Научная статья на тему 'Развитие критического мышления и творческих способностей обучающихся как средство обучения математике'

Развитие критического мышления и творческих способностей обучающихся как средство обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА / МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ / НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / TRIZ PEDAGOGY / METHODS OF LNVENTIVE PROBLEM SOLVING / NON-STANDARD PROBLEMS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семерня Анна Алексеевна

В статье рассматривается тренинг творческого мышления в обучении математике. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится блочное описание одного из занятий тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of critical thinking and creative skills of students as a means of teaching mathematics

The article deals with the training of creative thinking in the teaching of mathematics. The autor considers the theory of inventive problem solving, is a block description of one of the training sessions.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления и творческих способностей обучающихся как средство обучения математике»

найти время распечатать материал и встроить в плотный лицейский график занятий. Так же есть множество несложных тренингов или развивающих игр по ролям, которых множество в интернете. Ещё неплохим источником могут служить советские книги с активными играми на свежем воздухе, но содержание нужно редактировать под интересы современных детей, для чего снова возвращаемся к общению и слушанию. Мне интересно развить у своих детей самостоятельность, создать из них команду и подкрепить «внутренний моральный стержень». Для создания команды подходит футбол, захват флага, пионербол и др.

Самостоятельность развивается путем невмешательства в ситуации, которые возможно разрешить без воспитателя. «Внутренний стержень» можно подкрепить, устраивая неоднозначный выбор. Интересно задавать моральные вопросы после некоторых уроков, связанных с обществом. Пример: после урока на тему «справедливости» состоялся примерно такой диалог:

НВ: Миша, если бы ты управлял государством, какие бы ты законы издавал? М: Мне кажется, что законы должны быть равны для президента и для простого рабочего. И если кто-то провинился, то наказание должно равным. НВ: А если провинился кто-то из твоих близких? М: Ну им бы я смягчил наказание? НВ: А как же равность мер наказания? М: Остальным бы тоже смягчил. НВ: Но ведь это изменение законов ради своей выгоды. М: (задумался)

Завершающий этап - обратная связь. Это важно для получения опыта. Ну тут всё просто. Можно проговаривать с детьми, более эффективно - это записывать, можно зарисовывать. Можно возвести в рамки игры или творческого конкурса. Главное - чтобы действие закончилось обдумыванием со стороны ребёнка ну и со стороны воспитателя, а форма не имеет значения.

Таким образом: используя перечисленные шаги можно попробовать воспитать детей, обладающих более гибким мышлением, но использовать их нужно осторожно, потому что это мой опыт подходит под конкретные обстоятельства. Ссылки на источники:

1. Покровский М. М., Савченко Е. А. Записки / Цезарь Гай Юлий. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008.

2. Толкин Дж. Полная история средиземия. - М.: АСТ, 2004.

3. Ренд А. Источник. - Альпина Паблишер, 2012.

4. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Град обреченный. - ДЭМ, 1990.

5. Злотников Р. В. Генерал-адмирал. На переломе веков. - М.: Астрель, 2012.

6. Сыромятникова И.В. Житие мое - М.: АЛЬФА - КНИГА, 2011.

7. Биография Г. Альтшуллера.// Официальный фонд Г. Альтшуллера. [сайт], 2003. http://www.altshuller.ru/biography/ (дата обращения: 26.12.2012).

8. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл №ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

9. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-402. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

10. Собрание сочинений в 10 томах/ 2 том/ Пушкин А. С.; под ред. Благого Д. Д., Бонди С.М., Виноградовой В. В., Окенапа Ю. Г. - М.: Москва, 1959. Стр. 594.

11. Анарбаева Г. К. Пушкин — математический гений.// Открытый урок: интернет фестиваль. 2010. http://festival.1september.ru/articles/578000/ (дата обращения: 26.12.2012).

Semakov Nikita,

Elementary school teacher of KPhML, Kirov, Russia [email protected]

About methods of development of flexible thinking

Abstract. This paper examines the experience of several foreign schools, opportunity and specific issues of its implementation into Russian school practice, as well as author's own observations and findings based on his working experience in this field.

Keywords: orientation and choice making, experience, foreign schools' practices, adaptation and implementation.

Семерня Анна Алексеевна,

учитель математики МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» г. Медвежьегорск Республика Карелия [email protected]

Развитие критического мышления и творческих способностей обучающихся как средство обучения математике Аннотация. В статье рассматривается тренинг творческого мышления в обучении математике. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится блочное описание одного из занятий тренинга.

Ключевые слова: триз-педагогика, методы решения изобретательских задач, нестандартные задачи, творческая активность.

