Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРУЖЕВНОГО ПРОМЫСЛА В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА'

РАЗВИТИЕ КРУЖЕВНОГО ПРОМЫСЛА В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД / НЭП / КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ПРОМЫСЛОВАЯ КООПЕРАЦИЯ / КРУЖЕВО / ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махрачев Г. С.

В статье рассматривается эволюция кружевного промысла в Тамбовской губернии в пореформенное время и период нэпа. Центром кружевоплетения в Тамбовской губернии, как в период царской России, так и во время нэпа, были Ищенская, Краснинская, Троекуровская и Черепанская волости Лебедянского (а после административной реорганизации губернии - Липецкого) уезда. Главной проблемой, с которой приходилось сталкиваться кружевницам, была деструктивная деятельность скупщиков. Монополизировав рынок, они вынуждали мастериц работать себе в убыток. В дореволюционной России кустаркам оказывалась поддержка на разных уровнях. На государственном уровне были организованы две Всероссийские кустарные выставки. Тамбовское земство также провело ряд выставок, учредило кружевные школы, открыло кустарный склад. Большой вклад в развитие промысла внесли местные меценаты. Однако, несмотря на значительную поддержку, решить проблемы местных кружевниц не удалось. После прихода большевиков к власти наблюдалось полное исчезновение кустарного производства кружев на период военного коммунизма и возрождение его только в период нэпа. Деятельность скупщиков по-прежнему оказывала негативное значение на развитие кружевоплетения. Взятый на кооперирование кустарей курс, который должен был решить эту проблему, в конечном итоге провалился, не принеся должного результата. Не принесла успеха и организованная в 1923 г. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, поскольку к этому моменту промысел еще не успел восстановиться, и показывать было практически нечего. Отрицательно на возрождении промысла сказывались гонения на тамбовских помещиц, занимавшихся меценатством. В итоге, и большевистскому руководству не удалось решить проблемы, тормозившие кустарную промышленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LACE MAKING IN TAMBOV PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX - FIRST THIRD OF THE XX CENTURY

Evolution of the lace craft in Tambov Province in post-reform time and the period of the New Economic Policy is considered in the article. The centres of lacemaking in Tambov Province, both during the Tsarist Russia and the New Economic Policy period, were Ishchenskaya, Krasninskaya, Troekurovskaya and Cherepanskaya volosts of Lebedyansky (and after administrative reorganization of the province - Lipetsky) district. The main problem faced by lacemakers was the destructive activity of buyers. During monopolising the market, they were forcing needlewomen to operate at a loss. In pre-revolutionary Russia artisans were supported at different levels. Two all-Russian homemade exhibitions were organised at the state level. Tambov zemstvo held a number of exhibitions, established lace schools and opened a craft store. A great contribution to the development of the craft was made by local patrons of the arts. However, despite considerable support, problems of local lacemakers could not be solved. When the Bolsheviks came to power it was observed that the artisanal lace production completely disappeared during the period of war communism, and only revived during the New Economic Policy period. The activities of buyers still had a negative impact on the development of lacemaking. The course taken to cooperate with artisans, which was supposed to solve this problem, ultimately failed, without achieving the desired result. The All-Russia agricultural and trade show, organized in 1923, was not a success either, since the handicrafts industry had not yet been able to recover and there was almost nothing to show. The revival of the craft was adversely affected by the persecution of the Tambov landowners who were engaged in patronage of the arts. In the end, the Bolshevik leadership also failed to solve the problems that were hindering the handicraft industry.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРУЖЕВНОГО ПРОМЫСЛА В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА»

Махрачев Г. С.

(Тамбов)

УДК 93/94

РАЗВИТИЕ КРУЖЕВНОГО ПРОМЫСЛА В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

В статье рассматривается эволюция кружевного промысла в Тамбовской губернии в пореформенное время и период нэпа. Центром кружевоплетения в Тамбовской губернии, как в период царской России, так и во время нэпа, были Ищенская, Краснинская, Троеку-ровская и Черепанская волости Лебедянского (а после административной реорганизации губернии - Липецкого) уезда. Главной проблемой, с которой приходилось сталкиваться кружевницам, была деструктивная деятельность скупщиков. Монополизировав рынок, они вынуждали мастериц работать себе в убыток. В дореволюционной России кустаркам оказывалась поддержка на разных уровнях. На государственном уровне были организованы две Всероссийские кустарные выставки. Тамбовское земство также провело ряд выставок, учредило кружевные школы, открыло кустарный склад. Большой вклад в развитие промысла внесли местные меценаты. Однако, несмотря на значительную поддержку, решить проблемы местных кружевниц не удалось.

После прихода большевиков к власти наблюдалось полное исчезновение кустарного производства кружев на период военного коммунизма и возрождение его только в период нэпа. Деятельность скупщиков по-прежнему оказывала негативное значение на развитие кружевоплетения. Взятый на кооперирование кустарей курс, который должен был решить эту проблему, в конечном итоге провалился, не принеся должного результата. Не принесла успеха и организованная в 1923 г. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, поскольку к этому моменту промысел еще не успел восстановиться, и показывать было практически нечего. Отрицательно на возрождении промысла сказывались гонения на тамбовских помещиц, занимавшихся меценатством. В итоге, и большевистскому руководству не удалось решить проблемы, тормозившие кустарную промышленность.

