Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей детей 5-6 лет с детским церебральным параличом посредством использования координационной лестницы'

Развитие координационных способностей детей 5-6 лет с детским церебральным параличом посредством использования координационной лестницы Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
15
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский церебральный паралич / развитие координационных способностей / занятия по физической культуре и спорту / дети / координационная лестница. / cerebral palsy / development of coordination abilities / physical culture and sports classes / children / coordination ladder.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Капралова Александра Михайловна, Главатских Юлия Андреевна, Мошкина Наталья Анатольевна

В статье рассматривается проблема обучения детей 5-6 лет с детским церебральным параличом на занятиях по физической культуре, для решения которой предлагается использование координационной лестницы с целью повышения эффективности развития координационных способностей. Научная новизна. Разработана методика проведения занятий по физической культуре для детей 5-6 лет с детским церебральным параличом с применением координационной лестницы. Практическая значимость. Применение разработанной методики возможно в детских садах на всей территории России. Материал и методы. В исследовании использованы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование. Исследование проводилось на базе МБДОУ №24 (корпус 3). В исследовании принимало участие 2 группы детей 5-6 лет с детским церебральным параличом (по 10 человек в каждой): 6 мальчика и 4 девочки. Возраст двух девочек 5 лет, двух 6 лет. Двум мальчикам в каждой группе по 5 лет и одному 6 лет. Всего в исследовании принимало участие 20 детей, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Результаты исследования. Представлены показатели уровня развития координационных способностей воспитанников МБДОУ № 24 города Ижевска, Россия с детским церебральным параличом, оцениваемые по следующим показателям: времени сохранения устойчивости при нарушении равновесия (проба Ромберга простая), времени сохранения устойчивости при нарушении динамического равновесия (четыре поворота на 360˚), времени, необходимого для «перестройки» двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией (бег «змейкой» 10 м), опороспособность детей с ДЦП в трех точках опоры. Заключение. Динамика показателей уровня развития координационных способностей свидетельствует об эффективности разработанной методики проведения занятий по физической культуре для детей 5-6 лет с детским церебральным параличом с применением координационной лестницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Капралова Александра Михайловна, Главатских Юлия Андреевна, Мошкина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordination abilities development of children 5-6 years old with cerebral palsy using the coordination ladder

The article examines the problem of teaching children 5-6 years old with cerebral palsy in physical education lessons, to solve which it is proposed to use a coordination ladder in order to increase the effectiveness of the development of coordination abilities. Scientific novelty. A methodology is developed for conducting physical education classes for 5-6 year old children with cerebral palsy using a coordination ladder. Practical significance. The developed methodology can be used in kindergartens throughout Russia. Material and methods. The study used: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing. The study was conducted on the basis of MBDOU No. 24 (building 3). The study involved 2 groups of children 5-6 years old with cerebral palsy (10 people each): 6 boys and 4 girls. Two girls are 5 years old, two are 6 years old. Two boys in each group are 5 years old and one is 6 years old. A total of 20 children took part in the study, experimental and control groups were formed, Izhevsk, Russia. Research results. Indicators of the coordination abilities level development of MBDOU No. 24 pupils with cerebral palsy are presented, assessed by the following indicators: time of maintaining stability in case of imbalance (simple Romberg test), time of maintaining stability in case of violation of dynamic balance (four turns by 360˚) , the time required to “restructure” motor activity in accordance with the changed situation (running “snake” 10 m), the ability to support children with cerebral palsy at three points of support. Conclusion. The dynamics of the coordination abilities development level indicates the effectiveness of the developed methodology for conducting physical education classes for children 5-6 years old with cerebral palsy using the coordination ladder.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей детей 5-6 лет с детским церебральным параличом посредством использования координационной лестницы»

УДК 796

Развитие координационных способностей детей 5-6 лет с детским церебральным параличом посредством использования координационной

