Научная статья на тему 'Развитие культуры общения офицера как педагогическая проблема'

Развитие культуры общения офицера как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕРЫ / ВАРИАНТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ / ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ / OFFICERS DEFINITIONS OF THE CULTURE OF DIALOGUE / THE CRITERIA OF SOCIABILITY / COMMUNICATION FUNCTIONS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменков В. Н.

Целью статьи является исследование ряда актуальных проблем культуры профессионального общения военнослужащих. Оно направлено на определение сущности общения, его структурной, функциональной и уровневой организации с учетом особенностей воинской службы. Анализ специфики общения в воинском коллективе будет способствовать выработке наиболее эффективных путей и методов управления и организации работы, в том числе и воспитательной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION FUNCTIONS OF CULTURE AS PEDAGOGIC PROBLEM

The aim of paper is to study a number of pressing problems of culture of professional communication troops. It aims to define the essence of communication, its structural, functional and tiered organization allowing for the military service. Analysis of the specific communication in a military collective will facilitate the development of the most effective ways and methods of management and organization of work, including education.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры общения офицера как педагогическая проблема»

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Хоменков В.Н., адъюнкт кафедры социально-культурной деятельности, Военный университет МО РФ E-mail: [email protected], Тел.: (905)5399374

Целью статьи является исследование ряда актуальных проблем культуры профессионального общения военнослужащих. Оно направлено на определение сущности общения, его структурной, функциональной и уровневой организации с учетом особенностей воинской службы. Анализ специфики общения в воинском коллективе будет способствовать выработке наиболее эффективных путей и методов управления и организации работы, в том числе и воспитательной.

Ключевые слова: офицеры, варианты определений культуры общения, критерии общительности, функции культуры общения

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION FUNCTIONS OF CULTURE AS PEDAGOGIC PROBLEM

Khomenkov V., Adjunct, Socio-cultural activities chair, The Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation

The aim of paper is to study a number of pressing problems of culture of professional communication troops. It aims to define the essence of communication, its structural, functional and tiered organization allowing for the military service. Analysis of the specific communication in a military collective will facilitate the development of the most effective ways and methods of management and organization of work, including education.

Keywords: officers definitions of the culture of dialogue, the criteria of sociability, communication functions of culture.

По мере становления цивилизации постепенно развивалось понятие «культура общения» и смежное с ним понятие «культура поведения». И хотя о культуре общения и культуре поведения часто говорят как о тождественных понятиях, это далеко не всегда так. Культура общения - понятие значительно более емкое, чем культура поведения или этикет. «Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения - его реальность» [5., С. 135]. Реальность поведения следует понимать как охват всех многообразных житейских ситуаций, не на каждую из которых разработаны специальные правила, в связи с чем человеку требуется поведенческое творчество, направляемое этической наполненностью культуры общения.

Этическая составляющая, в которой закреплены нравственные требования к человеку как члену общества, является основным отличием культуры общения от поведенческой культуры. Таким образом, поведенческая культура подразумевает лишь знание этикета и эстетические ориентиры проявления культуры.

Культура общения включает поведенческую культуру, вдумчиво адаптируя ее правила для каждого конкретного случая, наполняя их этическим содержанием, подразумевающим, прежде всего, максимум удобства окружающих. Сущность культуры общения -обеспечение такой техники коммуникации, которая обеспечит взаимодействие, когда люди не только не будут «мешать друг другу» [5], но и каждый из них сможет сохранить свое личное достоинство и индивидуальность.

Общение в воинском труде многофункционально. Оно выступает как средство решения профессиональных задач, как социально-психологическое обеспечение трудовой деятельности, как способ организации взаимоотношений с подчиненными и коллегами, как средство передачи информации, как средство педагогического воздействия. В педагогической деятельности офицера общение занимает особое место. Выступая как составной элемент педагогической деятельности, оно осуществляется на занятиях, во время воспитательных мероприятий, в свободное от службы время. Велики воспитательные возможности общения. Оно не только расширяет общий кругозор человека и способствует его интеллектуальному развитию, но и является обязательным условием формирования многих личностных качеств, правил и норм поведения. Воспитательно-педагогическая направленность общения предполагает умения офицера в любых условиях продолжать выполнение основной педагогической задачи, приспосабливая формы и методы работы с подчиненными к конкретной обстановке. Такое общение дополняет основную деятельность офицера, и поэтому культура общения для него - это по существу культура его повседневного военно-педагогического труда.

