ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 338.24.01
развитие конкурентных преимуществ регионов на основе сотрудничества с заинтересованными сторонами
м. в. савельева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента E-mail: marina. savelyeva@gmail. com Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Сохраняющаяся тенденция оттока населения, предприятий и финансовых ресурсов из регионов с неблагоприятными социально-экономическими условиями усиливает территориальное неравенство в России. Один из путей решения данной проблемы, подчеркивается в статье, заключается в развитии региональных конкурентных преимуществ на основе сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами, построении с ними доверительных, долгосрочных отношений.
Ключевые слова: регион, конкурентные преимущества, сотрудничество, заинтересованные стороны, долгосрочные отношения.
Сложившийся в конце 2000-х гг. разрыв в социально-экономическом развитии российских регионов привел к оттоку населения, хозяйствующих субъектов и финансовых ресурсов из «бедных» регионов в «богатые». Данная тенденция еще больше усугубила социально-экономическое неравенство регионов. Принимаемые в связи с этим меры, в частности выравнивание бюджетной обеспеченности регионов на основе передачи регулирующих доходов с вышестоящего уровня в бюджеты субъектов
Российской Федерации, не приводят к желаемым результатам. одним из путей преодоления разрыва в социально-экономическом положении российских регионов является развитие их конкурентных преимуществ.
Существует несколько подходов к определению регионального конкурентного преимущества.
один из них раскрывается в концепции м. Портера «бриллианта конкурентного преимущества страны», который также может быть использован в отношении регионов. При этом конкурентные преимущества рассматриваются с точки зрения обеспечения регионами условий для развития секторов экономики и достижения фирмами, действующими на их территории, конкурентоспособности на межрегиональных и международных рынках. Среди таких условий:
1) обеспеченность факторами производства: квалифицированной рабочей силой, инфраструктурой, необходимой для достижения конкурентоспособности данного сектора экономики;
2) характер спроса внутреннего рынка на продукцию или услуги данного сектора экономики, в частности повышенные требования к качеству продукции или услуг;
3) наличие отраслей-поставщиков и других смежных секторов экономики, конкурентоспособных на международном рынке;
4) условия создания фирм, их организации, управления, характер соперничества на внутреннем рынке [8].
Однако конкуренция регионов не сводится только к борьбе за экономическое превосходство и превосходство фирм, действующих на их территории, на межрегиональных и международных рынках.
Иной подход к определению конкурентных преимуществ предлагают Г. Хэмел и К. К. Прахалад в концепции интеллектуального лидерства [11]. В соответствии с ним конкурентное преимущество рассматривается как обеспечение первенства на будущих рынках. Данный подход открывает новые перспективы в развитии регионов, ориентируя их на поиск конкурентных преимуществ, основанных на возможностях улучшения или преобразования региональных услуг и «ключевых компетенций» (умения людей, выходящие за пределы их должностных обязанностей). однако он не может быть исчерпывающим для обозначения региональных конкурентных преимуществ.
Отечественные исследователи предлагают следующие определения данного термина:
- ценность, присущая региону, отличающая его от других, позволяющая успешно конкурировать [4];
- превосходство региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами, отражаемое через показатели (индикаторы) [9];
- преимущество в соревновании за различные целевые группы потребителей местных ресурсов и условий жизнедеятельности [3];
- преимущества, обусловливающие роль и место региона в экономическом пространстве РФ и обеспечивающие высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.) [1].
Обобщение данных определений позволяет представить конкурентное преимущество региона как его превосходство в экономическом, социальном, политическом, географическом положении на внутреннем и внешнем рынках, позволяющее ему иметь предпочтение среди жителей, предприятий, инвесторов и туристов.
В решении задачи постоянного воспроизводства и обеспечения конкурентных преимуществ на будущее в динамичном и быстро меняющемся окружении все большую роль играют сотрудничество и партнерство с другими социально-экономическими системами, что позволяет вовлекать в данный процесс уникальные ресурсы и активизировать обмен знаниями между всеми его участниками. Такой подход перекликается с некоторыми аспектами социалистического соревнования, характеризуемого кооперацией в определенной сфере деятельности, побуждением к состязательности и в то же время опорой на отношения сотрудничества, взаимной помощи и коллективизма [2]. Актуализация сотрудничества и взаимопомощи среди конкурирующих субъектов привела к появлению теории «соконкуренции» (сотрудничество плюс конкуренция), предложенной A. M. Бранденбургером из Гарвардского университета и Б. Дж. Нейлбаффом из Йельского университета [12]. Эта теория подтверждает, что в экономическом взаимодействии выигрыш одних и проигрыш других не является неизбежным. Получать выгоду могут многие участники одновременно, например при совместных разработках инноваций, сотрудничестве в области маркетинговых исследований, требующих достаточно больших средств, а подчас и знаний, умений, опыта, имеющихся у других контрагентов.