Ключевые слова: пореформенный период, нэп, кустарные промыслы, промысловая кооперация, кружево, Тамбовская губерния.

Evolution of the lace craft in Tambov Province in post-reform time and the period of the New Economic Policy is considered in the article. The centres of lacemaking in Tambov Province, both during the Tsarist Russia and the New Economic Policy period, were Ishchenskaya, Kras-ninskaya, Troekurovskaya and Cherepanskaya volosts of Lebedyansky (and after administrative reorganization of the province - Lipetsky) district. The main problem faced by lacemakers was the destructive activity of buyers. During monopolising the market, they were forcing needlewomen to operate at a loss. In pre-revolutionary Russia artisans were supported at different levels. Two all-Russian homemade exhibitions were organised at the state level. Tambov zemstvo held a number of exhibitions, established lace schools and opened a craft store. A great contribution to the development of the craft was made by local patrons of the arts. However, despite considerable support, problems of local lacemakers could not be solved.

When the Bolsheviks came to power it was observed that the artisanal lace production completely disappeared during the period of war communism, and only revived during the New Economic Policy period. The activities of buyers still had a negative impact on the development of lacemaking. The course taken to cooperate with artisans, which was supposed to solve this problem, ultimately failed, without achieving the desired result. The All-Russia agricultural and trade show, organized in 1923, was not a success either, since the handicrafts industry had not yet been able to recover and there was almost nothing to show. The revival of the craft was adversely af-

fected by the persecution of the Tambov landowners who were engaged in patronage of the arts. In the end, the Bolshevik leadership also failed to solve the problems that were hindering the handicraft industry.

Keywords: post-reform period, New Economic Policy, handicrafts, trade cooperation, lace, Tambov Province.

DOI: 10.24888/2410-4205-2021-28-3-62-71

Изучение особенностей развития кустарной промышленности является важнейшей задачей сразу для нескольких областей знания - исторической, этнографической, экономической, лингвистической. С одной стороны, актуальность темы определяется необходимостью сохранения национального самосознания и нравственных ориентиров, которые могут быть разрушены в результате стирания государственных границ и слияния культур. С другой стороны, одним из ведущих направлений государственной политики по развитию экономики России на современном этапе является поддержка мелких предприятий и семейных производств, которые не только способствуют реализации предпринимательских способностей населения, но и снимают социальную напряженность в кризисные для крупных компаний времена. Работа по поддержке малого бизнеса проводится как на федеральном, так и на региональном уровнях. Для объективной оценки современных реалий и выработки максимально грамотной стратегии необходимо учитывать опыт прежних поколений.

Царствование императора Александра II стало переломным моментом в российской истории, ознаменовавшим переход от феодальных отношений к капиталистическим. Реформы, затронувшие все сферы общественной жизни, дали толчок к модернизации и демократизации общества. Однако этого было мало для решения огромного числа социально-экономических проблем, долгое время назревавших в государстве. Аграрный сектор, остававшийся ведущим в экономике страны, находился в глубоком кризисе. Демографический взрыв во второй половине XIX в. привел к земельной недостаточности, что для крестьянства усугублялось тяжелыми природно-климатическими условиями, и, следовательно, недородами и неурожаями, а также общей технической отсталостью сельского хозяйства. Поиск новых источников доходов, а также становление капиталистических отношений привели к стремительному развитию кустарной промышленности.

Следующим переломным этапом в истории Российского государства и, в частности, в развитии кустарной промышленности стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики, пришедшие к власти, начали проводить политику национализации частной собственности и свертывания капиталистических отношений, что в условиях Первой мировой и гражданской войн нанесло серьезнейший удар по кустарной промышленности. 14 марта 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение о переходе от «военного коммунизма» к нэпу. Вместе с восстановлением капиталистических отношений началось и возрождение кустарной промышленности. Более того, большевистское руководство начало оказывать целенаправленную поддержку кустарям.

Одним из самых распространенных кустарных промыслов на территории России было кружевоплетение. В то же время он был одним из интереснейших примеров декоративно-прикладного искусства, узорчатая составляющая которого сильно варьировалась в зависимости от региона. Кружево использовалось для оформления одежды и домашнего интерьера: постельного белья, скатертей, салфеток и т.д. Несмотря на то, что кружевоплетение считалось тонким и кропотливым занятием, его практиковало множество женщин. На примере этого промысла мы постараемся выявить отличительные черты развития кустарной промышленности в двух кардинально отличных эпохах: царской и нэповской.

Рассматриваемая тема лежит на стыке истории, этнографии и искусствоведения, а потому историография отражает результаты исследований сразу нескольких областей науки. Начало изучения кружевного промысла традиционно связывают с именем С. А. Давы-

довой. В своей фундаментальной работе «Русское кружево и русские кружевницы» С. А. Давыдова раскрыла историю кружевоплетения, проанализировала статистические данные промысловой активности, рассмотрела экономические особенности кустарной деятельности [6].

