Научная статья на тему 'Развитие концептуального подхода к определению делового туризма'

Развитие концептуального подхода к определению делового туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1135
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ ПОЕЗДКИ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / MICE-ТУРИЗМ / BUSINESS TRAVEL / BUSINESS TOURISM / MICE-TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Нина Александровна

В статье содержится обобщенный анализ результатов зарубежных и отечественных исследований, представленный в разрезе отдельных аспектов концептуализации понятия «деловой туризм». Аргументирована позиция автора по уточнению особенностей делового туризма как социально-экономической категории, в том числе относительно досуговой компоненты, мотивации, роли инициатора поездок и покупателя туристских услуг деловых путешественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of conceptual approach to the definition of business tourism

Article contains the analysis of results of the foreign and Russian researches, presented in a cut of separate aspects of conceptualizing of business tourism phenomenon. It also presents arguments for making business tourism definition more precise in regard to leisure tourism, motivation, decision makers, buyers, etc.

Текст научной работы на тему «Развитие концептуального подхода к определению делового туризма»

H.A. СОРОКИНА

Нина Александровна СОРОКИНА — аспирантка кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ.

В 2011 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — социальный туризм.

-Ф- Ъ -Ф-

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА*

Имея многовековую историю, деловой туризм получил мощный импульс к распространению под влиянием многочисленных и разнообразных факторов, действующих в макро- и микросреде туризма в период развития постиндустриального общества. Однако, как указывают зарубежные и отечественные исследователи, многие теоретические вопросы, имеющие большое значение для практики делового туризма, не получили адекватного представления в научной литературе. В рамках концептуального подхода, который выражает определенный способ понимания данного социально-экономического феномена, получают развитие определения, отражающие, прежде всего, туристские потребности и мотивации, характер деятельности и особенности поведения туристов при сохранении сущностных «родовых» черт понятия туризма. В настоящее время можно выделить следующие основные позиции в концептуальной трактовке делового туризма.

Так, одно из первых определений делового туризма, сформулированное Р. Дэвидсоном (R. Davidson), акцентировало связь его целевой ориентации с работой: «Бизнес-туризм относится к путешествиям, предпринятым с целями, связанными с работой» [7]. Позднее этот автор уточнил и расширил данное определение за счет конкретизации целевой составляющей, связав его со всеми поездками, имеющими целью выполнение служебных обязанностей и реализацию деловых интересов, которые могут быть направлены на выполнение текущих бизнес-функций; формирование у работников знаний, как выполнять работу более эффективно; поощрение работников за хорошую работу [8, с. 3]. Такая позиция широко представлена и в российской научной литературе, ее придерживаются A.B. Бабкин, И.В. Зорин и В.А. Квартальнов, И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов, А.Ю. Александрова, А.Т. Кириллов и Л.А. Волкова и др.

Другие исследователи добавляют в качестве существенных признаков делового туризма его характеристику в пространственном аспекте и связь с получением дохода в месте пребывания. Так, А. Агилера (A. Aguilera) определяет бизнес-поездки (путешествия) как «поездки, связанные с работой в местах, находящихся за пределами обычного места работы» [6]. Выделение пространственного аспекта представляется оправданным для дифференциации делового туризма в контексте трудовой мобильности.

Согласно широко распространенному мнению «деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования» [1]. Российская ассоциация делового туризма дает более осторожную формулировку данного понятия и трактует деловой туризм как

ГРНТИ 06.71.57

© H.A. Сорокина, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГА. Карповой.

«поездки со служебными целями, как правило, без получения доходов по месту командирования» [2, с. 139]. Такая осторожность представляется вполне обоснованной, так как часть деловых поездок связана с осуществлением профессиональных обязанностей, но может предусматривать получение доходов или, по крайней мере, компенсацию расходов в месте временного пребывания, например гастроли творческих коллективов. Обратим внимание на использование двух категорий целей делового туризма — служебные и профессиональные.

По мнению автора, размежевание этих двух категорий может служить основой для более четкого представления о таком сложном феномене, как деловой туризм, и его типологии. Служебные цели связаны с осуществлением и повышением эффективности деятельности предприятий и организаций. Понятно, что достижение служебных целей в значительной части случаев связано и опосредуется выполнением профессиональной деятельности работников. Профессиональные цели допускают смещение в сторону реализации индивидуальных интересов работников или отдельных коллективов и связаны чаще всего с представлением профессиональных достижений, коммуникацией с профессиональным сообществом, повышением профессиональной компетентности. Дифференцированный подход к целевой составляющей делового туризма обусловливает дифференциацию ресурсной составляющей делового туризма, в частности временной и финансовой.

Так, в случае делового туризма со служебными целями, реализующими деловые интересы организации, коммерческие и некоммерческие, отмечается его важная характеристика, которую можно отнести к основным типологическим признакам, используемым для выделения делового туризма, — его осуществление в рабочее время, а не во время досуга, как в «классическом» туризме. И как логическое последствие: инициатива осуществления и выбора места реализации служебных целей в той или иной форме, так же как и финансирование этой деятельности, осуществляется носителем этих интересов — организацией. «В отличие от поездок на отдых, решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования принимают, как правило, не сами туристы, а другие лица (начальник по службе, руководитель фирмы)» [1].

O.A. Смирнова делает акцент на двух наиболее важных, по ее мнению, свойствах делового туризма. Во-первых, его связи с категорией рабочего времени, в отличие от деятельности людей в свободное время. Во-вторых, особой, деловой мотивации туристов, которые путешествуют с целью отдыха, развлечений, а также культурно-познавательными целями [3]. Обратим внимание на показательный акцент на целевую ориентацию путешествий деловых туристов — отдых, развлечения и культурно-познавательные цели, — которая актуализируется деловой мотивацией. Данный аргумент в дальнейшем будет рассмотрен подробнее в рамках анализа рекреационного подхода к трактовке делового туризма.

