Научная статья на тему 'Развитие лексики английского языка у детей поколения Альфа посредством мобильных приложений'

Развитие лексики английского языка у детей поколения Альфа посредством мобильных приложений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / УПРАЖНЕНИЯ / ОНЛАЙН-ИГРЫ / MOBILE LEARNING / MOBILE APPLICATION / DEVELOPING ENGLISH-LANGUAGE LEXICAL COMPETENCE / PRESCHOOL CHILDREN / EXERCISES / ONLINE GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисифорова Татьяна Сергеевна, Клочкова Галина Михайловна

Цель исследования теоретическое обоснование и практическая проверка использования мобильных приложений для развития лексики английского языка у детей поколения Альфа. В статье рассмотрено использование мобильных и информационных технологий для расширения словарного запаса английского языка у детей дошкольного возраста. Применение в процессе обучения детей дошкольного возраста мобильного приложения “Magic English” позволяет успешно справляться с задачей обучения детей английским словам. Приложение, для лучшего усвоения детьми информации, содержит большое количество различных интересных упражнений и мини-игр. Научная новизна исследования заключается в теоретическом анализе существующих мобильных приложений и аргументировании целесообразности их применения в качестве дополнительного метода обучения детей дошкольного возраста английскому языку. В результате обосновано внедрение в учебный процесс мобильного приложения (в частности “Magic English”) в качестве дополнительного метода обучения детей поколения Альфа английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing English-Language Lexical Competence among Alfa Generation Children Using Mobile Applications

The research objective includes theoretical justification and approbation of methodology for teaching the English vocabulary to Alfa generation children using mobile applications. The article considers the problem of using mobile and information technologies to develop English-language lexical competence among preschool children. The mobile application “Magic English” allows solving effectively the problem of teaching the English vocabulary to preschool children. The application contains a great number of entertaining exercises and mini games that facilitate information assimilation. Scientific originality of the study involves theoretical analysis of the existing mobile applications and justification of their efficiency as an additional means of teaching English to preschool children. The conclusion is made about reasonability of using mobile applications (in particular, “Magic English”) as an additional means of teaching English to Alfa generation children.

Текст научной работы на тему «Развитие лексики английского языка у детей поколения Альфа посредством мобильных приложений»

& rpQITIOTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

RU

Развитие лексики английского языка у детей поколения Альфа посредством мобильных приложений

Анисифорова Т. С.1 • Клочкова Г. М.2, к. пед. н., доц. 1 2 Тольяттинский государственный университет

Аннотация. Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая проверка использования мобильных приложений для развития лексики английского языка у детей поколения Альфа. В статье рассмотрено использование мобильнык и информационны« технологий для расширения словарного запаса английского языка у детей дошкольного возраста. Применение в процессе обучения детей дошкольного возраста мобильного приложения "Magic English" позволяет успешно справляться с задачей обучения детей английским словам. Приложение, для лучшего усвоения детьми информации, содержит большое количество различных интереснык упражнений и мини-игр. Научная новизна исследования заключается в теоретическом анализе существующих мобильнык приложений и аргументировании целесообразности их применения в качестве дополнительного метода обучения детей дошкольного возраста английскому языку. В результате обосновано внедрение в учебный процесс мобильного приложения (в частности "Magic English") в качестве дополнительного метода обучения детей поколения Альфа английскому языку.

Ключевые слова и фразы: мобильное обучение; мобильное приложение; развитие лексики английского языка; дети дошкольного возраста; упражнения; онлайн-игры.

EN

Developing English-Language Lexical Competence among Alfa Generation Children Using Mobile Applications

Anisiforova T. S.1 • Klochkova G. M.2, PhD

1 2 Togliatti State University

Abstract. The research objective includes theoretical justification and approbation of methodology for teaching the English vocabulary to Alfa generation children using mobile applications. The article considers the problem of using mobile and information technologies to develop English-language lexical competence among preschool children. The mobile application "Magic English" allows solving effectively the problem of teaching the English vocabulary to preschool children. The application contains a great number of entertain-ning exercises and mini games that facilitate information assimilation. Scientific originality of the study involves theoretical analysis of the existing mobile applications and justification of their efficiency as an additional means of teaching English to preschool children. The conclusion is made about reasonability of using mobile applications (in particular, "Magic English") as an additional means of teaching English to Alfa generation children.

