Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
37
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
глобализация / конструктивистский подход / интернет-технологии / globalization / constructive approach / internet technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахматова З. М., Кузибаева М. М., Ахунова М. Р.

В данной статье рассматриваются инновационные и интерактивные методы обучения, развивающие критическое мышление студентов на занятиях по педагогике. Авторы представили свой материал на примере практического занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING OF STUDENTS

In the present article innovational and interactive methods of education, developing critical thinking of students in the lessons of pedagogy have been reflected. The authors have presented their material with the sample of practical class.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 378

Рахматова З.М. преподаватель Кузибаева М.М. преподаватель Ахунова М.Р. преподаватель кафедра языков, педагогики и психологии Андижанский государственный медицинский институт

Узбекистан, г. Андижан

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация: В данной статье рассматриваются инновационные и интерактивные методы обучения, развивающие критическое мышление студентов на занятиях по педагогике. Авторы представили свой материал на примере практического занятия.

Ключевые слова: глобализация, конструктивистский подход, интернет-технологии

Rakhmatova Z.M. Kuzibaeva M.M. Akhunova M.R.

Teachers of the Department of Languages, Pedagogy and Psychology

Andijan State Medical Institute Uzbekistan, Andijan CRITICAL THINKING OF STUDENTS

Annotation: In the present article innovational and interactive methods of education, developing critical thinking of students in the lessons of pedagogy have been reflected. The authors have presented their material with the sample of practical class.

Key words: globalization, constructive approach, internet technologies.

В настоящее время в нашей республике происходят серьезные изменения всей системы образования. Одним из факторов, обусловивших процессы реорганизации вузовской (в частности) модели образования являются процессы глобализации, затронувшие практически все аспекты нашей жизни, и информатизации образовательного процесса, связанных с современными компьютерными технологиями. Появление более прогрессивных концепций, знакомство с передовым опытом стран, лидирующих на рынке образовательных услуг (прежде всего США и Великобритания) и разработка на этой базе национальной, узбекской модели образования направлена на решение проблемы востребованности в условиях рыночной экономики будущего специалиста - выпускника вуза, вопроса эффективности полученных знаний, мобильности его профессиональной квалификации в условиях современного времени.

Безусловно, что формирование молодого специалиста происходит в вузовских аудиториях, трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень квалификации будущего выпускника. Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Другими словами, плодотворность этого диалога зависит правильного решения преподавателем задач: а) постановки учебной цели, и вытекающей из этого мотивации для студента; б) осуществление передачи материала определенного содержания (лекции) и его интерпретация для студентов (семинары). При этом преподаватель решает и функцию методической проработки учебного материала; в) контроля знаний. Данная модель обучения носит директивный характер. При директивной модели результат обучения расценивается как передача суммы знаний за счет рациональной организации содержания учебного процесса, когда происходит односторонний диалог.

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.

Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стадии, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования, прием "Бинго" и др. Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Формирующаяся узбекская система высшего образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина, и его ценностных ориентаций, поскольку процесс обучения в вузе - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого человека. Кроме этого, глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему высшего

образования в республике, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения. Таким образом, реорганизация системы высшего образования в республике предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу - чем больше, тем лучше). Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрять в структуру готовых ранее разработанных лекций, семинаров как дополнение.

Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод кейс-стади, если следовать определению разработчиков метода, это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Особенную роль в приемах и средствах преподавания в нашем вузе занимают ныне современные технологии - компьютер и Интернет. В этой связи возникают новые видения путей успешного формирования знаний и умений у современной обучающейся молодежи - студентов. Одним из самых заметных проявлений влияния компьютерных и интернет-технологий стало использование в процессе обучения интерактивных методов. Использование всевозможных технических средств, в частности современных персональных компьютеров в процессе обучения это и есть интерактивные методы преподавания. И исходя из этих позиций говорить как о степени востребованности каждых из методов, так и о содержании современных методик вузовского обучения.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего инструмент для решения образовательных задач в вузе. Поэтому каждый метод должен учитывать специфику конкретной учебной дисциплины.

Использованные источники: 1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. 2003г.

2. Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.,: Просвещение. -2010.

3. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. М.,2008 г.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М.Издательский центр «Академия» 2009 г.

УДК 553.085 + 553.086 : 553.441 : 553.065

Ревинский Ю.А., к.геолого-минералогических н.

старший преподаватель Институт наук о Земле Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону ОСОБЕННОСТИ ВЕЩЕСТВЕННОГО СОСТАВА

АЛЬКЕСВОЖСКОГО ЗОЛОТОРУДНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ (ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ)

Статья посвящена изучению вещественного состава Алькесвожского рудопроявления, расположено на западном склоне Приполярного Урала. Рудопроявление представлено безсульфидными кварцевыми, кварц-гематитовыми жилами, прожилками и необычными золотоносными фукситизированными риолитами. Приведена характеристика руд, рассмотрен вопрос их генезиса.

Ключевые слова: Алькесвожское рудопроявление, свита, штокверк, руда, золото, фуксит, риолиты.

Revinskiy J. A. candidate of geological and mineralogical Sciences

Senior lecturer

Institute of Earth Sciences, Southern Federal University

Rostov-on-Don

SPECIFICS OF THE ALKESVOZSKIY GOLD ORE OCCURRENCE COMPOSITION (CIRCUMPOLAR URAL)

The article is dedicated to study of the Alkesvozskiy gold ore occurrence composition placed on the west slope of Circumpolar Urals. The ore occurrence is presented by non-sulfide quartzes, quartz-hematite veins, veinlets and unusual gold fuchsitized rhyolites. The ore characteristics are given, and also the question of its genesis is explored.

Keyword: Alkesvozskiy gold ore occurrence composition, stockwork, suite, ore, gold, fuchsite, rhyolites.

Для изучения минералогических особенностей золотого оруденения Алькесвожского рудопроявления использовались данные спектральных анализов пород и руд, выполненных в лаборатории ОАО «Полярноуралгеология», а также проведённые нами исследования пород и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.