В советский период изучению кружевоплетения было уделено большее внимание, чем в дореволюционное время. К крупным работам можно отнести монографию В. А. Фалеевой «Русское плетеное кружево», в которой отражена история развития этого промысла с XVII до середины XX в., а также выявлены центры кружевоплетения [38]. Ряд работ о художественной специфике кружевоплетения в разных регионах России принадлежит перу И. П. Работновой [25-27]. Искусствоведческий характер имеет также труд Л. В. Ефимовой и Р. М. Белогорской «Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея» [8]. Интересно обратить внимание на труд краеведа М. В. Рехачева «Вологодские кружева», в котором, несмотря на некоторые ошибки, предпринимается попытка восстановить историю этого промысла и выявить характерные узоры, создаваемые местными мастерицами [28].

В послесоветской историографии также наблюдается повышенный интерес к рассматриваемой теме. Художественные особенности кружевоплетения были проанализированы в диссертациях на соискание ученой степени кандидата искусствоведения М. А. Сорокиной [32] и Н. Н. Бертяевой [1]. Важным дополнением являются материалы периодической печати в виде научных статей В. А. Григоровой [5], М. В. Карташовой [13-14], О. В. Тули-новой [35] и др. В них приводится ассортимент производившейся продукции, выявляются экономические проблемы развития промысла, анализируется государственная политика по поддержке кустарей. Однако комплексного исследования, раскрывающего особенности развития кружевного промысла в Тамбовской губернии во второй половине XIX - первой трети XX в., нет.

Как уже было отмечено выше, либеральные реформы Александра II дали значительный толчок развитию кустарной промышленности. В пореформенной Тамбовской губернии центр кружевоплетения был расположен в Ищенской, Краснинской, Троекуровской и Чере-панской волостях Лебедянского уезда. Отмечалось, что все женское население этих волостей плетет кружева на продажу и приучает своих дочерей к промысловому занятию с десятилетнего возраста. Как следствие, производство здесь имело преимущественно семейный характер [17, с. 63]. Другое гнездо кружевниц располагалось в Казачинской волости Шацкого уезда, в которой было зафиксировано 50 кустарок [17, с. 542]. В остальных уездах Тамбовской губернии крестьянки крайне редко изготавливали кружево на продажу.

Проблемы, сдерживающие развитие кружевного промысла, мы рассмотрим на примере кустарок Лебедянского уезда, поскольку именно здесь этот промысел получил наибольшее распространение. В первую очередь, необходимо указать на сложности, возникавшие при реализации готовой продукции. Приобретение сырья и продажа изделий были возможны только при участии скупщиков, которые, монополизируя рынок, занижали цены на готовое кружево, а нередко осуществляли исключительно бартерный обмен кустарной продукции на сырье для дальнейшего производства [17, с. 64]. Другая проблема была связана с однообразием изготавливавшейся продукции. Кружева местных мастериц имели высокое качество, однако, отмечалось, что «дальнейшее усовершенствование производства остановилось и очень недостает новых более свежих рисунков и более усовершенствованных образцов и приемов производства, которые уже давно выработаны» [11, с. 15].

Автор уже имеет ряд статей, в которых раскрывается государственная политика стимулирования кустарной промышленности [19-20], однако, в данном случае мы сделаем акцент именно на особенностях поддержки мастериц кружевного дела. В 1902 г. в Тамбове был открыт земский склад кустарных изделий, на котором должно было храниться сырье и готовая кустарная продукция. Предполагалось, что в обход скупщиков мастера смогут приобретать необходимое для работы сырье, а затем продавать на склад готовый продукт.

Функционировать склад должен был за счет прибыли, получаемой от перепродажи накопившейся кустарной продукции. По данным на ноябрь 1902 г. среди изделий, приобретенных у кустарей, большой процент составляли кружева [12, с. 3]. Более того, руководители склада целенаправленно организовывали заказы мастерицам кружевного дела, что, как отмечалось, действовало на последних «ободряющим образом», поскольку можно было сразу же в полном объеме получить плату за свои изделия [11, с. 14]. Но, несмотря на все старания руководства склада, в скором времени расходы на его содержание стали слишком большими. Так, уже к 1906 г. общий убыток составил 3 946 руб. [10, с. 214]. Это было связано с неудачным расположением склада - в городе, при том, что ориентирован он был исключительно на сельских жителей. В 1907 г. чрезвычайным губернским земским собранием было принято решение о ликвидации кустарного склада [10, с. 218].

Другим направлением поддержки мелкотоварного производства была организация кустарных выставок на губернском и Всероссийском уровнях. Подобные выставки позволяли определить состояние кустарной промышленности и выявить проблемы, с которыми сталкивались мастера в процессе производства своих изделий. Но, самое главное, на выставках происходило сближение производителей и потребителей, в результате чего экспоненты лучше понимали, какая продукция вызывает интерес, а посетители узнавали о разнообразии кустарной продукции. Стимулом к участию для кустарей служила возможность получить медали, похвальные листы и денежные вознаграждения, которыми отмечались лучшие изделия. Ниже на примере нескольких губернских и Всероссийских выставок мы постараемся оценить качество и разнообразие кружевных изделий.

