Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ПРИ ХОДЬБЕ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ПРИ ХОДЬБЕ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
604
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ХОДЬБА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАВНОВЕСИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киэлевяйнен Л. М.

Цель исследования - выявить эффективность методики применения нестабильной опоры во время ходьбы для развития координации у детей с детским церебральным параличом. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в течение девяти месяцев на базе Центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета. Экспериментальную группу составили 16 детей 9-11 лет с диагнозом детский церебральный паралич, спастическая диплегия. Развитие координации осуществлялось посредством применения различных видов ходьбы с нестабильной опорой, в том числе по электрический беговой дорожке и в тренажере Гросса. Результаты исследования и выводы. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что большинство участников испытывает значительные затруднения с выполнением упражнений «поворот переступанием на месте на 180 градусов» и «остановка по команде, с удержанием равновесия». После применения экспериментальной методики наблюдается положительная динамика во временных характеристиках выполнения всех видов ходьбы и при выполнении простой позы Ромберга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киэлевяйнен Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING COORDINATION SKILLS IN CEREBRAL PALSY DIAGNOSED CHILDREN DURING WALKING

Objective of the study was to assess the effectiveness of the application of an unstable platform in developing coordination skills in the cerebral-palsy-diagnosed children during walking. Methods and structure of the study. The 9-month study was conducted at the Center for Adaptive Physical Education at Petrozavodsk State University. The Experimental Group was made of 16 children aged 9-11 years diagnosed with cerebral palsy, spastic diplegia. Their movement coordination skills were through the application of various types of walking using the unstable platform, including a treadmill and Gross's simulator. Results and conclusions. At the ascertaining stage of the experiment, most of the subjects were found to have considerable difficulty performing such exercises as "1800 standing stop-turn" and "breaking on command while maintaining balance". The application of the experimental method resulted in a positive trend in the temporal characteristics of all types of walking, as well as in the Romberg test (pose) results. As a rule, the cerebral-palsy-diagnosed children do not perform the necessary amount of motor activity or move around independently.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ПРИ ХОДЬБЕ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

развитие координации при ходьбе у детей с детским церебральным параличом

УДК/UDC 376.2

Поступила в редакцию 06.04.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен1

петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

BUILDING COORDINATION SKILLS IN CEREBRAL PALSY DIAGNIOSED CHILDREN DURING wALKING

PhD, Associate Professor L.M. Kielevainen1

1Petrozavodsk State University, Petrozavodsk

Информация для связи с автором: kielev@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить эффективность методики применения нестабильной опоры во время ходьбы для развития координации у детей с детским церебральным параличом.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в течение девяти месяцев на базе Центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета. Экспериментальную группу составили 16 детей 9-11 лет с диагнозом детский церебральный паралич, спастическая диплегия. Развитие координации осуществлялось посредством применения различных видов ходьбы с нестабильной опорой, в том числе по электрический беговой дорожке и в тренажере Гросса. Результаты исследования и выводы. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что большинство участников испытывает значительные затруднения с выполнением упражнений «поворот переступанием на месте на 180 градусов» и «остановка по команде, с удержанием равновесия». После применения экспериментальной методики наблюдается положительная динамика во временных характеристиках выполнения всех видов ходьбы и при выполнении простой позы Ромберга.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, адаптивная физическая культура, ходьба, координационные способности, равновесие.

Abstract

Objective of the study was to assess the effectiveness of the application of an unstable platform in developing coordination skills in the cerebral-palsy-diagnosed children during walking.

Methods and structure of the study. The 9-month study was conducted at the Center for Adaptive Physical Education at Petrozavodsk State University. The Experimental Group was made of 16 children aged 9-11 years diagnosed with cerebral palsy, spastic diplegia. Their movement coordination skills were through the application of various types of walking using the unstable platform, including a treadmill and Gross's simulator.

