МУНИЦИПАЛИТЕТ : ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕ КРУПНЫХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «БОЛЬШОЙ ЕКАТЕРИНБУРГ»)
Акьюлов Р. И.
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления Уральского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, к. 510, akyulov_ri@mail.ru
Оголихина С. Д.
Уральский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, ogolikhina.svetlana@mail.ru
УДК 332.135(470-21)
ББК 65.050.2(2Рос-4Све-2Ека)
Цель. Социально-экономическое обоснование необходимости объединения муниципальных образований в одно крупное муниципальное образование для повышения инвестиционной привлекательности территории региона.
Методы. В проведенном исследовании применялись методы экономико-статистического, сравнительного анализа.
Результаты. В работе дано определение понятия «агломерация», установлен этап развития агломерации, проведен сравнительный анализ социально-экономического развития ряда городских округов Свердловской области, выявлены перспективные отрасли для привлечения инвесторов.
Научная новизна. Рассмотрена возможность создания и дальнейшего развития крупного муниципального образования «Большой Екатеринбург», как способа привлечения инвестиций, предложены рекомендации для ускорения роста экономики региона.
Ключевые слова: городская агломерация, инвестиционная привлекательность, городской округ, «Большой Екатеринбург», города-спутники, инвестиционный климат.
DEVELOPMENT OF LARGE CITY AGGLOMERATIONS AS A FACTOR OF INVESTMENT APPEAL (ON THE EXAMPLE
OF THE BIG YEKATERINBURG PROJECT) ^
Akyulov R. I.
о
CO t 3
X
3 §
tu
О
PhD, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management of the Ural Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 66, 8 marta St., Yekaterinburg, Russia,
620990, robert.akyulov@uapa.ru S
a:
Ogolikhina S. D. 5
the Ural Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia),
66, 8 marta St., Yekaterinburg, Russia, 620990, ogolikhina.svetlana@mail.ru ©
Акьюлов Р. И., Оголихина С. Д.
Purpose. Social and economic justification of need of merging of municipalities in one large municipality and research of development of full agglomeration "Big Yekaterinburg" as opportunities for involvement of foreign investors.
Methods. Methods of the economical and statistical, comparative and analytical analysis are the basis for practical part of work.
Results. In work definition is given to the concept "agglomeration", the agglomeration development stage "Big Yekaterinburg" is established, the comparative analysis of social and economic development of city districts of Sverdlovsk region is carried out, investment appeal of the Ural region and perspective branches for attracting investors is revealed, and also need of further development and creation of large municipality as international center of Russia is defined.
Scientific novelty. The possibility of creation of agglomerations as way of attraction of investments and increase of efficiency of economy of the region is considered. Recommendations for acceleration of development and creation of full agglomeration in Sverdlovsk region are offered.
Keywords: agglomeration, development of agglomerations, investments, investment appeal, city district, "Big Yekaterinburg", satellite towns, social and economic development, investment climate, megalopolis, investors.
Исследованию городов как основой формы территориального существования посвящено множество научных трудов. Издавна крупные города играли роль экономических центров для ближайших деревень, сел и иных сельских поселений. В результате роста торговли, поселения нередко разрастались и становились городами, а крупные города в свою очередь, перерастали в мегаполисы. В начале XX века возникла новая концепция агломерации, родоначальником которой стал А. Вебер. Согласно его точке зрения: «переход от ремесла к крупной промышленности представляет собой не что иное, как агломерационное явление чрезвычайно мощного размаха» [11]. Окрестные города крупных мегаполисов получили название городов-спутников, а срастание мелких городов с крупными городами стали называть агломерацией.
Проблема развития агломераций в России становится особенно актуальной в настоящий период времени, когда происходит структурная перестройка российской экономики на фоне продолжающегося экономического кризиса. В данных условиях необходимо использовать крупные городские агломерации, наращивая промышленный потенциал и используя в качестве локомотивов развития экономики регионов. В 2015 году власти Свердловской области вновь актуализировали проект расширения территории города Екатеринбурга за счет более тесной интеграции с такими городами, как Среднеуральск, Верхняя Пышма, Березовский, Арамиль, получивший условное название «Большой Екатеринбург». Ранее подобные предложения исходили в 2007 г. от главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, затем летом 2010 г. от губернатора Свердловской области А. С. Мишарина, однако все муниципалитеты городов-спутников отказались от присоединения в связи с отсутствием заинтересованности.