В 1889 г. на Борисоглебской сельскохозяйственной выставке был организован кустарный отдел. Среди прочих изделий были представлены кружева шацких кустарок, которые обучались в специальной рукодельной школе, организованной А. Н. Нарышкиной, супругой знаменитого тамбовского мецената Э. Д. Нарышкина [9, с. 99]. Это был первый опыт организации кустарной выставки в губернии, и современниками он оценивался, как неудачный [9, с. 102-103].

В 1902 г. по инициативе Министерства земледелия и государственных имуществ в Санкт-Петербурге была организована первая Всероссийская кустарная выставка [23, с. 285357]. К участию приглашались сельские и, после долгих предварительных обсуждений, городские кустари, земские управы, кустарные комитеты, учебные мастерские, общественные организации, частные лица. Выставка вызвала широкий интерес у общественности, поскольку только входных билетов было продано более 150 000 штук, а на дне открытия присутствовал даже император Николай II со своей семьей.

В «Указателе состоящей под августейшим покровительством ея императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки» приводится список экспонируемых изделий с их краткой характеристикой. От Тамбовской губернии были представлены кружева мастериц Троекуровской волости Лебедянского уезда, изделия А. М. Поповой, проживавшей в г. Лебедяни, продукция учениц А. Н. Нарышкиной из Шацкого уезда. Отмечалось, что мастерицы Лебедянского уезда из-за деятельности скупщиков испытывали серьезные затруднения при сбыте своего товара, а потому желали иметь государственные заказы. Была раскрыта специфика функционирования нарышкинской школы рукоделия. Обучение охватывало около 300 крестьянок. Часто занятия проводила лично А. Н. Нарышкина. Основную часть изделий крестьянки производили на дому. Готовая продукция продавалась по предварительному заказу частным лицам, на кустарные склады, а иногда - за границу. За зимний период работы взрослые крестьянки зарабатывали до 100 руб., дети - до 30 руб. [36, с. 211, 214-215]. По результатам первой Всероссийской кустарной выставки А. Н. Нарышкина была награждена почетным дипломом [23, с. 319].

Вторая Всероссийская кустарная выставка, организованная Главным управлением землеустройства и земледелия в Санкт-Петербурге в 1913 г., также вызвала широкий инте-

рес у населения [24, с. 483-549]. Общее число посетителей практически достигло 200 000 человек. Присутствовали, в том числе, и царские особы. Отмечалось, что вторая выставка смогла отразить положительные результаты слаженной работы государственных и земских учреждений по поддержке мелкотоварного производства.

Во второй Всероссийской кустарной выставке большую активность проявили тамбовские меценатки. Были представлены кружева мастериц Кадомской школы, основанной М. Ю. Авиновой в Темниковском уезде. Отмечалось, что обучение там проходили около 900 крестьянок. Продукция сбывалась в Лондон, Санкт-Петербург, Москву, Киев и другие города, а также по частным заказам. Годовой доход составлял 17 000 - 18 000 руб. Отличались разнообразием изделия воспитанниц Н. Д. Бланк из Липецкого уезда. В организованной Н. Д. Бланк школе рукоделия обучалось 110 кустарок. Готовые изделия продавались по всей стране и даже за рубежом - в Калифорнии. Годовой доход постоянно рос: с 100 руб. в 1910 г. до 1 500 в 1912 г. На выставке были также представлены работы мастериц Козловского уезда. Здесь функционировала основанная М. А. Сабуровой школа женских рукоделий, в которой обучалось около 150 девушек. Продукция сбывалась как в России, так и за рубежом. Годовой доход составлял около 3 000 руб. Как и на первой Всероссийской кустарной выставке, привлекали к себе внимание работы учениц А. Н. Нарышкиной [37, с. 327329]. Экспертной комиссией были отмечены: А. Н. Нарышкина - почетным дипломом, М. Ю. Авинова - золотой медалью [24, с. 515].

По инициативе Тамбовского сельскохозяйственного общества в 1912 г. была организована вторая губернская сельскохозяйственная и кустарная выставка. Современники отмечали просветительную сторону выставки, поскольку именно здесь можно было познакомиться с общим уровнем экономического развития Тамбовской губернии. С одной стороны, можно было получить «более или менее теоретическое понятие о экономическом состоянии нашей губернии», поскольку была представлена обширная специализированная литература, карты, чертежи, статистические данные, отчеты деятельности земств, экономическое описание отдельных селений, коллекции полезных ископаемых. Другая часть выставки являлась «как практический вывод, как наглядный пример теоретики первой стороны» и была представлена преимущественно кустарной промышленностью [3, с. 1638-1640]. По результатам выставки золотая медаль была вручена Борисовской и Екатериновской кружевным школам, которые не только представили свои изделия, но и организовали мастер-классы; А. Н. Нарышкиной, за организацию специальной рукодельной школы и разнообразие представленных изделий; М. Ю. Авиновой, представившей свои кружева. Большой серебряной медалью была награждена Темниковская земско-городская кружевная школа [22, с. 83].

