Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОРЕЙСКОГО ШАМАНИЗМА И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЕ'

РАЗВИТИЕ КОРЕЙСКОГО ШАМАНИЗМА И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИСТОРИЯ / КОРЕЯ / ШАМАНИЗМ / ОБРЯД / КУЛЬТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириллова Елизавета Николаевна

В данном исследовании рассматривается становление корейского шаманизма, его историческое становление и значение на территории Корейском полуострове. В современном корейском обществе предпочтение населения отдается другим, официальным религиям, и такую ситуацию можно наблюдать на протяжении всей корейской истории. Однако нельзя не признать всю значимость шаманизма и его огромного вклада в культуру государства, из чего исходит актуальность его изучения. В настоящем исследовании используются интернет-ресурсы и обращение к книжным изданиям. При написании работы применялись анализ, синтез, а также исторический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF KOREAN SHAMANISM AND ITS HISTORICAL SIGNIFICANCE IN MODERN KOREA

This study examines the formation of Korean shamanism, its historical formation and signi cance on the territory of the Korean Peninsula. In modern Korean society, the preferences of the population are given to other, o cial religions, and this situation can be observed throughout Korean history. However, it is impossible not to recognize the full signi cance of shamanism and its huge contribution to the culture of the state, from which the relevance of its study proceeds. In this study, Internet resources and access to book publications are used. When writing the work, analysis, syntheses, as well as the historical method were used.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОРЕЙСКОГО ШАМАНИЗМА И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЕ»

УДК 223

Е.Н. КИРИЛЛОВА

Казанский (Приволжский) Федеральный университет, г. Казань, Россия

РАЗВИТИЕ КОРЕЙСКОГО ШАМАНИЗМА И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЕ

Кириллова Елизавета Николаевна, студент, Кафедра алтаистики и китаеведения Казанский (Приволжский) Федеральный университет E-mail: elizavetakiriUova01@mail.m

Аннотация. В данном исследовании рассматривается становление корейского шаманизма, его историческое становление и значение на территории Корейском полуострове. В современном корейском обществе предпочтение населения отдается другим, официальным религиям, и такую ситуацию можно наблюдать на протяжении всей корейской истории. Однако нельзя не признать всю значимость шаманизма и его огромного вклада в культуру государства, из чего исходит актуальность его изучения. В настоящем исследовании используются интернет-ресурсы и обращение к книжным изданиям. При написании работы применялись анализ, синтез, а также исторический метод.

Ключевые слова и фразы: религия, история, Корея, шаманизм, обряд, культ.

нннннннннннннннннннннннннннннннш

Для цитирования: Кирилова Е. Н. Развитие шаманизма и его историческое значение в современной Корее // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 68-72.

E.N. KIRILLOVA

Kazan (Volga region) Federal university, Kazan, Russia

THE DEVELOPMENT OF KOREAN SHAMANISM AND ITS HISTORICAL SIGNIFICANCE IN MODERN KOREA

Elizaveta N. Kirillova, student, Department of Altaic Studies and Chinese Studies Kazan (Volga region) Federal university E-mail: elizavetakirillova01@mail.ru

Abstract. This study examines the formation of Korean shamanism, its historical formation and significance on the territory of the Korean Peninsula. In modern Korean society, the preferences of the population are given to other, official religions, and this situation can be observed throughout Korean history. However, it is impossible not to recognize the full significance of shamanism and its huge contribution to the culture of the state, from which the relevance of its study proceeds. In this study, Internet resources and access to book publications are used. When writing the work, analysis, syntheses, as well as the historical method were used.

Key words and phrases: religion, history, Korea, shamanism, ritual, cult.

For citation: Kirillova E.N. The development of Korean shamanism and its historical significance in modern Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3. № 3. P. 68-72.

Введение

Говоря о шаманизме в общих чертах, необходимо сделать акцент на относительной примитивности данной религии, так как в ней не существует особой глубокой систематизации и достаточно упрощено описание природных явлений и происходящих вокруг процессов. Проникновение данного верования в повседневную жизнь населения осуществляется через фольклор, традиции и обычаи.

Для большинства государств на начальных периодах развития характерно существование язычества и шаманизма, однако Корея одна из немногих стран, где одна из древнейших религий не только сохранилась до наших дней в памяти людей, но и является неотъемлемой частью культурной жизни и ярким художественным компонентом современного населения.

Нельзя сказать, что шаманизм перманентно являлся частью жизни населения на протяжении всей истории. С течением времени существования государственности на Корейском полуострове шаманизм претерпевал диаметрально противоположное отношение в различные эпохи, то шаманы были максимально приближены к элите страны, помогая в государственном управлении и оказывая сильное влияние на короля, то подвергались гонениям и были вынуждены жить на окраинах страны.