лестницы

Капралова А.М.1*, Главатских Ю.А.2, Мошкина Н.А.1

1 Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Россия, г. Ижевск ORCID: 0000-0002-1204-038Х, [email protected]* ORCID: 0000-0002-2380-8227, [email protected] 2МБДОУ№ 24 города Ижевска Россия, г. Ижевск ORCID: 0009-0006-0203-7159, [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается проблема обучения детей 5-6 лет с детским церебральным параличом на занятиях по физической культуре, для решения которой предлагается использование координационной лестницы с целью повышения эффективности развития координационных способностей. Научная новизна. Разработана методика проведения занятий по физической культуре для детей 5-6 лет с детским церебральным параличом с применением координационной лестницы. Практическая значимость. Применение разработанной методики возможно в детских садах на всей территории России. Материал и методы. В исследовании использованы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование. Исследование проводилось на базе МБДОУ №24 (корпус 3). В исследовании принимало участие 2 группы детей 5-6 лет с детским церебральным параличом (по 10 человек в каждой): 6 мальчика и 4 девочки. Возраст двух девочек - 5 лет, двух - 6 лет. Двум мальчикам в каждой группе по 5 лет и одному 6 лет. Всего в исследовании принимало участие 20 детей, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Результаты исследования. Представлены показатели уровня развития координационных способностей воспитанников МБДОУ № 24 города Ижевска, Россия с детским церебральным параличом, оцениваемые по следующим показателям: времени сохранения устойчивости при нарушении равновесия (проба Ромберга простая), времени сохранения устойчивости при нарушении динамического равновесия (четыре поворота на 360°), времени, необходимого для «перестройки» двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией (бег «змейкой» 10 м), опороспособность детей с ДЦП в трех точках опоры. Заключение. Динамика показателей уровня развития координационных способностей свидетельствует об эффективности разработанной методики проведения занятий по физической культуре для детей 5-6 лет с детским церебральным параличом с применением координационной лестницы.

Ключевые слова. детский церебральный паралич, развитие координационных способностей, занятия по физической культуре и спорту, дети, координационная лестница.

Для цитирования: Капралова А.М.*, Главатских Ю.А., Мошкина Н.А. Развитие координационных способностей детей 5-6 лет с детским церебральным параличом посредством использования координационной лестницы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Coordination abilities development of children 5-6 years old with cerebral

palsy using the coordination ladder

Aleksandra M. Kapralova1*, Yuliya A. Glavatskih2, Natalya A. Moshkina1

1M.T. Kalashnikov State Technical University

Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0002-1204-038Х, [email protected] ORCID: 0000-0002-2380-8227, [email protected] 2MBDOU№ 24 Izhevsk, Russia ORCID: 0009-0006-0203-7159, [email protected]

Abstract: The article examines the problem of teaching children 5-6 years old with cerebral palsy in physical education lessons, to solve which it is proposed to use a coordination ladder in order to increase the effectiveness of the development of coordination abilities. Scientific novelty. A methodology is developed for conducting physical education classes for 5-6 year old children with cerebral palsy using a coordination ladder. Practical significance. The developed methodology can be used in kindergartens throughout Russia. Material and methods. The study used: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing. The study was conducted on the basis of MBDOU No. 24 (building 3). The study involved 2 groups of children 5-6 years old with cerebral palsy (10 people each): 6 boys and 4 girls. Two girls are 5 years old, two are 6 years old. Two boys in each group are 5 years old and one is 6 years old. A total of 20 children took part in the study, experimental and control groups were formed, Izhevsk, Russia. Research results. Indicators of the coordination abilities level development of MBDOU No. 24 pupils with cerebral palsy are presented, assessed by the following indicators: time of maintaining stability in case of imbalance (simple Romberg test), time of maintaining stability in case of violation of dynamic balance (four turns by 360°) , the time required to "restructure" motor activity in accordance with the changed situation (running "snake" 10 m), the ability to support children with cerebral palsy at three points of support. Conclusion. The dynamics of the coordination abilities development level indicates the effectiveness of the developed methodology for conducting physical education classes for children 5-6 years old with cerebral palsy using the coordination ladder..

Keywords: cerebral palsy, development of coordination abilities, physical culture and sports classes, children, coordination ladder.

For citation: Aleksandra M. Kapralova*, Yuliya A. Glavatskih, Natalya A. Moshkina. Development coordination abilities of children 5-6 years old with cerebral palsy with using the coordination ladder. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Актуальность

Проблема обучения детей с детским церебральным параличом с каждым годом становится все более актуальной. Наблюдается положительная динамика роста числа рожденных с органическим поражением мозга, возникшем в период внутриутробногоразвития, в родах или в периоде новорожденности, и сопровождающимся двигательными, речевыми и психическими нарушениями, что приводит к деформации конечностей, как следствие, к отставанию в развитии физических качеств, усложняет адаптацию к условиям внешней среды, затрагивает эмоциональную сферу, интеллект [4, 6, 9].