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу прежде всего была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. [1, 2]

Под методами решения изобретательских задач подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту.

За время учёбы в школе учащиеся решают массу различных математических задач, схожих только в одном - почти все они стандартны. Есть некие алгоритмы, которые и отрабатываются порой до автоматизма. Однако ученики, как правило, не могут справиться с нестандартной задачей, выходящей за рамки привычных алгоритмов, даже если для её решения не нужно дополнительных знаний.

Под нестандартной мы будем понимать задачу, алгоритм решения которой учащемуся неизвестен, и нужен самостоятельный поиск ключевой идеи.

Решение нестандартной задачи есть эвристический акт, в процессе которого иногда приходится отказываться от логических средств. Иной раз задачу можно решить и методом прямого перебора, который является репродуктивно-исполнительским актом. Нестандартная задача в большинстве случаев воспринимается как вызов интеллекту и порождает потребность реализовать себя в преодолении препятствия. Вера в то, что личного опыта достаточно для успеха, затягивает решающего, а увлечённость поиском решения проблемы - главная движущая сила творческой активности.

Разработка урока математики в 5-ом классе по теме «Десятичные дроби»

Урок разработан в виде математической игры «Кто ищет, тот всегда найдёт».

Ключевые слова: задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности.

Цели урока Обучающая:

> повторить все действия с десятичными дробями;

> формировать навыки оформления математических заданий;

> формировать навыки рационального счета.

Развивающая:

Тип урока > формировать устойчивое внимание к учебному

Форма проведения материалу,

> формировать логическое мышление; умение сравнивать, анализировать,

> развивать личность с широким интеллектуальным потенциалом.

повторительно-обобщающий урок путешествие

«Кто ищет, тот всегда найдёт»

БЛОК 1 Мотивация

Сегодня занятие будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Но сначала надо проверить, готовы ли мы отправиться в путь, хорошо ли мы вооружены знаниями?

Задание 1

1)Прочитайте дроби: 1,2; 0,04; 1,875; 12,045; 100,0001; 0,009.

2) Сравните числа: 0,3 и 0,03; 0,78 и 0,8; 2,2 и 2,12; 56,32 и 65,23. БЛОК 2 Содержательная часть Задание 2 (математическое лото) Выполните действия: 4,9+6,3 0,84-0,22 25,5:5 0,3*0,3 0,08:1,6 0,598*10

5,98 11,2

0,62 0,09

0,05 5,1

Итак, карта у нас есть (На магнитной доске складывается карта путешествия). Нам видны все этапы нашего путешествия.

Блок 3.Психологическая разгрузка

Здесь отдохнём. Можно расслабиться, почитать стихи. Несколько человек приготовили нам подарок ■ выучили стихотворение В.Лифшица «Три десятых» и теперь читают его нам по четверостишьям:

Это кто из портфеля швыряет в досаде Ненавистный задачник, пенал и тетради? И суёт свой дневник, не краснея при этом, Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом? Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин, Жертва вечных придирок, - он снова провален. И шипит, на растрёпанный глядя задачник: Просто мне не везёт! Просто я неудачник! В чём причина обиды его и досады? Что ответ не сошёлся лишь на три десятых! Это сущий пустяк, и к нему, безусловно, Придирается строгая Марья Петровна. Три десятых. Скажи про такую ошибку, И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку. Три десятых... И всё же об этой ошибке Я прошу вас послушать меня без улыбки. Если б, строя ваш дом, тот, в котором живёте, Архитектор немного ошибся в расчёте -Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин? Этот дом превратился бы в груду развалин! Ты вступаешь на мост, он надёжен и прочен, А не будь инженер в чертежах своих точен, Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку, Не сказал бы спасибо тому человеку! Три десятых - и стены возводятся косо! Три десятых - и рухнут вагоны с откоса! Ошибись только на три десятых аптека -Станет ядом лекарство, убьёт человека. Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно, И скажи - не права ль была Марья Петровна? Если честно подумать, Костя, об этом, То недолго лежать дневнику под буфетом!

На отдыхе можно и шутливые задания выполнять. Например: одновременно написать на доске 7,2 левой рукой, и число 2,7 - правой. БЛОК 4. Головоломка Мы подходим к мельнице. Вблизи она, конечно, значительно больше, чем на карте. Теперь мы можем рассмотреть её в подробностях. Мельница перемалывает все написанные числа, начиная с середины (это число 4, 5). Пойдём и мы вслед за стрелками, выполняя то действие, которое записано на стрелке.

Получив ответ, двигаемся дальше.

