H.A. СОРОКИНА
Нина Александровна СОРОКИНА — аспирантка кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ.
В 2011 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — социальный туризм.
-Ф- Ъ -Ф-
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА*
Имея многовековую историю, деловой туризм получил мощный импульс к распространению под влиянием многочисленных и разнообразных факторов, действующих в макро- и микросреде туризма в период развития постиндустриального общества. Однако, как указывают зарубежные и отечественные исследователи, многие теоретические вопросы, имеющие большое значение для практики делового туризма, не получили адекватного представления в научной литературе. В рамках концептуального подхода, который выражает определенный способ понимания данного социально-экономического феномена, получают развитие определения, отражающие, прежде всего, туристские потребности и мотивации, характер деятельности и особенности поведения туристов при сохранении сущностных «родовых» черт понятия туризма. В настоящее время можно выделить следующие основные позиции в концептуальной трактовке делового туризма.
Так, одно из первых определений делового туризма, сформулированное Р. Дэвидсоном (R. Davidson), акцентировало связь его целевой ориентации с работой: «Бизнес-туризм относится к путешествиям, предпринятым с целями, связанными с работой» [7]. Позднее этот автор уточнил и расширил данное определение за счет конкретизации целевой составляющей, связав его со всеми поездками, имеющими целью выполнение служебных обязанностей и реализацию деловых интересов, которые могут быть направлены на выполнение текущих бизнес-функций; формирование у работников знаний, как выполнять работу более эффективно; поощрение работников за хорошую работу [8, с. 3]. Такая позиция широко представлена и в российской научной литературе, ее придерживаются A.B. Бабкин, И.В. Зорин и В.А. Квартальнов, И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов, А.Ю. Александрова, А.Т. Кириллов и Л.А. Волкова и др.
Другие исследователи добавляют в качестве существенных признаков делового туризма его характеристику в пространственном аспекте и связь с получением дохода в месте пребывания. Так, А. Агилера (A. Aguilera) определяет бизнес-поездки (путешествия) как «поездки, связанные с работой в местах, находящихся за пределами обычного места работы» [6]. Выделение пространственного аспекта представляется оправданным для дифференциации делового туризма в контексте трудовой мобильности.
Согласно широко распространенному мнению «деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования» [1]. Российская ассоциация делового туризма дает более осторожную формулировку данного понятия и трактует деловой туризм как
ГРНТИ 06.71.57
© H.A. Сорокина, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГА. Карповой.
«поездки со служебными целями, как правило, без получения доходов по месту командирования» [2, с. 139]. Такая осторожность представляется вполне обоснованной, так как часть деловых поездок связана с осуществлением профессиональных обязанностей, но может предусматривать получение доходов или, по крайней мере, компенсацию расходов в месте временного пребывания, например гастроли творческих коллективов. Обратим внимание на использование двух категорий целей делового туризма — служебные и профессиональные.
По мнению автора, размежевание этих двух категорий может служить основой для более четкого представления о таком сложном феномене, как деловой туризм, и его типологии. Служебные цели связаны с осуществлением и повышением эффективности деятельности предприятий и организаций. Понятно, что достижение служебных целей в значительной части случаев связано и опосредуется выполнением профессиональной деятельности работников. Профессиональные цели допускают смещение в сторону реализации индивидуальных интересов работников или отдельных коллективов и связаны чаще всего с представлением профессиональных достижений, коммуникацией с профессиональным сообществом, повышением профессиональной компетентности. Дифференцированный подход к целевой составляющей делового туризма обусловливает дифференциацию ресурсной составляющей делового туризма, в частности временной и финансовой.
Так, в случае делового туризма со служебными целями, реализующими деловые интересы организации, коммерческие и некоммерческие, отмечается его важная характеристика, которую можно отнести к основным типологическим признакам, используемым для выделения делового туризма, — его осуществление в рабочее время, а не во время досуга, как в «классическом» туризме. И как логическое последствие: инициатива осуществления и выбора места реализации служебных целей в той или иной форме, так же как и финансирование этой деятельности, осуществляется носителем этих интересов — организацией. «В отличие от поездок на отдых, решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования принимают, как правило, не сами туристы, а другие лица (начальник по службе, руководитель фирмы)» [1].
O.A. Смирнова делает акцент на двух наиболее важных, по ее мнению, свойствах делового туризма. Во-первых, его связи с категорией рабочего времени, в отличие от деятельности людей в свободное время. Во-вторых, особой, деловой мотивации туристов, которые путешествуют с целью отдыха, развлечений, а также культурно-познавательными целями [3]. Обратим внимание на показательный акцент на целевую ориентацию путешествий деловых туристов — отдых, развлечения и культурно-познавательные цели, — которая актуализируется деловой мотивацией. Данный аргумент в дальнейшем будет рассмотрен подробнее в рамках анализа рекреационного подхода к трактовке делового туризма.