Таким образом, кружева нередко были представлены на кустарных выставках, в том числе среди изделий, которым присуждались медали и похвальные дипломы. Одними из наиболее частых участников выставок были ученицы А. Н. Нарышкиной, а сама она всегда положительно отмечалась экспертной комиссией как человек, сумевший организовать специализированную школу для рукодельниц, просуществовавшую несколько десятков лет. Реже встречаются упоминания о воспитанницах М. Ю. Авиновой, Н. Д. Бланк и М. А. Сабуровой. Это связано с тем, что инициированные ими школы рукоделия открылись сравнительно поздно - в середине первого десятилетия XX в. Ранее упоминавшиеся Борисовская и Екатериновская кружевные школы также принадлежали к числу частных учреждений. Эти школы были открыты по инициативе помещицы Е. Н. Половцевой в Скопинском уезде Рязанской губернии в 1895 и 1906 гг. соответственно [38, с. 295-296]. Помимо выделенного блока частных школ в дореволюционной России функционировали: 1) Мариинская практическая школа, находившаяся в государственном ведении; 2) школы, работавшие за счет средств различных общественных организаций; 3) земские школы. К числу последних можно отнести Темниковскую кружевную земско-городскую школу.

Темниковская кружевная земско-городская школа была открыта в 1907 г. В среднем в школе числилось около 300 учениц: 250 из г. Темникова и 50 из сельской местности. Для

приезжих мастериц функционировало общежитие. Обучение проходило в течение 10 месяцев: с августа по май. Готовые изделия сбывались за границу, в Санкт-Петербург, Москву, Тамбов и другие города, иногда под заказ частным лицам. Прибыль, получаемая от продаж, с каждым годом увеличивалась. В 1907 г. было продано изделий на сумму в 600 руб., в 1911 г. - на 5 000 руб. Помимо дохода от продаж, школа функционировала на ежегодные субсидии от Министерства земледелия - 1 170 руб., от Темниковской земской управы - 460 руб., от Темниковского городского общества - 300 руб. [31, с. 122-123].

В начале XX в. была попытка организовать курсы рукоделия для девочек. Для этого в городские и сельские училища приглашались женщины-ремесленницы, которые обучали девочек различным рукоделиям. Предполагалось, что таким образом воспитывалось трудолюбие, которое впоследствиии могло преобразоваться в кустарное производство. Отмечалось, что по окончанию образовательного учреждения девочки «выучивались кроить и шить простое белье, вязать чулки, шарфы, вязать крючком скатерти, вышивать по канве, гладью, в тамбуре, плести кружева, выделывать искусственные цветы из бумаги и проч.» [21, с. 53].

Иное направление стимулирующей государственной политики было ориентировано на повышение профессионального уровня кустарей. Этому способствовало открытие показательных учебных мастерских, приглашение видных специалистов, а также отправка местных мастеров на обучение в Санкт-Петербург и Москву. Так, Лебедянской уездной земской управой в 1903 г. было принято решении о командировке местной кустарки в Санкт-Петербург для обучения в Мариинской кружевной школе [11, с. 14].

Первая мировая война, падение старого режима, приход к власти большевиков и гражданская война навсегда изменили привычный крестьянский уклад. Оторванность крестьян от своих хозяйств, стремительные политические и экономические изменения привели к упадку аграрного сектора и, в частности, кустарной промышленности. Переход к нэпу в 1921 г. должен был оживить отечественную экономику. Более того, большевистское руководство понимало и принимало ведущую роль кустарной промышленности в сельском хозяйстве, а потому проводило стимулирующую политику. Об этом свидетельствует речь председателя СНК СССР А. И. Рыкова на открытии второго собрания уполномоченных Всероссийского союза промысловой кооперации: «Имеющиеся данные говорят, что в деревню идет всего 30 проц. продукции крупной промышленности. В последнее время мерами правительства этот процент в значительной степени увеличен. Из этого ясно, что оторванная от города и от крупной промышленности деревня своими способами, развитием своих промыслов удовлетворяет как-то свои нужды <...>. Поэтому мы должны исходить в текущей работе из того, что кустарь должен быть как органическое звено введен в общую систему нашего экономического строя. Перед промысловой кооперацией стоит задача организовать кустарную промышленность в кооперативы» [34, с. 9].

В 1917 г. из-за социальных потрясений, происходивших как в России, так и в мировом пространстве, кружевной промысел перестал практиковаться тамбовскими мастерицами. Возвращение к промысловым занятиям стало возможным только в годы нэпа. Отмечалось, что наибольшее распространение в период нэпа этот промысел получил в Краснин-ской волости Липецкого уезда (здесь необходимо уточнить, что с 1924 г. Лебедянский уезд находился в административно-территориальном составе Липецкого, а статистические данные, которыми оперируют авторы, датированы 1925 г., поэтому можно с уверенностью говорить, что центр кружевоплетения остался там же, где был в дореволюционное время) и Сабуро-Покровской волости Козловского уезда [2, с. 6].

