Научная статья на тему 'Развитие культуры взаимоотношений родителей и детей с нарушением зрения'

Развитие культуры взаимоотношений родителей и детей с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
348
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ДОШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРЕВОЖНОСТЬ / PARENTS / PRESCHOOL / VISUAL IMPAIRMENT / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / PSYCHOLOGICAL CULTURE / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Ордина Ирина Петровна, Голубовская Ольга Павловна

В работе показана необходимость целевой коррекционной работы по совершенствованию стиля отношений между родителями и детьми с нарушением зрения. Была создана и внедрена соответствующая психолого-педагогическая программа, организовано тестирование психологической культуры по методике О.И. Моткова; родительским отношениям по методике А.Л. Варга, В.В. Столина. Показатели психологической культуры достигли высокого уровня у тех родителей, которые имели средние значения до реализации программы и во время занятий демонстрировали активность и вовлеченность в процесс работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Ордина Ирина Петровна, Голубовская Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of cultural relations between parents and children with visual impairment

The paper shows the need to target remedial work to improve the style of relationship between parents and children with visual impairment. Appropriate psychological-pedagogical program was created and implemented, and the testing of psychological culture was organized by the method O.I. Motkov and parent relationship according to the method of A.L. Varga, V.V. Stolin. Indicators of psychological culture has reached a high level of those parents who had average values to program implementation and during class have demonstrated activity and involvement in the process.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры взаимоотношений родителей и детей с нарушением зрения»

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-maU: [email protected]

Кузнецова Эльвира Сергеевна,

психолог отделения дневного пребывания, Комплексный центр социального обслуживания населения по Центральному району города Челябинска, г. Челябинск, Российская Федерация. Кший: [email protected]

Кузнецов Никита Андреевич,

студент факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor,

Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Kuznetsova Elvira Sergeevna,

Psychologist, Department of day care, Сomprehensive social service center for Tsentralnyi district of Chelyabinsk city. Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Kuznetsov Nikita Andreevich,

Student, Psychology Department, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]

УДК 151.8:371.9 |

ББК 88.56:74.53 £

В.И. Долгова, И.П. Ордина, О.В. Голубовская |

<u

развитие культуры взаимоотношений |

го

родителей и детей с нарушением зрения

В работе показана необходимость целевой коррекционной работы по совершенствованию стиля отношений между родителями и детьми с нарушением зрения. Была создана и внедрена соответствующая психолого-педагогическая программа, организовано тестирование психологической культуры по методике О.И. Моткова; родительским отношениям по методике А.Л. Варга, В.В. Столина. Показатели психологической культуры достигли высокого уровня у тех родителей, которые имели средние значения до реализации программы и во время занятий демонстрировали активность и вовлеченность в процесс работы.

Ключевые слова: родители, дошкольники, нарушение зрения, детско-родительские отношения, психологическая культура, тревожность.

V.I. Dolgova, I.P. Ordina, O.V. Golubovskaya

development of cultural relations between parents and children with visual impairment

The paper shows the need to target remedial work to improve the style of relationship between parents and children with visual impairment. Appropriate psychological-pedagogical program was created and implemented, and the testing of psychological culture was organized by the method O.I. Motkov and parent relationship according to the method of A.L. Varga, V.V. Stolin. Indicators

ф ç

tu H s ч о œ

.0

!s

F

of psychological culture has reached a high level of those parents who had average values to program implementation and during class have demonstrated activity and involvement in the process.

Key words: parents, preschool, visual impairment, parent-child relationships, psychological culture, anxiety.

к го

О m о

Ю >

с; .о

m

О

(О X S

ч ^

О

го

е

о

ш

Проблемы развития культуры детско-родительских отношений всегда были в центре внимания исследователей современной семьи, их решением занимались Л.И. Аксенова, А.Г. Буткина, П.Я. Гальперин, А.Ю. Кабушко, Г. Крайг, А.С. Макаренко, А.А. Радугина. В своих трудах они определили функции семьи, стили семейных отношений, модели семьи. Особенности детско-родительских отношений изучались Е.П. Арнаутовой, Б.А. Бараш, Г.А. Буткиной, А.Я. Варга,

A.В. Гумницкой, О.Л. Зверевой, Е.К. Лю-товой, А.К. Рубченко, Е.Г Сумороковой и другими учеными.