Key words and phrases: mobile learning; mobile application; developing English-language lexical competence; preschool children; exercises; online games.

Введение

По мнению исследователей, «существует множество методов обучения иностранному языку (ИЯ), в частности, английскому (АЯ), предполагающих использование информационных технологий и технических средств, обеспечивающих высокую информативную емкость учебного материала, стимулирование познавательной активности обучающихся, повышение наглядности занятия, интенсивности его проведения, индивидуализации и дифференциации» [5, с. 101].

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью определения содержания и форм работы по развитию лексики английского языка у детей дошкольного возраста

Е-mail: 1 anisiforova.t@mail.ru, 2 gal.klochkowa@yandex.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 28.02.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 373.24 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.5

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 2. С. 158-162 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 158-162

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

в современных условиях. Конкретизация целей и задач развития лексики английского языка у детей дошкольного возраста требует выделения современных средств обучения.

Актуальность исследования на научно-практическом уровне определяется важностью внедрения современного средства e-learning для облегчения обучения не только в средних и высших, но и в дошкольных образовательных учреждениях.

Практическое воплощение сформулированной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:

- теоретический анализ недостатков и достоинств использования мобильных устройств в изучении английского языка детьми дошкольного возраста;

- выделение мобильного(ых) приложения(й) для развития у детей интереса к обучению английскому языку;

- включение комплекса упражнений, мини-игр мобильного приложения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (ДОО) с целью развития лексики английского языка у детей дошкольного возраста.

Теоретическую базу исследования составили работы Ю. В. Афониной, Т. Г. Хановой, К. В. Клочковой, Е. В. Шепелевич, которые посвящены способам использования информационных технологий в дошкольных организациях. Роль образовательных мобильных приложений в изучении иностранных языков рассматривали М. А. Одинокая, М. В. Коллерова, А. А. Абукова, А. А. Максимова, Н. М. Онущенко. Созданием учебно-развивающих пособий для дошкольников занимались С. С. Хапаева, Ю. А. Бревнова, М. С. Филатьева. А. В. Мишина разработала модель, на основе которой возможно построение обучающих систем иностранному языку для детей дошкольного возраста с применением дополненной реальности.

Практическая значимость. Широкое использование мобильного обучения (m-learning) связано с применением мобильного устройства в образовательных целях. Мобильное обучение предполагает использование мобильных технологий, как по отдельности, так и в сочетании с другими информационными и коммуникационными технологиями, чтобы обеспечить возможность обучения в любое время и в любом месте.

Основная часть

Для нынешних поколений Z и A (поколение Альфа - дети, рожденные после 2010 г.) обучение при помощи мобильного устройства является одним из стилей/методов образования. Люди поколения Z не представляют себя без социальных сетей, смартфона и Интернета. Информация усваивается ими гораздо сложнее, внимание является рассеянным. Стоит также отметить, что запоминание и заучивание у них не в приоритете, так как, по их мнению, любую интересующую информацию можно найти в Интернете. У данного поколения клиповое (восприятие мира не целостно, а как последовательность почти несвязанных событий) мышление, изображение является убедительнее текста, и чем текст короче, тем лучше.

Термин «поколение альфа» был предложен австралийским ученым-футурологом Марком МакКриндлом и является одним из вариантов обозначения генерации, следующей после «центениалов». Сам ученый говорит так: "Generation Alpha is part of an unintentional global experiment where screens are placed in front of them from the youngest age as pacifiers, entertainers and educational aids. They began being born in 2010, the year the iPad was introduced, Instagram was created and 'app' was the word of the year. For this reason we also call them Generation Glass" [10]. / «Поколение Альфа является частью непреднамеренного глобального эксперимента, с самого раннего возраста вместо пустышек, развлечений и обучающих книг их размещают перед экраном. Дети этого поколения рождаются с 2010 года, именно с того года, когда впервые был представлен iPad, создан Instagram, а "мобильное приложение" стало словом года. По этой причине мы также называем их "поколение стекла"» (перевод авторов статьи. - Т. А., Г. К.).