Что касается связи делового туризма с категорией рабочего времени, то здесь можно сделать следующие замечания. В целом реализация профессиональных целей работников совпадает со стратегическими интересами их работодателей, однако в силу разных причин они могут не соответствовать планам реализации служебных целей. Если организация признает эти профессиональные интересы, самостоятельный выбор дестинации своих работников и финансирует их поездки, то время, затраченное на реализацию совместимых профессиональных интересов работников и деловых интересов организации работодателя, теряет статус досугового, и речь может идти о бизнес-туризме. Если организация не разделяет такие интересы и финансирование осуществляется из частных источников, то стоит, по мнению автора данного исследования, выделять особую категорию делового туризма — профессиональный. Например, подчас научно-практические конференции собирают исследователей и практиков, оплачивающих свое участие в частном порядке и использующих собственное свободное время.
И.Н. Суворова предложила перенести основной акцент в определении делового туризма с деловой цели поездки туриста на роль инициатора в организации поездок и корпоративных мероприятий. По утверждению исследователя, «ключевая особенность делового туризма как специфического сегмента туристической отрасли заключается в том, что деловые поездки и мероприятия, как правило, инициируются компаниями, организациями, корпорациями» [4, с. 9]. Однако своей оговоркой автор фактически признает, что этим признаком не исчерпывается все многообразие видов делового туризма.
В последнее время наблюдается включение в концептуальное определение делового туризма его связи с досуговой деятельностью деловых путешественников, рассматриваемой как неотъемлемый
элемент делового туризма, критерий выделения делового туризма из более широкого класса деловых поездок. Эта позиция отражает рекреационный подход к концептуализации делового туризма, в основу которого положены многочисленные и разнообразные определения туризма, фиксирующие трактовку его как формы досуговой деятельности, осуществляемой в рекреационных целях. На связь делового туризма с осуществлением разнообразной досуговой деятельности в месте пребывания и влияние рекреационной мотивации на принятие решения по поводу деловых поездок указывают многочисленные исследования, отражающие практику делового туризма. В частности, в Глоссарии туристских терминов деловой туризм определяется как поездки для реализации коммерческих, государственных или образовательных целей, имеющие в качестве вторичной мотивации отдых [9]. В отечественной научной литературе этот подход представляет О.Г. Чимитдоржиева. При этом она усиливает данный тезис, утверждая позицию обязательности мотивации на отдых в деловых туристских поездках, равноценности деловой и рекреационной мотивации как критерий отнесения деловых поездок к данному виду туризма, что находит выражение в следующих положениях. Во-первых, деловой турист — это «деловой путешественник, преследующий реализацию познавательных и рекреационных целей. Таким образом, в отличие от делового путешествия, деловой туризм подразумевает обязательное совмещение работы с отдыхом». Во-вторых, деловой туризм — это «совокупность организационно-экономических и социальных отношений, возникающих в ходе рабочей поездки делового путешественника, совмещающего достижение профессиональных целей с отдыхом» [5]. Приведенное выше определение O.A. Смирновой также отражает данную позицию.
Как представляется, признак совмещения реализации деловой и рекреационной мотивации не имеет достаточного теоретического обоснования, в том числе в связи с развитием научных подходов к определению туризма. В частности, согласно определению Всемирной туристской организации, «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд с целью отдыха, деловых и прочих целей» [11]. Иначе говоря, не устанавливается отдых не только как непременная цель туризма, но и как обязательный элемент его мотивации. Другое дело, что наличие такой мотивации как важный элемент выбора места посещения имеет серьезное практическое значение и ее использование становится мощным инструментом для привлечения потока деловых туристов в дестинацию.
Схожее определение закреплено в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «...туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Широкую известность получило также определение Международной ассоциации научных экспертов в области туризма (АИСТ), в котором туризм рассматривается как совокупность отношений и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания и работы [10]. Показательно, что это определение имеет достаточно широкие рамки. Кроме того, обращает на себя внимание, что критерий «неполучения дохода» не задается жестко, хотя данный критерий по-прежнему используется в статистике туризма.
Таким образом, как показал анализ, основополагающие для каждой отрасли науки вопросы, такие как определение делового туризма, его типология и терминологический аппарат, имеют разные трактовки и наименования однотипных явлений, исследуемых в контексте делового туризма, что крайне затрудняет ведение статистического учета, анализ социально-экономических оценок результатов и последствий, а также разработку стратегии и тактики развития делового туризма, в том числе для отдельных территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2002.
2. Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции (практический опыт). М.: Импринт, 2004.
3. Смирнова O.A. Территориальная структура делового туризма в мире: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. М., 2006.
4. Суворова И. К Формирование комплексной стратегии развития агентств корпоративного делового туризма в рамках аутсорсинга: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013.
5. Чимитдоржиева О.Г. Деловой туризм: методологические аспекты // Вестник ОрелГИЭТ. 2010. № 2 (12).
6. AguileraA. Business travel and mobile workers // Transportation Research. 2008. Vol. 42. Part A. P. 1109-1116.
7. Davidson R. Business Travel. London: Addison Wesley Longman, 1994.
8. Davidson R, Cope B. Business Travel: Conferences, Incentive Travel, Exhibitions, Corporate Hospitality and Corporate Travel. Essex: FT Prentice Hall, 2003.
9. Glossary of Tourism Terms. URL: http://www.uniquelytexas.org/glossary.htm.html
10. URL: http://www.aiest.orgt
11. URL : http ://www. world-tourism, org