Главная цель данного проекта заключается в объединении Екатеринбурга и этих городов-спутников в одно муниципальное образование - городской округ «Большой Екатеринбург» для того, чтобы город получил статус крупнейшего мегаполиса в России и занял третье место среди самых привлекательных для инвесторов российских городов после Москвы и Санкт-Петербурга. По данным федеральной службы государственной статистики на 1 января 2016 года
Екатеринбург занимает 4 место по численности населения, и по нашему мнению имеет все шансы, для того, повысить свои позиции в данном рейтинге [1].
Существует очень много различных подходов к определению понятия «агломерация». Так, по мнению Е. Г. Анимицы и Н. Ю. Власовой «агломерация» -это «группа пригородов, слившихся с главным городом или несколько слившихся мелких городов» [12]. Исходя из этого понятия, мы можем сделать вывод, что на данный момент Екатеринбургская агломерация находится в стадии развития и требует значительных капиталовложений для полноценного становления.
По результатам ранее проводившихся опросов среди населения Свердловской области, было установлено, что большая часть респондентов, не видит положительных сторон от реализации данного проекта. Однако примерно четверть населения считает, что объединение городов приведет к позитивным тенденциям и развитию города как крупного мегаполиса. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у населения нет однозначного мнения по поводу эффективности реализации данного проекта. Для развития агломерации очень важно, чтобы население городов-спутников понимало все те преимущества, которые они получат в результате реализации проекта, поскольку это будет способствовать ускорению создания городского округа «Большой Екатеринбург». Поэтому, на данном этапе органам государственной власти Екатеринбурга необходимо информировать
Акьюлов Р. И., Оголихина С. Д.
граждан о положительных социально-экономических эффектах объединения городов [13].
В связи с обострением международных политических противоречий и введением торгового эмбарго рядом стран - основных торговых партнеров России в 2014 году в экономике стали развиваться кризисные явления. Свердловскую область также не обошли стороной негативные последствия, возникшие в результате экономического спада. В частности, в 2015 году произошло резкое снижение стоимости недвижимости, с 2016 года увеличены тарифы на городской транспорт, замечен значительный рост цен на товары и услуги на фоне общей инфляции, массовые сокращения рабочих и рост безработицы, снижение покупательной способности населения и закрытие ряда производственных предприятий [1].
Приоритетным направлением развития внешнеэкономических связей выступает тесное сотрудничество с Восточными торговыми партнерами. В этих условиях необходимо осуществлять структурную перестройку российской экономики, модернизируя, в первую очередь, отсталые отрасли и искать способы привлечения внешних инвесторов [2].
Развитию крупных городов в данной ситуации уделяется особое внимание, так как именно в них сосредотачиваются основные резервы российской экономики. Среди ряда крупных российских городов Екатеринбург лидирует по многим показателям, имеет ряд преимуществ, которые могут привлечь инвесторов со всего мира.
Во-первых, Екатеринбург имеет удобное географическое положение на стыке Европы и Азии. Он является административным центром Уральского федерального округа и имеет крупнейший транспортный узел трансконтинентального значения. На территории города расположен международный аэропорт «Кольцово», который связывает регион более чем со 100 различными странами, кроме этого, имеется шесть федеральных автотрасс, семь магистральных железнодорожных линий, и через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль.
Для реализации крупных проектов по развитию транспортной инфраструктуры необходима дополнительная территория, где возможно будет их реализовать и привлечь иностранных инвесторов. В частности, при таком выгодном географическом положении Екатеринбурга, вполне реализуемы проекты по развитию высокоскоростных видов транспорта, в котором очень нуждаются жители городов-спутников. К примеру, 16 апреля 2015 года администрация Екатеринбурга подписала соглашение с «УГМК-Холдинг» о реализации проекта строительства трамвайной линии «Екатеринбург - Верхняя Пышма», которая будет способствовать созданию полноценной агломерации «Большой Екатеринбург» [3]. Необходимо также дальнейшее развитие международного аэропорта «Кольцово», введение
в эксплуатацию дополнительных площадей грузового, пассажирского терминала, с целью увеличения пассажиропотока и формирования важнейшего крупного транспортного узла на границе Европы и Азии в городе Екатеринбурге.
