Мы полностью разделяем точку зрения В.А. Андреева: для творческой самореализации личности необходимы соответствующие технологии обучения, с помощью которых все содержание вузовского курса обучаемый должен как бы пропустить через себя и на основе активной рефлексии трансформировать его в профессиональную компетентность и профессионально важные личностные качества. В связи с этим существует необходимость в создании целенаправленного, организованного педагогического влияния на этот процесс.
Поступила в редакцию 19.02.2013.
В окончательном варианте 15.03.2013.
UDC 378.662
COMPETENCE APPROACH ТО LESSON PLANNING
О.Р. Kislyakova
Syzran Air Force School 7 Marshal Zhukov str., Syzran, 446007 E-mail: [email protected]
The article deals with the competence approach to the development of necessary competences and professionally important qualities in military pilots' training. It also offers some techniques and methods in achieving this goal.
Key words: teaching, technology of teaching, technology of learning.
Original article submitted 19.02.2013.
Revision submitted 15.03.2013.
Olga P. Kislyakova, candidate of pedagogics, associate professor, Department of Technical Sciences, Syzran Air Force School.
УДК 378
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
П.Г. Лабзина1
Самарский государственный технический университет 443010, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
В статье рассматривается возможность раскрытия творческого потенциала студентов в процессе изучения иностранного языка. Научная мысль направлена на то, чтобы найти способы стимулирования речемыслительной активности студентов, разрабатывать творческие задачи, совершенствующие не только речевую деятельность, но и творческое мышление.
Ключевые слова: креативность, творчество, гибкость мышления, познавательная деятельность, коммуникативная компетентность.
С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества. Для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо
1 Полина Глебовна Лабзина, преподаватель кафедры иностранных языков.
63
быть в курсе развития своей отрасли в мире. Поэтому возрастает значимость обучения иностранным языкам, формирования коммуникативной компетентности. Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает, таким образом, особую актуальность в современном образовании. В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление.
Обучение иностранному языку в неязыковых, в том числе технических вузах, находится в центре внимания учёных. С помощью иностранного языка формируется готовность к профессиональной деятельности через: развитие профессионализма, профессионального мышления, профессионально важных качеств; повышение качества знаний; формирование профессиональной направленности, культуры делового общения, конкурентоспособности. Предлагается формировать познавательные потребности, творческую активность и индивидуальность, самостоятельность, ценностные ориентации студентов. Учёные выявляют возможности иностранного языка в формировании личностно и профессионально значимых компетенций будущих специалистов: межкультурной, коммуникативной, социальной, культурологической. Иностранный язык рассматривается как фактор воспитания обучаемых, развития способности к самореализации, саморазвитию. Учёными выделяются особенности иностранного языка как cpeдства гуманизации и гуманитаризации образования, условия подготовки специалиста международного уровня.
Максимальное развитие коммуникативных способностей - вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями иностранных языков. Для ее решения необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие всех четырех видов речевой деятельности, формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций, а с другой - создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться [1].
В своем исследовании И.И. Игнатенко пишет о разработанной Ю.Н. Карауловым модели языковой личности, в рамках которой необходимо отметить аспект, сопряженный с проблемой творческого начала в использовании языка: способность порождать оригинальное высказывание из стандартных элементов, а также когнитивные преобразования в момент высказывания. Следовательно, если речь идёт о личностно развивающих возможностях процесса обучения иностранным языкам, то имеется в виду развитие личности в целом - как её некогнитивных аспектов (эмоциональных характеристик, воли и т. д.), так и интеллектуальных (когнитивных), которые прежде всего проявляются в языке [4].
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемных ситуаций в обучении.
Выявление и обоснование психологического механизма развития креативного мышления через решение противоречивых проблемных ситуаций обеспечило в отечественной педагогике создание и развитие самостоятельного научного направления - проблемного обучения. Результаты выполненных к настоящему времени экспериментальных работ (Балаев А.А., Вербицкий А.А., Вергасов В.М., Куликова З.А. и др.) показали, что методика проблемного обучения действительно отличается высокой эффективностью в плане развития интеллекта личности (Акимов Ю.Б., Дончен-ко А.М., Мальков В.И., Борисенко Н.М., Воробьёв А.М., Лобейко Ю.А. и др.). Изучение сущности проблемного обучения позволяет выделить в нём те моменты, кото-
рые обусловливают успешное овладение обучающимися знаниями, навыками, умениями, и способствует формированию творческого мышления. Особенно значительна роль проблемного обучения в развитии активности личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной), которая объективно возникает при столкновении человека с познавательной трудностью, с проблемой.