Но, так или иначе, многие аспекты культуры шаманизма сохранились и в настоящее время, пусть и в преобразованном виде. Особый акцент в современных реалиях делается на внешней, праздничной стороне ритуальных церемоний. В частности, такая практика используется для привлечения туристических потоков как из самой Южной Кореи, так и зарубежных, путем демонстрации традиционных культурных элементов и действий, сохраненных в первозданном виде.

Результаты исследования

Во времена неолита на территории корейского полуострова преобладал анимизм и тотемизм. Кроме того, в связи с эволюционным развитием общества, происходило усложнение религиозной системы в принципе, что выражается в вере в загробную жизнь, в бессмертных позитивных и негативных духов (однако такая классификация достаточно условна, действия духов будут зависеть от того, насколько хорошо шаман попросит

духа об услуге). Существует вероятность, что темные силы могут помочь (однако и светлых можно разозлить своими поступками) так же, как и высшие силы, в связи с чем усовершенствовались способы захоронения (труп клали головой на восток в направлении восхода солнца) и похоронные обряды, что также способствовало появлению культа предков. Так для потенциального взаимодействия с нематериальными существами должен был быть специально обученный человек, шаман. Этот человек, как мужчина, так и женщина (что во многом отличает корейский шаманизм от шаманизма в других странах), проводил сеансы общения, экзорцизма и театрализованные обряды в виде песен и танцев для того, чтобы умилостивить духов дать благополучие и процветание.

Корейский шаманизм состоит из церемоний, где совершаются поклонения огромному количеству духов, которые непосредственно связаны с окружающими природными элементами и космическими объектами. Шаманы умели играть на некоторых музыкальных инструментах, так во время камлания использовались барабаны (чанго и бук), флейты и бубна (фанго).

Хотя на данном этапе еще нельзя говорить о сформированных представлениях о системе устройства религии, так как действовали шаманы точечно и разрозненно. В Бронзовый век (Х-Ш вв. до н. э.) они выполняли больше идеологическую роль, в связи с социальным расслоением они духовно объединяли население, таким образом ослабляя общественную напряженность. Еще в течении многих столетий у шаманизма не будет официального названия.

Свои характерные черты корейский шаманизма приобрел во времена существования Трёх Государств (I в. до н. э. - IV в. н. э.). В эту эпоху шаманизм разделился на три формы, где происходило разграничение по категории жертвоприношений, которые передавались из поколения в поколение. Во-первых, преподносили еду в знак уважения к богам и высшим силам, а также это было данью умершему человеку. Во-вторых, важным было щедро «заплатить» богам за прошлый хороший урожай и попросить о хорошем урожае в следующем году. В-третьих, отдавали дань окружающим природным объектам, например рекам, лесам и горам.

Также аспектом, сохранившимся в учениях шаманизма в наши дни, был культ Семи звезд

E.N. kirillova. THE DEVELOPMENT OF KOREAN SHAMANISM AND ITS HISTORICAL SIGNIFICANCE IN MODERN KOREA

Большой Медведицы, где каждая звезда имеет значение и влияет на периоды жизни человека и его судьбу, также на рождение сильных и здоровых детей. Также совершаются жертвоприношения. Однако этот элемент поклонения характерен не только для корейского шаманизма, как такового, но и для других стран региона.

Введение более сложных религий, таких как даосизм, конфуцианство и буддизм, не привело к отказу от шаманских верований и практик. Они ассимилировали элементы шаманской веры мирно, и во многих аспектах именно шаманизм способствовал принятию многих элементов культуры, религий и учений в широких массах, так как именно он был наиболее всего распространен среди большей части населения, занимающегося сельским хозяйством. Во времена ранней государственности шаманы пользовались достаточным уважением. Кроме того, одной из обязанностей шаманов была медицина, которая больше походила на психологические практики, построенные на музыкальном и танцевальном воздействии, в теории связывающем с высшими силами. Во многом это действительно работало и работает до сих пор при проведении обрядов, преимущественно благодаря эффекту плацебо.

В эпоху Коре на место шаманизма пришли буддизм и конфуцианство, хотя нельзя говорить о полной потере его влияния. Буддизм, будучи государственной религией на начальных этапах формирования и укрепления страны, был достаточно лоялен к другим вероисповеданиям, к шаманизму, соответственно, тоже. В данный период шаманизм не только не подвергался гонениям, но и был под защитой государства, так как он сохранял и возвышал культурные характеристики и особенности государства Коре, позволял правящим кругам «разговаривать» с высшими силами и духовными предками. Существовал пророческий ритуал и публичный ритуал о благословении и благополучии королевского рода. Многие шаманские обряды в ту пору были развлечением элиты, некоторые жизненные вопросы аристократические круги также решали с помощью шаманов, а в случае их успешного решения, исполнители могли рассчитывать на поддержку и покровительство. К сожалению, в связи с распространением конфуцианской идеи, культура шаманизма пришла в упадок.