Во-вторых, для инвесторов может стать более привлекательным динамично развивающийся рынок жилой, коммерческой недвижимости в рамках строительства «Большого Екатеринбурга». В результате расширения территориальных границ регион способен получить на развитие дополнительные инвестиции. Вследствие расширения границ Екатеринбурга, возрастет спрос на недвижимость в близлежащих городах, что будет способствовать повышению инвестиционной активности и сбалансирует конъюнктуру, повысит уровень конкуренции на строительном рынке, что повысит потребительские свойства недвижимости как для жилья, так и для бизнеса за счет увеличения предложения объектов строительства на рынке. Ежегодное увеличение торговых оборотов в г. Екатеринбурге требует строительства новых логистических центров, вложение в которые является выгодным направлением для потенциальных инвесторов. Кроме того, при присоединении городов-спутников появится перспектива для развития сети доступных гостиниц эконом-класса, которых очень не хватает Екатеринбургу в связи с массовыми планируемыми международными мероприятиями на ближайшие годы [4]. Для оценки экономических показателей, отражающих развитие городских округов, находящихся рядом с г.Екатеринбургом целесообразно провести сравнительный анализ.
В табл. 1 представлен анализ доходов и инвестиций, в расчете на каждого жителя городских округов [1,6].
Анализ показателей доходов населения показывает увеличение доходов местного бюджета в Сред-неуральске, однако средний объем дохода на 1 жителя ниже, чем в других исследуемых округах. Средний объем дохода в расчете на 1 человека по Екатеринбургу находится на более низком уровне, чем в Березовском, Арамиле и Верхней Пышме. При этом во всех исследуемых городских округах наблюдается тенденция увеличения численности населения в течение всего исследуемого периода.
Наибольший объем инвестиций на каждого человека в 2012-2013 гг. наблюдался в Арамиле, однако в 2014 году инвестиции на каждого жителя сократились на 31234,1 рублей, составив всего 1495,7 рублей. Положительная динамика увеличения показателя инвестиций на 1 человека заметна только в Березовском городском округе.
В-третьих, в Свердловской области на высоком уровне находится промышленное производство, горнометаллургическая отрасль и машиностроение. Однако для их развития требуется дополнительная территория.
Акьюлов Р. И., Оголихина С. Д.
Инвестиции в развитие Урала, как промышленного региона с каждым годом привлекают внимание все больший интерес со стороны международных инвесторов. Поэтому агломерация будет способствовать укреплению промышленного потенциала региона [5]. Учитывая резкие колебания в динамике инвестиций, рассчитаем средний объем инвестиций в расчете на одного жителя с 2012 по 2014 год (см. табл. 2).
На основе данных таблицы 2 видно, что средний объем инвестиций на 1 человека в городе Екатеринбурге ниже, чем в Березовском и Арамильском городских округах, однако выше, чем в Верхней Пышме и Среднеуральске. Максимальный средний объем инвестиций на 1 человека за исследуемый период замечен в Арамильском городском округе, а минимальный в городском округе Верхняя Пышма.