Ю.П. Истратов верно указывает на то, что именно проблема как необходимая принадлежность задания позволяет вывести студента на внутренний и внешний диалог по поводу решения задачи [3]. При этом суть обучения, понимаемая как деятельность по овладению знаниями, состоит не только в воссоздании и воспроизведении, но также и в создании и произведении нового. Нельзя не согласиться с точкой зрения Ю.П. Истратова, согласно которой важно развивать у студентов специфические умения для разрешения проблемных ситуаций и раскрытия творческого потенциала в процессе изучения иностранного языка, а именно: умение выделять проблему, осознавать известное и неизвестное, сопоставлять знания из различных областей и анализировать их связь, выдвигать гипотезы и определять возможные пути их подтверждения. Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез указывают на то, что обучение иностранным языкам должно строиться как творческий процесс. Творческий характер данного процесса проявляется в том, что обучающийся, решая те или иные коммуникативные задачи, реализует собственные намерения, т. е. действует от своего лица. Изучение иностранного языка призвано стимулировать способность обучающегося к свободному креативному мышлению, формировать его картину мира, способствовать его саморазвитию и саморефлексии. Поэтому содержание обучения подлежит не механическому усвоению, а интеллектуальной и творческой переработке [2].
Приёмы обучения творчеству актуальны в высшей школе, так как студенческий возраст - это период формирования собственного взгляда на жизнь.
Попытки отойти от традиционного процесса обучения исследователи видят в использовании «проблемных учебных задач», направленных не на воспроизведение заданных образцов, а на самостоятельное нахождение пути к решению проблемы. Основой креативного мышления на занятиях по иностранному языку является «проблемная ситуация», где требуется переосмыслить имеющиеся знания или подключить эрудицию [5]. Подобные задания по своей природе отвечают логике раскрытия творческого потенциала личности студента, так как включают механизмы нестандартного мышления, делают студентов активными участниками поиска решения, анализа ошибок, оценки и сравнения.
Формирование специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, критическим мышлением, профессиональной компетентностью, способного вырабатывать и принимать решения в неустойчивой, быстро меняющейся ситуации, предполагает применение методов активизации и проблематизации языкового образования. Эти методы позволяют будущим специалистам сформировать некие модели научного исследования, модели принятия решений, которые они смогут применить в будущей деятельности и не только в ней. Проблемность в обучении иностранному языку проявляется как при отборе информационного обеспечения учебного процесса, так и в процессе контакта с носителями языка, при сопоставлении культур родного и иностранного языка, что позволяет формировать наряду с коммуникативной и прагматической социокультурную компетенцию.
Таким образом, профессионально ориентированное обучение иностранному языку представляет собой процесс, направленный на формирование активной и творческой личности будущего специалиста, лингвистические знания которого помогают ему приобретать специальные знания и навыки, способствующие его профессиональному развитию в различных областях науки и производства.
1. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения иностранному языку на продвинутом этапе специализированного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2003. - 330 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: АСАДЕМ1А, 2006. - 334 с.
3. Истратов Ю.П. О некоторых аспектах чтения как творческого процесса // Литература в школе. - 1997. - № 2. - С. 47-51.
4. Игнатенко И.И. Раскрытие творческого потенциала личности студентов в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2006. - 164 с.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
Поступила в редакцию 13.02.2013.
В окончательном варианте 15.03.2013.
UDK378
DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVE THINKING IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE
Р G Labzina
Samara State Technical University 244 Molodogvardeiskaya str., 443100 E-mail: [email protected]
The opportunity of revealing students ’ creative potential in the process of learning a foreign language is discussed in this article. The scientific research is devoted to finding the ways of stimulating students’ speaking and thinking activity and doing creative tasks improving not only speech activity but also creative thinking.
Key words: creativeness, creativity, flexible thinking, cognitive activity, communicative competence.
Original article submitted 13.02.2013.
Revision submitted 15.03.2013.
Polina G Labzina, lecturer, Department of Foreign Languages.