Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МИНИ-ФУТБОЛ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуськов М. В., Стародубцева И. В., Манжелей И. В.

Цель исследования - опытно-экспериментальное обоснование средств и методов развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет, занимающихся мини-футболом. Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе детского Центра подготовки спортивного резерва футбольного клуба «Тюмень». В исследовании приняли участие детские тренеры по футболу и мальчики 5-6 лет. На основе опроса тренеров, работающих с дошкольниками, был определен перечень доступных спортивных предметов, упражнения с которыми оказывают развивающее влияние на координационные способности юных футболистов. Помимо футбольного мяча, к ним были отнесены: координационная лестница, обруч, фишки, теннисные мячи, гимнастическая палка, скакалка, фитбол. Результаты исследования и выводы. Упражнения и игры со спортивными предметами, включенные в тренировочный процесс футболистов 5-6 лет, оказывают положительное влияние на динамику развития различных координационных способностей. За шесть месяцев опытно-экспериментальной работы произошло достоверное улучшение всех показателей, фиксируемых по результатам выполнения пяти контрольных упражнений: челночный бег 3x5 м, «бег к цветным мячам», «удар серединой подъема по неподвижному мячу в ворота с расстояния 5 м», «падающая гимнастическая палка», «перешагивание через гимнастическую палку». Наибольший прирост результатов был отмечен в тестах, характеризующих способности к реагированию и дифференцированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF BOYS IN THE PROCESS OF MINI-FOOTBALL

Objective of the study was to experimentally substantiate the means and methods for the development of coordination abilities in 5-6 year old boys involved in mini-football. Methods and structure of the study. Experimental work was carried out on the basis of the children's training center for the sports reserve of the football club «Tyumen». The study involved children's football coaches and boys aged 5-6 years. Based on a survey of coaches working with preschoolers, a list of available sports items was determined, exercises with which have a developing effect on the coordination abilities of young football players. In addition to a soccer ball, they included: a coordination ladder, a hoop, chips, tennis balls, a gymnastic stick, a skipping rope, a fitball. Results and conclusions. Exercises and games with sports items, included in the training process of 5-6 year old football players, have a positive effect on the dynamics of the development of various coordination abilities. For six months of experimental work, there was a significant improvement in all indicators recorded according to the results of five control exercises: shuttle run 3x5 m, “running to colored balls”, “hit by the middle of the rise on a stationary ball into the goal from a distance of 5 m”, "falling gymnastic stick", "stepping over a gymnastic stick". The greatest increase in results was noted in tests that characterize the ability to respond and differentiate.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ»

развитие координационных способностей мальчиков в процессе занятий мини-футболом

УДК/UDC 796.332.4

Поступила в редакцию 22.02.2022 г.

ь^ ms-Ц я * ^В

РЩг Щ

-jo.-.-v Я^В ft 4

1 \

1- i вШЁ Ш, ' i •

Информация для связи с автором: [email protected]

АспирантМ.В. Гуськов1

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Стародубцева1 Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей2

Тюменский государственный университет, Тюмень

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

development of cooRDiNATioN ABILITIES oF BoYS iN THE pRocESS of mini-football

Postgraduate student M.V. Guskov1

PhD, Associate Professor I.V. Starodubtseva1

Dr. Hab., Professor I.V. Manzheley2

1 Tyumen State University, Tyumen

2 National Research Tomsk State University, Tomsk

Аннотация

Цель исследования - опытно-экспериментальное обоснование средств и методов развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет, занимающихся мини-футболом.

Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе детского Центра подготовки спортивного резерва футбольного клуба «Тюмень». В исследовании приняли участие детские тренеры по футболу и мальчики 5-6 лет. На основе опроса тренеров, работающих с дошкольниками, был определен перечень доступных спортивных предметов, упражнения с которыми оказывают развивающее влияние на координационные способности юных футболистов. Помимо футбольного мяча, к ним были отнесены: координационная лестница, обруч, фишки, теннисные мячи, гимнастическая палка, скакалка, фитбол. Результаты исследования и выводы. Упражнения и игры со спортивными предметами, включенные в тренировочный процесс футболистов 5-6 лет, оказывают положительное влияние на динамику развития различных координационных способностей. За шесть месяцев опытно-экспериментальной работы произошло достоверное улучшение всех показателей, фиксируемых по результатам выполнения пяти контрольных упражнений: челночный бег 3x5 м, «бег к цветным мячам», «удар серединой подъема по неподвижному мячу в ворота с расстояния 5 м», «падающая гимнастическая палка», «перешагивание через гимнастическую палку». Наибольший прирост результатов был отмечен в тестах, характеризующих способности к реагированию и дифференцированию.