По утверждению М. МакКриндла, «Альфа» - это самое образованное и технологически подкованное поколение на данный момент. Детям потребуются интерактивные персонализированные программы и методы обучения гораздо раньше, чем их предшественникам, кроме того существует большая вероятность, что они будут обучаться по программам онлайн-образования. Исходя из вышесказанного, обучение с использованием информационных технологий - это не просто модный тренд, но и необходимость, позволяющая преподавателю (воспитателю) и ученикам (детям) более эффективно добиваться поставленных целей.

Вопрос о пользе или вреде гаджетов в обучении детей дошкольного возраста английскому языку остается до сих пор нерешенным, так как проведено недостаточно исследований в этой области. Известно, что ученые в области педиатрии настроены отрицательно по отношению к гаджетам в жизни детей. М. В. Белоусова, А. М. Карпов и М. А. Уткузова считают: «Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми» [2, с. 108].

Однако мы не можем игнорировать тот факт, что интернет-технологии уже прочно вошли в жизнь современного человека, и помимо минусов, упомянутых выше, есть и некоторые плюсы. Работы, проведенные в Институте социально-экономических исследований (ISER, Великобритания), свидетельствуют, что использование современных обучающих устройств не только облегчает и совершенствует жизнь, но и способствует лучшему восприятию ребенком информации, развитию у него мелкой моторики, способности решать несколько задач одновременно [9]. Согласно этому, использование гаджетов может быть полезным для развития ребенка. Кроме

того, как отмечают А. Х. Вафина, Г. В. Садыкова и А. Р. Каюмова, процесс социализации обучаемого происходит в более ускоренной форме благодаря наличию высокого образовательного потенциала электронных ресурсов [4].

Особую роль в процессе использования мобильных устройств должны сыграть взрослые. Г. А. Евсеев и С. В. Симонович считают, что совместные занятия взрослого с ребенком помогут сделать обучение интересным и интерактивным, что повысит способность ребенка к обучению, позволит объяснить сложные понятия, обсудить интересные факты, обратить внимание на то, как ребенок мыслит и воспринимает информацию при помощи гаджета [7].

Мы также присоединяемся к мнению Е. В. Семеновой и Т. Г. Хановой о том, что «основным залогом положительного влияния гаджетов на детей всегда будет являться рационализация и контроль их использования со стороны взрослых» [6, с. 85].

На наш взгляд, для того чтобы мобильные устройства в образовательной деятельности не наносили вред детям, должны соблюдаться некоторые правила.

1 правило - это ограничение по времени. Как считают врачи, дети в возрасте от 3 до 7 лет могут использовать мобильное устройство не более 15 минут в день.

2 - «игра» с гаджетом должна происходить под присмотром взрослого.

Изучение английского языка с помощью мобильных устройств - быстрый, легкодоступный, интересный способ, набирающий популярность у множества людей. По определению М. А. Одинокой и М. В. Коллеровой, «обучение английскому языку (АЯ) предполагает, что процесс будет непрерывным, а значит обучение, за счет свободного доступа к МИТ (мобильным интернет-технологиям), с использованием гаджетов, должен способствовать повышению качества и интенсивности обучения. Поэтому спрос на мобильные приложения, способствующие изучению английского языка, как у взрослых, так и у детей стремительно растет» [5, с. 101]. К известным мобильным приложениям для взрослой аудитории можно отнести: "LinguaLeo", "ED Words", "Easy ten", "Duplingo", "Simpler"; для детей: "Magic English", «Английский язык для детей с Бенни», "Fun English. Learn English", "LinguaLeo".

Среди множества целей современных дошкольных организаций есть такая, как развитие интереса у детей к изучению английского языка. Особое место в этом процессе можно отвести применению мобильных устройств как дополнительному методу изучения ИЯ. По мнению О. В. Брезгиной, «при обучении иностранному языку оптимальным может стать комбинированное обучение (blended learning) - методика обучения с использованием как очных занятий, так и занятий с применением электронных средств» [3].