Results and conclusions. At the ascertaining stage of the experiment, most of the subjects were found to have considerable difficulty performing such exercises as "1800 standing stop-turn" and "breaking on command while maintaining balance". The application of the experimental method resulted in a positive trend in the temporal characteristics of all types of walking, as well as in the Romberg test (pose) results. As a rule, the cerebral-palsy-diagnosed children do not perform the necessary amount of motor activity or move around independently.

Keywords: cerebral palsy, adaptive physical education, walking, coordination skills, equilibrium.

Введение. Патофизиологическая основа формирования детского церебрального паралича (ДЦП) - поражение головного мозга в определенный период его развития с последующим формированием патологического мышечного тонуса (преимущественно спастичности) при сохранении позотони-ческих рефлексов и сопутствующем нарушении становления цепных установочных выпрямительных рефлексов [3,8].

При ходьбе у больных ДЦП нарушено нормальное соотношение длительностей опорной и переносной фаз шага: последняя укорачивается на 16 % по отношению к норме, на 73 % возрастает двуопорная фаза. Все это свидетельствует о снижении устойчивости при ходьбе; наряду с этим происходит перефазировка внутри опорной фазы, а именно уменьшается время опоры на пятку и всю стопу и увеличивается время опоры на ее передний отдел. Как правило, такая перефазировка опорной фазы связана с эквинусной деформацией или неправильной постановкой стопы при ходьбе. Длина шага уменьшена в среднем на 25 0% от нормы, темп мало изменяется, а средняя скорость ходьбы снижена на 27 0% [7].

Цель исследования - выявить эффективность методики применения нестабильной опоры во время ходьбы для развития координации у детей с детским церебральным параличом.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Центра адаптивной физической культуры ПетрГУ в течение девяти месяцев. Экспериментальную группу составили 16 детей 9-11 лет с диагнозом ДЦП (у 70 0% выраженная спастичность). Все дети передвигаются с помощником или со специальными приспособлениями. Общий уровень развития координации определялся при помощи пробы Ромберга (исходное положение - ноги на уровне плеч, руки вытянуты вперед). Уровень развития равновесия в ходьбе определялся по результатам выполнения следующих упражнений: ходьба вперед (6 м); поворот переступанием на месте на 180 градусов; ходьба влево приставным шагом (3 м); ходьба вправо приставным шагом (3 м); остановка по команде, с удержанием равновесия. Исходные данные развития равновесия в ходьбе у участников: среднее

№10 • 2021 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

(U

V-□

. ±i U

га у

г.

ч—

. О 0J

га

V-

■ -О С

га

^

О (U .с Н

значение в группе составляет 4,46 балла, 72 % испытывают значительные затруднения с выполнением упражнений «поворот переступанием на месте на 180 градусов» и «остановка по команде, с удержанием равновесия».

Для тренировки равновесия, правильной постановки стопы, переноса веса тела с задней части стопы на переднюю применялись различные виды ходьбы по беговой дорожке с начальной скоростью 0,3 км/ч в темпе 60-70 шагов в минуту с последовательно изменяющейся опорой:

1. удерживаясь двумя руками за боковые поручни (3-5 мин);

2. удерживаясь двумя руками за жесткий передний поручень (3-5 мин);

3. удерживаясь одной рукой за боковые поручни поочередно (смена рук через 1-1,5 мин);

4. удерживаясь двумя руками за мягкую опору (эспандер, закрепленный параллельно переднему жесткому поручню) (1-2 мин);

5. удерживаясь за мягкую опору одной рукой (смена руки через 1-2 мин).

Предложенные виды ходьбы применяются как на горизонтальной, так и на наклонной поверхности (ходьба в подъем примерно 4-5 градусов). При ходьбе в подъем активно участвует в работе голеностопный сустав, происходит динамичное растягивание и удлинение мышц и сухожилий задней части голени. В среднем на тренировку равновесия при ходьбе затрачивается от 15 до 20 мин, в зависимости от степени утомляемости ребенка. Частота сердечных сокращений у занимающихся составляет от 120 до 135 ударов в минуту, что обеспечивает аэробный эффект по время выполнения ходьбы.