Что касается связи делового туризма с категорией рабочего времени, то здесь можно сделать следующие замечания. В целом реализация профессиональных целей работников совпадает со стратегическими интересами их работодателей, однако в силу разных причин они могут не соответствовать планам реализации служебных целей. Если организация признает эти профессиональные интересы, самостоятельный выбор дестинации своих работников и финансирует их поездки, то время, затраченное на реализацию совместимых профессиональных интересов работников и деловых интересов организации работодателя, теряет статус досугового, и речь может идти о бизнес-туризме. Если организация не разделяет такие интересы и финансирование осуществляется из частных источников, то стоит, по мнению автора данного исследования, выделять особую категорию делового туризма — профессиональный. Например, подчас научно-практические конференции собирают исследователей и практиков, оплачивающих свое участие в частном порядке и использующих собственное свободное время.

И.Н. Суворова предложила перенести основной акцент в определении делового туризма с деловой цели поездки туриста на роль инициатора в организации поездок и корпоративных мероприятий. По утверждению исследователя, «ключевая особенность делового туризма как специфического сегмента туристической отрасли заключается в том, что деловые поездки и мероприятия, как правило, инициируются компаниями, организациями, корпорациями» [4, с. 9]. Однако своей оговоркой автор фактически признает, что этим признаком не исчерпывается все многообразие видов делового туризма.

В последнее время наблюдается включение в концептуальное определение делового туризма его связи с досуговой деятельностью деловых путешественников, рассматриваемой как неотъемлемый

элемент делового туризма, критерий выделения делового туризма из более широкого класса деловых поездок. Эта позиция отражает рекреационный подход к концептуализации делового туризма, в основу которого положены многочисленные и разнообразные определения туризма, фиксирующие трактовку его как формы досуговой деятельности, осуществляемой в рекреационных целях. На связь делового туризма с осуществлением разнообразной досуговой деятельности в месте пребывания и влияние рекреационной мотивации на принятие решения по поводу деловых поездок указывают многочисленные исследования, отражающие практику делового туризма. В частности, в Глоссарии туристских терминов деловой туризм определяется как поездки для реализации коммерческих, государственных или образовательных целей, имеющие в качестве вторичной мотивации отдых [9]. В отечественной научной литературе этот подход представляет О.Г. Чимитдоржиева. При этом она усиливает данный тезис, утверждая позицию обязательности мотивации на отдых в деловых туристских поездках, равноценности деловой и рекреационной мотивации как критерий отнесения деловых поездок к данному виду туризма, что находит выражение в следующих положениях. Во-первых, деловой турист — это «деловой путешественник, преследующий реализацию познавательных и рекреационных целей. Таким образом, в отличие от делового путешествия, деловой туризм подразумевает обязательное совмещение работы с отдыхом». Во-вторых, деловой туризм — это «совокупность организационно-экономических и социальных отношений, возникающих в ходе рабочей поездки делового путешественника, совмещающего достижение профессиональных целей с отдыхом» [5]. Приведенное выше определение O.A. Смирновой также отражает данную позицию.

Как представляется, признак совмещения реализации деловой и рекреационной мотивации не имеет достаточного теоретического обоснования, в том числе в связи с развитием научных подходов к определению туризма. В частности, согласно определению Всемирной туристской организации, «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд с целью отдыха, деловых и прочих целей» [11]. Иначе говоря, не устанавливается отдых не только как непременная цель туризма, но и как обязательный элемент его мотивации. Другое дело, что наличие такой мотивации как важный элемент выбора места посещения имеет серьезное практическое значение и ее использование становится мощным инструментом для привлечения потока деловых туристов в дестинацию.

Схожее определение закреплено в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «...туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Широкую известность получило также определение Международной ассоциации научных экспертов в области туризма (АИСТ), в котором туризм рассматривается как совокупность отношений и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания и работы [10]. Показательно, что это определение имеет достаточно широкие рамки. Кроме того, обращает на себя внимание, что критерий «неполучения дохода» не задается жестко, хотя данный критерий по-прежнему используется в статистике туризма.

Таким образом, как показал анализ, основополагающие для каждой отрасли науки вопросы, такие как определение делового туризма, его типология и терминологический аппарат, имеют разные трактовки и наименования однотипных явлений, исследуемых в контексте делового туризма, что крайне затрудняет ведение статистического учета, анализ социально-экономических оценок результатов и последствий, а также разработку стратегии и тактики развития делового туризма, в том числе для отдельных территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2002.

2. Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции (практический опыт). М.: Импринт, 2004.

3. Смирнова O.A. Территориальная структура делового туризма в мире: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. М., 2006.

4. Суворова И. К Формирование комплексной стратегии развития агентств корпоративного делового туризма в рамках аутсорсинга: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013.

5. Чимитдоржиева О.Г. Деловой туризм: методологические аспекты // Вестник ОрелГИЭТ. 2010. № 2 (12).

6. AguileraA. Business travel and mobile workers // Transportation Research. 2008. Vol. 42. Part A. P. 1109-1116.

7. Davidson R. Business Travel. London: Addison Wesley Longman, 1994.

8. Davidson R, Cope B. Business Travel: Conferences, Incentive Travel, Exhibitions, Corporate Hospitality and Corporate Travel. Essex: FT Prentice Hall, 2003.

9. Glossary of Tourism Terms. URL: http://www.uniquelytexas.org/glossary.htm.html

10. URL: http://www.aiest.orgt

11. URL : http ://www. world-tourism, org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.