Научная статья на тему 'Развитие конкурентной среды в жилищно-коммунальном секторе'

Развитие конкурентной среды в жилищно-коммунальном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСЛУГА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / BUSINESS / COMPETITION / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / SERVICE / REFORMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казарова А. Я.

В статье рассмотрены основные направления развития конкуренции в сфере ЖКХ, приведена классификация ЖКХ на секторы, выявлены приоритетные направления для малого предпринимательства в сфере ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN HOUSING-AND-MUNICIPAL SECTOR

In article the main directions of development of the competition in housing sector are considered, classification of housing and communal services on sectors is given, the priority directions for small business in housing sector are revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие конкурентной среды в жилищно-коммунальном секторе»

References

1. Albekov A.Y., Soqomonian S.A. Ekonomika predpriiatia.- Rosriv na/D: Feniks. 2011 - 448 s.

2. Bakanov M.I. Chseremet A.D. Teoria ekonomichseskoqo analisa. - M.: Finansi i statistika, 2009. - 623 с.

3. Ekonomicheski analis. Uchebnoe posobie / Basovskii L.E., Luneva A.M. -M.: INFRA-M. - 2010. 222 s. - il.

4. Berdnikova T.B. Analis i diaqnostika finansovo-hosizistvennoi deiatelnosti predpriatiia: uchebnoe posobie /T.B. Berdnikova. - M.: INFRA-M. - 2010. - 354 s.

Казарова А.Я.

Кандидат экономических наук, старший преподаватель, Ставропольский государственный аграрный университет РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ СЕКТОРЕ

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления развития конкуренции в сфере ЖКХ, приведена классификация ЖКХ на секторы, выявлены приоритетные направления для малого предпринимательства в сфере ЖКХ.

Ключевые слова: предпринимательство, конкуренция, жилищно-коммунальное хозяйство, услуга, реформирование.

Kazarova A. Y.

Candidat of Economics, Senior teacher, The Stavropol state agricultural university DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN HOUSING-AND-MUNICIPAL SECTOR

Abstract

In article the main directions of development of the competition in housing sector are considered, classification of housing and communal services on sectors is given, the priority directions for small business in housing sector are revealed.

Keywords: business, competition, housing and communal services, service, reforming.

Жилищно-коммунальная сфера - стратегически важное направление деятельности, обеспечивающее население жизненно важными услугами, создающее условия безопасного и комфортного проживания, оказывающее определенное влияние на социальную стабильность общества [1]. Необходимо отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации на протяжении многих лет находящееся в стадии реформирования, до сих пор остается зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. По-прежнему на неудовлетворительном уровне находится как качество обслуживания жилья, так и качество предоставляемых коммунальных услуг.

В настоящее время развитие данной сферы представляет одну из приоритетных задач государственной политики. Реализация проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» осуществляется одновременно с проведением жилищнокоммунальной реформы, основной целью которой является переход к рыночным условиям функционирования данной сферы, предоставление качественных коммунальных услуг потребителям с одновременным соблюдением социальных гарантий малообеспеченному населению.

Вступление в силу 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса вывело реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на новый уровень, способствовало совершенствованию нормативной базы в сфере ЖКХ как на уровне РФ, так и на уровне субъектов России. Дополнительный импульс ходу реформирования жилищно-коммунальной сферы и реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» был дан Федеральным законом РФ от 1 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Реализация реформы ЖКХ невозможна без создания конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Основным инструментом развития конкурентной среды и повышения эффективности использования финансовых ресурсов в жилищнокоммунальном секторе может служить проведение структурных преобразований в этой сфере. Одна из основных задач - создание конкурентной среды в жилищной сфере, для чего необходимо осуществить разделение функций и сформировать договорные отношения между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями. Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях: конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой; конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации. Разделение функций и развитие конкуренции по двум данным направлениям позволит улучшить качество и снизить цены в областях управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Кроме этого, данные меры позволяют снизить объем бюджетного финансирования сферы ЖКХ. Наиболее перспективным инструментом создания конкурентной среды является создание условий для развития и поддержки малого предпринимательства [3].

