УДК 37
Касторнов Ю.А.
студент
Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация: актуальность исследования определяется в необходимости развития творческих способностей, вклад в которые является важной задачей, раскрывающий творческий потенциал подростков. Представлен анализ форм возможного использования средств музейной педагогики в развитии креативности подростков. Результаты: проведено исследование, направленное на выявление путей и способов использования музейной педагогики для формирования креативности у подростков, в результате сделан вывод о необходимости использования эффективной программы мероприятий, содержательной основой которой будут средства музейной педагогики в музее.
Ключевые слова: креативность, музейная педагогика, музей, творчество, культурно-образовательная деятельность, общение.
Вклад в развитие человеческого капитала является важной задачей, приоритетом которого становиться раскрытия творческого потенциала людей.
В отечественной науке усиливается интерес в изучении и развитии основ и методик применения современных и инновационных форм развития креативности, а также к потенциалу средств музейной педагогики в формировании креативности подростков
В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова определяют креативность (от лат. creation — созидание) как способность к творчеству, созиданию, продуцированию идей, методик, технологий, проектов; включает
повышенную чувствительность к проблемам, к выявлению противоречивости знания.
Также, креативность (от англ. create — творить, создавать) -универсальная познавательная творческая способность [1, с.42,с.62].
Музейная педагогика - область научно-практической деятельности, имеющей тенденцию к саморазвитию в интегративную область знания, пограничную с музеологией, педагогикой, психологией, социологией и культурологией и являющаяся основой реализации культурно-образовательного потенциала музея [2, с.7].
Творческое обучение повышает креативное мышление у подростков, в них прибавляется уверенность, проявляется отсутствие страха принимать участие в творческих мероприятиях, быстро и оперативно принимать решения, различными оригинальными способами добиваться результатов, подробно производить оценку своих решений и улучшать его. В ходе развития креативного мышления совершенствуется внимательность и память, мышление и творческая фантазия. Главным итогом использования различных направлений творческой деятельности является эмоциональное удовлетворение подростков процессом и результатом собственного труда.
В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Важными формами для раскрытия творческого потенциала в музее являются:
1. Студия, которая объединяет посетителей, с целью раскрытия их творческих способностей на основании изучения музейных коллекций.
2. Творческая мастерская, объединяющая увлеченных лиц, которые ведут в музее под кураторством сотрудника музея экспериментальную деятельность в комбинации с творческой практикой.
Целью создания данных форм является развитие креативности у подростков в рамках посещения музея средствами музейной педагогики для
освоения творческих способностей, получения и применения новых знаний и способности находить новые идеи и пути решения различных проблем.
Для подтверждения указанных выше слов, было проведено исследования на базе структурного подразделения «Ялуторовский музейный комплекс» государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское-музейно просветительское объединение» с применением следующих средств музейной педагогики:
1. Познавательные (социально-средовые средства) - проведение экскурсий, лекций, музейных уроков.
2. Эмоциональные (художественные средства) - посещение художественных выставок.
3. Деятельностные - проведение мероприятий в творческой мастерской.
В эксперименте приняли участия 149 подростков обучающихся в
образовательных учреждений Тюменской области.
Оценка измерения уровня креативности у подростков была проведена по методикам Дж. Гилфорда «Тест на творческое мышление», Э.П. Торренса «Тест творческого мышления» задание «Фигурная форма» перед прохождением мероприятий программы, а также после прохождения всех этапов.
Рис. 1. «Тест творческого мышления» Э.П. Торренса, задание «Фигурная форма»
Уровень креативности по Э.П. Торренсу характеризуется: 30 — плохо; 30—34 — ниже нормы; 35—39 — несколько ниже нормы; 40— 60 — норма; 61—65 — несколько выше нормы; 66—70 — выше нормы; >70 — отлично.
В первоначальном проведенном тесте по определению уровня креативности у подростков по методике Э.П. Торренса средний балл составил 39, что согласно шкалы уровня креативности составляет результат несколько ниже нормы.
При проведении мероприятий с использованием форм и средств музейной педагогики, повторное тестирование подростков показало, что уровень креативности составил 62 балл, что составляет значение несколько выше нормы.
Рис.2. Тест Дж. Гилфорда «Тест на творческое мышление» до реализации программы
В проведенном тестировании до реализации программы по определению уровня креативности у 30 подростков по методике Дж. Гилфорда показатели тестирования: беглость (суммарное число ответов 1 ответ = 1 балл) составил 30 ответов, показатель оригинальность 6 ответов (число редких, уникальных ответов 1 оригинальный ответ+5 баллов), что в итоге составило 60 баллов.
Рис.3. Тест Дж. Гилфорда «Тест на творческое мышление» после реализации программы
В проведенном тестировании после реализации программы по определению уровня креативности у 30 подростков по методике Дж. Гилфорда показатели тестирования: беглость (суммарное число ответов 1 ответ = 1 балл) составило 30 ответов, показатель оригинальность 14 ответов (число редких, уникальных ответов 1 оригинальный ответ+5 баллов), что в итоге составило 104 балла.
По результатам тестирования произошла положительная динамика процесса развития креативности средствами музейной педагогики, произошел рост показателей оригинальности - числа необычных ответов.
Использование методик измерения уровня креативности Э.П. Торренса и Дж. Гилфорда позволило проследить положительную динамику по ее развитию у подростков, что отразилось в повышении уровня креативности и в формировании оригинальных, редких и уникальных ответов в процессе решения задач.
По результатам проведенного исследования в части измерения уровня креативности по методикам Э.П. Торренса и Дж. Гилфорда программа показала свою эффективность.
Участие в программе мероприятий при посещении музея с применением средств музейной педагогики, целью которых является развитие творческих способностей подростков, приобретение и в дальнейшем применение новых знаний и способностей находить новые идеи доказало свою эффективность.
У подростков проявляется инициативность, разнообразие мнений, интерес, заинтересованность в музейной деятельности, где не только можно получить знания, но и принять участие в создании идей, предметов, что очень важно для решения творческих задач и развития креативности.
Музеи имеют ресурсы для создания и продвижения музейного продукта, собственную инфраструктуру, а также являются полноправными участниками
культурных и творческих индустрий, способных развить креативность и творческий потенциал у подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений Москва, 2008, С. 42, 62.
2. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки Санкт Петербургский государственный университет культуры и искусств. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2006. 7 с.
Kastornov Yu.A.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN ADOLESCENTS BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGY
Abstract: the relevance of the study is determined by the need to develop creative abilities, the contribution to which is an important task that reveals the creative potential of adolescents. The analysis of the forms of possible use of museum pedagogy in the development of creativity of adolescents is presented. Results: a study was conducted aimed at identifying ways and means of using museum pedagogy for the formation of creativity in adolescents, as a result, a conclusion was made about the need to use an effective program of events, the content basis of which will be the means of museum pedagogy in the museum.
Keywords: creativity, museum pedagogy, museum, creativity, cultural-educational activities, communication.