Изучение лексики иностранного языка нередко воспринимается обучающимися как скучный род деятельности, особенно для тех, кто рожден в цифровую эпоху. Запоминание новых лексических единиц является очень сложным процессом для дошкольников, у которых разные доминирующие умственные способности и разные стили обучения [1].

Мобильное приложение "Magic English" успешно справляется с этой задачей, обучая детей английским словам в игровой форме. Приложение позволяет обучаться в режиме офлайн (без подключения к Интернету во время игры). Меню данного интерактивного бесплатного приложения, имеющее дружественный и привлекательный интерфейс, представлено на Рисунке 1.

Лексика в приложении "Magic English" разделена на 13 тематических блоков, таких как: "Toys", "Farm Animals", "Wild Animals", "Family", "Food", "Transport", "Nature", "School", "Clothes", "Home", "Sport", "Professions", "Colors". Отдельно в программе изучаются алфавит, phonics и числительные от 1 до 100.

В этой программе содержится большое количество различных интересных упражнений, которые предлагает популярный сказочный персонаж телеканала «О!» эльф Альфи.

Выбрав одну из тем, например "Wild Animals", ребенку необходимо нажать на силуэт животного из представленных на Рисунке 2.

После этого действия появится картинка животного и прозвучит слово на английском языке. На экране мобильного телефона также появится письменный вариант этого слова, который будет окрашен в бледный цвет, и буквы в разном порядке, из которых состоит это слово. Задача ребенка - поставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово. Стоит отметить, что когда ребенок нажимает на определенную букву, многократно произносится звук этой буквы, таким образом, ребенок и одновременно запоминает правильное написание слова, и готовится к чтению, а также изучает phonics.

Отдельного внимания заслуживает графическое изображение алфавита при нажатии, например, буква "R" принимает форму енота, так как английское слово "raccoon" начинается с этой буквы, таким же образом меняются и другие буквы английского алфавита: "D" - на собаку (dog), "E" - на слона (elephant), "B" - пчелу (bee) (Рисунок 3).

После составления слова оно транслируется на английском языке. Далее произносится короткое предложение, в состав которого входит новое слово, и перевод этого предложения на русский язык. Таким способом в данном мобильном приложении осуществляется ввод всей лексики.

З. А. Фазылова и Д. Ш. Султанова отмечают: «Грамотное применение игр на занятиях и сочетание их с другими методическими приемами способствуют лучшему усвоению материала и делают радостным сам процесс познания, который становится для ребенка потребностью» [8, с. 129].

Поэтому после того как ребенок познакомится с 6 новыми лексическими единицами одной тематики, ему будет предложено 4 мини-игры для лучшего усвоения информации (Рис. 4).

В первой игре на экране мобильного устройства представлена одна картинка и четыре разных слова, смысл упражнения состоит в том, чтобы из списка выбрать слово, изображенное на картинке (Рис. 5).

ш

в в

Рисунок 1. Меню интерактивного бесплатного приложения Рисунок 2. Страница с рисунками силуэтов животных

"Magic English"

Рисунок 3. Страница графического изображения буквы английского алфавита при нажатии на букву

Рисунок 5. Страница игры с выбором слова

О

ф©

«мь Н

9® е

Рисунок 4. Страница 4 мини-игр по одной из тем

Рисунок 6. Страница игры на прослушивание слов

Рисунок 7. Игра в приложении на тренировку техники чтения

Рисунок 8. Игра в приложении «Найди пару»

Во время этой игры ребенок запоминает правильное написание слова и тренирует технику чтения. Вторая игра рассчитана на развитие навыков аудирования. Для правильного выполнения упражнения необходимо прослушать слово и выбрать одну из четырех картинок. Слово можно прослушать несколько раз (Рис. 6).

Во время третьей игры ребенок тренирует технику чтения. На экране мобильного устройства дошкольник видит одно слово, которое необходимо прочитать, и 4 разные картинки. Упражнение считается выполненным правильно, если ребенок выберет единственно верный вариант (Рис. 7).