Говоря непосредственно о шаманах («пан-су») и, в особенности, о шаманках («мудан»),

необходимо упомянуть, что в более поздние эпохи, особенно в эпоху Чосона, хотя еще в самом начале эпохи к шаманизму относились весьма лояльно, позволяя участвовать в национальных внутренних выездах, их влияние не только заметно снизилось, но и они подвергались сильным притеснениям. Шаманизм сохранился только как религия на отдаленных территориях и в низших слоях, а также как народное поверье. Хотя также стоит упомянуть, что отношение к шаманизму в данную эпоху было довольно неравномерным и говорить о том, что к нему относились только негативно на поздних порах, нельзя. В XIX веке шаманизм не просто исповедовался, но некоторые обряды проводились даже при императорском дворе, многие буддийские монахи сохраняли веру в шаманские культы, и даже убежденные конфуцианцы не отказывались принимать участие в данных мероприятиях.

В период японской оккупации (1910-1945) шаманов притесняли за суеверия, кроме того, ввиду идеологии японского колониализма, при котором основной задачей японского правительства было внедрить собственную культуру и религию в том числе, синтоизм, а шаманство же являлось ярким примером самобытной корейской культуры, которое тоже должно было быть ликвидировано.

Даже во эпоху образования и становления Республики Корея к шаманизму относились достаточно негативно в одних слоях населения, получал серьезную критику в других, однако некоторые относились к нему с лояльным интересом. Именно в этот период шаманизм получил свое официальное название («Мусок») и окончательно был утвержден как религия, пусть официальный статус так и не был получен.

Если говорить о возможности общения с духами, то шаманкой можно было стать двумя путями. Во-первых, девочка должна была родиться в семье шаманов, то есть их «возможность» говорить с духами передавалась по наследству. Или же нужно было позволить духу «слиться» с собственными телом и душой. Мудан часто жили достаточно бедно, так как женщины на территории корейского полуострова достаточно долго подвергались дискриминации. Это расслоение удалось значительно снизить только с приходом феминизма в конце XX века, пусть патриархальные установки еще существовали и существуют, к сожалению, до сих пор.

После осознания значимости сохранения собственной культуры полностью исчезли случаи притеснения шаманизма, как в Корее, так и за рубежом проводятся научные исследования, археологические экспедиции и изучение исторических источников для полного изучения культуры шаманизма, а также происходит его переоценка и отрешение от написанных негативно, в связи с идеологией, текстов.

В современную местную ассоциацию шаманов входит до 100 тысяч человек (по официальным данным 40 тысяч), однако данные достаточно нестабильны и неточны вследствие того, что многие шаманы никаким образом себя не регистрируют.

При подведении итоговых статистических данных, анализирующих общее процентное соотношение верующих в Корее, было показано, что достаточная часть населения не относит шаманизм к религии, поэтому указала о своих атеистических взглядах. Однако даже согласно официальной статистике Корейской Ассоциации ежегодно в стране проводится более 60 тысяч обрядов разной направленности. Так что можно говорить о том, что даже если официально человек не считает себя последователем шаманской культуры и не разделяет основные идеи, многие элементы достаточно плотно вплелись в обыденную жизнь корейцев, так что они все равно просят их о помощи и в принципе пользуются услугами шаманов.

Заключение

Можно говорить о том, что несмотря на достаточно тяжелый исторический путь, шаманизм не только не исчез из памяти населения, но и органично вплелся в повседневную жизнь, стал культурным достоянием страны и ежегодно привлекает большое количество туристов и ученых.

Осознав всю значимость сохранить многие культурные аспекты, правительство Южной Кореи выделяет средства для поддержания достояний, куда включен и шаманизм, что позволяет ему не только существовать в современных реалиях, но и привлекать все больше людей со всего мира. Кроме того, мудан теперь находятся в благоприятных финансовых условиях, так как с каждым годом феминистическое движение в Южной Корее все больше и больше сокращает разрыв между финансовыми доходами мужчин и женщин и стремится к ликвидации дискриминации в принципе. Центром же современного корейского шаманизма является Чеджудо, чем также привлекает достаточные туристические потоки.

Благодаря эклектизму корейского шаманизма, многие люди пересматривают свое отношении к религии как таковой. На сегодняшний день Южная Корея - одна из самых плюралистических стран, в которой мирно сосуществуют большинство официальных религий, учений и философий.

Список литературы

1. Андронова Л. А. «Культура Кореи: учебное пособие. Часть 1 (с древнейших времён до 1910 г.)» / Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 139 с.