Основным проявлением ДЦП является неправильное распределение мышечного тонуса, патологические стереотипы позы и ходьбы, нарушение координации двигательных

действий. Для развития или коррекции локомоторной функции таких детей обязательным является применение физической реабилитации [2].

Изучение формирования координационных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата фиксирует присутствие мощного искажения актов прыжков, бега, ходьбы, а также обычного стояния, что указывает на низкие показатели формирования анализаторной системы, создает и удерживает под контролем функции двигательной деятельности: ориентировка в пространстве, равновесие тела, возможности совершать движения разной координационной трудности в различных позах [3].

В последние годы все больше специалистов в области физической культуры и спорта занимаются изучением вопроса развития физических качеств, в том числе координационных способностей, детей с нарушением функций центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, разработки методик и применения различных средств при проведении занятий. Тем не менее, данная проблема до сих пор является малоизученной, из чего следует противоречие между наличием острой необходимости в разработке и применении новых методик и средств на занятиях по физической культуре для улучшения адаптации, развития физических качеств детей с диагнозом «Детский церебральный паралич» и недостаточной изученности вопроса.

Для изучения уровня развития координационных способностей детей 5 -6 лет на базе МБДОУ № 24 города Ижевска были проведены исследования по трем показателям: времени сохранения устойчивости при нарушении равновесия (проба Ромберга простая), времени сохранения устойчивости при нарушении динамического равновесия (четыре поворота на 360°), времени, необходимого для «перестройки» двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией (бег «змейкой» 10 м), опороспособность детей с ДЦП в трех точках опоры.

Материалы и методы

Основу исследования составили: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование.

Исследование проводилось на базе МБДОУ №24 (корпус 3), Ижевск, Россия. В исследовании принимало участие 2 группы детей 5-6 лет с детским церебральным параличом (по 10 человек в каждой): 3 мальчика и 2 девочки, возраст двух девочек - 5 лет, двух - 6 лет в каждой группе. Двум мальчикам в каждой группе по 5 лет и одному 6 лет в каждой группе. Всего в исследовании принимало участие 20 детей, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

Занятия в контрольной группе проводилось согласно рабочей программе для воспитанников с ОВЗ, основывающаяся на общеобразовательной программе МБДОУ №24 для воспитанников с нарушениями ОДА.

Для проведения педагогического эксперимента нами были отобраны стандартизированные тесты, разработанные профессором В.И. Ляхом и В.К. Бальсевичем:

1) Проба Ромберга простая. Пятки вместе, носки вместе, руки вытянуты вперед. Надо удерживать равновесие максимальное время (сек.) без видимых нарушений баланса -переступание, отклонение тела от вертикальной оси более чем на 20° и т.д.). Оценивается время сохранения устойчивости при нарушении равновесия.

2) Четыре поворота на 360°. По команде «Марш» надо сделать 4 поворота на 360° за минимальное время (сек.). Оценивается время сохранения устойчивости при нарушении динамического равновесия;

3) Бег «змейкой» 10 м (от линии старта до линии финиша через 1 м ставятся фишки (10 штук), которые надо обойти. На линии старта фишки нет. По команде «Марш» задача обойти все фишки, не коснувшись их, за минимальное время (сек.). Оценивается время, необходимое для «перестройки» двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией [1, 5].

Кроме этого, было выполнено тестовое задание, направленное на выявление опороспособности детей с ДЦП на трех точках опоры.

Перечисленные выше тесты по определению ловкости и координационных способностей, по нашему мнению, позволяют наиболее достоверно определить уровень развития ловкости у детей младшего дошкольного возраста.

В таблице 1 представлены результаты проведенного в начале исследования тестирования детей 5-6 лет с ДЦП, распределенных в экспериментальную и контрольную группы.

Таблица 1

Результаты тестовых испытаний в начале исследования

Контрольные данные Контрольная группа Экспериментальная группа Достоверность

Х щ± Х m±

Проба Ромберга простая (сек.) 3,0 0,34 2,8 0,35 0,41

4 поворота на 360° (сек.) 22,2 2,35 20,6 1,47 0,58

Бег «змейкой» (сек.) 14,2 1,8 14,9 1,45 0,3

Опороспособность (сек.) 1,6 0,47 2,2 0,38 0,99

• Табличное значение t 0,05=2,306

Рис. 1. Результаты тестирования в начале исследования

Из таблицы 1 и рис. 1 видно, что результаты в обеих группах примерно равны. Первоначальные измерения в экспериментальной и контрольной группе показали, что уровень координационных способностей у детей 5 -6 лет в данный момент примерно одинаковый.