Четвертая - представляет собой логическую игру под названием «Найди пару». Перед ребенком стоит задача найти две одинаковые картинки. После того как пара будет найдена, прозвучит слово на английском языке (Рис. 8). Игра способствует запоминанию и повторению слов на английском языке, кроме того тренирует память.

Экспериментальное исследование по использованию мобильного приложения "Magic English" для развития лексики английского языка у детей 3-7 лет осуществлялось в ДОО «Машенька» г. о. Тольятти. Анализ проведенного исследования позволил выделить как положительные, так и отрицательные стороны использования данного мобильного приложения. Положительные:

- процесс обучения стал более интенсивным, интересным, эффективным;

- реализуется индивидуальный темп обучения, т.е. поддерживает индивидуальность в процессе освоения знаний.

Отрицательные:

- небольшие изображения на мобильном экране являются серьезной нагрузкой для глаз ребенка;

- в условиях бесконтрольной игры с мобильным устройством (без участия взрослого) есть риск возникновения у дошкольника психических расстройств.

Заключение

Теоретический анализ обучающих мобильных приложений для детей позволил выделить приложение "Magic English", которое было использовано для обучения детей ИЯ с различным уровнем знания языка и на любом этапе его обучения: от первого знакомства с языком до закрепления ранее изученного материала -посредством обучающих упражнений и тренировочных игр.

В стандартный комплекс упражнений с целью развития словарного запаса английского языка у детей 3-7 лет были включены мини-игры мобильного приложения "Magic English": «Игра на составление слова из букв» (данное упражнение использовалось для детей от трех лет), «Игра на развитие навыков аудирования» и «Найди пару» (для детей от пяти лет).

Следует отметить, что использование интернет-технологий открывает большие возможности для улучшения и обогащения словарного запаса не только взрослых, но и детей. Важным является то, что ребенок воспринимает процесс обучения как игру, поэтому мобильное приложение способно удержать интерес ребенка дольше, чем монотонная отработка материала.

Но так как ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу по вопросу о вреде или пользе гаджетов в жизни детей, стоит воспринимать мобильные приложения только как дополнительный метод к основному методу изучению языка. Применяя мобильное приложение в качестве дополнительного метода изучения языка, учителя и родители могут быть уверены в том, что дети получают необходимую практику письма и чтения в игровой форме на английском языке.

Список источников

1. Анисифорова Т. С., Клочкова Г. М. Обучение детей дошкольного возраста английскому языку на занятиях посредством драматизации // Научное отражение. 2019. № 4 (18). С. 8-9.

2. Белоусова М. В., Карпов А. М., Уткузова М. А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. 2014. № 9 (85). С. 108-112.

3. Брезгина О. В. Об использовании информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2014. № 4. URL: http://vestnik.nvsu.ru/ arhiv/39/422.pdf (дата обращения: 19.03.2020).

4. Вафина А. Х., Садыкова Г. В., Каюмова А. Р. Цифровая образовательная среда в процессе обучения дошкольника русскому языку как неродному // Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 4 (32). С. 20-24.

5. Одинокая М. А., Коллерова М. В. Роль образовательных мобильных приложений в изучении английского языка // Интерактивная наука. 2017. № 12. С. 100-102.

6. Семенова Е. В., Ханова Т. Г. Проблема «взаимодействия» детей дошкольного возраста с мобильными устройствами // Государственный советник. 2019. № 1. С. 84-89.

7. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Занимательный компьютер: книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ-Пресс; Информком-Пресс, 2002. 368 с.

8. Фазылова З. А., Султанова Д. Ш. Игра как креативный подход в обучении английскому языку детей дошкольного возраста // Вопросы науки и образования. 2018. № 6 (18). С. 127-130.

9. Joloza Th. Measuring National Well-being - Children's Well-being, 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://webarchive. nationalarchives.gov.uk/20160106222339/http://www.ons.gov.uk/ons/dcp171766_283988.pdf (дата обращения: 11.04.2020).

10. Williams А. Meet Alpha: The Next 'Next Generation' // The New York Times. 2015. September 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.