Научная статья на тему 'Развитие кредитной кооперации и система финансовых нормативов в России'

Развитие кредитной кооперации и система финансовых нормативов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАТИВ / КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / НОРМАТИВЫ ДЛЯ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / COOPERATIVE / CREDIT COOPERATION / STANDARDS FOR CREDIT COOPERATIVES IN RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алеев Виталий Александрович

Одним из путей обеспечения свободного доступа малых предприятий на селе к капиталу является развитие эффективной системы кредитной кооперации. Для повышения ее финансовой стабильности и надежности целесообразно введение единой системы обязательных нормативов для всех кредитных кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREDIT COOPERATION AND SYSTEM OF FINANCIAL STANDARDS IN RUSSIA

One way of ensuring free access of small businesses in rural areas to the capital is to develop an effective system of credit cooperation. To improve its financial stability and reliability it is appropriate to introduce a uniform system of mandatory standards for all credit cooperatives.

Текст научной работы на тему «Развитие кредитной кооперации и система финансовых нормативов в России»

УДК 334.732.2 ББК 65.321.8

В .А. АЛЕЕВ

РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ И СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ НОРМАТИВОВ В РОССИИ

Ключевые слова: кооператив, кредитная кооперация, нормативы для кредитных кооперативов в Российской Федерации.

Одним из путей обеспечения свободного доступа малых предприятий на селе к капиталу является развитие эффективной системы кредитной кооперации. Для повышения ее финансовой стабильности и надежности целесообразно введение единой системы обязательных нормативов для всех кредитных кооперативов.

V.A. ALEEV DEVELOPMENT OF CREDIT COOPERATION AND SYSTEM OF FINANCIAL STANDARDS IN RUSSIA

Key words: cooperative, credit cooperation, standards for credit cooperatives in Russian Federation.

One way of ensuring free access of small businesses in rural areas to the capital is to develop an effective system of credit cooperation. To improve its financial stability and reliability it is appropriate to introduce a uniform system of mandatory standards for all credit cooperatives.

В настоящее время получение кредитов для малых предприятий в России сопряжено со значительными трудностями, что является одним из основных факторов, сдерживающих развитие производства. Одним из способов решения данной проблемы является создание эффективной системы кредитной кооперации с учетом общепринятых теоретических основ и мирового опыта ее развития. В Западной Европе кредитная кооперация является неотъемлемой частью банковской системы. С 1 января 2013 г. в ЕС вступили в силу стандарты «Базель-3», которые распространяются и на европейские кооперативные банки. Паевой фонд европейских кооперативных банков признается эквивалентом акционерного капитала банков - акционерных обществ при условии, что уставы данных кооперативных банков препятствуют свободной выплате паевых взносов членов-пайщиков. Банковская реформа «Базель-3» предполагает планомерное увеличение минимального размера базового капитала первого уровня банка (акционерного капитала вместе с нераспределенной прибылью) с 2% активов, взвешенных по риску до 4,5% до конца 2015 г., а также вводит резервный и антициклический буферы капитала. Резервный буфер капитала банка должен составлять к 1 января 2019 г. 2,5% активов. Антициклический буфер капитала банка может устанавливаться национальными органами надзора за банковской деятельностью в случае перегрева экономики, а также кредитного бума. Данный норматив может составлять от 0 до 2,5% рисковых активов. Кроме того, реформа «Базель-3» предусматривает введение показателя достаточности капитала, а также показателей краткосрочной и долгосрочной ликвидности [1].

Ухудшившаяся вследствие мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. ситуация сельскохозяйственных производителей в Российской Федерации, основных членов-пайщиков сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, и рост неплатежей по займам привели к увеличению риска финансовой деятельности данных кредитных кооперативов. Во избежание банкротства сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и возможной потери доверия среди населения, как показывает мировой опыт, необходимо установить обязательные к исполнению нормативы, позволяющие обеспечить надежность деятельности кредитных кооперативов [3].

В настоящее время в России существуют две модели регулирования кредитной кооперации. Первая модель действует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной

кооперации» (в ред. от 30 ноября 2011 г.) (далее - ФЗ «О кредитной кооперации»), регулирующего деятельность кредитных кооперативов в целом, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Вторая модель - отраслевая - функционирует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 декабря 2011 г.) (далее - ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации») и регулирует деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов [4]. На территории России отсутствует единое правовое поле, а также единая система обязательных к исполнению нормативов для регулирования деятельности всех кредитных кооперативов.