Отработка равновесия также осуществлялась в вертика-лизаторе (тренажер Гросса) [4]. Во время выполнения ходьбы в тренажере применялось последовательное изменение опоры с нарастающим усложнением:

1. в полной экипировке (ребенок удерживается поясом), держится двумя руками за оба кольца;

2. в полной экипировке (ребенок удерживается поясом), без колец;

3. без пояса, с опорой руками на оба кольца;

4. без пояса, с опорой руками на оба кольца с остановкой через заданное количество шагов;

5. без пояса, с опорой одной рукой на кольцо, в том числе с остановкой через заданное количество шагов. Отмечено, что дети испытывают определенные затруднения в удержании равновесия при остановке во время ходьбы, в этом случае для отвлечения внимания и поддержания интереса можно примять несложные математические примеры. Допустим, ребенку предлагается решить пример «2+5», ребенок отсчитывает семь шагов и останавливается. Целесообразно подбирать примеры таким образом, чтобы ответы на них были нечетными числами, тогда остановка будет осуществляться поочередно под правую и левую ногу. При выполнении каждого варианта упражнения преодолевалось расстояние 20 метров в разном темпе.

Результаты выполнения упражнений в ходьбе до и после эксперимента

Упражнение Выполнение p

Ходьба вперед 6 м,с к. э. 26,4±0,7 <0.001

итог. э. 14,9±0,3

Поворот переступанием на месте на 180 градусов, с к. э. 25,5±1,2 <0.001

итог. э 14,5±0,5

Ходьба влево приставным шагом 3 м, с к. э. 16,4±0,7 <0.001

итог. э 12,6±0,2

Ходьба вправо приставным шагом 3 м, с к. э. 14,9±0,3 <0.001

итог. э 13,2±0,2

Работа над чувством ориентации в пространстве осуществлялась также на тренажере Гросса с разной фиксацией при помощи отключения зрительных анализаторов (на глаза ребенку надевается маска). В данном исследовании применялась подвижная игра, в которой ребенок на слух передвигается в направлении сигнала, активизируя чувство ориентации в пространстве и равновесия.

Результаты исследования и их обсуждение. На итоговом этапе эксперимента выявлено, что положительная динамика наблюдается во временных характеристиках выполнения всех упражнений, наибольший прирост в выполнении упражнения «ходьба вперед» (см. таблицу).

Динамика изменения показателя простой позы Ромберга также положительная, доля детей с индексом 3 балла увеличилась с 31,25 % до 56,25 %, у остальных показатель сохранился без изменений.

Контрольное упражнение, определяющее развитие таких показателей, как равновесие, ориентация в пространстве, дифференциация мышечных усилий, - комплексное и представляет собой полосу препятствий длиной 20 м, включающей последовательное выполнение следующих заданий:

1. преодолеть расстояние 3 м, с постановкой стоп на размеченные на расстоянии 10 см следы с точным попаданием и правильным переносом веса тела;

2. выполнить перемещение боком приставными шагами по гимнастическому обручу, расположенному на полу;

3. перешагнуть через четыре барьера высотой 15 см;

4. подняться, пройти по гимнастическому бревну длиной 2 м, шириной 20 см и высотой 20 см,

5. пройти по размеченной на полу прямой линии 2 м;

6. встать в кольцо диаметром 60 см, переступанием выполнить поворот на 180 градусов, не выходя за границы кольца. Средние показатели выполнения контрольного упражнения (полосы препятствий) в группе улучшилось на 60 % в качественном отношении - дети практически без ошибок выполняют задание, постановка стопы осуществляется достаточно точно, и на 36 % в количественном отношении -прохождение полосы стало значительно быстрее (с 2 м 47 с (±0,32) на 2 мин 02 с (±0,37).

Результаты не всегда стабильны, так как на качество выполнения упражнений влияют многие факты - от самочувствия ребенка на данный момент до погодных условий. Однако после системного применения упражнений на развитие основных составляющих координационных способностей качество выполнения упражнений на полосе препятствий значительно возросло, а у детей появилось чувство уверенности.

Вывод. Проведенные исследования позволили количественно и качественно подтвердить эффективность применения упражнений с последовательно изменяющейся опорой при ходьбе в развитии координации.