Ключевые слова: координационные способности, мини-футбол, дошкольники.

Abstract

Objective of the study was to experimentally substantiate the means and methods for the development of coordination abilities in 5-6 year old boys involved in mini-football.

Methods and structure of the study. Experimental work was carried out on the basis of the children's training center for the sports reserve of the football club «Tyumen». The study involved children's football coaches and boys aged 5-6 years. Based on a survey of coaches working with preschoolers, a list of available sports items was determined, exercises with which have a developing effect on the coordination abilities of young football players. In addition to a soccer ball, they included: a coordination ladder, a hoop, chips, tennis balls, a gymnastic stick, a skipping rope, a fitball.

Results and conclusions. Exercises and games with sports items, included in the training process of 5-6 year old football players, have a positive effect on the dynamics of the development of various coordination abilities. For six months of experimental work, there was a significant improvement in all indicators recorded according to the results of five control exercises: shuttle run 3x5 m, "running to colored balls", "hit by the middle of the rise on a stationary ball into the goal from a distance of 5 m", "falling gymnastic stick", "stepping over a gymnastic stick". The greatest increase in results was noted in tests that characterize the ability to respond and differentiate.

Keywords: coordination abilities, mini-football, preschoolers.

Введение. Государство и общество предъявляют к учреждениям дополнительного образования спортивной направленности требования прогностичности и опережающего развития в целях подготовки подрастающего поколения к жизни в дне грядущем [3]. В рамках реализации Федерального проекта «Спорт - норма жизни» особое внимание уделяется содержанию и организации занятий различными видами спорта детей и подростков для успешного решения задач оздоровления, возрастного развития и спортивной подготовки.

Развитие координационных способностей у юных футболистов является важнейшим условием овладения ими техникой двигательных действий и обеспечения эффективно-

сти начальной спортивной подготовки. Различные аспекты координационной подготовки начинающих футболистов отражены в работах И. В. Аверьянова [1], А. В. Максимова [2], Н. В. Певцова [4] и др. Однако эти исследования посвящены координационной подготовке младших школьников. Между тем в практике физкультурно-спортивной работы давно наметились тенденции к ранней специализации и началу занятий футболом с детьми дошкольного возраста. Именно этот период исследователи отмечают в качестве сензитивного для развития координации движений [5, 6]. При этом обращает на себя внимание однообразие используемых практиками средств. Нередко занятия превращаются в «натаскивание» начинающих спортсменов на овладение действиями

№6 • 2022 Июнь | Juni

http://www.teoriya.ru

с футбольным мячом. Это ограничивает возможности полноценного развития координации у детей и ставит под сомнение вопрос достижения ими высоких спортивных результатов в будущем.

Наличие противоречия между необходимостью осуществлять координационную подготовку футболистов дошкольного возраста и недостаточностью научно обоснованных методик, учитывающих возрастные особенности этого периода, определило проблему нашего исследования, связанную с поиском эффективных средств и методов развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет, занимающихся мини-футболом [7].

Цель исследования - разработка и опытно-экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет на спортивно-оздоровительных занятиях мини-футболом.

Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в два этапа на базе детского Центра подготовки спортивного резерва футбольного клуба «Тюмень» в период с сентября 2020 г по май 2021 г На первом этапе в исследовании приняли участие детские тренеры по футболу (п=10) и мальчики 5-6 лет (п=17). Оценка развития координационных способностей детей осуществлялась с помощью пяти контрольных упражнений [7, 8].

Опытно-экспериментальная методика базировалась на положении о том, что важным фактором развития детей на этапе дошкольного детства остается предметная деятельность [5, 6]. Физические упражнения с предметами не только позволяют формировать арсенал двигательных действий дошкольников, но и благоприятно влияют на развитие двигательного анализатора, познавательных процессов, интереса к занятиям, повышают способности к самоконтролю и самоорганизации.

На основе опроса экспертов - тренеров, работающих с дошкольниками, - был определен перечень доступных спортивных предметов, упражнения с которыми оказывают развивающее влияние на координационные способности юных футболистов. Помимо футбольного мяча, к ним были отнесены: координационная лестница, обруч, фишки, теннисные мячи, гимнастическая палка, скакалка, фитбол.

Игры и упражнения с предметами (как традиционные [9], так и модифицированные автором) включались в тренировочный процесс на протяжении шести месяцев. Занятия проводились три раза в неделю. Упражнения с одним из предметов проводились на каждой тренировке в начале основной части занятия. Помимо этого, спортивные предметы использовались как вспомогательный инвентарь в подготовительной и заключительной частях занятия. Примерное распределение упражнений в подготовительном мезоцикле представлено в табл. 1.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате опытно-экспериментальной работы все исследуемые показатели достоверно улучшились (табл. 2).