Изучение взаимодействия между родителями и детьми с сенсорными нарушениями, а также формированием психологической культуры, привлекают внимание узкого круга специалистов. Так,

B.Г. Ермакова, А.А. Щеглова, М.И. Земцо-ва, O.A. Иванникова, А.Ф. Кей, А.Г. Лит-вак, В. Радулов, Л.Н. Ростомашвили, Л.И. Солнцева, Н.М. Угарова в своих работах подчеркивают значимость исследуемой проблемы и ее актуальность в дошкольном возрасте.

Специалистами решались задачи психологической помощи родителям преодолеть негативные эмоциональные состояния; тревожность, страх, неуверенность в себе, стресс, раздражительность и др.; формировать приемы адекватного отношения к особенностям ребенка, выработать эффективный стиль взаимоотношений; обеспечить оказание юридической, медицинской, социальной информационной поддержки родителям; максимально вовлечь родителей в процессы коррекции стиля взаимодействия в семье.

Для нашего исследования особенно важно было учесть те выводы, в которых раскрыты подходы к решению проблем детско-родительских отношений в отечественной психологии [8] и проблем инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения [1; 6]; показаны основные направления работы с родителями детей раннего возраста с нарушениями зрения [2; 3]; изучены особенности овладения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушением зре-

ния [4; 5; 7] и способы сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй [9; 10].

Обобщение сказанного позволило распределить взаимосвязи уровней психологической культуры и стилей детско-родительских отношений в виде схемы (рис. 1).

Были выявлены негативные факторы, препятствующие развитию положительных межличностных отношений в семье. У большинства родителей преобладают отрицательные типы детско-родительского взаимодействия, например, «контроль» - 11 семей из 30 используют данный тип воспитания (37%), к среднему (нейтральному) стилю были отнесены 8 семей, считают своего ребенка «маленьким неудачником»: оптимально относятся только 26% семей из нашей выборки, «кооперации» ни в одной семье выявлено не было (0%); испытывают отвержение к ребенку 3 семьи (10%) - 10% семей.

В основу нашей программы положены принципы развивающего и научного, доступного и систематичного, наглядного и коррекционного, заинтересованного и активного, искреннего и конфиденциального характера обучения.

Основными формами работы с родителями выступала психологическая диагностика, лекция, семинарское занятие, дискуссия, психологическая игра, индивидуальная и групповая психологическая консультация родителей, тренинг по эффективному взаимодействию с ребенком.

В программе представлены, например, психологические тренинги по уменьшению тревожности и индивидуальная работа психолога. Дважды в неделю проводились разные формы занятий (всего 16) длительностью 1,5-3 часа соответственно реализуемым задачам.

Общая продолжительность опытно-экспериментальной программы составляла 36 часов.

Программа характеризуется устойчивой общей структурой с пояснительной запиской, целями, комплексом задач, принципов, форм, техник и приемов организованного обучения (рис. 2).

Рис. 1. Особенности детско-родительских отношений

I

ф

СО

Информационная поддержка родителей

Лекции

Семинары

Групп-

повое и

индии-

вид.

кон-

суль-

тирова-

ние

Коррекционно-формирующий блок

Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, формирование адекватного отношения к особенностям ребенка

Пси-холо-гичес-кая диагностика

Психолого-педагогическое обучение, практические занятия с

родителям

Блок анализа и рефлексии

Подведение итогов занятий, самооценка

Тре- Дис-

нин- кус-

ги, уп- сии

раж-

нения

Повторная диагностика

Рис. 2. Элементы программы формирования психологической культуры детско-родительских отношений

I

ф

3

>

ГО I

О

Ф

Ф Ц

Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

I

Ф

3

0

1

ё о

го со ш

15 >

>

ш со го о.

Теоретический блок включал в себя информационную поддержку родителей, воспитывающих детей с проблемами зрения, поддержка осуществлялась организационная, юридическая, медицинская.

Важным условием было убеждение родителей в целесообразности оформления индивидуального пути реабилитации ребенка (ИПР).

В коррекционно-формирующий блок входит психологическая диагностика, психологические игры, тренинги и упражнения. Для прогнозирования формирования установки на особенность ребенка и правильного выбора дальнейшей тактики психолого-педагогического воздействия в отношении родителей нужно было провести определение доминирующих стилей отношений в семье.

Для этого было организовано тестирование психологической культуры личности по одноименной методике (О.И. Мотков); и родительских отношений (А.Л. Варга, В.В. Столин). Исходя из данных диагностики личностных особенностей семей были применены методы дифференцированного подхода.