Литература

1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина // Киев: Здоров'я, 1988. - 328 с.

2. Гросс Н.А. Современные подходы к развитию двигательных навыков у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и ДЦП / Н.А. Гросс, Ю.А. Гросс // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 4 (28). - С. 46-49.

3. Киэлевяйнен Л.М. Некоторые аспекты повышения двигательной активности детей с детским церебральным параличом [Текст] / Л.М. Киэлевяйнен, М.А. Седова // Материалы III Всероссийской науч.-практ. конференции Всероссийский физкультурно-спор-тивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов / НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 119-123.

4. Куренков А.Л. Спастичность при детском церебральном параличе: диагностика и стратегии лечения / А.Л. Куренков, Т.Т. Баты-шева, А.В. Виноградов и др. // Журнал неврологии и психиатрии. - 2012. - Т. 7. - № 2. - С. 24-28.

5. Петрушанская К.А. Исследование структуры ходьбы больных детским церебральным параличом / К.А. Петрушанская, А.С. Ви-

84

http://www.teoriya.ru

№10^ 2021 Октябрь | October

тензон // Российский журнал биомеханики. - 2005. - Т. 9. - № 3.

- С. 56-69.

Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, 4. М.Я. Смуглин. - М.: Медицина. - 1972. - 328 с. Харченко Л.В Развитие локомоторной функции ходьбы у дошкольников с детским церебральным параличом в условиях санаторно-курортного лечения / Л.В. Харченко, Н.Л. Литош // Современные 5. вопросы биомедицины. - 2017. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 11. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007.

- 608 с.: ил. 6.

References

Badalyan L.O., Zhurba L.T., Timonina O.V. Detskie tserebralnye paralichi [Cerebral palsy]. Kiev: Zdorov'ya publ., 1988. 328 p. 7.

Gross N.A., Gross Y.A. Sovremennye podkhody k razvitiyu dvigatelnykh navykov u detey s narusheniem funktsiy oporno-dvigatelnogo apparata i DTsP [Modern approaches to motor skills building in children with musculoskeletal disorders and cerebral palsy]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2006. No. 4 (28). pp. 46-49. 8. Kielevainen L.M., Sedova M.A. Nekotorye aspekty povysheniya dvigatelnoy aktivnosti detey s detskim tserebralnym paralichom [Some aspects of increasing motor activity of children with cerebral 9. palsy]. Proc III nat. res.- practical. conference Russian physical

culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) for the disabled. Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, 2019. pp. 119-123. Kurenkov A.L., Batysheva T.T., Vinogradov A.V. et al. Spastichnost pri detskom tserebralnom paraliche: diagnostika i strategii lecheniya [Spasticity in cerebral palsy: diagnostics and treatment strategies]. Zhurnal nevrologii i psihiatrii. 2012. V. 7. No. 2. pp. 24-28. Petrushanskaya K.A., Vitenzon A.S. Issledovanie struktury khodby bolnykh detskim tserebralnym paralichom [Study of structure of walking in patients with cerebral palsy]. Rossiyskiy zhurnal biomehaniki. 2005. V. 9. No. 3. pp. 56-69.

Semenova K.A., Mastyukova E.M., Smuglin M.Y. Klinika i reabilitatsionnaya terapiya detskogo tserebralnogo paralicha [Clinical picture and rehabilitation therapy of cerebral palsy]. Moscow: Meditsina. 1972. 328 p.

Kharchenko L.V., Litosh N.L. Razvitie lokomotornoy funktsii khodby u doshkolnikov s detskim tserebralnym paralichom v usloviyakh sanatorno-kurortnogo lecheniya [Development of locomotor function of walking in preschoolers with cerebral palsy under resort treatment]. Sovremennye voprosy biomeditsiny. 2017. V. 1. No. 1 (1). P. 11. Chastnye metodiki adaptivnoy fizicheskoy kultury [Private methods of adaptive physical education]. Textbook. L.V. Shapkova (ed.). Moscow: Sovetskiy sport publ., 2007. 608 p.: il. Dan B., Mayston M., Paneth N., Rosenbloom L. Cerebral palsy: science and clinical practice. London: Mac Keith Press, 2014. 692 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

обоюдные атаки в фехтовании на саблях как характеристика выбора соревнующимися наступательной модели ведения боя

Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Шамис1 1Российский государственный университет физической

культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/UDC 796.86

Ключевые слова: фехтование на саблях, высококвалифицированные спортсмены и спортсменки, обоюдные атаки, наступательная модель ведения боя.