Оценка темпов прироста результатов также показала положительную динамику, что свидетельствует об эффективности разработанной методики.

Полученные на первом этапе опытно-экспериментальной работы результаты свидетельствовали об эффективности предложенных средств и методов развития координационных способностей у футболистов 5-6 лет и позволили дать рекомендации для тренеров:

• в учебно-тренировочном процессе необходимо чередовать спортивные предметы для того, чтобы поддерживать интерес детей и развивать различные виды координационных способностей;

• комплекс упражнений с определенным спортивным предметом целесообразно проводить в начале основной части

Таблица 1. Примерное распределение упражнений с предметами в мезоцикле

Неделя ^^^Занятие Направленность упражнений Спортивный предмет

I 1 Упражнения на развитие общего уровня координационных способностей Координационная лестница

2 Упражнения на согласование двигательных действий Гимнастическая палка

3 Упражнения на развитие равновесия Полусфера

II 4 Упражнения на развитие общего уровня координационных способностей Фитбол

5 Упражнения на развитие ритма Теннисный мяч

6 Упражнения на развитие реакции Фишки

III 7 Упражнения на развитие общего уровня координационных способностей Эстафеты с различными предметами

8 Упражнения на развитие ориентации в пространстве Упражнения с футбольными мячами

9 Упражнения на развитие ритма Эстафеты с обручами

IV 10 Развитие общего уровня координационных способностей Подвижные игры и эстафеты на скорость

11 Развитие оценки способности к согласованию двигательных действий Гимнастическая палка

12 Развитие оценки способности к реакции Фишки

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Таблица 2. Результаты выполнения контрольных упражнений до и после опытно-экспериментальной работы

Контрольное упражнение Этап X±m Уровень t р

Челночный бег 3x5, с до 4,05±0,15 Средний 6,4 <0,01

после 3,60±0,14 Средний

Бег к цветным мячам, с до 15,85±0,41 Средний 5,6 <0,01

после 14,55±0,38 Высокий

Удар серединой подъема по неподвижному мячу в ворота, количество попаданий до 3,52±0,34 Средний 4 <0,01

после 4,52±0,27 Средний

Падающая гимнастическая палка, с до 0,99±0,06 Низкий 4,8 <0,01

после 1,37±0,07 Средний

Перешагивание через гимнастическую палку, с до 12,71±0,34 Низкий 2,5 <0,01

после 10,92±0,33 Средний

24

http://www.teoriya.ru

2022 Июнь | Juпi

Таблица 3. Оценка темпов прироста результатов после опытно-экспериментальной работы

№ п/п Контрольное упражнение Прирост W, % Оценка (по В. Усакову) За счет чего достигнут прирост

1 Бег к цветным мячам 9 Удовлетворительно За счет естественного роста и естественной двигательной активности

2 Удар серединой подъема по неподвижному мячу в ворота 25 Отлично За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений специального воздействия

3 Падающая гимнастическая палка 32 Отлично

4 Челночный бег 3x5 12 Хорошо За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

5 Перешагивание через гимнастическую палку 14 Хорошо

занятия, на фоне высокой работоспособности и устойчивой концентрации внимания у детей;

• на этапе обучения количество спортивных предметов, используемых в одном тренировочном занятии в качестве основных, целесообразно ограничивать (1-3); сочетание игр и упражнений с разными предметами возможно на этапе совершенствования;

• выполнению упражнений с новым предметом должно предшествовать объяснение детям основных характеристик и назначения каждого предмета; для оптимизации процессов восприятия важно обозначить эталонные свойства (цвет, форму, размер и др.), что позволяет ускорить процессы восприятия и снизить число возможных ошибок при выполнении упражнений;

• игровой (подвижные игры «Пятнашки», «Хвостики», «Передача мяча по кругу» и т. д.) и соревновательный методы следует использовать на этапе совершенствования двигательного действия.

Выводы. Проведение на первом этапе опытно-экспериментального исследования подтвердило, что упражнения и игры со спортивными предметами, включенные в тренировочный процесс футболистов 5-6 лет, оказывают положительное влияние на динамику развития координационных способностей. По всем исследуемым параметрам зафиксировано достоверное улучшение показателей. Наибольший прирост результатов отмечен в контрольном упражнении «падающая палка», направленном на выявление уровня развития реагирования и упражнении «удар по неподвижному мячу в ворота», характеризующем способность к дифференцированию.