Пробу Ромберга простую лучше выполняли дети контрольной группы - 3,0 сек., против 2,8 сек. в экспериментальной группе. Также в тесте «бег змейкой» дети контрольной группы превосходили занимающихся экспериментальной группы: 14,2 сек. и 14,9 сек. соответственно.

Однако, 4 поворота на 360 и тест на определение опороспособности дети экспериментальной группы выполняют лучше, по сравнению со сверстниками из контрольной группы.

Отсутствие достоверных различий позволило проводить педагогический эксперимент.

Результаты и их обсуждение.

Сравнительный анализ динамики результатов, полученных в начале и конце проведенного исследования отражает эффективность применения координационной лестницы при проведении занятий по физической культуре у детей 5-6 лет с ДЦП (табл. 2).

Таблица 2

Динамика результатов детей 5 -6 лет с ДЦП после проведенного эксперимента

Вид теста Период проведени я тестирова ния КГ ( X) ЭГ ( X) г ^таб л р

Проба Ромберга простая (сек.) начало 3,0 2,8

конец 3,5 4,28 1,3 2,306 >0,05

т пр (%) 16 53

4 поворота на 360°(сек.) начало 22,2 20,6

конец 21,5 14,4 3,18 2,306 <0,05

т пр (%) 7,7 30

Бег «змейкой» (сек.) начало 14,2 14,9

конец 11,8 9,6 2,63 2,306 <0,05

т пр (%) 17 35

Опороспособн ость (сек.) начало 1,6 2,2

конец 2,7 3,8 4,09 2,306 <0,05

т пр (%) 68 72

• Табличное значение t 0,05=2,306

Так как в трех тестах из четырех различия достоверны, мы можем сделать вывод, что результаты в экспериментальной группе превосходят результаты контрольной группы.

На рис. 2 представлены средние значения каждого тестирования в начале и в конце эксперимента. Можно увидеть, что средние результаты в экспериментальной группе в каждом тесте к окончанию исследования превосходят аналогичные результаты в контрольной группе.

25 20

* 15 " 10

Средние значения результатов тестирования

5 0

контрольная

о

П5

си

н о к

Проба Ромберга

о л а

си

X

о

4

поворота

о л а

е н о к

Бег змейкой

о л

е н о к

опоро-способность

Рис. 2. Средние значения результатов тестирования

4,5 4

3,5

и

3 2,5 2

Проба Ромберга

4,28

простая

■^—контрольная группа

■^—эксперимента льная группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начало

конец

Рис. 3. Динамика средних результатов теста «Проба Ромберга простая»

В тесте «Проба Ромберга простая» наблюдается положительная динамика в обеих группах. Несмотря на то, что различия в итоге эксперимента оказались недостоверны, мы видим, что темпы прироста в экспериментальной группе увеличились на 53%, а в контрольной только на 16%.

25 20 15 10

22,

4 поворота на 360

21,5 ---

14,4

начало

конец

•контрольная группа

экспериментал ьная группа

Рис. 4. Динамика средних результатов теста «4 поворота на 360°»

В результате теста «4 поворота на 360° » мы видим прирост показателей, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Однако наибольшее улучшение в экспериментальной группе составляет 30%, что является хорошим результатом, тогда как в контрольной группе результаты улучшились лишь на 7,7%.

17 15 ¿3

и 11

9

_ V V

Бег змейкой

14,9

Ф контрольная

14,2 группа

> 11,8

X Я эксперимент

9,6 альная

начало конец группа

Рис. 5. Динамика средних результатов теста «бег змейкой»

В начале исследования по результатам теста «бег змейкой» занимающиеся экспериментальной группы уступали занимающимся контрольной группы, а концу эксперимента улучшили время прохождения дистанции на 5,3 сек., тогда как в контрольной группе улучшение времени составило лишь 2,4 сек., что показывает динамику прироста результатов: в контрольной группе - на 17%, а в экспериментальной - на 35%.

Опороспособность

3,8

♦ контрольная группа

2,2 2,7

1,6 И эксперимента льная группа

начало конец

Рис. 6. Динамика средних результатов теста «опороспособность»

В тесте на определение опороспособности также наблюдается положительная динамика в обеих группах. Очевидно, что в экспериментальной группе результаты выше, в сравнении с контрольной. Это выражается в процентах: в экспериментальной группе прирост составил 72%, тогда как в контрольной 68%.

