].
Мы полагаем, что одним из способов устранения причин декларативности личностно ориентированного образования является ориентация на его идеи будущих учителей.
В рамках данной статьи мы остановимся на такой идее личностно ориентированного образования, как развитие личностного опыта ученика.
Проблеме личностно ориентированного образования посвящаются сегодня многие исследования. Прежде всего, это работы В.В. Серикова [5, 6, 7, 8, 9, 10] и И.С. Якиманской [11, 12, 13, 14, 15, 16], а также и других авторов [17, 18, 19].
В соответствии с признанием личности целью личностно ориентированного образования в содержание образования, как утверждает В.В. Сериков, входит новый вид опыта - опыт быть личностью, личностный опыт. Это опыт выполнения личностных функций, содержание которых может быть представлено по-разному
в зависимости от того, какое представление о природе личности имеет проектировщик такого образования. В самом общем виде - это опыт осмысленного и ре-флексируемого поведения в мире [8, с. 35].
Личностно ориентированное
образование не формирует личность с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Личностные функции - это не характерологические качества личности, а те проявления человека, которые реализуют его потребность «быть личностью». В качестве таковых В.В. Сериков выделяет следующие: функции мотивации (принятие и обоснование деятельности), опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения), коллизии (видение скрытых противоречий действительности), критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм), рефлексии (конструирование и удержание определенного образа Я), смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - сути жизни), ориентации (построение личностной картины мира -индивидуального мировоззрения), обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующая (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности), самореализации (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими), обеспечение уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям) [7, с. 17-18].
А.В. Зеленцова, раскрывая специфику личностного опыта как компонента содержания образования, отмечает, что данный опыт одновременно имеет и содержательный (является «строительным материалом» личностных функций, свойств индивида), и процессуальный (смена переживаний, субъектная активность обучаемого) аспекты. Личностный опыт относительно автономен по отношению к предметному содержанию учебных дисциплин. Он характеризуется специфи-
ческими способами освоения, предполагающими вхождение субъекта в личност-но развивающую образовательную ситуацию, и смыслообразующей ролью по отношению к другим компонентам содержания образования [20, с. 7].
Наиболее полную характеристику личностного опыта как компонента содержания личностно ориентированного образования мы находим в работах В.В. Серикова, рассматривающего такой опыт как переживание смысла, своего рода включенности данного предмета, деятельности (с ее целями, процессом, ожидаемыми результатами и др.) в контекст жизнедеятельности личности; как объективную ценность, ставшую субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого [8, с. 80]. Развивая представление о личностном опыте как специфическом элементе содержания образования, ученый подчеркивает, что такой опыт есть опыт специфической деятельности (метадеятельно-сти) человека по созданию своей личной среды, личностной самоорганизации, того, что в повседневности обычно называют внутренним миром человека [4, с. 162].
В.В. Сериков утверждает, что состав и структура личностного опыта обусловлены внутренними коллизиями личностного развития субъектов учебного процесса. Личностный опыт есть опыт презентации себя в другом и включение другого в свое Я-бытие; это структура жизненных смыслов формирующегося субъекта, своего рода правило самоорганизации своего внутреннего мира [8, с. 35]. Овладение этим опытом выражается в форме личностных мировоззренческих диспозиций, ценностных ориентаций.
В.В. Сериков полагает, что о наличии у школьника личностного опыта можно судить по сформированности у него таких качеств, как избирательность; способность к рефлексии; потребность в поиске смысла образования, профессиональных и жизненных планов и т.д.; ответственность; способность к саморегуляции; креативность; потребность во внутренней свободе, самостоятельности, независимости от внешних обстоятельств, стремление к реализации себя как инициатора, субъекта собственной жизни [4, с. 162-163].
И.С. Якиманская предлагает понятие «субъектный опыт», которое близко,
но не тождественно понятию «личностный опыт». Субъектный опыт, по ее утверждению, представляет собой опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия им мира людей и вещей [14, с. 12]. Употребляя термин «субъектный», И.С. Якиманская подчеркивает его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии. Она полагает, что развитие человека как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом, является одной из основ личностно ориентированного обучения.
В содержание субъектного опыта входят: 1) предметы, представления, понятия; 2) способы познания и выполнения действий (умственных и практических); 3) эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, жизненные стереотипы) [13]. По мнению И.С. Якиманской, субъектный опыт должен быть включен в образовательный процесс через раскрытие его (опыта) содержания; через согласование этого содержания с социокультурным образцом; через создание условий для активного использования этого опыта при усвоении знаний, причем при овладении программным материалом учитель должен раскрыть содержание субъектного опыта каждого ученика [16, с. 16].