Результаты педагогических исследований показывают, что будущие военные не обладают уровнем культуры общения, который соответствует современным требованиям, предъявляемым к лич-

ности специалиста, а у большинства молодых офицеров имеются значительные пробелы в знаниях и умениях, необходимых для общения в военно-профессиональной и военно-педагогической деятельности. Не осознается ценность и значимость культуры общения; недостаточно проявляется направленность в общении на другого человека; не в полном объеме сформированы коммуникативные умения. Большинство офицеров имеют отдаленные представления о культуре общения и ее роли в решении профессиональных задач. Они не учитывают специфику военной службы, когда, с одной стороны, общение с личным составом занимает большую часть рабочего времени офицера, а с другой стороны, общение строго регламентируется требованиями воинских уставов, необходимостью соблюдения субординации между начальниками и подчиненными. Именно поэтому многие офицеры имеют сложности в межличностных взаимоотношениях и в профессиональном общении.

Категория «культура» взаимосвязана с категорией «деятельность». Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных особенностей и результатов. Освоение личностью культуры предполагает овладение способами практической, деятельностной ее реализации. Пропуская через себя общекультурные ценности, человек создает личные ценностные установки, реализуя, таким образом, творческой компонент воспитательного процесса. Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру [1., С. 246-251].

В.А. Сластенин пишет: «Культура - это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» ее есть прогресс личностного открытия, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотрудничество, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры»].

Культура поведения, степень ее усвоения проявляется в различных аспектах деятельности человека. Но особая роль в процессе формирования поведенческой культуры принадлежит общению: у личности вырабатываются ориентиры в окружающей действительности, прежде всего, в окружающих людях. В процессе общения происходит передача и восприятие социальных, культурных и нравственных ценностей, формирование духовного мира человека, воздействие на сознание и поведение людей. Современная жизнь с ее множеством межличностных контактов предъявляют особые требования к общению во всех сферах жизнедеятельности человека. Эти требования обусловлены и тенденциями современного социального развития, и проблемой гуманизации общения, когда актуализируются такие его аспекты, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимопомощь.

В словаре С.И.Ожегова общение рассматривается как взаим-

ные сношения, деловая или дружеская связь [8., С. 386]. В.Н. Панферов определяет общение как механизм социальной регуляции совместной жизнедеятельности людей средствами информационно-коммуникативного и психологического взаимодействия людей друг с другом Б.Ф. Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в процессе которой осуществляется взаимный обмен представлениями, интересами, настроениями, чувствами, установками, чертами характера [4. М., С. 136]. Б.Д. Парыгин отмечает, что общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Л.А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Он уточняет, что это не обозначает, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность, важно, что оно может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть и одновременно условие другой некоммуникативной деятельности [6., С. 112].

Изучение научных источников показало, что большинство исследователей сходятся в том, что общение - это сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен познавательной и эмоционально-оценочной информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

У культуры общения можно выделить несколько основных функций.

1. Культура общения является единением процесса создания этических ценностей и процесса освоения этих ценностей, то есть выполняет аксиологическую функции.

2. Культура общения выполняет нормативную функцию. Поведенческая культура выдвигает определенные требования, предписывающие человеку, как должно поступать, и зафиксированные в традиционных нормах поведения и написанных законах - нравах.

3. Культура общения выполняет воспитательную функцию, способствуя формированию определенных качеств личности, которые достигаются в процессе взаимодействия участников общения.

4. Культура общения выполняет регулятивную функцию, отождествляя собой систему определенных качеств личности, являющихся определенным регулятором социальных отношений.

Регулятивная функция культуры общения, воздействуя на личность, определяет два уровня культуры общения. Первый - этикетный обнаруживается в таких качествах личности, как вежливость со всеми оттенками, тактичностью, скромностью и точностью [5.,

С. 104-109]. Этикетный уровень обеспечивает внешнюю сторону культуры общения личности.

Второй, этический, выявляется не сразу, для него характерно достаточно глубокое понимание и усвоение категорий морали и перевод их в нравственные убеждения личности, например: представления о долге, справедливости, дихотомии добра и зла. Осмысленные, принятые и перешедшие в убеждения этические категории составляют основу культуры общения - внутреннюю ее сторону.

С точки зрения формирования культуры общения важно дифференцировать единство и несовпадения внешней и внутренней культуры. Только органичное совпадение этикетного и этического уровня культуры общения является завершающей ступенью ее формирования.