Введение. Обоюдные атаки в фехтовании на саблях несут большую смысловую нагрузку при противостоянии соревнующихся, когда спортсмены пытаются просмотреть и угадать намерения противников, относящиеся к инициативе начала схватки, а также дистанционные и временные особенности подготовки и применения нападений. В то же время обоюдные атаки могут быть оправданы в целях разрушения тактических замыслов противников [1, 2].

Цель исследования - определить количественные характеристики обоюдных атак, возникающих в фехтовании на саблях у мужчин и женщин, для оценки в выборе наступательной модели ведения боя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика и организация исследования. Для изучения технико-тактической оснащенности фехтовальщиков на саблях в условиях соревнований использовалась видеозапись с последующей расшифровкой применяемых способов противоборства, выполненных нотационно-графическими символами [3]. Педагогические наблюдения велись за участниками Чемпионата мира 2019 г., которые заняли с 1-го по 8-е места. Были отобраны по четыре боя, проведенные каждым спортсменом и спортсменкой по мере их продвижения по турнирной сетке.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило зафиксировать достаточно большой объем применения самостоятельных атак, как у мужчин (53,86 0%), так и у женщин (55,88 0%). При этом результативными атаки становятся в более 50 00 случаев (мужчины - 53,89 0/0; женщины - 55,88 00).

Повторение обоюдных атак возникает при совпадении намерений соревнующихся завладеть инициативной начала

MUTUAL ATTACKS IN SABLE FENCING AS CHARACTERISTIC OF COMPETITORS CHOICE OF OFFENSIvE COMBAT MODEL

Dr.Hab. Associate Professor L.G. Ryzhkova1

PhD, Associate Professor V.V. Shamis1 1Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 29.07.2021 г.

схватки и пространством поля боя. Анализируя особенности фехтования на саблях, необходимо отметить достаточно большой объем обоюдных атак, как у мужчин (22,87 %), так и у женщин (20,56 %), чего нельзя не учитывать при оценке выбора наступательной модели ведения боя. В ходе исследования получена отрицательная корреляционная связь между объемами атак и объемами обоюдных действий, которая у мужчин высветилась более ярко (r=-0,897), чем у женщин (r=-0,639), что позволяет утверждать о существующей взаимосвязи между данными показателями.

Выводы. Таким образом, принимая решение атаковать, спортсмен не может знать намерений противника, который в свою очередь также намерен применить атаку. Спортсмены, стремясь завладеть инициативой начала схватки, применяют действия, которые судья может оценить либо как атаку одного из участников поединка, либо как обоюдные атаки.

Несмотря на субъективную оценку действий фехтующих, существующий в настоящем регламенте соревнований видеоповтор боевых схваток позволяет объективизировать судейские решения. А значит, обсуждая особенности ведения соревновательной борьбы в фехтовании на саблях, нельзя не учитывать склонности спортсменов к применению обоюдных атакующих действий, что в совокупности с атаками определяет выбор наступательной модели ведения боя.

Литература

1. Рыжкова Л.Г. Техника и тактика фехтования / Л.Г. Рыжкова. // Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой / Сост. и общ. ред. Д.А. Тышлер. - M.: Человек, 2014. - С. 19-28.

2. Тышлер Д.А. Фехтование. Соревновательные технологии и методики специальной тренировки. / Д.А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова, В.В. Шамис, С.Н. Колганов. - M.: Человек, 2013. - 176 с.

Информация для связи с автором: fencing-rgufk@yandex.ru

№10 • 2021 Октябрь I October http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.