Научная статья на тему 'Развитие личности учащихся национальной школы в обучении математике'

Развитие личности учащихся национальной школы в обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / БУРЯТСКО-РУССКОЕ ДВУЯЗЫЧИЕ / ETHNIC AND CULTURAL SELF-DETERMINATION / POLY CULTURAL ORIENTED PERSONALITY / THE BURYAT-RUSSIAN BILINGUALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янтранова Светлана Степановна

В работе рассматривается проблема воспитания этнокультурно самоопределившейся, поликультурно ориентированной личности, способной к творческой жизни в многонациональном демократическом обществе через формирование бурятско-русского двуязычия в обучении математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality development of national school pupils while teaching mathematics

The article considers the problem of education of ethnic and cultural self-determined multicultural oriented personality capable to creative life in a multicultural democratic society through the formation of the Buryat-Russian bilingualism in teaching mathematics.

Текст научной работы на тему «Развитие личности учащихся национальной школы в обучении математике»

УДК 378.147: 514

© С. С. Янтранова

Развитие личности учащихся национальной школы в обучении математике

В работе рассматривается проблема воспитания этнокультурно самоопределившейся, поликультурно ориентированной личности, способной к творческой жизни в многонациональном демократическом обществе через формирование бурятско-русского двуязычия в обучении математике.

Ключевые слова: этнокультурное самоопределение, поликультурно ориентированная личность, бурятско-русское двуязычие.

S. S. Yantranova

Personality development of national school pupils while teaching mathematics

The article considers the problem of education of ethnic and cultural self-determined multicultural oriented personality capable to creative life in a multicultural democratic society through the formation of the Buryat-Russian bilingualism in teaching mathematics.

Keywords: ethnic and cultural self-determination, poly cultural oriented personality, the Buryat-Russian bilingualism

Главной целью обучения в национальной школе является воспитание этнокультурной самоопределившейся, поликультурной ориентированной личности, способной к творческой жизни в многонациональном демократическом обществе. Для этого в бурятской школе нужно обеспечить формирование бурятско-русского двуязычия и обновить содержание и методику преподавания математики. Как отмечает В. В. Давыдов, «... содержание учебных предметов и способы его развертывания в учебно-воспитательном процессе существенно определяют тип сознания и мышления, который формируется у школьников при усвоении ими соответствующих знаний, умений и навыков. Поэтому вопросы построения учебных предметов имеют не узкое дидактическо-методическое значение, а более общее значение с точки зрения особенностей психологического развития школьников» [1, с. 81]. В соответствии с этим положением процесс обучения математике должен удовлетворять широким воспитательным требованиям. Универсальный характер математического знания делает его эффективным средством формирования необходимого «типа сознания и мышления» у школьников, нужно только найти соответствующие «способы развертывания» его содержания. При «развертывании содержания» математического знания следует максимально использовать его национальные особенности обучения.

К. Д. Ушинский писал: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вме-

сте с его развитием» [2, с. 228].

Культурное наследие бурятского народа содержит богатый материал и педагогические традиции, соблюдение которых в обучении геометрии способствовало бы духовному развитию детей и гуманизации их поведения.

В процессе своего становления личность впитывает качества родной среды, а каждая нация обладает своей особенностью в психологическом складе, в стереотипах поведения и мышления. Эти особенности оказывают влияние не только на отдельного индивида, но и на различные процессы и явления общественной жизни.

В учебно-воспитательном процессе необходим учет языковых, социально-экономических и психолого-педагогических особенностей. Особенности бурятского языка должны быть учтены при отборе и систематизации геометрических терминов и народных единиц геометрических величин.

Методическая система обучения геометрии должна отражать богатые возможности бурятского языка для учета социально-экономических и психолого-педагогических особенностей, традиций и характера нации в дидактическом единстве с культурными общечеловеческими ценностями.

Математика не имеет материального содержания. Преподавание математики в ее формальном, лишенном физического смысла виде не будет иметь позитивного мировоззренческого значения. Математическим структурам необходимо придать в процессе обучения конкретный смысл. Представляя собой абстрактную структуру, отражающую пространственные формы окружающего мира, оторванные от их качественного содержания, геометрическое знание

С. С. Янтранова. Развитие личности учащихся национальной школы в обучении математике

приобретает реальный вид, если его мысленно соединить с той реальностью, которую они отражают. Для чего нужно совершить восхождение от абстрактного к конкретному. Как отмечают Р. К. Кадыржанов и А. Н. Нысанбаев, «для того чтобы осознать предмет математики, его нужно включить в практическую деятельность, в которой он обрел бы свое содержание. Это должна быть та область объективной реальности, в которой объекты математики существуют действительно, практически, а не в воображении, как абстракция» [3, с. 279].

Одним из основополагающих положений обучения математике является историко-генетический подход к формированию математических понятий, заключающийся в том, чтобы они возникали у учащихся, повторяя в свернутом виде свой путь исторического становления, свой генезис. В результате такого подхода учащиеся как бы заново «открывают» знание, сами выделяют понятие, изучают его свойства, вводят определения и термины. А. Н. Шимина справедливо отмечает, что «...организация процесса усвоения понятий на основе признания их происхождения из предметно-практической деятельности приводит к полноценному овладению содержанием понятий, ибо усваивается реальный путь становления понятий и вместе с этим решается такая фундаментальная для процесса обучения задача, как формирование и развитие способности мыслить» [4].

