Образовательные технологии наука и практика
Сведения для цитирования: Дугина, Г. Р. Развитие креативного мышления у студентов СПО через профессионально ориентированные задачи / Г. Р. Дугина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 12-17.
УДК 377 ББК 74.57
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СПО ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
Г. Р. Дугина
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «креативность», «креативное мышление», «профессионально ориентированные задачи». Выделены компоненты в структуре креативного мышления.
Ключевые слова: креативность, креативное мышление, компоненты креативного мышления, развитие креативного мышления, профессионально ориентированные задачи.
Главная цель профессионального образования — подготовка высококвалифицированного и компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. Развитие науки и прогресс техники невозможно представить без конкурентоспособного специалиста, не обладающего креативным мышлением. Современный рынок труда остро нуждается в специалистах, которые не только имели бы глубокие знания, но и могли бы применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, продуктивно реагировать на быстро меняющиеся условия жизни и успешно решать нестандартные задачи. Для эффективного решения задач, стоящих перед нашей страной, в условиях ее совершенствования необходимы профессионально компетентные, мобильные, креативные специалисты [1].
В настоящее время существует множество подходов и теорий креативности, поскольку нет однозначного и четко сформулированного определения креативности.
В современной педагогической науке предлагают различные трактовки понятия как креативного мышления, так и креативности в целом.
A. Маслоу под креативностью понимает творческую направленность, врожденно свойственную всем, но теряемую большинством под воздействием окружающих [1].
Дж. Гилфорд и Э. Торренс креативность рассматривают как самобытную разновидность мышления. Они указывают на различия между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. По мнению американских ученых-психологов, характерной чертой дивергентного мышления является готовность выдвигать множество разнообразных творческих идей относительно одной проблемы, тогда как конвергентное мышление предполагает стремление к одному верному решению проблемы [2].
B. Сластенин под креативностью понимает способности, которые отражают скрытое свойство человека создавать что-то новое,
оригинальное, принимать нестандартные и творческие решения за пределами известного [3].
Таким образом, креативное мышление — это мышление, позволяющее человеку приспосабливаться к непривычным обстоятельствам жизни, создавать что-то новое и эффективно действовать в нестандартных ситуациях.
В структуре креативного мышления мы выделяем три основных компонента:
- мотивационный;
- когнитивный;
- деятельностный.
Отметим, что мотивационный компонент включает в себя мотивацию, которая является движущей силой процесса развития креативного мышления и выражается в стремлении студентов к совершенствованию личностных достижений.
По уровню сформированности этих компонентов и их изменению в течение времени и можно судить о степени развития креативного мышления обучающегося [5].
Необходимо учитывать, что развитие креативности не происходит стихийно. Так, Е. П. Торренс писал, что развитие креативно-
Основой когнитивного компонента креативного мышления являются знания, полученные в результате его функционирования.
Деятельностный компонент заключается в формировании следующих умений:
- использовать приобретенные знания в практической деятельности, уметь отклоняться от традиционных схем в процессе генерации идей;
- продуцировать отдаленные ассоциации;
- предлагать большое количество решений поставленной задачи;
- быстро переключаться с одного задания на другое [4].
На основе теоретического анализа литературы и изучения результатов творческой деятельности студентов для анализа уровня развития креативного мышления студентов нами была применена такая шкала: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый и креативный уровни (табл. 1).
сти напрямую зависит от культуры, в которой воспитываются дети [6].