Согласно ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» большинство финансовых нормативов носят рекомендательный характер, что на практике приводит к значительному превышению обязательств сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов над размером собственного капитала и отсутствию системы страхования сбережений. В данном законе не зафиксированы правила и нормативы системы гарантирования и страхования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, что в случае очередного экономического кризиса может привести к резкому снижению ликвидности кооперативов при изъятии сбережений членами [2]. В качестве мер защиты средств членов-пайщиков сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов для покрытия непредвиденных расходов п.6 ст. 34 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» требует формирования резервного фонда в размере не менее 10% от паевого фонда кооператива [5]. На наш взгляд, данный норматив недостаточен. Его целесообразно рассчитывать с учетом активов баланса кооператива.

ФЗ «О кредитной кооперации» устанавливает для кредитных кооперативов финансовые нормативы, не распространяющиеся на сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы. Данные финансовые нормативы можно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя нормативы достаточности собственных средств. Данные нормативы подразумевают в первую очередь необходимость формирования достаточного минимального размера паевого фонда, а также резервного фонда. Согласно п. 5 ч. 4 ст. 6 ФЗ «О кредитной кооперации» минимальная величина паевого фонда кредитного кооператива должна составлять не менее 8% суммы привлеченных от членов кооператива денежных средств на конец предыдущего отчетного года [6]. Введение данного обязательного норматива достаточности собственных средств для кредитных кооперативов с учетом пассивов их баланса призвано повысить степень защищенности вкладов членов кооператива. Однако для определения степени достаточности собственного капитала кооператива важно также учитывать его рисковые активы. Для сравнения в мировой банковской системе, а также во многих европейских системах кредитной кооперации применяется норматив достаточности капитала, рассчитываемый как отношение собственных средств к активам, взвешенным по риску. Данный норматив показывает, какая доля проблемных активов в случае их потери может быть компенсирована за счет собственного капитала. В связи с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ «О кредитной кооперации» операции кредитного кооператива в России ограничены выдачей займов своим членам, а также вложениями в государственные и муниципальные ценные бумаги, активами с повышенным риском следует считать в первую очередь выданные кредитным кооперативом займы, которые уже просрочены или с большой вероятностью могут быть просрочены. Принимая во внимание опыт работы кредитных кооперативов во время финансового кризиса 2007-2009 гг. и высокий уровень невыплат займов членами,

предлагаем взять за основу данных активов общую сумму займов, выданных кооперативом. Таким образом, дополнительно к существующему требованию о минимальной величине паевого фонда кредитного кооператива в размере не менее 8% суммы привлеченных от членов кооператива денежных средств целесообразно ввести обязательное к исполнению соотношение паевого фонда и взвешенного по риску объема всех кредитных займов кооператива в размере также не менее 8%, причем за основу минимального размера паевого фонда должно приниматься максимальное значение из данных двух величин.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 ФЗ «О кредитной кооперации» величина резервного фонда должна составлять не менее 5% суммы привлеченных от членов кооператива денежных средств на конец предыдущего отчетного года. Для кредитного кооператива со сроком деятельности менее двух лет со дня его создания данный размер составляет не менее 2% [6]. Аналогично предложенной выше методике определения минимального паевого фонда предлагаем ввести обязательное к исполнению соотношение резервного фонда и взвешенного по риску объема всех кредитных займов кооператива в размере также не менее 5% от взвешенного по риску объема всех кредитных займов кооператива. При этом за основу минимального размера резервного фонда рекомендуем принимать максимальное значение из следующих показателей: 5% суммы привлеченных от членов кооператива денежных средств и 5% взвешенного по риску объема всех выданных займов кредитного кооператива.

Дополнительно к действующим нормативам первой группы для кредитных кооперативов целесообразным является введение нормативов ликвидности, призваных контролировать способность кредитного кооператива выполнять свои текущие обязательства, которая проявляется в возможности мобилизовать необходимый объем средств в ликвидной форме при выставлении кредиторами своих требований.