Табл. 1. Показатели, определяющие развитие городских округов Свердловской области
Название городских округов Единица измерения 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Доходы местного бюджета (всего, включая безвозмездные поступления)
муниципальное образование «город Екатеринбург» тыс. руб. 32686560 35922624 31994505 -
городской округ Верхняя Пышма тыс. руб. 1677045 2008086 2087338 -
Березовский городской округ тыс. руб. 1891314 1754661 2032321 -
Арамильский городской округ тыс. руб. 758234 703740 551346.8 -
городской округ Среднеуральск тыс. руб. 405755 461688 545578 -
Численность населения на 1 января текущего года (все население)
муниципальное образование «город Екатеринбург» человек 1411137 1429433 1445662 1461372
городской округ Верхняя Пышма человек 73854 76104 77964 79537
Березовский городской округ человек 71023 72229 73184 73916
Арамильский городской округ человек 17525 17749 17940 17981
городской округ Среднеуральск человек 21069 21434 21706 22383
Объем доходов в расчете на 1 человека
муниципальное образование «город Екатеринбург» руб. 23163,3 25130,7 22131,4
городской округ Верхняя Пышма руб. 22707,6 26386,1 26773,1
Березовский городской округ руб. 26629,6 24293,0 27770,0
Арамильский городской округ руб. 43265,8 39649,6 30732,8
городской округ Среднеуральск руб. 19258,4 21540,0 25134,9
Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета
муниципальное образование «город Екатеринбург» тыс. руб. 5206816 7096839 5233096
городской округ Верхняя Пышма тыс. руб. 96744 381229 209109
Березовский городской округ тыс. руб. 325597,3 124291 612800
Арамильский городской округ тыс. руб. 407519,4 580921 26833
городской округ Среднеуральск тыс. руб. 186150 11700 17085
Объем инвестиций в расчете на 1 человека
муниципальное образование «город Екатеринбург» руб. 3689,8 4964,8 3619,9
городской округ Верхняя Пышма руб. 1309,9 5009,3 2682,1
Березовский городской округ руб. 4584,4 1720,8 8373,4
Арамильский городской округ руб. 23253,6 32729,8 1495,7
городской округ Среднеуральск руб. 8835,3 545,9 787,1
Источник: http://sverdl.gks.ru/
Акьюлов Р. И., Оголихина С. Д.
Табл. 2. Средний объем инвестиций в расчете на 1 чел.
Название городского округа Средний объем инвестиций в расчете на 1 чел., руб.
муниципальное образование «город Екатеринбург» 4091,5
городской округ Верхняя Пышма 3000,5
Березовский городской округ 4892,9
Арамильский городской округ 19159,7
городской округ Среднеуральск 3389,4
Таким образом, создание крупного муниципального образования позволит увеличить объем инвестиций на каждого человека в городе Екатеринбурге и значительно увеличить доходы местного бюджета. При этом, учитывая тот факт, что при объединении муниципальных образований появятся реальные перспективы для привлечения иностранных инвесторов, произойдет формирование единой ресурсной базы и создание единого рынка, то в этом случае все муниципалитеты получат положительный эффект от объединения и увеличение доходов в расчете на каждого человека.
При принятии конечного решения о необходимости создания единого крупного муниципального образования в целях привлечения инвестиций важно выявить положительные эффекты от создания данного объединения.
На основе анализа таблицы 3, мы приходим к выводу о том, что создание единого муниципалитета
выгодно всем участникам, однако самую большую выгоду получит администрация города Екатеринбурга, поскольку произойдет значительный приток инвестиций и увеличатся возможности для развития города. В соответствии с законопроектом «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» Свердловская область должна войти в ТОП-5 регионов национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. По нашему мнению, создание полноценной агломерации будет способствовать этому.
Особый статус столицы Урала подчеркивается тем, что в последние годы Екатеринбург выдвигают в качестве представительного города России для проведения различных международных мероприятий. В частности, Екатеринбург был избран для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г., а также вошел в финал отборного тура в качестве претендента на проведение ЭКСПО-2020. Данные события способствуют повышению интереса инвесторов к Екатеринбургу, а также предоставляют возможности для того, чтобы преобразить внешний вид города [5].