Историко-генетический подход позволяет, в частности, приобщить учащихся к национальной культуре, передать детям научно-обобщенный опыт предшествующих поколений, национально-культурных традиций и эффективно служит формированию личности ученика.

В настоящее время обязательным пунктом при сдаче выпускных экзаменов по математике основной, а также старшей школы стала «Практическая математика». Отсюда обязательным компонентом школьного математического образования должна стать народная математика. Трудно найти какое-либо начальное математическое понятие, которое не было бы освоено народом и не получило своего особого имени. У каждого народа особый путь математического освоения действительности. Математическое наследие монгольских народов свидетельствует о высоком уровне их цивилизации. Оно обогатилось благодаря так называемой зурхайской математике. Ученые монахи-зурхайша занимались в дацанах вычислением календарей, затмений солнца и луны и решением других сложных астрономических и математических задач. При

этом они пользовались особыми способами счета на специальной доске (зурхайн, самбар), таблицами тригонометрических линий с интервалом в одну минуту. Им были известны способы решения прямоугольных треугольников с помощью тригонометрических линий [5].

Поскольку каждый ребенок вместе с родным языком наследует национально-культурный опыт, то, желая воспитать национальное самосознание и математическую культуру школьников, следует отразить в содержании и методике обучения элементы народной математики и педагогики. Такие геометрические понятия, как длина, площадь, объем и другие, являются достоянием этнопедагогики, и поэтому должны доставаться детям в самобытном виде. Например, прежде, чем ввести международные единицы, полезно рассмотреть народные единицы этих величин.

Единицы длины

1. Хурган - средняя ширина пальца - 1,2 см

2. Барим - средняя ширина ладони - 4,8 см

3. Соом - расстояние между концами вытянутых указательного и большого пальцев - 16 см

4. Мухар соом - наибольшее расстояние от конца вытянутого большого до согнутого указательного пальцев - 12 см

5. Тохой - расстояние от конца сжатой ладони до локтя - 32 см

6. Алмах - длина одного шага - 71 см

7. Алда - расстояние между концами больших пальцев раскинутых рук - 160-165 см

8. Урга - длина аркана - 10-15 м

9. БуЬэ - длина пояса - 3-6 м

10. Аргамжа - длина веревки - 10-15 м

11. Дуунай хурэхэ газар - расстояние, с которого можно услышать крик, - 1 км

12. Бараа харагдаха газар - расстояние, с которого можно увидеть человека, - 3-5 км

13. Удын газар - расстояние, которое проходит путник от восхода до 11 часов, - 20-25 км

14. Удэрэй газар - расстояние, которое проходят на верблюде за день, - 50-120 км

15. Мори тобиха газар - расстояние для скачек лошадей - 10-30 км

Единицы площади

1. Гэрэй Ьууриин шэнээн - площадь, занятая домом, - 20 м2

2. Шэрдэгэй шэнээн - площадь матраца 3 м2.

3. Талмагай шэнээн - площадь коврика для сидения 1 м2.

4. Дурбэлжэн алмах - площадь квадрата со стороной 1 «алмах» - 0,5 м2.

5. Дурбэлж шэнээн эм алда - площадь квад-

рата со стороной 1 «алда» - 2,56 м2.

6. ХюмЬанай шэнээн - площадь ногтя -1,5 м2.

7. Алганай шэнээн - площадь ладони - 1 дм2.

8. Тохомой шэнээн - площадь потника -0,9 м2.

Единицы массы

1. Шэмхэ - щепотка - 4,1 г

2. Алха - горсть - 50 г

3. Жин - 600 г

4. Лан - 6 кг

5. Дан - 300 г Единицы емкости

1. Хунэг - ведро - 10 л

2. Халбага - ложка - 0,1 л

3. Шанага - ковш - 1,5 л

4. Шэл - бутылка -0,3 л

5. Торхо - бочка - 120 л

6. Ашаан - поклажа - 100 л Единицы времени

1. Хоног - сутки

2. Удэр - день

3. Долоон хоног - неделя

4. Ьара - месяц

5. Жэл - год

6. Зуунжэл - столетие

7. Саг - час

8. Амисхал - 4 с

Знание, приобретенное ребенком на родном языке, имеет огромное воспитательное значение, оно эмоционально окрашено и затрагивает сокровенные струны его чуткой души. Возможно, при слове «урга», обозначающем единицу длины и буквально переводимом «аркан», ребенок на уроке воображает всадника на коне, который поймает с помощью аркана и ему скакуна в табуне.

Литература

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -М. : Педагогика, 1986.

2. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1988.

3. Кадыржанов Р. К., Нысанбаев А. Н. О культурном контексте генезиса математических знаний // Вопросы философии. - 1984. - №8.

4. Шинина А. Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. - М. : Изд-во МОПИ, 1981.

5. Батжаргал Б. Эртний монголын математик. - Улан-Батор, 1976.

6. Очиров М. Н., Раднаев Э. Р. Научные основы развития национальной системы образования в Республике Бурятия. - Улан-Удэ, 1996.

7. Янтранова С. С., Очиров М. Н. Этнопедагогический и современный аспекты обучения геометрии в школе. -

Улан-Удэ, 2000.

Янтранова Светлана Степановна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры геометрии и МПМ Бурятского государственного университета, e-mail: dekanat imi@bsu.ru

Yantranova Svetlana Stepanovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of geometry and MPM, Buryat State University, e-mail: dekanat imi@bsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.