Научная статья на тему 'Развитие культуры - неотъемлемая задача государственной экономической политики'

Развитие культуры - неотъемлемая задача государственной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
44
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР / СВОД ПАМЯТНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Петросян С. М.

В статье рассматриваются вопросы развития культуры в современном обществе, а также уделяется особое внимание поддержки государством культурных учреждений, сохранения культурного наследия страны. Особое внимание в работе автор акцентирует на развитие культуры в России как двигателя духовной направленности, улучшения будущего страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры - неотъемлемая задача государственной экономической политики»

ISSN 2221-7347

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Экономика и право

УДК 338.2

С. М. Петросян

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются вопросы развития культуры в современном обществе, а также уделяется особое внимание поддержки государством культурных учреждений, сохранения культурного наследия страны. Особое внимание в работе автор акцентирует на развитие культуры в России - как двигателя духовной направленности, улучшения будущего страны.

Ключевые слова: культура, культурный ресурс, государственная политика, государственный реестр, свод памятников художественной культуры, стратегические и тактические задачи.

Одним из глобальных вопросов сегодня является вопрос о культуре. Это заставляет серьезно заняться исследованием данного направления в разных аспектах и вывести на первый план проблемы развития культуры, как самой важной стратегической задачи, связанной с социальноэкономическим развитием страны, а также ее национальной безопасностью.

В связи с этим доминирующую роль играет самый важный ресурс - культурный ресурс, несущий в себе огромный духовный и научный потенциал.

Таким образом, данная сфера является своеобразным критерием в ресурсной картине России и требует системного подхода к изучению и развитию в целом.

На сегодняшний день Президентом РФ в стратегии развития России до 2020 года поставлена амбициозная задача - качественного изменения страны, достижения качественного изменения жизни, её экономики и социальной сферы.

Развитие культуры и искусства, полноценное культурное воспитание молодежи, сохранение культурных традиций невозможны без государственной поддержки.

В условиях, когда государственные институты культуры слабы, нет условий для активного развития рынка культурных благ и досуговых услуг, особенно актуальным является научное обоснование необходимости такой государственной поддержки.

Демократическое государство обязано заботиться не только о создании условий для благополучной жизни его граждан, но и об их личностном развитии, так как наивысшая ценность государства - человек, духовно богатый, относящийся к жизни творчески, социально активный.

Среди взрослых, кто в детстве более или менее регулярно бывал и на спектаклях, и на музыкальных концертах, и в художественных музеях или на художественных выставках, высокого уровня личностного развития достигают в крупных городах 40% человек, в небольших городах — 27%, в селах — 20%. Это больше нынешнего количества разносторонне развитых людей в крупных городах в 4 раза, в небольших городах — в 2,7 раза, в селах — в 2 раза.

Таким образом, необходим государственный стандарт обеспеченности территорий учреждениями культуры. Необходимо определить минимальный набор видов и численности учреж-

© Петросян С. М., 2011.

35

Новый университет. 2011. № 8.

ISSN 2221-7347

дений культуры, который должен быть в крупных городах, малых городах, больших селах, маленьких селах.

За последние годы значительно сократилась сеть клубных учреждений.

В настоящее время две трети сельских населенных пунктов не имеют никаких учреждений культуры.

Огромные диспропорции в развитии сети учреждений культуры привели к недопустимому неравенству условий приобщения к искусству жителей населенных пунктов разного типа [2, с 128].

Государство - гарант сохранения всех памятников независимо от охранного статуса, формы владения и характера использования. Эта функция государства и вытекающая отсюда исключительная мера его ответственности перед обществом должна быть признана главной.

Разделение полномочий между федеральной властью и регионами не должно означать снятия ответственности государства за памятники.

В снятии памятников с финансирования из федерального бюджета и передачи в местный бюджет без соответствующих субвенций является серьезной опасностью, поскольку снимается ответственность федеральной власти за сохранность памятника.

Необходимо признать, что приватизация - сама по себе ни у кого не вызывающая осуждения - не является последним спасением для памятников, находящихся в государственной собственности.