На сформированность этических и этикетных составляющих культуры общения оказывают влияние следующие причины: недостаток знаний, умений и навыков в коммуникативной области; недостаточно отработанная технология реализации этических ценностей на практике повседневной жизни; неестественность поведения человека, вызванная, например, корыстными побуждениями.

Объектом особого внимания в деятельности офицера должно быть стремление овладеть таким уровнем общения, который обеспечивал бы полное взаимопонимание между людьми, а это достижимо лишь при высокой культуре общения. Под культурой общения офицера понимается такая степень развития его коммуникативных качеств, которая позволяет эффективно и компетентно ус-

танавливать взаимоотношения с людьми в процессе военно-профессиональной и повседневной деятельности.

Для каждого офицера характерен определенный уровень сфор-мированности коммуникативных качеств личности. Такими качествами, влияющими на культуру общения, являются, по мнению военных психологов, человеколюбие, тактичность, доброжелательность и чуткость, самообладание, культура речи, общительность.

«Общительность» имеет общий корень с «общением», но иной характер. Общительность - это не процесс, а качество личности, которое вырабатывается в процессе общения. У одних людей общительность - широкая и поверхностная, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у других - более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общительность людей, которые в равной мере являются приятелями каждого встречного без всякого различия, свидетельствует лишь о большой лёгкости и подвижности и о таком же по существу безразличии к людям, как и необщительность других людей.

Решающее значение имеет в конце концов внутреннее отношение человека к человеку по существу. Общительность заключается не столько в объеме общения, сколько в способе и направленности общения. С.Л. Рубинштейн считает существенным не столько количественный признак широты общения, сколько качественные моменты: на какой основе и как устанавливает человек контакт с другими людьми.

Общительность, по определению А.В. Мудрика, есть сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления [7., С. 26]. Общительность-замкнутость могут проявляться по-разному в сфере общения и в общении в тех или иных сферах жизни деятельности. Некоторые исследователи выделяют понятие профессионально-педагогической общительности, под которой понимается система правильной организации и управления общением в целях оказания воспитательного воздействия К критериям общительности относят: наличие интереса к людям, к учащимся; умение понимать чувства учащихся и определять их позиции во взаимодействии с другими людьми; коммуникабельность и контактность с людьми и учащимися; терпимость в общении с учащимися; ориентация в ситуациях и готовность к изменению стратегии воздействия на учащихся.

Общительность, отмечает К.С. Успанов, как качество личности формируется в том случае, если индивид овладевает особенностями общения как вида деятельности. Кан-Калик также относит общительность к профессионально-личностным качествам педагога. Он выделяет три основных компонента общительности [3.]: коммуникабельность способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации; социальное родство - желание находиться среди других людей; альтруистические тенденции - желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого.

Овладение основами культуры общения должно происходить на индивидуально-творческом уровне. Все рассмотренные нами компоненты культуры общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого офицера. Вот почему важнейшей задачей офицера является поиск индивидуального стиля общения, поиск которого должен вестись систематически. Можно порекомендовать разработанную нами систему формирования индивидуального стиля общения офицера, которая включает: изучение своих личностных особенностей; установление недостатков в личностном общении; работу по преодолению скованности, различных негативных наслоений в стиле общения; овладение элементами культуры общения на основе собственных индивидуальных особенностей; овладение технологией общения в соответствии со сложившимся стилем общения; реальную воспитательную и педагогическую деятельность, общение с подчиненными; закрепление индивидуального стиля общения.

Исходя из вышеизложенного, в ходе формирования индивидуального стиля общения, офицер, прежде всего, должен выявить особенности своего психофизиологического аппарата как компонента творческой индивидуальности, через который осуществляется «трансляция» его личности как подчиненным так и руководству. А затем обратить внимание на соответствие и несоответствие своих коммуникативных процессов индивидуально-типологическим особенностям коллектива. Как справедливо заметил К.С. Станиславский: «Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, то есть, прежде всего, свои собственные переживания,

ТЯАШРОЯТ БиБШБББ Ш ЯиББТА | №6 2013 | 7

чувства и мысли». Способность располагать к себе людей, умение понять и воспринимать другого человека очень важны для каждого офицера.

Верно найденный стиль общения способствует решению целого комплекса задач: во-первых, воздействие становится адекватным не только уставным требованиям, но и внутренним нравственным нормам личности офицера, т.е. общение становится органичным как для самого офицера, так и для окружающих; во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений в процессе военно-профессиональной деятельности; в-третьих, повышается эффективность таких важнейших функций общения, как передача информации, нормативная функция, воспитательная и регулятивная функции и все это происходит на фоне эмоционального благополучия в коллективе.