4.5-3.3=1.2 1,75+3,05=4,8 4,8*0,4=1,92 1.2+4.8=6 1,92:0,3=6,4 6-2.7=3.3 6,4-1,4=5 3,3:6,6=0,5 Ответ: 5. 0,5+1,25=1,75

В этом блоке могут быть использованы задачи открытого типа. Такие задачи имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не являются

«прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходится преодолевать возникающие «препятствия». Вариантов результата решения много, нет понятия «правильное решение»: решение либо применимо к достижению требуемого условия, либо нет. Поэтому, можно говорить об эффективности, оптимальности и оригинальности выбранного решения. [3, 4] БЛОК 5. Интеллектуальная разминка

Мы очутились на поляне цветов. Но их красота обманчива. Среди них есть и ядовитые, и целебные. Наша задача - не ошибиться, когда будем собирать букет.

множить и ответ сверить с дробью, записанной на листочке цветка. Если ответы совпадут, то цветок целебный, если нет - ядовитый.

Цветок №1: 0,1*0,1*10=0,1- целебный Цветок №2: 3*100*0,06=18 (1,8) - ядовитый Цветок №3: 0,01*0,3*0,2*100=0,06 - целебный Цветок №4: 2*0,3*4*5=12 - целебный Цветок №5: 9*0,3*10=27 (2.7) - ядовитый

После цветочной поляны мы попали на перепутье. По какой дороге идти? БЛОК 6. Содержательная часть

Об этом мы узнаем, если выполним задание. Их три - по одному для каждого ряда.

1) 0,48:(3,42-2,82)+0,2

2) 18,91:(2,48+3,72)-3,05

3) 59,57:(5,46+1,94)-8,05

Если получаем 0, то это тупик. Трое работают у доски, остальные в тетрадях.

Итак, дороги №2 и №3 не привели нас к цели. Значит, надо идти по дороге №1.

На карте видно, что мы подошли к озеру. Наловим рыбки для ухи.

Рыбка №1: На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4?

Рыбка №2: В каком случае результат будет больше и во сколько раз, если некоторое число поделить на 0,6 или если это же число поделить на 0,3? Рыбка №3: Решите уравнение: 3,9+5,2х-1,6х=18,48 Продолжаем путь, но тут начинается буря (звуки дождя и ветра).

Мы вымокли, ветер пронизывает, озябли. С надеждой смотрим на карту и с радостью замечаем, что можем укрыться в пещере.

Что мы и делаем. А погода испортилась, видимо, на несколько дней. Сколько же мы сможем продержаться здесь? Ответ на этот вопрос мы найдём, решив задачу про пещеру, воду.

Задача. В пещере обнаружено 900 л пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса воды для 30 человек, если один человек в день расходует 1,5 л воды.

Решение: (на доске и в тетрадях) 1,5*30=45(л) - за один день 900:45=20(дней) Ответ: на 20 дней.

Буря закончилась, мы выходим из пещеры на лесную поляну.

Отдохнув, мы двигаемся дальше и вот, наконец, дошли до того места, где зарыт клад. Но нам преграждает путь дракон. БЛОК 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка

Его появление было предсказано картой, но он всё-таки возникает неожиданно. Каждая голова дракона держит листок с зашифрованным словом, где известны только первая и последняя буквы (дробь, сложение, вычитание) . Отгадали слово - повергли чудовище в прах. БЛОК 8. Резюме

Вот теперь наступает самая волнующая минута. Можно взять клад! (угостить всех детей шоколадками).

Итак, во многих случаях для решения требуется использовать различные типы интеллектуальной деятельности. Методы и подходы, применяемые при решении конкретных математических задач, имеют чрезвычайно общий характер и связаны с процессом формирования и развития качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе. Ссылки на источники:

1. Зиновкина M. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.- М.:МГИУ, 2008.-306 с.

Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618. Утёмов В. В. К вопросу формирования инновационного мышления учащихся общеобразовательной школы посредством решения задач открытого типа. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т. 3. № 2. С. 31-33. Anna Semernya

Teacher, MKOY «Medvezhjegorskaya comprehensive school №1», REP. Karelia, str. Medvezhyegorsk [email protected]

Development of critical thinking and creative skills of students as a means of teaching mathematics Abstract. The article deals with the training of creative thinking in the teaching of mathematics. The autor considers the theory of inventive problem solving, is a block description of one of the training sessions. Keywords: TRIZ pedagogy, methods of lnventive Problem Solving, non-standard problems, creative activity.

2.

3.

4.

Токарев Александр Васильевич,

учитель математики МКОУ СОШ с. Каринка Кирово-Чепецкого района. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.