Таким образом, развитие агломерации создает условия для ускорения социально-экономического развития региона. В крупные мегаполисы поступает больше инвестиций и это позволяет развивать города и их экономическую сферу. Однако главным препятствием объединения городов-спутников с областным центром является утрата свою финансово-экономической самостоятельности и приобретение статуса района, управление которым исходит из Администрации города Екатеринбурга. В итоге управление большим количеством территорий его усложняет, снижается
Табл. 3. Социально-экономические эффекты от создания единого муниципального образования «Большой Екатеринбург»
Преимущества для государственной власти Преимущества для бизнеса Преимущества для населения
Екатеринбург города-спутники
Привлечение дополнительных инвестиций, улучшение инвестиционного климата Улучшение возможностей для ведения бизнеса Благоустройство территории города
Увеличение численности населения городского округа Развитие транспортной инфраструктуры Повышение уровня жизни населения
Повышение рейтинговых позиций Екатеринбурга Дополнительное финансирование бизнеса за счет инвестиций Развитие транспортной инфраструктуры и коммуникации между городами
Развитие градостроительства и города как международного центра притяжения Расширение строительного бизнеса за счет вовлечения в оборот пустующих земель между городами Снижение стоимости и повышение доступности жилья Повышение уровня социального обслуживания населения
Расширение территориальных границ и увеличение выплат за счет федерального бюджета Возможность привлечения более квалифицированных сотрудников в результате трудовой иммиграции Возможность регистрации и проживания в крупном мегаполисе, культурном центре Урала
Акьюлов Р. И., Оголихина С. Д.
эффективность управления и увеличивается дезинте-грационные тенденции. Поэтому еще на этапе создания проекта единого муниципального образования органам государственной власти необходимо совершенствовать систему управления в таком крупном муниципальном образовании для успешной его трансформации в более крупное образование.
На наш взгляд, создание единого муниципалитета имеет больше положительных, чем отрицательных сторон, так как общий эффект от реализации проекта будет выгоден в итоге всем сторонам. «Большой Екатеринбург» получит возможность привлечения инвестиций не только из федерального бюджета и внебюджетных фондов, но и от иностранных инвесторов. В результате создания единого муниципального образования будут достигнуты следующие результаты:
1. Улучшится инвестиционный климат региона.
2. Получит дополнительный импульс развитие дорожной-транспортной инфраструктуры территории «Большого Екатеринбурга».
3. Местный рынок труда пополнится дополнительными рабочими местами в результате развития рынка промышленного производства и строительной индустрии.
4. Развитие градостроительства и рациональное размещение населения.
5. Объединение торговых рынков и развитие крупных логистических терминалов.
6. Развитие инновационной, культурной и научно-образовательной сфер.
Одним из ключевых факторов реализации проекта «Большой Екатеринбург» является формирование позитивного отношения населения городов-спутников, основанного на перспективах, которые появятся в результате реализации проекта. Кроме этого на первоначальном этапе важно заинтересовать и привлечь инвесторов, разработать проект будущего развития, включающий расчет социально-экономического эффекта от объединения.
Таким образом, Екатеринбургская агломерация является наиболее значимым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для всего Урала. Для дальнейшего развития Екатеринбургской агломерации необходимо создание единого муниципального образования, что будет способствовать повышению рейтинга города Екатеринбурга в мировой системе инвестиционной привлекательности среди городов мегаполисов для реализации проектов по строительству инновационных предприятий, современных рекреационно-туристических зон, крупных спортивных-развлекательных торговых центров и в целом комплексного благоустройства.
Литература:
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области [электронный ресурс]. URL: http://sverdl.gks.ru/ (дата обращения 5.03.2016).
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (разработан Минэкономразвития России) [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 189671 (дата обращения 6.03.2016).
3. Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области Областная газета URL: http:// www.oblgazeta.ru/pressreleases/10363/ (дата обращения 15.03.2016)
4. Колодин А. В. Формирование городских агломераций как фактор экономического развития региона // Техта economicus (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета). 2009. Том 7. № 3 (часть 3) [электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-gorodskih-aglomeratsiy-kak-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona
5. Закон Свердловской области от 21.12.2015 N 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» URL: http:// www.oblgazeta.ru/newspaper/archive/2015-12/1442/ (дата обращения 12.03.2016).
References:
1. Territorial authority of Federal State Statistics Service in Sverdlovsk region [e-resource]. URL: http://sverdl.gks.ru/ (date of reference: 05.03.2016)
2. The forecast of social and economic development of the Russian Federation for 2016 and on planning period of 2017 and 2018" (it is developed by the Ministry ofEconomic Development ofthe Russian Federation) [e-resource]. URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189671 (date of reference 06.03.2016).