Вторая группа финансовых нормативов в соответствии с ФЗ «О кредитной кооперации» отражает привлечение денежных средств. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 6 ФЗ «О кредитной кооперации» максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного члена кредитного кооператива или от нескольких аффилированных членов, не может превышать 20% суммы привлеченных от членов кооператива денежных средств [6].

Третья группа финансовых нормативов ФЗ «О кредитной кооперации» регулирует распоряжение кредитным кооперативом своими средствами в целях его управления кредитным риском. В силу того, что объемы операций кредитного кооператива невелики, последствия одного некорректного решения о выдаче крупного рискового кредита или инвестиционного вложения средств будут неустранимы. Для снижения таких рисков необходимо проведение диверсификации инвестиционного портфеля. На законодательном уровне для кредитных кооперативов введено ограничение объема единичного займа, выдаваемого членам кредитного кооператива.

Таким образом, анализ существующей российской системы кредитных кооперативов подтверждает необходимость создания единого правового поля для регулирования деятельности всех кредитных кооперативов (как кредитных кооперативов граждан, так и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов) на территории Российской Федерации на базе доработанного и измененного ФЗ «О кредитной кооперации», а также введения общих обязательных для всех кредитных кооперативов финансовых нормативов. Предложенные выше нормативы финансовой устойчивости в рамках единого ФЗ «О кредитной кооперации» позволят повысить как надежность кредитных кооперативов, так и доверие населения к данным финансовым институтам, что приведет к формированию их позитивного имиджа в обществе.

Литература

1. Зиядуллаев Н.С., Кургузов В.В., Кравченко П.П., Кибардина Ю.С. Международная банковская реформа Базель-3 и российские реалии // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 5. С. 41-46.

2. Медведева Н. Изменения назрели // Сельский кредит. 2011. № 8/9(158). С. 21 -24.

3. Медведева Н. Основные направления и перспективы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в России // Сельский кредит. 2011. № 10(159). С. 7-13.

4. Самсонова И. Институциональное развитие и регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации в России // Сельский кредит. 2012. № 1(161). С. 10-15.

5. О сельскохозяйственной кооперации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.1995 г. № 193-Ф3 (в ред. от 3 декабря 2011 года) // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.03.2013).

6. О кредитной кооперации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2011 г.) // Гарант: информационноправовой портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.03.2013).

АЛЕЕВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата экономических наук кафедры экономической кибернетики, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).

ALEEV VITALIY ALEXANDROVICH - a competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate of Economic Cybernetic Chair, Mary State University, Russia, Yoshkar-Ola.

УДК 332.142.4 ББК 65.04

А.Я. БАСЫРОВ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: система, инвестиции, регулирование, регион, составляющая, ресурсообеспеченность, уровень.

Определены основные критерии для оценки эффективности инвестиционного процесса в регионе посредством функционирования системы государственного регулирования инвестиционных процессов.

A.Ya. BASYROV

FORMATION OF SYSTEM OF REGULATION OF INVESTMENTS IN THE REGION

Key words: system, investments, regulation, component, availability of resources, level.

The main criteria for effectiveness evaluation of the investment process in the region by means of the state regulation system of investment processes have been determined.

В настоящее время развитие экономики любой административной территории определяется уровнем и объемом инвестиций, их направлениями и формами, структура и сущность которых должны соответствовать факторам и условиям, определяющим специфичность региона. Отечественными и зарубежными учеными-экономистами определена и доказана ведущая роль инвестиций в развитии социально-экономических отношений в любых экономических системах при любых условиях развития экономических отношений. На сегодняшний день инвестиции определяются как главный фактор социально-экономического развития территории, без которых невозможен процесс расширенного воспроизводства, исполнения возобновляемых ресурсов, расширенного использования экономического потенциала региона. По уровню инвестиций и активности инвестиционного процесса оценивается экономическая активность региона в целом как субъекта федерального экономического пространства.

В структуре экономики России сложилось территориальное деление экономического пространства страны на локальные экономические территории, которые представляют собой относительно самостоятельные, самоуправляемые в рамках единого правового поля страны экономические системы, административно выраженные в виде разностатусных политических территориальных образований:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.