В процессе практической деятельности офицер совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения и повышает уровень культуры общения. Этот опыт особенно ценен, потому что концентрирует в себе практические знания, умения и навыки. Приобрести такой опыт можно при условии критического анализа своего индивидуального стиля общения; осмысления причин успехов и неудач в разнообразных ситуациях общения; сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Однако только практического опыта для формирования культуры общения в военно-профессиональной и военно-педагогической деятельности офицера сегодня уже не достаточно. В связи с вышеизложенным возникает вопрос о том, как перейти от декларативного признания важной роли культуры общения в военной профессии к ее сознательному и целенаправленному формированию в служебной деятельности, т. к. следствием низкого уровня развития культуры общения офицера явля-

ются затруднения в межличностных взаимоотношениях и конфликтность в деловой сфере и многие другие негативные факторы. И хотя значение культуры общения как профессионально важной характеристики офицера осознается уже давно, проблема развития культуры общения изучена недостаточно. Она требует дальнейшего теоретического осмысления и практической реализации.

Литература

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.

2. Иванова В.И. Формирование культуры делового общения будущих офицеров: Дисс... канд. пед. наук. - Брянск: 1998. - 184 с.

3. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества: Автореф. дис. д-ра психол. наук. - Л., 1981. -31 с.

4. Левитан К. М. Структура личности педагога // Творческая индивидуальность педагога / Тез. республ. конф. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1991. - С. 136.

5. Лихачев Д.С. Школа этикета. - Екатеринбург: Сред.-Урал., 1997. - 448 с.

6. Майорова М.А. Некоторые психолого-педагогические особенности объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе // Активизация учебной деятельности. Вып. 3. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 128 с.

7. Михалевская Г.И., Горовая В.И. История педагогического процесса: Курс лекций. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т., 1997. - 136 с.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1984. - С. 386.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

Иванов В.П., старший преподаватель кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО «Военный университет МО РФ»

В статье дается анализ современных методологических подходов к историко-педагогическому исследованию. Основное внимание уделяется рассмотрению сущности классических, неклассических и постнеклассических методологий.

Ключевые слова: историко-педагогическое исследование; классическая методология; «этажная» теория методологии; деятельностная методология; принципы научного исследования.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Ivanov V., The Military University of the Ministry of defence of the Russian Federation, VGКVОU VPО

[email protected]

The article gives the analysis of modern methodological approaches to historical and pedagogical research. Focuses on the essence of classical, non-classical and постнеклассических methodologies.

Keywords: historical and pedagogical research; classical methodology; «storey» theory methodology; making methodology; principles of scientific research.

В наши дни неуклонно возрастает интерес к историко-педагогическим проблемам. На необходимость усиления внимания к изучению опыта прошлых поколений нашей страны обратил внимание и Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года . «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917 и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития» [7].

В постоянном же фокусе исследователей сегодня неизменно находятся две взаимосвязанные проблемы, это методология истории педагогики в целом и вытекающая из неё методология историко-педагогического исследования.

Вместе с тем, сложность исследования историко-педагогических проблем обусловлена рядом обстоятельств:

Во-первых, педагогические проблемы прошлых эпох в то время не исследовались с точки зрения современной научной методологии, хотя отдельные элементы такого исследования, несомненно, были.

Во- вторых, педагогическая наука в наши дни существенно отличается от педагогической науки прошлых эпох. Следовательно, исследование педагогических проблем прошлого сегодня должно осуществляется с позиций достижений современной педагогической науки, а это вызывает определенные трудности методологического характера.

В- третьих, историко-педагогическое исследование, нередко, связано с отсутствием того или иного фактического материала, прежде всего архивного, что не позволяет связать воедино логическую цепь происходивших событий и сделать выводы о тенденциях и закономерностях педагогического процесса.

В-четвертых, жесткая государственная цензура прошлых эпох не позволяла давать критическую оценку тем или иным историкопедагогическим явлениям. Отсюда возникают трудности объективного освещения произошедших событий прошлого. Следовательно, необходимы научные подходы к анализу этих событий для выявления исторической истины.

В-пятых, историко-педагогический материал прошлых эпох рассматривал явления и события с точки зрения их внутреннего развития, не принимая во внимание влияние внешней среды, что, естественно, приводило к искажению их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.