Работали кружевницы по 8 часов в день в летнее время и по 6 часов - в зимнее. Деятельность их была зависима от скупщиков, которые, монополизировав рынок, предоставляли сырье и приобретали готовую продукцию. За неделю мастерицы изготавливали от 2,13 м (3 арш) до 3,55 м (5 арш) кружев, за которые могли получить от скупщиков от 40 до 60 коп.,

что было значительно ниже рыночной стоимости изделий. Сбывались кружева через скупщиков в Москву, Ростов и внутри губернии [2, с. 6-7].

О деструктивной деятельности скупщиков писали даже в губернской газете «Тамбовский крестьянин» от 24 декабря 1926 г. [30, с. 5]. Отмечалось, что значительное распространение кружевной промысел получил в Краснинской волости Липецкого уезда. Согласно автору статьи, мастерицы здесь работали по 12-14 часов в сутки. Вполне вероятно, что эти цифры были преувеличены. За свою работу кружевницы получали 20-25 коп. Здесь также следует отметить, что нет указания на количество и качество продукции, эквивалентной данной цене. Однако заключение автора: «Когда же кружевницам помогут не на словах, а на деле», - явно отражало ситуацию с кустарями, как в губернии, так и в целом по стране, поскольку в статье упоминаются волостные съезды советов, на которых обсуждалась важность оказания помощи кружевницам в создании кооперации и налаживании сбыта, но реальных действий предпринято не было.

С приходом к власти большевиков в отношении кустарной промышленности был взят курс на кооперирование. Предполагалось создать по всей стране кооперативную сеть, через которую можно было бы предоставлять мастерам сырье, реализовывать государственные заказы, вести среди населения политическую пропаганду, бороться с частниками. Но, самое главное, промысловая кооперация должна была защитить кустарей от скупщиков. Государство активно стимулировало кооперирование кустарей. Так, в Тамбовской губернии был создан организационно-инструкторский отдел Губкустпромсоюза, работники которого изучали проблемы и перспективы развития местной кустарной промышленности, организовывали мастер-классы, агитировали мастеров вступать в кооперацию и налаживали административную иерархию: губкустпромсоюз - укустпромсоюз - артель [4, д. 15. л. 1]. Более того, для кооперированных кустарей была гарантирована отсрочка по трудовой и военной мобилизации, а также предоставлялось сырье, инвентарь и государственные заказы [15, с. 459].

Государственная стимулирующая политика имела определенные успехи. К концу 1918 г. на территории Тамбовской губернии функционировала 21 промысловая артель [33, с. 113], а 1 июля 1922 г. числилось уже 218 артелей [16]. Однако объединение кустарей и, в том числе, кружевниц в кооперации происходило неравномерно. Так, с одной стороны, на 1 июля 1922 г. в губернии, а точнее, в Темниковском уезде уже действовали 4 кружевные артели. С другой стороны, в Краснинской волости Липецкого уезда, где располагалось крупнейшее в губернии гнездо кружевниц и которая уже неоднократно упоминалась ранее, артель была сформирована только в декабре 1927 г. Причем, как в дореволюционное время при активной деятельности скупщиков, так и в период нэпа и кооперирования, прибыль мастерицы получали чаще сырьем, чем деньгами [29].

Одним из направлений большевистской политики по поддержке кустарной промышленности была, как и в дореволюционное время, организация выставок. В 1923 г. на территории СССР была проведена первая крупномасштабная выставка изделий сельского и кустарного хозяйства. Предполагалось, что эта выставка будет способствовать выявлению состояния сельского хозяйства и определению дальнейшей стимулирующей политики, а также активизирует деятельность крестьян по восстановлению своих хозяйств [7]. Среди активной агитации, адресованной кустарям для участия в выставке, особо следует обратить внимание на статью «Кустарь, на выставку!», опубликованную в «Тамбовской правде» [18]. В статье наравне с продукцией, пользующейся Всесоюзной известностью, из Вятской, Московской, Нижегородской губерний упоминались изделия липецких кружевниц, которые не только распространились внутри страны, но и продавались за рубеж. Однако на Всероссийской и местных уездных выставках, организованных для отбора экспонатов, кружевные изделия тамбовских мастериц встречались редко, что, возможно, было связано с недостаточным восстановлением промысла к 1923 г.

Таким образом, центром кружевоплетения в Тамбовской губернии, как в период царской России, так и во время нэпа были Ищенская, Краснинская, Троекуровская и Черепан-ская волости Лебедянского (а после административной реорганизации губернии - Липецкого) уезда. Главной проблемой, с которой приходилось сталкиваться кружевницам, была деструктивная деятельность скупщиков. Монополизировав рынок, они вынуждали мастериц работать себе в убыток. В дореволюционной России кустаркам оказывалась поддержка на разных уровнях. На государственном уровне были организованы две Всероссийские кустарные выставки. Тамбовское земство провело ряд выставок, учредило кружевные школы, открыло кустарный склад. Большой вклад в развитие промысла внесли местные меценаты. Рукодельные училища, открытые М. Ю. Авиновой, Н. Д. Бланк, А. Н. Нарышкиной, М. А. Сабуровой, охватывали сотни учениц. Причем на кустарных выставках в большинстве случаев были представлены изделия именно этих мастериц. Однако, несмотря на значительную поддержку, решить проблемы местных кружевниц не удалось.