Современные программы обучения призваны развивать креативное мышление, однако на практике развитие и совершенствование данных навыков происходит не в полной мере. Проводя исследования по проблеме развития
Таблица 1
Характеристика уровней развития креативного мышления
Компоненты^^^^ Креативный Поисковый Частично-поисковый Репродуктивный
Мотивационный Наличие мотива — цели личностного самосовершенствования, увлеченность развитием креативного мышления Понимание роли развития креативного мышления в процессе становления личности Мотивы личного са-мосовершенствова-ния ситуативны Мотивация отсутствует
Когнитивный Знания системные, глубокие осознанные, соотнесенные с собственными потребностями и развитием личности; воспроизводятся самостоятельно, творчески Знания, достаточные для выполнения всех видов математической деятельности, но отсутствует направленность на профессиональную деятельность Знания неглубокие, недостаточно соотнесенные с собственными потребностями и развитием личности Отрывочные, бессистемные знания, не соотнесенные с собственными потребностями, развитием личности, усвоены на репродуктивном уровне
Деятельно стный Умения переходят в навык В большинстве случаев умения проявляются на репродуктивном уровне, однако имеют сознательную стадию усвоения, отсутствует умение рефлексии Умения проявляются на репродуктивном уровне, неосознанная стадия усвоения Стихийная стадия усвоения умений, отсутствуют умения рефлексии и планирования
креативного мышления у обучающихся технологического колледжа, мы пришли к выводу, что решить ее можно с помощью профессионально ориентированных задач (далее — ПОЗ).
Под профессионально ориентированными задачами мы понимаем задания, формулировки которых заимствованы из той или иной сферы профессиональной деятельности будущего специалиста — выпускника колледжа [7]. Это позволяет уже на этапе общеобразовательной подготовки обозначить и показать студенту и область его будущей профессиональной деятельности, и возможность решения многих производственных задач с помощью математики.
При составлении ПОЗ необходимо придерживаться следующих требований:
1) задача должна соответствовать программе курса и вводиться в процесс обучения как необходимый компонент для достижения цели обучения;
2) используемая в условии задачи математическая и профессиональная терминология должна быть понятна и доступна обучающимся;
3) решение задач должно способствовать прочному усвоению математических знаний, методов и приемов, являющихся основой профессиональной деятельности;
4) текст задачи должен отражать реализацию межпредметных и межцикловых связей, а также описывать реальные ситуации из сферы профессиональной деятельности будущих специалистов [8].
Приведем несколько примеров ПОЗ.
Профессионально ориентированные задачи по математике для студентов, обучающихся по следующим направлениям.
38.01.02 «Продавец, контролер-кассир», 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Рассчитайте фонд стимулирования предприятия на месяц, направленный на трех лучших продавцов-консультантов, если известно, что
премия первого продавца составляла половину всей премии без 3/22 части того, что получили двое других консультантов. Второму выплатили 1/4 часть всей премии и 1/56 часть денег, полученных вместе остальными двумя. Премия третьего продавца составляла 3000 рублей.
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Длина полки витрины в автосервисе 5 м. Определите количество товара, которое займет моторное масло, если радиус окружности бочки масла составляет 275 см.
29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
В ателье «Элита» необходимо реставрировать 4 пуфика в форме прямоугольного параллелепипеда. Вычислите затраты ткани для обтяжки пуфиков, если его высота 30 см, а стороны основания по 60 см. На швы тратится 5 % ткани.
43.01.02 «Парикмахер», 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства».
Вычислите количество рабочих мест мастера парикмахерского зала, если по санитарным нормам на каждое рабочее место отводится не менее 4,5 м2? Зал имеет прямоугольную форму со сторонами 5,3 и 6,7 м.
15.01.21 «Электромонтер охранно-пожарной сигнализации».
Определите длину светильника, которую нужно установить по диагонали на потолок офиса, если известно, что помещение имеет прямоугольную форму площадью 12 м2, ширина зала 4 м.
43.01.09 «Повар, кондитер», 19.02.10 «Технолог продукции общественного питания».
Для заключения годового договора кондитерской «Сладкоежка» необходимо определиться с выбором поставщика яиц. Выберите наиболее выгодное предложение от поставщиков, если доставка яиц в кондитерскую производится 3 раза в месяц по 500 шт. Коммерческие предложения поставщиков представлены в таблице 2.
Таблица 2
Коммерческое предложение поставщика
№ поставщика Цена товара Стоимость доставки (руб.) Специальное предложение
за десяток (руб.) скидка (от 100 шт.)