Решить эту проблему можно только, пойдя по длинному пути создания и укрепления региональных отделений органов государственной охраны памятников, подчиняющихся федеральному центру и обособленных от инвестиционных и строительных организаций, ввести государственную систему подготовки и переподготовки сотрудников этих органов.

Государство не должно принимать экспертное решение о памятнике - его реконструкции или реставрации. Для этого необходим институт государственных экспертов, который должен стать основным рычагом принятия государственных решений в этой области.

Главным государственным документом, свидетельствующем о деятельности государства по охране памятников, является Реестр памятников художественной культуры народов Российской Федерации.

Рядом с реестром должно существовать продолжающееся научное издание - Свод памятников художественной культуры России как результат научных изысканий и научная основа для построения реестра.

В государственном Реестре должен быть выделен реестр объектов исключительной культурной ценности, искажения и потери которых представляют угрозу национальной безопасности, ибо ведут к утрате важнейших свидетельств исторической и духовной жизни народа, его исторической памяти, понимания своей культурной самобытности и уникальности.

Такие объекты не только необходимо оставить в государственной собственности, но на них должен распространяться особый режим хранения, музейный либо приближенный к таковому.

Список этих объектов должен быть подготовлен экспертами в области охраны культурного наследия и утвержден на уровне Правительства Российской Федерации [4, с 128].

Когда все эти условия будут выполнены, культурное наследие России восстановит свой высокий статус прочнейшей духовной основы общества, инструмента воспитания единой и жизнеспособной нации.

Государственная политика в области культуры, подход к учреждениям культуры должны строиться с учетом того, что в сфере культуры необходимо приоритетными выделить следующие направления:

- развитие связей между традиционными культурными институтами и сферой современных коммуникационных технологий - главная задача интегрального развития сферы культуры;

- сохранение культурных традиций народов России, культурного многообразия;

- создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества;

- формирование системы позитивных ценностей, объединяющей общество для дальнейшей реализации тактических и стратегических целей в развитии страны;

- обеспечение равенства возможностей и всеобщей доступности культуры;

- соединение курса экономической модернизации страны с определенной долей консерватизма (сохранение значимых для России традиций) в области духовных ценностей и национальной культуры;

36

ISSN 2221-7347

Экономика и право

— разработка наиболее эффективных индикаторов, отражающих состояние культуры в России, а также позволяющих адекватно соотносить ее (культуру) с положением в мире.

Таким образом, формирование единого культурного пространства определяется с помощью решения следующих задач:

— проведение семинаров, конференций, втягивание в обсуждение проблем культуры в России как можно более широких слоев населения;

— стимулирование использования современных технологий в сфере культуры - например создание виртуальных библиотек, осуществление виртуальных экскурсий по музеям;

— проведение работ по сохранению и реставрации объектов культурного наследия;

— содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и гарантирующей доступ к ним граждан.

— увеличение количества фестивалей, театральных гастролей, выставок;

— разработку, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;

— развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы [5].

Полученные выводы свидетельствуют о том, что развитие культуры как проблематики

высокого общественного звучания, а также в силу особой специфики культурной деятельности требует активной государственной поддержки и является обоснованным и особенно актуальным, поскольку расходы на культуру являются инвестициями в человеческий потенциал, вложениями в будущее страны.

Библиографический список

1. ФЗ РФ №131 от 06.10 2003г. «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

2. Аверин, А. Н. Социальная политика. Теория и методология: учебное пособие - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 176 с.

3. Зарубина, Н. Н. Социология хозяйственной жизни: учебное пособие. - М.: Логос, 2006.- 392 с.

4. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 431 с.

5. Астафьева, О. Н. Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике / О. Н. Астафьева. URL: http://www.nonlin.ru.

Статья поступила в редакцию 22.09.2011.

ПЕТРОСЯН Светлана Меликовна - аспирант финансового факультета Академии маркетинга и социально-информационных технологий.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.