После прихода большевиков к власти наблюдалось полное исчезновение кустарного производства кружев на период военного коммунизма и возрождение его только в период нэпа. Деятельность скупщиков по-прежнему оказывала негативное влияние на развитие кружевоплетения. Взятый на кооперирование кустарей курс, который должен был решить эту проблему, в конечном итоге провалился, не принеся должного результата. Не принесла успеха и организованная в 1923 г. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, поскольку к этому моменту промысел еще не успел восстановиться, и показывать было практически нечего. Отрицательно на возрождении промысла сказывались гонения на тамбовских помещиц, занимавшихся меценатством. В итоге, и большевистскому руководству не удалось решить проблемы, тормозившие кустарную промышленность.

Список литературы

1. Бертяева, Н. Н. (2010). Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв. : авто-реф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. М.: Реглет.

2. Бюллетень Тамбовского губернского статистического бюро № 8. 1 июля 1926 года. Тамбов: Издание Тамбовского Губернского Статистического Бюро, 1926. 96 с.

3. Воспитанник семинарии. 2-я губернская сельско-хозяйственная и кустарная выставка в г. Тамбове // Тамбовские епархиальные ведомости. 1912. № 38. С. 1638-1643.

4. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. Р-887. Оп. 1. Д. 15.

5. Григорова, В. А. (2016). Из истории развития кружевного промысла Черноземного юга России (2-я половина XIX- начало XX в.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. № 4 (Т. 21). С. 109-114.

6. Давыдова, С. А. (1892). Русское кружево и русские кружевницы. СПб.: тип. А. С. Суворина. 166 с.

7. Ерофеев. Смотр сельского хозяйства // Тамбовская правда. 1922. 30 ноября.

8. Ефимова, Л. В., Белогорская, Р. М. (1985). Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея. 2-е изд. М.: Изобразительное искусство. 256 с.

9. Журналы очередного Тамбовского губернского земского собрания, бывшего в декабре 1890 г. Тамбов: Губернская земская типография, 1891. 745 с.

10. Журналы чрезвычайного Тамбовского губернского земского собрания 10 марта 1907 года. Тамбов: Губернская земская типография, 1907. 218 с.

11. Журналы чрезвычайного Тамбовского губернского земского собрания январской сессии 1904 года. Тамбов: Губернская земская типография, 1904. 502 с.

12. Журналы чрезвычайного Тамбовского губернского земского собрания, бывшего в январе 1903 года. Тамбов: Губернская земская типография, 1903. 185 с.

13. Карташова, М. В. (2016). Российская государственная политика по развитию профессиональной образовательной сети в среде кустарей (1883-1917 гг.) (на примере школ кружева) // Общество: философия, история, культура. № 2. С. 58-60.

14. Карташова, М. В. (2020). К вопросу о происхождении центров кустарных промыслов (на примере балахнинского кружевоплетения) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. Вып. 2 (Т. 20). С. 245-251.

15. Краткий обзор деятельности ГИК и его Президиума за 1921-22 отчетный год. Б.м., б.г. 553 с.

16. Кустарные артели в Тамбовской губернии // Тамбовская правда. 1922. 22 сентябре

17. Кустарные промыслы Тамбовской губернии. Тамбов: Губернская земская типография, 1900. 613 с.

18. Кустарь, на выставку! // Тамбовская правда. 1923. 6 апреля.

19. Махрачев, Г. С. (2018). Деятельность земств в отношении неземледельческих промыслов крестьян Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 172 (Т. 23). С. 131-139.

20. Махрачев, Г. С. (2018). Становление начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. № 174 (Т. 23). С. 163-170.

21. Обзор Тамбовской губернии за 1905 год. Тамбов: Типография губернского правления, 1906. 79 с.

22. Отчет о деятельности Тамбовского сельскохозяйственного общества за период со 2 марта 1902 года по 1 января 1913 года. Тамбов: Типография губернского земства, 1913. 84 с.

23. Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Т. VIII. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1907. 411 с.

24. Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Т. XI. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1915. 549 с.

25. Работнова, И. П. (1956) Русское народное кружево. М.: КОИЗ. 112 с.

26. Работнова, И. П. (1959). Русское кружево. М.: КОИЗ. 24 с.

27. Работнова, И. П. (1962). Вологодское кружево. М.: КОИЗ. 14 с.

28. Рехачев, М. В. (1955). Вологодские кружева. Вологда: Областная книжная редакция. 82 с.

29. С. Кружевницы организовались // Тамбовская правда. 1927. 29 декабря.

30. Савинков. Помогите кружевницам // Тамбовский крестьянин. 1926. 24 декабря.

31. Сведения о некоторых хозяйствах и технических предприятиях Тамбовской и других губерний. Тамбов: Типография губернского земства, 1912. 124 с.

32. Сорокина, М. А. (2004). Художественное развитие вологодского кружева в XX веке: автореф. дис. ... канд. Искусствоведения : 17.00.04. СПб.: Фалкон Принт.