2. Ли Г. Б. «История Кореи: Новая трактовка» - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2000. - 464 с.

3. Тихонов В. М., Кан Мангиль. История Кореи: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до 1904 г. / Ред., сост. хрон. табл., сост. указателя Т. М. Симбирцева. (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности: вып. 41.) М.: Наталис, 2011. - 533 с.

4. Толстокулаков И. А. «Очерк истории корейской культуры»/учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002. - 238 с.

5. Ионова Ю. В. Религиозные воззрения корейцев. - Сборник МАЭ. Т.25. - 1969. - С. 159-187.

6. Джарылгасинова Р. Ш. Корея. Важнейшие исторические события. Страны и народы. Зарубежная Азия. Восточная и Центральная Азия: Научно-популярное географо-этнографическое издание в 20 т. - М.: Мысль, 1982. - С. 169-174

7. Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2009. -680 с.

8. Chang, Chukun. An introduction to Korean shamanism. In Richard W. I. Guisso & Chai-shin Yu (ed.), Shamanism, the Spirit World of Korea. Berkeley: Asian Humanities Press, pp. 30-51.

9. Oh, Kyong-geun. Korean Shamanism - The Religion of Women // International Journal of Korean Humanities and Social Sciences. - 2016. - Т. 2. - pp. 71-86.

10. Kim, T'ae-gon. Components of Korean Shamanism // Korea Journal. - 1972. - Т. 12. - №. 12. - pp. 17-25.

E.N. kirillova. THE DEVELOPMENT OF KOREAN SHAMANISM AND ITS HISTORICAL SIGNIFICANCE IN MODERN KOREA

11. Mark Cartwright. «Shamanism in Ancient Korea» - Текст: электронный // WORLD HISTORY ENCYCLOPEDIA: [сайт]. - URL: https://www.worldhistory.org/article/968/shamanism-in-ancient-korea/ (дата обращения: 26.02.2022). - Текст: электронный.

References

1. Andronova L. A. «Kul'tura Korei: uchebnoye posobiye. Chast' 1 (s drevneyshikh vremon do 1910 g.)» / Tomsk Polytechnic University. Tomsk: Tomsk Polytechnic University Publishing House, 2014. - 139 p.

2. Lee G.B. «Istoriya Korei: Novaya traktovka» - M.: OOO "TID "Russkoye slovo - RS" 2000. - 464 p.

3. Tikhonov V. M., Kang Mangil. Istoriya Korei: V 2 t. T. 1: S drevneyshikh vremen do 1904 g. / Red., sost. khron. tabl., sost. ukazatelya T. M. Simbirtseva. (Orientalia and Classics: Trudy Instituta vostochnykh kul'tur i antichnosti: vyp. 41.) M.: Natalis, 2011. - 533 p.

4. Tolstokulakov I. A. «Ocherk istorii koreyskoy kul'tury»/ucheb. posobiye. - Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo un-ta, 2002. - 238 p

5. Ionova Yu. V. Religioznyye vozzreniya koreytsev. - Sbornik MAE. T.25. - 1969. - 159-187 p.

6. Jarylgasinova R. S. Koreya. Vazhneyshiye istoricheskiye sobytiya. Strany i narody. Zarubezhnaya Aziya. Vostochnaya i Tsentral'naya Aziya: Nauchno-populyarnoye geografo-etnograficheskoye izdaniye v 20 t. - M.: Mysl', 1982. - 169-174 p.

7. Kurbanov S. O. Istoriya Korei: s drevnosti do nachala XXI v. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. Un-ta, 2009. - 680 p.

8. Chang, Chukun. An introduction to Korean shamanism. In Richard W. I. Guisso & Chai-shin Yu (ed.), Shamanism, the Spirit World of Korea. Berkeley: Asian Humanities Press, pp. 30-51.

9. Oh, Kyong-geun. Korean Shamanism-The Religion of Women // International Journal of Korean Humanities and Social Sciences. - 2016. - Т. 2. - pp. 71-86.

10. Kim, T'ae-gon. Components of Korean Shamanism // Korea Journal. - 1972. - Т. 12. - №. 12. - pp. 17-25.

11. Mark Cartwright. "Shamanism in Ancient Korea". - Tekst: jelektronnyj // ENCYCLOPEDIA OF WORLD HISTORY: [sajt]. - URL: https://www.worldhistory.org/article/968/shamanism-in-ancient-korea/ (data obrashhenija: 02/26/2022). - Tekst: jelektronnyj.

Дата поступления / Received 28.03.2022 Дата принятия в печать /Accepted 18.04.2022

© Е.Н. Кириллова, 2022 © E.N. Kirillova, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.