Родители, обнаружившие средний уровень психологической культуры, получили информацию о путях развития их ребенка и направление их активно-

сти в нужное русло. Если в семье преобладал стиль «маленького неудачника» и «контроля», то здесь работа должна быть направлена на преодоление гиперопеки.

Был предусмотрен психологический тренинг по уменьшению тревожности, упражнения, направленные на коррекцию взаимоотношений, комплекс педагогического обучения и психологических игр. Педагогическое обучение родителей подразумевало освоение родителями основных специфических приемов и подходов тифлопедагогов.

Освоив компетентные приемы и подходы, родители переходили в разряд активных участнков коррекционного процесса.

Блок анализа и рефлексии включал в себя анализ эффективности программы самими участниками обучающего процесса.

Программа была апробирована на базе МДОУ компенсирующего вида детского сада N° 138 г. Челябинска «Радужка». В формирующем эксперименте приняли участие 26 семей со средним и низким уровнями психологической культуры. На основе динамики исходных и итоговых показателей оценивалась эффективность разработанной программы.

Процентное соотношение среди 26семей

к

го ^

о ш о

ю >

с; .о

03 О

(О X

О

го т

е

с; о

Ш

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

После

После

До

До

До

I После

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 3. Распределение уровней психологической культуры в семьях до и после формирующего эксперимента

По данным рисунка мы видим, что лишь у 2 семей уровень психологической культуры остался на низком уровне (7%), средний уровень культуры проявился у 17 семей (57%) из 30, что говорит о положительной динамике; высокий уровень был диагностирован у 11 семей (36%), причем в начале эксперимента он наблюдался всего в 4 семьях (13%). Основываясь на этих результатах, можно сказать, что, формируя психологическую культуру, мы непосредственно повлияем на выбор положительных стилей взаимоотношений в семье. Поэтому для оценки достоверности различий между сравниваемыми показателями мы взяли только результаты методики «Психологическая культура родителей» (О.И. Моткова) и вычислили значения по Т-критерию Вилкоксона.

В процессе расчета было сформулированы две гипотезы: Н0 - Интенсивность сдвигов в сторону повышения уровня психологической культуры не превосходит интенсивность сдвигов в сторону ее снижения; Н1: интенсивность сдвигов в сторону повышения уровня психологической культуры превосходит интенсивность сдвигов в сторону ее снижения. В нашем случае нетипичными являются отрицательные сдвиги, сумма рангов этих показателей равна 19 (Тэмп = 19). Согласно таблице критических значений для данной выборки значение Тэмп попадает в зону значимости. Таким образом, подтверждается гипотеза Н1: «интенсивность сдвигов в сторону повышения М превосходит интенсивность сдвигов в сторону ее снижения».

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что по изучаемым нами уровням психологической культуры - низкому и среднему, достоверность различий подтверждена.

После апробирования программы по формированию уровня психологической культуры у 17 семей из 26 произошло изменение показателей в положительную сторону. Это обусловлено также успешной самостоятельной формирующей работой родителей над собой.

Этот факт подтверждает, что при соответствующем обучении родители могут самостоятельно корректировать и выбирать положительные стили взаимоотношений. Данные эксперимента свидетельствуют о том, что у одной семьи результаты остались на прежнем уровне. Отсутствие положительной динамики этого показателя у родителей в этой семье обусловлено тяжелым состоянием здоровья ребенка (наличием дополнительной инвалидности), низкой вовлеченностью родителей в работу, вследствие чего коррекционно-педагогическое воздействие было затруднено и недостаточно эффективно. Этот факт говорит нам о необходимости индивидуальной, детальной и более длительной коррекционной работе. У 4 семей произошел сдвиг показателей в отрицательную сторону, на это повлияли пропуски занятий, характерологические особенности родителей или внешние отрицательные факторы. Необходимо отметить, что показатели психологической культуры достигли высокого уровня у тех родителей, кто в начале эксперимента обладал средним показателем и во время занятий демонстрировал активность и вовлеченность в процесс работы. Эти родители быстрее овладевали адекватной формой отношений со своим ребенком, стремились достичь благоприятного стиля взаимоотношений в семье (принятие, кооперация), тем самым, развивая свою психологическую культуру за более короткий срок.

Библиографический список

1. Визитова, С.Ю. Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения: взаимодействие в семье и обществе [Текст] / С.Ю. Визитова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 477-479.

2. Витковская, A.M. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения [Текст] / А.М. Витковская // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 39-43.

3. Глевицкая, В.С. Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации [Текст] / В.С. Глевицкая, Н.А. Полякова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 518-520.