Сферу ЖКХ можно подразделить на три основных сектора [2]. Первый включает в себя деятельность по производству и поставке воды, тепла, электроэнергии, удаление и обработку сточных вод. Это сектор, в котором должны действовать естественные монополии, исходя из экономического смысла и технологических особенностей (сетевого характера) деятельности.

Сектор управления жилищным фондом может включать в себя: сбор коммунальных платежей, посредничество в расчетах с поставщиками коммунальных услуг населению, определение подрядных организаций, заключение договоров, определение стоимости, объемов подрядных работ, составление титульного списка объектов, контроль за качеством выполненных работ и техническим состоянием жилого фонда, прием и удовлетворение заявок и жалоб со стороны населения, приемка объемов и качества работ и другие. Сектор управления не должен быть монопольным, а функции могут эффективно выполняться частными коммерческими организациями.

В секторе выполнения подрядных работ следует выделить следующие виды деятельности: капитальный ремонт жилищного фонда; эксплуатация и текущий ремонт жилищного фонда; обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций; благоустройство и уборка территорий; вывоз ТБО; озеленение; охрана жилищного фонда; установка и обслуживание систем видеонаблюдения; содержание и ремонт дорожного покрытия; дезинфекция и др. Исходя из приведенной выше классификации, приоритетными направлениями для малого предпринимательства в сфере ЖКХ являются: производство и поставка ресурсов; строительные работы; работы по капитальному ремонту; работы по обслуживанию и эксплуатации жилищного и нежилого фонда, внутридомовых сетей; работы по благоустройству территорий; вывоз ТБО; дорожные работы.

В настоящее время сфера жилищного хозяйства находится в сложном положении и, для того чтобы изменить в ней ситуацию, необходима выработка стратегии, включающая разработку и проведение комплекса мер, направленных как на привлечение инвестиций в эту сферу, так и на создание условий для эффективной работы предприятий, а также на сохранение для них на данном этапе государственной поддержки. Одним из путей выхода сферы ЖКХ из кризиса может явиться дальнейшее развитие малого предпринимательства. Реформа ЖКХ показала, что в жилищном хозяйстве должен по преимуществу работать мелкий и средний бизнес, поскольку эта сфера деятельности предполагает мобильность, наличие конкурентной среды, ограниченные сроки принятия решений.

Литература

1. Басаргин, В.Ф. Стратегические задачи развития отрасли ЖКХ // ЖКХ: Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2009. № 5 (часть 1). C. 3-10.

2. Генцлер, И.В. Региональные и муниципальные программы капитального ремонта многоквартирных домов // ЖКХ: Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2008. № 3 (часть 1). С. 7-9.

29

3. Косинова, Е.А., Тарасенко, Н.В. Развитие предпринимательства в туристско-рекреационном секторе (на примере Кавказских Минеральных Вод) / Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2008. - Т.3-2, № 58. - с. 191-195.

Каплина АС. ', Кудаев А.В. 2

'Студент, 2студент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ

Аннотация

Предлагается адаптер для подключения кредитных организаций РФ, принимающих платежи в бюджет и внебюджетные фонды, к системе межведомственного экономического взаимодействия. Адаптер позволяет направлять информацию об уплате государственных и муниципальных платежей в информационную систему, оператором которой выступает Федеральное Казначейство.

Ключевые слова: федеральное казначейство, банк, информационные системы, адаптер.

Kaplina AS. ', Kudaev A.V. 2

'Student, 2student, St. Petersburg State University of economics AUTOMATION OF INTERACTION COMMERCIAL BANKS WITH THE FEDERAL TREASURY

Abstract

The model for connecting credit institutions of Russian Federation, taking payments to the budget and extra-budgetary funds, with the system of interdepartmental economic cooperation is offering. This adapter allows you to send information about state and municipal payments to the information system operated by the Federal Treasury.

Keywords: federal treasury, bank, information systems, adapter.