№ 1 49 5 % 1000 Бесплатная доставка при заказе стоимостью от 10 000 руб.
№ 2 55 10 % 1000 Каждая третья доставка в подарок
№ 3 52 5 % 1000 Каждая четвертая доставка в подарок
Для оценки уровня развития креативного мышления студентов нами проводилась опытно-экспериментальная работа. Реализация проекта длилась три учебных семестра. В экспериментальной работе приняли участие студенты профессии «парикмахер» — группы № 170 и 170-к. Группа № 170 являлась экспериментальной. Преподавание математики в экспериментальных группах (ЭГ) проводилось в рамках проекта развития креативного мышления с учетом внедрения ПОЗ. В контрольных группах (КГ) занятия проводились в рамках традиционного обучения без полноценной реализации выде-
ленных ПОЗ и не были ориентированы на развитие креативного мышления обучающихся.
Результаты анкетирования и входного теста показали, что в обеих группах практически одинаковое количество студентов определенного уровня развития креативного мышления.
На начало экспериментальной работы большинство студентов имели в основном репродуктивный уровень показателей сфор-мированности креативности. На ее окончание их количество значительно уменьшилось и появились студенты с креативным уровнем (рис. 1-3).
Мотивационный компонент креативного мышления
Исходный уровень (начало I семестра) 2017г.
Промежуточный уровень (конец II семестра) 2018г.
Итоговый уровень (конец III семестра) 2018г.
■
4
ш
Я Hill ~J В Hill
40 35 30 2S
го
IS
ю
5 0
Экспериментальная Контрольная группа группа
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Экспериментальная Контрольная группа группа
= Репродуктивный ни Частично-поисковый Поисковый ■ Креативный
Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития мотиеационного компонента
= Репродуктивный 1Ш Частично-поисковый Поисковый « Креативный
Рис. 2. Результаты диагностики уровня развития когнитивного компонента
= Репродуктивный 1111 Частично-поисковый Поисковый и Креативный
Рис. 3. Результаты диагностики уровня развития деятельностного компонента
Анализ данных эксперимента, проведенного нами, подтверждает, что результаты диагностики свидетельствуют о положительной динамике уровней креативности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
Мониторинг динамики изменений показателей уровня сформированности креативного мышления будущих парикмахеров свидетельствует о том, что внедрение в практику обучения ПОЗ делает возможным развитие креативного мышления, что представлено в диаграммах.
Библиографический список
1. Дугина, Г. Р. Формирование креативного мышления у студентов в процессе изучения математики / Г. Р. Дугина // Теоретические и практические вопросы науки XXI в. : сб. ст. Международ. науч.-практ. конф. «Теоретические и практические вопросы науки XXI» (28 февраля 2018 г.) : в 2 ч. Ч. 1. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2018. — С. 155-157.
2. Башина, Т. Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Т. Ф. Башина // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 521-525.
3. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — Москва : Академия, 2013. — 277 c. — ISBN 978-5-7695-9408-3.
4. Инновационная деятельность как условие развития предпринимательских компетенций у студентов СПО : сб. ст. науч.-практ. конф. (19 февр. 2019 г.). — Магнитогорск, 2019. — 226 с. — URL: mtcol.ru/nmr/reading/compilation/I_Omelchenkovskie_reading_1.pdf (дата обращения: 15.10.2019).
5. Наука/Педагогика [сайт]. — 2019. — URL: nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/ dissertac...udentov-universiteta (дата обращения: 15.10.2019).
6. Гин, А. Фактор успеха: учим нестандартно мыслить / А. Гин, М. Баркан. — Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2018. — 88 с. — ISBN: 978-5-7755-3115-7.
7. Бредихина, О. А. Профессионально ориентированные задачи в курсе математики для студентов таможенного дела / О. А. Бредихина // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 5. — URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28119 (дата обращения: 19.10.2019).