х

ф

X

ф

3

>.

го

X

ф Ü3

ф с; ф

Is ч о

X

ф

3

о

X I-

о о

го CL

4. Григорьева, Е.Г. Особенности овладения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушением зрения [Текст] / Е.Г Григорьева // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 55-61.

5. Иванникова, O.A. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения [Текст] / О.А. Иванникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. -№ 2. - С. 22-26.

6. Прочухаева, М.М. Реализация инклюзивного подхода в детском саду [Текст] / М.М. Прочухае-ва // Управление ДОУ. - 2010. - № 7. - С. 13-20.

7. Радулов, В. Групповые занятия по формированию социальных умений у незрячих [Текст] / В. Радулов // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 56-64.

8. Рубченко, А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии [Текст] / А.К. Рубченко // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 98-114.

9. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй [Текст] / О.В. Соло-дянкина. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.

10. Шлеина, Е.Л. Организация и проведение работы консультативного пункта для родителей «Мы - вместе» [Текст] / Е.Л. Шлеина, И.Л. Козловская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. - № 2. - С. 55-61.

References

к го

О CÛ

о

ю >

с; .о

m

О

(О X s ч

CP

О

го

2 ç

о d

m

1. Vizitova S.Y. Problems of inclusive education of children with hearing and vision: the interaction in the family and society. Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta, 2016. № 5. P. 477-479. [in Russian].

2. Vitkovskaia A.M. Key areas of work with parents of you ng children with severe visual impairments. Defektologia, 2003. № 4. P. 39-43. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Glevitskaya V.S., Polyakova N.A. The algorithm and model of psychological support of parent-child relationships in preschool organization. Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta, 2016. № 5. P. 518-520. [in Russian].

4. Grigorieva E.G. Features of mastering non-verbal means of communication preschoolers with visual impairment. Defectologia, 2007. № 5. P. 55-61. [in Russian].

5. Ivannikova O.A. The development of interaction and dialogue of preschool children with visual impairment. Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta s narusheniami razvitia, 2008. № 2. P. 22-26. [in Russian].

6. Prochuhaeva M.M. The implementation of an inclusive approach in the kindergarten. Upravlenie DOU, 2010. № 7. P. 13-20. [in Russian].

7. Radulov B. Group lessons for the formation of social abilities in the blind. Defectologia, 2010, №5. P. 56-64. [in Russian].

8. Rubchenko A.K. Approaches to the problem of child-parent relationships in the national psychology. Voprosypsikhologii, 2005. № 4. P. 98-114. [in Russian].

9. Solodyankina O.V. Cooperation preschool with my family. M.: ARKTI, 2006. P. 80. [in Russian].

10. Shleina E.L., Kozlovskaya I.L. Organization and carrying out advisory work item for the parents, "We - together". Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta s narusheniami razvitia,, 2016. № 2. P. 55-61. [in Russian].

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor, Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Ордина Ирина Петровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Голубовская Ольга Павловна,

магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Ordina Irina Petrovna,

Candidate of Sciences (Psychology),

Associate Professor, Department of Theoretical

and Applied Psychology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Golubovskaya Olga Pavlovna,

Master student,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 151.8 ББК 88.56

О.В. Зайцева

особенности ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования

В статье рассматриваются особенности ценностной сферы родителей выбравших для дошкольного образования своего ребенка семейную форму. Приведены общие образовательные тенденции, обуславливающие выбор семейной формы образования как альтернативы традиционной форме. Представлены результаты исследования, в рамках которого сравнивалась ценностная сфера родителей, предпочитающих семейную и традиционную формы.

Ключевые слова: семейное образование, дошкольное образование, ценности.

O.V. Zaitseva

peculiarities of the value sphere of parents implementing the family form of education

The peculiarities of the value sphere of parents who have chosen their family for pre-school education are discussed. The general educational tendencies conducive to the choice of the family form of education as an alternative to the traditional form are given. The results of the study are presented, in the framework of which the value sphere of parents of the family and the traditional form was compared.

Key words: family education, preschool education, values.

В настоящее время возрастает число родителей, позиция которых характеризуется осознанностью, активностью и готовностью выступать полноправным участником педагогического процесса [1]. Согласно исследованиям Института социального образования РАО, все

большее число родителей критически оценивают качество традиционного образования в ДОУ, уровень квалификации педагогических кадров, и как следствие, отдают предпочтение альтернативным формам получения дошкольного образования, в частности семейной форме [1; 2;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.