33. Тамбовское Губернское Экономическое Совещание. Отчет Тамбовского Губернского Экономического Совещания Совету Труда и Обороны за период с 1 октября 1921 г. по 1 апреля 1922 г. Тамбов: Гостипография филиал № 2, 1922. 179 с.

34. Тов. Рыков о промысловой кооперации (Речь, произнесенная на открытии 2-го собрания уполномоченных всероссийского союза промысловой кооперации) // Тамбовская правда. 1924. 13 июня.

35. Тулинова, О. В. (2016). Елецкие кружева как объект историко-культурного наследия // История: факты и символы. № 3. С. 28-35.

36. Указатель состоящей под августейшим покровительством ея императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. СПб.: Типография «В. С. Балашев и Ко», 1902. 431 с.

37. Указатель состоящей под августейшим покровительством ея императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны Второй Всероссийской Кустар-

ной выставки в С.-Петербурге 1913 г., устроенной главным управлением землеустройства и земледелия. СПб.: Типография «Якорь», 1913. 788 с.

38. Фалеева, В. А. (1983). Русское плетеное кружево. Л.: Художник РСФСР. 324 с.

References

1. Bertyaeva, N. N. (2010). Russkoe stsepnoe kruzhevo kontsa XVIII - nachala XX vv. [Russian coupling lace of the late 18th - early 20th centuries] (Ph.D dissertation abstract). Moscow, Reglet. (in Russian).

2. Grigorova, V. A. (2016). Iz istorii razvitiya kruzhevnogo promyisla Chernozemnogo yuga Rossii (2-yapolovina XIX- nachalo XX v.) [From the History of Lace Craft in the South Black Earth Russia (2nd Half of the 19th Century - Beginning of the 20th Century)] in Vestnik Volgo-gradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnyie otnosheniya, 4 (21), 109-114. (in Russian).

3. Davyidova, S. A. (1892). Russkoe kruzhevo i russkie kruzhevnitsyi [Russian Lace and Russian lace makers]. St. Petersburg, tip. A. S. Suvorina. (in Russian).

4. Efimova, L. V., Belogorskaya, R. M. (1985). Russkaya vyishivka i kruzhevo. Sobranie Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeya. [Russian Embroidery and Lace. Collection of the State Historical Museum.]. Moscow, Izobrazitelnoe iskusstvo. (in Russian).

5. Kartashova, M. V. (2016). Rossiyskaya gosudarstvennaya politika po razvitiyu profes-sionalnoy obrazovatelnoy seti v srede kustarey (1883-1917 gg.) (na primere shkol kruzheva) [Russian State Policy on the Development of Vocational Education of Craftsmen (1883-1917): Case Study of Lace Schools] in Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura, 2, 58-60. (in Russian).

6. Kartashova, M. V. (2020). K voprosu o proishozhdenii tsentrov kustarnyih promyislov (na primere balahninskogo kruzhevopleteniya) [To the Question of the Origin of Handicraft Centers (on the Example of the Balakhninsk Lacemaking)] in Izvestiya Saratovskogo universiteta. No-vaya seriya. Seriya Istoriya. Mezhdunarodnyie otnosheniya, 2 (20), 245-251. (in Russian).

7. Mahrachev, G. S. (2018). Deyatelnost zemstv v otnoshenii nezemledelcheskih promyislov krestyan Tambovskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [The Functioning of Zemstvos Towards the Peasants Non-Agricultural Work of the Tambov Governorate During the End of 19th - the Beginning of the 20th Century] in Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyie nauki, 172 (23), 131-139. (in Russian).

8. Mahrachev, G. S. (2018). Stanovlenie nachalnogo professionalnogo obrazovaniya v Tambovskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [Formation of Basic Vocational Education in the Tambov Governorate in the Second Half of the 19th - the Early 20th Century] in Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnyie nauki, 174 (23), 163-170. (in Russian).

9. Rabotnova, I. P. (1956). Russkoe narodnoe kruzhevo. [Russian Folk Lace]. Moscow, KOIZ. (in Russian).

10. Rabotnova, I. P. (1959). Russkoe kruzhevo [Russian Lace]. Moscow, KOIZ. (in Russian).

11. Rabotnova, I. P. (1962). Vologodskoe kruzhevo [Vologda Lace]. Moscow, KOIZ. (in Russian).

12. Rehachev, M. V. (1955). Vologodskie kruzheva. [Vologda Lace]. Vologda, Oblastnaya knizhnaya redaktsiya. (in Russian).

13. Sorokina, M. A. (2004). Hudozhestvennoe razvitie vologodskogo kruzheva v XX veke. [Artistic Development of Vologda Lace in 20th Century]. (Ph.D dissertation abstract). St. Petersburg, Falkon Print. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Tulinova, O. V. (2016). Eletskie kruzheva kak ob'ekt istoriko-kulturnogo naslediya [Yelets Lace as an Object of Historical and Cultural Heritage] in Istoriya: faktyi i simvolyi, 3, 2835. (in Russian).

15. Faleeva, V. A. (1983). Russkoepletenoe kruzhevo [Russian Braided Lace]. Leningrad, Hudozhnik RSFSR. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.