8. Урванова, Н. А. Использование прикладных задач в математической подготовке выпускников технологического колледжа / Н. А. Урванова // Теоретические и практические вопросы науки XXI в. : сб. ст. Международ. науч.-практ. конф. «Теоретические и практические вопросы науки XXI» (28 февраля 2018 г.) : в 2 ч. Ч. 1. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2018. — С. 206.
For citation: Dugina, G. R. The development of creative thinking at secondary vocational education students through professionally oriented tasks / G. R. Dugina // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 12-17.
THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING AT SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS THROUGH PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS
G. R. Dugina
The article discusses various approaches to the definition of the concepts of "creativity", "creative thinking", "professionally-oriented tasks". The components in the structure of creative thinking are highlighted.
Key words: creativity, creative thinking, components of creative thinking, development of creative thinking, professionally-oriented tasks.
References
1. Dugina G. R. Formirovanie kreativnogo myshlenija u studentov v processe izuchenija matematiki [The formation of creative thinking in students in the process of studying mathematics], Teoreticheskie i prakticheskie voprosy nauki XXI. Sb. st. Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. «Teo-reticheskie i prakticheskie voprosy nauki XXI» (28 fevralja 2018 g. Ufa): v 2 ch. Ch. 1 [Proc. of the International scientific and practical. conf. "Theoretical and practical issues of science XXI" (February 28, 2018, Ufa): in two parts. Part 1.]. Ufa, RIC BashGU, 2018, pp. 155-157. (In Russian)
2. Bashina T. F. Kreativnost' kak osnova innovacionnoj pedagogicheskoj dejatel'nosti [Creativity as the basis of innovative pedagogical activity], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2013, no. 4, pp. 521-525. (In Russian)
3. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shijanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Akademija, 2013, 277 p, ISBN 978-5-7695-9408-3. (In Russian)
4. Innovacionnaja dejatel'nost' kak uslovie razvitija predprinimatel'skih kompetencij u studentov SPO [Innovative activity as a condition for the development of entrepreneurial competencies among students of secondary vocational education: Sat. Art. scientific-practical conf. (Feb 19, 2019).]. Magnitogorsk, 2019, 226 p, available at: mtcol.ru/nmr/reading/compilation/I_Omelchenkovskie_read-ing_1.pdf (accessed: 15.10.2019). (In Russian)
5. Nauka/Pedagogika, 2019, available at: nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dis-sertac...udentov-universiteta (accessed: 15.10.2019). (In Russian)
6. Gin A., Barkan M. Faktor uspeha: uchim nestandartno myslit' [Success Factor: Learning to think unconventionally]. Moscow, VITA-PRESS, 2018, 88 p, ISBN: 978-5-7755-3115-7. (In Russian)
7. Bredihina O. A. Professional'no orientirovannye zadachi v kurse matematiki dlja studen-tov tamozhennogo dela [Professionally oriented tasks in the course of mathematics for students of customs], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2018, no. 5, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28119 (accessed: 19.10.2019). (In Russian)
8. Urvanova N. A. Ispol'zovanie prikladnyh zadach v matematicheskoj podgotovke vypusknikov tehnologicheskogo kolledzha [The use of applied problems in the mathematical training of graduates of a technological college], Teoreticheskie i prakticheskie voprosy nauki XXI. Sb. st. Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. «Teoreticheskie i prakticheskie voprosy nauki XXI» (28 fevralja 2018 g. Ufa): v 2 ch. Ch. 1 [Proc. of the International scientific and practical. conf. "Theoretical and practical issues of science XXI" (February 28, 2018, Ufa): in two parts. Part 1.]. Ufa, RIC BashGU, 2018, p. 206. (In Russian)
Дугина Гульнара Рифовна, преподаватель ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская область, г. Магнитогорск, е-mail: gulnara_dugina@ mail.ru
Dugina Gulnara Rifovna, Lecturer, of the Magnitogorsk Technological College named after V. P. Omelchenko, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]