На втором этапе опытно-экспериментального исследования предстоит дифференцировать содержание и организацию упражнений с предметами, подвижных и психотехнических игр с учетом свойств темперамента и физической подготовленности детей с помощью создания программного продукта в виде приложения для мобильного устройства.

Литература

1. Аверьянов, И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: автореферат дис. ... канд. пед. наук / И.В. Аверьянов. - Тюмень, 2008. - 25 с.

2. Бальсевич, В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет / В.К. Бальсевич, М.Н. Королева, Л.Т. Майорова // Теория и практика физ. культуры. -1986. - № 10. - С. 21-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гуськов, М.В. Развитие координационных способностей у футболистов 5-6 лет / М.В. Гуськов, И.В. Стародубцева // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации: Материалы Международной науч.-практ. конференции. - Тюмень: Вектор Бук, 2021. - С. 154-157.

4. Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: занятия футболом: Учебное пособие /

Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева, Д.Ю. Колчанов. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 172 с.

5. Лях, В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В.И. Лях. - М.: Спорт-Человек, 2019. - 128 с.

6. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 287 с.

7. Максимова, А.В. Совершенствование координационных способностей у юных футболистов 7-9 лет на стадии начальной подготовки путем внедрения в тренировочный процесс элементов фитнес-аэробики / А.В. Максимова, Г.В. Наполова // Наука-2020.

- 2017. - № 2 (13). - С. 97-103.

8. Манжелей, И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва / И.В. Манжелей, Е.Т. Колунин, Г.А. Куценко // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 1.

- С. 94-96.

9. Певцов, Н.В. Развитие координационных способностей и равновесия у мальчиков 7-8 лет, занимающихся футболом / Н.В. Певцов // Вестник экспериментального образования. - 2019. - № 2 (19). - С. 6-12.

References

1. Averyanov I.V. Metodika sovershenstvovaniya kinesteticheskih koor-dinacionnyh sposobnostej futbolistov 10-11 let [Methodology for improving the kinesthetic coordination abilities of football players aged 10-11]. PhD diss. abstract. Tyumen, 2008. 25 p.

2. Balsevich VK., Koroleva M.N., Mayorova L.T. Razvitie bystroty i koor-dinacii dvizhenij u detej 4-6 let [Development of speed and coordination of movements in children 4-6 years old]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1986. No. 10. pp. 21-24.

3. Guskov M.V., Starodubtseva I.V. Razvitie koordinacionnyh sposob-nostej u futbolistov 5-6 let [Development of coordination abilities in football players aged 5-6]. Strategiya formirovaniya zdorovogo ob-raza zhizni naseleniya sredstvami fizicheskoj kultury i sporta: celevye orientiry, tekhnologii i innovacii [Strategy for the formation of a healthy lifestyle of the population by means of physical culture and sports: targets, technologies and innovations]. Proceedings International scientific-practical conference. Tyumen: Vektor Buk publ., 2021. pp. 154-157.

4. Zavyalova T.P., Starodubtseva I.V., Kolchanov D.Yu. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya v doshkolnyh uchrezhdeniyah: zan-yatiya futbolom [Theory and methodology of physical education in preschool institutions: football lessons]. Study guide. Moscow: Yurajt publ., 2020. 172 p.

5. Lyakh V.I. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej u doshkol'nikov [Development of coordination abilities in preschoolers]. Moscow: Sport-Chelovek publ., 2019. 128 p.

6. Lyakh V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnostics and development]. Moscow: TVT Di-vizion publ., 2006. 287 p.

7. Maksimova A.V., Napolova G.V. Sovershenstvovanie koordinacionnyh sposobnostej u yunyh futbolistov 7-9 let na stadii nachalnoj podgo-tovki putem vnedreniya v trenirovochnyj process elementov fitnes aerobiki [Improving the coordination abilities of young football players aged 7-9 at the stage of initial training by introducing elements of fitness aerobics into the training process]. Nauka-2020. 2017. No. 2 (13). pp. 97-103.

8. Manzheley I.V., Kolunin E.T., Kutsenko G.A. Vospitatelnyj potencial sportivnoj sredy shkoly olimpijskogo rezerva [Educational potential of the sports environment of the school of the Olympic reserve]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 1. pp. 94-96.

9. Pevtsov N.V. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej i ravnovesiya u malchikov 7-8 let, zanimayushchihsya futbolom [Development of coordination abilities and balance in boys 7-8 years old involved in football]. Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya. 2019. No. 2 (19). pp. 6-12.

№6 • 2022 Июнь | Juni

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.