Проанализировав представленные точки зрения относительно понятий «личностный опыт» и «субъектный опыт», мы пришли к выводу, что первое из них является более широким по сравнению со вторым, так как личностный опыт, по мнению В.В. Серикова, есть компонент лич-ностно ориентированного образования, а субъектный опыт, по И.С. Якиманской, включается в личностно ориентированный образовательный процесс, но не образует его содержания, а лишь согласуется с социокультурными образцами, представленными в содержании образования.
Анализ научных представлений о личностном и субъектном опыте позволяет выделить развитие личностного опыта ученика в качестве идеи личностно ориентированного образования.
В.В. Сериков, развивая мысль о личностном опыте школьника, обращает внимание на тот факт, что эффективность усвоения собственно предметного содержания образования в условиях личностно
ориентированного обучения возрастает благодаря тому, что это содержание, обретая теперь качественно новый, личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида [4, с. 7]. При этом он уточняет, что собственно личностным процессом является не усвоение знания как такового, а извлечение из массива информации собственного, личностного знания [4, с. 108]. Сходную мысль высказывает М.В. Кла-рин, утверждая, что личностный опыт может приобретаться в сфере интеллектуально-познавательного поиска, если таковой превращается в поиск знания, наделенного личностным смыслом [21, с. 6869].
И.С. Якиманская, размышляя о функции субъектного опыта в усвоении знаний, указывает на особое значение личностных установок, через которые ученик воспринимает все то, что сообщает ему учитель: «Известное выражение "понимаю, но не принимаю" означает, что ученик усваивает общественное значение содержания программного материала, которое задается учителем, но оно имеет для него другой личностный смысл» [13]. Так происходит потому, что учитель раскрывает на уроке научные понятия, описываемые через логически существенные признаки, которые зачастую не являются для школьника личностно значимыми. В этом случае задача учителя, работающего в рамках личностно ориентированной образовательной модели, - добиться, чтобы эти существенные признаки стали для ученика личностно значимыми. Решение данной задачи требует от учителя не только хорошего знания предмета, но и постоянного проникновения в «индивидуальные "семантики", т.е. смыслы, ценности, личностно значимые для каждого ученика» [16, с. 17].
Итак, сущность идеи развития личностного опыта ученика заключается в том, что она ориентирует учителя на создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития у школьника опыта избирательности, рефлексивности, смыслопоиска, ответственности, саморегуляции, креативности, свободы.
it it it
1. Бездухов В.П. Гуманизация образования в изменяющемся мире // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара : СГПУ, 2002. С. 22-65.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М. : Логос, 2009. 336 с.
3. Позднякова О.К. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете : дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2006. 492 с.
4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2008.
256 с.
5. Сериков В.В. Личностно развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Т. I. №1(1). С. 29-39
6. Сериков В.В Личностно развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2011. №8(62). С. 14-20.
7. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5. С. 1621.
8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М. : Логос, 1999. 272 с.
9. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М. : Академия, 2008.
256 с.
10. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М. : Логос, 2012. 448 с.
11. Якиманская И.С. Концепция личностно ориентированного образования // Уч. зап. Петрозаводского гос. ун-та. Сер. Общественные и гуманитарные науки. 2010. №5. С. 36-40
12. Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа // Сайт Психологический институт РАО. URL: http://www.pirao.m/m/news/detail.php?ro=5124. (дата обращения 10.05.2016).
13. Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа: субъектный опыт ученика // Сайт Психологический институт РАО. URL: http://www.pirao.ru/ru/news/detail.php?ID=5131 (дата обращения 10.05.2016).
14. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М. : Сентябрь, 2000. 112 с.
15. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования : монография. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 222 с.
16. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М. : Сентябрь, 2000. 176 с.
17. См., например: Костюченко Т.Я. Возможные пути реализации личностно ориентированной парадигмы образования // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2015. №2-3. С. 79-82.
18. Лукьянова М.И. Личностно ориентированное образование и готовность к нему педагога // Школьные технологии. 2013. №1. С. 69-75
19. Трубина Г.Ф. Современные концепции личностно ориентированного образования // Пед. образование в России. 2014. №9. С. 165-169.
20. Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект) : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 1996. 21 с.
21. Кларин М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей : тез. док. М., 1993. С. 67-73.