МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
УДК 336.6
Е.Н. Карпова
К.э.н., доцент
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
С.В. Кяряклиев Магистрант 2 курса
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Аннотация
В условиях развитых финансовых рынков и концентрации капитала в крупных корпоративных структурах особое значение приобретают вопросы эффективного управления финансовыми ресурсами корпораций, в том числе посредством реализации внутреннего финансового контроля. В данной статье представлены основные принципы корпоративного финансового контроля, а также основные элементы системы финансового контроля.
Ключевые слова
Финансовый контроль, принципы финансового контроля, объекты финансового контроля, система финансового
контроля.
Контроль является одной из завершающих стадий управления финансами корпорации, выступая в то же время необходимым условием управления ими. Корпоративный финансовый контроль определяет все стадии индивидуального кругооборота фондов, начиная с авансирования средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступлением выручки на счета корпорации в банках. Главное назначение финансового контроля состоит в непрерывном, сплошном и системном наблюдении за производственной деятельностью всех структурных подразделений в целях выявления резервов роста ее эффективности, обеспечения сохранности материальных и финансовых ресурсов, устранения причин и условий, порождающих бесхозяйственность, и на их основе принятие оптимальных управленческих решений [2, с. 35]. Финансовый контроль как понятие субъективное представляет собой метод управления финансовыми ресурсами корпораций.
К основным принципам корпоративного финансового контроля относятся:
1. Разделение обязанностей. Ответственность между служащими корпорации распределяется таким образом, чтобы никто не нес ответственности за операцию в целом. Таким образом, лицо, разрешающее операцию, не несет ответственности за участвующие в ней активы и за регистрацию данной операции.
2. Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в том, что все операции должны быть одобрены главным финансовым директором корпорации с опорой на те объемы денежных средств, на отпуск которых он имеет полномочия.
3. Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера. Должностное лицо, которое проверяет работу контролера, также должно поставить свою подпись, подтверждающую, что работа выполнена качественно. Без таких свидетельств невозможно определить, что система контроля работает в запланированном режиме.
4. Ограничения системы контроля. Теоретические аспекты эффективного финансового контроля не всегда могут успешно функционировать на практике. Система контроля зависит от тех, кто проверяет. Более того, многие системы контроля становятся неэффективными, если возникает сговор между служащими компании. Поэтому даже самые лучшие системы контроля не защищены от неудач, хотя риск таких неудач понижается при привлечении к контролю высококвалифицированных специалистов. Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих руководство обязано регулярно контролировать качество их работы, точность выявления слабых мест и своевременность исправления ошибок. Во многих крупных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
корпорациях руководители филиалов не в состоянии уделять достаточного времени выполнению контрольных функций. В этом случае потенциальные преимущества от регулярного контроля часто превышают затраты на создание отдела внутреннего аудита. Важным критерием работы такого отдела является снижение потенциальных убытков [1].
Система корпоративного финансового контроля предназначена для помощи руководителям корпораций в вопросах:
1) выбора между различными альтернативными действиями, планирования действий, которые должны быть произведены в течение определенного периода времени;
2) выявления ошибок конкретных исполнителей, которые могут заключаться в установлении нереальных планов при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации конкретных маркетинговых, инвестиционных и иных решений;
3) исправления ошибок и закрепления успеха [1].
Руководству корпорации необходимо обеспечить составление достоверной бухгалтерской отчетности, поскольку она:
- формирует основу ежегодно публикуемых отчетов;
- позволяет предоставлять сведения о ежедневно принимаемых решениях, которые помогают руководству оценить текущее положение компании и детально изучить ее деятельность за истекший период;
- помогает при составлении прогнозов;
- позволяет сравнивать фактические результаты с планом и выявлять причины отклонений.
Если корпорация имеет зарубежные филиалы и отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения, то центральной дирекции необходима достоверная информация обо всех своих филиалах для оценки результатов принятых решений в целом.
Важным объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов корпорации. Для осуществления контроля за исполнением бюджетов Министерство экономики РФ рекомендует использовать двухуровневую систему.
Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений корпорации. Такой контроль осуществляют их руководители.
Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по элементам затрат). Его проводят финансово-экономические службы и бухгалтерия корпорации [1].
Ключевыми элементами системы корпоративного финансового контроля являются:
1) объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
2) предметы контроля - отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья, материалов и энергии и т.д.);
3) технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (в процентах);
4) субъекты контроля - структурные подразделения и экономические службы корпорации.
Контроль за выполнением доходной части сводного бюджета призван обеспечить бесперебойность
финансирования текущей и инвестиционной деятельности корпорации. Его осуществляет финансовая служба. Контроль за соблюдением расходной части консолидированного бюджета является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность хозяйственно-финансовой деятельности корпорации.
Для успешного решения данной проблемы рекомендуется устанавливать четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:
1) оперативный анализ фактических отклонений от планового, функциональных и сводного бюджетов за месяц, квартал;
2) разработку мероприятий по устранению непроизводственных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
3) оформление и передачу дирекции корпорации аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов в целях корректировки их доходной и расходной частей [1].
Рекомендуется использовать метод пересмотра расходов бюджета, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов корпорации. В качестве приоритетных могут быть определены следующие расходы бюджета:
- оплата труда работников в расчете на производственную программу;
- уплата налогов в федеральный, региональные и местные бюджеты;
- взносы в государственные внебюджетные фонды;
- оплата закупок материальных ресурсов и энергии.
Целесообразно создавать и внедрять в каждой корпорации комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования, что позволяет оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности корпоративного финансового контроля и управления корпоративными финансами в целом.
Подводя итог, отметим, что система финансового контроля развивается и совершенствуется по мере роста числа крупных корпораций в России. Список использованной литературы:
1. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент: учебное пособие / часть 1. М., 2009. [Электронный ресурс: http://finance-credit.news/menedjment-finansovyiy/finansovyiy-menedjment-uchebnoe-posobie-chast.html].
2. Шмельцер Л.А. Совершенствование инструментария внутрифирменного контроля издержек в системе финансового менеджмента: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.10, 08.00.12. - Ростов-на-Дону, 2004. - 220 с.
© Карпова Е.Н., Кяряклиев С.В., 2016
УДК 336.531.2
А. Э.Ковалев
Студент 1-го курса магистратуры Экономический факультет Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Г. Саранск, Российская Федерация
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ В ИНДИИ: ЗА И ПРОТИВ
Аннотация
Статья раскрывает основные аспекты и причины национализации банковского сектора индийской экономики: автором рассмотрены масштабы и предпосылки увеличения доли государства в крупнейших индийских банках. Сравниваются негативные и положительные моменты национализации, ее влияние на ключевые экономические процессы внутри страны, а также эффект, оказанный на инновационное развитие банкинга Индии и устойчивость сектора к макроэкономическим рецессиям.
Ключевые слова
Национализация, инновационное развитие, экономика знаний, банк, государственный сектор, частный
сектор, субсидирование.
Вопрос приватизации государственных активов в виде долевого участия в уставном капитале банков выступает одной из наиважнейших дилемм, возникших в области институционального банковского регулирования и стабилизационной финансовой политики. Если развитые экономики, вставшие на путь