2013 год стал для кредитных организаций Российской Федерации эволюционным в части развития информационной инфраструктуры. Во-первых, все коммерческие банки, которые осуществляют прием платежей в бюджет и внебюджетные фонды, обязаны быть подключенными к системе межведомственного экономического взаимодействия. Во-вторых, согласно федеральному закону, банки должны направлять информацию об уплате государственных и муниципальных платежей в информационную систему, оператором которой выступает Федеральное Казначейство. Соблюдение российского законодательства (в частности, закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» №-210ФЗ) поставило перед ИТ-компаниями задачу создания такого инструмента, который позволил бы автоматизировать процесс информационного обмена между информационными системами коммерческих банков, платежных агентов, и ведомственными структурами государственной власти. Задача создания системы межведомственного экономического взаимодействия (СМЭВ) является интеграционной, ее решение должно легко встраиваться в ИТ-ландшафт кредитных организаций.

Решение проблемы является актуальным, так как электронное взаимодействие повысит «глубину проникновения» услуг электронного правительства и поможет оптимизировать бизнес-процесс поступления информации из государственных ведомств в финансовые организации, которые предоставляются, чаще всего, на платной основе.

Департамент информационных технологий г. Москвы [1] является оператором двух информационных систем: государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП), и регистрации начисления и платежей.

За последние 2 года ряд компаний уже представили свои продукты на отечественный рынок. Среди них: «Диасофт», «IDSystems», «АО Кворум», «Неофлекс Консалтнг» [2] и др.

Главным компонентом предлагаемых решений стал GIS-Adapter. В табл. 1 представлена функциональность, которую обеспечивает решение:

Таблица 1. Функциональность предлагаемого решения

Функция Описание

Авторизация пользователей Авторизация пользователей происходит при вводе логина и пароля при входе в систему

Логика работы системы Ведение журнала регистрации системных событий

Проверка ЭЦП Проверка ЭЦП на входящих сообщениях, поступающих из СМЭВ

Установка ЭЦП Установка ЭЦП на отправляемые сообщения в СМЭВ

Информирование пользователей информирование осуществляется путем отправки соответствующего сообщения пользователю по e- mail

Единый интерфейс пользователя Основной интерфейс системы, обеспечивающий просмотр и выполнение операций

Просмотр XML-сообщений Сервисная функция для просмотра входящих и исходящих сообщений в формате XML

Автоматический режим отправки сообщений Режим обработки сообщения, когда все сообщения о платежах, поступающие из системы банка, автоматически обрабатываются и отправляются в ГИС ГМП, без дополнительных действий пользователя

Отправка сообщений в ручном режиме Для отправки сообщений требуется подтверждение пользователя

Контроль отправляемых сообщений Контроль формата сообщений, поступающих из информационных систем банков для отправки в СМЭВ. Логический контроль полей сообщения

Контроль полученных сообщений Контроль формата сообщений, полученных из СМЭВ

Стоит отметить, что автоматизируется не только процесс обмена с информационной системой федерального уровня. Наряду с существующими решениями целесообразно создание модуля взаимодействия с системами городского назначения. Ярким примером такой системы выступает информационная система регистрации начисления и платежей (РНиП). Эта система напрямую связана с федеральной системой ГМП, однако, она существенно расширяет ряд организаций, подключаемых к данной системе. Сейчас количество организаций, подключенных в ИС РНиП, превышает 2500. В их числе школы, детские сады, музыкальные школы, поликлиники, парковки г. Москвы и др. с годовым объемом платежей свыше 200 млн. руб.

Подключение банков к системе «удобных городских платежей» не только повысит объемы предлагаемых услуг для граждан, но и станет толчком для развития банковских сервисов и расширит возможности взаимодействия с гражданами.

Также, подключение к ИС РНиП расширяет функционал: помимо реализации двух основных функций GIS-Adapter: получение начислений и отправка факта оплаты, адаптер РНиП позволяет экспортировать каталог услуг, который формирует поставщик услуг. На рисунке 1 приведено взаимодействие с использованием адаптера РНиП.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.