Данное утверждение справедливо и для развития конкурентных преимуществ регионов. Традиционный подход к развитию конкурентных преимуществ предполагает разделение всех участников данного процесса на различные, не связанные друг с другом категории: потребителей, партнеров, конкурентов, правительственные организации и т. д. При этом предпочтение часто отдается удовлетворению интересов одной из сторон в ущерб другим. Суть нового подхода заключается в представлении заинтересованных сторон единой структурой, элементы которой взаимосвязаны, и взаимодействие последних создает преимущества, превосходящие их успехи, достигнутые самостоятельно (см. рисунок).
Подобная идея стала основой менеджмента взаимоотношений со стрейкхолдерами (заинтересованными сторонами) (SRM - Stakeholder Relationship Management), подробно представленной в работе американских ученых «Фирмы, несущие любовь» Раджендра С. Сисодиа, Дэвида Б. Вольфа и Джанг-диша Н. Шета [10].
Применение менеджмента взаимоотношений с заинтересованными сторонами в региональном
Система взаимоотношений заинтересованных сторон в развитии конкурентных преимуществ региона
управлении направлено на выявление связей всех его участников, их интересов, построение с ними доверительных, долгосрочных отношений и создание на основе их взаимодействия нового конкурентного преимущества региона. Формированию лояльности жителей, приезжих, инвесторов, бизнес-структур к той или иной территории способствует оправдание их ожиданий и развитие их потребностей. Доброжелательные отношения с сотрудниками регионального управления, достигаемые на основании достойной заработной платы, создания условий для интересной и творческой работы, в конечном итоге становятся фактором формирования потребительской лояльности. Сотрудничество с другими регионами позволяет задействовать их уникальные ресурсы в совместных проектах по развитию конкурентных преимуществ.
Удовлетворение потребностей одних заинтересованных сторон ведет к удовлетворению потребностей других. Возникает самоусиливающийся эффект. однако для его запуска требуется создать основу для взаимодействия стейкхолдеров. В связи с этим целесообразно активизировать такие направления, как осуществление индикативного планирования регионального развития, участие представителей граждан, объединений коммерческих и некоммерческих организаций в региональной управленческой команде, реализация государственно-частного партнерства и проектов межрегионального сотрудничества.
Первое направление -это региональное индикативное планирование. оно заключается в формировании активных прогнозов на краткосрочный и среднесрочный периоды, обеспечивающих стратегические планы развития, программы и проекты, их сбалансированную увязку с темпами и пропорциями социально-экономического развития в регионе [5]. Благодаря использованию балансового метода индикативное планирование обусловливает оптимизацию и сбалансирование экономических интересов всех участников регионального управления, объединяя их в единую систему взаимодействия. Реализация индикативного планирования развития региона позволяет осуществить следующие цели:
- определить ориентиры для долгосрочных стратегий крупных компаний, корпораций;
- создавать конкурентные преимущества регионов на основании собственных источников и межрегионального сотрудничества;
- увеличить прозрачность бизнес-среды, взаимопонимание между органами государственной власти и бизнесом, ускорить рост экономики;
- сформировать четкие индикаторы оценки эффективности реализации программ для принятия кадровых и финансовых решений.
Второе направление - участие представителей граждан, объединений коммерческих и некоммерческих организаций в региональной управленческой команде. Такое участие в совместной работе гарантирует учет интересов всех участников регионального управления, расширяет возможности нахождения новых решений развития конкурентных преимуществ региона, укрепляет доверие и поддержку деятельности органов государственной власти со стороны местного сообщества. Состав команды может претерпевать изменения с точки зрения ее пополнения приглашенными специалистами, экспертами в различных областях социально-экономического регионального развития.
Реализация государственно-частного партнерства предусматривает объединение усилий региональных органов власти и бизнес-структур в решении задач инновационного развития регионов, подготовки кадров, экологических проблем, развитии объектов производственной и социальной инфраструктур. При этом коммерческие организации, со своей стороны, обеспечивают инвестиции, опыт, оперативность решений, инновационные технологии и многое другое. Региональные органы власти предоставляют налоговые и иные льготы, гарантии, материальные и финансовые ресурсы.
