ISSN 2221-7347
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Экономика и право
УДК 338.2
С. М. Петросян
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассматриваются вопросы развития культуры в современном обществе, а также уделяется особое внимание поддержки государством культурных учреждений, сохранения культурного наследия страны. Особое внимание в работе автор акцентирует на развитие культуры в России - как двигателя духовной направленности, улучшения будущего страны.
Ключевые слова: культура, культурный ресурс, государственная политика, государственный реестр, свод памятников художественной культуры, стратегические и тактические задачи.
Одним из глобальных вопросов сегодня является вопрос о культуре. Это заставляет серьезно заняться исследованием данного направления в разных аспектах и вывести на первый план проблемы развития культуры, как самой важной стратегической задачи, связанной с социальноэкономическим развитием страны, а также ее национальной безопасностью.
В связи с этим доминирующую роль играет самый важный ресурс - культурный ресурс, несущий в себе огромный духовный и научный потенциал.
Таким образом, данная сфера является своеобразным критерием в ресурсной картине России и требует системного подхода к изучению и развитию в целом.
На сегодняшний день Президентом РФ в стратегии развития России до 2020 года поставлена амбициозная задача - качественного изменения страны, достижения качественного изменения жизни, её экономики и социальной сферы.
Развитие культуры и искусства, полноценное культурное воспитание молодежи, сохранение культурных традиций невозможны без государственной поддержки.
В условиях, когда государственные институты культуры слабы, нет условий для активного развития рынка культурных благ и досуговых услуг, особенно актуальным является научное обоснование необходимости такой государственной поддержки.
Демократическое государство обязано заботиться не только о создании условий для благополучной жизни его граждан, но и об их личностном развитии, так как наивысшая ценность государства - человек, духовно богатый, относящийся к жизни творчески, социально активный.
Среди взрослых, кто в детстве более или менее регулярно бывал и на спектаклях, и на музыкальных концертах, и в художественных музеях или на художественных выставках, высокого уровня личностного развития достигают в крупных городах 40% человек, в небольших городах — 27%, в селах — 20%. Это больше нынешнего количества разносторонне развитых людей в крупных городах в 4 раза, в небольших городах — в 2,7 раза, в селах — в 2 раза.
Таким образом, необходим государственный стандарт обеспеченности территорий учреждениями культуры. Необходимо определить минимальный набор видов и численности учреж-
© Петросян С. М., 2011.
35
Новый университет. 2011. № 8.
ISSN 2221-7347
дений культуры, который должен быть в крупных городах, малых городах, больших селах, маленьких селах.
За последние годы значительно сократилась сеть клубных учреждений.
В настоящее время две трети сельских населенных пунктов не имеют никаких учреждений культуры.
Огромные диспропорции в развитии сети учреждений культуры привели к недопустимому неравенству условий приобщения к искусству жителей населенных пунктов разного типа [2, с 128].
Государство - гарант сохранения всех памятников независимо от охранного статуса, формы владения и характера использования. Эта функция государства и вытекающая отсюда исключительная мера его ответственности перед обществом должна быть признана главной.
Разделение полномочий между федеральной властью и регионами не должно означать снятия ответственности государства за памятники.
В снятии памятников с финансирования из федерального бюджета и передачи в местный бюджет без соответствующих субвенций является серьезной опасностью, поскольку снимается ответственность федеральной власти за сохранность памятника.
Необходимо признать, что приватизация - сама по себе ни у кого не вызывающая осуждения - не является последним спасением для памятников, находящихся в государственной собственности.
Решить эту проблему можно только, пойдя по длинному пути создания и укрепления региональных отделений органов государственной охраны памятников, подчиняющихся федеральному центру и обособленных от инвестиционных и строительных организаций, ввести государственную систему подготовки и переподготовки сотрудников этих органов.
Государство не должно принимать экспертное решение о памятнике - его реконструкции или реставрации. Для этого необходим институт государственных экспертов, который должен стать основным рычагом принятия государственных решений в этой области.
Главным государственным документом, свидетельствующем о деятельности государства по охране памятников, является Реестр памятников художественной культуры народов Российской Федерации.
Рядом с реестром должно существовать продолжающееся научное издание - Свод памятников художественной культуры России как результат научных изысканий и научная основа для построения реестра.
В государственном Реестре должен быть выделен реестр объектов исключительной культурной ценности, искажения и потери которых представляют угрозу национальной безопасности, ибо ведут к утрате важнейших свидетельств исторической и духовной жизни народа, его исторической памяти, понимания своей культурной самобытности и уникальности.
Такие объекты не только необходимо оставить в государственной собственности, но на них должен распространяться особый режим хранения, музейный либо приближенный к таковому.
Список этих объектов должен быть подготовлен экспертами в области охраны культурного наследия и утвержден на уровне Правительства Российской Федерации [4, с 128].
Когда все эти условия будут выполнены, культурное наследие России восстановит свой высокий статус прочнейшей духовной основы общества, инструмента воспитания единой и жизнеспособной нации.
Государственная политика в области культуры, подход к учреждениям культуры должны строиться с учетом того, что в сфере культуры необходимо приоритетными выделить следующие направления:
- развитие связей между традиционными культурными институтами и сферой современных коммуникационных технологий - главная задача интегрального развития сферы культуры;
- сохранение культурных традиций народов России, культурного многообразия;
- создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества;
- формирование системы позитивных ценностей, объединяющей общество для дальнейшей реализации тактических и стратегических целей в развитии страны;
- обеспечение равенства возможностей и всеобщей доступности культуры;
- соединение курса экономической модернизации страны с определенной долей консерватизма (сохранение значимых для России традиций) в области духовных ценностей и национальной культуры;
36
ISSN 2221-7347
Экономика и право
— разработка наиболее эффективных индикаторов, отражающих состояние культуры в России, а также позволяющих адекватно соотносить ее (культуру) с положением в мире.
Таким образом, формирование единого культурного пространства определяется с помощью решения следующих задач:
— проведение семинаров, конференций, втягивание в обсуждение проблем культуры в России как можно более широких слоев населения;
— стимулирование использования современных технологий в сфере культуры - например создание виртуальных библиотек, осуществление виртуальных экскурсий по музеям;
— проведение работ по сохранению и реставрации объектов культурного наследия;
— содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и гарантирующей доступ к ним граждан.
— увеличение количества фестивалей, театральных гастролей, выставок;
— разработку, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
— развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы [5].
Полученные выводы свидетельствуют о том, что развитие культуры как проблематики
высокого общественного звучания, а также в силу особой специфики культурной деятельности требует активной государственной поддержки и является обоснованным и особенно актуальным, поскольку расходы на культуру являются инвестициями в человеческий потенциал, вложениями в будущее страны.
Библиографический список
1. ФЗ РФ №131 от 06.10 2003г. «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
2. Аверин, А. Н. Социальная политика. Теория и методология: учебное пособие - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 176 с.
3. Зарубина, Н. Н. Социология хозяйственной жизни: учебное пособие. - М.: Логос, 2006.- 392 с.
4. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 431 с.
5. Астафьева, О. Н. Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике / О. Н. Астафьева. URL: http://www.nonlin.ru.
Статья поступила в редакцию 22.09.2011.
ПЕТРОСЯН Светлана Меликовна - аспирант финансового факультета Академии маркетинга и социально-информационных технологий.
37