Заключение

Выявленная в ходе проведенного исследования положительная динамика по всем показателям у каждого ребенка возраста 5-6 лет, занимающегося на занятиях по физической культуре с применением координационной лестницы, позволяет сделать вывод о том, что разработанная методика применения координационной лестницы на занятиях по физической культуре для детей 5-6 лет с детским церебральным параличом является эффективной и может применяться в детских садах на всей территории Российской Федерации.

Список литературы

1. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. Теория и практика физической культуры. 1986; 10: 5-6.

2. Волынская Е.В., Каковкина Е.А. Адаптивное физическое воспитание в развитии координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; 10(212).

3. Голокова В.С., Халыев С.Д., Оленова А.А. Коррекция и развитие координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Кочнева Валерия Пантелеймоновича, доктора педагогических наук, профессора, академика МАНПО. Якутск. 2021.

4. Голубева Н.В., Калюжин В.Г.Роль развития координационных способностей у дошкольников с детским церебральным параличом. Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2016; 3: 107-114.

5. Старков Е.Е., Колодезникова М.Г. Физическое воспитание детей в возрасте от 3 до 6 лет. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 225-228.

6. Максимов А.Е. Применение тренажера BOSU в комплексной физической реабилитации детей с детским церебральным параличом. Труды молодых ученых. 65-66.

7. Фонарева Е.А., Голов В.А., Черняев А.А. Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста средствами детского фитнеса. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 245-252.

8. Шепелев Н.А., Болотников А.А., Максимова Е.Ф., Фомичева С.Д. Формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 103-109. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-103-109.

9. Яловик О.В., Калюжин В.Г. Тестирование уровня развития координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. Физкультура, спорт, здоровье: сборник статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. 2016: 532-535.

References

1. 1. Balsevich V.K., Koroleva M.N., Mayorova L.G. The development of speed and coordination of movements in children 4-6 years old. Teoria I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 1986; 10: 5-6 [In Russ., In Engl.].

2. Volynskaya E.V., Kakovkina E.A. Adaptive physical education in the development of coordination abilities in children with cerebral palsy. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; № 10(212) [In Russ.].

3. Golokova V.S., Khalyev S.D., Olenova A.A. Correction and development of coordination abilities in children with cerebral palsy. Materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyachennoj 90-letiyu Kochneva Valeriya Pantejlemonovicha, doktora peadagogicheskoh nauk, professora, akademika MANPO [Materials of the VI All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of Valery Panteleimonovich Kochnev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, academician of MANPO]. Yakutsk. 2021 [In Russ.].

4. Golubeva N.V., Kalyuzhin V.G. The role of the development of coordination abilities in preschoolers with cerebral palsy. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Psihologo-pedagogicheskie nauki". 2016; 3: 107-114 [In Russ.].

5. Egor E. Starkov, Margarita G. Kolodeznikova. Physical education of children aged 3 to 6 years. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 225-228 [In Russ., In Engl.].

6. Maksimov A.E. The use of the BOSU simulator in the complex physical rehabilitation of children with cerebral palsy. Trudy molodyh uchenyh. 65-66 [In Russ.].

7. Ekaterina A. Fonareva, Vladimir A. Golov, Aleksandr A. Chernyaev. Psychomotor development of primary school children by means of children's fitness. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 245-252 [In Russ., In Engl.].

8. Nikolay A. Shepelev, Anatoliy A. Bolotnikov, Elena F. Maksimova, Sofiya D. Fomicheva. Formation of preschool children's physical qualities in taekwondo classes. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 103-109. DOI: 10.14526/20704798-2023-18-2-103-109 [In Russ., In Engl.].

9. Yalovik O.V., Kalyuzhin V.G. Testing the level of development of coordination abilities in children with cerebral palsy. Fizicheskaya kul'tura, sport, zdorov'e: sbornikstatej Vserossijskoj c mezhdunarodnym uchastiem ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical education, sports, health: a collection of articles of the All-Russian full-time and part-time scientific and practical conference with international participation]. 2016: 532-535 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 01.01.2024

Капралова Александра Михайловна- кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: alex-izhevsk@,mail. ru

Главатских Юлия Андреевна - инструктор, МБДОУ № 24 города Ижевска, 426063. Россия, г. Ижевск, ул. Воровского, дом 121, e-mail: Julia-glav@,mail.ru Мошкина Наталья Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail:_ffkis-mna@,mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.