Осуществление проектов межрегионального сотрудничества позволяет вовлечь специфические ресурсы регионов в совместную разработку и осуществление проектов по развитию конкурентных преимуществ, активизировать развитие прилежащих территорий, увеличить их инвестиционную привлекательность. Расширение межрегиональных связей способствует прогрессу в планировании и логистике, рационализации экономического разделения труда между регионами, интенсификации их технологического, промышленного, торгового, коммуникационного развития. Так, в результате сотрудничества Москвы с другими субъектами Российской Федерации увеличиваются поставки отечественного продовольствия на рынок города при оказании правительством столицы организационной, методологической и финансовой поддержки московским агрохолдингам, реализующим свои инвестиционные проекты в регионах России. Последние способствуют формированию мощных производственных баз, применению новейших современных технологий и оборудования, закупке высокопродуктивного скота, созданию новых предприятий и дополнительных рабочих мест [6].
Реализация некоторых аспектов менеджмента отношений с заинтересованными сторонами встречается в зарубежной практике территориального управления. Так, при разработке и осуществлении стратегии г. Шарлотт штата Северная Каролина (США) городская администрация активно выстраивает отношения с разными группами городского сообщества, в том числе с бизнес-сектором и горожанами. изучается мнение местного населения, граждане привлекаются к участию в рабочих группах по вопросам землепользования, включаются в специальные комиссии по коммунальным вопросам, функционирует система оповещения горожан о любых предполагаемых изменениях в зонировании
их районов. Между местными органами власти и частным сектором выстраиваются отношения взаимовыгодного партнерства: используются защищенные компьютерные серверы местных банков для сбора налогов через интернет, совместно с местными предприятиями осуществляется строительство транспортного центра в деловом районе города и т. д. Торговая палата и частные компании поддерживают городскую администрацию в воплощении в своей деятельности принципа управляемой конкуренции, использование корпоративной номенклатуры в работе городских департаментов и т. д. Управление кадрами в городской администрации ориентировано на образование сотрудников: обучение их бизнес-навыкам и навыкам решения проблем, поощрение использования передовых технологий, повышение грамотности, обучение смежным профессиям [7]. Вместе с тем отношения со всеми заинтересованными сторонами не рассматриваются как единая система, в рамках которой удовлетворение интересов одних ведет к удовлетворению интересов других.
В отечественной практике регионального управления также встречается использование некоторых элементов менеджмента отношений со стейкхолдерами, например участие жителей в обсуждениях плана развития территории, на которой они проживают. Однако подобные мероприятия носят часто мозаичный характер, т. е. не имеют целостной картины и не получают дальнейшего развития. В то же время внедрение менеджмента отношений со стейкхолдерами в региональное управление способствует формированию лояльности всех заинтересованных сторон, значительно усиливает конкурентные преимущества российских регионов.
Таким образом, развитие конкурентных преимуществ регионов на основе их сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами направлено на выявление связей всех его участников, их интересов, построение с ними доверительных, долгосрочных отношений и создание на основании их взаимодействия новых конкурентных преимуществ. Практическое применение данной модели управления в регионах во многом зависит от исполнительных органов власти. Кроме того, оно тесно соприкасается с такими направлениями, как осуществление государственного индикативного планирования, способствующее наиболее полному учету потребностей заинтересованных сторон
и выстраиванию их в единую систему, участие представителей стейкхолдеров в региональной управленческой команде, реализация государственно-коммерческого партнерства и проектов межрегионального сотрудничества.
Список литературы
1. Андреев В. Е. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки. URL: http://otechestvo. yar. ru/~melikh/article2.html.
2. Большая советская энциклопедия. URL: http://www.cultinfo.rU/fulltext/1/001/008/104/908.htm.
3. Важнейшие факторы повышения конкурентоспособности регионов / под ред. Б. М. Гринчель. СПб.: Евроград, 2003.
4. Калюжнова Н. Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2003.
5. Кушлин В. И., Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Проект концепции Федерального закона «О долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании и национальном программировании». М.: РАГС, 2007. URL: http://strategy. newparadigm. ru/zakon. pdf.
6. О концепции межрегионального сотрудничества города Москвы в новых экономических условиях: постановление правительства Москвы от 16.02.2010 № 132-пп. URL: //http://www. esp-izdat. ru/?article=2658&print=on.
7. Опыт города Шарлотт. «Дорожная карта» преобразования и повышения эффективности системы городского управления / Д. Марсталл, Д. Боргсдорф, Э. Блайденберг. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010.
8. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Изд-во «Вильямс», 1993.
9. Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999.
10. Фирмы, несущие любовь. Как компаниям с мировым именем удается завоевать сердца людей / пер. с англ., под ред. И. В. Тараненко. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2011.
11. Хэмел Г. и Прахалад К. К. Конкурируя за будущее: создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
12. Brandenburge A.M., Nalebuff B. J. Co-opetition. Harper Collins, 1997.