3. Official Internet portal of legal information of Sverdlovsk region Regional newspaper URL: http://www.oblgazeta.ru/ pressreleases/10363/ (date of reference 15.03.2016)
4. Kolodin A. V. Formation of city agglomerations as factor of economic development of the region // Terra economicus (Economic bulletin of the Rostov state university) of 2009. Volume 7. No. 3 (part 3) [e-resource]. URL: http://cyberlen-inka.ru/article/n/formirovanie-gorodskih-aglomeratsiy-kak-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (date of reference 15.03.2016)
5. The law of Sverdlovsk region from 21.12. 2015 N 151-OZ "About Strategy of social and economic development of Sverdlovsk region for 2016-2030" URL: http://www. oblgazeta.ru/newspaper/archive/2015-12/1442/ (date of reference 12.03.2016).
Акьюлов Р. И., Оголихина С. Д.
Литература:
6. Базы данных показателей муниципальных образований по Свердловской области. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области [электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/dbscripts/munst/munst65/DbInet.cgi (дата обращения 12.03.2016).
7. Алексеева Е. Н. Социологический анализ современных тенденций развития городских агломераций // Вестн. Моск. Ун-Та. Сер. 18. Социология и политология. 2013. № 4.
8. Формирование городской агломерации: учеб. пособие / В. А. Ильин, С. А. Селякова, Р. Ю. Малышев и др. -Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. - 126 с.
9. Регулирование городских агломераций в странах Европы (аналитический материал) [электронный ресурс]. URL:http://www. archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/ irkutsk/b2_reg_aglomer/ (дата обращения 14.03.2016).
10. Колодин А. В. Тенденции и перспективы развития современных городских агломераций России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 3.
11. Беккер В. Я., Пащенко А. Ф. Анализ и прогноз инновационного развития московской агломерации // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т.4. № 5 [электронный ресурс]. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-prognoz-innovatsionnogo-razvitiya-moskovskoy-aglomeratsii (дата обращения: 12.03.2016)
12. Колясников В. А. Развитие понятия «Городская агломерация» // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 2 [электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-ponyatiya-gorodskaya-aglomeratsiya (дата обращения: 12.03.2016)
13. «Эксперт-Урал» № 25 (426) 28 июня 2010 [электронный ресурс]. URL: http://www.e1.ru/articles/finans/ archive_2010_6/page_1/006/800/article_6800.html
References:
6. Databases of indicators of municipalities on Sverdlovsk region. Territorial authority of Federal State Statistics Service in Sverdlovsk region [e-resource]. URL: http://www. gks.ru/dbscripts/munst/munst65/DbInet.cgi (date of reference 12.03.2016).
7. Alekseeva E. N. Sociological Analysis of Current Trends of Development of city agglomerations[e-resource] Vestn. Mosk. Un-Ta. It is gray. 18. Sociology and political science. 2013. No. 4.URL: http://Www.Socio.Msu.Ru/Vestnik/ Archive/Text/2013/4/07.Pdf (date of reference 12.03.2016).
8. Formation of city agglomeration: studies. grant/V.A. Ilyin, S.A. Selyakova, R. Yu. Malyshev, etc. - Vologda: VNKTs TsEMI Russian Academy of Sciences, 2006. - 126 pages.
9. Regulation of city agglomerations in the countries of Europe (analytical material) [e-resource] URL:http://www.archipelag. ru/agenda/povestka/evolution/irkutsk/b2_reg_aglomer/( date of reference 14.03.2016).
10. Kolodin A. V. Tendencies and prospects of development of modern city agglomerations of Russia // Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd institute of business. 2012. № 3.
11. Becker of V. Ya. Pashchenko A. F. Analysis and forecast of innovative development of the Moscow agglomeration // Problem analysis and state and administrative design. 2011. T.4. № 5 [e-resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-i-prognoz-innovatsionnogo-razvitiya-moskovskoy-aglomeratsii (date of reference 12.03.2016)
12. Kolyasnikov VA. Development of the concept "City Agglomeration" // Academic messenger Uralniiproyekt of PAACH. 2015. № 2 [e-resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-ponyatiya-gorodskaya-aglomeratsiya (date of reference 12.03.2016)
13. "Expert Urals" № 25 (426) 28 of June, 2010 [e-resource]. URL: http://www.e1 .ru/articles/finans/archive_2010_6/ page_1/006/800/article_6800.html